договор аренды газопровода среднего давления
Договор аренды газопровода среднего давления
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Возможна ли сдача в аренду обществом 1 подземного газопровода, предназначенного для газоснабжения топочной офисных помещений общества 2, если расположен он на земельном участке, ранее принадлежащем обществу 1 на праве собственности, но в дальнейшем проданному обществу 2?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
ФАС России от 09.02.2018 N АД/8564/18 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства по вопросу передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов путем предоставления государственной или муниципальной преференции»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 9 февраля 2018 г. N АД/8564/18
ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ
ПЕРЕДАЧИ ПРАВ ВЛАДЕНИЯ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ
ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ, ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ
В соответствии с положениями части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции, к которому прилагаются, в числе прочих, копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление хозяйствующим субъектом определенных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Поскольку Лицензия может быть выдана при наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, то при подаче в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление преференции такая лицензия отсутствует. При таких обстоятельствах заявление антимонопольным органом не рассматривается, предоставление преференции не согласовывается.
Кроме того, учитывая особенности данного вида государственного (муниципального) имущества как резко ограниченного ресурса, предоставление его в аренду (иное пользование) без проведения торгов в виде преференции неизбежно приведет к устранению или недопущению конкуренции. В силу положений части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции в случае, если предоставление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольным органом принимается решение об отказе в ее предоставлении.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции.
Положениями статьи 37 Закона о концессиях установлены основания заключения концессионных соглашений без проведения торгов и без использования механизма предоставления государственных или муниципальных преференций.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона), а также без наличия законных оснований для передачи такого имущества без торгов, создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Одновременно ФАС России информирует о том, что, согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Действия по заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на право заключения этих договоров, без наличия законных оснований для передачи такого имущества без торгов, а также без соблюдения требований Закона о концессиях, могут содержать признаки нарушения статей 15 и 17.1 Закона о защите конкуренции.
Охранные зоны газопровода, ограничения в охранной зоне газопровода
У владельцев земельных участков часто возникает вопрос: что такое охранная зона газопровода, какие ограничения она накладывает?
Охранная зона представляет собой участок земли, находящийся между двумя параллельными линиями, проходящими по обе стороны от оси газопровода (параллельно).
Расстояние от оси газопровода до границы зависит от категории газопровода в настоящее время действуют следующие нормативы СП СП 62.13330.2011* или СНиП 42-01-2002:
охранная зона газопровода высокого давления.- от 8 до 10 м;
охранная зона среднего или магистрального газопровода – 4м;
охранная зона газопровода низкого давления – 2 м.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства. Данные нормативы введены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
На земельные участки, попадающие в охранные зоны газовых сетей накладываются обременения:
Запрещается строить любые строения;
Утверждение границ охранных зон и наложение обременения для существующих сетей производится без согласования с собственниками земельных участков. Для строящихся газопроводов необходимо согласие собственника земельного участка.
Для проведения работ в охранной зоне газопровода необходимо получить разрешение на проведение таких работ. Организация желающая производить работы в охранной зоне обязана не менее чем за три рабочих дня до начала работ пригласить представителей эксплуатирующей организации на место производства работ.
Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей должны производиться при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Работы по ликвидации или предотвращению аварий производятся без согласования, но с уведомлением собственников земельных участков по которым проложен газопровод.
Апелляционный суд: передача газопровода в аренду без проведения конкурентных процедур незаконна
10 января 2020 года Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Омского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области (далее – МУП «РСТ») и предупреждение, выданное Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация).
Напомним, что в апреле прошлого года Комиссия Омского УФАС России признала действия МУП «РСТ», выразившиеся в заключении договора аренды объектов газораспределительной системы с ООО «МЕЖОЛБГАЗ», в части передачи во временное владение и пользование газопровода на территории газовой котельной, расположенной по адресу: Омская обл., Омский р-н, с. Розовка, ул. Тельмана, 1, без проведения торгов, нарушением части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
По мнению антимонопольного органа, данные действия создали преимущество ООО «МЕЖОЛБГАЗ», могли ограничить доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов, могли привести к ограничению, устранению, недопущение конкуренции.
Учитывая, что вышеуказанный договор аренды был заключен на основании письменного распоряжения Администрации, Комиссия усмотрела в действиях Администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Администрации было выдано предупреждение о необходимости прекращения вышеуказанных действий путем отмены распоряжения в части дачи согласия МУП «РСТ» на заключение договора аренды объектов газораспределительной установки.
Одновременно МУП «РСТ» было выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем изъятия у ООО «МЕЖОБЛГАЗ» из временного владения и пользования вышеуказанного газопровода.
Не согласившись с решением и предупреждением антимонопольного органа, Администрация обжаловала их в судебном порядке.
Арбитражный суд Омской области не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, признав ненормативные правовые акты Омского УФАС России законными и обоснованными.
Решение суда первой инстанции было обжаловано Администрацией в Восьмой арбитражный апелляционный суд, который оставил его без изменения, а апелляционную жалобун – без удовлетворения.
Подготовлено пресс-службой
Омского УФАС России
Договор аренды газопровода среднего давления
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О порядке предоставления в аренду
муниципальных объектов газоснабжения
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67, Уставом города Чулыма Чулымского района Новосибирской области,
1. Разработать и утвердить Порядок предоставления в аренду муниципальных объектов газоснабжения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и подлежит официальному опубликованию.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава города Чулыма А.Н. Степанов
администрации города Чулыма
Новосибирской области от 12.08.2021г. № 213
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 и регулирует отношения, возникающие в связи с передачей в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и предназначенного для решения вопросов местного значения при осуществлении на территории города Чулыма деятельности по газоснабжению населения (далее – муниципальные объекты газоснабжения).
1.2. Муниципальные объекты газоснабжения предоставляются в аренду, преимущественно, на долгосрочной основе. Срок договора аренды муниципальных объектов газоснабжения должен составлять не менее трех лет. Исключение составляют случаи отсутствия сведений о муниципальных объектах газоснабжения в едином государственном реестре недвижимого имущества.
а) по результатам торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды;
б) без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.2. Торги на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения в форме конкурса или аукциона проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.
2.3. При наличии оснований, установленных пунктом 8 статьи 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предоставление в аренду муниципальных объектов газоснабжения преимущественно осуществляется без проведения торгов.
Предоставление в аренду муниципальных объектов газоснабжения без проведения торгов осуществляется при предоставлении арендатором арендодателю документов, подтверждающих право арендатора на предоставление ему муниципальных объектов газоснабжения в аренду без проведения торгов.
2.4. Принятие решения о предоставлении в аренду муниципальных объектов газоснабжения, а также заключение, изменение, расторжение договоров аренды, контроль за использованием имущества и поступлением платежей по арендной плате осуществляется администрацией города Чулыма.
2.3. Торги на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения проводятся преимущественно в форме конкурса.
2.5. Начальный размер арендной платы определяется на основании отчета независимого оценщика в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
2.6. Вопросы передачи в аренду муниципальных объектов газоснабжения, не оговоренные настоящим порядком, регулируются законодательством Российской Федерации, Новосибирской области, нормативными правовыми актами администрации города Чулыма.
3. Основные принципы проведения торгов
3.1. Организаторами торгов на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения в форме конкурса или аукциона являются арендодатели муниципальных объектов газоснабжения.
3.2. Торги на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения в форме конкурса или аукциона проводятся на основе следующих принципов:
3.3. Документация, утверждаемая организатором торгов на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения, включает в себя проект договора аренды согласно Приложению №1.
3.4. Документация, утверждаемая организатором торгов на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения в форме конкурса, включает в себя критерии оценки заявок на участие в конкурсе согласно приложению № 2.
3.5. Информация о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципальных объектов газоснабжения в форме конкурса или аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
4.1. Муниципальными объектами газоснабжения, находящимися в неудовлетворительном состоянии, признаются газопроводы, техническое состояние которых на основании заключения о техническом состоянии, подготовленного специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, оценивается как ограниченно работоспособное и (или) недопустимое.
