до какого числа платится транспортный налог юридические лица
Земельный и транспортный налоги для организаций в 2021 году: новые сроки и порядок уплаты
Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам
С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.
Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):
Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.
Новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов
С 1 января 2021 года для организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Напомним, ранее сроки уплаты налогов для организаций устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причем срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.
По новым правилам для всех организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:
Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).
Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам
В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.
В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).
Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.
Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).
Налоговые сообщения из ИФНС об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов
Начиная с налоговой кампании 2021 года, налоговые органы станут направлять в адрес организаций-налогоплательщиков специальные сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Сообщения будут направляться по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.
В таких сообщениях будет указываться объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога, а также собственно сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспортных средств.
Сами сообщения будут направляться организациям в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Если организация не имеет возможности получить сообщение в электронной форме, оно будет направлено ей по почте заказным письмом либо вручено руководителю или представителю организации лично под расписку.
При этом направление таких сообщений не отменяет обязанность организаций самостоятельно исчислять и уплачивать транспортный и земельный налог и соответствующие суммы авансовых платежей. Налоговики будут направлять сообщения об исчисленных налогах уже по окончании налогового периода и после истечения установленного срока их уплаты. То есть тогда, когда организация уже рассчитает и в полном объеме причитающийся транспортный и земельный налог.
В связи с этим у налогоплательщиков может возникнуть вполне резонный вопрос: а для чего, собственно, будут нужны подобные налоговые сообщения, если и рассчитывать налоги, и соблюдать сроки их уплаты организации будут без подсказки со стороны налоговых органов?
Ответ на этот вопрос представлен в письме Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672. Единственная цель налоговых сообщений – это информирование организаций об исчисленной ИФНС сумме налога для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии. Получив из инспекции такое сообщение, организация в случае несогласия с расчетом налогов сможет своевременно представить свои возражения и документы, подтверждающие, по ее мнению, правильный расчет налогов. В частности, предоставить в ИФНС заявление об имеющихся у нее льготах.
Представить такие письменные возражения организация по общему правилу может в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов (п. 6 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ). Однако, как указала ФНС в письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@, данный 10-дневный срок для представления пояснений и дополнительных подтверждающих документов не является пресекательным. Поэтому по истечении данного срока ИФНС в любом случае обязана рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов.
Если налоговая инспекция в течение года так и не направит организации сообщение об исчисленных налогах, организация обязана будет самостоятельно сообщить в ИФНС об имеющихся у нее земельных участках и транспортных средствах. Такое сообщение нужно будет представить в налоговую инспекцию по форме, утв. приказом ФНС от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Срок его представления – до 31 декабря текущего года включительно.
Транспортный налог в Москве
Калькулятор транспортного налога
Ставки транспортного налога в г. Москве
Наименование объекта налогообложения | Ставка (руб.) на 2020 год |
---|---|
Автомобили легковые | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 12 |
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно | 25 |
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно | 35 |
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно | 45 |
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно | 50 |
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно | 65 |
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно | 75 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 150 |
Мотоциклы и мотороллеры | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 7 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 15 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 50 |
Автобусы | |
до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно | 15 |
свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно | 26 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 55 |
Грузовые автомобили | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 15 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 26 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 38 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 55 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 70 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу | 25 |
Снегоходы, мотосани | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 25 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 50 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 100 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 200 |
Яхты и другие парусно-моторные суда | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 200 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 400 |
Гидроциклы | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 250 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 500 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 200 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 250 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 200 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 2000 |
Примечание к таблице: приведены значения в г. Москве на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 года. Для выбора ставок по конкретному году воспользуйтесь селектором.
Столица России — крупнейший субъект РФ по размеру собираемого транспортного налога. Более 27 миллиардов рублей ежегодно приносят 2,9 миллиона плательщиков, подчиняющиеся требованиям закона города Москвы № 33 от 9.07.2008 г.
Начисление и сроки уплаты налога для организаций
Большинство регионов России предусматривают необходимость внесения авансовых платежей для плательщиков из числа ЮЛ. В Москве такой обязанности нет — юридические лица оплачивают налог в полном объеме по окончании года. Последняя дата, до которой можно перечислять средства в счет оплаты обязательств — 5 февраля.
Расчет суммы предприятия производят самостоятельно, учитывая следующие множители:
Оплата производится без учета дробных долей рубля, с использованием математических правил округления.
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:
Правила и сроки оплаты налога для физических лиц
Жители Московской области могут не производить расчет суммы налога самостоятельно. Достаточно дождаться налогового уведомления от ФНС. Данный документ представляет собой детализацию начислений по каждому ТС, принадлежавшему плательщику в минувшем году.
Проверить корректность указанных сведений, можно используя формулу умножения с теми же множителями, что были перечислены для ЮЛ.
Крайний срок оплаты налога для граждан — 1 декабря. В том случае, если средства не будут зачислены своевременно, на всю сумму ежедневно будут начисляться пени.
Срок уплаты транспортного налога для физлиц в 2021 году:
Примите во внимание: в соответствии с п.7 ст. 6.1. НК РФ если последний день срока приходится на выходной, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Льготы для юридических лиц
Оплата транспортного налога обязательна для всех владельцев транспорта. Однако ряду организаций, соответствующих требованиям закона, предоставлена возможность применять нулевую ставку:
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
Особенности исчисления транспортного налога организациями
Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:
законами субъектов РФ об этом налоге.
При установлении налога законами субъектов РФ определяются:
налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);
порядок и сроки уплаты налога.
Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.
Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:
в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);
в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);
в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).
Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).
Как определить мощность двигателя?
Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.
В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).
На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.
В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).
При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).
Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.
Отчетный (налоговый) периоды
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).
При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).
При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:
в отношении каждой категории ТС;
с учетом экологического класса ТС;
с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.
Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.
Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).
Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):
ТН = НБ х НС.
Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):
ТН = НБ х НС – АП.
О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:
АП = 1/4 х ТН.
При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.
В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):
Средняя стоимость легкового автомобиля
Количество лет, прошедших с года выпуска
Повышающий коэффициент
От 3 млн до 5 млн руб. включительно
От 5 млн до 10 млн руб. включительно
От 10 млн до 15 млн руб. включительно
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.
Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:
ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;
АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Если ТС зарегистрировано (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).
Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:
До 15-го числа соответствующего месяца включительно
Месяц регистрации = полный месяц
После 15-го числа соответствующего месяца
Месяц регистрации не учитывается
Снятие ТС с регистрации
До 15-го числа соответствующего месяца включительно
Месяц снятия с регистрации не учитывается
После 15-го числа соответствующего месяца
Месяц снятия с регистрации = полный месяц
При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).
Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.
Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.
Коэффициент Кв по данному ТС составит:
в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);
по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).
за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);
за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);
за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);
за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).
Налоговая декларация
В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.
Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).
Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).
Уплата налога
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.
Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):
для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);
для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);
для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).
Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).
С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи необходимо перечислять:
в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;
в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу
Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.
При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).
С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.