Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Проанализируйте тексты публицистического стиля: 1.примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю; в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

2.докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

3.найдите языковые средства, общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т. п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т. п.

4.определите к какому жанру можно отнести данный текст.

доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. (л. щерба. безграмотность и её причины)

Источник

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

1.примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю; в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

2.докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

3.найдите языковые средства, общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т. п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т. п.

4.определите к какому жанру можно отнести данный текст.

доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. (л. щерба. безграмотность и её причины)

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Ответы 9

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

3)передача точной информации.

5)выступление в ходе дискуссии

10)апелляции к адресату

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами пензенской области прошла небывалой силы гроза. в ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. в двух деревнях возникли в результате удара молнии.

к этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

воспитанный человек.. если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. так что же такое воспитанность? это не только хорошие манеры. это нечто более глубокое в человеке. быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. мне представляется, что таким был артист художественного театра василий иванович качалов. он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. он уважал людей и всегда интересовался ими. при нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. все ощущали себя в его присутствии умными, нужными. однажды поздно вечером василий иванович увидел две странные женские фигуры. это оказались слепые, которые заблудились. качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, сесть в вагон. корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. значит, все дело в мыслях и побуждениях. а знание норм поведения только проявлению внутренней доброты и человечности.

эмоциональность,образность, оценочность( может быть)

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Любовь к малой родине — источник любви к Отчизне

Внимательно ознакомился с новой программной статьей Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»). Расширяя и дополняя существующую программу политической и экономической модернизации страны, он предлагает ряд поэтапных, конкретных и практических шагов в отношении духовной модернизации казахстанского общества.

Статья содержит ряд предметных, практических указаний и мер, которые потребуют от всех нас длительной и напряженной совместной работы.

Мне как краеведу импонирует, что Глава государства подчеркивает необходимость организации серьезной краеведческой работы в сфере образования, экологии и благоустройства, изучения региональной истории, восстановления культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это очень важно, потому что пробуждает в людях чувство самоуважения, появление у молодежи правильных ориентиров.

Наша удивительная земля, расположенная на севере Карагандинской области, даёт возможность для захватывающих краеведческих поисков по всем направлениям.

В статье Главой государства подчеркнуто: «Программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой Родине – своей родной стране (к Казахстану)».

Осакаровский район, наш плодотворный край, богат на таких современных героев. Их судьбы — настоящий пример патриотизма для подрастающего поколения.

Если мы не будем изучать историю своей Родины, то не будем знать свои корни, не сможем стать полноценными людьми.

Только любовь к Родине, осмысление своего единения с ней, своей сопричастности к жизни и судьбе Отечества делают нас настоящими людьми.

Республика Казахстан – наша судьба, наше Отечество. Быть казахстанцем – значит быть патриотом Казахстана, гордиться ценностями своей страны и ее историей.

Источник

Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века)

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Рубрика: 4. Художественная литература

Статья просмотрена: 3030 раз

Библиографическое описание:

Власов, С. В. Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века) / С. В. Власов. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/66/ (дата обращения: 05.12.2021).

Публицистический стиль является одним из самых востребованных функционалов современного языка. В нем находят выражение общественно-экономические, политико-идеологические и культурные темы для обсуждения. Растет значимость этого стиля в народном сознании. Именно в публицистическом тексте складываются актуальные идеологемы, соответствующие основным явлениям окружающей действительности, образующие базис массового мировоззрения.

Оценочность – одно из главных качеств журналистского произведения, определяющее отношение автора к выбранной теме. Стоит отметить, что это свойство массовой коммуникации присутствует в любом виде публицистического текста, так как выражает лежащее в его основе смысловое значение, авторскую задачу. Оценочность проявляется в сравнении разнообразных примеров действительности, сопоставлении типов героев, выводах

Скрытая оценочность проявляет себя в современном публицистическом жанре, когда важно навести адресата на самостоятельные выводы, соответствующие авторскому замыслу. Клушина Н.И. в своей книге «Стилистика публицистического текста» замечает, что данный тип журналистской оценки является преобладающим, – многочисленные категории (метафоры, эвфемизмы, квазицитаты и т.д.), ее составляющие, делают употребление скрытой идеи повсеместным.