4.2. Для целей настоящего нормативного акта применяются следующие понятия:
разрушения и функционирование сооружения возможно при контроле его состояния, продолжительности и условий эксплуатации;
4.3. Передача в аренду муниципальных объектов газоснабжения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, осуществляется по результатам торгов на основании договоров аренды, заключаемых сроком не менее 10 лет.
4.4. В договоре аренды муниципальных объектов газоснабжения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, должны быть предусмотрены порядок и срок проведения работ по капитальному ремонту такого объекта. Срок проведения работ по капитальному ремонту не может превышать трех лет.
4.5. В отношении муниципальных объектов газоснабжения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, после проведения капитальных ремонтных работ устанавливается льготная арендная плата.
пользования такой сетью газоснабжения
5.1. Передача муниципальных объектов газоснабжения в аренду организации, обладающей правами владения и (или) пользования такой сетью газоснабжения, в случае, если передаваемые объекты газоснабжения является частью такой сети газоснабжения организации и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, осуществляется без проведения торгов на право заключения договоров аренды в соответствии с пунктом 8 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
5.2. Передача муниципальных объектов газоснабжения в аренду организации, обладающей правами владения и (или) пользования сетью газоснабжения в случае, указанном в части 1 настоящего пункта, осуществляется собственником по своей инициативе или на основании обращения такой организации.
5.3. В договоре аренды муниципальных объектов газоснабжения предусматриваются обязательства арендатора обеспечить сохранность, надлежащую эксплуатацию арендуемого имущества и, при необходимости, осуществить за счет собственных и (или) привлеченных средств реконструкцию и (или) модернизацию арендуемого имущества.
6.1. Договором аренды муниципальных объектов газоснабжения должны определяться следующие условия:
адрес (местонахождение) объекта аренды;
наименование имущества, являющегося объектом аренды;
характеристики объекта аренды в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости;
7. Порядок определения размера арендной платы
7.1. Размер арендной платы, предоставленной в аренду по результатам торгов (конкурсов, аукционов) определяется на основании предложения победителя конкурса или аукциона, сделанного в установленном порядке.
7.2. Начальный размер арендной платы за пользование муниципальными объектами газоснабжения, необходимый для проведения торгов (конкурсов, аукционов), определяется по результатам оценки рыночной величины арендной платы, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
7.3. Рыночная величина арендной платы определяется на основании данных отчета, подготовленного независимым оценщиком.
7.4. Размер арендной платы за пользования муниципальными объектами газоснабжения, предоставленными в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), за исключением объектов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего нормативного акта, определяется по результатам оценки рыночной величины арендной платы, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
7.5. Размер арендной платы за пользования муниципальными объектами газоснабжения, предоставленными в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в случаях, указанных в пункте 5 настоящего нормативного акта, составляет 1 рубль в год за:
7.6. Порядок определения льготной арендной платы и ее размера в отношении муниципальных объектов газоснабжения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, устанавливается арендодателем с учетом состояния объекта.
Коэффициент-дефлятор применяется для расчета размера арендной платы, начиная с первого января года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды.
7.8. Льготная арендная плата и ее размер для арендаторов муниципальных объектов газоснабжения, указанных в пункте 4 настоящего нормативного акта устанавливается арендаторам, выполнившим в соответствии с условиями договора аренды работы по
капитальному ремонту объекта и использующие арендуемый объект для осуществления видов деятельности, предусмотренных договором аренды объекта.
Решение об установлении льготной арендной платы главой администрации города Чулыма.
Срок применения льготной арендной платы не может быть больше действия договора аренды объекта.
Льготная арендная плата устанавливается со дня вступления в силу дополнительного соглашения к договору аренды объекта.
Льготная арендная плата устанавливается в размере исходя из 1 (одного) рубля за
8. Контроль за соблюдением условий договоров аренды
8.1. Контроль за соблюдением арендаторами условий договоров аренды муниципальных объектов газоснабжения, в том числе контроль за полнотой и своевременностью перечисления арендаторами арендной платы, надлежащей эксплуатацией объектов газоснабжения, а также мероприятиями по устранению выявленных нарушений осуществляют арендодатели муниципальных объектов газоснабжения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящий нормативный акт вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник