для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть

Льготные ставки по налогу на прибыль с 2020 года

Автор: Амина Русак, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2019 г.

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.

Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.

В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.

Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.

В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Смотреть фото для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Смотреть картинку для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Картинка про для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Фото для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Источник

Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2021-2022?

для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Смотреть фото для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Смотреть картинку для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Картинка про для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть. Фото для применения льготы в виде 0 ставки по налогу на прибыль в штате должны быть

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год).

Кто еще вправе применять специальные ставки по налогу на прибыль узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Льготы для сельхозпроизводителей

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

Льготы для IT-предприятий

С 2021 года власти решили поддержать предприятия и ИП IT отрасли, а также стимулировать их развитие. Поэтому для них установлены льготные ставки:

Условия для применения пониженных ставок не сложные:

Льготы для бизнеса IT-отрасли предусмотрены не только по налогу на прибыль, но и по другим налогам и сборам. Подробнее о них узнайте из Обзорного материала от КонсультантПлюс. Для этого достаточно лишь оформить пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Другие льготы

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2021–2022

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Заявление составляется в свободной форме. Образец такого заявления можно скачать по ссылке ниже.

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Итоги

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

Источник

Об условиях освобождения от налогообложения прибыли, полученной от платной деятельности

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Применение предусмотренных НК РФ преференций – самый распространенный способ законной налоговой оптимизации. В настоящее время налоговое законодательство предоставляет льготы, которые могут принести ощутимую выгоду БУ. Однако налоговые органы очень тщательно (а иногда и предвзято) проверяют заявленные налогоплательщиком льготы, что делает пользование ими затруднительным. В настоящей консультации рассказано об условиях освобождения от налогообложения прибыли, полученной от платной деятельности БУ, а также даны рекомендации по политике БУ в области налогового планирования.

Виды деятельности, по которым действует нулевая ставка налога на прибыль

В силу ст. 284 НК РФ в отношении ряда видов деятельности применяется ставка налога на прибыль 0%. В частности, НК РФ допускает обложение по нулевой ставке налоговой базы в виде доходов:

от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, выполнения НИОКР – научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (ст. 284.1 НК РФ);

от социального обслуживания граждан (ст. 284.5 НК РФ);

от деятельности музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования (ст. 284.8 НК РФ).

Как установлено ст. 284.1 НК РФ, образовательной и медицинской считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.

Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать данные услуги, за которые взимается родительская плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Для целей ст. 284.5 НК РФ социальным обслуживанием признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг считаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Перечень видов культурной деятельности, осуществляемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 642.

Состав льготируемых по налогу на прибыль социально важных видов деятельности формировался постепенно и в настоящий момент плотно приблизился к перечню не облагаемых НДС операций, что говорит о намерениях государства сгладить финансовые различия при оказании услуг государственными учреждениями и коммерческими организациями. Напомним, что равные условия работы для исполнителей разной организационно-правовой формы предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных субъектах РФ с 01.09.2020.

Условия применения нулевой ставки налога на прибыль

Ниже в табличном виде обобщены основные условия, при соблюдении которых прибыль облагается по ставке 0%.

Показатели

Льготируемые виды деятельности

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность, выполнение НИОКР

Социальное обслуживание граждан

Деятельность музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования

Доля льготируемых доходов

Требования по лицензированию

Лицензия на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности

Включение в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ

В штате непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников

Требование к квалификации персонала

Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, не менее 50 %

Запрет на операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок

Период для возврата на льготную ставку

Повторный переход запрещен

Остановимся на «узких местах»: что может препятствовать реализации права БУ на льготу?

Сочетание льготируемых видов деятельности

На первый взгляд совмещение разных льготируемых услуг никак не может повредить применению нулевой ставки. К сожалению, это неверно. Так, БУ не вправе претендовать на льготу, если порог в 90% достигнут лишь совместным оказанием медицинских услуг и услуг по социальному обслуживанию (на это обращено внимание в Письме Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-03-10/41223). А вот одновременное оказание образовательной и медицинской деятельности допускается, поскольку регулируется одной и той же статьей НК РФ. Но если предел в 90% достигается только за счет прибавления медицинских услуг, возникает требование к квалификации медицинского персонала. То есть для образовательного учреждения преодоление порога 90% путем включения в налоговую базу доходов от медицинской деятельности сразу же означает новый заградительный барьер: 50% штата работников должно быть сформировано из сертифицированных или аккредитованных медиков, что почти невозможно. Поэтому для достижения рубежа 90% желательно сочетать образовательные (медицинские) услуги с выполнением НИОКР: последние относятся к льготируемым работам, но никаких дополнительных условий для пользования льготой не возникнет.

Управление структурой доходов

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях исчисления прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 249 и 250 НК РФ). При расчете из доходов исключается НДС. Причем доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются, а, следовательно, и не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного БУ в рамках целевого финансирования и целевых поступлений (субсидий).

Поскольку поступления от основной деятельности БУ в расчете не участвуют, БУ остается контролировать, чтобы льготируемые доходы составляли не менее 90% доходов от внебюджетной деятельности. По мнению автора, наибольший риск создают операции по сдаче имущества в аренду – из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.

Перед некоторыми БУ может встать альтернатива: или пользоваться льготой и снизить активность по сдаче имущества в аренду, или уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20% и свободно развивать управление имуществом. Выбор зависит от структуры внебюджетных доходов и рентабельности платной деятельности.

Еще одним (и неожиданным) фактором в 2020 году стало перепрофилирование больниц из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19. В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 03-03-06/1/90397 описана следующая ситуация. Медицинская организация в рамках государственного контракта с министерством здравоохранения субъекта РФ предоставила свободные палаты для размещения медицинских работников, задействованных для борьбы с COVID-19, а в результате лишилась права на льготу. Общего решения проблемы, при которой недостижение лимита 90% произошло из-за административных мер, на настоящий момент не предложено.

Подчеркнем: для применения нулевой ставки 90%-ю долю льготируемых доходов в общей сумме доходов необходимо соблюдать только по итогам налогового периода, каковым является календарный год. Поддержание данного показателя по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев) налоговым законодательством не предусматривается.

Управление персоналом

Если долю льготируемых доходов можно отрегулировать по результатам года, то условие по численности персонала необходимо выполнять непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Правда, лимит в 15 человек легко преодолим для большинства бюджетных учреждений.

БУ с доминирующей долей основной деятельности еще проще выполнять требования к численности и квалификации персонала, так как для расчетов берется весь списочный состав независимо от того, в платных или бесплатных услугах он задействован. Однако если БУ малочисленно, придется каждодневно во время действия нулевой ставки строго следить за составом персонала: любое увольнение может привести к потере льготы. Исправить ситуацию, нарастив численность, не получится, потому что для расчетов берется списочная, а не среднесписочная численность (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580).

Что касается медицинских учреждений, для них установлено дополнительное условие – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.

Для расчета списочной численности работников может быть использован порядок, установленный Приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, которым утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Письмо ФНС РФ от 11.09.2020 № СД-4-3/14753@). Следует учесть, что в соответствии с п. 78 этих Указаний лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.

Оформление льготы в налоговом органе

БУ, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий применения льготы. Данное требование не предъявляется к организациям, использующим льготу в порядке ст. 284.8 НК РФ.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого прибыль облагалась по нулевой ставке, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ), БУ обязаны представить в налоговый орган сведения, подтверждающие законность пользования льготой.

Нормативное регулирование отчетности по использованию ставки налога на прибыль 0%

Вид деятельности

Нормативные акты

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность

Приказ ФНС РФ от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@«Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации».

Приказ ФНС РФ от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@«Об утверждении формата представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде»

Социальное обслуживание граждан

Приказ ФНС РФ от 23.10.2015 № ММВ-7-3/467@ «Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов организации и о численности работников в штате организации»

Музеи, театры, библиотеки

Приказ ФНС РФ от 26.08.2020 № ЕД-7-3/603@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, в электронной форме»

Последствия утраты льготы

Переход с нулевой ставки на общую, 20%, возможен по желанию налогоплательщика либо принудительно из-за несоблюдения условий. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке по общей ставке с уплатой пеней. Кроме того, утрачивается право на использование льготы в будущем (для деятельности по социальному обслуживанию граждан) или налагается мораторий на применение нулевой ставки в течение 5 лет (для образовательной и медицинской деятельности).

Поскольку даже однократное лишение льготы фатально, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, нужно все свои действия просчитывать чрезвычайно аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана следующая ситуация: налогоплательщик, решившийся заявить льготу в отсутствие утвержденного перечня льготируемых видов деятельности, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не была достигнута 90%-я доля льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период (с 2011 года по 2015 год включительно) из-за моратория на последующее заявление льготы.

Заключение

Итак, чтобы предоставленные согласно НК РФ льготы принесли БУ желаемый результат, должны как минимум проводиться следующие мероприятия:

планирование внебюджетных доходов;

недопущение нецелевого расходования субсидий;

строгий контроль численности персонала;

своевременное представление в налоговый орган соответствующих документов.

Надо признать, что пользование льготами может вступить в конфликт с другими способами получения прибыли, например, сдачей имущества в аренду. Конечно, предпочтительно в рамках налогового планирования использовать льготы. Но если по каким-то причинам это не удается сделать, остаются стандартные способы снижения налогового бремени (например, путем наращивания расходов). Кроме того, макроэкономическая обстановка такова, что рассчитывать на высокую рентабельность работы в ближайшем будущем не приходится. Ведь, как известно, в условиях кризиса многие хозяйствующие субъекты вынуждены снижать цены, а значит, отказываться от прибыли частично или полностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *