доброе отношение к родителям в исламе
Как дети должны относиться к родителям
МУФТИЙ РД АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ
Каждый родитель видит в своем ребенке не только радость глаз и продолжение потомства, но и заботу о себе в старческом возрасте. Однако для этого нужно воспитать в детях подобное отношение. От нашего воспитания напрямую зависит то, как дети, когда они станут самостоятельными, будут относиться к престарелым родителям.
Поэтому хотелось бы затронуть тему отношения детей к родителям – в рамках вопроса «Как дети должны почитать своих родителей?».
В первую очередь родители должны приложить усилия, чтобы привить детям богобоязненность и послушание Всевышнему, а потом любовь, уважение и послушание по отношению к себе. Ведь они будут нести ответственность в День суда за своих детей, за то, что не воспитали их должным образом, как это предписывает Ислам.
Почитание родителей является одним из важнейших вопросов, который Всевышний выделил в Коране после поклонения Ему. Также Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. Повиновение родителям во всем, что не противоречит Шариату, – одна из обязанностей, которую возложил на детей Аллах.
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا
В Коране Всевышний говорит (смысл): «…Поклоняйтесь только Мне и относитесь хорошо к своим родителям» (сура «Ан-Ниса», аят 36).
Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к престарелым родителям, так как их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Всевышний также повелевает проявлять к родителям сочувствие и часто делать за них дуа: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким».
Не почитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху I сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей – он даже не почувствует аромата Рая, не принимаются его хорошие деяния.
Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы свидетельства Единобожия (шахада). Так говорится во многих хадисах Пророка (ﷺ).
Однако некоторые дети, когда становятся самостоятельными, перестают уделять внимание родителям. Сколько же матерей отдают полностью себя тому, чтобы их дети встали на ноги, а впоследствии видят их лишь в праздничные дни. Бывает и так, что ребенок, слушающийся родителей, старающийся услужить им, стремящийся к их довольству, вызывает у нас удивление, настоль редким стало это явление в наше время. Сегодня родители чаще всего следуют за детьми и их желаниями.
Нередко можно увидеть, что дети командуют над старыми родителями, указывают им, что делать, где жить и чем довольствоваться. Это есть признак приближения Судного дня. В то же время эти же дети спешат угодить своему начальству, работодателю и т.д., стараются выполнить их сверх поручения, терпеливо, без возражения подчиняются им говоря, что они просто оказывают уважение. На самом же деле это больше похоже на подхалимаж.
Каким образом оказывает почтение человек, стремящийся только к мирскому? Где грань между подчинением, уважением и подхалимажем?
Разница между подчинением и подхалимством в том, что подчинение – это выполнение рабом (человеком) повелений Всевышнего Аллаха или приказаний людей, даже если это будет велено в желательной форме. А также отказ от запрещенного, даже если на это будет указано как на нежелательное действие.
Если же человек подчиняется и выполняет веления Всевышнего Аллаха, а также повеления кого-либо, и отказывается от всего, что они запретили, ради получения довольства Всевышнего Аллаха, это и есть уважение. Уважение — это отношение одного человека к другому, признавая достоинства его личности. Уважение — одно из важнейших требований этики.
Однако если раб (человек) оказывает какое-либо почтение другому человеку не ради довольства Всевышнего Аллаха, а лишь ради мирского и в свою угоду, то это будет подхалимством. В общем, угождать не ради довольства Аллаха имеющим авторитет и вес в обществе людям – есть подхалимаж.
Когда же дело касается подчинения родителям, то нередко дети проявляют по отношению к ним настоящую агрессию, ни сколько не учитывают их желания и интересы, не спешат помочь им, не терпят от них поучений и, более того, прерывают с ними отношения – в то время, когда Всевышний обязал повиноваться родителям и искать их довольства. Почитание родителей в Исламе – это одна из форм ибадата (подчинения Всевышнему).
وَوَصَّيْنَا الإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا
В Коране говорится: (смысл): «Мы заповедовали человеку, [т. е. повелели и обязали его] хорошо относиться к родителям, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его» (сура «аль-Ахкаф», аят 15)
Что же значит – повиноваться родителям? Каковы обязанности детей по отношению к ним? Как должны дети почитать родителей? Какие знаки уважения должны им оказывать?
1. Дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего. Детям надлежит всегда помнить о том, что «Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей» (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани).
Однажды Пророка (ﷺ) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего?» – «Вовремя совершённый намаз»,– был ответ. «А за ним какое?» – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро» (Аль-Бухари, Муслим).
2. Недостаточно просто хорошего отношения к родителям, нельзя совершать ничего, что показывало бы не уважение к ним. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Не следует смеяться громко, а также сидеть перед ними, когда они стоят, лежать в неприличном положении, оголять тело в их присутствии. Необходимо вставать, когда они встают или заходят в комнату, проявляя к ним уважение; стучаться, когда заходите к ним; не следует идти впереди них; повышать голос, находясь рядом с ними –– это все считается не почитанием родителей.
3. Ни в чем нельзя их упрекать; не следует смотреть на родителей искоса; смотреть им в лицо, нахмурившись. В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито – не подчиняется им» (ад-Дарукутни).
Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот решил его наказать (ударами таъзира). Кто смотрит в глаза родителям, тот неуважительно к ним относится. А кто обидел родителей, тот их ослушался».
4. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном. Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, спокойным тоном.
إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً
Всевышний сказал (смысл): «…Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слово благородное» (сура «Аль-Исра», аят 23).
5. Следует знать, что обеспечение родителей в старчестве ложится на плечи детей, поэтому они должны покупать для них одежду, обувь, продукты питания; если они не могут сами готовить или передвигаться, то необходимо или помогать им, или нанять человека, который будет присматривать за ними, готовить, стирать их одежду и т.д.
Старость – период жизни, когда родители больше всего нуждаются в оказании им помощи, добром отношении. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте.
АбуХурайра передает что Пророк (ﷺ), сказал: «Унижение и позор, тому, кто застал обоих своих родителей в старости, одного из них или обоих, и не вошёл в Рай» (Муслим). То есть услужение и внимание оказанное родителям в старческом возрасте может стать причиной для входа в рай.
6. Дети должны помогать родителям в их делах – как могут и чем могут. Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, несущим тяжёлую ношу. Дети не должны оставлять на мать всю работу по наведению порядка в доме, наоборот, им следует ухаживать за своей одеждой, обувью, мыть посуду, убирать за собой, заправлять свою постель, и так далее. Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами, заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, медресе.
Сообщается, что Джахима (да будет доволен им Аллах), придя к Пророку (ﷺ), сказал: «О Посланник Аллаха (ﷺ), я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой». Пророк (ﷺ) спросил: «Жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами» (имам Ахмад).
7. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей. Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.
Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей?» Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого» (аль-Бухари, Муслим).
8. При необходимости выехать куда-нибудь детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями, и выехать в путь получив их согласие. Если родители позовут, следует отозваться сразу же, будь вы дома, рядом или в пути.
9. После их смерти необходимо выполнить их завещание, укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили. В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили» (Муслим).
10. Детям следует посещать могилы своих родителей, постоянно делать им дуа и просить за них у Аллаха прощения и милосердия к ним, раздавать милостыню за них.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знаний, которыми смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).
Пророк (ﷺ) сказал : «Воистину, человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю и скажет: «Откуда всё это?» Ему ответят: «Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощения». (Ибн-Маджа).
В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т.е. будет часто делать о них дуа, просить о прощении их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям» (Абу Дауд).
Если посмотреть на наше отношение к родителям, мы обнаружим, что очень часто пренебрегаем их мнением и проявляем по отношению к ним ослушание. Да помилует нас Аллах. Такое поведение – большой грех, и очень часто дети даже не подозревают, что те или иные их действия являются непослушанием родителям.
АбуХурайра сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха, и спросил: «Кто в первую очередь среди людей заслуживает моей прекрасной заботы?» Он ответил: «Твоя мама». Тот спросил: «Затем кто?» Он ответил: «Снова твоя мама». Тот спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Снова твоя мама». Тот спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Затем твой отец». (Муслим)
К непослушанию относится и такие действия:
– Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей, считая их мнение менее весомым, так как они – умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.
– Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им.
– Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их.
Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.
Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей» (сура «Лукман», аят 14).
وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا
Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 24).
Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.
Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк (ﷺ) не стал торопиться, и спросил его: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей? «Человек ответил: «Они оба живы«. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «И ты хочешь получить награду Аллаха I?» Этот человек сказал: «Да«. Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо!» (Аль-Бухари, Муслим).
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Почтение к отцу и матери – ценнее газавата!
Этика почитания родителей в Исламе.
Религия Ислам украшает жизнь человека со всех сторон. Она учит мусульман проявлять милосердие к слабым, делать пожертвования бедным, уважать старших, заботиться о своей семье, помогать тем, кого притесняют или кто попал в трудное положение. Она учит нас и этике почитания родителей, этике почитания друзей и коллег, этике почитания братьев и сестёр.
В Коране, после того, как Всевышний повелевает не придавать Ему никого и ничего в сотоварищи, Он требует от нас делать родителям добро, уважать их и хорошо относиться к ним (сура «Ан-Ниса», аят 36). Это показывает, как высоко ценится и как важно в Исламе почитание родителей.
Согласно хадисам, переданным аль-Бухари и Муслимом, непочитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху сотоварища и убийством человека.
Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы свидетельства Единобожия (шахада). Так говорится во многих хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Желающий более подробно познакомиться с ними, может обратиться к книге достоверных хадисов аль-Хафиза аль-Мунзири «ат-Таргиб ва ат-тархиб» (Том 3, стр. 252-267).
Поэтому каждый, кто верит в Аллаха и Судный день, должен приложить все усилия для соблюдения следующих этических норм почитания родителей:
1. Человек никогда не должен забывать, с каким трудом родители, особенно мать, его воспитали, сколько боли и неудобств они пережили и сколько сил, душевной энергии и нервов на него потратили.
В Коране говорится:
وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا (الأحقاف، 15)
2. Человек всегда должен молить Аллаха о прощении грехов своих родителей, просить Всевышнего быть милостивым по отношению к ним. В Коране говорится:
وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا (الإسراء، 24)
Смысл: «Пожалей их, будь перед ними скромным, простым и покорным, и проси: «О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» (Коран, 17:24).
3. Нельзя совершать ничего, что показывало бы, что ты обижен на них, нельзя повышать на них голос, необходимо говорить с ними мягко, вежливо, смиренно и стоять перед ними с чувством милосердия. Это нам велит Коран в 23 аяте суры «Аль-Исра»:
إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا (الإسراء،23)
4. Во всех вопросах дети должны подчиняться родителям, если они не требуют такое, что может привести к неверию (куфр) или ослушанию Всевышнего. Подчинение родителям и является признаком любви к ним, а невыполнение их требований – их огорчением и притеснением. О грехе их притеснения мы говорили выше.
В этом благородном хадисе подчинение родителям ставится перед газаватом, выше него!
5. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном. Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, приятным голосом. Нельзя смотреть на родителей сердито и хмуро.
6. После смерти родителей следует продолжать читать мольбы за них, просить Аллаха о милости и прощении их грехов.
В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т. е. будет часто делать о них дуа, просить прощения их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ибн Хаббан).
وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا (الإسراء،23)
8. После смерти родителей следует выполнить их завещание, надо укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили. В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям, самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили» (Муслим).
10. Дети должны помочь родителям в их делах: как могут и чем могут. Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, когда он несёт тяжёлую сумку или другую ношу. Нельзя возлагать на мать всю работу по наведению порядка в доме, но следует ухаживать за одеждой и обувью, мыть посуду и т. д.
11. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей. Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.
12. Непочитанием родителей в Шариате считается нахождение в пути впереди родителей. Также нельзя садиться раньше, чем они сядут, обращаться к ним, называя их по именам. К ним необходимо обращаться уважительно, со словами: папа, мама, отец, мать и т. д.
Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подбежал некий молодой человек и сказал: «Я пришёл, чтобы присягнуть тебе насчёт Хиджры (переселения из Мекки в Медину), тогда как родители мои не понимают этого решения и плачут». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Возвращайся, заставь родителей смеяться так же, как ты заставил их плакать!» (Абу Давуд).
14. Считается сунной при раздаче пожертвований отдать вознаграждение за упокой души родителей. В хадисе говорится: «А разве вам плохо, если вы дадите милостыню, а вознаграждение за это посвятите своим родителям?» (Ат-Табарани).
15. Считается сунной в каждую пятницу посещать могилы родителей. В хадисе говорится: «Кто бы ни посещал в каждую пятницу могилы своих родителей или могилу одного из них – знайте, что Аллах смоет его грехи и запишет его среди тех, кто почитал и повиновался родителям» (Ат-Табарани).
Как разъясняют нам хадисы, тот, кто делает добро для родителей, получает столько вознаграждения, сколько получают люди, совершающие большое и малое паломничество или участвуют в газавате. Доброе отношение к родителям – одно из лучших качеств человека, которое больше всего любит Аллах.
Забота о родителях и их довольство – залог приобретения Райских благ, продления жизни, приобретения жизненных благ. Дети, заботящиеся о родителях, получают во всём содействие и помощь Аллаха, приобретают путь истины, облегчается их жизнь, они приобретают спасение. Довольство родителей тесно связано с довольством Аллаха.
В хадисе говорится, что Рай находится под ногами матерей. Всё, что мы перечислили выше, взято из хадисов. Желающий может обратиться к книге «Ат-Таргиб ва ат-тархиб» (Том 3, стр. 252-262).
Да поможет нам Аллах вести себя так, чтобы были нами довольны родители. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Отношение к родителям в Исламе
Родители – главные люди в жизни каждого человека. Через них Всевышний даровал нам жизнь. Поэтому мы должны благодарить Создателя за хороших родителей и просить Его наставить на путь истинный плохих родителей или родителей, сердца которых запечатаны неверием.
Уважайте своих родителей, слушайтесь, желайте им только добра, помогайте им, говорите с ними, и Аллах, если будет на то Его воля, поможет вам.
Самая часто встречающаяся ситуация, которая уже во многом становится обыденной – это неуважении к старым родителям. Молодые люди забывают о заботе, которой окружали их в детстве. Конечно, никто не отрицает, что у человека могли быть не самые лучшие родители, но он должен их простить и быть лучше. Поэтому верующий человек, несмотря ни на что, несмотря на всё зло, которое было совершено по отношению к нему, всегда должен прощать и делать добро. Делать добро в ответ на зло – это Истина.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал (смысл): «Милостивейший смилостивится над милостивым. Будьте милостивыми к тем, кто на земле, и Тот, Кто над небесами, будет милостивым к вам». Передано Тирмизи (1924).
Ибн Аби Дунья передал от Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Наиболее любимыми людьми для Аллаха являются те, кто приносит больше всего пользы людям, и наиболее любимым для Аллаха делом является принесение счастья мусульманину, или освобождение его от трудностей, или оплата его долга, или избавление его от голода. Для меня удовлетворить нужду брата дороже, чем пребывание в итикафе в мечети – имея ввиду мечеть в Медине – в течение месяца… Кто удовлетворит нужду брата, того Аллах укрепит в День, когда все будут падать». Сахих аль Таргиб вал Тархиб (2623).
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот кто избавит мусульманина от трудности в этом мире, того Аллах избавит от трудности в День Воскресения, и кто поможет в финансовых вопросах, тому Аллах поможет в этом мире и в Следующем, и кто покроет (ошибку) Мусульманина, тому Аллах покроет (ошибку) в этом мире и в следующем. Аллах поможет человеку, пока он помогает своему брату» Муслим (2699).
Эти хадисы о том, что милосердие человека очень ценится Всевышним, так как Он милостив к Своим рабам и требует от них проявления милосердия ко всем созданным Им существам.
Отношение к старшим.
Теперь посмотрим, что говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) об отношении к старшим, к старикам, к людям, волосы которых покрыла седина, встреча с которой ждёт каждого из нас, если на то будет воля Господа.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)». (Тирмизи, 1920).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предостерегал от проявления неуважительного отношения к старшим. Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» рассказывает, что Абу Умамат передал от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Тремя людьми пренебрегает только лицемер: обладателем седины в исламе (седым мусульманином), обладателем знаний и справедливым имамом». (Табарани).
«Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста». (Тирмизи, 2022). Следовательно, если молодой человек относится неуважительно к пожилым, то Всевышний Аллах пошлёт ему такое же отношение, когда он достигнет пожилого возраста.
Об уважении к родителям.
Аллах сказал (перевод смысла): «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям» (4:36).
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).
«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, что бы ты приобщал ко мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им» (Паук, 8).
«Мы заповедали человеку делать добро родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением …» (Лукман, 14).
Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаёте, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы не сделали доброго, Аллах знает об этом»». (Корова, 215) «Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесёт тебе никакого избавления? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путём. Отец мой! Не поклоняйся дьяволу, поскольку он ослушался Милостивого. Отец мой! Я боюсь, что тебя настигнет наказание Милостивого, и что ты станешь помощником дьявола»». (Марйам, 41-45)
Сообщается, что Абдуллаха бин Масуда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву» Я спросил: «После этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям…». (Сахих аль-Бухари, 5970).
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, что бы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». Этот человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» и тогда он сказал ему: «Твой отец». (Сахих аль-Бухари, 5971)
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Позор, позор и еще раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в рай». (Сахих Муслим, 6557)
Передаётся от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Довольство родителей это довольство Аллаха, а гнев родителей — это гнев Аллаха». (Сборник достоверных хадисов, 516).
На вопрос Мансура ибн Хазма: «Какое деяние является наилучшим?», – Джафар ас-Садик, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, ответил: «Совершать молитву во время и хорошо обходится с родителями». Один человек по имени Ибрахим сказал Джафару ас-Садику: «Наш отец на столько старый, что нам приходится помогать ему, когда ему надо испражнится, а так же и в других делах». Выслушав это, Джафар ас-Садик сказал: «О Ибрахим! Если, ты возьмешь на себя заботу об отце, и если будешь кормить его собственноручно, это лучше для тебя. Потому что такие деяния отдаляют человека от Адского пламени».
Передано от Абдуллах ибн Масуда: «Я спросил Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Какое деяния наиболее любимо у Аллаха?» Он ответил: «Молитва, совершенная вовремя». «А затем?» – Он ответил: «Почитание родителей» «А затем?» «Джихад ради Аллаха». Бухари (527)
Муслим (2552) передал от Абдуллах ибн Омара, что человек из бедуинов встретил его по дороге в Мекку. Абдуллах поприветствовал его саламом и дал ему своего осла и тюрбан, который носил. Ибн Динар сказал: «Мы сказали ему, да наставит тебя Аллах, они всего лишь бедуины, и они довольствуются малым». Абдуллах сказал: «Отец того человека был близким другом Омара ибн Хаттаба, и я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучший способ для почитания родителей – это поддержание сыном отношений с друзьями отца».
Обращение к Аллаху с мольбами за своих родителей.
В Коране есть такое дуа Пророка Нуха (мир ему): «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошёл в мой дом верующими, а так же верующих мужчин и женщин. А беззаконникам не приумножай ничего, кроме погибели!» (Нух, 28)
Можно ли ругать родителей?
Передаётся от Абдуллаха бин Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: « Поношение человеком своих родителей относится к числу тягчайших грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, да разве может человек поносить собственных родителей?» Он сказал: «Да, так может получиться, если станет он поносить отца другого человека, а тот примется ругать его отца, и если станет он поносить мать другого человека, а тот примется ругать его мать». (Сахих аль-Бухари, 5973)
Никто не сможет отплатить родителям сполна, сколько бы он не пытался совершить благого для них. Передаётся от Абу Бурды, что как то один человек из Йемена помог своей матери совершить обход Каабы, усадив её к себе на спину, после чего пришёл к Ибн Умару (да будет доволен им Аллах) и спросил: «Отплатил ли я этим своей матери сполна?» Ибн Умар ответил: «Нет. Ты даже не отплатил за один её стон (имеется ввиду стон женщины во время родов)». (Сахих аль-адаб аль-муфрад, 11).
Как человек может ругать тех, кому он не может ничем отплатить, кому он обязан, чьё довольство является одной из главных целей верующего. Как могут называть себя праведными те люди, которые ругают своих родителей, которые повышают на них голос, которые постоянно недовольны ими?
Просьба о ПРОЩЕНИИ.
Передается от аль-Мугиры и Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) запретил доставлять страдания родителям и назвал это одним из больших грехов. (Сахих аль-Бухари, 5975, 5976) Человек, доставляющий страдания своим родителям, может быть наказан уже в этой жизни!
Поэтому просите прощения у своих родителей, ибо дуа их принимаются.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Пусть допустивший несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда) если будут у него (в запасе), благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него». (Сахих аль-Бухари, 2449)
Когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял Муза бин Джабаля в Йемен, сказал ему: «Бойся мольбы угнетённого! Поистине нет преград между этой мольбой и Аллахом!» (Сахих аль-Бухари, 2448)