дмс льготы для работодателя
Упрощенка и расходы на ДМС: о каких особенностях важно помнить
Расходы на оплату труда «упрощенцы», как известно, принимают к учету в порядке, определенном «прибыльной» ст. 255 НК РФ. В ней среди прочих видов затрат, признаваемых расходами на оплату труда, поименованы суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на ведение соответствующей деятельности, то есть затраты на ДМС сотрудников. Между тем расходы этого вида являются нормируемыми, и к ним нужно отнестись с особым вниманием.
Требование закона
В частности,п. 16 ст. 255 к расходам на оплату труда отнесены в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации (то есть расходы на ДМС сотрудников).
Добровольное личное страхование осуществляется в форме договора, заключенного между организацией (страхователем) и страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию (страховщиком), в письменной форме (ч. 1 ст. 927, ч. 1 ст. 940 ГК РФ).
Договор страхования (включая договор ДМС), если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ).
Другими словами, работодатели-«упрощенцы» имеют право включать в состав налоговых расходов на оплату труда взносы по договорам добровольного медицинского страхования своих работников. Но при этом они должны соблюдать те же самые ограничения, что и плательщики налога на прибыль.
Статьей 255 НК РФ определено три ограничения.
Суммы платежей по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, со страховой компанией, имеющей лицензию на ведение соответствующего вида деятельности, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения «упрощенным» налогом, при соблюдении предельного размера платежей — 6% суммы расходов на оплату труда.
«Упрощенные» особенности
Как при общем режиме налогообложения, так и при УСНО в расходах учитываются только уплаченные взносы на ДМС.
Но нужно ли при этом уплаченную сумму распределять по отчетным (налоговым) периодам равномерно (то есть пропорционально количеству календарных дней в этом периоде — п. 6 ст. 272 НК РФ)? Ведь, как правило, страховая премия за весь срок действия договора перечисляется одним или двумя платежами.
С одной стороны, суммы таких платежей необходимо распределять в течение всего срока действия договора. Ведь в силу п. 2 ст. 346.17 НК РФоплатой услуг признается прекращение непосредственно связанного с их оказанием встречного обязательства организации перед исполнителем. Поэтому фактическое перечисление суммы страховой премии по договору ДМС (или ее части) не может являться основанием для признания расхода на дату ее уплаты, поскольку на этот момент страховщик еще не исполнил свои обязательства по оказанию услуг.
С другой стороны, затраты на ДМС относятся к расходам на оплату труда, которые принимаются к учету в порядке, установленном для целей налогообложения прибыли ст. 255 НК РФ. А оплата труда признается в расходах в момент погашения задолженности перед работниками, то есть на дату, когда денежные средства списаны с расчетного счета или выплачены из кассы. Это следует из пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Значит, сумму страховой премии нужно признавать в составе налогооблагаемых расходов в том периоде, когда она была уплачена. Распределять данные затраты в течение срока действия договора ДМС не нужно.
По мнению автора, в таком случае предпочтительным является именно второй вариант нормирования расходов для целей исчисления «упрощенного» налога, поскольку он учитывает специфику понесенных затрат. При этом для определения норматива в расчет берутся фактически выплаченные персоналу суммы.
Пример
Компания, применяющая УСНО, заключила договор ДМС на период с 15.11.2017 по 31.07.2019. Условиями договора ДМС предусмотрена выплата страховой премии тремя платежами:
Поэтому компания может включить в налоговую базу по УСНО расходы на ДМС только в сумме 850686руб.:
НДФЛ и страховые взносы
Однако в силу прямого указания в п. 3 ст. 213 НК РФ при определении облагаемой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключениемслучаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, добровольного личного страхованияили добровольного пенсионного страхования.
Из этого следует, что полученные работниками доходы в виде уплаченных компанией-«упрощенцем» страховых взносов по договору ДМС не нужно учитывать при определении облагаемой базы по НДФЛ.
Специалисты ФНС в Письме от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@ пояснили, что в расчете по форме 6НДФЛ не отражаются доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, перечисленные в ст. 217 НК РФ. При этом о доходах, перечисленных в других статьях гл. 23 НК РФ, в частности в п. 3 ст. 213, они не упомянули. Включать ли данные по расходам на ДМС в расчет по форме 6-НДФЛ, налоговый агент должен решить самостоятельно. При этом отражение или, напротив, неотражение этих сведений в указанном расчете никак не повлияет на налоговую базу и сумму налога.
Страховые взносы. Страховая премия по договорам ДМС работников, заключенных на срок не менее года, не подлежит обложению страховыми взносами в ПФ РФ, в ФСС (включая взносы по травматизму) и в ФОМС (пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Таким образом, страховая премия за период, когда работники состояли в трудовых отношениях с организацией, не включается в базу для начисления страховых взносов.
Бухгалтерский учет затрат в виде суммы страховой премии
Порядок признания таких расходов законодательно не урегулирован. Поэтому организация должна разработать его самостоятельно, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п. 5 и 6ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Порядок разрабатывается, в частности, исходя из МСФО и рекомендаций в области бухучета. При этом приоритетными являются МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Для учета вознаграждений работникам применяется МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».
На основании п. 5,9 МСФО (IAS) 19 расходы по договорам ДМС действующих работников относятся к их краткосрочным вознаграждениям (в качестве льгот в неденежной форме). В рассматриваемой ситуации у компании согласно п. 11 МСФО (IAS) 19возникает актив в виде предоплаченного расхода. Данный подход отражен в Толковании «Участие организации в договорах страхования в качестве страхователя».
При таком подходе уплаченная премия учитывается в качестве предоплаты в составе дебиторской задолженности (п. 3,16 ПБУ 10/99). Она признается расходом по мере потребления страховых услуг, то есть по мере истекания периода страхования.
Иными словами, страховая премия по договору ДМС, заключенному в пользу работников, признается в составе расходов по обычным видам деятельности по мере оказания страховых услуг (независимо от времени их фактической оплаты), то есть ежемесячно на последнее число соответствующего месяца в сумме, рассчитанной исходя из количества дней действия договора в каждом текущем месяце. Это следует из п. 5,16, 18 ПБУ 10/99.
В приведенном выше примере договор ДМС заключен на срок с 15.11.2017 по 31.07.2019, то есть на 624 дня. Поэтому, к примеру, в декабре 2017 года компания признает в составе прочих расходов 49679,49руб. (1000000 руб. / 624 дн. х 31 дн.).
При этом расчеты по договорам ДМС целесообразнее отражать в бухучете с применением счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Признание расходов по ДМС в качестве расходов будущих периодов, отражаемых на счете 97 с одноименным названием, не совсем корректно. Дело в том, что такой вид активов, как расходы будущих периодов, в настоящее время упоминается только:
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Как организовать корпоративное ДМС, чтобы повысить лояльность сотрудников
Добровольное медицинское страхование позволяет сотрудникам бесплатно лечиться в государственных и частных клиниках за счёт работодателя. По данным совместного опроса Минздрава и HeadHunter, в России только 10% компаний предоставляют ДМС, при этом сотрудники относят страховку одним из критериев выбора компании.
Работодатели не спешат подключать ДМС: это лишние 40-50 тыс. рублей в год на каждого сотрудника. Но добровольное страхование — это не только сплошные траты. Кроме лояльности сотрудников, за ДМС можно получить дополнительные налоговые льготы. Например, платежи за страховки не облагаются налогами, а ещё их можно учитывать в расходах как на общей системе, так и на упрощёнке.
Чтобы организовать в компании ДМС, нужно выбрать страховую компанию и заключить с ней договор. Рассказываем, как правильно найди партнёра по ДМС, чтобы оформлять страховые полисы.
Если вы немного разбираетесь в ДМС и хотите подробнее узнать о конкретном шаге, переходите к нужному разделу:
Если времени читать совсем нет, переходите к последнему разделу в конце статьи — там узнаете всё самое важное о корпоративном ДМС за 60 секунд.
Шаг 1. Выберите страховую компанию
Полисы оформляет страховая компания, с которой предварительно нужно заключить договор. Не выбирайте самые дешевые предложения. Как правило, они включают мало услуг и медицинских организаций: сотрудники просто не смогут воспользоваться таким ДМС, а вы потратите деньги на ветер.
Чтобы найти надёжного партнёра по страхованию, предварительно оцените не стоимость услуг, несколько ключевых критериев:
1. Количество клиник, сотрудничающих с компанией
Логика простая: чем больше учреждений работают со страховой компанией, тем удобнее для сотрудников. Им не придётся ехать через весь город, чтобы попасть на приём к специалисту — они смогут посетить ближайшую к дому больницу или частную клинику.
2. Срок действия лицензии
Надёжные страховые компании работают по лицензиям с неограниченным сроком действия или по многолетним лицензиям. Посмотреть срок действия можно на сайтах страховщиков — они обязаны размещать эту информацию в открытом доступе.
Если лицензия заканчивается через 1-2 года, лучше узнать о компании побольше: вдруг у неё есть долги перед налоговой или клиентами. Если лицензию не продлят, придётся разрывать договор ДМС и искать нового страховщика для сотрудников.
3. Виды медицинских услуг
Как правило, страховые компании предлагают стандартный набор услуг:
вызов врача на дом.
В расширенных пакетах ДМС встречаются стоматология, телемедицина и страхование в поездках по России и за границу. Разумеется, за дополнительную плату для работодателя.
Шаг 2. Заключите договор со страховой компанией
Определились со страховой компанией — предложите заключить договор об организации ДМС. Вот какие условия нужно обязательно обговорить:
виды медицинских услуг;
список медицинских учреждений;
перечень страховых случаев;
стоимость услуг компании.
Стоимость ДМС главным образом зависит от количества медицинских услуг и клиник, включенных в страховку. Средняя стоимость ДМС составляет от 30 до 50 тыс. рублей в год на одного сотрудника. А если возьмете только амбулаторную помощь и вызов врача, стоимость упадет до 15-20 тыс. рублей.
Никто не запрещает работодателю сотрудничать сразу с несколькими страховыми или медицинскими компаниями. Например, можно отдельно договориться на амбулаторную помощь и отдельно — на страхование в поездках. А ещё некоторые компании подключают телемедицину — онлайн-консультации врачей в специальных чатах или по телефону. Это удобно, если нет времени идти на приём, но нужно получить консультацию или направление на анализы.
Шаг 3. Издайте приказ об организации ДМС для сотрудников
Как и любая корпоративная процедура, организация ДМС требует отдельного приказа. Его составляют в свободной форме: никаких требований закона нет. Вот что в нём стоит указать:
правила допуска к ДМС (например, стаж в компании, город работы);
сотрудников, ответственных за соблюдение правил и оформление ДМС;
порядок и сроки оформления страховых полисов;
название и реквизиты страховой компании.
Некоторые работодатели делают по-другому: издают небольшой приказ, а правила допуска и порядок оформления переносят в отдельное положение о ДМС. Здесь на ваше усмотрение: если подпишете только приказ, прокуратура не наложит штраф при проверке.
Приказы и положения всегда пишут сложным юридическим языком. Чтобы сотрудникам было понятно, как и когда они могут оформить ДМС, напишите небольшую памятку. Вот что можно в неё добавить:
email и номер телефона ответственного сотрудника;
контакты и адреса офисов страховой компании;
виды медицинских услуг;
Шаг 4. Оформите льготы за страхование сотрудников
ДМС — это не только сплошные траты для работодателей. За страхование сотрудников можно получить дополнительные налоговые льготы:
1. Взносы по ДМС не облагаются налогами.
Если бы работодатель выплатил сотруднику компенсацию, ему пришлось бы удержать 13% НДФЛ. С взносов по ДМС платить не нужно, ведь деньги получает не сотрудник, а страховая компания. Похожая история с обязательными платежами в ПФР, ФСС и ФОМС: отчисления с платежей по ДМС делать не нужно.
2. Взносы включают в состав расходов.
Учитывать платежи по ДМС в расходах можно как на общей системе, так и на упрощёнке. Но есть два условия:
сотруднику оформили ДМС на срок от одного года;
страховой взнос за сотрудника — не больше 6% годового оклада.
Например, если сотрудник зарабатывает 50 тыс. рублей в месяц, страховой взнос не должен превышать 36 тыс. рублей в год.
О корпоративном ДМС — за 60 секунд
1. Добровольное медицинское страхование позволяет сотрудникам бесплатно лечиться в государственных и частных клиниках за счёт работодателя.
2. Чтобы организовать ДМС, нужно выбрать страховую компанию, заключить с ней договор и принять приказ о добровольном страховании.
3. Страховую компанию выбирайте по трёх основным критериям: количеству клиник-партнёров, сроку действия лицензии и видам медицинских услуг. От них же будет зависеть цена — в среднем она составляет от 40 до 60 тыс. рублей в год за одного сотрудника.
4. В договоре со страховой компанией особое внимание уделите видам услуг, списку клиник-партнёров и перечню страховых случаев.
5. Как только договор о ДМС будет подписан, издайте приказ об организации ДМС. Документ можно дополнить положением и памяткой для сотрудников.
6. Для страховых взносов по ДМС существуют льготы: они не облагаются налогами и учитываются в расходах при подсчёте налогооблагаемой базы.
Налоговые льготы для компаний при оформлении ДМС
На российском рынке труда наличие добровольного медицинского страхования (ДМС) в соцпакете работодателя уже давно стало одним из важных инструментов удержания персонала и повышения лояльности. В кризисное время значимость страховки в глазах сотрудников еще больше возрастает. Кроме того, не надо забывать, что при оформлении ДМС компании имеют возможность получить льготы в налогообложении. Поэтому при оптимизации затрат стоит задуматься, нужно ли затрагивать эту статью расходов.
Как правильно оформить договоры ДМС, отнести расходы по ним и снизить стоимость страхового полиса для сотрудника, рассказывает Елена Копейкина, главный бухгалтер Либерти Страхование: «Очевидно, что в период экономического спада бизнесу приходится искать пути сокращения издержек, но, как говорят наши партнёры – корпоративные клиенты, социальная сфера – это не то, на чем стоит экономить в первую очередь. Ведь, как известно, здоровые и благополучные сотрудники работают с большей отдачей и эффективностью. Мы с пониманием относимся к потребностям наших клиентов и делаем все, чтобы они могли оптимизировать свои расходы. В частности, мы консультируем компании, как можно сэкономить на оформлении ДМС и получить преимущества в налогообложении».
Отнесение страховых взносов по договорам ДМС на расходы предприятия
— взносы по договорам добровольного личного страхования включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда;
— договор ДМС должен быть заключен на срок не менее одного года.
Налог на доходы физических лиц
Единственное исключение — оплата за счет ДМС санаторно-курортного лечения. В этом случае НДФЛ возникает, так как путевка относится к доходам застрахованного (ст.213 НК РФ п.1 п/п.3), соответственно, у него возникает обязанность уплаты налога 13%. Для этого работнику необходимо самостоятельно подать налоговую декларацию, получить уведомление и произвести уплату равными долями в два платежа.
Страховые взносы во внебюджетные фонды
Налог на добавленную стоимость
Как видите, если знать нюансы оформления ДМС и пользоваться всеми прописанными государством льготами, стоимость страхования для компании существенно сокращается. При этом работодатель получает немаловажные преимущества. Во-первых, ДМС делает социальный пакет услуг, предоставляемый компанией, более конкурентоспособным, что, в свою очередь, поможет ей привлечь высококвалифицированных специалистов и укрепить позиции на рынке. Во-вторых, более качественное медицинское обслуживание позволяет улучшить трудоспособность персонала и снизить производственные потери, возникающие из-за оформления больничных листов. В третьих, это эффективный дополнительный фактор, уменьшающий отток персонала и стабилизирующий кадровый состав организации.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Как грамотно пользоваться корпоративным ДМС
И что точно можно получить по «улучшенной версии» медицинского полиса
Корпоративный ДМС не означает, что у вас будет доступ к любым услугам частных клиник.
Программу добровольного медицинского страхования для сотрудников выбирает работодатель. Бывает, что сумма страховки совсем небольшая, тогда не всегда получится бесплатно получить нужное лечение, или в программу страхования включены только базовые услуги — и многое по полису будет недоступно.
Я десять лет работала в сфере ДМС: была специалистом пульта экстренной медицинской помощи, врачом-куратором и руководителем отдела обслуживания по ДМС сотрудников крупной компании. Расскажу, что стоит учесть, чтобы не попасть в ситуацию, когда ожидания от корпоративного медицинского страхования не совпадают с реальностью.
Что такое корпоративный ДМС
ДМС от компании — это медицинская страховка, которую оформляет работодатель для сотрудника как часть трудового договора.
От обязательного медицинского страхования корпоративный ДМС отличается тем, что работодатель сам выбирает, какие услуги будут включены в обслуживание. Никто не обязывает его оплачивать какую-то медицинскую помощь для работников — это добровольное страхование. Поэтому в программу ДМС могут входить разные виды медицинской помощи: от обычных консультаций в поликлиниках до госпитализации. Например, бывают полные программы страхования со множеством опций, а бывают базовые, в которые входит тот же перечень услуг, что и по обычному ОМС.
Для сотрудника вся система работает так: есть список медицинских услуг, которые можно получить по полису, когда к этому есть показания. Они перечислены в программе страхования. Если вы обращаетесь за такими медицинскими услугами, то ничего не платите: все расходы несет страховая компания, а ей за вашу страховку заплатил работодатель. Однако если услуга в вашу программу страхования не входит, в клинике вам скажут об этом, придется заплатить самостоятельно. У врачей, как правило, есть доступ к списку услуг, которые вам положены. Еще они всегда могут связаться с представителем страховой компании и уточнить информацию по вашим назначениям.
Отличается ли отношение врачей, принимающих по ОМС и ДМС
Обслуживание пациента по ДМС обычно ничем не отличается от обслуживания по ОМС. И там, и там врач должен грамотно обследовать человека и назначить лечение. Разница может быть в том, что в ДМС часто входят частные и ведомственные клиники, а в них выше уровень сервиса. Кроме того, клиника и врач заинтересованы, чтобы пациент получил нужные медицинские услуги. Это значит, что не будет проблем с получением каких-либо процедур или направлений.
Перед тем как назначить лечение или диагностику, врачу надо удостовериться, что все нужные услуги входят в страховку. Бывает, приходится звонить в страховую компанию и согласовывать назначения с ее врачом-экспертом, иногда это занимает много времени.
Как правильно пользоваться ДМС от компании
Получить полис страхования. Полис ДМС может быть электронным, бумажным и в виде пластиковой карточки. В каком виде его выдадут вам, определяет страховая компания. Многие до сих пор делают полисы только в виде пластиковых карточек или на бумаге, как старые полисы ОМС. В этом случае полис должен быть на руках при каждом визите в клинику.
Если полис электронный, то перед первым визитом в клинику его лучше распечатать — на случай, если страховая компания не успела передать туда ваши данные. Потом такой полис уже можно не приносить с собой.
В полисе надо обязательно проверить правильность заполнения, то есть верно ли указаны ваши ФИО. Самостоятельно поправить в нем данные не получится, это может сделать только страховая компания по просьбе работодателя: только он может направить запрос, чтобы скорректировать их.
Если вы нашли в полисе ошибки, сразу сообщите об этом работодателю. Это важно: если в клиники, где вы будете лечиться по договору ДМС, направят ошибочные данные, вам могут отказать в приеме.
Изучить программу страхования. Виды медицинской помощи и конкретные услуги, которые положены вам по ДМС, а также клиники, куда можно обратиться, перечислены в программе страхования. В ней же есть список исключений, которые полис не покрывает.
Работодатель может предоставить программу страхования в бумажном или электронном виде вместе с полисом. Бывает, что на руки сотруднику выдают не полный текст программы, а так называемую памятку с кратким перечнем услуг — выжимку из программы. Ее страховая компания составляет по просьбе работодателя.
Если по памятке непонятно, что входит в ДМС, можно запросить приложение к договору с полным описанием программы в отделе кадров либо позвонить в страховую компанию и уточнить, что вам положено по полису.
Выяснить, как записываться в клиники. До того как воспользоваться полисом в первый раз, нужно уточнить, как вам придется взаимодействовать с клиниками. Если этот момент не прописан в программе страхования — а такое часто бывает, — то узнать эту информацию можно в страховой компании.
Бывает, что запись в клинику возможна только после согласования со страховой компанией. Тогда, чтобы попасть к врачу, надо позвонить в страховую компанию и объяснить ситуацию, после чего представитель компании определит, какие услуги вам нужны и куда за ними обращаться. Затем страховая компания отправит в клинику гарантийное письмо — обязательство о том, что она оплатит услуги, перечисленные в нем. Это занимает в среднем 10—15 минут. Получать гарантийное письмо на руки не нужно: компания всегда сама отправляет его в клинику, а оператор обычно сам записывает на прием к нужному врачу на удобное вам время.
Часто алгоритм проще: вы можете сразу обращаться в клинику, не уведомляя страховую компанию. То есть записываться на прием к нужному врачу как обычно — через регистратуру или другим способом. Клиника потом сама передает информацию о тех услугах, которые вам оказаны, в страховую компанию, вам ничего делать не надо.
Получить направление врача на любое обследование или лечение. По корпоративному ДМС можно получить только те услуги, которые назначил врач. То есть если у вас возникли какие-то проблемы, сначала надо записаться к профильному врачу, а потом уже делать анализы и проходить обследования по его направлению. То, что вы решили пройти самостоятельно, страховая компания не оплатит.
Например, у вас заболела спина и вы пошли на МРТ сами, без направления доктора. В этом случае платить придется самостоятельно: даже если в программе страхования такое исследование есть, страховая компания его не согласует и в клинике потребуют деньги с вас.
Стоит проверить, какую информацию страховая компания передала в клиники
Прикрепление к клинике. Страховая компания направляет в клиники списки сотрудников компании-клиента, которым положено обслуживание по ДМС. До первого визита нужно проверить, прикрепили ли вас к клинике. Во время первой записи, особенно если вы только что получили полис, стоит уточнить в регистратуре, есть ли вы в списках. Обработка информации в клинике может занять некоторое время — иногда несколько дней. Тогда клиника будет запрашивать у страховой гарантийное письмо на ваше обслуживание, пока данные не внесут в базу. Поэтому, если случай не экстренный, проще немного подождать, либо можно самостоятельно попросить страховую компанию направить в клинику гарантийное письмо с обязательством оплатить услуги.
Программа страхования для клиник. Страховая компания направляет страховую программу с перечислением услуг в те клиники, куда вы можете обращаться по полису ДМС. Иногда туда может быть передана не ваша текущая программа, а типовая — бывает, что в них есть значительные различия. Если вы уверены, что какие-то процедуры, обследования или консультации положены по вашему полису, а в клинике говорят обратное, лучше сразу перепроверить: позвонить в страховую компанию самостоятельно или попросить сделать это представителя клиники.
Если вы оплатите услугу, которая была положена по полису ДМС, деньги вернуть можно. Однако потребуется гарантийное письмо от страховой компании, заявление на имя главного врача о возврате денег и чеки, подтверждающие самостоятельную оплату.
Что обычно положено по корпоративному ДМС
В любой программе страхования есть определение страхового случая, то есть события, которое страховая компания должна оплатить. Каждая страховая компания сама определяет, что будет страховым случаем. То, что к нему не относится, придется оплатить за свой счет. Если вы будете сдавать анализы или делать обследования, не указанные в программе страхования, или лечить заболевание из списка исключений, страховая компания, скорее всего, за это платить не будет.
Полис ДМС обычно подразумевает, что вы можете обратиться за медицинской помощью тогда, когда есть жалобы на состояние здоровья: произошла травма, обострилась хроническая болезнь или развилось какое-то острое состояние. То есть пройти профилактический осмотр или диспансеризацию по нему не получится.
Иногда работодатель заключает со страховой компанией дополнительное соглашение на профосмотры и скрининги для сотрудников. В этом случае есть строгий перечень услуг, которые можно получить только в клинике, указанной в соглашении.
Добавить в свою программу страхования новые медицинские услуги или другие медицинские организации можно, если работодатель предоставляет такую возможность. То есть в договор корпоративного медицинского страхования должны быть включены дополнительные опции, на которые страховку можно расширить за ваш счет. Иногда в договоре даже может быть возможность добавить в корпоративный ДМС родственника, например ребенка.
Все подробности о расширении страховки можно уточнить в отделе кадров: вам расскажут, можно ли получить нужную опцию, как оформить заявление и сколько это стоит. Все документы работодатель передает в страховую компанию сам.
Если возможности расширить полис нет, улучшить условия страхования по корпоративному ДМС за свой счет не получится. Страховая компания не может заключать дополнительные соглашения с вами как с физлицом и добавлять услуги в корпоративную программу страхования без ведома работодателя. В такой ситуации вы можете только купить новый собственный полис ДМС.
В программах страхования есть пункт об амбулаторно-поликлинической помощи — это обычная медицинская помощь в клинике, когда вы приходите к нужному врачу на консультацию и получаете назначения. В программе страхования перечислены специализации врачей, к которым можно обращаться, а также обследования и процедуры, которые вам положены, если есть показания.
Амбулаторно-поликлиническую помощь по ДМС оказывают по определенной схеме. Например, у вас заболело ухо — это будет страховой случай, острое заболевание. Вы можете обратиться к отоларингологу в поликлинику, которая входит в программу страхования. Врач назначает обследование, например общий анализ крови, и лечение, например продувание слуховых труб.
в среднем стоит один прием врача в частных клиниках Москвы
Все назначения врача должна одобрить страховая компания. Врач может связаться с ней для уточнения назначений во время приема, если процедуры и анализы можно сделать сразу. Бывает так, что назначения будут сделаны в другой день: например, вам нужен рентген, а запись есть только через два дня. Тогда врач может передать заявку в электронном виде или по телефону не сразу, а после вашего визита. В этом случае с вами свяжутся позже и сообщат о решении страховой компании.
После лечения вы еще раз приходите на осмотр к врачу. Если все хорошо, он закрывает больничный лист. А если нужны еще процедуры или обследования и наблюдение продолжается, то новые медицинские услуги врач опять согласует со страховой компанией.
Немного другая ситуация с травмами. Травмпункты работают исключительно по ОМС, договоров со страховыми компаниями на обслуживание по ДМС у них нет. Однако по корпоративной страховке можно попасть на консультацию к травматологу либо вызвать скорую, чтобы она отвезла в стационар с травматологическим отделением, если травма тяжелая и это входит в условия программы.
Иногда в программу страхования входят не только обычные поликлиники и частные клиники, но и специализированные медицинские организации, например научно-исследовательские институты или медцентры узкого профиля. Чтобы попасть в такую клинику, нужно получить подтверждение, что в обычной проблему решить невозможно, то есть посетить врача нужной специализации и взять у него направление. В направлении должна быть прописана цель консультации в специализированной клинике, например решение вопроса о дальнейшей тактике лечения. Этого будет достаточно для страховой компании.
В программу страхования может входить скорая и неотложная помощь. Стандартный список услуг: осмотр врача и экстренная помощь на дому, а при необходимости — транспортировка в стационар. Чтобы вызвать бригаду скорой или неотложной помощи, нужно позвонить в страховую компанию по номеру телефона, указанному на полисе ДМС. Он работает круглосуточно.
в среднем стоит вызов скорой для помощи на дому в Москве. Если понадобятся процедуры или анализы, придется оплатить их отдельно
В программе обычно прописывают территориальные границы, в пределах которых может быть оказана такая помощь: например, «в пределах административной границы города» или «в пределах 30 км за Мкадом». Если вы находитесь дальше указанного радиуса, страховая компания может предложить оплатить дополнительный километраж за свой счет по тарифам коммерческой скорой.
Например, по договору страховая компания обязана оплатить вызов в пределах 30 км за Мкадом, а вы находитесь за 32 км. Значит, эти два километра надо будет оплатить коммерческой станции скорой помощи, откуда направили бригаду. Страховая компания передает информацию о расценках, а вы можете согласиться или отказаться. Если такой вариант не подходит, придется вызвать скорую помощь по ОМС.
Если сотрудник страховой компании принимает вызов и направляет бригаду, значит, выезд согласован и будет оплачен, независимо от того, чем он закончился: госпитализацией или помощью на месте. Обычно, если по полису вам положена скорая и неотложная помощь, сотрудник страховой не будет разбираться в ситуации и отправит бригаду, основываясь только на вашей просьбе.
Однако иногда в программе страхования отдельно прописаны показания к скорой и неотложной помощи — тогда сотрудник учитывает их, когда принимает решение. Это, например, могут быть травмы и ожоги, любые острые боли, нарушение сознания, удушье, внезапная потеря зрения, сильное повышение давления с тошнотой и головокружением или другие проявления состояний, опасных для жизни.
По регламенту время, за которое коммерческая бригада скорой помощи должна до вас доехать, составляет в среднем 40 минут — может быть быстрее, но может быть и дольше в зависимости от загруженности. О том, сколько придется ждать, вам должен сказать представитель страховой компании.
Если есть реальная угроза вашей жизни, то кроме вызова бригады скорой медицинской помощи по ДМС стоит продублировать вызов в городскую скорую по номерам 103 или 112. У такой скорой регламентированное время доезда быстрее — до 15 минут. Эта рекомендация обычно прописана в программе страхования, также представитель компании может сам попросить вас так сделать, если симптомы кажутся угрожающими.
Экстренная госпитализация. Она нужна при острых состояниях или травмах, которые могут быть связаны с угрозой жизни. Обычно решение о ней принимает врач скорой помощи. Обычная скорая помощь может запрашивать место для экстренной госпитализации только в стационарах по ОМС. Если вы хотите госпитализироваться по полису ДМС, придется дождаться коммерческой скорой помощи.
в среднем стоит вызов коммерческой скорой для транспортировки в стационар в Москве
При этом в стационарах по ДМС может не оказаться свободных мест. Тогда вас транспортируют в медицинскую организацию по ОМС, а как только освободится место, переведут в стационар по ДМС. Куда вас повезут, будет понятно на месте: если врач скорой считает, что нужна госпитализация, он звонит в страховую компанию, ее сотрудник обзванивает стационары и уточняет, есть ли возможность вас принять. Затем представитель страховой звонит врачу и сообщает результат, после чего бригада скорой помощи везет вас туда, где точно есть место.
При экстренной госпитализации страховая компания ориентируется на предварительный диагноз, который ставит врач скорой помощи:
Изредка бывают случаи, когда предварительный диагноз страховой, а клинический диагноз, который ставит врач в стационаре по ДМС, оказывается исключением из программы. В такой ситуации страховая компания откажет в дальнейшем финансировании, несмотря на то, что вас уже госпитализировали. Если стационар, в котором вы оказались, работает как по ДМС, так и по ОМС, скорее всего, вас переведут на обслуживание по ОМС.
В другом случае остается два варианта: продолжать лечение за свой счет или выписаться и лечь в другой стационар по ОМС. Когда ситуация тяжелая, выписаться сам человек не может, его обычно транспортируют в стационар по ОМС. Если транспортировать невозможно, вопрос каждый раз решается индивидуально, но есть риск, что придется оплачивать медицинские услуги.
Такие ситуации возникают редко: обычно речь идет о сложных диагнозах, которые трудно установить, и спрогнозировать исход такой болезни непросто. Когда дело касается рутинной медицинской помощи, например банального аппендицита, то все понятно сразу: входит диагноз в программу страхования или не входит.
Плановая госпитализация. Здесь понадобится письменное заключение врача поликлиники с указанием диагноза и цели стационарного лечения. Если диагноз страховой, вас направят на консультацию в один из профильных стационаров, предусмотренных программой ДМС. Если нет — страховая откажет в дальнейшем обследовании и лечении, надо будет обращаться в стационар по ОМС.
в среднем стоит один койко-день в частных стационарах Москвы
После консультации врач стационара назначит дату госпитализации и направит на анализы и обследования. Пройти диагностику можно в любой клинике, предусмотренной программой. Если вы хотите лечь в стационар по ОМС — например, раньше там уже лечились, нравятся врачи, а в ДМС эта клиника не входит, — тогда предварительное обследование можно сделать по ДМС. Но только при условии, что диагноз страховой, а в вашу программу страхования входит плановая госпитализация.
Что страховая компания не оплатит или оплатит только частично
Сложные для лечения заболевания. Обычно это болезни, требующие постоянного наблюдения и контроля даже без обострений. Либо те, что приходится лечить всю жизнь. Лечение таких заболеваний дорого обходится, страховщики редко его оплачивают.
Чаще всего к ним относят:
Коронавирусная инфекция сначала также не входила в ДМС, однако сейчас страховые компании начали добавлять обследование на COVID-19 в свои страховки.
Если заболевание, которое не входит в полис, только подозревается, страховая компания будет оплачивать медицинские услуги до подтверждения диагноза. Например, при подозрении на онкологию страховая компания не может отказать в обслуживании до результатов гистологического исследования — этот анализ уточняет диагноз. После того как онкологический диагноз подтвердится, страхования компания прекратит финансирование только по этому конкретному заболеванию. Если потребуется медицинская помощь по любому другому поводу, она должна быть оказана по ДМС.
Дорогостоящая диагностика и аппаратное лечение. Так, МРТ или КТ всего тела по ДМС пройти не получится, несмотря на то, что большинством страховых программ такая диагностика предусмотрена. Тут есть определенные ограничения:
Еще полис ДМС не покрывает расходы на генетические исследования, а также любые исследования, связанные с вопросами планирования семьи и подготовки к ЭКО.
Корпоративной страховкой, как правило, не предусмотрено дорогостоящее аппаратное лечение и профилактика с помощью любых аппаратов. Например, кинезиотерапия на медицинских тренажерах для реабилитации после травм или инсультов. Аппаратные методики могут использоваться и в других областях, например в офтальмологии для лечения астигматизма. В любом случае они не будут входить в ДМС.
А вот обычная физиотерапия по полису, как правило, положена: по страховке можно пройти курс электро-, свето-, тепло-, лазеро- или магнитотерапии. Иногда предусмотрены даже курсы лечебного массажа, ЛФК, мануальной терапии. Правда, эффективность мануальной терапии и физиотерапии достоверно не доказана.
Стоматология. Ее работодатели предоставляют довольно редко из-за высокой стоимости услуг. Если стоматологическая помощь и предусмотрена программой, то разрешенных манипуляций в ней, как правило, меньше, чем исключений.
В большинстве программ есть ограничения по лечению кариозных зубов, как количественные — например, не более пяти зубов за срок действия договора ДМС, — так и качественные. Например, ДМС работает только при разрушении коронковой части зуба не более чем на 50%.
Удаление зубов при острой боли входит в большинство программ ДМС по стоматологии, но и здесь есть исключения: если требуется сложное удаление зуба мудрости — например, он не прорезался и находится внутри десны или неправильно размещен, — то страховая компания может отказать даже при острой боли. Такие состояния считаются врожденными аномалиями развития, а они в ДМС не входят.
Еще программами ДМС не предусмотрены ортодонтическая и ортопедическая помощь — то есть по полису нельзя установить брекеты, зубные импланты или протезы — и эстетическая стоматология. Например, отбелить зубы или убрать любой косметический дефект эмали по полису ДМС тоже не получится.
Пластическая хирургия и эстетические процедуры. По полису ДМС нельзя провести диагностику и лечение с косметической целью или чтобы улучшить психологическое состояние. Так, не получится увеличить грудь или сделать инъекции ботулотоксина.
Однако в программах встречается оговорка о пластических операциях, необходимость которых обоснована. К ним, как правило, относят пластику после тяжелых травм, например после ДТП, наступивших в течение срока действия договора. В этом случае следует связаться со страховой компанией и уточнить, как можно согласовать лечение.
Еще в программы страхования не входят лечение заболеваний волос и удаление мозолей, бородавок, папиллом, родинок. Но если родинка травмирована или значительно увеличилась в размерах, то есть появились не косметические, а медицинские показания к ее удалению, страховая компания может пойти навстречу, если случай не указан в исключениях из программы.
Ведение беременности и родовспоможение. Его иногда предоставляют по дополнительному соглашению между работодателем и страховой компанией. Как правило, полис предусматривает только нормально протекающую беременность, а не осложнения или заболевания. Поэтому дородовое ведение будет включать обслуживание на поликлиническом уровне: консультации специалистов, анализы, плановые скрининги. Если же потребуется госпитализация, например в отделение патологии беременных, ложиться, скорее всего, придется в стационар по ОМС.
Программа по родовспоможению, как правило, включает и естественные роды, и кесарево сечение, если оно потребуется. А вот на партнерские роды рассчитывать не стоит: в программы страхования они практически никогда не входят.
Альтернативная медицина и диагностика. Страховые компании обычно руководствуются принципами доказательной медицины, поэтому по полису ДМС не удастся пройти нетрадиционную диагностику вроде иридодиагностики или лечение, например гомеопатию, фитотерапию, гирудотерапию, акупунктуру и другое. Лечение, которое относят к экспериментальному или исследовательскому, тоже не входит в программу страхования.
Расходные материалы. К ним, например, относят хирургические сетки, применяемые при грыжесечении, коронарные стенты для кардиохирургии, металлоконструкции для фиксации переломов, эндопротезы тазобедренных суставов — то, что используют во время различных операций, в том числе высокотехнологичных. Если такая операция нужна в плановом порядке и она входит в программу страхования, вы оплачиваете расходный материал, а страховая компания — само лечение. Расходники стоят дорого, и работодатели стараются не вносить их в страховку. Исключение: если есть дополнительное соглашение, которое работодатель оплачивает отдельно от договора.
Еще расходные материалы могут входить в ДМС при состояниях, угрожающих жизни, — например, установка стентов при инфаркте, если это прописано в программе страхования.
Бывает, что в исключения выносят и названия оперативных вмешательств: например, эндопротезирование тазобедренного сустава. При такой формулировке на ваши плечи ляжет оплата не только расходных материалов, но и всей госпитализации в частной клинике.
Представители страховой компании должны заранее предупреждать о таких исключениях и предлагать другие варианты решения проблемы: например, получить квоту на высокотехнологичную медицинскую помощь по ОМС. То есть после того, как страховая компания получит на согласование направление на госпитализацию, ее представитель должен связаться с вами и объяснить ситуацию.
Что делать, если непонятно, положена вам по ДМС медицинская услуга или нет
Иногда врачи назначают медицинские услуги, не прописанные в программе страхования ни в качестве разрешенных, ни в качестве исключений, при этом они вам нужны, чтобы поставить точный диагноз или вылечить заболевание. Здесь страховая компания может пойти навстречу и согласовать такую услугу, но от вас могут потребоваться дополнительные действия.
Обычно все назначения со страховой компанией согласует врач. Но в спорных случаях вы можете согласовать медицинскую услугу и самостоятельно. Сначала врач все равно позвонит в страховую компанию, объяснит ситуацию, оценит альтернативные варианты, которые ему предложат вместо нужного назначения. Если они не подходят, страховая компания запросит скан заключения с обоснованием назначений для детального разбора ситуации. Врач отдаст его вам на руки.
После визита к врачу вам надо будет составить письменное обращение в страховую компанию с запросом на оказание нужной услуги. Это можно сделать на официальном сайте страховой компании либо позвонить в страховую компанию и уточнить адрес электронной почты, на который можно направить запрос.
К запросу приложите скан заключения врача, в котором он обосновал выбор тактики лечения или диагностики. В течение нескольких дней с вами свяжется представитель страховой компании и сообщит, готова ли компания оказать услугу по полису ДМС.
Если страховая компания не предлагает альтернативных вариантов из страховой программы и отказывает без объяснений, можно направить претензию к ней — также через сайт или по электронной почте. Ее детально изучат в отделе медицинской экспертизы, после чего ответственный врач-эксперт направит вам официальный письменный ответ. Если вы с ним не согласны, можно обратиться за независимой экспертизой, а потом в суд. Однако в моей практике до суда дело ни разу не доходило: эксперты страховой компании стараются найти общий язык с клиентами и решать проблемы так, чтобы обе стороны были довольны.