дм кабалевский рондо токката модель музыкальной формы
Портал образования
Автор: Прокопец Ирина Викторовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: Работа над пьесой Д. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые особенности произведения
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «БЕРЕГИНЯ»
Конспект открытого урока
Тема: «Работа над пьесой Д. Кабалевского
Рондо-Токката. Жанровые особенности
Подготовила и провела
Прокопец Ирина Викторовна,
Дата проведения: 24.02.2021 г. Время: 10.30
Тема: «Работа над пьесой Д. Б. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые
Обучающаяся: Кибирева Полина 2/5 класс
Образовательная программа: Инструментальное музицирование
Произведение: Д. Кабалевский Рондо-Токката
Цель урока: Знакомство с музыкой русско-советского композитора, его
жанрами, для успешного освоения произведения.
Воспитательная – формирование интереса к работе над музыкальным
Образовательная – понимание строения произведения;
Развивающая – формирование исполнительских навыков игры и осознание
Аналитическая – умение проанализировать работу над произведением,
осуществить слуховой контроль и определить дальнейшую работу.
Тип урока: тематико-практический
Методы и технологии обучения
Два инструмента – рояль;
погружение в эпоху композитора;
понятие жанра произведения, его особенности;
определение частей произведения;
работа над мелодией: аппликатура, штрихи, динамика, тембр;
работа над аккомпанементом;
работа над педалью.
III. Заключительная часть
Определение темы урока
Проверка готовности к уроку
Настрой (самочувствие, настроение)
Посадка за инструментом
Основная часть урока
Теоретическая часть. Краткие сведения о композиторе. Особенности
русско-советским композиторам. Музыкант, педагог,
артист, общественный деятель.
Профессор Московской консерватории.
учителями были Н. Я. Мясковский по классу композиции и А. Б. Гольденвейзер
— по классу фортепиано. Кабалевского называли советским Дон Кихотом. Основу
его произведений составляет советская тематика, связанная с академическими
традициями отечественной музыки.
Большое место в творчестве композитора занимает музыка для детей и
Музыка Д. Кабалевского связана с гуманистическими традициями мировой
музыкальной культуры. Основа его музыки-Марш, Танец, Песня. Как и многие
Вариациям. Композитор очень любил детей, с удовольствием работал с ними.
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую роль, когда дети
научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней».
Практическая часть урока. Работа над пьесой Рондо-Токката.
называется рефреном; постоянно повторяется. чередуется с эпизодами
различного содержания (круговая форма), начинается и заканчивается
характером, сочетает в себе черты песенности и танцевальности.
УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «ФОРМА РОНДО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
преподаватель по классу:
УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового материала.
помочь обучающимся научиться разбираться в форме рондо;
выполнить анализ музыкальных произведений;
использовать комплексный подход к уроку через межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство);
повысить интерес к предмету «Музыкальная литература».
Тип урока : знакомство с новым материалом.
Осознание учащимися понятий «Музыкальная форма», «Форма рондо».
Запоминание детьми новых музыкальных произведений.
Повторение пройденного материала
(звучат произведения пройденные на предыдущих уроках.)
Повторить имена композиторов, название произведений. Прослушав фрагмент ученики показывают заготовленные карточки с музыкальной формой данного фрагмента.
А. Скрябин «Прелюдия №5 «
М.Глинка цикл «Прощание с Петербургом» песня «Попутная»
П. Чайковский «Детский альбом» «Марш деревянных солдатиков»
Э.Григ «Шествие гномов»
Сходство и различие простой двухчастной формы и репризной,
Сходство и различие репризной двухчастной формы и трехчастной.
Роль 2 части (создание контракта) и роль 3 части (утверждение главного основного музыкального образа).
Называю несколько произведений. Какое слово их объединяет?
— Запишем на доске буквами действующих лиц
(ученик записывает на доске буквами действующих лиц.)
— C колобка действие началось, колобком действие и закончилось. Получается замкнутый круг, что и означает «рондо».
— Итак, ребята записываем.
— Рондо начинается и заканчивается рефреном образуя как бы замкнутый круг.
— Обозначим рефрен буквой А, эпизоды В, С.
— Теперь составим схему формы рондо
Вопрос : Повторялся рефрен 3 раза. (да)
Показываю карточку формы рондо.
— Теперь послушаем музыкальные примеры.
Вопрос : Кто написал оперу Свадьба Фигаро? (Моцарт)
Определить музыкальную форму арии.
Вопрос : Повторение есть
(есть повторение одной темы)
— Обозначим повторение рефрен буквой А
Вопрос : Сколько раз повторяется рефрен
(трижды чередуется с эпизодами.)
— Обозначим чередование рефрена и эпизода.
(Записать буквенно форму арии)
Ария начинается со слов «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный».
Приглашаю ученика для записи на доске буквенными обозначениями формы.
Дети делают выводы, что ария Фигаро написана в форме «рондо».
— Теперь сделаем анализ элементов музыкальной речи.
— Юноша и вдруг помада.
— Мы прослушали вокальное произведение где используется форма «рондо»
— А еще «рондо» используют в инструментальной музыке.
Слушаем С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», написанная на сюжет сказки Гоцци.
— Опера комическая. История о том, как грустного и печального принца равнодушного к жизни излечивает весельчак Труффальдино. Принц отправляется в необыкновенное путешествие и в конце концов прекрасная девушка вышедшая из апельсина становится его принцессой.
Определить жанр и музыкальную форму.
Дети записывают в тетради и на доске
— Музыка жизнерадостная, энергичная, 4/4,праздничное шествие и завершает шествие труба.
Вопрос : К чему призывает труба: к болезням, трагедии или к радостям жизни?
3. Закрепление изученного материала
В каких жанрах применяется форма «рондо»?
Сходство и различие трехчастной формой и формой рондо.
С какой формой можно сравнить форму рондо? ( с трехчастной)
— Молодцы. Вы хорошо справились с заданием
Найти сказку или литературное произведение в форме «рондо»
Методы: практические, наглядные, словесные.
А. Скрябин «Прелюдия №5 «
А. Моцарт Свадьба Фигаро
М.Глинка цикл «Прощание с Петербургом» песня «Попутная
П. Чайковский «Детский альбом» «Марш деревянных солдатиков»
С. Прокофьев «Любовь к трем апельсинам
Э.Григ «Шествие гномов»
5.Рыцарева М.Г. Музыка и я./Популярная энциклопедия для детей. М., 1998.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-208949
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дм. Кабалевский «Рондо – токката»
Д. Кабалевский Рондо токката Пламеннова Ангелина 10 лет 3 класс г. СаровПодробнее
Миронова Софья 3 класс ДМШ2 Обнинск Рондо танец ре мажор Д Кабалевский преподаватель Русанова Н МПодробнее
2021.03.12 Захар Милай (8 лет). Т.Максимов Менуэт До-мажор и Дм.Кабалевский Рондо-токката Ля-минорПодробнее
Л.Бетховен «Песня» Д. Кабалевский «Рондо-Токката»Подробнее
Шаройко София Рондо-танец Д. КабалевскийПодробнее
Д.Кабалевский «Рондо токката»Подробнее
Дмитрий Кабалевский «Рондо-танец»Подробнее
Рондо-токката, Д.Б. Кабалевский, 6 января 2021 г.Подробнее
Маликова Азиза, 1) Г.Гендель “Куранта” 2) Д.Кабалевский “Рондо-токката, г. Алматы 2020Подробнее
Рондо-Токката Д.Кабалевский. Тертичник Владислав 12лет.Подробнее
1025. Якимова Виктория(10 лет)/Д. Кабалевский «Рондо-токката».Подробнее
Кабалевский Д Рондо-токката Исполняет Чуркин ЕгорПодробнее
Д. Кабалевский «Рондо-токката»Подробнее
Э. Григ «Тоска по родине» оп. 57 №6, Д. Кабалевский Рондо-токкатаПодробнее
617, 618. Данилова Софья (10 лет)/Д.Кабалевский. Рондо – Танец/А.Гречанинов. «Ой, на горе дуб, дуб».Подробнее
Дмитрий Кабалевский / Dmitry Kabalevsky: Четыре рондо, Op.60 (Four Rondos)Подробнее
Фортепианная музыка для детей и юношества
Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 1
“Советский композитор”, 1983г.
номер с1351к
(pdf, 1.78 Мб)
Сочинять фортепианные пьесы для детей я начал в 1927 году, будучи еще студентом консерватории. Но лишь немногие из них я решился тогда издать. Пять пьес под названием «Из пионерской жизни» (ор; 14) были напечатаны в 1931 году, одну я ввел в качестве третьей части во Вторую сонатину (ор. 13 № 2), несколько самых легких включил позже в сборник «30 фортепианных пьес» (ор. 27). Остальные пьесы, которые раньше я хотел собрать под ор. 3, частично пропали, частично сохранились в черновиках и эскизах. Лишь сорок лет спустя, в 1968 году я по этим эскизам написал сюиту из шести пьес, назвал ее «В пионерском лагере» и поставил не только две даты сочинения — 1927—1968, но и два опуса —3/86. Одной из пьес — «По лесам и горам»— стала изъятая из Второй сонатины третья часть. Назвал я новый цикл сюитой, так как в отличие от пьес «Из пионерской жизни» он более цельный; все составляющие его шесть пьес объединены общей темой-программой (день в лагере) и могут исполняться не только отдельно, но и целиком, как одно циклическое произведение.
Что же касается пьес «Из пионерской жизни», то я сейчас многое в них изменил и выпускаю в новой редакции, довольно существенно отличающейся от той, которая была в изданиях предшествующих лет. Сделал я это из простого желания улучшить изложение музыки, освободить ее от ряда пианистически неудобных мест, от разного рода неточностей в голосоведении, фактуре и динамике. Короче говоря, я хотел по возможности освободить эти пьесы от тех недостатков, которых не мог избежать в ту пору, когда, сочиняя их, не имел еще никакого опыта в области музыки для детей.
Дм. Кабалевский, 1969
I began to write piano music for children in 1927 while still a student of the Conservatoire, but I ventured to publish only a few pieces composed at the time. In 1931 five pieces appeared as Op. 14 under the general title of From Pioneer Life, one piece was used for the’third movement of the Second Sonatina, Op. 13, No. 2, and a few of the easiest were included in the collection Thirty Piano Pieces, Op. 27. The rest, of which I originally intended to make up a collection Op. 3, have either been lost or preserved in rough sketches. After a lapse of forty years, in 1968, I utilised the sketches for a six-movement suite which I called In the Pioneer Camp and provided with a double composition date (1927—1968) and two opus numbers (3/86). The piece that used to be the third movement of the Second Sonatina is included in the suite under the title of Through Forests and Mountains. I have defined the new collection as a suite because, unlike the From Pioneer Life, it is an integral whole; its six items are unified by a common programme (a day at a Young Pioneer Camp) and may be performed both as a single cyclic work, or separately.
As for the From Pioneer Life collection I have made numerous changes in it and prepared a new version differing materially from the one which has appeared in previous editions. These changes were dictated by a desire to improve the musical expression, to smoothe over certain pianistic difficulties, to clarify the part-writing and remove the oversights in the texture, dynamics, etc. —in short, I wanted to purge the pieces of the shortcomings which were inevitable in a work by a young composer who had had no experience in writing music for children.
Dmitry Kabalevsky, 1969
Скачать ноты
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 2
“Советский композитор”, 1984г.
номер с1352к
ОТ АВТОРА
Первая сонатина печатается с весьма незначительными поправками в аппликатуре, штрихах, нюансах. Вторая сонатина впервые печатается в новой редакции, существенно отличающейся от той, в которой она издавалась ранее. Прежде всего, сонатина превратилась из четырех частной в трехчастную. Третья ее часть (по старой редакции) вошла сейчас в сюиту «В пионерском лагере» (выпуск 1), для которой она и была написана в свое время, еще до сочинения сонатины под названием «По лесам и горам». Кроме того, довольно основательно пересочинена первая часть сонатины, внесен ряд изменений во вторую часть и сделаны некоторые мелкие поправки в финале.
Дмитрий Кабалевский, 1969
Composer’s Note
My First Sonatina is published here with slight alterations in fingering, dynamics marks and nuances. My Second Sonatina is for the first time published in a new version which differs considerably from its earlier publications. First, the Sonatina now has three movements instead of four; what used to be its third movement has been incorporated in the suite entitled In the Pioneer Camp, First Series (for which it had originally been intended, before the Sonatina was written) under the title Through Forests and Mountains. The first movement has been drastically revised, a number of changes have been introduced into the second movement, and a few slight alterations made in the Finale.
Dmitry Kabalevsky, 1969
Скачать ноты
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 3
“Советский композитор”, 1985г.
номер с1355к
(pdf, 4.52 Мб)
Смотреть и слушать на Ютубе
Скачать ноты
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 4
“Советский композитор”, 1986г.
номер с1972к
(pdf, 2.9 Мб)
Скачать ноты
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 5
“Советский композитор”, 1986г.
номер с1562к
Смотреть и слушать на Ютубе
Скачать ноты
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 6
“Советский композитор”, 1987г.
номер с1970к
(pdf, 4.77 Мб)
Скачать ноты
Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества
выпуск 7
Op.61
“Советский композитор”, 1987г.
номер с1890к
(pdf, 2.65 Мб)
ОТ АВТОРА
(К ЮНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЯМ ЭТИХ ПЬЕС)
По заглавиям пьес вы, вероятно, уже догадались, что все они имеют не только свою определенную форму (прелюдии и фуги), но и определенное содержание, свою особую, как мы говорим, «программу». Я думаю, что вам будет не только интересно, но и полезно подробнее узнать о том, что же это за программы: ведь мы исполняем музыку тем ярче и выразительнее, чем яснее представляем себе ее содержание, чем точнее знаем, какие мысли и чувства хотим вызвать ею у наших слушателей.
Но сперва я должен хоть кратко объяснить вам, что такое вообще фуга и что такое прелюдия.
Вы, конечно, не раз слушали пение хора и, вероятно, обращали внимание на то, что иногда хор запевает не сразу, не весь одновременно, а по частям, по группам. Сперва начинает петь какая-нибудь одна группа хора, например басы, потом к ней’ присоединяется другая группа, потом третья, а если хор, как это часто бывает, разделен на четыре группы (басы, тенора, альты и сопрано), то, в конце концов, и четвертая группа присоединится к остальным голосам. Получается так, словно различные голоса догоняют друг друга, то звуча поодиночке, то сочетаясь по два, по три, то сливаясь в единый многоголосный хор.
В музыке, написанной таким образом, нет «главного голоса» и «аккомпанемента», как это бывает во множестве пьес и песен, которые вам случается играть или петь. В ней, можно сказать, все голоса главные и часто в них поочередно звучит одна и та же основная мелодия. Такая музыка, которая не делится на «главный голос» и «аккомпанемент», в которой все голоса равноправны, называется музыкой полифонической.
Фуга и представляет собой один из наиболее интересных образцов такой полифонической музыки. Фуги бывают с разным количеством голосов — от двух до пяти и даже больше. Начинается фуга всегда поочередным вступлением всех ее голосов с одной и той же главной мелодией. Это и составляет первую часть фуги, которую мы называем экспозицией. После этого начинается средняя часть фуги — ее называют разработкой, — где главная мелодия развивается, видоизменяется, переходит из одной тональности в другую. И, наконец, наступает третья, заключительная часть фуги— реприза, в которой музыка обычно возвращается в основную тональность и в разных голосах снова звучит главная тема.
Когда вы будете разучивать фугу, разберите ее как можно подробнее: постарайтесь определить границы основных частей — экспозиции, разработки и репризы; найдите, в каких голосах звучит главная мелодия, как она видоизменяется, в какие тональности переходит. Такой разбор очень поможет вам скорее и легче запомнить музыку фуги наизусть и, конечно, лучше сыграть ее.
Научиться хорошо играть полифоническую музыку очень важно: это вырабатывает в нас уменье красиво и выразительно исполнять мелодию независимо от того, где она появляется — в нижних голосах, в верхних или средних, в правой руке или в левой; это учит нас объединять все голоса, сколько бы их ни было, в одно целое — тоже красивое и выразительное.
Мне остается теперь добавить несколько слов о том, что такое прелюдия. Прелюдия — это небольшая пьеса, существующая либо самостоятельно, либо в сочетании с какой-нибудь другой пьесой. Часто прелюдии пишутся вместе с фугами, образуя с ними как бы единое сочинение, хотя и состоящее из двух частей. Иногда прелюдия звучит лишь как вступление к фуге, наподобие вступления рассказчика к самому рассказу, а иногда носит более самостоятельный характер. И если фуга всегда пишется в полифоническом стиле, по особым правилам, то прелюдии пишутся совершенно свободно, в любой форме и вовсе не обязательно в полифоническом стиле.
Теперь, наконец, я могу изложить вам программы шести прелюдий и фуг, вошедших в этот сборник. Почти все эти программы, как вы увидите, связаны с миром юности, с образами пионеров и комсомольцев, иногда — с картинами природы.
Прелюдия и фуга № 1 — «Летним утром на лужайке». Программа здесь очень незатейливая. В прелюдии мне хотелось нарисовать картину мягкой, уютной, еще не проснувшейся лесной лужайки. А вот — с первыми же звуками фуги — словно оживает лес, просыпается и лужайка. Выбегают зайчата— погреться в первых лучах солнца, порезвиться, попрыгать, погоняться друг за дружкой. А вот, кажется, из неподалеку расположенного пионерского лагеря донеслись звуки утреннего горна. Становится жарко и хочется уйти в тень больших деревьев на опушке — там прохладно, спокойно и тихо.
Прелюдия и фуга № 2 — «Прием в пионеры».
Здесь — единственный раз во всем сборнике — прелюдия и фуга имеют свои отдельные подзаголовки. Прелюдия — «Серьезный разговор». Сегодня очень важный и радостный день в жизни октябрят: их только что приняли в пионеры. Вожатый, старший товарищ-комсомолец, ведет с ними серьезный разговор. Разговор о том, каким должен быть настоящий пионер, как он должен готовить себя к большой трудовой жизни, быть может, рассказывает о героических подвигах юных пионеров в годы Великой Отечественной войны. А фуга — «Праздник». Тут, пожалуй, и пояснять нечего. Что такое праздник, веселье, да еще в такой замечательный день, когда впервые горит на груди алый пионерский галстук, каждый из вас отлично знает и без моих пояснений.
Прелюдия и фуга № 3 — «Вечерняя песня за рекой». Прелюдия, как и ее отзвук после фуги, это — картина природы. Мне она представляется так: вечер, берег реки, солнце уже скрылось, но еще тепло, и слабый свет луны не кажется поэтому холодным. Откуда-то издалека, с противоположного берега реки доносится протяжная, лирическая песня. Это началась фуга. Запевают песню мужские голоса, подхватывают низкие женские, потом вступают женские голоса повыше. Песня звучит спокойно и неторопливо. Постепенно она приближается, слышится яснее и громче. Должно быть, это девушки и парни из ближнего села. Хорошо поработав днем в поле, они гуляют сейчас вдоль берега реки. А мы сидим по эту сторону и, затаив дыхание, слушаем их красивое, задушевное пение. Песня приблизилась, прошла мимо нас и снова затихла, словно растаяла в вечернем сумраке. И опять, как вначале, — вечер, берег реки, ласковый свет луны, спокойная тишина.
Прелюдия и фуга № 4—«В пионерском лагере». Здесь программа не требует особых пояснений. Большинство из вас,.вероятно, бывало в пионерских лагерях и потому без труда услышит и в музыке прелюдии, и в музыке фуги отзвуки пионерского горна, звонких пионерских песен, веселых ребячьих игр.
Прелюдия и фуга № 5 —«Рассказ о герое». Это самая серьезная и самая сложная из всех пьес сборника. Ее замысел возник у меня тоже в пионерском лагере — в прославленном Артеке, на берегу Черного моря, в жарком солнечном Крыму. На повороте одной из дорожек, ведущих с горы к морю, стоит белая скульптура — матрос с автоматом в руке. Это — памятник неизвестному моряку, и поставлен он здесь в память обо всех моряках, погибших при обороне Крыма в дни Великой Отечественной войны. И как бы шумно и весело ни шли ребята по этой дорожке из лагеря к морю или обратно в лагерь после купанья, они без всякой команды, без всяких напоминаний смолкают и, сняв белые панамми, в полнейшем безмолвии проходят мимо памятника. Однажды я слышал, как пионервожатая рассказывала ребятам о подвиге и гибели юного комсомольца, одного из тех безвестных героев-моряков, чью память так свято чтят пионеры-артековцы.
В прелюдии мне хотелось нарисовать образ юного героя, картину его подвига и гибели. Кончилась прелюдия, наступила большая, очень большая пауза — это сосредоточенная тишина у памятника, о которой я рассказывал. И началась фуга. Это — рассказ пионервожатой, сначала очень тихий, неторопливый, потом все более и более взволнованный. Да и можно ли без волнения об этом рассказывать?
Прелюдия и фуга № 6 — «Праздник труда». Здесь можно представить себе картину комсомольского субботника. Яркий солнечный день. Как на праздник, вышли на работу веселые, бодрые девушки и юноши. Они добровольно решили посвятить свое свободное время этой работе. Их труд дышит молодой энергией, задорной силой, целеустремленностью.
* * *
В заключение я хочу высказать несколько замечаний, касающихся исполнения этих прелюдий и фуг.
О характере исполнения. № I — в прелюдии добиваться возможно большего спокойствия, мягкости, ровности; в фуге — игривости, живости, изящества. № 2 — в прелюдии обратить внимание на то, чтобы серьезность исполнения не превратилась в задумчивость — музыка должна здесь звучать убеждающе и даже энергично; в фуге, даже при самом быстром темпе, избегать суетливости. № 3— в прелюдии и ее отзвуке после фуги следить за тем, чтобы мелодическая линия была певучей и более полнозвучной, чем сопровождающие ее аккорды; в фуге избегать акцентов на сильные доли такта — это поможет сыграть ее певуче и плавно, и добиваться очень постепенной и ровной линии — сперва crescendo (приближение песни), потом diminuendo (удаление). № 4 — прелюдия и фуга должны исполняться в совершенно одинаковом темпе, за исключением небольшого замедления во второй половине прелюдии, указанного в нотах. В этой непрерывности движения—основная трудность пьесы. № 5 — прелюдия должна звучать очень взволнованно, напряженно и драматично, остановку перед фугой (фермата на до-минорном трезвучии) выдержать как можно дольше. Фугу следует начать очень тихо и сосредоточенно, а потом играть все более и более взволнованно и все время помнить о том, кому эта музыка посвящена. № 6 — самое главное (и, одновременно, самое трудное) в этой пьесе — точнейший ритм, отчетливость, особая четкость звучания. Для этого надо собрать всю свою волю, всю целеустремленность. В прелюдии, при переходе от двухчетвертного движения к трехчетвертному — обратите внимание на то. чтобы длительность четвертей (и в нотах, и в паузах) была абсолютно одинаковой. На протяжении всей прелюдии, а также фуги, которую следует играть чуть быстрее прелюдии, не должно происходить никаких отклонений от взятого темпа.
О кульминациях. Кульминациями, или вершинами, мы называем самые важные точки сочинения, звучащие обычно наиболее значительно и, как правило, наиболее полнозвучно. Зачастую в каждом разделе пьесы (особенно, если пьеса большая) есть своя кульминация, своя вершина. Но из всех этих вершин одна бывает всегда самой большой, самой важной и самой полнозвучной, а более мелкие кульминации оказываются как бы ступеньками, по которым мы взбираемся на высшую, главную кульминацию всего сочинения, расположенную обычно во второй половине пьесы, ближе к ее концу. Вот, например, в фуге № 5 такими ступеньками будет двухтактовый мотив, появляющийся в фуге несколько раз (впервые— в 5-м и 6-м тактах). На этом мотиве построена и главная кульминация фуги. А в фуге № 1 все четыре кульминации построены на различной музыке, но обнаружить их очень легко: первая достигает звука ля (2-й октавы), вторая— звука си, третья — звука до и, наконец, четвертая, высшая, — звука ре. В каждой прелюдии и в каждой фуге, которые вы будете играть, найдите мелкие кульминации (ступеньки) и главную вершину всей пьесы. Это поможет вам исполнить сочинение ярко и выпукло, так, чтобы оно легко воспринималось вашими слушателями. Сумейте так распределить свои силы, чтобы не растратить их до наступления главной кульминации, которая должна прозвучать как вершина всего сочинения.
О педали. Указания на педаль проставлены лишь в самых важных местах. Так как педализация в значительной мере зависит от степени художественно-технической подвинутости учащегося, то окончательно установить ее можно только в практической работе над пьесой под руководством педагога.
О темпах. Вопрос о темпах — очень важный вопрос, и часто он вызывает оживленные споры. Не слишком ли медленно? Не слишком ли быстро? На эти вопросы ответить нелегко, так как колебания темпов в ту и другую сторону бывают порой довольно значительными.
Конечно, возможны эти колебания в определенных пределах, устанавливаемых характером музыки и авторскими указаниями. При этом следует помнить, что, как правило, более быстрый темп требует большей легкости, темп более замедленный— большего звукового наполнения, чуть большей тяжести (это замечание относится преимущественно к более или менее быстрой музыке).
Дм. Кабалевский
Смотреть и слушать на Ютубе
Скачать ноты