договор аренды шкафчика в фитнес клубе
Договор аренды шкафчика в фитнес клубе
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Фитнес-клуб заключил с клиентом договор об оказании услуг, по которому предоставил клиенту право безлимитного посещения занятий клуба в течение одного месяца (месячный безлимитный абонемент). Абонемент продан клиенту по сниженной цене с условием, что он обмену и возврату не подлежит. Клиент посетил одно занятие, затем отказался от посещения занятий; устно пояснил, что узнал о внезапной болезни, при которой противопоказаны физические нагрузки. Теперь клиент требует вернуть деньги по договору, вопреки условию, что абонемент обмену и возврату не подлежит.
Обязан ли фитнес-клуб в указанном случае вернуть деньги и в каком размере?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Фитнес-клуб утилизировал мои вещи
Я являюсь клиентом фитнес-клуба Зебра на Автозаводской. Срок действия годовой карты истекает в январе 2014г. В моем распоряжении 1 месяц была аренда шкафчика, за которую я заплатила 3000 рублей. На момент оплаты, меня информировали только о том, что аренда на месяц. Вопрос о дальнейшей судьбе моих вещей у меня не возник, т.к. была уверена, что они будут находится в фитнес-клубе на складе или в гардеробе.
Прошел месяц, и в конце сентября поступил звонок от администрации клуба о том, что срок хранения закончился. На момент звонка, я была не в России, поэтому предупредила администрацию, что не смогу забрать свои вещи, но и не буду дальше пользоваться шкафчиком. Также было сказано, что я приеду за вещами обязательно, как можно скорее, как только вернусь в Москву. Вернуться удалось только 12 ноября и сразу же поехала в Зебру забирать свои вещи. Придя в клуб, мне говорят, что мои вещи утилизированы, что они хранят вещи только 7 дней после истечения срока аренды. (об этом ни слова не было сказано ни в момент оплаты аренды, ни при звонке об информировании, что аренда заканчивается). Старший менеджер клуба, Исхакова Мария, предложила мне гостевой визит (стоимость его 700р) в качестве компенсации моего ущерба. На что я, конечно же, отказалась. Она не предлагала никакого решения проблемы, точнее, она всем видом показывала, что это для них не проблема, и что такие ситуации крайне редко бывают. Я написала претензию, написала опись моих вещей, оценила их в 10 000 рублей и потребовала компенсацию в заявлении на генерального директора клуба. Мне пообещали передать мои заявления ему и ждать ответа. На этом всё закончилось.
Я очень прошу помочь мне и доказать, что фитнес-клуб виновен, т.к. кто имеет право выбрасывать личные вещи клиенты, отмечу, у которого до сих пор действующая карта в клуб! тем более было оговорено, что я приеду за вещами!! это просто уму не постижимо! Подскажите, какие права нарушены со стороны клуба. Как мне добиться компенсации от них. Что мне следует предпринять и какими аргументами пользоваться в общении с персоналом фитнес-клуба. Ведь явно, что я понесла ущерб.
Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов
Что нужно знать, заключая договор
Популярность тренажерных залов и фитнес-клубов неизменно растет – все больше людей хотят быть красивыми и здоровыми.
Правоотношения между фитнес-клубами и посетителями регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1025 от 15 августа 1997 года, Постановлением Госстандарта РФ № 80-ст от 18 марта 2003 года «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».
Консультационный центр для потребителей предлагает вашему вниманию ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с получением вышеуказанных услуг.
Услуги фитнес-клубов, тренажерных залов и прочих организаций, которые оказывают подобные услуги, относятся к физкультурно-оздоровительным услугам.
К физкультурно-оздоровительным услугам относят деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Потребителем физкультурно-оздоровительных услуг будет являться, гражданин, имеющий намерение заняться (занимающийся) физическими упражнениями и спортом для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности.
Исполнителем физкультурно-оздоровительных услуг является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги.
Какая информация должна быть доведена до сведения потребителя?
Исполнитель обязан довести до потребителя информацию о наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме ее работы. Данная информация должна размещаться на вывеске. Эта обязанность закреплена в ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 10 указанного Закона, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, содержащую:
— перечень услуг, которые оказывает организация;
— данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (тренер, инструктор) и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги;
— цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2.9.1. «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», потребителю должна предоставляться следующая информация о физкультурно-оздоровительной и спортивной организации:
— перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
— медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
— правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
— правила поведения граждан во внештатных ситуациях;
— место нахождения пункта медицинской помощи;
— соблюдение правил техники безопасности;
— квалификация обслуживающего персонала;
— правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;
— иная дополнительная информация.
Информация должна располагаться в любом удобном и доступном для потребителя месте (уголок потребителя, стойка информации, стенд).
При заключении договора об оказании физкультурно-спортивных услуг в него должны быть включены следующие сведения:
Договором об оказании услуги так же может считаться абонемент, клубная карта, билет, чек.
При заключении договора физкультурно-оздоровительных услуг, обслуживающий персонал должен провести консультацию (собеседование, инструктаж) с потребителем:
— о правилах личной безопасности;
— об особенностях выбранного вида услуг;
— о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг;
— о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;
— о полноте и правильности заполнения обязательных документов.
Если потребителю при заключении договора не была представлена вышеуказанная информация и вследствие этого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу, то он вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возмещения вреда и убытков (например, не была предоставлена информация о противопоказаниях, и в связи с этим обострилось хроническое заболевание). Это право закреплено в статье 12 Закона «О защите прав потребителей».
Можно ли расторгнуть договор и вернут ли при этом деньги?
Ответ на данный вопрос напрямую зависит от причины, по которой вы решили расторгнуть договор.
Согласно положениям статьи 32 Закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ и вернуть денежные средства. Но в данном случае, не стоит рассчитывать на полный возврат. Исполнитель вправе потребовать оплаты за фактически понесенные расходы.
Право на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке так же закреплено в ст. 782 Гражданского кодекса РФ.
Потребитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, когда фитнес-клуб отменил занятия, заменил занятия, или заменил тренеров или инструкторов. В этом случае вам стоит рассчитывать на возврат денег только за не посещенные занятия.
Если не устраивает качество предоставляемых услуг
Бывают ситуации, что после заключения договора с фитнес-клубом, вы обнаруживаете, что качество оказываемых услуг является ненадлежащим.
В таком случае вы вправе потребовать у исполнителя:
— безвозмездного устранения недостатков;
— уменьшения цены за оказанную услугу.
Если исполнитель отказывается добровольно устранить недостатки или уменьшить цену за оказываемые услуги, то потребитель может требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественными услугами.
Нужно ли оплачивать пропущенные занятия?
Иногда в договорах бывают прописаны условия, что в случае пропуска занятий, занятия не восстанавливаются. Действительно, в ч. 2 ст. 781 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Но в ч. 3 этой же статьи говорится, что в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что если занятия были пропущены, например, по причине болезни, то исполнитель не должен требовать их оплаты.
Как отстоять свои права?
В рассматриваемых отношениях для обращения в суд соблюдение претензионного порядка не является обязательным. Однако мы рекомендуем до обращения в суд обратиться к руководству фитнес-клуба с письменной претензией (заявлением) – в большинстве случаев возникшие вопросы вполне решаемы и без судебного разбирательства.
Заявление пишется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя, а второй передается руководству фитнес-клуба. На экземпляре потребителя должна стоять отметка о получении.
Для получения консультации в сфере законодательства о защите прав потребителей Вы можете обратиться в консультационный центр для потребителей.
Наш адрес: г. Саранск, ул. Дальняя, д. 1 А., каб. 241 (II корпус).
Бизнес план запуска фитнес-клуба
Описание бизнеса
Суть бизнеса: тренажерный зал в спальном районе, куда спортсмены приходят потягать железо. Сауны и бассейна нет, поэтому цена абонемента ниже, чем в других залах.
Клиенты: жители ближайших домов, возраст от 20 до 45 лет. Ориентир на новичков, которым подойдут простые тренажеры, и бодибилдеров, выполняющих базовые упражнения на тех же простых тренажерах.
Повод зайти: фитнес-клуб находится рядом с домом или в 10 минутах ходьбы. Можно зайти на разовую тренировку или купить абонемент для регулярных занятий.
Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.
Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.
Закон и документы
После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:
Выбираем систему налогообложения
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.
Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:
Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).
Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.
Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.
Терминал, например, такой
Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:
Перед началом работы предупредите Роспотребнадзор — отправьте уведомление по адресу ведения бизнеса или подайте его через МФЦ. Скачать шаблон уведомления можно с сайта Роспотребнадзора.
Цены для запуска в Москве
Производственный план
Помещение
Арендовать помещение. Рекомендуемая площадь: 150 м².
Аренда + коммунальные расходы: 295 000 ₽ в месяц.
Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.
Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.
Купить оборудование
Велотренажёры | 100 000 ₽ |
Беговые дорожки | 118 000 ₽ |
Универсальные силовые стойки | 375 000 ₽ |
Скамья | 80 000 ₽ |
Грифы | 16 000 ₽ |
Зеркала | 145 000 ₽ |
Шкафы для раздевалки | 24 000 ₽ |
Банкетки | 3000 ₽ |
Стол, стулья | 9000 ₽ |
Оборудование для душевой | 17 000 ₽ |
Спортивный инвентарь | 20 000 ₽ |
Системы пожаротушения | 90 000 ₽ |
997 000 ₽
Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.
Организационный план
Сотрудники
Два инструктора — один работает по будням на полной ставке, второй его подменяет вечером и в выходные.
Администратор будет работать с кассой, продавать абонементы, общаться с клиентами лично и по телефону. Работает пять дней в неделю.
Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.
Уборщица поддерживает чистоту в зале, раздевалках и душевых.
Найти и трудоустроить
Администратор | 40 000 ₽ |
Инструктор на 1,5 ставки | 121 000 ₽ |
Уборщица на полставки | 14 000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 8000 ₽ |
183 000 ₽
Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.
Все налоговые тонкости разобрали в статье.
Выводы
На запуск потребуется 2 млн ₽
Материалы в помощь
Цены для запуска в Москве
Реальный бизнес
У Сони фитнес-студия. Чтобы подстегнуть продажи, она стала запускать рекламные акции одну за другой и продавать абонементы со скидкой в 50%. Люди быстро к этому привыкли, перестали покупать абонементы за полную стоимость и ждали скидок. Такое обесценивание продукта на самом старте чуть не разорило бизнес.
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Прежде, чем лезть в карман за кошельком, попросите показать вам контракт между вами и клубом. И внимательно его прочитайте, а ещё лучше – попросите дать вам копию и покажите знакомому грамотному юристу, если у вас таковой имеется. Я, конечно, понимаю, что в России любят подписывать всё, не читая, однако советую вам всё-таки прочитать этот документ и попросить разъяснений по пунктам, которые вызовут у вас вопросы. Уверяю вас, что это может избавить вас от некоторых неожиданностей в повседневной практике тренировок. Если такого контракта в клубе нет, я советую вам вежливо попрощаться и уходить. Контракт (договор) с клубом – главный документ, который регламентирует все стороны ваших взаимоотношений. Если вам дадут просто бумажку с парой пунктов – это не контракт. Но доходить в создании контактов до уровня контрактов американских фитнес – клубов тоже не стоит. Там контракт – это книга. Что-то вроде сопроводительных инструкций на западные лекарства, которые вкладывают в коробочки с препаратами. Список возможных противопоказаний, перечисленных там, заставляет вспомнить медицинскую энциклопедию.
Выше мы говорили с вами о том, что доход от продаж карт клуба определяет его прибыль. Больше продаем абонементов и карт – больше прибыль. Но есть один вариант, весьма неприятный для любого руководителя. Речь идёт о досрочном прерывании членства в клубе. В один чёрный день клиент приходит к руководителю и пишет заявление о том, что он не будет посещать клуб по некоторым причинам, и просит аннулировать его карту с возвратом неиспользованных денежных средств. С такой ситуацией сталкиваются многие клиенты и клубы. Ситуация неприятная. Но причин её возникновения только две. Первая: у вас, клиента, есть уважительные, непреодолимые мотивы для этого шага. Работа. Переезд и так далее. Вторая: вас не устраивает качество услуг, которые вам предоставляет клуб.
Возврат карты клуба – это прерывание юридических и финансовых отношений между клубом и клиентом. Эти отношения в клубах, которые работают как цивилизованные коммерческие структуры, с самого начала базируются на документах. Есть два базовых документа. Об одном знают все, а о другом – практически никто не знает. Первый – это Договор между клубом и клиентом, второй – это Правила клуба. Еще раз напомню простую юридическую истину: для того, чтобы документ был признан двусторонним договором, регламентирующим взаимные обязательства сторон, необходимо и достаточно соблюдение двух условий:
· Этот документ должен быть скреплён подписями данных лиц или их законных представителей
· Этот документ не должен противоречить законодательству Российской Федерации
Если Правила клуба не существуют в виде отдельного двустороннего договора, или клиент не подписался под документом под названием «Правила клуба», то юридически он не обязан их выполнять. И никто не вправе потребовать от него выполнения.
Представим ситуацию, когда виновник нарушения отдал по требованию управляющего штраф. При свидетелях или без них, это уже не так важно. Факт оплаты зафиксирован платежным документом, как полагается. А как иначе? И управляющий моментально попадает вот под это:
Статья 163 УК РФ. Вымогательство.
1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких,
— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
2. Вымогательство, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с применением насилия,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Вымогательство, совершенное:
а) организованной группой;
б) в целях получения имущества в крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;
г) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, —
наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Именно группой лиц – руководителей клуба, по предварительному сговору, да ещё и неоднократно. И, что особенно замечательно, организованной группой. Формально так оно и есть, поэтому перед весьма вероятным судом вы будете выглядеть очень бледно.
Меня чрезвычайно позабавил ещё один пункт, запрещающий клиентам в клубе «действия сексуального характера». Я предполагаю, что эту книгу сейчас в руках держит дама, поэтому стараюсь даже не вспоминать от тех ассоциациях, которые возникли у меня в голове при прочтении этого шедевра юридической мысли. Я все пытался представить, что же автор этого перла имел в виду…? Естественно, за эти «действия сексуального характера» тоже полагался штраф в 1 000 рублей.
Там были ещё забавные пункты, но я не буду описывать всё. Главное, что эти Правила не являются никаким «документом». Это просто пачка бумажек.
Второй документ, регламентирующий отношения клуба и клиента – Договор. В нем прописаны права и обязанности сторон. Давайте поговорим об этих договорах.
Напомним, что договоры по форме могут быть любыми. Они должны удовлетворять только одному условию: соответствовать действующему законодательству. Точнее, несоответствие действующему законодательству Российской Федерации любого документа, регламентирующего отношении клуба и клиента, рассматриваются как нарушение, а любой документ в этом случае признаётся, как мы говорили, «юридически ничтожным документом». Это не оборот речи, а юридический термин. То есть его ценность приравнивается к стоимости листочка бумаги, на котором он написан. Очень часто договоры содержат в себе довольно оригинальные трактовки законодательства. И мы сейчас это продемонстрируем.
Обычно проблемы у клиентов начинаются тогда, когда они по каким-то причинам хотят прервать членство в клубе досрочно. Многие договоры предусматривают неустойку, которую оставляет за собой клуб, если вы досрочно прервали членство. У некоторых особо жадных клубов «губа раскатывается» на удержание аж 35% от полной стоимости карты! Только они почему-то явно не процветают…
В конфликтной ситуации первое же возражение клиента наталкивается на то, что ему показывают подпись под договором, в котором содержится такой пункт. Но, как я уже сказал, если какой-то пункт является нарушением закона, то договор не является обязательным для исполнения документом.
Расторгнуть договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг в любой (!) момент можно на основании статьи 32 Федерального Закона о Защите прав потребителей. На основании статьи вы обязаны компенсировать исполнителю только обоснованные расходы, связанные с оказанием услуги. Никакие «неустойки», пени и иные удержания, если они не являются компенсацией фактически понесённых клубом затрат, не применяются в силу Статьи 16 ФЗ ЗОПП.
Согласно этому положению условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В то же время договор регулируется правилами Главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Согласно Статье 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании закона каждый клиент обязанкомпенсировать фитнес-клубу фактические затраты на оказание услугпо той цене, которую фитнес-клуб сам установил. Как правило, цена договора установлена исходя из оказания услуг каждый день. Значит, компенсация расходов идет за каждый день оказания услуги. Если клиент купил годовую клубную карту, то он оплатил услугу авансом, однако не использовал её полностью. Заметим, что проводить здесь аналогии с покупкой товара, имеющего вещественную форму, неправомерно. Нет услуги – нет компенсации. Расторжение договора прекращает оказание услуг, а значит, нет и расходов, которые потребитель обязан компенсировать фитнес-клубу. Все. Круг замкнулся: никаких непонятного свойства компенсаций клубу не положено по закону. Стоимость бумаги, работы персонала и прочего, по оформлению контракта в расходы по оказанию услуг по конкретному контракту не входит, а проходит в фитнес-клубе и любом предприятии как производственные расходы, также как и отопление, свет, вода, вне связи с вашим контрактом. Клиент компенсирует клубу расходы, только связанные с посещением клуба, то есть реальным оказанием услуги.
Вот, кстати, и сама статья 32 ЗОПП.
Статья 32 ЗОПП. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Когда в процессе решения вашего вопроса о возврате средств перед клиентом козыряют словом «неустойка», то не будет лишним процитировать Пункт 1статьи 330 ГК РФ, который гласит следующее: «Неустойкой считается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения». Напомним, что ни в одном договоре нет пункта, обязывающего клиента не прерывать членства. А отказ от исполнения договора предусмотрен статьёй 32 ЗОПП, то есть он не может быть признан ненадлежащим исполнением обязательств. Так о какой же неустойке можно говорить?
Можно «зайти» на это вопиющее нарушение прав клиента и с другой стороны, неожиданной для клуба, который пытается вас обмануть.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на предоставление спортивных и оздоровительных услуг является публичным договором.
Статьей 3 ЗОПП предусмотрены права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Учитывая публичный характер договора с потребителем, исполнитель (фитнес-клуб) обязан при заключении договора с потребителем для правильного выбора способа оплаты (по разовому факту оказания услуг или по карточкам с предварительной оплатой на тот или иной срок резервирования доступа в клуб) информировать потребителя о его возможностях требовать составления сметы (см. п.1 ст. 33 ЗОПП).
Также потребитель должен быть достоверно проинформирован о способе расчета возвращаемой суммы в случае досрочного расторжения договора, исходя из требований статьи782 ГК РФ об оплате только фактических расходов исполнителя при досрочном расторжении договора потребителем услуг.
Так что, если клуб будет и дальше настаивать на своих глупостях, клиент может потребовать от него сметы фактически понесённых расходов. При этом, напомним, клиент по закону вообще может не мотивировать своего решения о прекращении членства в клубе. Никто не имеет права этого от него требовать, даже суд.
Вы скажете, что клуб вполне может предоставить вам смету. Но напомню, что смета должна быть полной, а это означает, что клуб публично распишет все свои доходы-расходы-себестоимость. Клиент на судебном заседании даже может потребовать независимого аудита всей деятельности клуба! И суд, скорее всего, это требование удовлетворит, так как у него нет оснований для отказа. Думаю, для налоговой инспекции отчёт по такому аудиту будет увлекательнейшим чтением! Особенно в свете понимания тех ухищрений, на которые идут российские фитнес-клубы в условиях балансирования на грани рентабельности.
Кстати, не забывайте, что по закону вам обязаны вернуть деньги клиенту в десятидневный календарный(!) срок после подачи соответствующего заявления. Никаких других вариантов закон не предусматривает. И уж тем более не допускает появления шедевров типа «30 банковских дней на выплату».
Ну и на закуску можете процитировать представителям клуба Часть 2 статьи 14.8 КоАП, устанавливающей ответственность за использование в деятельности договоров, противоречащих Федеральному Законодательству. Это грозит клубу суммой в 20 000 руб. штрафа за каждый(!) экземпляр такого «договора».
Есть и другие способы избежать ответственности перед клиентом. Не менее наивные и глупые.
В договоре с клиентом одного из новых питерских клубов я прочитал буквально следующее: «при досрочном прекращении членства клиенту возвращаются неиспользованные денежные средства, … исходя из следующего расчёта: стоимость первого месяца занятий исчисляется в размере 40% общей стоимости, второго – 20% и далее – по 10%».
Давайте просто посчитаем.
Получается, что занимаясь только два месяца из 12, клиент уже «выбрал» услуг на 60% общей стоимости. Прекратив действие своей клубной карты через два месяца, он получает от клуба не 10/12 ≈ 83% своих денег, как положено по закону, а 100%-60% = 40%. Вылезла та же «франшиза». С теми же правовыми последствиями для клуба в случае чего. Посмотрел бы я, как он на суде будет доказывать, что в течение этих двух месяцев клиенту были оказаны услуги «по повышенному тарифу». Но и это ещё не всё. Продолжим подсчет дальше: если клиент решит разорвать отношения с клубом через 6 месяцев, то он не получит НИЧЕГО. А вы как думали? 40%+20%+4х10% = 100%. Если следовать логике создателя этого шедевра юридической мысли, если клиент надумает разорвать отношения с его клубом через 8 или 10 месяцев, он будет клубу ещё ДОЛЖЕН! Тогда умник пришлёт к нему коллекторов за долгом. С утюгами и паяльниками.
Подробное описание этих юридических ляпов может вызвать гнев у моих коллег и обвинения в нарушении корпоративной солидарности. Но будем справедливы, уважаемые коллеги. Пока у наших потенциальных клиентов есть основания для того, чтобы обвинять клубы в нечестности и жадности, это не прибавит нам ни уважения, ни клиентов, ни денег. К сожалению, уже сейчас у многих клиентов в больших городах сформировалось четкое убеждение в том, что фитнес-клуб – это «кидалово на бабки» и низкий профессионализм везде. Люди несправедливы, но даже ложные мнения сейчас распространяются очень быстро. Беда в том, что такие мнения становятся подсознательными, и вот это уже очень плохо для всего бизнеса в целом. Увы, массы людей уже убеждены в том, что фитнес-клуб – это место, где работают только мошенники, цель которых – обмануть клиента любым способом. Если вы мне не верите, выходите на блоги клубов в социальные сети, там вы такого начитаетесь! Так давайте работать нормально, честно и с умом, тогда и проблем таких не будет. От этого выиграют все.
Конечно, не стоит предполагать, что они приглашают всех подряд. Действие акции не распространяется на
· бывших клиентов клуба. И это, с одной стороны, справедливо, ибо акция направлена на привлечение новых. Но всё не так просто. Давайте рассуждать последовательно. Если клиент когда-то ушёл из клуба, значит, ему что-то не понравилось. Знать, что не нравится клиентам, куда важнее, чем понимать то, что нравится. Ошибки нужно выявлять и после анализа безжалостно искоренять. Если человек ушёл недовольным, но выказал желание посетить ещё раз, клуб получает уникальную возможность показать ему, что он когда-то сделал ошибку. «У нас уже всё лучше, мы исправились! Приходите к нам снова!» Логика в таких рассуждениях есть? Несомненно.
· бывших специалистов клуба. Да, наверное, это справедливо. Но, как говорил один выдающийся человек, «кто без греха, пусть первым бросит в меня камень!» Почему бы не дать бывшим специалистам убедиться, что они были не правы?
· лиц, не достигших возраста 18 лет. Это не понятно, так как в клубе разрешается заниматься самостоятельно лицам с 14 лет.
· лиц старше 65 лет. А вот это истинный шедевр в свете того, о чём мы говорим в данном разделе. Я бы, по совести, отсёк голову тому «мудрецу», который это придумал. Наверняка он измыслил что-то вроде «да опасно у нас в клубе таким клиентам. Случиться что – кто ответит?». Тогда есть несколько вопросов. Как же вы, ребята, работаете в вашем «клубе здоровья», если людям там опасно заниматься? А вы что, рассчитываете этих «рекламных клиентов» просто запустить в зал и не обращать на них внимания? В чём тогда смысл «акции»? А человек в этом возрасте что, только на кладбище годиться? Вы не надеетесь дожить до этого возраста? Или, думаете, что в 65 вашими приоритетами будут только валенки летом и манная каша? Или вы считаете, что купюры в кармане пожилого человека отличаются от купюр «правильных клиентов»?
· инвалидов. Как человек прагматичный и циничный, я не буду говорить о каких-то общечеловеческих ценностях, о понимании и милосердии. Я не буду говорить о том, что мы живём в обществе, которое ещё не выбралось из болота тотальной злобы и жестокости по отношению ко всем, кто отличается от нас. Я не буду упоминать недавнее прошлое и не менее «славное» настоящее, в котором любой инвалид – это лицо, о котором государство произносит очень правильные слова, но при этом фактически считает обузой. Я не буду ещё раз указывать, что мы – единственная страна, в которой нет пандусов для инвалидов в общественном транспорте, их не пускают в метро, им не дают возможности летать самолётами многих авиакомпаний. Я знаю, что вы руководствуетесь очень простой логикой, о автор селекции (хорошо, не эвтаназии) инвалидов в клубах: «мне неприятно смотреть на инвалида. Моим клиентам неприятно смотреть на инвалида, поэтому я сделаю всё, чтобы их не было. Нет человека – нет проблемы». Знакомо? Единственное, что я могу пожелать автору от всей своей грешной души – чтобы с ним или его близкими в будущем не случилось ничего, что заставило бы его посмотреть на эту проблему с другой стороны. Даже за его феерическую глупость и абсолютное бессердечие я не могу ему или ей такого пожелать.
А теперь долой лирику, и обсудим вопрос о дискриминации (а вы как думали, именно таким словом ЭТО и называется) трезво и последовательно. Цинично, так сказать, если вам больше нравится. Ну а что еще можно от меня услышать?
Итак, клуб ограничивает доступ в свой людям старше 65 лет и инвалидам. Каковы правовые оценки этого деяния?
У них это записано в Уставе предприятия? В Правилах клуба? Или вы настолько уверены, что на частном предприятии они имееют право нарушать федеральное законодательство? Ну, посмотрим.
Каждый человек имеет право устанавливать свои обычаи в своём доме. Но, продавая услуги, все вступают в гражданско-правовые отношения с другими людьми. Если разница не понятна, тогда следуем дальше.
Но рассмотрим возможные аргументы против.
Ответ. Клуб, надо думать, официально зарегистрирован и оказывает платные услуги согласно законодательству РФ. А если так, то, хоть это и частная лавочка, ее владелец не имеет права устанавливать собственные ограничения, противоречащие законам РФ. Дискриминация по признаку инвалидности этим законам противоречит. Здесь мы имеем явное нарушение договорных обязательств, а именно «Договора о розничной купле-продаже», регулирующий данную деятельность, который является разновидностью публичного договора. В ст. 426 ГК сказано: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается».
Возражение. У инвалидов есть права, но есть права и у здоровых людей. Они приходят в фитнес-клуб, чтобы позаниматься и получить удовольствие. И если они увидят инвалидов, у них может испортиться настроение. Они не смогут заниматься в присутствии тех, кто не может даже ходить. Клуб потеряет своих постоянных посетителей и разорится.
Цитирую далее статью 426 ГК:
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Суть этой статьи в следующем. Если какая-либо коммерческая организация (магазин, отель, клуб, фитнес-центр и т.п.) предлагает свои услуги публично (то есть круг лиц, кому предлагается услуга, не ограничен четко), то такое предложение признается публичной офертой, то есть предложением заключить упомянутый в п.1 публичный договор.
Клуб публично предлагает свои услуги, и это уже приглашение заключить публичный договор, то есть оферту. Если бы клуб предусмотрел в своих правилах посещение только для обладателей клубной карты, тогда это было бы не публичным предложением, ибо круг лиц, на которых направлено предложение услуг, четко ограничен. Но в нашей ситуации это не имеет места. Кстати, если клуб на своем рекламном баннере меленько так, внизу, пишет, что предложение не является публичной офертой, то жизнь его юриста не облегчится. Ибо в законе сказано ясно: круг людей, для которых предлагается услуга на ЛЮБОМ рекламном носителе, должен быть очерчен чётко. Тогда нужно написать на баннере, только крупно, по закону, чётко, а не самым мелким шрифтом, следующее: «Наш клуб будет счастлив видеть в своих стенах только молодых, физически полноценных жителей нашего города! Оценку возраста мы производим на основании паспорта, вопрос о физической полноценности решается в нашем медицинском кабинете или на глаз». Вот в этом случае буква закона будет соблюдена.
Процитированная выше статья указывает, что отказ может иметь место только в случаях, «предусмотренных законом и иными правовыми актами». Но на данный момент нет нормативно-правовых актов, предусматривающих такие основания для отказа в заключение публичного договора, как «слишком старый» или «инвалид».
Повторяю, существует весьма распространенное заблуждение: частный собственник вправе сам решать, «кого казнить, а кого миловать», кого пускать, а кому сказать, что он «мордой не вышел». Это не просто заблуждение, а проявление полной правовой импотенции и безграмотности. Для собственника такое незнание может плохо закончится, если он нарвётся на человека, которому захочется отстоять свои права в суде. Между прочим, я лично такому человеку помогу. Безвозмездно, из любви к искусству.
Возражение. Инвалидов не пускают в их же интересах: клуб не приспособлен для колясочников, даже в туалет не заехать.
И, в качестве десерта получите залп тяжелой артиллерии – статью из Уголовного Кодекса РФ. Итак,
Статья 238 УК РФ. Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, если они:
а) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц;
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
И в качестве закуски, предлагаю вам комментарии к ситуации, когда клубы при оформлении договора агрессивно предлагают клиентам страховой полис, а именно, навязывают дополнительной услуги.
Статья 16 ЗОПП. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Есть еще ряд положений законодательства, которые имеют самое прямое отношение к деятельности фитнес-клубов.
Статья 1068 ГК РФ. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Статья 1084. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств.
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Статья 1096 ГК РФ. Лица, ответственные за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги.
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 1099 ГК РФ. Общие положения.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Статья 1100 ГК РФ. Основания компенсации морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
Вот так, уважаемые друзья, вы отнюдь не бесправны. А теперь найдите засунутый далеко ваш договор с вашим клубом и прочитайте его. Узнаете? Это и не удивительно, почти все договоры списаны с одного образца. Мало кто хочет думать самостоятельно. А уж юристы фитнес-клубов. как показывает мой личный опыт общения, вообще не способны к мыслительной деятельности, если судить по результатам оной.