договор аутсорсинга на оказание услуг это
Что такое договор аутсорсинга
Договор аутсорсинга — это документ, по которому привлеченные исполнителем специалисты оказывают услуги заказчику.
Для чего используют аутсорсинг
Сделка — соглашение аутсорсинга — это аналог подряда или возмездного оказания услуг. Отличие в том, что исполнитель не лично выполняет работы, а с привлечением сторонних специалистов. Фактически заказчик поручает иной организации выполнить работу в своих интересах.
Обычно по таким соглашениям оказывают услуги, на которых организация лично не специализируется: юридические, бухгалтерские, подбор персонала, клининг, сборка мебели и пр.
К таким сделкам прибегают, если держать в штате постоянного сотрудника не выгодно, и работа не постоянна.
Виды аутсорсинга
Разновидности сделок не ограничены законом.
Допустимо смешение правовых норм в одном документе:
Особенно распространен договор услуг аутсорсинга персонала — аутстаффинг.
Что учесть в договоре аутсорсинга
Согласуйте в тексте положения:
Если единая форма заявок в абонентском контракте не установлена, составляйте ее в свободной форме.
Вот, например, как правильно писать заявку аутсорсингу на озеленение:
Если порядок направления заявок не прописан, направьте ее по реквизитам из договора: на электронную почту, через сайт, нарочно и пр. Если порядок согласован сторонами, направляйте в согласованном порядке.
Важные моменты в договоре
Предмет сделки указывать обязательно. Если не прописать, что именно обязан делать аутсорсер, контракт ничтожен ( ст. 432 ГК РФ ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как соотносятся аутсорсинг, аутстаффинг и заемный труд. Используйте эти инструкции бесплатно.
Порядок составления договора
Текст соглашения разрабатывает одна из сторон, обычно аутсорсер. Основные моменты и существенные условия согласуют путем переговоров. Если соглашение не достигнуто, участники вправе подписать контракт с протоколом разногласий.
Рекомендуем утвердить в организации положение по аутсорсингу по типу локального нормативного акта, указав основные моменты по работе с контрагентами. Это позволит проработать единую политику в компании по таким взаимоотношениям.
Регистрировать контракт не требуется, нотариальное заверение не обязательно.
Образец договора аутсорсинга
«___»________ ____ г.
__________________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Заказчик», в лице __________________________________________________________, действующего на основании __________________________________________________________________________, с одной стороны,
и __________________________________, именуем__ в дальнейшем «Исполнитель», в лице ______________________________________________________, действующего на основании ___________________________________________, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1.1. Настоящий контракт заключен в целях оптимизации функционирования ООО «____________» за счет сосредоточения им усилий на ведении основной деятельности.
1.2. Предметом является передача Заказчиком аутсорсеру непрофильных функций.
Перечень передаваемых Заказчиком Исполнителю непрофильных функций (далее — «Перечень функций») содержится в Приложении № 1.
1.3. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнять в интересах Заказчика переданные ему непрофильные функции Заказчика согласно Перечню функций (далее — «услуги»). Порядок оказания услуг определен в Приложении № 2.
1.4. За оказание услуг Заказчик уплачивает Исполнителю вознаграждение.
2.1. Вознаграждение Исполнителя составляет _______ (_________) рублей, включая НДС ________% в размере _____ (________) рублей.
2.2. Вознаграждение уплачивается ежемесячно до ___ числа текущего месяца.
2.3. Вознаграждение уплачивается путем перечисления суммы, указанной в п. 2.1, на расчетный счет Исполнителя.
3.1. Срок действия настоящего соглашения — с «___»________ ____ г. по «___»________ ____ г.
3.2. Настоящий контракт может быть расторгнут в любое время по инициативе каждой из Сторон с обязательным предупреждением другой Стороны за ____ (_____) рабочих дней до его расторжения.
3.3. Если ни одна из Сторон не заявит о своем желании расторгнуть настоящий контакт за ___ (______) дней до окончания срока действия, настоящий контракт считается пролонгированным на следующий _______ на тех же условиях.
3.4. Все изменения и дополнения, а также порядок расторжения считаются действительными при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями обеих Сторон.
4. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
ПОДПИСИ СТОРОН: | |
Заказчик: | Исполнитель: |
___________/________________/ | ___________/________________/ |
Галина Шаблинская, директор по работе с клиентами BDO Unicon Outsourcing:
«Необходимость установки KPI при работе по аутсорсинговой модели – вопрос спорный. Международный аутсорсинг движется в этом направлении и западные компании активно используют KPI, сотрудничая с провайдерами аутсорсинговых услуг, но в России ситуация совсем другая. Мы, например, встречаем требования к KPI только у своих международных заказчиков. Но в российских реалиях они все равно остаются скорее формальностью. Не всегда корректно устанавливать ключевые показатели эффективности, если мы говорим об оказании услуг: у нас есть исходные данные и мы, как аутсорсинговая компания, понимаем, какого результата от нас ожидает заказчик, а вся промежуточная часть лежит в зоне нашей ответственности. Если при этом заказчик будет требовать увеличения производительности конкретных участников проекта, это может сказаться на общем качестве предоставления услуги. Поэтому иногда правильнее будет обойтись SLA [Соглашение об уровне предоставления услуги. – Ред.]».
Аутсорсинг и запрет на заемный труд
С 1 января 2016 года заемный труд в России будет официально запрещен (ст. 5 закона № 116-ФЗ). В связи с этим возникло немало споров относительно того, подпадет ли под запрет аутсорсинг и в какой мере на нем отразится такой запрет.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Подробнее о заемном труде в России и будущих изменениях в части его регулирования читайте в материале «Дистанционный труд и аутстаффинг: экономим бюджет компании».
«Стоит отметить, что о полном запрете лизинга персонала речи не идет. Запрет коснется в большей степени недобросовестных работодателей, использовавших аутстаффинг для уклонения от своих обязательств перед сотрудниками. Например, это могут быть организации, имеющие опасное производство, которые экономили на льготах и дополнительных выплатах персоналу, официально у них не оформленному», – убеждена Галина Шаблинская.
Вместе с тем эксперт подчеркивает, что аутстаффинг и аутсорсинг – это две абсолютно разных модели. В первом случае речь идет об «аренде» конкретных специалистов. При этом сотрудники находятся на территории компании-заказчика, но работодателем для них является организация-исполнитель. Во втором случае компания платит за услугу. Если максимально упростить, то при аутсорсинге юридических функций заказчик покупает не конкретного юриста, а процесс юридического сопровождения деятельности компании, – сколько человек и кто конкретно будет при этом вовлечен в процесс со стороны аутсорсинговой организации, заказчика не волнует. Главное, помнить, что компания-исполнитель обязана оказать услуги лично, то есть без привлечения других организаций, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК РФ).
Кроме того, в договоре об аутсорсинге, в отличие от договора об аутстаффинге, отсутствует информация о графике работы сотрудников, размере их заработной платы, других условиях работы или каких-либо требованиях к подбору персонала. Исключения составляют требования о наличии в аутсорсинговой компании специалистов, имеющих определенную квалификацию или сертификаты. Однако эта информация может быть указана как в договоре, так и в требованиях к поставщику во время проведения тендера (в том случае, если он проводится заказчиком).
Еще одно отличие между аутсорсингом и аутстаффингом – это границы ответственности. В первом случае исполнитель отвечает за качество услуг (требования к качеству, конкретный измеримый результат и т. д.). Во втором случае исполнитель не несет никакой ответственности за результат работы наемных специалистов – он отвечает только за налаженный процесс оформления трудовых отношений, своевременную выплату сотрудникам заработной платы и соблюдение других требований трудового законодательства.
Таким образом, закон № 116-ФЗ никаким образом не затрагивает аутсорсинговые компании и не влияет на их деятельность. Все эти различия следует обязательно иметь в виду при заключении договора. «В идеале при оформлении договора об аутсорсинге необходимо избегать формулировок, которые свидетельствуют о том, что персонал исполнителя будет оказывать услуги заказчику на его территории. Например, при оказании услуг по бухгалтерскому обслуживанию работники исполнителя работают у своего работодателя, заказчик лишь предоставляет необходимые документы», – рассказывает Светлана Золотарева.
Лилия Хакимова, руководитель отдела юридических услуг BDO Unicon Outsourcing:
«В большинстве случаев в соглашении фигурируют только ключевые контактные лица или сотрудники, ответственные за те или иные участки проекта. В целом же в таких документах не указывается полный список сотрудников аутсорсинговой компании, которые будут оказывать услугу, или их количество – этот список может меняться в ходе работы и заказчик зачастую вообще не интересуется этим вопросом, ему важен только результат. При этом если для компании-заказчика это критично, она может закрепить за собой в договоре конкретную рабочую группу – список лиц, которые будут оказывать ей услуги. В таком случае указать, что все эти сотрудники работают в офисе исполнителя, следует обязательно».
Консультирование и проведение совместных встреч, как правило, осуществляется на территории аутсорсинговой организации, но нередко специалисты направляются к заказчику (например, для сбора необходимой информации). При этом они не подчиняются внутреннему трудовому распорядку, действующему у компании-заказчика. Квалифицировать это как заемный труд нельзя. «Естественно, в договоре об аутсорсинге должно быть условие о том, что данный работник не выполняет распоряжения заказчика, а просто собирает документы», – уточняет Светлана Золотарева.
Стороны также могут внести в договор условие о проведении встреч с участием специалистов аутсорсинговой компании на территории заказчика – причины, продолжительность и частота таких встреч должны быть четко обозначены. «В договорах с нашими клиентами мы всегда отдельно описываем услугу выездной проверки документов (если эти документы хранятся в архиве на территории заказчика) или указываем, что специалист нашей компании должен с определенной частотой встречаться с ключевыми лицами заказчика (например, для получения всех необходимых подписей на документах, содержащих конфиденциальную информацию и персональные данные, которые мы не можем отправлять почтой или курьерской службой). Во всех договорах мы, кроме того, оговариваем возможность и частоту проведения совещаний с личным присутствием сотрудников и конференц-звонков», – дополняет Лилия Хакимова.
Таким образом, компаниям, передающим или планирующим передать на аутсорсинг часть бизнес-процессов, не следует волноваться, что на подобной услуге отразится запрет на заемный труд. Главное, учесть все нюансы и правильно оформить договор с аутсорсинговой компанией.
- договор аутсорсинга на оказание услуг сторожей
- договор аутсорсинга на оказание экономических услуг