Публицистика Валентина Григорьевича Распутина первого десятилетия XXI века отличается многообразным подходом к вниманию читателя.

Писатель-публицист выделяет главные, не терпящие отлагательств, проблемы, выставляя их перед адресатом в максимально доступном виде, «во весь рост» заявляя о них, обращая свое внимание на причины и возможные последствия. Между читающей аудиторией и фактами в этом случае не остается места для альтернативного мнения, возможности для интерпретации, личного понимания освещаемого явления. В интервью «Исчужили Россию» Виктору Кожемяко Распутин повторяет свои слова, сказанные им в начале девяностых, потому что и через десять лет ничего не изменилось: «Что касается интеллигенции — нет в России больше интеллигенции в той роли и служении, какой она была прежде» [1, с. 208-209]. «Они… считают, что с Россией кончено, и всё, что было в ней достойного, теперь в их руках и в их власти. И больше там ничего не осталось» [1, с.208], — явная, однозначная оценка-утверждение, обращенная к каждому из нас, поданная в виде истины, одинаково важной для любого. В том же интервью Распутин говорит о новых патриотах, их главном, «спасительном» для всех качестве: «…в теперешних обстоятельствах национальная идея — это прежде всего справедливость. Нет ничего более скрепляющего, оздоровляющего и возвышающего, чем она, справедливость, справление государством правды, совести и неподкупного закона» [1, с. 211]. Публицист перечисляет духовные качества социума, почти исчезнувшие сейчас, прямо указывает, открыто выражая свою позицию, на проблемы и пути их решения. Стоит отметить, что причины бедственного положения интересуют журналиста в меньшей степени (это печальное, но уже состоявшееся явление!) — он отмечает их, перенося внимание из прошлого, уже произошедшего, в настоящее, еще подвластное нашим мыслям и делам. «Прикладное» значение публицистики Распутин использует как инструкцию для немедленного действия: рисуя образ окружающего мира, автор ставит диагноз и «выписывает лечение».

Скрытая оценочность у публициста дополняет его мнение, добавляя качественные утверждения, меняя местами явное и завуалированное, ожидающее самостоятельного решения от читателя. На типах скрытой оценки мы остановимся позднее, а пока приведем пример употребления такого рода оценочности у Распутина в интервью «Дело Швыдкого живет. И побеждает?»: «Так вот, за контрафактную продукцию, за подделку лишают виновных лицензии, заводят уголовные дела. Очень даже правильно. Но почему за эту же самую контрафактную продукцию, которая ушатами льется, лопатами выбрасывается, как вы говорите, с «голубого экрана», ни с кого не спрашивают?» [1, с. 262]. Автор выводит собственное мнение, подкрепленное перекликающимися явлениями (контрафактная продукция и духовный «контрафакт»), доступное для понимания каждому читателю. Писательская стратегия убеждения идет в этом случае от изображения примеров действительности, с их прямой, открытой номинацией, к выводам читательской аудитории, сопровождаемым сравнением без четко оформленной авторской оценки.

Скрытая оценка может быть двух видов: имплицитной (оценочность заложена в значении слова) и эксплицитной (оценочность зависит от употребления слова).

Хотелось бы выделить два важных, на наш взгляд, типа имплицитных оценок в публицистическом тексте: метафоры и эвфемизмы. Остановимся на каждом из них подробнее.

Метафоры в публицистическом тексте являются организующими формами авторской стратегии, влияют на представления адресата, создавая определенный, заранее заданный образ. Такое устойчивое употребление публицистического приема связано с его сильной позицией номинации, определяющей тональность всего текста и добавляющей к основной идее дополнительные, раскрывающие ее черты. «Появление новой метафоры подготовлено ее традиционными предшественниками в той или иной тематической серии» [2, с. 12], – оценочная метафора рождается в журналистском творчестве из образов окружающего мира, и составляет затем своеобразный набор характеристик, особых универсалий, использующихся в средствах массовой коммуникации. Рассмотренное здесь интервью «Дело Швыдкого живет. И побеждает?» уже в заголовке содержит мощный оценочный заряд, организующий текст для выражения отрицательной оценки. Потерянная связь времен, опасные перемены, разрушенные культурные основы духовного существования русской народности скрываются за фамилией «Швыдкой», своеобразным наименованием всего происходящего, распространенного у Распутина до размеров «дела», которое политики творят самостоятельно, «делают», принимая во внимание только личные интересы.

Другим типом имплицитной оценки является эвфемизм — подмена слов и выражений, представляющихся говорящему грубыми, неприемлемыми в данном контексте, эмоционально нейтральными синонимами. Подобные замены позволяют вывести некоторые определения с опасным для авторской задумки смыслом за границы внимания адресата. Следует отметить, что в течение долгого употребления эвфемистические замены теряют нейтральное значение, приобретая в условиях постоянного контекста негативный смысл, составляющий коннотацию этих языковых единиц. Валентин Григорьевич Распутин, приверженец открытой оценки в публицистике, применяет эвфемизмы, выделяющие проблему на уровне читательской догадки; у писателя этот тип универсалий приобретает самобытное качество – честно, без загадок для читателя, называть все своими именами. Нейтральное, взятое вне контекста слово «реформатор» превращается у журналиста в нарицательное клеймо, отмеченные которым приобретают известные отрицательные черты безвременья. «Реформаторы» становятся символом новой эпохи, движущей силой разрушения, заключенной в подчеркнуто нейтральной форме, сильно не совпадающей с ее внутренним значением. Беспорядок во властных структурах Распутин характеризует коротким наименованием «власть». Автор не уточняет уровень политического произвола, часто его не интересуют персоналии, но «власть» вбирает в себя весь объем системы управленцев, наделяя его сильным отрицательным значением. « Примат швыдких над культурой, в том числе теперь и над народной культурой, и примат фурсенок над образованием способны только безобразить подрастающие поколения» [1, с. 254], — интервью Виктора Кожемяко «Цена жизни», где образ неудачных реформ, их исполнителей и приверженцев выражен через «собирательные» фамилии.

Контекст — одно из главных авторских средств формирования читательской мысли. Ранее нейтральная номинация слова, помещенного в определенный контекст, обретает эмоциональную окрашенность, основой для которой становится словесное окружение. Необходимо отметить, что оценочность в этом случае полностью зависит от авторского отношения к теме всего текста и не связана с основным, первоначальным значением. Формирование различных настроений в читательской аудитории приводит к множественной трактовке одного слова, вложенной в него контекстным окружением. Чуткий мастер слова Валентин Распутин постоянно прибегает к «контекстному» методу, раскрывая обычные составляющие привычных нам явлений в необычном, детально выстроенном, правдивом изложении. В интервью «Доля ты русская» журналист превращает ключевой в своем творчестве образ России в основу мироздания, тесно связанную через время и пространство с каждым, кто живет на этой земле: «Вокруг нас подобие прежней жизни, те же картины и те же дороги, к которым мы привыкли, но это обманчивое видение, тут все другое. И мы другие. И этот подарок новой календарной эре и всему миру сделала Россия. Она вдруг сошла со своей орбиты и принялась терять высоту. Но значение и влияние ее в человеческом мироздании было настолько огромным, удерживающая ее роль настолько велика, что вся планета, независимо от того, что кто-то считает себя в выигрыше, почувствовала неуверенность и тревогу, всех обожгло наступление новой реальности на противоположном берегу Реки жизни» [1 с. 114]. Символы веры и правды предстают у Распутина спасительными крепями человека с его душевным миром, духовным опытом народности, родной земли: «У нас своя вера и своя правда. Без литургии, как мирской, так и церковной в значении общей, хоровой службы, мы бы уж сотню раз пропали» [1, с. 133]. «Правда» здесь — особое убеждение человека, верный путь в непростое время; «вера» — сила духа, внутреннее настроение, организующее все вокруг каждого.

Еще одним типом эксплицитной оценочности является квазисинонимическая ситуация — выстраивание в один ряд слов, сближающихся только в рамках публицистического текста. Единицы речи в этом случае имеют разное значение, но объединены для определенной авторской задачи. Читатель перечисляет выставленные вместе слова, приходя к выводу об их синонимии. «Выгодное» для адресанта сравнение приписывает через сознание аудитории новые качества для старых образов, — нейтральные составляющие текста становятся подчеркнуто оценочными. У Распутина такими составляющими часто являются известные лица, приобретающие статус нарицательных, накапливающие отрицательные качества, превращаясь в собирательные образы всего плохого в человеке. « Все наизнанку: Гайдаров и Чубайсов защищать ― это самопожертвование, подвиг, а за себя, за Землю родную, за други своя постоять ― дурость, коммунистическая пропаганда, неумение себя ценить» [1, с. 131], ― в интервью «Доля ты русская» Распутин вспоминает «героев» современности, указывая на их сомнительную пользу для народа, добавляя в конце фразы надрывное перечисление «коммунистической пропаганды» и откровенной «дурости» с пропавшим в людях ценнейшим качеством жертвовать собой, прикрытым определением нового времени ― «неумение себя ценить». «Да и что такое все эти бросающие вызов нормальному вкусу памятники огурцам и бутылкам, точно так же, как театральные изнасилования пьес Чехова и Вампилова, Островского и Шекспира (а их сотни и сотни на просторах России), точно так же, как страсть снимать штанишки во всех областях культуры. » [1, с. 149-150], ― в беседе с Кожемяко «И в душу лезут диверсанты» показаны всеохватывающие перемены, затронувшие театральное искусство. У Распутина новая эпоха не жалеет ничего, ни перед чем не останавливается. Переделывается все ― от Чехова до Шекспира, и публицист в перечислении знаменитых имен не может сделать исключений, распространяя влияние времени на самые разные категории современности.

Кожемяко В.С. Валентин Распутин. Боль души / В.С. Кожемяко — М.: Алгоритм, 2007. — 288 с.

Бессарабова Н.Д. Из метафорического фонда. (Предисловие к словарю) // Журналистика и культура русской речи. Вып. 4. М., 1997

Источник

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

1.примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю; в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

2.докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

3.найдите языковые средства, общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т. п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т. п.

4.определите к какому жанру можно отнести данный текст.

доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. (л. щерба. безграмотность и её причины)

Источник

Урок-практикум русского языка «Стили речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»

Сунженского муниципального района

Урок по русскому языку на тему:

Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Смотреть картинку Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Картинка про Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность. Фото Докажите что для текста характерна прямая и открытая оценочность

Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.

Урок-практикум русского языка «Стили речи»

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

1) акция центрального банка, снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы;

2) (по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью) — праздный, избалованный роскошью человек;

3) состояние патологического (болезненного) сна с более или менее выраженным ослаблением всех проявлений жизни, в том числе с обездвиженностью;

4) объемистая книга большого формата; 5) обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления;

«Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:

— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

— Дело в том, что в яблоках есть разные химические вещества, в том числе железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом в химическую реакцию, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.

Некоторое время царит тишина. Потом ребёнок робко спрашивает:

— Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»

— Какими средствами создаётся комический эффект в этом лингвистическом анекдоте?

Дорогому товарищу директору

мебельной фабрики Николаеву И.П.

от уважающего Вас Иванова Н.И.

Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.

Задание: постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его.

1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой –

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль. (публицистический) –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А правила когда мы учим,

Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он ведь тоже закат. И восход. А если интеллигентность будет мешать ему? Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!

— Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст.

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.

Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Организация речевой практики.

Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

( На уроке можно выслушать несколько человек, а работы остальных учащихся проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение

Самостоятельная письменная работа

Стилистический анализ текста

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

примерами из текстов подтвердите, что они:

написаны на общественно значимую, злободневную тему;

адресованы массовому читателю;

призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с цель воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *