для семейных отношений афин было характерно
§ 5. Брак и семья
Вступление в брак считалось обязательным в Афинах. Платон говорит о законе, который обязывал граждан к браку (“Пир”, 192а). Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастье и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению культа предков.
На должность архонта-базилевса и стратегов могли избираться лишь женатые граждане.
В гомеровскую эпоху брак заключался покупкой. Договор куп- ли-продажи невесты заключали между собою отец девушки и ее жених. Отец девушки или лицо, заменявшее ей отца (kyrios), получали от жениха скот и другие ценные предметы (hedna), а отец, в свою очередь, делал подарок жениху (мейлия). Так в “Одиссее” муж Афродиты Гефест требует у Зевса возвращения “гедна”, убедившись в неверности жены.
Брак и позднее сохранил в Афинах следы своего происхождения из договора купли-продажи. Женщина в брачном договоре играет пассивную роль, скорее роль объекта договора, чем стороны. Жених заключает брачный договор не с невестой, а с главою семьи (kyrios), отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит. Плата за невесту — “гедна” — продолжает оставаться необходимым условием договора, хотя возможно, что имеет теперь одно лишь символическое значение.
Установление приданого не было обязательным для отца; если же девушку выдавал замуж ее брат, он обязан был дать за нею приданое. Муж управлял имуществом, полученным в качестве приданого, и должен был сохранить его в целости для детей, родившихся в браке.
Различались две формы заключения брака: a) engiesis — обычный договор жениха с kyrios невесты и б) epidikasia — заключение брака перед должностными лицами или перед судом. Последняя форма применялась лишь в некоторых исключительных случаях: при выдаче замуж девушки-наследницы, при выдаче замуж девушки, удочеренной другим лицом, при женитьбе усыновленного.
Афинская семья — семья моногамная. Женщина занимала в ней подчиненное, приниженное положение. Однако в действительности семья была моногамной лишь для женщины. Муж “имел еще часто к своим услугам рабынь, а в период расцвета Афин — широко распространенную проституцию, которой, во всяком случае, покровительствовало государство” (Энгельс). Однако связи мужчин с другими женщинами, кроме жены, не порождали никаких юридических последствий. Сожительство мужа с другой женщиной, вопреки мнению некоторых ученых (Жид, Буерман), не давало законного положения ни этой женщине, ни ее детям.
Личное положение женщины в браке определялось тем, что наряду с властью ее отца или иного kyrios возникает власть над нею ее мужа, так что образуется одновременное действие той и другой власти.
Положение афинской женщины характеризовалось подчинением мужу и ее затворничеством. Моногамная семья выступает у греков, говоря словами Энгельса, “во всей своей суровости”[58]. Женщины жили дома в обособленном помещении, куда мужчинам доступ был запрещен. Из дому женщины выходили в сопровождении рабынь, а дома их также держали под строгим надзором. Интересы замужней женщины ограничивались узким кругом домашних дел, заботами о хозяйстве и управлением рабынями. Энгельс говорит: “У Эврипида жена обозначается словом oicurema, как вещь для работы по хозяйству (слово это среднего рода), и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой”[59].
Развод для мужчины был свободен, муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был, однако, вернуть ей ее приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей и, в частности, никакого обращения к должностному лицу при этом не требовалось. Иначе обстояло дело с разводом по желанию жены. Жена должна была обратиться к архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода. Совершение этих действий в силу зависимого положения женщины было иногда для нее делом нелегким.
Источники дают основание предполагать, что муж не только мог в любое время прекратить свой брак, но даже мог выдать свою жену замуж за другого. Так, Плутарх рассказывает, что Перикл передал свою жену другому лицу, правда, с ее согласия на этот новый брак. Банкир Сократ выдал свою жену замуж за вольноотпущенника Сатира.
Родительская власть отца первоначально была очень широка: отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. До Солона сохранялось право отца продать в рабство своих детей. Солон признал право отца подвергнуть сына изгнанию за недостаточную почтительность к отцу.
Однако с течением времени отцовская власть значительно смягчилась, так что в V в. до н. э. в Афинах от первобытной неограниченной власти главы семьи осталось немного. Отец имел право отречься от ребенка в первые дни по его рождении, если не считал его своим. Гражданин, не имевший средств для воспитания ребенка, мог передать его властям для воспитания его на казенный
счет. Отец мог отречься от сына и лишить его наследства, если сын плохо обращался с отцом. Отец мог выдать свою дочь замуж за кого хотел и даже мог указать в завещании, за кого должна выйти замуж его дочь.
Дети должны были оказывать почтение и повиновение своим родителям. Кроме того, сын должен был содержать своих впавших в бедность родителей. Неисполнение этих обязанностей могло вызвать обвинение сына перед судом в дурном обращении с родителями.
СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.
Брак считался разновидностью договора купли-продажи, заключаемый между женихом и главой семьи невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки.
Существовало 2 формы брака:
— обычная, т.е. указанный договор,
— «перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы).
Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным.
Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.
Получая жену, муж получал также в приданое определенное имущество, тратить которое он не имел права.
После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки.
Власть домовладыки была весьма значительной. Отец, при малейшей непочтительности к себе со стороны детей, мог лишить их наследства.
РАЗВОД для мужа был свободным, а для женщин, занимающих подчиненное положение в семье – сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода. Если причины были вескими и достоверными, архонт разрешал развод. При этом, муж возвращал жене приданое.
Дети в семье подчинялись отцу, но родительская власть, первоначально очень широкая, со временем ослабляется.
НАСЛЕДОВАНИЕ
В период развития афинского права было 2 типа наследования:
По закону, наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.
Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.
ЗАВЕЩАНИЕ считалось ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, если завещатель при его составлении:
— находился в здравом уме
— не подвергался физическому или психическому насилию.
Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать:
однако их имущество переходило к их наследникам по закону.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть (. ). Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:
— обман народа (за это на преступника возлагалась АТИМИЯ),
— внесение в народное собрание противозаконных предложений,
— ложный донос по делам о политических преступлениях.
Убийство посла являлось также и религиозным преступлением (т.к. боги покровительствовали посланникам). Виновные карались смертью или изгнанием.
· Преступления против личности.
Афинскому праву было известно понятие САМООБОРОНЫ.
Помимо убийств, сюда следует отнести:
2) причинение увечья,
3) нанесение побоев,
При рассмотрении уголовных дел проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
· Преступления против семьи
— дурное обращение детей с престарелыми родителями,
— дурное обращение опекуна с сиротами,
— дурное обращение родственников с дочерьми-наследницами,
НАКАЗАНИЯ
Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний:
— продажа в рабство (для метеков),
— атимия (бесчестье) – лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества,
— телесные наказания (для рабов и метеков)
На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э. («драконовские меры»), карающие смертью кражу овощей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушевленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.
В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:
а) основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);
б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);
г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;
Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:
б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;
г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.
Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало. Если государственный процесс истец проигрывал трижды, то он считался СУТЯГОЙ, лишенным общественного доверия уже на все последующие времена.
Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязанность доказывания лежала на участниках.
2) показания под пыткой,
3) свидетельские показания.
Самым важным свидетельством считалось письменное, потому что его трудно подвергнуть изменению.
Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток:
— вливание в ноздри уксуса,
прижигание тела раскаленным предметом и др.
Судьи голосовали по внутреннему убеждению. В тексте присяги гелиастов были такие обещания: «судить по законам и постановлениям народа и его выборных органов, а в случаях, не предусмотренных законом, но нелицеприятному убеждению решать обо всем, что содержится в жалобе, и выслушивать с одинаковым вниманием речи обвинителя и обвиняемого». Кроме того, судьи обещали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.
Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков. Состав судов был обычно нечетным, но если случалось, что за и против обвинения голосовали поровну (при одном судье, уклонившемся от голосования), то обвиняемогоне судили, а отпускали (. ).
Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравновешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для разных кляузников и доносчиков (СИКОФАНТОВ), которые в случае победы получали часть имущества осужденного, существовало сильное искушение начинать такие процессы.
Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане Афин:
— за женщин и несовершеннолетних действовал глава семьи,
— за метека – простат,
— за раба – его господин.
Существовало 2 вида судебного процесса:
1. «ДИКЕ» как вид частного процесса, начинался по заявления потерпевшего, его родственника или представителя. «Дике» предполагал своей целью лишь возмещение ущерба, и начавший процесс гражданин мог прекратить его в любое время.
2. «ГРАФЕ» как вид процесса публичного. Он начинался по заявлению любого гражданина Афин, и не мог прекратиться по его желанию, приобретая общественно значимый, политический характер. «Графе» требовал не возмещения ущерба, а, прежде всего, применения наказания к виновному. Как правило, этот вид процесса реализовывался в делах о государственных, политических преступлениях и преступлениях против семьи, которые приравнивались к политическим.
Начавший процесс обязан был довести его до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм. В некоторых случаях жалобщик при выигрыше получал часть стоимости конфискованного имущества виновного. Выгода такого рода толкала некоторых афинских граждан на написание доносов. Со временем образовался целый разряд профессиональных доносчиков – СИКОФАНТОВ.
Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное расследование, устанавливало обстоятельства дела (АНАКРИЗИС).
Если дело было сложным, могло быть проведено и основное расследование. До слушания дела и во время слушания обвиняемый и ответчик имели право (как и заявитель) представить свои показания или возражения против рассмотрения дела по существу.
Показания до суда запечатывались в специальные сосуды (обеспечивались).
При рассмотрении дела по существу стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Судьи выслушивали стороны сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Исход дела решался тайным голосованием при помощи камней и сосудов. Предлагать наказания разрешалось и обвинителю и обвиняемому.
На судебные решения и приговоры допускались апелляции к Гелиэе, решения которой были окончательными и не подлежали обжалованию.
[1] Необходимым условием существования спартиата были общественные трапезы. Все обязаны были постоянно находиться на виду, включая время приема пищи. Для организации таких обязательных совместных трапез, спартиаты были обязаны перечислять небольшой налог. Те, кто переставал выплачивать такой налог в силу тех или иных обстоятельств, выпадал из общественной жизни и подвергался осуждению, переходя в разряд ГИПОМЕЙОНОВ (т.е. опустившихся).
[2] Периэки заключали договоры купли-продажи, мены. Для регулирования имущественных отношений периэки пользовались своими обычаями.
Семья и брак в Древней Греции
1. Семейные отношения
Власть отца над детьми также постепенно уменьшалась. В V в. до Р.Х. она совершенно прекращалась с достижением сыном совершеннолетия (18 лет). Впрочем, отец мог лишить дурного сына наследства. Дети обязаны были нести по отношению к родителями долг почтения и повиновения. Если родители впадали в бедность, сын обязан был содержать их. В случае пренебрежения своими обязанностями он мог быть предан суду.
Отношение к браку в первобытной Греции во многом не совпадало с нынешним. Греки полагали, что супружеский союз заключается главным образом для выполнения патриотической (рождение новых граждан) и религиозной (жертвоприношения предкам) обязанностей. О взаимной склонности или сходстве вкусов супругов не было и речи. Хотя эти мысли впоследствии и утратили свою стойкость, все же они сохраняли власть над умами. Отсюда вытекало, что в браке, как его понимали греки, личность женщины не играла какой-либо роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены не ради ее самой, а как необходимое орудие для сохранения семьи и государства.
Девушек греки обыкновенно держали взаперти. Замужняя женщина была более свободной. В богатых семьях она большей частью находилась дома, но в малосостоятельных ей приходилось постоянно оставлять его по надобностям хозяйства. Она должна была отправляться на рынок, покупать провизию и нести на себе заботы, обыкновенно возлагаемые на рабов. Иногда даже случалось, что женщины занимались торговлей на агоре. Однако это явление наблюдалось редко, и общественное мнение относилось к нему с осуждением.
В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок. Кроме того, они должны были заботиться обо всех мелочах управления хозяйством и расходах, связанных с ним. Но общественная жизнь их почти совершенно не касалась. Из этого правила бывали, конечно, и исключения! Так, например, в Спарте женщины пользовались гораздо большей свободой и уважением. Они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Личная склонность при выборе жены играла здесь несравненно большую роль, чем в остальной Греции.
Свадьба в Древней Греции начиналась с жертвоприношений и обрядов очищения. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты совершались предварительные религиозные обряды, состоявшие в молитвах и жертвоприношениях «брачным богам» (к их числу относились Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Эрот, нимфы, мойры). Отец невесты приносил жертвы Зевсу Совершителю, Гере Совершительнице, Артемиде и прочим божествам, покровительствующим юности, особенно нимфам. Жертвоприношения совершались утром в день свадьбы и сопровождались различными символическими обрядами и гаданиями. В это же время девица посвящала какой-либо богини свой девичий пояс, куклы, игрушки, а также волосы. Вслед затем следовало брачное омовение, воду для которого доставляли из ближайших рек и источников. Сваха из пожилых родственниц одевала невесту и украшала венком.
Дом невесты изнутри и снаружи украшали лавровыми и масличными ветвями. В нем за счет родителей невесты справляли праздничный пир. На пиру присутствовали родственники и гости с обеих сторон. Невеста, скрытая под покрывалом, сидела среди женщин. Жених и его друзья, с венками на головах, были одеты в белые одежды.
Вечером невесту, наряженную в самое дорогое платье, отвозили в дом к жениху. Процессия двигалась пешком, но невеста сидела в колеснице, запряженной мулами, ослами или лошадьми на скамейке между мужем и шафером. (Если муж был вдовцом, обычай не позволял ему самому привозить невесту, ее сопровождал один шафер). Под звуки флейт и кифар исполнялась свадебная песнь (гименейос). За колесницей шла мать невесты с факелом, зажженным от огня домашнего очага. Далее следовала толпа родственников и знакомых с музыкой, танцами и песнями веселого и шутливого характера. Сама молодая пара участия в танцах не принимала.
Дом жениха был украшен ветвями и венками. Перед дверью невесту ожидала свекровь с факелом в руке, которая вводила ее в дом. При этом выполнялись некоторые символические обряды. Невеста, в знак ее будущих домашних обязанностей, вносила в дом сковороду и сито, после чего ее осыпали в новом доме градом лакомств. Этот обряд символизировал признание невесты членом семьи и участницей домашнего очага. Айва и свадебный пирог из ячменя и меда, который ели новобрачные и гости, тоже имел символическое значение.
Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату. Прощаясь с молодыми, гости пели особую разновидность песни, которая называлась «Катакой метикон» («Укладывать спать»). Это была своеобразная колыбельная со словами, полными намеков и двусмысленностей. Спев ее, гости расходились по домам.
На следующий день родственники и друзья делали молодым подарки. Новобрачные также обменивались подарками. Официальным актом бракосочетания считалось внесение молодой жены в списки фратрии мужа, сопровождавшееся угощением членов фратрии и жертвоприношением.
3. Рождение ребенка
В ближайший праздник апатурий новорожденного вносили в список фратрий. Этот день также отмечался особым жертвоприношением.
Уход за новорожденным поручался кормилице. Она укачивала ребенка в подвешенной корзинке (ликноне) или в низкой колыбельке-скафе (зимой младенца качали прямо над очагом). Кормилицы успокаивали и развлекали своих подопечных тихим монотонным звуком погремушек (это были глиняные изделия в форме утки, поросенка и т.п. с маленьким металлическим шариком внутри). Постукивая погремушками, кормилицы напевали вполголоса медленные, однообразные песенки. После того как ребенка отнимали от груди, его обычно кормили медовой кашей.
Лет до шести или семи дети были всецело поглощены своими играми. Говоря о детских игрушках, источники упоминают хлопушки, тележки, домики, лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей, куклы из воска, гипса или обожженной глины и солдатики из того же материала. Девочки из зажиточных семей имели в своем распоряжении ларчики, корзинки, маленькую детскую мебель, зеркальца, разрисованные мячики, раковины, деревянные и терракотовые куклы с подвижными руками и ногами.
Дети постарше забавлялись мячом, обручем, волчком, качались на качелях. Рисунки на вазах дают нам возможность ознакомиться с любопытными подробностями их времяпрепровождения. Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, чрезвычайно поглощен откапыванием веточки какого-то растения, которое кажется ему плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок ползет на четвереньках к столу, уставленному лакомствами и пирожными, и готовится стащить закуску своего рассеянного товарища. В детских забавах нередко участвуют животные: то шалуны запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, то хватают ни в чем не повинную утку и стараются оседлать ее. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и выхватит из его рук пирог. Тележка, запряженная козами, также была обычным детским развлечением. До семи лет, пока дети оставались при матери, они бегали полуголые в одной накидке.
5. Образование детей
Подрастая, мальчики начинали учиться вне дома. Греческое образование заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Обычно с семи до четырнадцати лет ребенок делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой. Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и счета. Затем учитель заставлял ученика читать и учить на память стихи, взятые у лучших поэтов. Эти отрывки были наполнены полезными советами или заключали в себе поучительные повествования. Позже приступали к чтению отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Уроки были совершенно не похожи на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома. Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой, до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.
Большую роль в воспитании играла музыка, которой приписывалось благотворное влияние на душу человека. Дети учились играть на цитре, лире или флейте. Рисунки на вазах дают нам представление о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какой-нибудь отрывок, а ученики повторяли его вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него.
С четырнадцати лет предметом серьезных занятий для юношей становилась гимнастика. Прежде всего упражнялись в борьбе, беге, прыганье, метании диска и дротика. Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Одновременно юношей обучали военному искусству.
После того как усваивался весь этот комплекс знаний и навыков, образование считалось законченным. Желающие могли продолжить его, изучая такие предметы как рисование, геометрия, астрономия, география, риторика и философия. Этим наукам за плату обучали особые учителя, поэтому они были доступны лишь состоятельным людям.
Девочки оставались подле своих матерей, вследствие чего их образование оставалось крайне поверхностным. С возрастом их начинали привлекать к работе над шерстью и тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщины. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний никогда не проникал к ним. До самого замужества девушки жили в затворничестве, вдали от политических и общественных проблем. Греки, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаниях женская душа более проиграет, чем выиграет, и сознательно стремились оградить своих дочерей от их влияния.