договор аренды кресла в парикмахерской с самозанятым
Договор оказания парикмахерских услуг для самозанятого
Какие особенности нужно учитывать и что включить в текст договора
Договор оказания услуг с самозанятым парикмахером
Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.
Статус самозанятого определяется федеральным законом № 422-ФЗ от 27.11.2018 г. В данном документе нет определённого перечня видов деятельности, при которых можно применять налог на профессиональный доход (НПД).
Главное, чтобы соблюдались следующие условия:
То есть если парикмахер (стилист) оказывает услуги на дому или с выездом к клиенту, то такая деятельность вполне сопоставима с понятием самозанятости. Также иногда самозанятые арендуют парикмахерские кресла в салонах (то есть заключают договор аренды рабочего места), но арендовать помещение и открыть свой салон красоты с таким статусом уже не получится.
Гражданско правовой договор с самозанятым парикмахером в письменном виде является не обязательным, т.к. обычно клиенты парикмахера — это частные лица. Но, чтобы защитить себя в случаях недопонимания с клиентами и для выхода из спорных ситуаций, его наличие крайне целесообразно.
Парикмахеру следует заключать с клиентами именно договор оказания услуг (не подряда), т.к. в его деятельности приоритетней процесс, а не конечный результат.
Договор на оказание услуг заключается между двумя сторонами: заказчиком и исполнителем. Согласно этому документу, заказчик обязуется принять выполненную исполнителем работу и своевременно оплатить ее, тогда как другая сторона должна в обозначенные сроки исполнить взятые на себя обязательства по выполнению конкретной работы или услуги.
Договор об оказании парикмахерских услуг должен содержать:
Также в тексте договора обязательно нужно указать, что исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Пропишите обязанность исполнителя на каждую выплаченную ему сумму передать заказчику чек, сформированный при расчете за услуги, указанные в договоре. Самозанятые налогоплательщики обязаны выдавать своим клиентам чек, в противном случае они могут быть привлечены к налоговой ответственности.
Чек формируется в приложение «Мой налог» и должен содержать формулировку услуги, соответствующую предмету договора. Его можно выгрузить из приложения и распечатать или направить заказчику в электронном виде.
Договор оказания услуг с самозанятым парикмахером, если он является индивидуальным предпринимателем (ИП) или просто физическим лицом, вы можете создать в сервисе «Документовед».
Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
Нередко салоны красоты вместо оформления в штат сдают мастерам в аренду рабочие места. Это законно 💅💄💇♀️🌼💕
Мастера на аренде не связаны режимом рабочего дня, а предприниматель освобождён от кадровых документов. Налоги платит каждый за себя.
В статье рассказываем, какие условия нужно включить в договор с мастером и разъясняем другие важные моменты.
Бонусом в тексте — шаблоны договора аренды места в парикмахерской и акт приёма.
Как легально оформить аренду с мастерами
Рабочее место в парикмахерской сдают по договору аренды из Главы 34 ГК РФ. Мастер будет арендатором, владелец парикмахерской — арендодателем.
Договор — это важно
Без письменного договора закон не защищает предпринимателей. Получить деньги с пропавшего мастера будет проблематично. А владелец парикмахерской в любой момент попросит освободить место и попрощается.
С договором проще пойти в суд и выиграть. Например, в одном деле предприниматель отсудила долги у парикмахеров на сумму около 200 000 ₽ за аренду мест, когда что-то пошло не так. Помогли внятные условия договора.
В парикмахерской можно сдавать места
Места в помещении сдает собственник или арендатор.
Часто владелец парикмахерской арендует целое помещение, а мастерам сдаёт отдельные места.
В таком случае считается, что рабочее место сдали по договору субаренды. И тут важно, чтобы в договоре на целое помещение субаренда разрешалась. Это требование из ст. 615 ГК РФ.
Арендой нельзя маскировать работу по найму
С договором аренды места мастер не становится работником парикмахерской. Он не обязан выходить по графику, согласовывать отпуск и соблюдать дресс-код. Руководить тоже нельзя: методику процедур, профессиональное оборудование и средства мастер выбирает сам.
На владельца салона не ложатся обязанности работодателя. Вопросы с налогами, пенсионкой и декретом мастер решает сам.
Случается, что аренда похожа на трудовой договор. Фактически мастера работают по графику, слушают указания директора и получают зарплату. Если мастер обратится в суд, договор аренды станет трудовым. Владельца салона оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ и заставят заплатить за работника налоги и взносы с процентами.
О легальном оформлении сотрудников мы регулярно пишем в разделе о трудоустройстве.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Составляем договор аренды рабочего места: тонкости и нюансы
Договор аренды — это условия сотрудничества салона с мастером.
Ваша задача — скрупулёзно перенести все устные договорённости в образец договора. С вас терпение и внимательность, с нас — объяснение нюансов по каждому пункту.
Предмет договора
Предмет договора аренды — какое рабочее место за плату сдают в аренду. Без конкретизации места считается, что стороны не договорились.
В предмет записывают:
— адрес помещения, где находится рабочее место;
— мебель и оборудование, которым сможет пользоваться мастер;
— какие услуги будет оказывать мастер;
— если нужно — время доступа к рабочему месту;
— на основании каких документов арендодатель сдаёт место: договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение;
— если сдают отдельный кабинет, в предмет записывают его площадь.
Арендодатель предоставляет Арендатору во временное владение и пользование за плату рабочее место, расположенное в помещении адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 1-3.
Рабочее место оборудовано и оснащено зеркалом, стулом, креслом и стеллажом.
Рабочее место используется Арендатором только для профессиональной деятельности, а именно: оказания парикмахерских услуг клиентам.
Время доступа арендатора к рабочему месту: с 10.00 до 20.00 часов ежедневно.
Помещение, в котором расположено рабочее место, принадлежит арендодателю на основании Договора аренды от 01.01.2021 г. с ООО «Аренда площадей».
Бывает, в договоре упустили описание предмета аренды, но это не помешало работе. В таком случае мастер платит салону. Договорённость исполнена. Это мнение судей из п. 15 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73.
Важно записать, какие услуги оказывает мастер. Если вместо маникюра человек развернёт торговлю бадами для похудения, договор можно расторгнуть по ст. 615 ГК РФ.
Арендная плата
В договоре пишут размер арендной платы за место и срок уплаты денег.
Плату можно установить на выбор из ст. 614 ГК РФ:
— в твёрдой сумме за месяц;
— в процентах от дохода мастера;
— по бартеру: за бесплатные услуги мастера;
Условия платы можно комбинировать. Например, твёрдая сумма плюс проценты от дохода.
Арендодатель вправе попросить депозит, если это записали в договор.
Обычно депозит равен плате за месяц аренды. Деньги хранятся у владельца салона и идут в оплату последнего месяца. Если мастер ломает оборудование, ремонтируют на деньги из депозита.
Коммунальные услуги не входят в арендную плату. Если договорились, что мастер дополнительно платит за воду и свет, внесите в договор отдельный пункт.
Повышение арендной платы
Повышать плату за место можно не чаще раза в год. Остальные условия незаконны — мастер может их не исполнять.
Права и обязанности сторон
В этом разделе пишут, что мастер и салон должны друг другу в течение аренды. Уборка рабочего места, дезинфекция и запись клиентов — всё сюда.
По закону арендатор делает мелкий ремонт мебели и оборудования, а арендодатель — капитальный ремонт всего помещения. Эти обязанности можно менять в договоре. Например, что салон за свои деньги обязан менять перегоревшие лампы в гримёрном зеркале.
Срок аренды
Аренда бывает на срок до года, больше года и бессрочная. Точный срок записывают в договор.
От бессрочной аренды любая сторона отказывается по уведомлению за три месяца.
Договор на срок больше года регистрируют в Росреестре.
Как правило, салоны сдают места на срок до года, чтобы не заморачиваться на регистрации. Если понравилось работать вместе, делают пролонгацию.
У мастера есть преимущественное право аренды, если он вовремя платил и не ломал оборудование — ст. 621 ГК РФ. Но в договоре это право можно отменить.
Причины прекращения договора
По общему правилу договор аренды расторгают в суде по ст. 619 и 620 ГК РФ.
Мастер может требовать расторжения, если вскрылись дефекты или салон запустил помещение в целом.
Салон может потребовать выселения мастера за долги и нецелевое использование.
Гораздо удобнее записать в договор, что аренда прекращается без суда по уведомлению. Причины можно записать любые.
Лучше записать реальные проблемы салонов. Например, что мастер вправе отказаться от места, если салон препятствует работе. Или салон расторгает договор, когда мастера нет дольше недели и место простаивает.
Приём помещения
Прием рабочего места удобно оформить актом.
Мастер осматривает рабочее место, мебель и оборудование. Если находит недостатки, записывает их в акт и договаривается с салоном о сроках устранения — ст. 612 ГК РФ. Салон не отвечает за дефекты, которые не указали при осмотре.
Если рабочее место прокачали
Пока мастер работает, он может обновить лампу или вообще за свои деньги установить отдельную раковину. Это называется улучшения арендованного имущества по ст. 623 ГК РФ.
Отделимые улучшения мастер забирает себе: с новой лампой проблем нет.
За новую раковину платит салон, но только если мастер получал письменное разрешение на установку.
Правила об улучшениях рабочего места иногда меняют в договоре.
Мастерам: обязательно верните рабочее место по акту
Арендатор обязан платить за аренду, пока договор действует. И неважно, работал ли он на месте. Это позиция судов из п. 13 Информационного письма ВАС РФ № 66.
Чтобы не платить салону впустую, надо расторгнуть договор. Уведомление направляют в срок из договора. Когда срок истёк, аренда прекращается.
Пока место не вернули, начисляется арендная плата — ст. 622 ГК РФ. Поэтому подпишите с салоном акт возврата — подойдёт наш шаблон.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как салону красоты оформить сотрудников так, чтобы платить поменьше налогов?
У меня небольшой маникюрный салон, в котором работают пять мастеров. Я зарегистрирована как ИП, плачу на УСН 6% от дохода, а мои мастера никак не оформлены. Клиенты платят мастерам напрямую, те оставляют половину себе, а половину отдают мне. Если клиент хочет расплатиться картой, он переводит деньги мне, а я — половину мастеру.
Я понимаю, что это неправильно, но платить все налоги и взносы за работников мне не хочется, тем более что мастера часто меняются.
Как мне оформить мастеров так, чтобы все было законно, но платить поменьше?
Таким вопросом задаются почти все, кто с помощью нескольких сотрудников оказывает услуги людям: репетиторы, юристы, массажисты, тренеры, дизайнеры, строители и т. д.
Варианты решения почти для всех одинаковы. Разберемся на примере вашего маникюрного салона.
Никого не оформлять и ничего не подписывать
Некоторые предприниматели предпочитают решать проблемы по мере их поступления: никак не оформляют сотрудников и работают вообще без документов, а заниматься формальностями начинают только после первых штрафов. Проблема в том, что штрафы могут быть немаленькими.
Налоговая может заинтересоваться деньгами, которые проходили через мастеров и предпринимателя: с них должны были платить НДФЛ и взносы, а их не платили. Выяснить, кто и как передавал наличные деньги, налоговая не сможет, а вот все переводы по счетам за последние три года поднять будет легко.
Налоговая доначислит налоги и пени за просрочку, а также оштрафует предпринимателя за умышленную неуплату налога на 40% от суммы недоимки. Эти деньги просто снимут с его счета.
ст. 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата налога
Конечно, когда салон только открылся, предпринимателю не до трудового кодекса: все деньги ушли на запуск дела, на счету каждая копейка, и вообще непонятно, взлетит бизнес или нет. Даже если никого не оформлять, вряд ли налоговая или трудовая инспекция успеет прийти в салон в первые два-три месяца работы. Многие предприниматели начинают первый бизнес именно так. Главное — вспомнить про оформление сотрудников, как только салон выйдет на какой-то относительно стабильный доход.
