Докажите что отрывок является текстом
Готовимся к ЕГЭ. Комплексный анализ текста. 9-й класс
Класс: 9
Цель: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять его стиль и тип, совершенствовать речевые навыки, обогащать словарный запас. Обучение навыку работы с тестом.
I. Выразительное чтение текста
Музыка
(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
II. Работа по тексту
1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.
(Автор рассказывает случай на войне. В одном из разрушенных польских городков солдат услышал звуки органа, они пробудили воспоминания и сильные чувства. Это говорит о том, что музыка может влиять на человека. В различных обстоятельствах она пробуждает разные чувства. Можно говорить о влиянии не только музыки, но и искусства вообще: искусство вечно, прекрасно, и это прекрасное заставляет беречь и любить жизнь, мир, красоту, «чтобы вечное небо не подбрасывало взрывами».)
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
5. С какой целью автор использует их в тексте?
(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)
6. Объясните, пользуясь словарём, значение слов.
Скорбный – 1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь, печальный, горестный (книж.). 2. Больной, немощный (обл.)
Мрачный – 1. Тёмный, погружённый во мрак. 2. перен. Исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый. 3. перен. Тяжёлый, беспросветный.
– В каком значении они используются в тексте?
(Скорбный – книжное, высокое.
Мрачный – в переносном значении. Признаки книжного стиля.)
7. Подберите синонимы к словам.
Восторг – радость, ликование, торжество, праздник, восхищение.
Плакать (нейтр.) – рыдать, хныкать, стенать ( разг.), выть (простореч.).
Вечный – бессмертный, неумирающий, неугасимый, непреходящий, неувядающий, нетленный, немеркнущий, бессрочный, постоянный.
– Уместна ли в тексте замена слов этими синонимами?
(Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.)
8. Найдите в тексте причастия.
(Разрушенных, заваленным, нарисованными, зажатым, горящими, изуродованных, стоявшем, глядящими.)
– На что указывает обилие причастий в тексте?
(Указывает на книжный стиль, причастия придают речи выразительность.)
9. Выполните по тексту тест
1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?
1) 14 2) 15 3) 16 4) 18
3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и наречия?
6. В составе какого предложения нет обособленного определения?
8. Из предложения №10 выпишите подчинительное словосочетание с типом связи примыкание.
9. Из предложений №10-16 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.
10. Среди предложений №6-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное, укажите его номер.
III.Домашнее задание
Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Роль искусства в жизни человека».
Итак сразу после выхода первого сборника рассказов Гаршина совреме(н, нн)ики почу…ствовали и поняли что Гаршин со…дает разные варианты единого типического образа?
Итак сразу после выхода первого сборника рассказов Гаршина совреме(н, нн)ики почу…ствовали и поняли что Гаршин со…дает разные варианты единого типического образа.
Это образ человека (не)способного мириться с «(не)справедливостью и злом одряхлевшего и развраще(н, нн)ого мира».
Рисуя1 его духовное прозрение Гаршин заостряет трагизм жизне(н, нн)ых ситуаций.
Каждая встреча любое прои…шествие перер…стает свои бытовые рамки и становится в сознании героев Гаршина трагедией всечеловеческого значения.
Пор…жая единичный «цветок зла» гаршинские герои как(бы) вступают в борьбу со всем злом мира в каждом конкретном проявлении зла они хотят увидеть всю «(не)вино пролитую кровь все слезы всю желч… человечества».
Поэтому образы Гаршина часто пр…обретают характер а(л, лл)егория и символов и рядом с психологической новее(л, лл)ой у Гаршина появляется3 в качестве другого излюбле(н, нн)ого жанра а(л, лл)егорическая сказка а его шедевр «Красный цветок» представляет собой как(бы) скрещение этих двух гаршинских жанров4.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Докажите, что данный отрывок является текстом, определите его стиль.
Найдите в тексте термины.
С какой областью знаний они связаны?
Как вы понимаете выражение духовное прозрение?
Объясните лексическое значение слова шедевр.
Найдите в тексте однородные члены предложения.
Какими членами предложения они являются?
Найдите в тексте вводное слово.
Каково его значение?
Постройте схему последнего предложения.
Как связаны между собой простые предложения?
Найдите слово, в котором согласных букв больше, чем согласных звуков.
Выполните указанные виды разборов.
Итак, сразу после выхода первого сборника рассказов Гаршина современники почувствовали и поняли, что Гаршин создает разные варианты единого типического образа.
Это образ человека не способного мириться с несправедливостью и злом одряхлевшего, развращенного мира».
Рисуяего духовное прозрение, Гаршин заостряет трагизм жизненных ситуаций.
Каждая встреча, любое происшествие перерастает свои бытовые рамки и становится в сознании героев Гаршина трагедией всечеловеческого значения.
Порожая единичный «цветок зла», гаршинские герои какбы вступают в борьбу со всем злом мира : в каждом конкретном проявлении зла они хотят увидеть всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества».
Поэтому образы Гаршина часто приобретают характер аллегории и символов, и рядом с психологической новееллой у Гаршина появляетсяв качестве другого излюбленного жанра аллегорическая сказка, а его шедевр «Красный цветок» представляет собой как бы скрещение этих двух гаршинских жанров.
Шедевр это уникально творение, превосходящее другие.
Последнее предложение связано союзами
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Задание 1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.
Текст. Строение текста. Рецензия
Студент должен:
— признаки текста, типы речи;
— жанровые особенности сочинения-рецензии, структуру рецензии;
— находить в предложенном материале признаки текста, способы связи предложений в тексте;
— определять типы речи предложенного текста, выполнять анализ исходного текста и формулировать свою позицию в жанре сочинения-рецензии, находить и исправлять орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в тексте.
Вариант I.
Задание 1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение.
Да, все чувства. исключая одного: благодарности.
Благодарность — долг; всякий честный человек плотит свои долги. но любовь — не деньги.
Задание 2. Определите тип речи:
1. Весна в Фиальте облачна и скучна. Все мокро: пегие стволы платанов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в неровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью ищущих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные снимки с нее, которые тут же туриста ожидают (с тысяча девятьсот десятого года, примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков), теснясь в застывшей карусели своей, стойки между оскалом камня в аметистовых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло оливково (В. Набоков. Весна в Фиальте).
2. «Где граница между прозой и поэзией, – писал Лев Толстой, – я никогда не пойму». С редкой для него горячностью он спрашивает в своем «Дневнике молодости»: «Зачем так тесно связана поэзия с прозой, счастье с несчастьем? Как надо жить? Стараться соединить вдруг поэзию с прозой или насладиться одной и потом пуститься на произвол другой? В мечте есть сторона, которая выше действительности. В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого».
В этих словах, хотя и сказанных наспех, высказана верная мысль: самым высоким, покоряющим явлением в литературе, подлинным счастьем может быть только органическое соединение поэзии и прозы, или, точнее, проза, наполненная сущностью поэзии, ее живописными соками, прозрачнейшим воздухом, ее пленительной властью.
В этом случае я не боюсь слова «пленительный» (иными словами – «берущий в плен»). Потому что поэзия берет в плен, пленяет и незаметным образом, но с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он действительно становится украшением земли, или, как простодушно, но искренне говорили наши предки, «венцом творения» (К. Паустовский. Золотая роза).
3. Час в час пришел Айлып за своей невестой. Вытащил ее косу из речки, намотал на себя, и побежали они бегом по лесу. Добежали до прорубленной дорожки, а там шесть лошадей приготовлено. Сел Айлып на коня, невесту свою посадил на другого, четверку на повода взял, да и припустили, сколько конской силы хватило. Притомится пара – на другую пересядут да опять гнать. А лисичка впереди. Так и стелет, так и стелет, коней задорит – не догнатъ-де. К вечеру успели-таки до озера добраться. Айлып сразу на челночок, да и перевез невесту свою с лисичкой к озерному камню. Только подплыли – в камне ход открылся; они туда, а в это время как раз и солнышко закатилось (П. Бажов. Золотой Волос).
Задание 3. Напишите рецензию на текст, посвященный проблемам современного русского языка (см.учебник).
Задание 4. Рассмотрите критерии оценки сочинения-рецензии. Прочитайте предложенную рецензию, определите, какие ошибки встречаются в ней, исправьте их. Какую оценку Вы бы поставили и почему?
Вариант II.
Задание 1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
Стройно и тихо проходишь ты по жизненному пути, без слез и без улыбки, едва оживленная равнодушным вниманием.
Ты добра и умна. и всё тебе чуждо — и никто тебе не нужен.
Ты прекрасна — и никто не скажет: дорожишь ли ты своей красотою или нет? Ты безучастна сама — и не требуешь участия.
Твой взор глубок — и не задумчив; пусто в этой светлой глубине.
Так, в Елисейских полях — под важные звуки глюковских мелодий — беспечально и безрадостно проходят стройные тени.
как доказать что текст написан художественным стилем?
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).