договор time and material что это
Договорные модели разработки ПО
Как юристы в сфере ИТ, мы готовим договоры на создание ПО как для разработчиков, так и для заказчиков. В договоре необходимо учесть особенности различных моделей разработки ПО, выделить возникающие в связи с этим риски клиента и постараться их нивелировать.
Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные условия заказной разработки ПО с точки зрения распределения рисков между заказчиком и исполнителем и дадим рекомендации по их снижению на уровне договора.
Любая из указанных ниже моделей разработки ПО может быть реализована на базе нашего рамочного договора с приложениями в соответствующей модификации.
1. Договор с фиксированной ценой (Fixed Price)
Условия применения. Применяется в стандартных проектах с понятными решениями и требованиями, поддающимися детализации. Требования к результату выносятся в отдельное техническое задание. Фиксируются сроки выполнения работ и их стоимость.
Преимущества для заказчика. Понятный бюджет при определенных требованиях к результату.
Риски заказчика. Сложность изменения требований к продукту в процессе его разработки. В результате такие условия плохо подходят к разработке нестандартного ПО и сложных систем.
Способ снижения рисков.
Включите в Договор на разработку ПО следующие условия:
1) поэтапная приемка работ;
2) оплата за принятый этап;
3) отказ от продолжения работ без финансовых санкций.
В таком случае заказчик сможет на любом этапе поставить исполнителя перед выбором продолжить работу на изменившихся условиях или выйти из проекта, сократив издержки.
Преимущества для исполнителя. Возможны в случае наличия готового решения, не требующего существенной доработки.
Риски исполнителя. Риск отказа от оплаты по завершении работ или превышения фактических усилий на разработку над ценой проекта.
1. Заказчик может отказаться от приемки результатов работ в связи с их реальным или «мнимым» несоответствием требованиям технического задания. Такой вариант может быть использован заказчиком для снижения стоимости выполненных работ или списания затрат по проекту, утратившему для него ценность к моменту завершения.
Способ снижения риска.
Включите в договор комбинацию условий:
1) максимально возможная предоплата;
2) поэтапная приемка работ;
3) невозможность отказа заказчика от договора без финансовых санкций.
По завершении каждого этапа составляйте отчетную документацию и фиксируйте приемку результатов заказчиком. Желательно оформлять поэтапную приемку подписанием двустороннего акта. Такой вариант предоставляет максимальные гарантии. Но можно договориться и о предоставлении в электронной форме одностороннего отчета, который должен быть рассмотрен заказчиком в течение установленного срока. Молчание приравнять к согласию с отчетом. Главное правильно описать в договоре процедуру приемки и ее юридические последствия.
2. Реализация проекта может занять больше времени по обстоятельствам, зависящим от любой из сторон
Рекомендации по снижению рисков. Постарайтесь с максимальной ответственностью подойти к разработке технического задания. Укажите в нем участки работ, за которые отвечает заказчик или привлекаемые им третьи лица. Опишите жесткие требования к оборудованию, программным и информационным системам, под которые разрабатывается ПО. Включите в договор условия о выполнении новых требований к ПО за дополнительную плату. Обязанность доказывания соответствия требований техническому заданию возложите на заказчика.
2. Договор с условием оплаты по факту (Time & Materials)
Условия применения. Объем работ не может быть в достаточной мере определен заранее. Работы выполняются на основе отдельных заданий. Задания даются на короткий отрезок времени. При этом заказчик полагается на профессиональный уровень исполнителя.
Преимущества для заказчика. Привлечение профессиональной команды или специалистов на отдельные участки работ. Гибкое изменение требований к продукту. Оплата только фактически выполненных работ.
Риски заказчика. На этапе налаживания взаимодействия с заказчиком итоговая стоимость работ может превысить ожидания.
Способы снижения. В приложении к договору необходимо детализировать расценки на работы отдельных специалистов исполнителя. Включить в договор условия о порядке постановки задачи, включающем ее предварительную оценку исполнителем.
Преимущества для исполнителя. Полная оплата времени, фактически затраченного на выполнение задачи.
Риски исполнителя. Задачи ставятся на короткий период, поэтому не фиксируются в виде отдельных технических заданий, спецификаций или приложений к договору. Постановка и приемка задач выполняется с использованием электронной почты или систем управления проектами.
Способы минимизации. Необходимо дополнить договор разделом об электронном документообороте с использованием простой электронной подписи. В этом случае разработчик снимет массу вопросов заказчика по содержанию задачи, соответствию результата и адекватному биллингу.
3. Абонентский договор
Условия применения. Используется при найме профессиональной команды или узкого специалиста для решения неспецифичных задач заказчика на длительной основе. Предполагается высокий уровень доверия исполнителю.
В наших реалиях абонентский договор часто используется внутри группы компаний при выделении IT-инфраструктуры или команды разработчиков в отдельную организацию для оптимизации налогообложения или бизнес-процессов.
Преимущества для заказчика. Возможность постановки любых задач в рамках компетенции исполнителя, быстрое изменение требований к результатам за фиксированную стоимость.
В группе компаний используется для получения льгот по страховым взносам с фонда оплаты труда разработчиков.
Риски заказчика. Неполная загрузка исполнителя и, как следствие, переплата в сравнении с работой по схеме Time&Materials.
При использовании абонентского договора для оптимизации внутри холдинга главным риском являются:
1) чрезмерная простота договора, как свидетельство притворной сделки.
2) неполная и несвоевременная фиксация работ, выполненных по договору.
Помните, что несоответствие условий договора обычной деловой практике в отношениях между независимыми лицами может свидетельствовать о притворности сделки в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Аналогичный вывод можно сделать и на основе анализа документального оформления взаимодействия сторон.
Способ снижения риска. Включите в договор условие о возможности пересмотра суммы абонентской платы по итогам нескольких отчетных периодов. Можно предусмотреть упрощенный порядок изменения стоимости услуг по результатам уведомления исполнителя за определенный срок.
Для устранения налоговых рисков необходимо предусмотреть порядок отчетности с детализацией по выполненным работам в отчетном периоде.
Преимущества для исполнителя. Исполнитель обеспечен стабильным финансированием на период действия договора.
Риски исполнителя. Превышения объема фактических работ над ожидаемым с учетом согласованного размера абонентской платы.
Способ устранения риска. Установит ограничение на объем работ, выполняемых за абонентскую плату. При превышении установленного лимита предусмотреть оплату превышения по фиксированной ставке либо отдельное согласование стоимости работ сверх лимита.
Проверьте свой договор. Достаточно ли эффективно в нем распределены риски с учетом выбранной модели разработки ПО?
Разработка ПО по договору Time&Material: риски и преимущества
Руководитель студии по разработке мобильных приложений Winfox Мухамедьянов Рустам, о том как работать по договору Time&Material
Правильное построение взаимоотношений между заказчиком и исполнителем это половина успеха разработки. Подходящий для проекта тип контракта помогает минимизировать риски и увеличить шансы на положительный результат для обеих сторон: клиента и компании-разработчика. Давайте рассмотрим одну из моделей ценообразования в аутсорсинге – работу по договору Time&Material.
При упоминании Time and Material часто возникает вопрос: «Почему бы подрядчику не потянуть резину чтобы получить побольше денег?». На деле это вопрос доверия. Этот способ ценообразования позволяет исполнителю гибко настроить процесс разработки, не огораживаясь доп. костами от рисков и не возводя преград в виде строгих ТЗ перед заказчиком. Хороший исполнитель заинтересован в правильном результате и старается сохранять процессы прозрачными.
Это хороший подход когда качество продукта для клиента на первом месте и не вызывает беспокойства мысль, что может быть потрачено больше ресурсов, чем планировалось. Однако для минимизации рисков, при составлении договора по модели Time and Material, надо детализировать план разработки ПО и обсудить сроки выполнения этапов и всего цикла разработки.
T&M это модель работы, при которой оплачивается не результат, а время исполнителя. Например, вы платите не за разработку и внедрение программы управления предприятием, а за человеко-часы, потраченные сотрудниками исполнителя на разработку. Но что означает Time&Material на самом деле? Западный опыт работы по Time & Material подразумевает, что заказчик оплачивает услуги исполнителя, на основе человеко-часов, дополнительно возмещая затраты на используемые материалы.
В российской практике существуют договор подряда и договор возмездного оказания услуг. По договору подряда работа, которую выполняет подрядчик, должна быть воплощена в материальный результат, в то время как по договору возмездного оказания услуг предметом является именно процесс, который и оплачивается заказчиком.
Договор Time and Material имеет ряд особенностей:
Положительное отношение к изменениям со стороны исполнителя. Этот подход хорошо дисциплинирует заказчика и стимулирует более обдуманно планировать и проектировать проект;
Максимальная гибкость. Клиент может позволить себе делать что угодно в каких угодно объемах. Вносить изменения можно с большей скоростью;
Первое опасение возникающее у потенциального клиента – компания разработчик может раздуть время и бюджет проекта до бесконечности. Для того чтобы снять это опасение давайте рассмотрим как работают компании по модели T&M.
T&M хорошо применять там где невозможно определить полный объем работы или сроки их реализации. Для каких типов проектов рекомендуется модель T&M?
1. Проект находится на стадии тестирования, технического обслуживания или доработок. Для выполнения отдельных блоков работ T&M – очень удобный вариант. Каждую стадию можно описать в подробных ТЗ, особенно когда готова вся документация по проекту.
2. Проекты, срок разработки которых занимают до 6 месяцев, на команду от 5 человек и требуют наличия технической документации. Модель «Оплата по факту» позволяет исполнителю подстраиваться под желания клиента и требования рынка, поэтому четкие спецификации, хоть и нужные, могут отсутствовать на первых порах. Тогда документация будет писаться в ходе работы или станет первой задачей в рамках проекта.
3. Крупные проекты, которые требуют команды от 25 человек, со сроками разработки от года. В связи с большими объемами и долгим временем разработки, предварительные спецификации будут фрагментированы и могут занимать тысячи страниц, которые будут корректироваться по ходу разработки.
Концепция договора Time&Material предполагает, что вы платите, после выполнения работ по заранее определенному плану. Этапы разработки определяются в начале сотрудничества. Вот как это работает в Winfox:
Результатом работы в конкретном периоде может служить как рабочий прототип, релизная версия, так и полноценный билд ПО. Разделение на этапы в модели T&M имеет общие черты с итерациями в Scrum, поэтому оплата по факту нередко сочетается с гибкими методологиями разработки.
При таком подходе подрядчик не сможет раздуть проект, ведь заказчик оплачивает трудозатраты на основе почасовых ставок всех членов команды. Оплата обычно производится поэтапно, в зависимости от оговоренных с подрядчиком условий, например, за установленный период спринта, ежемесячно и т. д.
Подобная модель на практике невозможна без хорошей системы планирования задач и мониторинга их выполнения. Для этого можно использовать такие системы, как JIRA, Redmine или Basecamp.
Сбалансированная команда. Заказчик имеет право определить количественный состав и квалификацию членов команды совместно с менеджером проекта со стороны подрядчика.
Прозрачная разработка и результат. Клиент максимально вовлечен в проект, имея доступ к системам управления задачами и учета трудозатрат. Разбивая проект на этапы и имея договоренности о промежуточных результатах клиент получает работающие промежуточные версии с законченным функционалом. Это исключает неприятные сюрпризы в случае многомесячной разработки без обратной связи с заказчиком или дискоммуникации.
Недобросовестные подрядчики. Всегда есть риск столкнуться с недобросовестной компанией, которая будет завышать реальные трудозатраты с целью получения прибыли. Поэтому нужно очень тщательно подходить к выбору исполнителя и планированию разработки проекта.
Мы рекомендуем заказчикам, которым хотят реализовать крупный долгосрочный проект, не рисковать и выбирать гибкую модель разработки и оплаты — Agile и Time&Material. Обычно на старте разработки крупных проектов заказчики редко имеют точное представление о всём необходимом функционале. Однако по мере развития проекта, мы вместе с вами глубже вникаем в задачи — так появляются новые идеи и улучшения. Time and Materials в таком случае очень удобен — вы можете вносить корректировки непосредственно в ходе работ.
Постоянная коммуникация и обсуждение всех деталей помогут вам создать проект, который будет эффективно решать задачи вашей компании и иметь перспективу для дальнейшего развития.
Почему компании работают по схеме Time and Materials: оплате человеко-часов
Агентство RocketSales перешло на схему оплаты по человеко-часам. Рассказывают, почему считают, что это выгодно и им, и клиентам. Получился ликбез о Time and Materials.
Мы предпочитаем работать с высокой степенью ответственности, поставлять клиентам «CRM под ключ» и обеспечивать полное сопровождение системы.
Составлять сметы для эксклюзивного проекта, на который тратится только временной ресурс команды, — заведомо ошибочно.
Наш опыт показывает, что люди не могут адекватно оценить, сколько времени потребуется на новый уникальный проект со сложными системными правками и длинным процессом разработки. Если попытаться оценить такую работу заранее, то одной из сторон (а чаще обеим) она станет невыгодна.
Схема Time and Materials подразумевает оплату за фактически отработанные исполнителем часы и другие затраченные на проект ресурсы.
Это напоминает ситуацию, когда вы задумали ремонт, но ещё не понимаете, что хотите получить в итоге. Чтобы не нанимать бригаду строителей «под ключ», вы платите только за выполненный объём работы определённым исполнителям, лично и постоянно контролируя процесс.
RocketSales занимается внедрением CRM-систем, разработкой и интеграциями с различными ИТ-решениями. Буквально в конце прошлого года мы поняли, что для повышения рентабельности нужно либо ещё поднять цены и заложить больше рисков по индивидуальным проектам, либо переходить на человеко-часы, потраченные на проект заказчика.
Как продвинуть банк в регионах?
Основная проблема — перегретый аукцион. Но если грамотно выбрать соцсеть, формат и настройки таргетинга, всё получится.
Мы уверены, что переход с проектной работы на Time and Materials позволит сэкономить время нашей команды и деньги наших клиентов.
Если объяснить просто
Когда вы устанавливаете какое-то программное обеспечение, это ничего не стоит. Не станете же вы платить за время, потраченное за установку ПО самому себе.
Другая ситуация: если нужны услуги по настройке программного обеспечения. В этом случае вы без вопросов готовы заплатить 2500 рублей за час работы специалиста, в стоимость которого входит его опыт и профессионализм, накопленные за долгие годы работы в известной компании.
Аналогичная ситуация в работе по схеме Time and Materials.
Если объяснять сложно
В модели Time and Materials заказчик платит не за объём работ, а за человеко-часы, потраченные командой на проект.
Эта схема удобнее, когда сложно заранее определить всю полноту и сроки выполнения работ.
Почему Time and Materials выгоднее для наших клиентов
Понятность, прозрачность, стабильность. Эта схема поможет заказчику сэкономить до 30% бюджета, так как проект делится на короткие и прозрачные этапы. Клиент держит руку на пульсе, управляет задачами и получает отчёты в режиме 24/7, находясь на постоянной связи с исполнителем.
Делегирование. Клиент общается с менеджером проекта и обсуждает с ним ключевые требования, а менеджер распределяет задачи внутри команды и контролирует их выполнение.
Финансовое планирование. Клиент выбирает сам, в какой очерёдности будут выполнены новые задачи по проекту или отказывается от тех, которые потеряли актуальность — не переплачивая за них. Платежи можно разбивать по месяцам (по мере необходимости и финансовой возможности) — вместо единоразовых платежей за весь проект.
Команда мечты. Заказчик имеет право определить количественный состав и квалификацию членов команды подрядчика самостоятельно. Над проектом могут одновременно работать сразу несколько специалистов разного профиля (аналитики, маркетологи, разработчики, менеджеры проектов, технические специалисты).
Почему Time and Materials выгоднее для команды исполнителя
Клиент мечты (мы хотим любить своих клиентов). Работая по Time and Materials, исполнитель контролирует, сколько времени тот или иной сотрудник потратил на проект. У исполнителя нет задачи закрыть проект как можно скорее, а наоборот — есть задача учесть как можно больше пожеланий заказчика и сделать проект максимально качественно.
Дёшево и качественно. По Time and Materials удобно делать большие проекты, которые необходимо постоянно адаптировать под новые требования клиента. Цена каждого блока работ рассматривается отдельно, что актуальнее, чем работа по составленному несколько месяцев назад техническому заданию.
Делаем только то, что говорят. Подрядчик предоставляет ресурсы, которые делают то, что сказал заказчик. Бюджета нет, есть почасовой платёж на покрытие стоимости работы команды по проекту.
Продаём свой опыт и отчитываемся только за выполненную работу. За час вы можете купить опыт человека, который он получал годами, а мы дадим отчёт — сколько времени этот сотрудник потратил.
Если Time and Materials это так выгодно, почему не все работают по этой схеме?
Не понимают, насколько это выгодно. Далеко не все наши клиенты понимают, сколько стоит час работы высококвалифицированного разработчика. Иногда они ориентируются на прайсы фрилансеров.
Не объясняют, почему это выгодно. В то же время многие компании-разработчики, работая по проектной схеме, не включают управление и сопровождение в состав и финальную стоимость работ.
Не все способны так работать. Чтобы получить систему, способную давать прозрачные отчёты по времени, израсходованному на каждый проект, нам пришлось полностью пересмотреть все процессы внутри компании. Также была проведена большая работа, чтобы сотрудники привыкли работать по схеме, в которой им нужно отчитываться за каждую рабочую минуту.
Переходя на Time and Materials, исполнитель не отказывается от проектной работы
Мы не отказываемся от работы по проектной схеме, но теперь разделяем виды услуг для заказчика.
Две основные схемы:
В проектной схеме в работу включены «риски». Если бюджет рисков уже исчерпан — исполнитель резюмирует «невозможно выполнить» проект. В лучшем случае заказчик будет платить за продолжение работ по завышенной ставке, в которую подрядчик изначально заложил «риски».
При Time and Materials исполнитель найдёт все возможные пути решения проблемы, даже если на это потребуется дополнительный бюджет, неучтённый при изначальной оценке проекта. В данной схеме заказчик видит реальную стоимость часа, которая не изменится, если проект выходит за рамки бюджета.
Как это устроено у нас: сколько стоит работа по схеме Time and Materials
Мы установили стоимость часа работы нашего специалиста — от 2500 рублей. Мы можем потратить несколько часов бесплатно на предпродажу, для оценки того, что вы хотите получить, но после определённого этапа начнём брать деньги даже за пятиминутный телефонный разговор специалиста. Правило простое: если мы делаем что-то в рамках вашего проекта, вы за это платите.
Это дорого или нет?
Вспомните о других подрядчиках, которые тратили ваше время и деньги, но результат оказался не таким, каким вы его ожидали.
Да, 2500 рублей в час кажутся большой суммой, но за час работы бизнес-аналитика Ernst&Young вы заплатите 50 000 рублей.
Как рассчитывается стоимость часа
Не думайте, что у нас каждый сотрудник зарабатывают от 2500 рублей в час.
Стоимость часа рассчитывается следующим образом:
Разница между ними и есть прибыль, из которой компания финансирует своё развитие.
По данным Росстата, производственное КПД сотрудника в России не превышает 75% (это примерно 6 часов из 8-часового рабочего дня).
80 000 / 75% * 100% = 106 000 рублей — реальная себестоимость сотрудника в месяц.
При 30-часовой эффективной рабочей неделе (5 дней в неделю по 6 часов) = 120 часов в месяц, которые мы можем предложить клиенту (да — мы продаём только эффективное время сотрудников).
Получаем: 106 000 / 120 = 890 рублей в час.
Плюсуем к этой сумме расходы на продажи, бухгалтерию, амортизацию компьютеров, аренду офиса, хоз.нужды, оплату сервера, где хранятся наши разработки, расходы на рекламу, маркетинг, управление, обучение персонала, финансовые риски и наценку компании, в итоге легко получаем искомые 2 500 рублей в час.
Заказчик платит за «чистый час» сотрудника — без перерывов, планёрок и прочих вещей, отвлекающих от работы над проектом.
Наши цены вполне конкурентны — они средние по рынку, но надо понимать, что стоимость часа может варьироваться — если это разработчик-junior или начинающий специалист-стажёр, то это 1500 рублей, если это топовый разработчик или аналитик, то час может стоить и 7000 рублей. Также если проект долгосрочный (более 1 месяца) — то у нас предусмотрены скидки за объём работ.
Вы всё сделаете за 5 минут, а я должен буду платить за час?
На самом деле, всё не так просто. Сейчас объясним, почему:
Почему работа по Time and Materials через подрядчика выгоднее, чем собственные сотрудники в штате
Сотрудник в штате обходится примерно в два раза дешевле, так как в его стоимость не заложена прибыль нашей компании и коммерческие расходы (на маркетинг и продажи).
За один час сотрудники исполнителя сделают то, на что штатному сотруднику потребуется три часа и более, в итоге работа с подрядчиком всё равно остаётся более выгодной.
Сотрудник в штате обходится клиенту дешевле, но:
Time and Materials выгоднее, потому что:
Работа по договору Time & Material: в чём суть подхода и в каких ситуациях его лучше всего применять
Меня зовут Ксения Попенкова, я юрист red_mad_robot. Хочу рассказать про модель работы Time & Material: чем она отличается от обычного договора и для каких компаний и проектов подходит.
Статья полезна для тех, кто мало знаком с этой схемой и для тех, кто хотел бы работать по такому договору, но коллеги против подхода. Прежде чем перейти к плюсам, минусам и советам, давайте немного разберёмся.
Работа над цифровым проектом: ожидание и реальность
Если представить «идеальный» процесс работы, то наверное, он будет выглядеть как-то так:
Утверждение технического задания.
Согласование и подписание договора.
Приемка работ и оплата.
Но в реальности редко, когда всё идет по плану, особенно когда речь идет о цифровых продуктах. По сути есть отправная точка и желаемый результат, а вот исполнитель должен выработать путь, как к нему прийти. Для этого нужны эксперты, которые всё изучат, проанализируют, сформируют команду из нужных специалистов, придумают решение и проконтролируют работу.
Одновременно нужно представлять промежуточные итоги, сверять курс и менять его, если вдруг что-то пошло не так или стало понятно, что нужно добавить еще полезных фичей. Но если конкретные работы уже утверждены в договоре, потребуется время, чтобы согласовать и зафиксировать все доработки. И так каждый раз, когда что-то меняется.
Кроме того, на над проектами часто работают долго: это может быть и полгода, и год, а затем продукт несколько лет находится на поддержке. За это время могут измениться технические условия и тренды, и оконченный проект уже не будет отвечать потребностям клиента.
Например, сейчас во многих банковских приложениях можно не вводить вручную номер карты, а просто ее сфотографировать. А несколько лет назад это была редкая функция. Проблем можно избежать, если на уровне заключения договора организовать работу над проектом более гибким способом.
