для учета прочие расходы в организации в подразделении не указан счет
Какие расходы относятся к прочим в бухучете
Все затраты любой организации можно упрощенно разделить на те, которые связаны с ее основной деятельностью, и прочие расходы. Формировать необходимые данные о прочих расходах в бухгалтерском учете нужно на основании гл. 3 ПБУ 10/99.
Согласно п. 11 данного нормативного акта, к прочим относят расходы, возникающие:
Для прочих расходов в бухгалтерском учете этот перечень является открытым.
Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, — это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.
К расходам в бухучете предъявляются следующие требования:
Чтобы узнать больше об отражении результатов, не связанных с основной деятельностью, читайте статью «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».
Проводки для учета прочих расходов
Отражаются операции по прочим расходам на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого фиксируют расходы, а по кредиту — доходы. Учет ведется с использованием следующих субсчетов:
Счет 91 в конце каждого месяца не имеет остатка — просчитываются обороты по дебету и кредиту, выводится их общее сальдо и записывается на субсчете 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Проводки будут выглядеть так:
Аналитический учет прочих расходов на счете 91 рекомендуется вести отдельно по каждой из операций, чтобы иметь перед глазами полную картину их влияния на результат работы компании.
Примеры бухгалтерских записей в связи с признанием прочих расходов вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Общий остаток на счете 91 в последний день месяца получается нулевой, но на его субсчетах с начала года аккумулируются суммы по дебету и кредиту. В конце декабря на субсчет 91-9 переносятся суммы с субсчетов 91-1 и 91-2, собранные за год внутренними проводками:
В бухгалтерской отчетности прочие расходы указываются в отчете о финансовых результатах по строке 2350.
Пример заполнения строки 2350 можно посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности, получив бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.
Прочие расходы в налоговом учете – это…
В практике каждого бухгалтера имеются такие случаи, когда производятся затраты, не связанные с основной коммерческой деятельностью. Тогда возникает вопрос: можно ли отражать эти расходы при ведении налогового учета? Чтобы ответить на него, нужно обратиться к ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, в которой указан список обоснованных для уменьшения налогооблагаемой базы трат, не относящихся к основной деятельности.
В реальности часто существуют такие траты организации, которые принимаются в бухгалтерском учете, но не могут быть учтены в налоговом учете. Бухгалтер должен их хорошо знать.
К ним, в частности, относятся:
Не все отраженные в бухучете затраты организации можно учесть при ведении налогового учета. Это создает временные разницы, которые необходимо учитывать в соответствии с ПБУ 18/02.
Налоговый кодекс: прочие расходы при налогообложении
Чтобы правильно сформировать полученную прибыль для расчета налога, необходимо руководствоваться специальным списком внереализационных расходов, который содержит ст. 265 НК РФ. Этот перечень включает:
К внереализационным расходам относят также убытки от стихийных бедствий, безнадежные долги, порчу материальных ценностей при отсутствии виновного лица и др.
Перечень таких расходов открыт. К нему могут быть отнесены другие траты предприятия, не относящиеся к производству и реализации. Главным при этом является то, что необходимо соблюдать условие, указанное в п. 1 ст. 252 НК, — затраты нужны для полноценной деятельности организации и должны быть оформлены документально надлежащим образом и со всеми необходимыми реквизитами.
Момент признания расхода для расчета налогов также оговорен в НК РФ. Если согласно учетной политике организации применяется метод начисления, то нужно пользоваться указаниями п. 7 ст. 272 НК РФ. При кассовом методе для списания внереализационных расходов необходимо руководствоваться п. 3 ст. 273 НК РФ.
Что говорит Налоговый кодекс о внереализационных расходах, вы узнаете из статьи «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Достоверное отражение прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете помогает не только избавить компанию от претензий контролеров, но и получить информацию для принятия стратегических решений. Поэтому бухгалтеру важно правильно идентифицировать расходную хозяйственную операцию, оперируя нормами бухгалтерского и налогового законодательства.
Для учета прочие расходы в организации в подразделении не указан счет
Звонок по России бесплатный: 8-800-222-67-86
Онлайн обучение 1С доступно и понятно для каждого пользователя
Телефон, WhatsApp, Телеграм :+7 (911)777-22-47
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ
Как учесть расходы
на доставку от переработчика в
1С Комплексная автоматизация 2?
Присоединяйтесь в VK:
Подпишитесь на канал YouTube:
Перейти к разделам:
НАЧАЛО 15 НОЯБРЯ 2021!
5 самых частых ошибок в настройках статей расходов в 1С Комплексной 2 и ERP
Конфигурация: 1С КА2, ERP
Именно здесь особенно много ошибок.
Причем эти ошибки вскрываются уже только при закрытии месяца, когда уже заведено большое количество документов и переделывать приходится много цепочек документов.
С чем мы чаще всего сталкиваемся в конце месяца?
Затратные счета не закрываются на счета учета себестоимости. Проводки «неожиданные», а себестоимость выпущенной на склад продукции не бьется с 90 счетом.
Что делать? Только не замазывать все косяки ручными проводками!
! Во-первых, в следующем месяце ведь придется повторить.
! Во-вторых, в базе накапливаются ошибки, которые в будущем могут привести к тому, что база станет неработоспособной.
Как видите, достаточно аргументов, чтобы изучить основные ошибки в настройках статей расходов и делать сразу правильно.
Ошибка №1: Не распределять
Это ситуация, когда в карточке статьи расходов на первой закладке устанавливается вариант распределения «Распределять вручную»:
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: вариант «Распределять вручную» в статье расходов
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: счет учета в статье расходов
Этот вариант распределения подойдет для расходов на страхование или недостач за счет виновных лиц. В тех ситуациях, когда расходы закрываются какими-то еще документами.
Из расходных счетов здесь допустим только счет 91.02. Только этот затратный счет не предполагает дальнейшего распределения в бухгалтерском учете на счета учета себестоимости продаж, расходов на продажу и управленческих расходов.
А вот с расходами по основной деятельности так поступать не следует. Их обязательно нужно куда-то распределять.
Ошибка №2: Распределять на себестоимость товаров и затратные счета
Это один из любимых пользователями вариантов распределения, который не работает с затратными счетами.Выбираем тип расходов «Расходы по приобретению товаров» или «Расходы на складское хранение и обработку». И распределение в бухгалтерском учете указываем «На себестоимость товаров».
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: вариант распределения «на себестоимость товаров» в статье расходов
При этом на закладке «Регламентированный учет» указываем один из затратных счетов. Как правило, это 20 счет.
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: счет затрат в статье расходов
Видимо, это делают просто по созвучию: себестоимость товаров и себестоимость продукции. Но это совсем не одно и то же.
Себестоимость продукции сформируется у нас с вами из тех расходов, которые мы отнесем на производственные расходы.
Счета учета расходов в этом случае программа не поймет и суммы расходов зависнут на счетах, а при списании товаров со склада еще и появятся «непонятные» минусы. Поэтому вариант распределения «На себестоимость товаров» с такими счетами сочетать нельзя.
5 новых правил распределения расходов в 1С Комплексная автоматизация 2
Ошибка №3: Распределять на финансовый результат и себестоимость продукции
Вот еще наше родное-любимое. Распределяем на финансовый результат.
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: вариант распределения «на финансовый результат» в статье расходов
И счет в регламентированном учете ставим 20-тый. А ждем в себестоимости.
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: счет учета затрат в статье расходов
На финансовый результат? Хорошо. И все с 20 счета сразу улетает на 90 счет, в финансовый результат текущего периода. Причем благополучно проскакивает мимо 43 счета, счета учета готовой продукции и ее себестоимости.
Но, если расход должен попасть в себестоимость продукции или произведенных вами работ, то отправлять его на финансовый результат не следует.
Ошибка №4: Прочие операционные и внереализационные расходы по основной деятельности
Это довольно запутанный вариант ошибки. По идее, в бухгалтерском учете прочие операционные и внереализационные расходы учитываются на счете 91.02.
В 1С Комплексной автоматизации 2 и ERP тип расходов «Прочие операционные и внереализационные расходы» соответствует «прочей» деятельности. Но явно это нигде в программе не прописано. И ограничения на выбор типа расходов для обычной деятельности не накладывается.
Пользователь свободно может выбрать основную деятельность и указать этот тип расходов.
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: тип расходов «Прочие операционные и внереализационные расходы» в статье расходов
А дальше пользователь пытается выбрать из небогатого набора способов распределения.
→ Если выбрано «Не распределять», то на закладке «Регламентированный учет», он столкнется с тем, что счет 91.02 в окошке подбора не выбрать. Эта возможность закрыта ограничением счетов только основной деятельностью на закладке «Основное».
→ Если «На финансовый результат», то в первом окошке, «Счет учета», тоже нельзя выбрать 91.02, зато его удается выбрать в качестве счета списания.
1С Комплексная автоматизация 2 и ERP: счета учета и списания расходов
Выглядит это с точки зрения бухгалтерского учета нелепо.
И вот тут происходит вещь удивительная, но вообще-то характерная для человека, столкнувшегося со странностями в поведении компьютера: он смиряется. Может пользователь считает, что программа знает лучше, а может и ругает ее в душе. Но выбирает-таки счет из списка доступных.
И возникает ситуация, аналогичная предыдущим: или расходы не распределяются вообще, или удивительным образом распределяются с 20 счета на 91.02 при закрытии месяца.
Оба варианта не приемлемы с точки зрения бухгалтерского учета. Или расходы опять же «висят», или возникают странные проводки вроде Д 91.02 К 20.
То есть здесь нужно внимательно отнестись к соответствию типа расходов и вида деятельности.
Программа подсказывает далеко не все. И чтобы не застрять в ошибках, не следует соглашаться на заведомо неправильные схемы учета. Делаем, как правильно, чтобы потом не переделывать.
Не указан счет «прочие расходы»
В плане счетов ЗиК должны быть счета 91.1 и 91.2
Читают тему:
Мероприятия
1C:Лекторий: 18 ноября 2021 года (четверг, начало в 10:00, все желающие) — Маркировка упакованной воды в программах «1С:Предприятие»
1C:Лекторий: 25 ноября 2021 года (четверг, начало в 12:00) — Специальные механизмы в «1С:ЗУП 8» (ред. 3)
При использовании материалов активная прямая гиперссылка на перепечатанный материал обязательна.
Редакция БУХ.1С не несет ответственности за мнения и информацию, опубликованную в комментариях к материалам.
Редакция уважает мнение авторов, но не всегда разделяет его.
Мы используем файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вас это устраивает.
Учет прочих доходов и расходов
Прочие – значит, не имеющие прямого отношения к основной деятельности предприятия. Эти траты и доходы очень важны в рамках общей бизнес-практики компании, без них не обойтись, несмотря на то что они являются вспомогательными. Нередко бухгалтера затрудняются в отнесении финансовых результатов на правильную статью баланса. Сегодня разбираемся с прочими доходами и расходами.
Вопрос: Как отразить в учете, а также в бухгалтерской отчетности организации комиссию банка за выдачу кредита? Согласно учетной политике организации в целях бухгалтерского учета дополнительные затраты по займам и кредитам включаются в прочие расходы равномерно в течение срока займа (кредита).
Сумма комиссии составила 12 000 руб. (НДС не облагается). Срок предоставленного организации кредита на пополнение оборотных средств составляет девять месяцев. Бухгалтерская отчетность составляется на последнее число каждого календарного месяца. В налоговом учете применяется метод начисления. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Посмотреть ответ
Прочие – это какие?
Связь затрат и прибылей с основными либо «прочими» видами занятий организации прослеживается на основании данных из выписки ЕГРЮЛ. В этом документе закреплены виды деятельности фирмы, указанные как основные при регистрации. Если затраты или получение денег не связаны с ведением именно этих видов деятельности, они при учете должны быть отнесены к прочим.
Прочие доходы: определение
План бухгалтерских счетов 9/99 «Доходы организации» регламентирует отнесение финансов к тем или иным статьям. В главе 3 «Прочие поступления» приведен открытый перечень поступающих средств этого назначения. К ним бухгалтером принято относить:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Список открыт – можно включить в него и другие финансовые поступления, отвечающие назначению «прочие». Они должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Примеры таких доходов – излишки, обнаруженные при инвентаризации, остатки годных материалов или запчастей после утилизации и пр.
Если предприятие занимается грузоперевозками и попутно сдает в аренду склад, доходы от аренды следует относить к прочим. Но если основное занятие фирмы – аренда складов, то прибыль от этого будет основным, а не прочим доходом.
Какие расходы относят к прочим
Информация о прочих расходах содержится в упоминавшейся выше 3 главе ПБУ 9/99. Перечисление прочих расходов тоже содержится в открытом списке, это значит, что учетная политика вправе его расширить. Чаще всего приходится относить на баланс следующие виды прочих расходов:
ВНИМАНИЕ! Учетная политика вправе обосновывать отнесение к «прочим» и других видов затрат. Например, госпошлины и сумма налога на имущество прямо не указаны в списке основных расходов, их нет и в перечне «прочих», значит, предприятие самостоятельно может определить статью их учета.
Бухгалтерский учет
Прочие затраты и поступления учитываются бухгалтером на счете, специально предназначенном для этой цели – 91 «Прочие доходы и расходы». К нему обычно открываются субсчета:
Примеры проводок по прочим доходам и расходам
Налоговый учет прочих поступлений и затрат
В признании доходов и расходов прочими для целей налогообложения практически не возникает расхождений с бухгалтерским учетом, кроме некоторых нюансов, которые мы уточним ниже.
Прочие доходы и налоги
Законодательно эта операция регламентирована ст. 250 НК РФ «Внереализационные доходы» (их список закрытый, но более полный, чем перечень прочих доходов).
ВАЖНО! Если поступление не упомянуто в ст. 250 как внереализационное, значит, оно относится к основным.
В процессе налогового учета величина поступлений редко отличается от указанной в бухгалтерском балансе. Но появление таких отличий в некоторых случаях все же возможно.
Особенности налогообложения прочих расходов
НК РФ определяет все тонкости налогообложения, связанные с прочими расходами, в ст. 265 «Внереализационные расходы». Так же, как у доходов, их перечисление закрытое и не допускает расширения за счет других видов деятельности.
Некоторые прочие доходы не входят в налоговый учет, хотя и упомянуты как внереализационные. Их достаточно много, чаще всего бухгалтеру приходится сталкиваться со следующими.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Из-за разницы в налоговом и бухгалтерском признании расходов прочими образуются постоянные временные разницы, обусловленные применением ПБУ 18/02, использование которого для малого бизнеса является льготным.
Отражение прочих доходов и расходов в бухучете
В отчетности по бухгалтерии прочие доходы следует отражать в строке 2340 «Отчет о финансовых результатах» – ОФР. Прочие расходы должны быть отражены в строке 2350 со знаком «минус». Если на конец отчетного периода на балансе образуется дебиторская или кредиторская задолженность, прочие доходы и расходы можно внести в ее состав.
ВНИМАНИЕ! Суммы в ОФР и в налоговых декларациях иногда могут несколько различаться из-за приводимых разниц прочих поступлений и затрат в налоговом и бухгалтерском учете.
Распределение косвенных затрат и закрытие счетов затрат в «1С:Бухгалтерии 8»
Косвенные затраты
Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н), косвенными считаются затраты, которые не могут быть прямо отнесены к конкретной продукции, работе, услуге. При этом организация самостоятельно определяет классификацию затрат на прямые и косвенные, а также порядок распределения косвенных затрат между конкретными видами продукции, работ, услуг (п.п. 23-25 ФСБУ 5/2019).
Таким образом, ФСБУ 5/2019 закрепляет практику, которая применялась и ранее.
Но теперь стандарт (п. 26 ФСБУ 5/2019) не разрешает включать в фактическую себестоимость незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции:
затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда; потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины);
расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства (например, процесс сушки древесины);
управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).
В соответствии с новыми правилами в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.89 изменены настройки распределения косвенных затрат, а также порядок закрытия счетов затрат:
20.01 «Основное производство»;
23 «Вспомогательные производства»;
25 «Общепроизводственные расходы»;
26 «Общехозяйственные расходы»;
28 «Брак в производстве».
Косвенные затраты, которые включаются в стоимость готовой продукции, работ и услуг, можно учитывать на счетах 20.01, 23 и 25.
