Доказать что текст рассуждение

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

Заключение

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания.

Это текст повествования с элементами описания.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Рассуждение как особый тип речи

Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.

Типы речи в тексте

Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:

В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.

Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?

Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.

Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?

Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.

Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.

В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.

Что такое рассуждение

Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.

Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.

Композиционная структура рассуждения

Схема текста-рассуждения следующая:

Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.

Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.

Языковые средства рассуждения

Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:

Часто встречаются предлоги и союзы:

Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.

Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.

Лексика обычно используется абстрактная.

Виды доказательств в рассуждении

Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.

Пример текста-рассуждения

Как распознать ложь?

Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.

Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.

Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…

А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.

Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!

Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)

Источник

«Строение текста типа рассуждения-доказательства».

урока развития речи

«Строение текста типа рассуждения-доказательства».

Петрова Надежда Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

урок развития речи. Предложенный конспект урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.

Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомиться со структурой текста рассуждения.

— научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;

— научить включать в рассуждение специальные слова;

— формировать навыки в составлении текста-рассуждения.

— содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.

— прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

(настрой на плодотворную работу)

— Здравствуйте. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение? (Дети слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)

Цель: воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

– Мы с вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Что вам известно о повествовании?

(В повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего используются глаголы.)

– Каковы особенности описания?

– Каковы особенности рассуждения?

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-Вы узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.

( Дети отвечают на вопросы, работают с текстами.)

Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение.

— Догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?

— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему? (На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом совместной работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.

Что такое рассуждение?

Я предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова «рассуждение». Выясняем, что слово многозначное:

1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.

— Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

(Ученики приходят к пониманию понятия «рассуждение», обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы, отличительные черты, отвечают на вопросы.

4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
Можем еще раз повторить, какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

А эта структура какого типа текста?

В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Что такое доказательства?

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, я рекомендую использовать слова-подсказки. Давайте их зачитаем.

для тезиса : мне кажется, я считаю, на мой взгляд;

для введения доказательств : кроме того, во-первых, одна из причин, к примеру;

для выводов : вот почему, таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.

Следует запомнить, что эти слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.

Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.

Вы так много рассуждали

Вы, наверное, устали?

Я прошу всех дружно встать

И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)

Мой сосед такой бо-о-о-льшой!

Поднимает вес любой!

Во-вторых, он любит драться,

Рожи корчить, улыбаться.

И за парту в миг усесться

(Дети изучают заметку, обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

№ 573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.

Источник

Рассуждение-доказательство, объяснение

Рассуждать – значит доказывать

Рассуждение – доказательство представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.

Рассуждение – доказательство имеет модель, по которой надо выстраивать свои мысли: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – вывод (ы).

Рассуждение – объяснение не нуждается в доказательстве истинности или ложности тезиса, так как главное утверждение истинно. Главной задачей в рассуждении-объяснении является раскрытие содержания тезиса.

Запомни следующие правила при создании текстов-рассуждений (доказательство, объяснение):

1) Экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

2) В доказательстве правомерным является вопрос «почему?», а после тезиса в объяснении этот же вопрос является неуместным.

Этот горький вопрос мне не раз приходилось слышать от лингвистов самых разных возрастов и интересов. Он не случаен. В наш век спутников и атомных электростанций, антарктических зимовок и большой химии наша специальность кажется какой-то лишней, мало нужной.

Наука это не только знание человека об окружающем его мире. Это и знание человека о самом себе.

Он борется, изобретает, строит. Он стирает с лица Земли все формы угнетения. Он обеспечивает себе постоянный кусок хлеба. Он узнает все больше и больше о мире, в котором он живет, чтобы суметь использовать для своего блага – блага человечества – все, что лежало миллиарды лет в недрах Земли, дожидаясь его прихода. И, естественно, что для этой цели больше нужны химики и физики, геология и биология, астрономия и математика. Поэтому наш век – век точных наук.

Но наступит такой момент, когда человек переведет дух, оботрет руки, прокопченные дымом, снимет перепачканную землей и мазутом спецовку и устало скажет: «Ну, кажется, с первоочередными делами кончено».

И тогда наступит расцвет тех наук, которые по старинке называют гуманитарными. Только, к сожалению, этимологию этого слова, его происхождение, никто не вспомнит, а между тем в переводе гуманитарные науки – науки человеческие.

Расцвет этот наступит не потому, что человеку нечего будет делать, и он от скуки начнет заниматься языкознанием или логикой. Просто ему надо досконально знать, что он такое и на что он способен.

Уже пришло время закладывать основы той будущей науки о Человеке, которая поможет ему стать Человеком во всех смыслах этого слова. Человеком будущего.

Послетекстовые вопросы и задания

1) Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет.

2) Найдите в тексте утверждение, требующее доказательства; доказательства; выводы.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

(Д. Лихачев. Письма о добром и прекрасном).

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, доклада, сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

Краткая аннотация; необходимый аргумент; обоснованный вывод; развернуть дискуссию, полемику; неопровержимое доказательство; отзыв о книге, кинофильме, спектакле; размышление по поводу; рецензия на творческую работу; краткий, лаконичный тезис, конспект; поставить перед фактом; эссе по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного; логическая связь (мышление).

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни.

Совсем иным характером отличалось слово Толстого от того же Тургенева, Гончарова, Достоевского, Некрасова. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов и в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время ставило слушателя в прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения и афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно…

2)Перескажите содержание отрывка, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.

3)С какими оценками, высказанными Л. Толстым в частной беседе, вы не вполне согласны? Обоснуйте свои ответы.

Письмо академика И.П. Павлова к молодежи

Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке. Прежде всего последовательности. Изучите азы науки прежде, чем попытаться взойти на ее вершины.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух ученого.

Второе – скромность. Третье – страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. Будьте страстны в вашей жизни и в ваших исканиях.

Послетекстовые вопросы и задания

1). Какую основную мысль развивает автор в «Письме…»? 2). Объясните, как удалось автору воздействовать на ум и чувства читателей? Аргументируйте свои ответы.

Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но … каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

1. Люди, нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (Сухомлинский). 2.Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна. (Цицерон). 3.Привычка вдумываться в язык и его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле этого слова, то есть правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль (Л. Щерба). 4. Где мало слов, там вес они имеют (Шекспир).

Надо помнить, что в аннотацию можно включить: а)оценку произведения; б) выдержки из рецензий или ссылки на них; в) сведения об авторе, о творческой истории произведения и т.п. Аннотация может ограничиться связным перечислением содержания рубрик по оглавлению.

Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Раневская, Нина Заречная… Даже и это: подобные фамилии придумывают себе провинциальные актрисы.

Рецензия (от лат. Recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературно и газетно-журнальной публицистики.

Задача рецензента: 1) выразить собственные мысли; 2) рассказать о своих впечатлениях (использовать анализ произведения, проявить познания в теории литературы); 3) выразить меру общественного признания; 4) уметь увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора; 5) проявить авторское «я» открыто, чтобы эмоционально воздействовать на читателя (слушающего).

Задание 7. Напишите рецензию на рассказ Чехова «Хамелеон».

Эссе (франц. е ssai «попытка, проба, очерк») – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Эссе носит философский, беллетристический характер.

*Беллетристика – повествовательная художественная литература.

Надо помнить, что на первом месте – личность автора, его мысли и чувства. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, часто парадоксальностью, в нем превалирует разговорная лексика.

Сочинители известной песенной строки «И вся-то наша жизнь – борьба», на мой взгляд, имели в виду, прежде всего женщину. Именно женщина всю жизнь борется с природой, с обстоятельствами, с другими женщинами, с возрастом.

А еще женщина борется за чистоту. Этот вид борьбы – самый изнурительный и бесплодный, если и есть на свете что-нибудь совершенно бессмысленное, так это – уборка. Любой мужчина понимает: после того как грязь убрана, она возникает опять. Однако женщина этого не понимает и понять не хочет. Она снова и снова с отвагой принимается за нее.

Понятие это не однозначное. Бывает уборка поверхностно-ежедневная, углубленно-ежедневная, и, наконец, уборка генеральная. Это гигантское сражение за чистоту, которую женщина назначает по случаю, или «красного» дня календаря. Но для мужчины этот день становится «черным» днем жизни. Мужчина используется в уборочном процессе как движущая сила. Ему доверяется протирка тряпкой ровных поверхностей, но не окон и зеркал, которые женщина полирует только сама, нежно дыша на стекло, будто возвращая ему жизнь искусственным дыханием.

В бесконечном процессе уборки есть один особенно невыносимый момент – так называемая «пыль под диваном». А чтобы увидеть эту пыль, надо специально залезть под диван. Ну, скажите, кому из разумных мужчин мешает пыль, которая не видна? Мешает она только женщине. И та, с упорством маньяка забирается под диван, уничтожая невидимую глазу пыль. Завершив уборку, женщина умирает. Именно так она и заявляет, рухнув в кресло: «Все, я умираю». А в ответ: «А кто тебя заставлял?»

Но следует заметить, что в финале уборки мужчина вдруг замечает, что воздух в помещении стал прозрачен и свеж, что окружающие предметы как-то прозрачно засияли, пейзаж за вымытым окном преобразился из буднично-серого в солнечно-многокрасочный, и мужчина думает: «А может, все было не напрасно?!»

(Из работы студентки)

Задание 8. Напишите эссе на заданную тему :

1) «Я подошел к окну и увидел…»

2) «У буйных чувств неистовый конец…»

3) «Где мало слов, там вес они имеют…».

Возьмите на заметку!

Задание 9. Прочитайте текст. Как еще его можно озаглавить?

От взрывной волны обрушился дом. Жертв мало. Один человек. Ну, а если этот один человек ваш сын, или ваша дочь, или ваш отец? Вы же не скажете: жертв мало? Может, этот один человек – самое большое, что есть в вашей жизни. Каждый человек единствен. Такого не было, пока он не родился. Такого не будет, если он умер. Это знает каждый из нас, когда думает о близком ему человеке, и именно поэтому он обязан думать о каждом человеке так же. Нельзя бороться за счастье всех, если не желаешь счастья каждому.

Я за свою жизнь объехал тридцать девять стран. Во многих из них был на конгрессах мира. В памяти остались люди…

Каждый вечер я читаю газеты, слушаю радио. Каждый вечер думаю о том страшном нелепом, безумном, что происходит в мире. И когда я слышу слово «война», возникают в моей памяти люди, конкретные живые люди, с которыми я встречался в разных городах… Каждому нужен мир, потому что мир – это жизнь каждого человека.

Любить человечество нельзя, если не любишь человека.

Пусть дети не боятся неба! Пусть с него будет светить солнце и никогда не исчезнет мир!

Послетекстовые вопросы и задания

1.Как вы поняли выражения:

Нельзя бороться за счастье всех, если не желаешь счастья каждому; Любить человечество нельзя, если не любишь человека?

2.Составьте рассказ-рассуждение на тему «Почему нам нужен мир».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *