договор каршеринга делимобиль прочитать
Договор с каршерингом простыми словами. Часть 2. Делимобиль
Каршеровод Иван Блинов почитал договор Делимобиля, чтобы найти в нем пункты, на которые стоит обратить внимание.
Неделю назад вышла моя первая статья в блоге каршеровода, где я начал затрагивать юридический аспект использования каршеринга. Тогда были рассмотрены вводные нюансы, сейчас хочу перейти к деталям. Изначально я планировал вставить сразу несколько операторов в один пост, но сейчас, по мере изучения юридических тонкостей в договорах каждого из них, становится понятно, что придется выпускаться чаще, но говорить о каждом операторе обязательно отдельно!
Первым делом, как и обещал, я полез в договор Делимобиля. Сам по себе документ довольно компактный, читается легко, ненужной воды не содержит. По содержанию, понятно, классика: куча обязательств висит на клиенте, при этом обязательства самой компании сводятся к «предоставить машину» — как и у любого бизнеса, типовой договор защищает только самого бизнесмена.
О рисках, которые неизбежно ложатся на человека, подписавшего договор, я писал в первом посте, так что здесь мы с этой мыслью уже смирились и спокойно изучаем, какие сюрпризы нас ждут.
Чтобы не перегружать пост, не буду комментировать каждый требующий внимания пункт отдельно, а постараюсь свести к единому повествованию, ссылки буду указывать в скобках.
Общие положения и обязанности клиента
Уже со второго раздела («Общие положения») нас закидывают обязательствами, зачастую ничтожными или, как минимум, такими, которые не могут регулироваться настоящим договором в принципе. Например, вы соглашаетесь, что любой ущерб, который Делик вам насчитает, — правильный (2.8.8) и что вы не против того, что с вашими родственниками, соседями и тд. будут общаться коллекторы для взыскания вашей задолженности (2.21). Здесь, как говорится, слов нет.
Далее видим уже более серьезные моменты. Так, компания передает вам информацию любым каналом связи, каким посчитает нужным – и уже ваша проблема, что вы ее не получили (например, электронка считается полученной с момента ее отправки) (2.18).
Пункт 2.23 заставляет клиента признать, что к приложению Дели, хоть оно и может сбоить, претензии не принимаются (по закону, конечно, это не означает, что из-за сбоя в системе вы непременно должны заплатить за те условные 20 минут, в течение которых сервера Дели, скажем, упали и вы не могли завершить аренду).
Еще вы должны, например, следить сами за правильностью оформления каждой бумажонки каждым госорганом, допустим, справки ГИБДД при ДТП, ведь если у Делика возникнут проблемы из-за ошибки в ней, то лягут они все на клиента (2.25.10).
Еще есть большой раздел про случай, когда авто забрал эвакуатор (2.25.11). Само собой, вы не только платите за все, но еще и должны бегать по первому требованию в ГАИ, взять все справки, передать их сотрудникам компании, да еще при этом вас могут «привлечь к возврату ТС» со штрафстоянки. Если успеете забрать машину оттуда в «установленные Арендодателем» сроки и «возмещаете причиненные убытки», вам могут позволить не платить штраф 2000 рублей в пользу Дели. В общем, лучше не паркуйтесь под знаком – целый день и прорва денег будут убиты.
Права оператора
После раздела про обязанности клиента начинаются права арендодателя, хотя в случае данного договора это практически синонимы.
(2.28.2) – в машине может вестись видеонаблюдение, (2.28.7) – без получения дополнительного согласия могут списывать с вашей кредитной карты ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ (да, в договоре они красиво называются разными словами, но по факту, да еще и с учётом пункта о согласии клиента на оценку ущерба Деликом, тут нет большого преувеличения).
Штрафы
Ну и наконец куда же без штрафов (подразумеваются штрафы в гражданском порядке в адрес Делимобиля за плохое исполнение обязательств)!
Пункт 5.4 устанавливает, собственно, систему штрафов, закрепляет вашу готовность платить как штрафы, так и компенсировать все сопутствующие убытки (например, простой машины в ремзоне и упущенная вследствие этого прибыль).
Приятный бонус: за одну аварию больше 150 000 руб. суммарно с учётом ВСЕГО (!) с вас не возьмут (5.5).
Однако эта радость не распространяется на следующие случаи:
Поэтому можно смело сказать, что щедрости Делимобиля нет никакой, они банально переложили мелочь из одного кармана в другой.
(5.10.1, 5.10.2) Клиент за повреждения машины/угон, полученные/произошедший не по его вине, не отвечает. Правда только если сам принесет соответствующую бумагу из милиции или суда. Ну а поскольку никто в полиции или уж тем более в суде вам такую бумагу не даст, то сосите лапу и продолжайте наблюдать, как с вашей карточки Делимобиль «безакцептно» списывает бабло.
(5.11) «Клиент обязан оплатить суммы, выставленные ему Арендодателем, независимо от того, были фактически оплачены суммы административного штрафа, выставленные Арендодателю или собственнику ТС, или нет. После оплаты Клиентом данных сумм, Клиент освобождается от каких-либо претензий от Арендодателя или собственника ТС по поводу соответствующих штрафов, назначенных Арендодателю или собственнику ТС штрафов.»
Ага, а потом собственник машины пойдет в ГАИ, представит доказательства, что машина в момент совершения нарушения была за клиентом, ГАИ снимет штраф с собственника машины, возбудит административное расследование, привлечёт к ответственности уже клиента… А клиент-то уже бабло Делику заплатил… Но деваться-то некуда, теперь уже государственный пристав с несчастной кредитки клиента «безакцептно» снимает в пользу государства эти же 500 рублей.
Говорите – преувеличиваю? Возможно, и так, но мы же смотрим только на договор, а не полагаемся на хороших ребят из каршеринговой конторы. Они все хорошие, пока бизнес идет, а потом начинается «форс-мажор», примерно как у ВИМ-Авиа, продававшей билеты на заведомо неосуществимые рейсы.
Собственно, на этом моменте я уже читать этот договор добровольной кабалы не мог и не хотел. Там потом вас обяжут компенсировать убытки, если угон произошел во время вашей сессии аренды – да, да, при буквальном прочтении все того же (5.11, посл. абзац) именно это и следует!
(5.21) Обратите внимание, лютый штраф за парковку на газоне, 100 000 рублей (снизят при условии, что будете бегать по инстанциям), (5.27) – уже упомянутая мною выше компенсация простоя авто, недополученной прибыли и (5.28) – вишенка на торте – 10% комиссии прибавляйте к любым платежам в пользу Дели, кроме аренды и брони авто, это так называемый административный сбор.
Итоги
Собственно, что тут сказать: бизнес оберегает свои риски за счет клиента. Я не против этого. Cам был в бизнесе – это норма. Но точно так же в порядке вещей не заключать кабальные договора, посылать бизнес на три буквы, торговаться, выбивать более приемлемые условия – чтобы потом не сидеть у разбитого корыта с огромными долгами из-за херни вроде старого «Соляриса».
P.S. Да, у Дели есть тариф «Все включено» (отличие от «Базового» с ходу понять очень сложно, на сайте разница вообще не прописана, или я ее не заметил – браво, маркетологи). За цену на 40% выше обычной вы будете ездить на том же Солярисе и вся ответственность по ДТП будет ограничена 10 000 рублями. И еще не всем этот тариф одобряют. Ну окей, круто, только можно я тогда себе таксишную Ешку закажу?
Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами.
Договор Делимобиля. Абстрагируемся и разделим
По Делимобилю уже славно потоптались все кому не лень. Особо наивные граждане даже восхитились тем, что компания предложила ограничить ответственность фиксированной суммой. Пока историй с разборками по новым правилам не было, что там будет получаться в итоге — не вполне понятно. Но надо понимать, что договор-то никуда не делся. А значит смотреть и читать его стоит внимательно, что, собственно, все вокруг и говорят. Мол, читайте договор и потом не удивляйтесь. ОК. Давайте читать. Инструкция по чтению такая: я буду писать по-русски, но в скобках давать более точные формулировки. Если вам жалко мозг — скобки не читайте 🙂
Начнем с того, что договор аренды ТС, который сервис «Делимобиль» разработал для своих клиентов, является договором присоединения, что не только прямо указано в самом тексте договора, но и следует из того, как он устроен (фактического порядка его заключения).
Запомним это важное словосочетание «Договор Присоединения». Это довольно сильный козырь.
Специфика договора присоединения заключается в том, что клиент (присоединившаяся к договору сторона) вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения содержит явно хреновые (обременительные) для присоединившихся условия, которые они, исходя из здравого смысла (своих разумно понимаемых интересов), не приняла бы, если бы им дали шанс (при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора). Читаем пункт 2 статьи 428 ГК РФ, и нам есть немного счастья в перспективе, потому как суд вполне может изменить или расторгнуть явно невыгодный договор по требованию лузера (слабого контрагента).
Более того, как указано в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»: «… поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ». То бишь клиент сервиса, в случае несогласия с беспределом (примененными в отношении него договорными санкциями), может послать ко всем чертям (обосновать ничтожность этих условий договора со ссылкой на вышеуказанную судебную позицию). Не буду утверждать, что шансы великолепны, но они есть.
Перейдем к оценке правомерности беспредела (спорных положений договора).
Начнем с положений о «тройной ответственности», вокруг которых идет основной вой: само по себе трясти с лузера (возложение на должника) неустойки плюс убытки не противоречит закону. Увы. Ст. 394 ГК позволяет кредитору (компании) взыскать неустойку поверх всех убытков, если это прямо предусмотрено в договоре. Так что закон тут не нарушается.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен остаться при своих (быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом). Поэтому в убытки включают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (ст.15 ГК).
НО! Однако за некоторые штрафы можно и нужно побороться, если что. Даже если суд признает неустойки законными, это не лишает вас (заинтересованную сторону) требовать ее уменьшения, ссылаясь на правила ст. 333 ГК РФ. Эта статья вообще очень полезна для осмысления всем, кто видит в своих договорах драконовские санкции, потому как она о соразмерности реального ущерба и санкций.
В этой части суду нужно будет учесть разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в частности, о признаках очевидной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, и, в частности, что неустойка, как вид ответственности, должна быть связана с нарушением.
Ну и тут начинаем бороться, потому как, например, денежная компенсация за администрирование ответственности (п.5.28 договора) — явная несоразмерность. Как минимум спорно выглядят потери компании при получении штрафа с клиента, учитывая что деньги списываются с карты автоматически (безакцептно). Спорно также само пропорциональное возрастание компенсации в зависимости от размера списания, так как объем администрирования не должен сильно зависеть от размера штрафов. Клиенты же не платят компенсацию за заключение договора, хотя действия менеджеров компании по заключению тоже можно назвать «администрированием».
Вот сейчас главное, чтобы это не оказалось советом.
Отдельной песней выглядят условия о привлечении к оценке ущерба только эксперта, названного арендодателем. Что он там насчитает, мы все понимаем. Ровно про это же, положения п. 2.8.8 договора о том, что оценка попадания (правомерности наложенных административных штрафов за нарушение ПДД и величина ущерба) определяется исключительно по усмотрению компании-арендодателя. Эти положения кроме как адом (дискриминационными) назвать нельзя. Водитель-пользователь авто не может быть лишен прав и возможностей, предоставленных ему законом: права на обжалование (оспаривание) административных штрафов, участие в доказывании суммы ущерба. Свобода договора, на которую ссылается компания, не должна приводить к ущемлению правоспособности другой стороны. Еще более по-русски — если положения договора противоречат закону, то они пофиг. А по закону вы имеете право участвовать во всем, что определяет ваши будущие финансовые потери.
Дальше у нас идет п.5.7 договора, который посвящен всяким другим моментам, за которые вам придется отвечать в случае чего (основаниям ответственности клиента). В нормальной жизни (по общим правилам возмещения вреда), страдалец (причинитель) освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Вина и невиновность — важные понятия.
Невиновность означает, что он нормально обращается с машиной (при нормальной степени заботливости и осмотрительности, пользователь авто принял все меры для сохранения арендованной машины). Однако п.5.7 договора сказано, что вы попадаете на бабки, даже если вы не особо “при чем” (ответственность клиента за повреждения и другой вред авто даже «при случайности”, даже когда действия клиента во время “сессии аренды” не явились причиной наступления негативных последствий). Например, получается, что если автомобиль случайно угонят, когда вы вышли в магазин, то вы будете возмещать его стоимость. Но ведь невиновная ответственность за вред предусмотрена законом (ч.2 ст.1064), а не договором. Это еще один аргумент против “случайной” ответственности клиента.
Обобщаем.
Дисклеймер. В целом, на что клиент сервиса «Делимобиль» может рассчитывать в случае судебного спора с компанией — это вопрос не из легких. Дело в том, что абсолютно точно предсказать перспективу любого судебного спора нельзя никак. Но все же аргументация у нас есть:
1. Явно несоразмерные, “драконовские” санкции, которые по договору были “наложены” на потребителя, он может оспорить со ссылкой на специфику договора присоединения. Если следовать правилам Гражданского кодекса и позиции Верховного суда РФ о договоре присоединения, получается, что потребитель, как слабая сторона договора, вправе в свою защиту от несправедливых условий договора (например, нескольких видов штрафов за одно нарушение, явного несоответствия размера штрафа и суммы ущерба, причиненного компании и т.п.) говорить о недопустимости злоупотребления правом (ст.10 ГК РФ) или о ничтожности подобных договорных условий (ст.169 ГК РФ). Если суд признает доводы потребителя обоснованными, то откажет компании в части применения к арендатору авто этих положений договора.
2. Если даже суд согласится с законностью неустоек, это не лишает заинтересованную сторону права требовать ее уменьшения (по правилам ст. 333 ГК РФ). Например, есть в договоре так называемая денежная компенсации за администрирование ответственности (п.5.28 договора). Обоснование в пользу уменьшения этого штрафа (если не полное исключение) может быть таким: спорно выглядят потери компании при получении штрафа с клиента, учитывая безакцептное списание денег с его карты. Компания не оказывает положительную или удобную услугу для провинившегося клиента, списывая штраф. В результате можно попытаться добиться снижения или полного отказа во взыскании с клиента сервиса подобных штрафов.
3. Как утверждают клиенты сервиса, в случае ДТП документы об оценке ущерба, проведенной по инициативе «Делимобиля», на руки им не выдают. Здесь компания очевидно опирается на п.2.8.8 договора о привлечении к оценке ущерба только эксперта, названного арендодателем, о том, что оценка правомерности наложенных административных штрафов за нарушение ПДД и величина ущерба определяется исключительно по усмотрению компании-арендодателя. Здесь опять-таки клиент сервиса может выдвинуть против компании свои права как присоединившейся стороны и сослаться на недопустимость злоупотребления правом.
4. Если оспорить п.5.7 договора в части “объективного вменения“, т.е. возложения на клиента всех рисков угона и повреждения арендованного авто, то суд вполне возможно встанет на сторону пользователя и откажет компании во взыскании с арендатора этого ущерба и соответствующих штрафов.
Каршеринг Делимобиль изменил договор. Сумма холдирования, штрафы и другие изменения
Оператор внес изменения как в общий договор, так и в договор аренды. Рассматриваем самые важные изменения в договоре аренды авто.
По словам представителя компании, основные обновления связаны с повышением безопасности на дороге и уровнем ответственного вождения.
Штрафы (п. 9)
Теперь за езду со скоростью свыше 150 км/ч предусмотрен штраф в размере 15 тысяч рублей.
Повышение франшизы и ввод нового штрафа в Делимобиле объясняют заботой о безопасности:
«В рамках Президентской госпрограммы по безопасности на дорогах все транспортные сервисы и службы принимают меры по контролю безопасного вождения. Мы, как каршеринг, можем повлиять на это только экономическим путем. Поэтому для тех водителей, которые нарушают правила и провоцируют ДТП, введены дополнительные санкции – повышение франшизы и штрафа за нарушение скоростного режима (от 150 км/ч). Те, кто водит аккуратно, наоборот получают преференции и бонусы от компании в виде льготных тарифов, доступа к расширенному автопарку и другие промо-предложения»
Ульяна Смольская, PR-директор Делимобиля.
Делимобиль очень заинтересован в безопасности на дорогах. Оператор использует систему оценки стиля вождения в реальном времени и временно блокирует агрессивных водителей, а также поощряет тех, кто водит безопасно и аккуратно:
Как Делимобиль планирует поощрять аккуратных водителей и бороться с автохамством
Франшиза (п. 7.10)
Теперь франшиза при ДТП для автомобилей BMW, Mini Cooper, Nissan Qashqai, Kia Sportage, Mercedes увеличилась до 75 тысяч рублей. Также для всех моделей авто к размеру взыскания убытков добавили 25% от разницы между ущербом и суммой франшизы (в случае, если размер ущерба превышает размер франшизы).
То есть, теперь при ДТП на автомобилях BMW, Mini Cooper, Nissan Qashqai, Kia Sportage или Mercedes при сумме убытков и штрафов до 100 тысяч рублей пользователь будет обязан выплатить не более 75 тысяч рублей. При сумме убытков свыше 100 тысяч рублей — 75 тысяч рублей + 25% от разницы между суммой убытков и размером франшизы.
Для остальных моделей автомобилей размер франшизы составляет 50 тысяч рублей. При размере ущерба до 70 тысяч размер взыскания не будет превышать сумму франшизы. В противном случае пользователю придется выплатить 50 тысяч рублей + 25% от разницы между суммой убытков и размером франшизы.
При этом в случае серьезных нарушений ПДД пользователь будет обязан оплатить штрафы и возместить ущерб полностью.
Холдирование (п. 6.5)
Сумма холдирования у должников и новых пользователей сервиса теперь будет составлять 390 рублей. Напомним, Делимобиль ввел холдирование в октябре 2019 года. При отсутствии суммы холдирования на карте до начала аренды забронировать автомобиль невозможно.
«После пандемии выросла длительность аренды на один автомобиль, и, как следствие, сумма чека такой поездки. Поэтому сумма холдирования теперь составляет 390 рублей. В случае если сумма поездки меньше – разница будет возвращена на карту»
Холдирование средств перед поездкой используется в качестве гаранта того, что пользователь, проявивший себя как ненадежный, или еще не знакомый сервису, сможет оплатить поездку. Холдирование средств также используют Яндекс.Драйв и Lifcar, а также некоторые региональные каршеринги.
Суточная аренда (Приложение №3, п. 26)
Еще одно изменение коснулось суточной аренды: теперь во всех городах присутствия оператора по истечении суток аренды она автоматически продлится в поминутном режиме. Ранее по истечении суток аренду необходимо было завершать аренду.
«Теперь на вторые сутки включается поминутная аренда, что для многих наших клиентов является максимально удобным с учётом длительных маршрутов. Во многих городах на вторые сутки действуют выгодные промо-тарифы, по которым цена на аренду во второй день становится самой низкой из всех других возможных вариантов аренды (менее 1 рубля за минуту). Например, такое предложение действует на направлениях Краснодар, Геленджик»
Бонусы (п. 2.7)
Также оператор отменил возможность оплаты «Проездного» бонусами. Напомним, Делимобиль ввел опцию «Проездной» в декабре 2019 года. Пользователи могут купить «Проездной» на срок до 30 дней и получить одинаковую стоимость аренды для всех авто с фиксированной ценой минуты.
В компании рассказали, что возможность оплаты «Проездного» бонусами действовала только на период промо-запуска и должна была закончиться еще в феврале, однако из-за карантина эту возможность продлили до июля.
IPO «Делимобиля»: стоит ли инвестировать в сервис каршеринга
В начале ноября планируется IPO российского каршерингового сервиса «Делимобиль» (NYSE: DMOB) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Мы решили разобраться в бизнесе компании.
При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Это сервис каршеринга: пользователи платят за возможность использования автомобилей компании в течение короткого срока, от пары минут до суток. Бизнес компании, согласно ее регистрационному проспекту, делится на следующие сегменты:
Считаем выручку сегментов по результатам первого полугодия 2021, так как темпы роста выручки компании таковы, что результат 2021 грозит сильно превысить результат 2020
Курс о больших делах
«Делимобиль» работает в России, но планирует расширяться в направлении Чехии, Казахстана и Беларуси. Компания убыточная: в первом полугодии 2021 года итоговая маржа составила −21,7% от выручки. По итогам 2020 итоговая маржа составила −47,38%.
Аргументы в пользу компании
Рост, рост, рост! Разные красивые метрики у компании демонстрируют вполне стартаповские темпы роста. Это может привлечь в акции компании категорию инвесторов, которая надеется, что когда-нибудь из этого роста выйдет толк и компания станет прибыльной.
Вроде перспективно. Главные аргументы в пользу «Делимобиля» представлены в тесте Т—Ж про благосостояние граждан РФ. Вот основная информация оттуда:
Свой автомобиль в РФ не по карману большинству, поэтому такая схема аренды авто в РФ выглядит перспективно. Учитывая эти факты, ставка на каршеринг не выглядит бессмысленной.
ESG. Хотя с экономической точки зрения на этом направлении прибыльности, скорее всего, не будет, но «Делимобиль» можно рассматривать как аналог Uber: такой экономический эксперимент в условиях пауперизации.
Сейчас активно набирает популярность движение «ответственно го потребления» — с «Делимобилем» в РФ можно будет отточить концепцию общего использования такого статусного объекта, как автомобиль.
Это не значит, что «Делимобиль» выйдет на прибыль: может, он не выйдет на прибыль никогда, но велика вероятность, что компанию будут субсидировать различные фонды. Так, инвесторы накачали котировки Uber и Lyft притом, что обе компании безнадежно убыточные, — но их биржевой успех создал всей отрасли образ «перспективного направления», в нее пошли деньги, что позволило поддерживать ее на плаву.
Конечно, это спекулятивный фактор, но иногда расчет вполне оправдан, и «Делимобиль» может стать новым Uber.
Что может помешать
Компания стоит слишком дорого. В проспекте есть такие оценки рынка компании: рынок каршеринга в РФ в 2020 году составлял около 22,6 млрд рублей в год, кумулятивные темпы роста до 2025 года там ожидаются на уровне примерно 10% в год.
Если ориентироваться на нижний предел капитализации «Делимобиля» в 0,7 млрд долларов, то в пересчете на рубли она составит 48,686 млрд рублей — в 2 с лишним раза больше ее целевого рынка, где «Делимобиль» далеко не единственный игрок.
На этом рынке есть другие компании — и все они убыточны. В Москве, например, «Делимобиль» вынужден конкурировать с «Яндексом», у которого очень глубокие карманы. И нет причин считать, что это скоро изменится: смысл каршеринга в экономии. Любое повышение цен сделает каршеринг гораздо менее выгодным для потребителя, что скажется на росте сервиса.
Прописка. Компания, по сути, российская, несмотря на то, что материнская компания зарегистрирована в Люксембурге, — и это создает проблемы.
На акции компании в Америке может не быть достаточного спроса просто потому, что она российская. РФ в США не любят, и вполне возможно, что акции будут дискриминировать. Например, акции компаний из КНР еще до летней волны регулирования технологического сектора в Китае стоили на американской бирже ощутимо дешевле американских аналогов — а ведь у РФ нет даже образа интенсивно развивающейся крупной экономики.
«Убыточный каршеринговый сервис из мрачной восточноевропейской страны с большими политическими рисками и в целом плохим имиджем в Америке» — ну такое себе описание. По данным соцопросов, например, Россию в США не любят.
Вся выручка у компании в рублях. Памятуя о том, сколь ненадежная валюта рубль, можно уже сейчас беспокоиться о квартальной отчетности в случае удешевления рубля. В общем выручка у компании в рублях может вырасти, но если рубль будет падать — а он часто падает, — то западные инвесторы будут распродавать эти акции.
Приехали не туда. В России растут цены как на новые автомобили, так и на старые — а все потому, что в мире большие проблемы с производством автомобилей. И нет причин считать, что это скоро изменится.
Дефицит машин в США, да и в мире, будет подстегивать рост цен на машины в РФ: импортировать машины из США в РФ стало дороже, потому как в США на вторичном рынке вырос спрос.
Единственный светлый момент тут заключается в том, что большая часть автопарка у «Делимобиля» — это VW Polo и Hyundai Solaris, которые в США не встречаются. Но даже эти машины станут дороже внутри РФ как из-за роста стоимости важных компонентов, так и из-за роста спроса на эти машины внутри РФ.
Поэтому проблема с доступностью автомобилей в мире означает проблемы с их доступностью внутри РФ. Для «Делимобиля» это будет означать рост стоимости авто и компонентов, а для убыточной компании это беда.