Что такое Time & Material
Time & Material — дословно «время и материалы» (материалы как объекты интеллектуальной деятельности, созданные во время работы над проектом), подход, при котором проект оформляется не на фиксированный результат работ и ее стоимость соответственно, а часы работы занятых на проекте специалистов и их наработки за это время.
Изначально эту схему применяли консалтинговые и аудиторские компании, а сегодня она перешла и в ИТ-сферу.
Такая модель подходит для проектов, в которых нужно разрабатывать индивидуальные решения. По сути это все случаи, когда клиент просит что-то из серии «современного и удобного мобильного приложения», «хочу чтобы вау, но не до конца знаю, как именно», либо когда продукт инновационный, все идеи с нуля, поэтому требуются исследования для определения оптимального результата.
Если упростить, работа над проектом по Time & Material у нас в red_mad_robot выглядит так: клиент приходит с запросом, мы оцениваем, обсуждаем задачу и заключаем договор.
Договор рамочный, что позволяет менять курс/дополнять задание прямо в процессе. Это нужно как раз на случай, если потребуется добавить новую фичу или пересмотреть решение.
После этого формируем команду, к которой на разных этапах присоединяются нужные специалисты: аналитики, дизайнеры, разработчики и другие. Дальше по мере необходимости, например, раз в месяц/квартал, мы создаем «заказ», где указываем план работ, прогнозируемое количество часов, которое нужно специалистам, а ещё их стоимость.
По окончании периода предоставляем клиенту отчёт о проведенной работе, фактическое количество потраченных часов и итоговую стоимость. Обычно расхождение между прогнозом и фактом составляет не больше 20%. Если всё в порядке подписываем акт и рассчитываемся. И так каждый месяц.
Если клиенту достаточно достигнутого результата и он хочет приостановить работу, то новые заказы просто не создаются. Но в будущем работы по договору можно возобновить. Это удобно: не нужно заново проходить все круги согласования на сторонах клиета и исполнителя.
Почему не всегда подходит Fixed Price
Обычно на этапе согласования к нему меньше вопросов, ведь сразу понятно, что конкретно будут делать и сколько это будет стоить. По сути схема работы по Fixed Price близка к тому «идеальному» процессу, о котором шла речь в начале.
Эта модель отлично подходит для проектов, где есть четкое понимание результата, которого нужно добиться. И это всё закреплено в подробном техзадании. Для проектов, где нет сомнений в том какой результат нужен и есть четкое осмысленное тз, конечно, больше подходит именно Fixed Price.
Особенно если они небольшие и непродолжительные по времени.Также Fixed Price лучше использовать при работе с тендерами (как государственными, так и частными). Но в задачах, где нужно «исследовать проблему» и искать индивидуальное решение, модель работы по Fixed Price может навредить. Вот почему:
Сложно оценить на старте. Если речь идет о цифровых проектах, сначала нужно разобраться в ситуации и только потом предпринимать какие-то действия. Именно для этого и нанимают экспертов из ИТ-сферы. Но всё равно, в новых для рынка продуктах сложно правильно оценить объем работ и их стоимость.
Трудно составить техзадание. В нём может быть описано решение, которое на момент составления было актуальным — учитывало последние обновления программ и текущую ситуацию.
Но цифровые проекты обычно длительные, и за время работы над ними могут выпустить новые релизы (программ). При этом исполнитель все равно обязан следовать подписанному техзаданию, либо вносить изменения в договор. В этом плане договор Time & Material более гибкий. По мере необходимости можно уточнять задачу и действовать в зависимости от новых тенденций.
Если такая компания заключает договор с фиксированной стоимостью, она в любом случае получит результат и заплатит за него. Даже если в итоге придет к выводу, что на самом деле мобильное приложение не нужно. Подход Time & Material позволяет понять это раньше — например, через месяц, — заплатить за него и больше не тратить на этот проект ни времени, ни денег.
Главная информация о них обобщена в таблице:
Так как узнать, чем заняты специалисты
Больше всего заказчики опасаются, что они будут оплачивать сам процесс работы, а ожидают результат. Поэтому бывает возникает желание контролировать процесс.
Для этого есть несколько инструментов:
Заказы и регулярные отчеты. Перед началом каждого отчетного периода с заказчиками согласуется перечень работ, а после их выполнения предоставляется отчет.
Информация о процессе и результатах работ. Например, у нас это прописано в договоре. Заказчик может интересоваться ходом работы над проектом, ему все подробно расскажут.
Регулярные встречи с клиентом. При разработке цифровых проектов, как правило, коммуникация с клиентом почти ежедневная. Проводится регулярная демонстрация промежуточных результатов, тем самым клиент видит его, не только в отчётах, но и по факту выполненных работ.
Что делать, если кто-то из коллег против
По опыту: против работы по принципу Time & Material могут выступать сотрудники со стороны заказчика, например, финансовые специалисты или юристы. Причины могут быть разными, например, головная компания никогда такой договор не согласует в виду нетиповой формы или необходимости вписаться в бюджет — это часто бывает у компаний с госучастием.
Что можно сделать в такой ситуации:
Заручиться поддержкой заинтересованных лиц со стороны клиента. Обычно технический директор или руководитель проекта знают о подходе и Time & Material и готовы его применять. Если есть потребность внутри, юристы или другие согласующие договор помогают найти выход, который устроит всех.
Сделать общий созвон с юристами заказчика и исполнителя. Например, мы регулярно отвечаем на вопросы коллег и объясняем, как работаем с такими видами договоров.
Привести примеры. Если вы знаете тех, кто уже работал по Time & Material, можно об этом рассказать. Возможно, это даст понимание, что подход используется на практике и уже зарекомендовал себя.
Договорные способы снизить риски клиента
1. Ограничить бюджет. Если главное опасение клиента, что он выйдет за пределы бюджета, можно сделать в договоре оговорку, что при превышении определенной суммы, работы прекращаются.
«Максимальная сумма Вознаграждения Исполнителя за выполнение Работ по настоящему Договору составляет сумму в размере ____ руб. В случае, если в процессе выполнения Работ, по оценке Исполнителя, объем человеко-часов специалистов Исполнителя превысит согласованный Сторонами размер максимальной суммы Вознаграждения, то Исполнитель обязан приостановить выполнение Работ и уведомить об этом Заказчика.
После уведомления Исполнителем Заказчика Заказчик вправе согласовать предложенные Исполнителем изменения в Работах и/или новую максимальную сумму Вознаграждения либо отказаться от дальнейшего исполнения настоящего Приложения при условии оплаты Исполнителю вознаграждения за выполненную часть Работы согласно его отчетам».
2. Обозначить допустимое расхождение часов работы. Можно в договоре сразу прописать, что количество часов работы в заказе и отчете не может превышать, например, 20%. Так будет проще планировать расходы на месяц. «Максимальное превышение запланированного в Заказе времени составляет 20%».
В общем, способы договориться всегда есть. Главное — обсуждать.
Резюме
Time & Material — подход, при котором заказчик оплачивает не фиксированную стоимость услуг, а часы работы занятых на проекте специалистов.
Модель Time & Material подходит для проектов, где нужен гибкий подход к работе. Обычно это сложные проекты, в которых заказчик и исполнитель взаимодействуют как партнеры и вместе ищут решение задачи.
При подходе Time & Material бэклог закрепляется в заказе в начале отчетного периода, а в конце — сдается отчет заказчику, в котором указан результат.
Если клиент хочет приостановить работы или ему достаточно достигнутого результата, новые заказы не создаются. При этом в будущем работы по договору Time & Material можно возобновить, если его сроки это позволяют.
Если результат работы понятен с самого начала и есть подробное техзадание, лучше работать по договору Fixed Price.