добросовестное отношение к труду это
Классный час «О добросовестном отношении к труду»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конструкт классного часа
ПМ. 03 Классное руководство
студентки группы 36 «А»
Пономаревой Анны Викторовны
Задача: создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей
Метод эмоционального стимулирования
-Поделитесь своим хорошим настроением с товарищем!
— Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам радость!
Хочу напомнить меня зовут Анна Викторовна. Садитесь.
Дети приветствуют и садятся за парты
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция
2) Мотивационный этап
Задача: мотивировать учащихся на предстоящую деятельность
проблемно-поисковый; организация деятельности обучающихся;
Что бы отгадать тему нашего классного часа, я предлагаю вам послушать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского, который называется «Два плуга».
— Ребята, что такое плуг?
— Послушайте внимательно рассказ!
— Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Ребята, кого подразумевал автор под двумя плугами?
— Ответьте в одном предложении, как можно сформулировать тему, о чем этот рассказ?
— Тема нашего классного часа «О добросовестном отношении к труду»
— Верно, о чем мы сегодня будем говорить?
— Да, всё, что вы сказали, верно.
Дети слушают рассказ и отвечают на поставленные вопросы
Категории профессиональной этики
Этика — это учение о морали, совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В основе возникновения и развития морали лежит потребность объединения людей для совместной трудовой деятельности.
Профессиональная этика — это совокупность нравственных норм, понятий, суждений и оценок способов поведения, характерных для представителей определенных групп общества, обусловленных их принадлежностью к данной профессии.
Когда в человеческой истории возникли первые профессии? Более трех тысяч лет назад возникла система профессионального разделения труда. В Древнем Египте, например, все работники разделялись на две крупные категории — «мастера» и «люди». «Мастера» — это рисовальщики, резчики, скульпторы, лекари и т.д. Часть людей выполняли вспомогательную работу (дровосеки, водоносы, медики), а другие составляли когорту «администраторов» (кладовщики, привратники, надзиратели), обслуживающий персонал (садовники, прачечники, пивовары, кондитеры и т.д.). Особую категорию составляли
жрецы, в руках которых находились образование, наука, искусство, медицина. Регулировали отношения судьи.
В эпоху феодализма особо четко проявилось разделение труда, и возникли кодексы поведения, профессиональные уставы цехов, гильдий, монахов, рыцарей. Профессиональные требования складывались с глубокой древности — клятва Гиппократа, сочинения Галена, Авиценны определяли требования к профессии врача. В 1716 г. появилась книга Жака де Кальера «О способах вести переговоры с государями». Она определяла требования к дипломату, а также правила его поведения. Нравственные требования к профессии учителя были сформулированы Львовским и Луцким братствами (XVI — XVII вв.).
Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме требования, обязанности выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека — представителей той или иной профессии, например, для представителей законода-
тельной профессии — это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.
Следование нормам профессиональной этики содействует трудовой деятельности, регулирует взаимоотношения руководителей и подчиненных, партнеров по деловым отношениям, обслуживающих и обслуживаемых в системе «человек — человек» (медицинских, педагогических, юридических, торговых учреждениях и т.д.).
Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.
Добро и зло — основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро — все то, что несет благо человеку. Зло — всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.
Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей (виды долга: семейный, супружеский, родительский, гражданский, патриотический, воинский и т.д.).
Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.
Совесть — внутренний нравственный «судья» человека, который предостерегает его от поступков, причиняющих неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести — раскаяние и стыд.
Можно жить безмятежно, условясь Зло считать для удобства добром, Но что делать тому, чья совесть Все нежданно поставит ребром?
Что тут делать, когда в человеке О приходе своем возвестит, Пусть случайно, пусть в кои-то веки, Словно трубы архангелов, стыд?
Е. Винокуров. Совесть
Для коммерсанта наличие совести — одно из условий профессиональной пригодности.
Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих. В стремлении честно выполнить свои профессиональные обязанности и находит выражение честь работника.
Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» — онаудивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»
Честь и совесть — мы часто произносим эти одухотворенные, наполненные глубоким благородным смыслом слова, не задумываясь порой, что они означают. Вот как толкуют
их словари русского языка. Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Это почет и уважение, которые ей воздаются. Не менее значимо и слово «совесть». Оно характеризуется как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Как видим, понятия этих двух слов — честь и совесть очень емкие, и о них надо всегда помнить, как помним имя свое.
А теперь оторвемся от книжных страниц, оглянемся вокруг себя и подумаем вот о чем: всегда ли, везде и во всем поступает каждый из нас так, как велят законы чести и совести? Все ли мы придерживаемся этих простых истин на работе, дома, в общении с коллегами, в отношениях с окружающими? Отношение друг к другу, к своей профессии — главный показатель совести и чести. Такова, скажем, честь мастера, дорожащего своим добрым именем и не позволяющего себе исполнить свою работу плохо.
Но только ли по трудовым делам можно судить о чести и совести человека? А разве не об этих высоких нравственных качествах заботится тот, кто дал слово, обещание и выполнил его в срок? Разве не о чести идет речь, когда человек отстаивает свою правоту, встает на защиту справедливости, доброго имени, не идет на компромиссы и сделки со своей совестью? Разве не делает чести человеку, если он умеет извиниться, честно признать свои ошибки? И если вы не подали руку подлецу, кляузнику, лжецу, взяточнику, если не сели за стол с дельцом, воротилой, хапугой, вором, это тоже дело совести и чести. Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность — это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.
Честь и совесть всегда и во всех делах и контактах стоят на первом месте.
Мы живем, умереть не готовясь,
Забываем поэтому стыд,
Но мадонной невидимой совесть
На любых перекрестках стоит. И бредут ее дети и внуки При бродяжьей клюке и суме — Муки совести — страшные, муки На бессовестной к стольким земле.
Е. Евтушенко. Муки совести
Достоинство — форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей.
Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.
Счастье — это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности. Нравственное поведение — результат добровольного следования нравственным требованиям. Через систему нравственных требований общество как бы программирует поведение людей, придает ему определенную направленность.
Простейшая форма нравственного требования — моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты — безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).
Принципы — это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека.
В профессиональной деятельности коммерсанта ведущими являются следующие принципы:
• Патриотизм — любовь к своему отечеству, стремление содействовать его процветанию, утверждение истинности и справедливости общественных отношений.
• Гуманизм (в переводе с латинского «человечность») — принцип нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека, его способности к совершенствованию, его праве на счастье. Быть гуманистом — значит уважать и любить людей, бороться против всего, что мешает им жить счастливо.
• Забота об общественной и частной собственности. Этот принцип предписывает коммерсанту уважать и охранять- на основе законодательства неприкосновенность общественной и частной собственности как основ правового государства, быть непримиримым в борьбе с расхитителями общественного достояния и теми, кто посягнул на собственность личности как общественного субъекта различными противозаконными действиями (хищение, обман, воровство — в предприятиях торговли).
• Добросовестное отношение к труду. Выражается в строгом исполнении служебных обязанностей и соблюдении порядка работы предприятия. Этот принцип требует от коммерсанта развития деловых качеств и повышения компетенции. А для этого нужно постоянно обогащать свои знания, совершенствовать опыт. Добросовестное отношение к труду предполагает инициативность, ответственность за выполняемое дело.
Достигнуть подобного отношения к делу коммерсанту можно лишь при упорстве и настойчивости в овладении выбранной профессией.
Четность, добросовестное отношение к труду,
Ответственность
Вопросы для обсуждения:
1. Определение понятий честность, добросовестное отношение к труду.
2. Личная ответственность каждого ученика за учебные, общественные и трудовые дела коллектива.
3. Добиваться единства слова и дела, знаний и убеждений.
(Доклад, подготовленный одним из учеников)
«Если человек трудится только сам для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не станет истинно совершенным и великим человеком.
История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее: опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей. »[42].
Честность — правдивость, единство слова и дела, прямота, привычка не брать без разрешения чужие вещи, добровольное признание своих ошибок, проступков.
Добросовестное отношение к труду — добросовестное учение, своевременное выполнение любой нужной работы, высокое качество результатов труда, систематическая помощь по хозяйству, глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятельности.
Мобилизация сил и воли, стремление преодолевать трудности, возникающие на пути выполнения своих обязанностей, данного обещания способствуют формированию такого качества, как обязательность.
Обязательный человек — это человек, верный своему слову, обещанию, точный и надежный.
Потрясающий пример человеческой обязательности — последнее письмо А. С. Пушкина. До дуэли оставалось несколько часов, а он пишет детской писательнице О. А. Ишимовой: «Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение. Покаместь честь имею препроводить к Вам Вы найдете в конце книги пьесы, отмеченные карандашом Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»[43]
Единство слова и дела должно стать повседневной нормой поведения каждого человека. Разрыв между словом и делом возникает, если тот или иной нравственный принцип, нравственная норма глубоко не осознаны, не превратились в убеждение школьника.
Дорожить репутацией честного человека нужно с детства. Недаром народ сложил поговорки: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», «Раз солгал — навек лгуном стал», «В ком правды нет, в том добра мало», «Лучше свое отдать, нежели чужое взять».
Жизнь ежечасно вовлекает нас в сложную цепь человеческих отношений, проверяя нашу нравственную стойкость и гражданскую зрелость, в которых проявляется внутренняя честность.
Честность человека проверяется его отношением к труду. От года к году школьной жизни делается все заметнее, какие отношения формируются в личности того или иного из нас. Одни отличаются старательностью, настойчивостью, добросовестностью, честностью в выполнении любого порученного дела, учебных заданий. У других проявляется излишняя изворотливость, желание воспользоваться чужим трудом, что само по себе уже нечестно, выполнить задание с легкостью, небрежностью, недобросовестно.
Очень важно самому быть честным, правдивым, обязательным человеком. Но этого недостаточно. Нужно быть готовым постоять за правду, защитить ее, бороться за утверждение ее в жизни коллектива, класса, школы, семьи.
Самостоятельность
Цель: разъяснить, что включает в себя это понятие; воспитывать в себе стремление быть самостоятельным
Учитель знакомит учащихся с требованиями к этому критерию, затем знакомит со словами известного немецкого педагога и математика А. Дистервега: «Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель. который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»[44].
Умейте пробудить в себе гнев на себя, злость к себе, если вам чего-то не хочется. «Не хочется» — это опасный враг человеческой жизни. С «не хочется», если оно вышло победителем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хочется», становится рабом лени.
Вам не хочется подниматься в семь утра — разгневайтесь на себя, заведите будильник на шесть, поднимитесь с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделайте зарядку, умойтесь, оботрите тело влажным полотенцем. И вы убедитесь, как это радостно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих желаний. Пусть «не хочется» отступит — вы почувствуете себя хозяином своей воли. Постепенно обретете драгоценное умение — умение желать и повелевать желаниями.
Научитесь создавать вокруг себя наилучшие условия для обострения внимания. Для этого уберите все, что может отвлечь от работы. Если выполняете домашнее задание, то выключите радио, удобно сядьте за столом.
Но не все, что отвлекает, можно убрать. Как убрать солнечный луч или волнующий шум березы под окном, запахи весны, врывающиеся через форточку? Куда убрать соседа по парте, который пишет, как и вы, сочинение, в тетрадь которого вам хочется заглянуть? В этих случаях надо усилием воли отключиться от помех и сосредоточиться в нужном направлении. Сразу это не получится, но если тренироваться настойчиво и много, вы научитесь быть внимательным в любое время и в любых условиях, а этот важно и для учебы, и для любого другого вида деятельности.
Приучайте себя к самоотчету. Каждый вечер отчитывайтесь перед собой в проведенном дне (что из намеченного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно вы выполняете принятые решения). Н.К.Крупская советовала завести тетрадь, где каждый день записывать по часам и минутам, на что тратишь свое время, сколько времени уходит на учебу, на труд, на общественную работу, на отдых, на сон.
Активность
Вопросы для обсуждения:
1. Определение понятия активности.
2. Общественная активность — важнейшее качество человека.
3. Формы проявления общественной активности.
(доклад классного руководителя)
У человека активность — важнейшая черта:
способность изменять окружающую действительность
в соответствии с собственными потребностями, взглядами,
целями. Как особенность личности человека активность
проявляется в энергичной, интенсивной деятельности,
в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества,
Активность — участие в общественной жизни класса и школы, инициативность, организаторские способности, оптимизм, борьба с недостатками — своими личными и общечеловеческими.
Общественная активность — это такое нравственное качество, которое характеризуется положительным отношением школьника к своим общественным обязанностям, к любой необходимой для общества работе и выражается в проявлении самостоятельности, ответственности, инициативности и требовательности к себе при выполнении этой работы.
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Активная жизненная позиция — это беззаветная преданность Родине, добросовестное отношение к труду, активность в общественной работе.
Активная жизненная позиция неразрывно связана с чувством ответственности за все, что происходит вокруг, чувством гражданской честности и гражданского мужества.
Факты нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что еще не все школьники вовлечены в активную общественную работу; некоторые из вас, особенно мальчики, играют в школьном коллективе пассивную роль, замыкаясь в своем маленьком мирке. Другие пытаются выделить себя самоуправством, недисциплинированностью. Третьи свою общественную активность проявляют не в общественных делах, не в школьном самоуправлении, а в самочинной дворовой или уличной компании, где господствуют «кулачное право», грубость и бессердечие.
Застенчивых, обособленных от коллектива ребят надо настойчивее, но в то же время с особым тактом, приглашать в театры, на экскурсии, диспуты, тематические классные вечера, а на самих вечерах уделять им особое внимание, вовлекая в игры, танцы. Важно подумать, в какое коллективное дело можно и нужно вовлечь таких ребят, чтобы данное поручение отвечало их возможностям, интересам.
«Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить свободно мимо зла и неправды»[46].
Проявление общественной активности возможно лишь тогда, когда в коллективе класса сформирован здоровый морально-психологический климат, создана атмосфера высокой требовательности и взаимной ответственности за общие дела. Только в атмосфере товарищества, взаимопомощи и взаимной требовательности расширяются возможности проявления действенной общественной активности самой личности.
Что требуется для организации работы в классном коллективе таким образом, чтобы она способствовала формированию общественной активности?
Для этого необходимо: получая задание, четко определить его цель и уяснить, что конкретно требуется сделать; подумать и обсудить в коллективе, какими путями лучше достигнуть поставленную цель; разделить всю работу на этапы и установить последовательность их выполнения; правильно, с учетом интересов учащихся выбрать исполнителя и, если это требуется, подобрать ему помощников, учитывая, с одной стороны, особенности отношений между одноклассниками, а с другой — возможные воспитательские задачи; контролировать ход работы, вносить в нее, если нужно, изменения.
ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ШКОЛЕ»[47]
Предисловие
Один из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы школы в современных условиях — построение ее с учетом принципов педагогической диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это ведет к поверхностному знанию детей, к усредненности всех педагогических установок (содержания, форм, методов, средств воздействия) при возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как субъект отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами, свободно идостойно проявляющая свое личностное Я.
В условиях социально-экономической перестройки общества формирование личности учащегося — очень сложное дело педагога, для этого мало только знаний по своему предмету и всего того, что получает будущий учитель в педвузе в рамках типовых учебных планов. Сложившаяся обстановка в обществе требует того, чтобы настоящий педагог наравне со всеми другими данными был подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы он мог отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с «мне так кажется» на позицию «объективно установлено». Только в этом случае будет сделано важное продвижение в профессиональной подготовке учителя, в формировании его профессиональной самостоятельности и творческой индивидуальности.
Для того чтобы решить эту задачу, необходимо в педагогических вузах специально готовить будущих учителей к профессионально-диагностической деятельности, чтобы педагогическая диагностика в их руках стала инструментом, с помощью которого онимогли бы точно определять пути реализации своих психолого-педагогических и методических знаний, получать новые знания в области обучения и воспитания.
Поворот школы к изучению личности ребенка подготовлен не только социальными преобразованиями в обществе. Такой поворот обусловлен достижениями психологии и педагогики — наук о человеке и его формировании в обществе. Психологизация и педагогизация, происходящие после длительного периода униформации школы, позволяют педагогическому коллективу в центр своей деятельности поставить ребенка и предпринимать все усилия во имя его развития и счастья. Именно такой поворот вынуждает школу строить весь учебно-воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.
Программа подготовки будущих учителей к диагностической деятельности рассчитана на 44 часа аудиторных занятий (24 лекции, 20 практических занятий) в таблице 28 и 40 часов педагогического практикума в школе.
Программа подготовки будущих учителей
Добросовестность в трудовом праве, или Работники хотят хорошие проценты
Недавно Артем Георгиевич Карапетов анонсировал выход комментариев относительно принципа добросовестности в гражданском праве.
Поддерживая основные тезисы относительно природы принципа, не лишним будет отметить его общеправовоую природу. Данную позицию в своих решениях отражают как Конституционный Суд РФ, так и Верховный Суд РФ.
В отношении сторон трудового договора принцип добросовестности (как общеправовой) также может применяться. В отношении работодателя его самостоятельное использование (с обоснованием исключительно ст. 10 ГК РФ) скорее редкость, чем правило. Обусловлено это тем, что недобросовестное по природе поведение со стороны работодателя чаще всего тем или иным образом можно связать с нарушением трудового законодательства. Следовательно, необходимости в мотивировке со ссылкой на ГК РФ отсутствует.
В отношении поведения работников ситуация хуже (разумеется, с точки зрения правоприменения, а не формального регулирования).
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 отражен пример недобросовестного поведения работника – сокрытие факта беременности. И пример очевидный – работодатель, если бы знал о статусе работницы как беременной, либо не уволили сотрудницу, либо же уволил по применимому основанию (при его наличии). То есть работодатель из-за бездействия работницы (в части информирования о своём статусе) формально нарушил требования трудового законодательства. Верховный Суд объяснил, что в данном случае наличие признаков нарушения трудового законодательства не является основанием для восстановление на работе, поскольку причиной такого нарушения стало бездействие истца.
Но, поскольку вопрос недобросовестности был рассмотрен только в контексте споров о восстановлении на работе, суды не спешат применять его в иных ситуациях.
Простой пример: бывший работник «на излёте» сроков исковой давности, давно работая у нового работодателя, подаёт иск к прежнему работодателю. Более того – подаёт иск по требованиям, которые в период трудовых отношений, как минимум, не озвучивались. Разумеется, требование денежное (ст. 234 ТК РФ), и на него начисляются проценты по ст. 236 ТК РФ. Срок исковой давности по таким требованиям составляет один год с момента просрочки исполнения.
На этапе получения иска от работодателя (который не знал о подобных требованиях работника) формально обоснованный период для исчисления процентов – весь период с момента возникновения права до подачи иска, с возможностью последующего увеличения (!) периода.
При этом работодатель в отсутствие каких-либо претензий (как со стороны работника, так и контролирующих органов) не знал и не мог знать о необходимости произвести какие-либо выплаты. Более того – ввиду длительности периода между увольнением и подачей иска работник мог сменить реквизиты счёта, что объективно препятствует работодателю перечислить деньги работнику (если работодатель признает необходимость таких выплат).
При этом указание ТК РФ на обязанность работодателя по уплате процентов по ст. 236 ТК РФ вне зависимости от вины работодателя формально освобождает суды от проверки причин возникновения такой задолженности. Но это противоречит самой природе ст. 236 ТК РФ.
Статья. 236 ТК РФ и статья 395 ГК РФ описывают санкцию за просрочку исполнения денежных обязательств, следовательно, её применение должно быть обусловлено намеренным неисполнением обязательства по выплате денежных средств кредитору. Действие такой санкции, в свою очередь, должно быть исключено в случаях, когда невыплата денежных средств обусловлена исключительно действиями кредитора. И если в отношении платежей по гражданско-правовым обязательствам Верховным Судом РФ в п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 такая позиция есть, то в отношении ст. 236 ТК РФ – нет.
Что, в свою очередь, наталкивает судей на простую и бесхитростную логику:
1. Иск подан в пределах исковой давности, значит, должен быть рассмотрен по существу заявленных требований.
2. Основное требование – денежное, значит, положено начислить проценты по ст. 236 ТК РФ в случае удовлетворения исковых требований.
3. Не имеет значения, что истец ни разу не обращался с требованием, заявленным до суда, в период трудовых отношений.
4. Если в норме сказано «независимо от вины», значит, не стоит думать о возможности исполнения основного требования с учетом обстоятельств дела, и начислить проценты надо на весь период просрочки. И нет ничего странного в том, что суммарно проценты могут составить на этапе подаче иска не менее 17,4% от суммы основного требования. И работодатель, конечно же, обязан заплатить вне зависимости от поведения работника и своего имущественного положения.
Примечание: расчет размера процентов – 360/150*7.25% (ставка рефинансирования).
Таким образом, формальный подход (исходя из известной автору практики) по применению принципа добросовестности (абсолютная добросовестность работника) в трудовых спорах – единственный применяемый. Что совершенно не исключает его несоответствия действующему правовому регулированию, в том числе:
· запрету извлекать выгоду из недобросовестного поведения;
· запрету причинять ущерб формально правомерным, но недобросовестными действиями;
· обязанности суда по существу мотивировать отклонение либо подтверждение позиций сторон по делу.
Буду признателен за примеры решений, в которых применение принципа добросовестности послужило основанием для отказа в денежных требованиях к работнику.