договор еаэс страны участницы 2020

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.

Цели Таможенного союза

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

Краткие выводы

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

Источник

Договор еаэс страны участницы 2020

(с изменениями на 1 октября 2019 года)
(редакция, действующая с 1 августа 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Международным договором от 10 октября 2014 года (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 30.10.2014);

Международным протоколом от 8 мая 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2015, N 0001201508170022) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 8 мая 2015 года);

Международным протоколом от 15 марта 2018 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2019, N 0001201904010002) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 15 марта 2018 года);

Международным протоколом от 1 октября 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300052) (временно применяется для Российской Федерации c 1 января 2020 года);

Международным протоколом от 1 октября 2019 года (1) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2021, N 0001202108060004) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 1 октября 2019 года);

Международным протоколом от 1 октября 2019 года (2) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2021, N 0001202108020019) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 1 октября 2019 года).

Ратифицирован
Федеральным законом
от 03.10.2014
N 279-ФЗ

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права,

договорились о нижеследующем.

Часть первая

Учреждение Евразийского экономического союза

Раздел I

Статья 1

Учреждение Евразийского экономического союза.
Правосубъектность

2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Статья 2

Для целей настоящего Договора используются понятия, которые означают следующее:

Иные понятия, используемые в настоящем Договоре, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего Договора и приложениях к нему.

Раздел II

Основные принципы, цели, компетенция и право Союза

Статья 3

Основные принципы функционирования Союза

Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, на основе следующих принципов:

уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;

уважение особенностей политического устройства государств-членов;

обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

Статья 4

Основные цели Союза

Основными целями Союза являются:

создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Статья 5

1. Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

2. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

3. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.

Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия Сторон в соответствующих сферах.

Статья 6

1. Право Союза составляют:

международные договоры в рамках Союза;

международные договоры Союза с третьей стороной;

решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

2. Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза.

3. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор.

Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза.

4. В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:

решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;

решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

Статья 7

Международная деятельность Союза

1. Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.

2. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.

Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

Источник

Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г.

ГАРАНТ:

Протоколом, подписанным в Москве 15 марта 2018 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г. и от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

Источник

Договор еаэс страны участницы 2020

договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть фото договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть картинку договор еаэс страны участницы 2020. Картинка про договор еаэс страны участницы 2020. Фото договор еаэс страны участницы 2020

договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть фото договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть картинку договор еаэс страны участницы 2020. Картинка про договор еаэс страны участницы 2020. Фото договор еаэс страны участницы 2020

договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть фото договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть картинку договор еаэс страны участницы 2020. Картинка про договор еаэс страны участницы 2020. Фото договор еаэс страны участницы 2020

договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть фото договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть картинку договор еаэс страны участницы 2020. Картинка про договор еаэс страны участницы 2020. Фото договор еаэс страны участницы 2020

договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть фото договор еаэс страны участницы 2020. Смотреть картинку договор еаэс страны участницы 2020. Картинка про договор еаэс страны участницы 2020. Фото договор еаэс страны участницы 2020

Данные по ВВП стран ЕАЭС и Молдовы – 1 полуг. 2021 г. к 1 полуг. 2020 г.; данные по ВВП и пром. производству Узбекистана – январь-сентябрь 2021 г. к январю-сентябрю 2020 г.; данные по ИПЦ Узбекистана –сентябрь 2021 г. к сентябрю 2020 г.; данные по внешней торговле Узбекистана – 1 полуг. 2021 г. к 1 полуг. 2020 г.; данные по ИПЦ Молдовы–август 2021 г. к августу 2020 г.

В большинстве стран ЕАЭС и странах-наблюдателях Союза отмечается восстановительный рост, а также существенное наращивание объемов торговли (как внутри/с ЕАЭС, так и вне ЕАЭС) в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Негативную динамику по отдельным показателям демонстрирует Кыргызстан. ВВП и объемы промышленного производства в этой республике до сих пор ниже аналогичных показателей 2020 г. Вместе с тем, усиливается инфляционное давление, обусловленное преимущественно внешними факторами.

Источники: ЕЭК, данные национальных статистических ведомств

Департамент евразийской интеграции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирует позицию Российской Федерации по актуальным вопросам евразийской экономической интеграции в соответствии с учредительным Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с Договором основной задачей функционирования Союза является повышение благосостояния граждан государств – членов ЕАЭС. С этой целью пять государств проводят активную работу по формированию общего рынка Союза, который призван обеспечить «4 свободы»: свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всём пространстве Союза. Полноправными членами Союза являются 5 государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Государствами – наблюдателями при ЕАЭС являются Молдавия, Узбекистан и Куба.

11 декабря 2020 г. главами государств Союза были приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Стратегия нацелена на повышение самодостаточности Союза как субъекта мировой экономики и обеспечение экономического роста государств-членов.

Стратегия включает в себя 332 мер по развитию евразийской экономической интеграции. Для реализации Стратегии потребуется принятие более десяти международных договоров, внесения около 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, разработка и утверждение свыше 250 нормативных актов Союза.

Реализация Стратегии позволит сформировать условия и инструменты цифровой трансформации Союза, обеспечив комплексное внедрение цифровых технологий в экономические процессы, обеспечить единство таможенного администрирования на таможенной территории ЕАЭС, повысить эффективность деятельности наднациональных органов Союза, укрепить статус Евразийской экономической комиссии, расширив компетенцию Евразийской экономической комиссии, расширить полномочия Суда ЕАЭС как гаранта исполнения права Союза, расширить сферы экономического сотрудничества стран ЕАЭС, включив в спектр интеграционных процессов сотрудничества новых направлений – образования, науки, здравоохранения, туризма и спорт.

В рамках Союза принимаются совместные меры по предотвращению распространения пандемии, противодействию ее последствиям для экономик государств-членов и стабилизации макроэкономической ситуации в странах ЕАЭС.

План предусматривает реализацию 11 мероприятий, основными из которых являются:

Сформированы стартовые механизмы для проработки цифровых инициатив и реализации проектов в ЕАЭС. Принято в разработку более 50 инициатив, начата реализация 3 инициатив:

Департамент евразийской интеграции Минэкономразвития России координирует работу по формированию на пространстве ЕАЭС безбарьерной среды для развития бизнеса стран Союза.

Российская Федерация лидирует среди стран Союза по количеству устраненных барьеров: за период с января 2020 года устранены 10 барьеров.

2 февраля 2020 г. Коллегией Комиссии принята новая редакция Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Союза на барьеры, изъятия и ограничения, направленная на оптимизацию процедур квалификации новых препятствий на внутреннем рынке.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции

С присоединением к ЕАЭС Армении (2 января 2015 г.) и Киргизии (12 августа 2015 г.) полноправными членами Союза являются пять государств. Таким образом, сформирован единый рынок c «емкостью» более 184 млн. потребителей и совокупным ВВП свыше 1,9 трлн. долларов США. 14 мая 2018 г. статус государства-наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова, 11 декабря 2020 г. – Республика Узбекистан и Республика Куба.

Евразийский экономический союз является эффективным, отвечающим современным требованиям интеграционным объединением. В его рамках создаются условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах увеличения благосостояния населения, их всесторонней модернизации и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. При его создании учитывался как собственный опыт интеграционного взаимодействия государств-членов, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая практику ВТО.

В 2015-2021 гг. проведено 41 заседание руководящих органов ЕАЭС: 15 заседаний Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств и 26 заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМС) на уровне глав правительств. На регулярной основе проводятся заседания Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 не помешала плановой работе органов Союза. Несмотря на чрезвычайные обстоятельства, оперативно были приняты комплексные меры, направленные на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечение жизненно важных потребностей населения, поддержание свободного передвижения товаров и взаимной торговли, создание условий для последующего экономического роста и возобновления пассажирского сообщения.

В пределах таможенной территории Союза во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Реализуются четыре свободы – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Функционирование ЕАЭС предполагает координацию экономической политики государств-членов в ключевых отраслях – финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.

Расширяется договорно-правовая база Союза. В развитие Договора о Евразийском экономическом союзе был подписан ряд соглашений по различным направлениям экономической деятельности (транспорт, промышленность, сельское хозяйство, субсидии, конкуренция, энергетика, цифровизация, маркировка товаров, система прослеживаемости и пр.). Также утверждены и реализуются программы формирования общего электроэнергетического рынка (29 мая 2019 г. подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части формирования электроэнергетического рынка), общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

С 1 января 2018 г. заработал один из ключевых документов – новый Таможенный кодекс. С его принятием существенно повысился уровень унификации таможенного законодательства в ЕАЭС. Сохраняющиеся в Кодексе отсылки на национальное законодательство носят преимущественно технологический (технический) характер и, как правило, устанавливают подробную детализацию действий участников соответствующих правоотношений. Документ также значительно расширил полномочия ЕЭК в сфере таможенного регулирования и передал на наднациональный уровень ряд новых компетенций. Кодекс переводит на качественно новый уровень таможенное регулирование. Один из его главных приоритетов – упрощение таможенных процедур. В частности, на это нацелены механизмы «единого окна», электронные методы таможенного декларирования и т.д. Данные нововведения соответствуют передовой мировой практике, а по некоторым аспектам даже опережают ее.

В 2017 г. завершен процесс формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. На смену национальным нормам принят пакет из более 40 документов, регламентирующих весь цикл обращения этой продукции на таможенной территории Союза. Это позволяет сделать эти социально значимые рынки более прозрачными, снизить цены на товары для потребителя и эффективнее бороться с контрафактной продукцией.

На заседании ВЕЭС 1 октября 2019 г. в Ереване утверждена Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, систематизирующая работу по подготовке международных соглашений, регулирующих данную сферу. В документе определены направления создания инфраструктуры общего финансового рынка, этапность реализации ключевых направлений его формирования и развития.

Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. Действующие на территории Союза унифицированные правила в 55 секторах услуг (что составляет более 50% от общего объема услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС) позволили максимально упростить процедуры ведения бизнеса: предпринимателям нет необходимости проходить повторно процедуру учреждения в другом государстве ЕАЭС, получать разрешения на деятельность и на работу своих сотрудников.

Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. Формирование единого рынка услуг происходит в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).

Последовательно устраняются барьеры в рамках торгово-экономического взаимодействия стран Союза. Одним из важных достижений на этом направлении стало признание эквивалентности системы ветеринарно-санитарного контроля Киргизии. В соответствии с Решением ВЕЭС от 8 мая 2015 г. № 6 на киргизско-казахстанском участке государственной границы отменен ветеринарно-санитарный контроль (надзор) с 30 мая 2019 г. Россия принимала активное участие в создании и оснащении специализированных лабораторий на территории Киргизии.

На системной основе ведется работа по ликвидации различного рода ограничений на союзном рынке. С 2016 г. устранен 51 барьер. На заседании ЕМС 4 декабря 2020 г. была утверждена «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза в 2021-2022 гг. (12 позиций).

11 октября 2017 г. в Сочи главы государств-членов ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. – программный документ, определяющий контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создании соответствующей инфраструктуры и развитии кадрового потенциала.

Запущена разработка цифровых проектов: «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», «Унифицированная система поиска «Работа без границ»», «Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС». С 1 июля 2021 г. всеми государствами-членами Союза вводится в промышленную эксплуатацию «Унифицированная система поиска «Работа без границ»».

В 2020 г. на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции разработано мобильное приложение «Путешествую без COVID-19».

Одним из новых и перспективных направлений деятельности ЕАЭС стала работа по введению маркировки товаров средствами идентификации, нацеленная на борьбу с серым импортом и защиту прав потребителей.

Промышленная политика в рамках Союза реализуется государствами-членами в соответствии с пятилетним планом – Основными направлениями промышленного сотрудничества, утвержденными Решением ЕМС от 8 сентября 2015 г. На основе этого документа разработаны, в частности, перечень приоритетных евразийских технологических платформ (в сфере космоса, медицины, информационно-коммуникационных технологий и др.), Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере, учрежден Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению. На заседании ВЕЭС 29 мая 2019 г. в Нур-Султане подписано решение о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС.

Для эффективного использования научного и инновационного потенциала стран Союза в сфере агропромышленного комплекса в ходе ЕМС 26 мая 2017 г. в Казани утвержден Порядок организации совместных НИОКР в данной отрасли. В ходе заседания ВЕЭС 14 мая 2018 г. в Сочи создан Совет по агропромышленной политике ЕАЭС. Он занимается разработкой общей стратегии развития агропромышленного комплекса и скоординированного продвижения союзной продукции на рынки третьих стран. На заседании ЕМС 17 июля 2020 г. было принято распоряжение о разработке карты развития агроиндустрии ЕАЭС – информационного ресурса, который включает сведения о крупных инвестиционных и инновационных проектах в сфере АПК, реализуемых и планируемых к реализации в государствах-членах; направлениях, на которых целесообразно реализовывать проекты в целях ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения; о сельскохозяйственных товарах и ресурсах, по которым наблюдается большая доля импорта на рынке ЕАЭС.

На территориях государств-членов Союза функционирует общий рынок труда; реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам государств-членов ЕАЭС, желающим работать в странах Союза, не требуется оформлять разрешительные документы, такие как патенты или разрешения на работу.

Взаимное признание дипломов, полученных в учебных заведениях государств-членов, производится в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц внутри ЕАЭС уплачивается по резидентной ставке с первых дней работы по найму. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС по заграничным паспортам, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая особенность Договора о ЕАЭС – возможность применения национального режима для трудящихся граждан государств-членов и членов их семей в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В частности, государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

В соответствии со Статьей 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. С вступлением с 1 января 2021 г. в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, подписанного 20 декабря 2019 г., данная категория граждан сможет сформировать, сохранить и реализовать свои пенсионные права на всей территории ЕАЭС независимо от того, в каком государстве приобретен стаж.

На заседании ВЕЭС 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая дополняет имеющиеся в ЕАЭС договоренности по формированию общих рынков новыми инициативами и сферами сотрудничества государств-членов. В орбиту евразийской интеграции были включены такие темы, как образование и наука, здравоохранение, туризм, спорт, торговое межрегиональное сотрудничество. В Декларации указана необходимость стимулирования научно-технического развития, включая проработку совместных проектов в области зеленых технологий, энергосбережения, энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, биоинженерии и нанотехнологий, охраны окружающей среды. Сферы, в которых могут реализовываться кооперационные проекты, дополнены космической деятельностью, ядерными и радиационными технологиями.

В целях реализации Декларации на заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. – ключевой программный документ Союза, разработанный ЕЭК совместно с правительствами государств-членов. Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и перечня конкретных мер и механизмов (332 позиции), сгруппированных в 11 системных блоков по основным направлениям деятельности ЕАЭС:

Задачи, зафиксированные в Стратегии, должны быть выполнены к 2025 году. 5 апреля 2021 года Совет ЕЭК утвердил План мероприятий по реализации Стратегических направлений, который содержит наименование конкретных мероприятий по выполнению мер и механизмов программного документа с указанием сроков и результатов их исполнения, а также ответственных исполнителей. В целом в соответствии с Планом предусматривается разработка и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативно-правовых актов Союза, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, а также изменений в национальные законодательства государств-членов.

