Докажите что текст научно популярного стиля
помогите пожалуйста доказать что этот текст научного стиля
Рыбы (лат. Pisces) — надкласс (в соответствии с современными принципами кладистики — парафилетическая группа) водных позвоночных животных. Обширная группа челюстноротых, для которых характерно жаберное дыхание на всех этапах постэмбрионального развития организма. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют важную роль в большинстве водных экосистем как составляющая пищевых цепей.
1)Наличие терминов (Надкласс, кладистика, парафилетическая группа челюстноротых и т, д, )
2) Нет эмоционально-окрашенной лексики и не выажено отношение автора к тому, что он описывет. Лексина нейтральная.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.
ну вот кое-что о научном стиле текста.
Научный стиль характеризуется ясностью, точность логичностью, неэмоциональностью изложения; широк использованием терминологии и абстрактной лексики; преимущественным употреблением слов в их прямых значениях; тенденцией к сложным синтаксическим построения использованием вводных конструкций, указывающих логические отношения между частями текста, и т. д.
Помогите пожалуйста докозать что этот текс относится к научному стилю
употреблены научные слова: кладистики, парафилетическая и т. д.
Помогите пожалуйста. Докажите, что предложенный Вам текст является образцом научного стиля в вашей предметной области. Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
В современном мире количество проблем, требуют и разрешения. Одной из проблем патриотическое младших школьников, так как уважение к родине, к традициям и обычаям, и – всё это основой воспитания. воспитание в одну из задач школы, так как в возрасте прививается любви к Родине.
Под патриотическим понимается у любви и к Родине, к Отчизне.
Патриотизм – необходимая черта, всесторонне личности. прививать младшим чувство за свою страну и свой народ, и к его истории [ 1].
Проблема патриотического исследовалась в таких педагогов и общественных как: М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомли́нского, А. С. Мака́ренко и др. [2]. Они значение в отводили воспитанию личности.
Изучая литературу по данной проблеме можно выделить структуру патриотического воспитания.
Текст – шаблон – доказательство
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается связная речь, законы соединения слов и грамматические отношения между словами в речи.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. 3. Синтаксис является разделом грамматики. 4. Как и в морфологии, в нём изучают не лексические значения слов, а грамматические значения, возникающие при соединении (связи) слов. 5. Параллельно с синтаксисом в школе изучается раздел правописания – пунктуация, так как правила постановки знаков препинания при письме тесно связаны со смыслом и строением предложения.
Данный текст относится к научному стилю главная функция которого – сообщение. Задача стиля – предельно объективно и логично передать информацию. Предложенный для анализа материал – информация о синтаксисе как разделе грамматики. Сфера употребления научного стиля – научные исследования, техническая информация, преподавательская деятельность. Это доклады, лекции, статьи, учебники, аннотации, рефераты, каталоги, справочники… Текст представляет собой теоретический материал, соответствует материалу школьного учебника.
Слово в научном стиле точное, неэмоциональное, конкретное.
Во – первых. для текста характерно использование лингвистических терминов: «синтаксис», «грамматика», «словосочетание», «предложение».
Во – вторых, можно увидеть слова с суффиксом – ЕНИ- отвлечённого значения ( соединение, отношения, предложение, значение ) и с суффиксом – АНИ- тоже отвлечённого ( правописание, препинания, словосочетание ). Поэтому текст носит обобщённый и отвлечённый характер. Само понятие «синтаксис» выражает абстрактную мысль.
В – третьих, текст научного стиля носит интеллектуальный характер. Тексты этого стиля не спонтанный, они требуют предварительного продумывания сообщения и его выводов: «синтаксис – раздел грамматики», «единицы синтаксиса – словосочетание и предложение», «с синтаксисом изучается раздел правописания – пунктуация».
В – четвёртых, текст научного стиля обычно имеет форму монолога. Он един, в нём нет места диалогу, полилогу. Авторское «Я» сведено до минимума, потому что главное здесь – само сообщение, его предмет. Чувства и переживания автора научного сообщения выносятся за скобки, они не участвуют в речи, т. к. для научного изложения характерна неличная манера.
Таким образом, данный текст по всем признакам относится к научному стилю.
Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля»
Тема: Особенности научно – популярного стиля. Стилистический анализ текста.
Цели: закрепление знаний о характерных особенностях научного стиля;
овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; формирование интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления учащихся.
Добрый день, ребята. Сегодня мы будем работать над темой “Особенности научно-популярного стиля речи. Стилистический анализ текста.” (анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ). Цель нашего урока – закрепить знания о научном стиле речи, научиться понимать специфику научно-популярного подстиля и анализировать текст, используя языковые средства, свойственные ему, т.е. наша работа имеет практическую направленность.
Вспомним, что мы с вами знаем о стилях языка. Какие две основные формы языка существуют? (Язык разговорный и язык книжный.);
Книжный, или литературный, язык функционирует в определенных сферах деятельности, в зависимости от этого различают различные стили языка. Какие, нам поможет вспомнить стихотворение поэта В.А.Синицына.
Творческое задание в устной форме.
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль. ( публицистический ) –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Более подробно мы остановимся на научном стиле.
— Что такое научный стиль?
(научный стиль –это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения).
— Какие функции выполняет научный стиль речи?
(сообщение научных сведений, научное объяснение фактов)
— Назовите основные черты научного стиля речи:
1. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность;
2. Стандартность, краткость, ясность, строгость
3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.
4. Терминологическая и профессиональная лексика.
5. Отвлеченность и обобщенность.
3. Работа по новой теме.
1) Сообщение темы (беседа с учащимися)
В научном стиле можно выделить три подстиля: 1)собственно-научный ; 2) научно-популярный; 3) научно учебный. Каждый подстиль имеет свои особенности. Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.
Языковые средства, делающие научный текст популярным:
▪ примеры для иллюстрации отдельных научных положений;
Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме.
(Языковые средства, характерные научному
▪ научная лексика (терминология);
▪ повторение ключевых слов;
▪ абстрактные понятия (отглагольные существительные);
существительное в родительном падеже»;
▪ прямой порядок слов.
Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность)
2) Работа с учебником (чтение теоретического мат-ла)
3) Прочитайте текст, попытайтесь понять его общий смысл.
(1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.
(7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.
(9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.
Детская энциклопедия «Я познаю мир»
К какому стилю относится данный текст?
Текст относится к научному стилю, это один из его подстилей – научно-популярный.
Здесь есть типичные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, обобщенность, объективность. Научные суждения написаны доступным, ясным, понятным языком, раскрыты подробно, иллюстрированы примерами.
К какому типу речи принадлежит текст?
Анализируемый текст принадлежит к рассуждению. Что же об этом говорит? В нём содержится размышление над теми вопросами, которые затронуты в тексте, имеются предложения, являющиеся своеобразным выводом, вытекающим из фактов (предложение 3 и 7).
— Какова ведущая тема данного текста?
Ведущая тема данного текста – рассказ о работе сердца.
Сколько в тексте микротем? Выделите их.
В тексте три микротемы:
— открытие тайны кровообращения;
— сложность создания искусственного сердца;
— «плюсы» и «минусы» в применении искусственных клапанов сердца (запись в тетрадь) ;
— Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
В этом тексте поднимается научная проблема исследования работы сердца и применения искусственного аппарата, проблема сложности и важности создания искусственного сердца.
Какая основная проблема существует у создателей искусственного сердца?
Проблема отторжения чужеродных органов.
Почему проблема создания искусственного сердца – трудная задача?
По мнению автора, сердце столь совершенная «биологическая машина», что ничто, созданное людьми, с ним сравниться не может.
Как автор текста оценивает перспективы решения этой проблемы?
Автор положительно оценивает перспективы разрешения этой проблемы, утверждая, что «поиски в этой области идут очень интенсивно».
Какие препятствия встречают создатели искусственного сердца?
Одно из основных препятствий – дороговизна подобных операций.
Какой связью соединены предложения в тексте?
Предложения в тексте из энциклопедии преимущественно соединены последовательной связью. Так предложения 1 и 2 связаны с помощью однокоренных слов «кровообращение» – «кровь»; предложения 2 и 3 – заменой существительного «кровь» местоимением «её» и использованием в предложении 3 наречия «так», заменяющего высказывание в предыдущем, слово «мотор» в предложении 5 является контекстным синонимом слова «сердце» в предложении 4.
Какие средства языка, характерные научно-популярному подстилю, здесь используются? Какова их роль?
В тексте имеются средства языка, характерные научному стилю, научно-популярному подстилю:
— использование терминов («кровообращение», «артерий», «вена», «искусственное сердце», «бионика»);
— словосочетания «сущ. + сущ. в род. п.» («изучение анатомии», «проблемы пересадки сердца», «проблема отторжения веществ»;
— абстрактные отглагольные существительные («движения», «пересадки», «поиски»);
— подчёркивает строгую последовательность, смысловую точность, достоверность;
— применение восклицательного предложения, перифразы («мотор», «биологическая машина»); вводного слова («к сожалению»); модальных частиц («лишь», «даже») упрощает язык науки, привлекает внимание к поднятой научной проблеме и делает текст доступным для широкого круга читателей.
Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.
Данный текст привлекает интересными фактами из области медицины. Он рождает гордость за человека, далеко шагнувшего в исследовании работы сердца, вселяет веру в то, что в далёком будущем продолжительность жизни человека увеличится.
Заключительное слово учителя.
Итак, мы доказали, что цели, функции, языковые особенности текста указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.
— Я получил наиболее полные …
Урок – творческая мастерская «Особенности научно-популярного подстиля речи» в 11-м классе
Цель: актуализировать знания об особенностях научно-популярного подстиля речи, выработать навык анализа искусствоведческого текста в процессе исследовательской деятельности, подготовить учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена
Оборудование: тетрадь, учебник русского языка для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой, раздаточный материал, репродукция картины Н.Н.Ге “Тайная вечеря”, текст В.И. Порудоминского о картине [Порудоминский В.И. Николай Ге.-М.,2000.-С. 42-48.]
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков определения стилистической принадлежности текста
Вид урока: творческая мастерская с использованием межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, культура речи)
Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование
ИКТ– показ презентации по творчеству Н.Н.Ге, работа на интерактивной доске с помощью функции “Умное перо”, контрольное тестирование на интерактивной доске с помощью тестовиков
Опорные понятия: искусствоведческий текст, стили речи, авторская позиция, собственное мнение, сюжет
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы работаем в творческой мастерской по теме “Особенности научно-популярного подстиля речи” (анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ). Цель нашего урока – закрепить знания о научном стиле речи, научиться понимать специфику научно-популярного подстиля и анализировать текст, используя языковые средства, свойственные ему. В начале урока по карточкам 2 уровня работают 2 ученика (назвать фамилии).
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их выбор: бл…стательный художник, вд…хнове…ый лик, высокая одухотв…ренность, глубокий псих…логизм, дра…атическая напряжё…ость, запеч…тлеть облик, изумлё…ый зритель, искре…яя взволнова…ость, исти…о ист…рическая живопись, внутре…яя борьба, м…нументальный образ, (не)подражаемое психологическое мастерство, сдержа…ая т…нальность, смире…ый наклон головы, т…жёлое предчу…ствие, бе…спорный интерес.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их выбор: бл…стательный художник, вд…хнове…ый лик, высокая одухотв…ренность, глубокий псих…логизм, дра…атическая напряжё…ость, запеч…тлеть облик, изумлё…ый зритель, искре…яя взволнова…ость, исти…о ист…рическая живопись, внутре…яя борьба, м…нументальный образ, (не)подражаемое психологическое мастерство, сдержа…ая т…нальность, смире…ый наклон головы, т…жёлое предчу…ствие, бе…спорный интерес.
2. Проверка д/з.
Мы проверим домашнюю работу. Возникли ли у вас трудности при выполнении упр.348? Меня интересует успешность выполнения задания под цифрой 3. Докажите его стилистическую принадлежность. В каком предложении, на ваш взгляд, заключена основная мысль данного текста? ( Считаю, что данный текст научно– популярного стиля, так как в нём разъясняются термины, но адресован он широкой аудитории. Главная мысль заключена в предложении “Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове, но и правильное выделение голосом ударного слога”).
3. Слово учителя:
Именно поэтому одной из задач нашего урока является совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Исследовательской деятельностью занимались Белозёрова Е. и Елфимова Е. Послушаем, как они справились с поставленными задачами.
Показ презентации и комментарии. Нашей группе была поставлена задача подобрать к уроку по заданной теме творческое и проблемное задание, опираясь на упр.354. Мы предлагаем побывать на заочной экскурсии в мастерской художника Н.Н.Ге. Предмет нашего исследования – его картина “Тайная вечеря” и искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о ней. На наш взгляд, знакомство с картиной будет неполным без знаний о её создателе. Проблемный вопрос: подумайте, к какому стилю можно отнести услышанный вами рассказ о художнике? Ответ аргументируйте.
Николай Николаевич Ге родился в Воронеже в 1831 году в семье помещика. Последние годы жизни связаны с Ивановским хутором Черниговской губернии. А между ними обширная география: Киев, Петербург, Рим, Флоренция, большие и малые российские города. Ге не сразу выбрал путь художника, сначала было математическое отделение в Киевском и Петербургском университетах, и только потом Академия художеств, которую он окончил в 1857 году.
Н.Н.Ге был одним из молодых художников, которые отстаивали своё право на индивидуальность и реализм в творчестве. На первых выставках передвижников лучшим из исторических полотен была признана картина Н.Н.Ге “Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”(1871). Когда всматриваешься в эту картину, ощущаешь себя свидетелем одной из тех драм, которыми полна история России.
Известность художнику принесла картина “Тайная вечеря”(1861). Благодаря необычной композиции, колориту и сильным эффектам светотени канонический евангельский сюжет превратился в драму человеческой души.
С 1880-х годов Ге становится близким другом Л.Н.Толстого и последователем его учения. Это нашло отражение в творчестве художника. В этот период им написан целый ряд полотен на религиозные темы: “Что есть истина?”, “Иуда”, “Повинен смерти”, “Распятие”, “Голгофа”. Главной темой этих картин становится нравственное противостояние персонажей.
Последний период творчества Ге был посвящен поискам идеала. Главная заслуга Ге в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях. Художнику, по его словам, талант дан для того, чтобы будить и открывать в человеке то, что в нём есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни.
Ответьте аргументированно на поставленный вопрос: к какому стилю речи можно отнести услышанный вами рассказ о художнике?
Ученик: Рассказ о художнике относится к научно-популярной разновидности научного стиля. По форме это доклад, предназначенный для школьной аудитории. По содержанию – рассказ о жизни и творчестве русского художника Н.Н.Ге, родившегося в г. Воронеже. В тексте присутствует научная (искусствоведческая) лексика: реализм, колорит, реалистическое искусство, композиция, светотени, сюжет, драма, полотно, канонический, исторический; есть слова с отвлеченным значением: идеал, противостояние, индивидуальность, деятельность.
Исследователи творчества: Мы предлагаем записать данное предложение для синтаксического разбора. (слайд)
Художнику талант дан, чтобы будить и открывать в человеке то, что в нём есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни.
(Повест., невоскл., СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных; главное– двусост., полное, распр.; 1 придаточное цели– односост., безличное, полное, распр.; 2 придаточное определительное– двусост., полное, распр., 3 придаточное определительное– двусост., полное, распр.)
4.Слово учителя:
Во время выполнения этого задания Катя и Женя в качестве консультантов проверят и оценят работу одноклассников по карточкам.
( Оценивают работу по карточкам 2 уровня)
Схему данного предложения построим на доске (работает 1 ученик)
Вопрос: где мы узнаём о значении общеупотребительной, научной и специальной лексики?
(О значении общеупотребительной лексики мы узнаём из толковых словарей под редакцией Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; научная и специальная лексика объясняется в энциклопедических словарях. Нам известен лингвистический энциклопедический словарь под редакцией Л.Ярцевой, в котором находим пояснение научного стиля и его разновидностей.)
Проверим разбор предложения. Оценки.
5. Беседа по картине.
– Какой момент изображён на картине? (Думаю, в основе этой картины миф о Христе. В нём есть рассказ о последней встрече Христа со своими учениками. Во время беседы он произнёс вещие слова: “Один из вас предаст меня”. Каждый воспринял их по-своему.
– Какая нравственная проблема волнует художника?( На мой взгляд, автор рассматривает проблему предательства самым близким человеком, который считался учеником, другом, последователем)
(Мне думается, что о предательстве ещё не сказано. Николай Николаевич Ге трактует религиозный сюжет как столкновение героя, обрекающего себя на жертву, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. Возможно, это проблема нравственного выбора.)
– Какие композиционные приёмы использует художник, чтобы усилить соотношение фигур, драматизм сцены? (Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины, к нему с тревогой обращены взоры апостолов.
Композиционное решение интересно. Художник ставит за спиной Петра светильник, освещая ярким светом лицо Петра, белую скатерть стола, руку и склоненную голову Христа, взволнованные лица апостолов. Но светильника мы не видим, его закрывает тёмная фигура Иуды.
Н.Ге передаёт обеспокоенность апостолов, чувствующих, что Иуда навсегда закроет для них свет. Однако Христос не выглядит встревоженным, он просто задумчив.
Все ваши наблюдения, безусловно, интересны, но мы не претендуем на объективность комментариев, так как у этого библейского сюжета тысячелетняя история, и многое уже сказано, но прекрасно, что ваш ум и сердце откликнулись на оригинальную трактовку библейского сюжета Н.Н.Ге.
Исследователи творчества художника предлагают нам сравнить толкование драматической сцены средствами живописи как искусства красок и текста как искусства слова. Перед вами на столе текст Владимира Ильича Порудоминского, нашего современника, искусствоведа, автора научно-популярных книг. Выразительно прочитаем его.
Искусствоведческий текст
1. Тема Ге – не смятение, не оттенки чувств, пробужденных роковым пророчеством. 2. Тема Ге – столкновение, конфликт; он находит удивительно экономную композицию. 3. Ге ломал традиции.4. Он словно вошел в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал этот эпизод до него. 5. Роковые слова не только произнесены, они уже пройденный шаг. 6. Совершается роковое действие. 7. Происходит молчаливое столкновение. 8. Следующий шаг – разрыв. 9. События разворачиваются стремительно. 10. Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли? 11. Важно, что мы ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг.12. Через час, когда придут арестовывать Христа, апостолы разбегутся со страху. 13. Ге не разворачивает спектра чувств, отношения к событию, он как бы выхватывает лишь два крайних цвета: красный и фиолетовый; точнее, пожалуй, инфракрасный и ультрафиолетовый. 14. Группа апостолов замкнута слева и справа двумя ярко освещенными, выдвинутыми вперед фигурами. 15. Это Иоанн, ученик, которого любил Иисус, и Петр, едва ли не первый, пошедший за Христом. 16. Остальные между ними. 17. На картине Ге Иуда опять отдельно, к тому же окутан тенью.18. Но в этом “повторении пройденного” заключено зерно нового.19. Чистая полоса, отделившая Иуду ото всех, с кем он был еще минуту назад, подчеркивает духовный характер, неизбежность и окончательность разрыва. 20.То же самое утверждают и главные герои.21. Страстный порыв Иоанна и Петра оттеняет внешнее спокойствие Христа и Иуды, спокойствие, рожденное глубоким сознанием того, что ничего изменить, ничего возвратить невозможно. 22. Все уже кончено для ушедшего в свою скорбную думу Христа, и все кончено для уходящего прочь Иуды. 23. Взгляните, как Иуда накидывает на себя одежду! 24. Его жест откровенен. 25. Его вскинутые руки, словно крылья, темны. 26. Он еще думает о полете. 27. Он еще думает, что идет своим путем. 28. Он пока не осознал всей глубины предательства. 29. Это не предатель, который, таясь, крадется продавать. 30. Уходит в открытую человек, который не может остаться. (В.И. Порудоминский)
7. Беседа по тексту.
– Можно ли считать этот текст самостоятельной лингвистической единицей? (Да, этот текст – самостоятельная лингвистическая единица, так как он имеет смысловую и структурную завершенность.)
– Докажите принадлежность этого текста к научно-популярному подстилю речи.
(Порудоминский написал этот текст, чтобы разъяснить нам сюжет картины, её тайны, сделать её доступной пониманию, а значит, любимой всеми, популярной.
Данный текст насыщен специальными научными и искусствоведческими терминами, такими как композиция, эпизод, тема, спектр, традиция. Признак популярности определяет и тот факт, что текст адресован широкой аудитории, а не только специалистам в области искусства.)
8. Слово учителя:
Откройте учебник на стр.234, ознакомьтесь с теоретическим материалом.
Есть ли в данном тексте международные словообразовательные элементы? (инфракрасный, ультрафиолетовый). В каком словаре мы можем прочесть толкование этих элементов? (Толкование этих международных элементов мы найдём в словаре иностранных слов под редакцией Л.П.Крысина.)
Продолжим беседу по тексту.
– Определите тему текста (тема данного текста– содержание картины Н.Н.Ге “Тайная вечеря” и его искусствоведческий анализ).
– Найдите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.(На мой взгляд, это предложение “Ге ломал традиции. Он словно вошёл в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал это эпизод до него”. В нём Порудоминский подчёркивает оригинальность творческого решения Н.Н.Ге.)
– Определите тип речи текста. Аргументируйте. (Считаю, преобладающий тип речи – описание с элементом рассуждения, так как 1 и 2 абзацы можно рассматривать в качестве тезисов, которые аргументируются последующим содержанием. При этом в тексте много прилагательных и причастий, назывных предложений, составных именных сказуемых с нулевой связкой, глаголов в настоящем времени несовершенного вида. Это особенность описания.)
– Мы говорили, что проблема нравственного выбора– это то, что привлекло художника в евангельском сюжете. Поднимается ли эта проблема в искусствоведческом тексте? Как она решается? (Авторская позиция в тексте не выражена прямо. Проблема, которая волнует автора, представлена образно. Предательство– это духовный разрыв, совершаемый осознанно, поэтому для главных героев картины проблема нравственного выбора уже решена.)
9. Слово учителя:
Ответьте на вопросы проблемного характера по вариантам
(Приём “Мозговой штурм”).
1.Определите способ образования слова остальные (предложение 16)(переход из одной части речи в другую)
1. Найдите в предложении 19 слово, образованное бессуффиксным способом (разрыв)
2. Дайте морфологическую характеристику слова замкнута (предложение 14) (страдательное причастие прошедшего времени)
2.Дайте морфологическую характеристику слова окутан (предложение 17) (страдательное причастие прошедшего времени)
3.Из предложений 1-5 назовите номер предложения с обособленным определением (№1)
3. Из предложений 13-16 назовите номер предложения с необособленным определением (№14)
4. В предложениях 5-12 найдите неопределённо-личное в составе сложного (№12)
4. В предложениях 22-30 найдите определённо-личное в составе сложного (№23)
Задание. Кто готов придумать интересное сложное задание по тексту для одноклассников? (Определите, какой частью речи является слово “И” в 20 предложении (усилительная частица); в предложениях 24-25 назовите словосочетания со связью примыкание ( его жест, его руки) ).
10. Слово учителя:
Комментарий авторской позиции будет неполным без анализа языковых особенностей текста. С этой частью работы нам поможет справиться практическое задание. Возьмите тестовики. (Работа с тестом на интерактивной доске). Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста В.И.Порудоминского. Вставьте на место пропусков буквы, соответствующие номеру термина из списка.
Автор текста стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы Ге над картиной, он прибегает к______(тревожные глубокие тени, глубокое сознание).
Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует __________ (Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли?) Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет________ (роковым пророчеством, роковые слова, роковое действие). Описывая фигуры апостолов, Христа, Иуды, В.И. Порудоминский обращается к ______ (спектр чувств, тревожное волнение “хора”, межа разрыва). Мысль о том, что главная тема картины Н.Ге– столкновение, подчёркивается с помощью_______ ( страстный порыв Иоанна и Петра – внешнее спокойствие Христа и Иуды; плохо освещённый-ярко освещённый). Убеждая читателя в том, что основной эмоциональный фон картины – напряжённое ожидание, скрытое смятение чувств, автор прибегает к__________(ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг… разбегутся со страху). [Л.А. Ходякова, Т.Н.Мамона, РЯШ №1, 2009]
а) градация;
б) риторический вопрос;
в) эпитет;
е) метафора;
с) антитеза;
д) лексический повтор.
11.Оценки за тест выставляются автоматически на интерактивной доске, комментирует учитель.
12. Слово учителя:
Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, его художественные особенности, мы коснулись ещё одной сложной проблемы, проблемы творчества, поэтому наше домашнее задание будет творческим.
Напишите сочинение по прочитанному тексту В.И. Порудоминского по плану.