Что касается счета 26, то теперь в программе он выделен исключительно для управленческих затрат. Например, затрат на приобретение канцелярских товаров, содержание административно-управленческого персонала, услуги связи, информационные и аудиторские услуги, а также другие услуги, которые не включаются в себестоимость НЗП и готовой продукции. И если раньше на счете 26 могли учитываться общехозяйственные затраты, связанные с производственным процессом в целом, то сейчас учет таких затрат рекомендуется перенести на счета 25, 23 или 20.
На счете 28 учитываются потери от брака в производстве.
Рассмотрим, как новые возможности программы учитывают изменения законодательства по бухгалтерскому учету и упрощают процесс закрытия счетов затрат.
Распределение косвенных затрат
Настройки распределения косвенных затрат для целей бухгалтерского учета выполняются в форме Учетная политика (раздел Главное) с помощью группы реквизитов Косвенные затраты (рис. 1).
Рис. 1. Настройки распределения косвенных затрат
В поле База распределения указывается база распределения, которая выбирается из выпадающего списка и может принимать значения:
Плановая себестоимость выпуска;
Выбранная база распределения применяется в качестве основного правила распределения всех видов косвенных затрат по наименованиям продукции.
Иногда на предприятиях применяются особые правила распределения, например, для отдельных подразделений или для определенных затрат. Такие правила можно настроить в виде исключений. Для этого используется отдельная форма Правила распределения затрат, перейти к которой можно по гиперссылке, расположенной рядом с текстом Особые правила распределения.
В открывшейся форме по кнопке Добавить следует заполнить табличную часть, указав счет затрат, подразделение и (или) статью затрат, для которых применяются особые правила, а также базу распределения, отличную от основной (рис. 2).
Рис. 2. Особые правила распределения косвенных затрат
Особые правила применяются и в тех случаях, когда организация использует базу распределения, которая отсутствует в списке возможных значений для основного правила. Например, в качестве основного правила нельзя выбрать распределение по списку статей затрат. Но такое распределение можно указать в виде исключений.
Учтенных на счете 25
Теперь программа позволяет отражать на счете 25 затраты подразделений, которые обслуживают производство, но не выпускают продукцию, не выполняют работы и не оказывают услуги производственного характера.
Иными словами, это те затраты, которые раньше учитывались на 26 счете и распределялись на стоимость готовой продукции (работ, услуг). Например, на счете 26 могли учитываться затраты лабораторий, котельных, ремонтных цехов и др.
Затраты, учтенные на счете 25, распределяются автоматически при выполнении регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26, входящей в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).
Поскольку сфера применения счета 25 расширена, порядок распределения затрат, учитываемых на счете 25, изменился и проходит в два этапа.
На первом этапе распределяются общепроизводственные затраты подразделений, которые выпускают продукцию (работы, услуги).
Затраты производственных подразделений распределяются внутри каждого такого подразделения по номенклатурным группам по правилам, указанным в настройках учетной политики. В таком порядке 25 счет распределялся и раньше (распределение «само на себя»).
На втором этапе все оставшиеся затраты (затраты обслуживающих подразделений) распределяются между производственными подразделениями по номенклатурным группам. Именно так раньше распределялся счет 26 (распределение «всем»).
Рассмотрим новый порядок распределения счета 25 на примере.
Пример
По условиям Примера при выполнении регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 косвенные затраты, учтенные на счете 25, распределяются пропорционально прямым затратам.
Сначала распределяются затраты производственных подразделений:
Детальный расчет результатов первого этапа распределения приводится в первой части справки-расчета Распределение косвенных расходов (рис. 3).
Рис. 3. Распределение косвенных затрат производственных подразделений
Затем все оставшиеся затраты распределяются между производственными подразделениями по номенклатурным группам. Детальный расчет результатов распределения обслуживающих подразделений приводится во второй части справки-расчета Распределение косвенных расходов (рис. 4).
Рис. 4. Распределение косвенных затрат обслуживающих подразделений
По результатам расчета формируются проводки в разрезе аналитики:
Дебет 20.01 Кредит 25
— на рассчитанные суммы, представленные в колонках 9 справки-расчета Распределение косвенных расходов (см. рис. 3, 4).
Таким образом, комбинированный способ, используемый при распределении затрат, учтенных на счете 25, позволяет его закрывать без ошибок.
Учтенных на счете 20
Основное правило распределения будет применяться и при распределении косвенных затрат, учитываемых на счете 20.01. Напоминаем, что на счете 20.01 можно учитывать косвенные затраты в тех случаях, когда они напрямую не относятся к конкретной продукции, то есть когда не заполнено субконто Продукция. Такие затраты будут распределяться по видам продукции внутри номенклатурной группы.
Если по какой-либо причине база распределения, указанная пользователем, не может быть применена для затрат, учитываемых на счете 20, в программе задействуется автоматический алгоритм распределения. Данный порядок позволяет при закрытии счета 20 избегать ошибок, связанных с незначительными погрешностями, допущенными пользователем при настройке распределения косвенных затрат.
Детальный расчет результатов распределения затрат, отнесенных на номенклатурную группу и учтенных на счете 20.01 (в т. ч. и база распределения, автоматически выбранная программой), приводится в справке-расчете Себестоимость выпущенной продукции и услуг.
Закрытие счета 26
Затраты, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в себестоимость производства не включаются (п. 26 ФСБУ 5/2019).
Поэтому с 2021 года на счете 26 в программе следует учитывать только управленческие затраты.
На счет 90.08
Если в настройках учетной политики организации включены флаги Выпуск продукции и/или Выполнение работ, оказание услуг заказчикам, то затраты, учтенные на счете 26, при закрытии месяца списываются на счет 90.08 «Управленческие расходы» (ранее в программе такой метод именовался «директ-костингом»).
На практике в ряде случаев управленческие расходы требуется распределять. Это касается контрактов, например, с бюджетными учреждениями или с госкорпорациями, когда стоимость контракта определяется в том числе затратами, понесенными исполнителем. В этом случае исполнитель должен отчитываться перед заказчиком о понесенных затратах, в том числе о доле управленческих расходов, приходящихся на контракт с конкретным заказчиком. Организациям с особенностями учета, вызванными участием в контрактах такого рода, рекомендуется использовать «1С:Бухгалтерию 8 КОРП».
В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» при закрытии месяца управленческие расходы могут быть распределены по номенклатурным группам пропорционально базе распределения, указанной в учетной политике. Для этого к счету 90.08 необходимо добавить субконто Номенклатурные группы.
Если организация, которая работает по госконтрактам, использует особые правила распределения затрат, то их следует указать не только для счета 25, но и для счета 26.
На счет 90.02
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом, также используют счет 26 для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности.
Это комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и другие организации, оказывающие услуги непроизводственного характера, кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Для таких организаций, не использующих в учете счет 20, все затраты со счета 26 должны списываться на счет 90.02 «Себестоимость продаж», чтобы достоверно сформировать показатель валовой прибыли. Ведь если все затраты относить на счет 90.08, то валовая прибыль всегда будет равна выручке, что не соответствует сути показателя.
Чтобы этого не произошло, в настройках учетной политики флаги Выпуск продукции и Выполнение работ, оказание услуг заказчикам должны быть выключены. В этом случае при выполнении регламентной операции по закрытию счетов затрат в бухгалтерском учете все затраты со счета 26 будут списаны на счет 90.02.
В налоговом учете косвенные затраты, учтенные на счете 26, всегда списываются на счет 90.08.
Затраты торговых организаций рекомендуется учитывать на счете 44 «Расходы на продажу».
Закрытие счета 28
На счете 28 рекомендуется учитывать затраты, возникшие в связи с нарушениями производственного процесса. Такими затратами могут быть сверхнормативный расход сырья, потери от брака, простоев, аварий и т. п. (п. 26 ФСБУ 5/2019).
Ранее закрытие счета 28 не было автоматизировано. С 2021 года в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» затраты на брак списываются в себестоимость продаж (на счет 90.02) при закрытии месяца. Если затраты на брак отражены на счете 28 без указания номенклатурной группы, то они будут распределены по номенклатурным группам пропорционально базе распределения, указанной в учетной политике.
На счете 28 допускается в том числе учитывать потери, включаемые в себестоимость продукции, то есть потери, обусловленные технологическим процессом. Такие операции можно отразить вручную проводками вида:
Дебет 20 Кредит 28.
В этом случае при закрытии месяца в себестоимость продаж будут списаны суммы, оставшиеся на счете 28 после такого ручного распределения.