договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего заключается с
Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим
Никитин Д.Ю., аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.
В соответствии со ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Указанная норма является принципиально новой для российского гражданского законодательства, так как охрана имущественных интересов граждан, признанных безвестно отсутствующими, ранее осуществлялась с помощью института опеки. Однако опека над имуществом безвестно отсутствующего гражданина обеспечивала надлежащую охрану его имущественных интересов в прежних экономических условиях.
Эффективность опеки над имуществом безвестно отсутствующего гражданина подверглась переоценке законодателем в условиях развития частной собственности. Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
См.: Гражданское уложение Германии. М.: Волтерс Клувер, 2005. § 1494.
Следует проанализировать те немногие положения о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, которые закреплены в действующем законодательстве.
Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М.: Юрид. лит., 1985. С. 15.
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 100.
См.: Определение Рязанского областного суда от 8 января 2003 г. N 33-9 // СПС «КонсультантПлюс».
Доверительное управление имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, допускается только при необходимости в постоянном управлении имуществом. Соответственно различается имущество безвестно отсутствующего гражданина, требующее и не требующее постоянного управления.
Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства // Государство и право. 2002. N 4. С. 57.
Доверительными управляющими по договору доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, могут быть все лица за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений. В качестве доверительного управляющего может выступать также заинтересованное лицо, по заявлению которого гражданин признан судом безвестно отсутствующим (например, родственники безвестно отсутствующего, кредиторы). Определение конкретного лица как доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства, который должен учитывать возможность будущего доверительного управляющего обеспечить надлежащее доверительное управление в интересах безвестно отсутствующего и третьих лиц.
С учетом того что доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, направлено не только на сохранение или приумножение этого имущества в интересах безвестно отсутствующего, но также и на погашение обязательств кредиторов, выдачу содержания иждивенцам отсутствующего гражданина, выгодоприобретателями по такому договору являются безвестно отсутствующий гражданин, а также третьи лица, удовлетворяющие свой имущественный интерес за счет имущества безвестно отсутствующего гражданина, находящегося в доверительном управлении.
Учредителем управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина является орган опеки и попечительства как структурное подразделение соответствующего органа местного самоуправления.
При доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении. Если орган опеки и попечительства откажет в передаче всего или части имущества в доверительное управление, то заинтересованные лица вправе требовать установления управления над имуществом отсутствующего лица, не переданным в доверительное управление. Гражданское законодательство не использует термин «опека над имуществом» и в п. 1 ст. 32 ГК РФ закрепляет лишь опеку над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. На основе анализа п. 2 ст. 43 и ст. 37 ГК РФ можно утверждать о возможности установления не опеки, а управления над имуществом отсутствующего лица как до признания его судом безвестно отсутствующим, так и в случае отказа органом опеки и попечительства признать необходимость в постоянном управлении его имуществом. Согласно п. 2 ст. 43 ГК РФ «орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания гражданина назначить управляющего его имуществом». В соответствии со ст. 37 ГК РФ на опекуна, помимо иных обязанностей, возлагается также и обязанность по управлению имуществом подопечного. Таким образом, по мысли законодателя опека устанавливается только над лицами, но не над их имуществом. В отношении имущества подопечного допускается управление наряду с опекой. Если же нет лица, то нет и опеки, а возможно только управление имуществом отсутствующего лица.
Содержание договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, определяется органом опеки и попечительства и доверительным управляющим с учетом общих положений гл. 53 ГК РФ о доверительном управлении имуществом, а также особенностей нормативно-правового регулирования данного договора.
Основная обязанность доверительного управляющего состоит в необходимости погашать задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего гражданина. Следует отметить, что доверительный управляющий исполняет данную обязанность только при наличии исполнительных документов. Поэтому заинтересованные лица при отсутствии исполнительных документов должны обратиться в суд за их получением.
Не менее важной является обязанность доверительного управляющего охранять имущество безвестно отсутствующего гражданина, которая может быть дополнена обязанностью приумножать это имущество. Имущество, полученное в результате доверительного управления, должно поступать вновь в доверительное управление.
Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, прекращается вследствие явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в случае объявления его умершим или установления факта его смерти, а также по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК РФ.
Анализ действующих правовых норм о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования в этой сфере.
Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.
Комментарий к ст. 43 ГК РФ
Судебная практика по статье 43 ГК РФ
Данные выводы суда согласуются с положениями статей 34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, которыми установлены пределы и границы деятельности представительного органа местного самоуправления и в силу которых федеральным законодательством действительно не предусмотрено полномочие представительного органа, в частности, на дачу согласия главе муниципального образования по утверждению заместителей главы местной администрации, руководителей муниципальных унитарных предприятий. Представительный орган местного самоуправления вправе лишь по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации, однако не вправе каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления, а также участвовать в назначении руководителей муниципальных предприятий посредством предварительного согласования названного вопроса.
О ДОВЕРИТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАННОГО БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ
В статье 43 и главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны нормы о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
Гражданский кодекс Российской Федерации не в полной мере регулируют соответствующие отношения. Других нормативно правовых актов, регулирующих данные отношения, не существует.
Несмотря на то, что пунктом 3 статьи 43 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие специального закона, определяющего иные, чем в п. п. 1 и 2 ст. 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим
В соответствии со статьей 43 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передаётся на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
Доверительное управление имуществом связано с установлением на основании решения суда безвестного отсутствия гражданина. При этом под безвестным отсутствием можно понимать совокупность исследованных и установленных судом фактов, дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим. Такими фактами являются:
1) отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания;
2) с момента, когда о гражданине были получены последние сведения, прошло не менее года.
Если указанные факты не будут установлены, то суд откажет в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Доверительное управление имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, допускается только при необходимости в постоянном управлении имуществом. Соответственно различается имущество безвестно отсутствующего гражданина, требующее и не требующее постоянного управления.
Инициаторами заключения договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, являются заинтересованные лица, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим вправе обратиться в органы социальной защиты (отдел опеки и попечительства) с требованием о назначении управляющего и заключении с ним договора доверительного управления имуществом.
Такими заинтересованными лицами могут быть супруг, иждивенцы, кредиторы гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
Учредителем управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина является орган опеки и попечительства как структурное подразделение соответствующего органа социальной защиты.
При доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного.
Поэтому лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении.
Если орган опеки и попечительства откажет в передаче всего или части имущества в доверительное управление, то заинтересованные лица вправе требовать установления управления над имуществом отсутствующего лица, не переданным в доверительное управление.
При необходимости постоянного управления имуществом подопечного или безвестно отсутствующего гражданина орган опеки и попечительства осуществляет подбор кандидатуры доверительного управляющего.
Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.
Назначение доверительного управляющего, заключение договора доверительного управления и контроль деятельности доверительного управляющего осуществляются соответствующим органом опеки и попечительства по местонахождению имущества
При выборе конкретного лица для назначения доверительного управляющего учитываются:
-способность к выполнению функций доверительного управляющего (состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия);
-нравственные и иные личностные качества.
Для решения вопроса о назначении гражданина доверительным управляющим и заключения договора доверительного управления в орган опеки и попечительства заявителем предоставляются следующие документы:
а) заявление на имя руководителя органа опеки и попечительства;
в) справка из психоневрологического диспансера о том, что гражданин не состоит на диспансерном учете;
г) справка из наркологического диспансера о том, что гражданин не состоит на диспансерном учете;
д) оценочная стоимость недвижимого имущества подопечного или безвестно отсутствующего гражданина;
е) ксерокопия сберкнижки с реквизитами счета, открытая на имя подопечного или граждан, которых подопечный или безвестно отсутствующий гражданин обязан содержать;
ж) ходатайство учреждения, осуществляющего обязанности опекуна подопечного (в случае, если подопечный находится на социальном обслуживании в стационарном учреждении);
з) сведения о гражданах, которых подопечный или безвестно отсутствующий гражданин обязан содержать (справка, выданная соответствующей организацией, о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений; копии паспортов, свидетельств о рождении, свидетельство о браке) (в случае наличия таких граждан);
и) сведения об обязательствах подопечного или безвестно отсутствующего гражданина, по которым необходимо погашать задолженность (в случае наличия таких обязательств).
-Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, дополнительно предоставляют:
а) копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя вместе со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, заверенные в установленном порядке;
б) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика;
в) сведения о доходах.
-Коммерческая организация дополнительно предоставляет:
а) учредительные документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) копию приказа о назначении руководителя.
Орган опеки и попечительства в рамках межведомственного взаимодействия, с целью уточнения сведений о составе недвижимого имущества подопечного или безвестно отсутствующего гражданина, которое передаётся в доверительное управление, запрашивает и получает:
а) сведения в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю соответствующего муниципального образования Краснодарского края о наличии недвижимого имущества и сделок с ним;
б) сведения в органах внутренних дел об отсутствии у гражданина судимости;
в) сведения в инспекции Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю соответствующего муниципального образования Краснодарского края об отсутствии у гражданина предпринимательской деятельности;
г) сведения в инспекции Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю соответствующего муниципального образования Краснодарского края, подтверждающие отсутствие просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды по состоянию на последний квартал, предшествующий дате подачи заявления (в случае, если гражданин является индивидуальным предпринимателем).
В случае подачи документов несколькими заявителями, до принятия решения органом опеки и попечительства о назначении доверительного управляющего, выбор доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства исходя из наилучшего способа обеспечения охраны имущественных прав и интересов подопечного или безвестно отсутствующего гражданина.
Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме распоряжения.
Прокурор разъясняет: Признание гражданина безвестно отсутствующим
Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц (супруг, кредитор и т.п.) признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (ст. 245 ГПК).
Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц – с первого января следующего года.
Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие обстоятельства:
1.Отсутствие лица в месте его пребывания;
2.Неизвестность места пребывания этого лица;
3.Невозможность устранения такой неизвестности;
4.Длительность отсутствия, т.е. истечения сроков отсутствия (не менее одного года);
5.Действительное, а не умышленное (непреднамеренное) отсутствие лица.
Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем:
Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания. Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.
Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.
В-третьих, прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.
В-четвёртых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.
В случае явки или обнаружения места нахождения лица, признанного безвестно отсутствующим отменяется решение суда об управлении имуществом. Объявившееся лицо не вправе требовать возмещения выгоды, полученной во время управления имуществом.
Кунцевская межрайонная прокуратура г. Москвы
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Как сдавать квартиру и не волноваться: все о доверительном управлении
Что такое доверительное управление имуществом
Доверительное управление — это когда собственник имущества передает организации или частному лицу право распоряжаться им так, чтобы оно приносило прибыль. Такие услуги популярны в сфере управления недвижимостью и ценным бумагами. Но на деле передать распорядителю можно любое имущество — права на что-то или предприятия и доли в них.
В отношении недвижимости это значит, что распорядитель размещает объявления и находит арендаторов на жилье, собирает арендную плату, оплачивает коммунальные услуги, клининг, занимается возникающими проблемами, связанными с износом жилья, вселением и выселением жильцов. Следует различать посреднические услуги риелторов и агентств недвижимости по поиску арендаторов. Доверительное управление отличается тем, что услуги предоставляются собственнику на регулярной основе и длительное время. Цель оказания этих услуг — это заработать прибыль для собственника.
Владелец квартиры и управляющий заключают договор, который определяет перечень услуг, срок их оказания и вознаграждение. За свои услуги менеджер берет комиссию с дохода, таким образом он заинтересован в высокой прибыли не меньше владельца жилья.
Отношения по доверительному управлению регулирует гл. 53 Гражданского кодекса РФ [1]. Закон допускает передавать доверительному управляющему не только квартиры или акции, но и предприятия и права распоряжения чем-то. Ограничения касаются лишь имущества, находящегося в хозяйственном ведении, то есть государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Важно! Доверительное управление не означает передачу прав собственника на имущество. Продавать, дарить или осуществлять иные действия, не предусмотренные договором, распорядитель не может.
Плюсы доверительного управления имуществом
Минусы доверительного управления
Как передать квартиру в доверительное управление
Если вы решили доверить свое имущество другим лицам, например, чтобы сдавать одну или несколько квартир, необходимо сделать следующее:
Как заключить договор доверительного управления
Важно правильно составить договор и включить в него все детали и потенциальные сложности, которые могут возникнуть в процессе управления имуществом. Предметом договора является не сам объект недвижимости, а именно услуги. Соответственно, договор доверительного управления — это договор об оказании услуг.
В документе должны быть указаны:
К договору может прилагаться дополнительное соглашение, в котором прописываются все детали сделки.
После заключения договора стоит зарегистрировать его официально в Росреестре. Это гарантирует, что в случае проблем суд признает договор и будет рассматривать его как официальный документ.
Процесс регистрации довольно прост. Вам потребуются:
Пакет документов можно подать через МФЦ или непосредственно в Росреестр.
Действие договора может быть прекращено досрочно по нескольким причинам. В первую очередь, из-за невозможности исполнения договора одной из сторон, например в случае банкротства, признания недееспособным или смерти. Односторонний отказ от исполнения договора тоже может стать причиной его расторжения. Веским поводом для разрыва договора может стать банкротство предпринимателя, являющегося учредителем управления.
Риски доверительного управления
При всем удобстве передачи забот по сдаче в аренду жилья определенные риски при этом тоже есть.
Наиболее распространенные проблемы, возникающие при такой форме отношений, — когда управляющий для извлечения максимальной выгоды сдает квартиру посуточно или организует хостел. Такой подход не только влияет на высокий износ жилья — мебель и ремонт довольно быстро приходят в негодность, стоимость жилья на рынке аренды падает. Возникшие проблемы арендаторов с соседями и полицией могут быть уже переадресованы собственнику.
Чаще всего владельцы жилья ожидают видеть арендаторов с определенным достатком, которые будут жить долго и поддерживать сохранность жилья. Поэтому важно вносить в договор и состояние жилья и мебели, а также вероятность их износа. Возможно включить пункт о страховке.
Связанная с этим неприятность — сокрытие всей прибыли, которую получает управляющий в результате обращения с вашим имуществом. Пример: вы ожидаете, что вашу квартиру сдают семье за 30 тыс. руб. в месяц, а вместо этого риелтор сдает ее посуточно, получая в месяц до 50 тыс. руб., оставляя себе и комиссию за услуги, и сокрытую разницу.
Еще один риск — передав свое жилье менеджеру, вы столкнетесь с отсутствием его заинтересованности в прибыли. В таком случае ваше жилье будет простаивать, вы потеряете возможную прибыль. Чтобы этого не происходило, в договор стоит включить минимальный размер дохода, который обязуется обеспечить для вас управляющий.
Мария Жукова, управляющий директор ГК «Миэль»:
— Необходимо разделять разные виды управления:
В первом случае в дополнительном соглашении к договору можно и нужно прописать условия и форму отчетности о состоянии объекта имущества. Законом такие формы не установлены. Там же можно прописать частоту проверок. Иногда фиксируется, что, например, раз в месяц предоставляется видеоотчет о состоянии объекта или проводится сеанс видеосвязи.
Во втором случае важно выбрать добросовестного поверенного и договориться «на берегу» о способах и методах проверки. Важно помнить, что далеко не все арендаторы согласятся на такой жесткий контроль со стороны собственника.
Налоги платит конечный бенефициар, то есть собственник жилья. Налоги платятся по месту нахождения имущества. Например, если собственник — гражданин иного государства, но сдает квартиру в Москве, то он должен будет заплатить налоги как нерезидент по ставке 30%.
Первый вариант доверительного управления не подразумевает использования квартиры собственником, иначе возникнет наложение правовых полей. Чаще всего такой договор заключается с людьми, у которых данная квартира — далеко не единственная, то есть потребности в ее использовании нет. В случае частного поверенного возможны варианты, которые оговариваются заранее.