дневник речи ребенка образец
Дневник речи ребенка образец
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника.
Статья:
Достаточно часто молодых родителей беспокоит вопрос: «В правильном ли темпе развивается речь нашего ребенка?» И не напрасно! Ведь речь – это основное средство мышления и общения!
Мамы и папы штудируют различную литературу, консультируются со специалистами, знакомыми и ищут ответы на свои вопросы на просторах интернета.
Планомерное развитие речи (т.е. систематизированное, организованное) всегда стоит на ступень выше спонтанного. При планомерном развитии родители заинтересованы в процессе, участвуют в нем, находят свои ошибки, радуются достижениям и поэтому, если возникают какие-то проблемы в развитии речи, раньше отмечают их и быстрее с ними справляются.
Бесценную помощь в этом деле может принести ведение речевого дневника ребенка.
В дневнике развития речи ребенка записываются понимание речи взрослого, умения подражать речи окружающих, произношение звуков, слогов, первые слова, выстраивание предложений. Любопытно описывать чувства и эмоции ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, удивляться, настаивать на своем, сердиться, жаловаться, делиться, уступать и т.д. Интересно отмечать развитие способности ребенка проявлять инициативу в общении, умение развивать общение, боязнь общения с кем либо, предпочтения в общении, умение переносить навыки общения в игровую ситуацию. Так же можно описывать речевое окружение ребенка.
Какие бывают речевые дневники?
Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника. Так же это могут быть аудиозаписи на диктофон или видеосъемка и создание фильма с комментариями родителей.
Для того чтобы выбрать для себя форму ведения речевого дневника и какую информацию записывать в него, нужно заглянуть немного вперед и подумать, кому и зачем могут быть полезны данные записи.
Зачем нужен речевой дневник?
Для детей имеет огромное значение видеть и знать, что родители уделяли внимание его личности, его развитию, его успехам. Поэтому постарайтесь записывать то, как развивается речь вашего малыша, фотографируйте ребенка и подписывайте фото его словами и высказываниями, снимайте видео, сохраняйте память о радостном и прекрасном в жизни вашего малыша-детстве! Успехов!
Речевой дневник ребенка: что это такое и зачем он нужен?
Достаточно часто молодых родителей беспокоит вопрос: «В правильном ли темпе развивается речь нашего ребенка?» И не напрасно! Ведь речь – это основное средство мышления и общения!
Мамы и папы штудируют различную литературу, консультируются со специалистами, знакомыми и ищут ответы на свои вопросы на просторах интернета.
Планомерное развитие речи (т.е. систематизированное, организованное) всегда стоит на ступень выше спонтанного. При планомерном развитии родители заинтересованы в процессе, участвуют в нем, находят свои ошибки, радуются достижениям и поэтому, если возникают какие-то проблемы в развитии речи, раньше отмечают их и быстрее с ними справляются.
Бесценную помощь в этом деле может принести ведение речевого дневника ребенка.
В дневнике развития речи ребенка записываются понимание речи взрослого, умения подражать речи окружающих, произношение звуков, слогов, первые слова, выстраивание предложений. Любопытно описывать чувства и эмоции ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, удивляться, настаивать на своем, сердиться, жаловаться, делиться, уступать и т.д. Интересно отмечать развитие способности ребенка проявлять инициативу в общении, умение развивать общение, боязнь общения с кем либо, предпочтения в общении, умение переносить навыки общения в игровую ситуацию. Так же можно описывать речевое окружение ребенка.
Какие бывают речевые дневники?
Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника. Так же это могут быть аудиозаписи на диктофон или видеосъемка и создание фильма с комментариями родителей.
Для того чтобы выбрать для себя форму ведения речевого дневника и какую информацию записывать в него, нужно заглянуть немного вперед и подумать, кому и зачем могут быть полезны данные записи.
Зачем нужен речевой дневник?
Для детей имеет огромное значение видеть и знать, что родители уделяли внимание его личности, его развитию, его успехам. Поэтому постарайтесь записывать то, как развивается речь вашего малыша, фотографируйте ребенка и подписывайте фото его словами и высказываниями, снимайте видео, сохраняйте память о радостном и прекрасном в жизни вашего малыша-детстве! Успехов!
Речевой дневник.
Принцип дневника: строится на основных направлениях работы по развитию речи.
Просмотр содержимого документа
«Речевой дневник.»
Принцип построения и разделы
Принцип дневника: строится на основных направлениях работы по развитию речи.
«Учимся слышать проблему» или «Мой ребенок – самый лучший»
Обследование которое проводят родители самостоятельно
°Знание формы и цвета
°Развитие связной речи(рассказ по сюжетной картинке).
Индивидуальный план коррекционной работы
Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
Развитие мелкой моторики.
Лексико – грамматические темы.
План работы над лексико – грамматической темой.
Каждый день одно из трех по порядку.
В конце недели, предлагаем ребенку самому выбрать, то стихотворение, которое ему больше всего понравилось.
По этому выбору определяется стихотворение – лидер.
Как мы меняемся летом.
Логопедический дневник
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обследование артикуляционного аппарата:
-строение неба ________________________________________________
Общее развитие ребенка : (разговорно-описательная беседа)
Как тебя зовут?_______________________________________________
Сколько тебе лет?_____________________________________________
Где ты живешь?______________________________________________
Есть ли у тебя друзья?_________________________________________
Счет прямой ___________________________
— счетные операции ______________________
Ориентировка во времени и пространстве________________________
Обследование импрессивной речи: (понимание речи)
-понимание предлогов, числа, рода, падежа ________________________________________________________________
Обследование экспрессивной речи: (связная собственная речь)
-составление рассказа по картинке____________________________________
-составление рассказа по серии картинок______________________________
Обследование грамматического строя
а) образование мн.ч. имен существительных
мост__________ дом__________ стул__________
пчела__________ ведро__________ ухо____________
воробей________ утенок__________ телефон________
б ) образование уменьшительно-ласкательных форм
дом_____________ елка____________ Женя_____________
стул____________ гриб_____________ Костя____________
в) префиксальное образование слова шел_____________________
г) согласование прилагательных с существительными
(голубой) шар, машина, платье
(красный) флажок, солнышко, звезда
д ) согласование существительных с числительными
Объяснить значение слов:
Назвать части предметов и показать
-свитер, платье, брюки, юбка, носки__________________________________
-сапоги, туфли, ботинки, валенки_____________________________________
-блюдце, сковорода, ложка, тарелка___________________________________
-шкаф, стол, кресла, кровать_________________________________________
-помидор, капуста, морковь, репа,_____________________________________
— яблоко, апельсин, груша, лимон ______________________________________
-кошка, собака, волк, еж_____________________________________________
-автобус, трамвай, самолет_________________________________________
— подбор прилагательных к имени существительному :
Лимон – какой? ____________________________________________________
Широкий –_____________ светлый_____________ длинный______________
Веселый – _____________ сухой _______________ больной______________
— образование прилагательных от имен существительных:
Матрешка из дерева_________________ сумка из кожи__________________
Ручка из пластмассы________________ сок из клюквы___________________
Что делает ?: повар__________ учитель_____________ врач_______________
Кто как голос подает?
Кошка_________ собака_________ гусь__________ утка_________
Петух_________ лягушка_________ мышь________ свинья__________
Анализ звукового состава речи:
А) выделение 1-го звука в слове
-утка ____, город ______, Оля ________, эхо ______, волк______
Б) выделение определенного звука в слове
Произношение слов сложного слогового состава:
-строительство ______________, велосипед ____________________,
Милиционер _________________, аквариум______________
-Экскурсовод проводит экскурсию____________________________
-Сапожник чистит сапоги ____________________________
1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________
2. Дата рождения__________________________________________________
3. Группа ________________________________________________________
4. Дата обследования_______________________________________________
5. Жалобы воспитателя или родителей (законных представителей) __________________________________________________________________
6. Заключение психиатра____________________________________________
7. Состояние слуха_________________________________________________
8. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) __________________________________________________________________
9. Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Общая и мелкая моторика __________________________________________________________________
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
А) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры) __________________________________________________________________
Б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры) __________________________________________________________________
12.Фонематический слух, восприятие ____________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Адаптация к условиям общения __________________________________________________________________
15. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________
тойчивость внимания, работоспособностьм психолого и учителя (организованность, самостоятельность
ти общего и речевого поведе
17. Рекомендации (перспективный план работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальная программа коррекционной работы
Направление (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы.
Изучение медицинской карты ребенка. Направление на консультацию к невропатологу, психиатру, психотерапевту; согласование лечения и других видов помощи.
Нормализация зубочелюстной системы
Направление на консультацию к стоматологу – терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других видов помощи.
Развитие моторики, общих произвольных движений
Совершенствование статистической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.
Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук
Формирование психологич. базы речи, пространственной ориентации, положительного психоэмоц. состояния
Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.
Развитие речевого аппарата
Совершенствование статистической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы. Формирование точности движения органов артикуляционного аппарата.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики
Формирование правильного звукопроизношения
Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация:
Развитие фонематических процессов
Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове
Формирование слоговой структуры слова
Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.
Развитие и совершенствование лексико –грамматической стороны речи. Расширение словарного запаса.
Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по различным темам; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.
Подготовка к обучению грамоте
Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.
Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий
Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ
(добавляются следующие направления работы)
слоговой структуры слова
Расширение словарного запаса
Формиров-е грамматических категорий
Развитие связной речи
1.ритмический рисунок слов (отстукивание, отхлопывание и т.д.)
2.система работы (см кн.Ткаченко Агранович по формированию слоговой структуры)
1.Лексические темы в соответствии с программой.
2.Словообразование (все части речи) т.е. родственные слова.
3.Словоизменение (одно и то же слово во всех падежах с наблюдениями в контексте предложения)
4.Выявленное примыкание (см.кн. Л.А. Козыревой из серии «Тетрадь для логопедических занятий»).
Усложнения речевой деятельности
-по опорным предметным картинкам
-с опорой на символы
-на серию сюжетных картинок
-без опоры на наглядный материал
С опорными словами
По блокам (абзацам, логически законченным частям)
С изменением времени действия
С трансформацией (кратко, выборочно)
2.Так же составляется алгоритм составления рассказов (описательного рассказа)
3.Творческое рассказывание (составляется алгоритм) С опорой на программу.
Перспективный план индивидуальной логопедической работы ______________________________
Развитие фрнематического слуха
Формирова-ние познава-тельных процессов
1.Общая фоноритмика для звуков;
2.Мелкая пальчиковая гимнастика (см.картотеку);
3.Артикуляцион-ная гимнастика ( см. картотеку)
1.развитие фонематического восприятия:
-выделение гласной из начала слова
-выделение согласной из конца слова
-определение правильных звуков и т.д.
2. развитие анализа и синтеза:
ти звуков, членение на слоги, звуки
-слияние звуков, слогов
-определение места звука в слове
-придумывание слов с задуманным звуком в нужной позиции
2.от опорных звуков
3.опорный звук + механическая помощь
4.от артикуляции-онной гимнастики.
Обязательно описание правильных артикуляционных укладов
Слоги на переключение (ша-шпа, шка)
Договорки, загадки, называются слова по картинке, чистоговорки
4. в предложениях (см.книгу Богомолова +картотека чтения)
1.Уровень пространства собственного тела;
2.уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
3.взаимоотношение объектов между собой;
4.лингвистическое пространство включая временные представления (пространство языка квазипространствен-ные логико-грамматические характеристики) (см кн.Семаго)
5.координация руки и глаз
1.создание комфортных психологических условий. Психогимнастика (см.кн.Чистяковой)
2.снятие или профилактика
-гипервозбуди-мости и дефицита внимания
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (см.кн.Лютова «Мониторинг»)
18.Лист динамики (результаты исправления речи, динамика развития ребенка не менее одного раза в полгода) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________