Сдать рабочие места мастерам в аренду
Салон салоном, но можно обставить все иначе. Представьте, что вы не работодатель с работниками, а всего лишь владелец помещения, который сдает рабочие столы в почасовую аренду. В таком случае не вы платите мастерам за работу, а они вам за аренду места. Тогда ваша деятельность становится абсолютно законной и прозрачной: вы ИП, который зарабатывает на том, что сдает помещение в аренду, а оформление мастеров становится их проблемой, а не вашей.
Если мастера работают вообще без регистрации, то они не платят никаких налогов, но рискуют получить штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы работать законно, им нужно зарегистрироваться в качестве самозанятых, если это возможно, или стать ИП на патентной системе.
Когда у мастера есть налоговый патент, ему не надо платить НДС и НДФЛ. Он просто ведет книгу учетов расходов и доходов, а вместо всех налогов платит два раза в год фиксированную сумму. Стоимость патента зависит от региона и вида деятельности. Кроме тех, кто оказывает косметические услуги, на патенте могут работать репетиторы, фотографы, ремонтники, повара и др. Главное, чтобы их доход был меньше 60 млн рублей в год.
ст. 346.43 НК РФ — кому можно работать на патентной системе
Отступление про самозанятость
Если у вас салон в Москве или Московской области, Калужской области или Республике Татарстан, то вашим мастерам не обязательно регистрироваться в качестве ИП. В этих регионах сейчас можно стать самозанятым и платить только налог на профессиональный доход. С 19 января 2020 года к ним добавятся еще 19 регионов.
Самозанятость — это особый налоговый режим для специалистов, которые работают сами на себя. Такие люди просто скачивают мобильное приложение «Мой налог» и ведут в нем учет входящих платежей. Приложение заменяет онлайн-кассу и бухучет, самостоятельно формирует чеки и уведомляет, когда надо уплатить налог — 4% от всех поступлений. В Т—Ж есть отдельная подборка статей про самозанятых.
В таком случае организация работы салона выглядит следующим образом. Владелец салона зарегистрирован в качестве ИП, сдает по договорам почасовой аренды рабочие места мастерам. Мастера оформлены в качестве ИП или самозанятых. Нужно только, чтобы договор аренды не был похож на трудовой: в нем не должно быть никаких графиков работы, отпусков, штрафов и всего, что сопровождает трудовые отношения.
Главный подвох такой организации в том, что каждый мастер в салоне будет сам себе хозяин. Его нельзя будет уволить за плохую работу или прогул, нельзя запретить ему работать в других салонах и уводить клиентов домой. С другой стороны, даже официальное трудоустройство в штат не сможет полностью защитить работодателя от такого поведения сотрудника. Поэтому, на мой взгляд, если салон сможет построить свою работу так, чтобы мастера за него держались, этот вариант работы будет самым выгодным и для мастера, и для салона.
Устроить мастеров к себе на работу
Если салон приводит мастерам клиентов и руководит их работой, можно устроить их в качестве штатных сотрудников. Тогда они будут обязаны соблюдать условия трудового договора и все внутренние регламенты, а за нарушения их можно будет оштрафовать или уволить. Но при этом оформление в штат — самый затратный вариант оформления отношений с мастерами.
Мастерам от оформления в штат одни плюсы: тут и оплачиваемый отпуск, и больничные, и пенсионный стаж. Правда, весь праздник — за счет работодателя. С каждой зарплаты салон будет платить взносы и НДФЛ.
В общем, если ваш салон только открылся, можно какое-то время поработать вообще без документов. Сначала убедитесь, что салон приносит прибыль, а потом занимайтесь бумагами. Когда станет ясно, что дело пошло в гору, выберите способ оформления, который больше подходит в вашей ситуации. Если мастера приходят к вам со своими клиентами, сдайте им место в аренду и помогите стать ИП или самозанятыми. Если вы обеспечиваете мастеров и хотите руководить их работой, оформляйте в штат.
Если кратко
Если вы любитель острых ощущений, никого не оформляйте, работайте до первой проверки. Потом, если что, уплатите штрафы или переедете и смените вывеску.
Если вы доверяете своим мастерам как себе и хотите платить как можно меньше налогов, то ваш выбор — самозанятые или ИП, которые арендуют у вас рабочее место.
Если вы серьезный предприниматель, оформляйте всех по трудовому договору или договору ГПХ в зависимости от вида работы или услуги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Может ли самозанятый арендовать помещение для работы?
Право самозанятого на заключение договора аренды
Гражданское законодательство обеспечивает свободу договора — все дееспособные граждане и юридические лица вправе заключить любой договор (ст. 421 ГК РФ, ст. 29, ст. 30 ГК РФ). Положения ст. 651 ГК РФ, определяющей порядок и правила заключения договора аренды, не содержит дополнительных ограничений и требований к сторонам.
Кроме того, не содержится ограничений, связанных с использованием помещений, и в законодательстве, устанавливающем требования, которым должен соответствовать самозанятый гражданин. Полный перечень таких требований установлен положениями ч. 2 ст. 4 федерального закона «О проведении эксперимента. » от 27.11.2018 № 422-ФЗ, в соответствии с которыми самозанятый не вправе:
Приведенный перечень ограничений исчерпывающий — самозанятый гражданин вправе осуществлять в ходе своей профессиональной деятельности другие законные действия.
Соответственно, гражданин, зарегистрированный в качестве плательщика налога на профессиональный доход, может арендовать как жилое, так и нежилое помещение как для личных и для рабочих нужд.
Особенности аренды помещений для осуществления некоторых видов деятельности
Итак, арендовать помещение для работы в качестве самозанятого законодатель не запрещает. Однако существуют виды деятельности, для осуществления которых необходимо, чтобы помещение отвечало определенным требованиям — пожарным, санитарно-эпидемиологическим и пр.
Например, если самозанятый хочет арендовать помещение, чтобы проводить в нем занятия с несовершеннолетними детьми, ему потребуется получить разрешение от Роспотребнадзора, а сделать это, не имея статуса ИП, не получится.
Кроме того, нужно помнить, что самозанятые не могут получить разрешение, например, на торговлю алкогольной продукцией, соответственно, арендовать помещение для такой деятельности не имеет смысла, хотя и не запрещено.
Зависит ли размер налога от стоимости аренды помещения?
При аренде нежилого помещения самозанятому стоит помнить о том, что расходы, которые он понесет в связи с оплатой такой аренды, не будут учтены при расчете размера налогооблагаемого дохода. Предприниматели, работающие с применением упрощенной системы налогообложения по принципу «доходы минус расходы», знают, что при определении суммы обязательного платежа полученная ими выручка уменьшается на сумму понесенных расходов, а с полученной разницы уплачивается налог в размере 15%.
В отношении самозанятых такой принцип не работает — налог придется платить со всех доходов, вне зависимости от того, какие расходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Итоги
Самозанятый гражданин вправе арендовать помещение для осуществления профессиональной деятельности — закон не содержит запретов в отношении подобных сделок, совершаемых физическими лицами, оказывающими платные услуги, но не имеющими статуса предпринимателя. Ограничения могут возникнуть только в том случае, если к помещению предъявляются определенные требования, соответствие которым проверяется государственными контролирующими органами (например, Роспотребнадзором).
Рабочее место
Договор аренды рабочего места.
Споры из договора аренды рабочего места
Бизнес как и любая сфера жизнедеятельности человека никогда не стоит на месте и постоянно находится в динамике и развитии. Это приводит к очевидным плюсам, появлению новых товаров, услуг и предложений на рынке.
Кроме того, предпринимательство находится под достаточно жестким и пристальным вниманием государства, соответственно просто обязано действовать и работать в рамках закона.
Являясь неотъемлемой частью гражданского оборота, представители малого и крупного бизнеса вынуждены использовать различные, а зачастую новые конструкции договоров.
Одной из таких «новинок» является договор аренды рабочего места, получивший сейчас большую популярность среди предпринимателей, особенно, начинающих свой путь в современной коммерческой действительности.
Вполне очевидно, что аренда места, а не целого офиса или, например, салона красоты, позволяет существенно сэкономить деньги и вложения, особенно в период стартапа.
Не совсем очевидным является тот факт, что подводный камень находится в понимании и применении понятия «рабочее место», его сути.
С точки зрения содержания данного понятия, рабочее место не может выступать самостоятельным объектом прав и соответственно предметом аренды. Как быть?
Давайте рассмотрим несколько вариантов касаемо предметов такого договора аренды, конечно же список не будет исчерпывающим, но почитать будет полезно.
Что такое «рабочее место»?
Одним из возможных вариантов при заключении такого договора будет указание в предмете договора именно аренды части помещения, с описанием конкретных предметов, оборудования которые необходимы арендатору для осуществления предпринимательской деятельности (например места для работы в салоне красоты).
Человеку, не имеющему специального образования, будет полезно заглянуть в Гражданский кодекс и посмотреть статью 128, она четко прописывает объекты гражданских прав.
Иногда целесообразно задуматься о заключении договора аренды какого – либо движимого имущества.
Я говорю о имуществе, которое необходимо для осуществления той или иной предпринимательской деятельности, например, мастера по ремонту мобильных устройств, однако здесь нужно учесть необходимость прописать в тексте договора право доступа в помещение, например, в определенные дни и часы.
Таким образом, мы подошли к одному из оснований, которое может позволить оспорить договор аренды рабочего места – это плохо прописанный предмет договора.
Предмет договора всегда является практически единственным существенным условием какой – либо сделки, а неточности и недоговоренности в части предмета (в нашем случае аренды) могут послужить «спусковым крючком» для начала разбирательства и оспаривания договора в суде.
Вопрос цены и ее формирования, конкретика в части оплаты аренды также может послужить причиной разногласий сторон договора и поводом для оспаривания договора, в котором денежный вопрос прописан без должного внимания к мелочам.
Немаловажным фактором в любой предпринимательской деятельности, особенно деятельности в сфере услуг, сдачи имущества в аренду – является подписание сторонами договора актов выполненных работ или услуг.
Поверьте, нам приходилось «разгребать» множество ситуаций со всеми вытекающими последствиями, когда стороны халатно относились к подписанию актов. В случае отсутствия таких актов можно настаивать на том, что услуги по договору не оказывались вовсе. И такие случаи встречаются в жизни.
Причиной для оспаривания договора так же может послужить тот факт что, одна из сторон заключила сделку в результате заблуждения, соответственно не в полной мере осознавала наступление тех или иных правовых последствий.
Однако, оспаривание договора по такому основанию часто является затруднительным, по причине сложности доказывания в суде того самого заблуждения.
Внимательно отнеситесь к проверке документов своего арендодателя, я говорю о тех документах, которые предоставляют право арендодателю сдавать имущество в аренду или субаренду, так как отсутствие такого права может привести к нежелательным правовым последствиям.
А что если одна из сторон будет утверждать, что вовсе не подписывала договор аренды рабочего места?
Как говорится «я не я и корова не моя»…
Это прекрасный повод и основание для того, что бы оспорить договор аренды. Но вы же сами понимаете, что если бы было так легко отказаться от своей подписи, то скорее всего нас бы настиг хаос и абсолютный бардак. Люди бы просто начали «переобуваться в воздухе». Нет денег заплатить за аренду – это не моя подпись… В таком духе.
Поэтому, заявляя о том, что подпись подделана, вы как минимум должны быть в этом уверены, а также быть готовы к назначению судебной почерковедческой экспертизы, благодаря которой специалисты точно определят кто врет, а кто нет.
Скажи мне, кто твой арендодатель
В любом случае, прежде чем вступать в деловые отношения, не поленитесь провести качественные переговоры, попытайтесь трезво оценить деловую репутацию своего партнера, а также внимательно отнеситесь к вопросу проверки и подписания документов, внимательно оцените то самое рабочее место, которое намерены арендовать.
В случае же необходимости оспаривания уже заключенного договора аренды, помните, что такая возможность существует. Вам конечно же придется обратиться в суд, перед этим оценив свои шансы.
Не устану повторять простое и понятное правило – не поленитесь обратиться к юристам за анализом содержания договора, который собираетесь подписать, даже если очень хочется побыстрее поставить красивую подпись и немедленно отправиться покорять бизнес высоты.