В целях создания единой площадки для взаимодействия представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС 21 мая 2015 г. в Астане было подписано Соглашение о создании Делового совета Евразийского экономического союза – постоянно действующего координационно-совещательного органа предпринимательских кругов государств-членов Союза. В состав Делового совета вошли Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Национальная палата предпринимателей Казахстана, Киргизский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей. 24 мая 2016 г. на должность Президента Делового совета был назначен бывший председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко.

Согласно Решению ВЕЭС от 1 октября 2019 № 16, уже зарекомендовавший себя Международный выставочный форум «Евразийская неделя» преобразован в Евразийский экономический форум. Мероприятие будет ежегодно проходить поочередно в государстве-члене ЕАЭС, председательствующем в органах Союза, в привязке к заседанию ВЕЭС.

Регулярное наполнение получает международная повестка дня Союза.

Действует Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, регулирующее порядок рассмотрения государствами-членами инициатив по заключению международных договоров с третьими сторонами в формате ЕАЭС, деятельность единой переговорной делегации нашего интеграционного объединения, порядок координации позиций государств-членов в ходе соответствующих переговоров.

Более 50 государств выразили заинтересованность в торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Первое соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом (вступило в силу 5 октября 2016 г.). 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли ЕАЭС-Иран. На заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. подписано решение о начале переговоров с целью заключения постоянного и полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном. 1 октября 2019 г. «на полях» заседания ВЕЭС в Ереване было подписано соглашение о свободной торговле ЕАЭС-Сингапур. 25 октября 2019 г. в г. Москве подписано торговое соглашение между ЕАЭС и Сербией.

Ведутся переговоры по проектам ССТ с Израилем и Египтом, одобрен запуск переговорного трека по либерализации торговли с Индией.

На площадке Комиссии прорабатывается перечень новых потенциальных партнеров ЕАЭС. В частности, созданы совместные исследовательские группы с целью изучения целесообразности заключения ССТ с Монголией и Индонезией, планируется проведение предварительных консультаций с Алжиром по вопросу развития торговых отношений с ЕАЭС.

Налажена практика установления Союзом диалоговых механизмов сотрудничества с государствами и интеграционными объединениями, стремящимися к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и правительствами Узбекистана, Монголии, Перу, Чили, Камбоджи, Сингапура, Южной Кореи, Марокко, Иордании, Индонезии, Эквадора, Кубы, Таиланда, Бангладеш, Фарерских островов, а также с Андским сообществом, АСЕАН, Африканским союзом, Исполкомом СНГ, Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), МЕРКОСУР, Тихоокеанским альянсом, Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (СИЕКА), и Совместная декларация о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греции.

В ходе заседания ВЕЭС 16 октября 2015 г. в Казахстане было принято Распоряжение № 3 «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП)». Данный документ предполагает взаимодействие стран-участниц Союза по вопросам участия в китайском проекте ЭПШП (в настоящее время называется «Один пояс, один путь»), в том числе по вопросам соответствующих двусторонних меморандумов с КНР и параллельно с переговорами по заключению торгово-экономического соглашения в формате ЕАЭС-КНР.

17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Документ регламентирует вопросы отраслевого сотрудничества, конкуренции, таможенного и технического регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, а также меры защиты внутреннего рынка, санитарные и фитосанитарные меры. 25 октября 2019 г. Соглашение вступило в силу.

21 ноября 2020 г. вступило в силу подписанное 6 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге «на полях» Петербургского международного экономического форума Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР. Оно призвано ускорить процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и Китая, а также повысить транзитную привлекательность стран-участниц Соглашения.

По инициативе есовского Брюсселя, увязывающего налаживание отношений между ЕЭК и Еврокомиссией в полном объеме с выполнением Россией Минских соглашений, свернут политический диалог ЕАЭС и ЕС, в т.ч. по продвижению инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте. Контакты между ЕЭК и Еврокомиссией сведены до экспертного уровня и ограничиваются согласованием технических вопросов (СФС-меры, техрегулирование, таможенная проблематика).

[1] На заседании ВЕЭС 31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры Евразэс в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *