Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин

Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Смотреть фото Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Смотреть картинку Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Картинка про Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Фото Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Смотреть фото Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Смотреть картинку Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Картинка про Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Фото Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин

Помогите сделать задания:

Анастасия в категроии Русский язык, вопрос открыт 14.09.2018 в 15:49

3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
4. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?

Ставшая расхожей фраза «мой Пушкин», конечно же, утомляет, а то и нервирует. Есть в этом капризном словосочетании нечто от незаконного присваивания общественной собственности или — от детски-амбициозного «моё!» — «Моя кукла!», «Мой конструктор!».

Стало быть — «наш Пушкин»? Но ведь тогда — без многократного повторённого «мой!» — Пушкин делается. ничей.

Пушкин, конечно же» наш» и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине? О Пушкине в тебе?

Каков же он — «мой Пушкин»?

Иногда мне хочется зорко и жадно оглянуться назад, за полторы сотни лет, оглянуться, как в степь или море, на живой огонёк и увидеть «своего» Пушкина.

«Ни огня, ни чёрной хаты. Глушь и снег». Представляете? Огромная, бескрайняя российская ночь. Вокруг ничего живого. Кони встали. Шуршит позёмка по насту. Пушкин соскочил с возка — размяться. Глушь и снег. На беспомощном, человеческом его лице тают случайные снежинки. Я вижу его именно таким.

Источник

Задание 6. Какому стилю принадлежит текст? Докажите это, отметив свойственные этому стилю черты в данном тексте.

На заседании администрации Великого Новгорода, прошедшем на этой неделе, было принято решение с 20 сентября начинать отопительный сезон. В первую очередь тепло поступит в больницы, школы и детские сады, а уже затем в наши квартиры. Все неисправности, связанные с отоплением, будут устранены за две недели со дня подачи тепла. Остается только надеется, чтобы к этому времени погода не приготовила неожиданных сюрпризов, как это было в 1996 году.

Данный текст принадлежит к публицистическому стилю (газетно-публицистический подстиль). Автор текста публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах. Таким образом, текст содержит информационное сообщение, выполняя одну из важных функций языка – функцию сообщения (информативную). Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, журнальные и газетные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения.

К лексическим признакам публицистического стиля можно отнести готовые стандартные формулы (речевые клише), используемые в тексте: принято решение, отопительный сезон, тепло поступит, неожиданные сюрпризы, остается только надеятся. Характерной особенностью публицистического стиля является также эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. В данном тексте это слова, содержащие пожелание в сочетании с некоторой долей сомнения: остается только надеятся. Используются также образные выражения (что несвойственно, например, для делового или научного стиля), также в переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки: тепло поступит, погода не приготовила сюрпризов.

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. В данном тексте таких ярких примеров, как, например, употребление единственного числа в значении множественного или повелительной формы глагола, нет. Следует отметить употребление родительного падежа в словосочетаниях на заседании администрации, подача тепла что является характерным для публицистического стиля. Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что для публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время. В анализируемом тексте используются глагольные формы прошедшего и будущего времен. В публицистическом стиле возрастает «нагрузка» производных предлогов как более «конкретных» (по сравнению с непроизводными), а главное однозначных показателей тех или иных отношений: на этой неделе, в первую очередь, к этому времени.

К синтаксическим особенностям публицистического стиля следует отнести вводную конструкцию (подобные отсутствуют в официально-деловой речи и крайне редки в научной), содержащую оценочную коннотацию: остается только надеятся.

Таким образом, можно сделать вывод о принадлежности данного текста к публицистическому стилю.

Задание 7. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях. С нарушением какого типа нормы литературного языка они связаны? Приведите правильный вариант.

Мое настроение было лучшее прежнего. Нарушена грамматическая (морфологическая) норма – выбрана неправильная (несуществующая) форма степени сравнения качественного прилагательного. Мое настроение было лучше прежнего.

Самая кратчайшая дорога до леса с другой стороны города. Нарушена грамматическая (морфологическая) норма – неправильная форма степени сравнения прилагательного (сложной формы превосходной степени качественного прилагательного с суффиксом –айш— не образуется). Самая короткая дорога до леса с другой стороны города.

Мне понравилось, когда раздавали призы, кто лучше делает зарядку. Нарушена лексическая норма – лексическая неполнота высказывания. Мне понравилось, когда раздавали призы тем, кто лучше делает зарядку.

Пешеход пострадал в дорожной аварии благодаря своей невнимательности. Нарушена лексическая норма – употребление служебного слова без учета его семантики (непонимание значения слова). Пешеход пострадал в дорожной аварии из-за своей невнимательности.

Возвращаясь домой, мне стало грустно. Нарушена грамматическая (синтаксическая) норма – неправильно выбрана глагольная форма. Когда я возвращался домой, мне стало грустно.

Источник

Докажите, что это текст публицистического стиля

Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Смотреть фото Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Смотреть картинку Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Картинка про Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин. Фото Докажите что текст публицистического стиля ставшая расхожей фраза мой пушкин

Публицистический стиль используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет.
Служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).
Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений.

Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля: Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях; Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы

Задача речи: воздействовать на массовое сознание, призывать к действию.

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Источник

Анализ публицистического текста

повторить сведения об изученных ранее стилях речи;

повторить основные признаки публицистического стиля ;

узнавать высказывания публицистического стиля;

совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.

Просмотр содержимого документа
«Анализ публицистического текста»

АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

В Европе были величайшие художественные мировые ге­нии: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но ни у кого из них не видим этой способности, а видим ее только у Пушкина. (3)Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полно­те перевоплощения. (4)Но не для умаления европейских гениев такой величины, как Шекспир и Шиллер, сказал я это. (5)Все- мирность, всепонятность и неисследимая глубина мировых ти­пов человека, данных Шекспиром на веки веков, не подвергает­ся мною ни малейшему сомнению. (б)Повторяю, не на мировое значение Шекспиров и Шиллеров хотел я посягнуть, обозначая гениальнейшую способность Пушкина перевоплощаться в ге­нии чужих наций, а желая лишь в самой этой способности и в полноте ее отметить великое и пророческое для нас указание, ибо способность эта есть всецело способность русская, нацио­нальная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он есть и совершеннейший вы­разитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельно­сти, в деятельности художника.

(7)Народ же наш именно заключает в душе своей эту склон­ность к всемирной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз. (8)Обозначая эту способность народа нашего, я не мог не уви­деть в то же время в факте этом и великого утешения для нас в нашем будущем, великой и, может быть, величайшей надежды нашей, светящей нам впереди. (9)Главное, я обозначил то, что стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и край­ностями его, было пе только законно и разумно, но и народно, совпадало вполне с стремлениями самого духа народного, а в конце концов бесспорно имеет и высшую цель.

(10)И не надо, не надо возмущаться сказанным мною, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». (11)Смешно тоже и уверять, что прежде чем ска­зать новое слово миру, «надобно нам самим развиться эконо­мически, научно и гражданственно, и тогда только мечтать о «новых словах»». (12)Я и не пытаюсь равнять русский народ с народами западными в сферах их экономической славы или на­учной. (13)Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех наро­дов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различаю­щего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. (14)Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?

(15)Основные нравственные сокровища духа, в основной сущности своей по крайней мере, не зависят от экономической силы. (16)Наша нищая неурядная земля, кроме высшего слоя своего, вся сплошь как один человек. (17)Мы утверждаем, что вмещать и носить в себе силу любящего и всеединящего духа можно и при теперешней экономической нищете нашей, да и не при такой еще нищете, как теперь. (18)Ее можно сохранять и вмещать в себе даже и при такой нищете, какая была после на­шествия Батыева или после погрома Смутного времени, когда единственно всеединящим духом народным была спасена Рос­сия. (По Ф.М. Достоевскому)

Сведения об авторе и о тексте

6 июня 1881 г. в Москве состоялось открытие памятника Пушки­ну (скульптор A.M. Опекушин), на котором присутствовал и Ф.М. До­стоевский. На публичном заседании Общества любителей россий­ской словесности, состоявшемся 8 июня, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Речь произвела огромное впечатление. Общество любителей российской словесности единогласно избрало Ф.М. Достоевского своим почетным членом. Писатель был увенчан огромным лавровым венком. Ночью Ф.М. Достоевский поехал к па­мятнику Пушкину и положил свой венок к его подножию.

1 августа 1881 г. вышел из печати публицистический «Дневник писателя», где «Речь о Пушкине» была опубликована вместе с преди­словием и дополнениями.

Этап первый Восприятие и анализ текста

Внимательно прочитайте предложенный для анализа текст. Определите стиль и тип текста.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Как известно, существует пять функциональных стилей русского литературного языка, каждый из них имеет свои спе­цифические признаки (см. Приложение № 2).

Если возникают трудности в разграничении стилей, попро­буйте:

произведении (художественный стиль), т.е. вспомните внеязыковые особенности каждого стиля;

вспомните основные стилевые черты, определяющие от­бор характерных для стиля языковых средств;

не определяйте стиль по отдельным словам или выраже­ниям, так как они могут употребляться в текстах разного стиля; разница лишь в том, что в одном стиле эти слова и выражения частотны, а в другом встречаются редко, при определенных условиях.

Для понимания содержания исходного текста необходимо определить и тип речи (описание, повествование, рассуждение), так как именно тип речи определяет способы формирования и развертывания авторской мысли (см. Приложение № 2).

Выполняем задание вместе

Перед нами текст публицистического стиля, так как он со­общает информацию, имеющую общественное значение; воздействует на массы; формирует у людей правильное от­ношение к заданной проблеме. В данном тексте мы видим:

лаконичность изложения при информативной насы­щенности;

эмоциональность, обобщенность, а также непринуж­денность высказывания;

совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств;

сочетание стандартных и экспрессивных выражений (например, величайшие художественные мировые ге­нии: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры и т.д.);

• повторы, ряды однородных членов (всемирность, все- понятностъ и неисследимая глубина мировых типов человека; вместить в себе идею всечеловеческого еди­нения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное и т.д.), вводные слова (совершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельности; великой и, может быть, величайшей надежды нашей и т.д.).

По типу речи это, конечно же, рассуждение, так как налицо тезис, аргументация и вывод.

Определите тему, идею текста. Обратите внимание на количе­ство абзацев в тексте.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Чтобы проследить, как формулируется и развивается мысль автора текста, необходимо кратко сформулировать главную идею (или идеи) каждого абзаца.

Выполняем задание вместе!

Ф.М. Достоевского волнует тема всемирной отзывчивости, всепримирения, идея всечеловеческого единения.

В каждом из абзацев текста необходимо выделить опор­ные слова, т.е. такие, которые отражают содержание абзаца в целом.

Прежде чем выделять опорные слова, следует убедиться, что лексика анализируемого текста не вызывает затруднений.

Работаем со словарем.

К какой части речи принадлежат следующие слова: ума­ление (предл. 4), всепонятность (предл. 5), неисследимая (предл. 5), ибо (предл. 6), совершеннейший (предл. 6), гений народа рус­ского (предл. 13), неурядная (предл. 16)? Определите их лек­сическое значение.

Выполняем задание вместе!

Выделите в каждом из абзацев текста опорные слова.

Выполняем задание вместе! Абзац 1: всемирная отзывчивость.

Абзац 2: способность перевоплощаться в гении чужих на­ций, способность национальная, совершеннейший худож­ник, совершеннейший выразитель этой способности. Абзац 3: всемирная отзывчивость, всепримирение, дух на­рода.

Абзац 4: новое слово, русская душа, идея всечеловеческого единения, нравственная черта.

Абзац 5: нравственные сокровища духа, экономическая сила, сила любящего всеединящего духа, нищета.

На базе выделенных опорных слов сформулируйте основную мысль (идею) каждого из абзацев текста.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Основная мысль (идея) передает авторское отношение к предмету речи, оценку изображаемого.

Выполняем задание вместе!

в) Начиная с петровских реформ, русский народ не раз проявлял способность к всемирной отзывчивости и все- примирению. Эта способность открывает великое будущее для России.

г) Русский народ является носителем идеи всечеловеческо­го единения и братской всепрощающей любви. Несмотря на то что в своем экономическом развитии Россия отстает от Западной Европы, русский народ может «сказать новое слово миру».

д) Способность народа воплощать в себе силу любящего и всеединящего духа не зависит от уровня экономического развития страны (примеры из истории: времена нашествия Батыя и Смутное время).

Выполняя данное задание, мы составили тезисный план анализируемого текста, отражающий ход авторской мысли, основные идеи данного текста и являющийся необходимой основой для формулировки основной проблемы, поднимаемой в указанном тексте, ее комментирования и выявления авторской позиции.

Задание 6 (Работа с К1)

Опираясь на тезисный план и ключевые слова, сформулируйте проблему, поставленную в анализируемом тексте.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Но акцент лучше делать на основной проблеме, т.е. проблеме, по которой отчетливо заявлена позиция автора анализируемого текста. Круг проблем может быть разнообразным:

Основная проблема занимает автора на всем протяжении данного текста, служит объектом его размышлений, он неодно­кратно возвращается к ней.

Выполняем задание вместеI

Достоевский говорит о «всемирной отзывчивости» как о типично русской национальной черте, наиболее полно и глубоко раскрывшейся в творчестве А.С. Пушкина, и в связи с этим о всепримиряющем и всеобъединяющем духе русского народа.

Задание 7 (Работа с К2)

Прокомментируйте проблему, поставленную в анализируемом тексте.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а) Насколько актуальна (интересна, глубока) избранная ав­тором проблема?

б) Насколько эта проблема волнует автора? Как он привле­кает наше внимание к данной проблеме (с помощью каких лек­сических, стилистических и изобразительных средств)?

в) Какие аргументы автор приводит в своих рассуждениях?

г) В чем заключается сущность данной проблемы?

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Выделяют два типа комментария: текстуальный и концеп­туальный.

При выборе такого комментария уместны вопросы:

На каких примерах в тексте автор рассматривает про­блему?

Какими фактами, событиями автор иллюстрирует про­блему?

Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

На чьи имена, высказывания ссылается автор? Почему?

Концептуальный комментарий («от действительности к

1. К какому типу проблем принадлежит эта проблема?

2; Актуальна ли эта проблема в наши дни?

3.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

И в текстуальном, и в концептуальном комментарии необ­ходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО опираться на анализируемый текст.

Выполняем задание вместе!

Проблема, поднятая Достоевским, относится к числу вечных, философских проблем. Писатель говорит горячо и взволнованно: об этом свидетельствуют многочисленные лексические повторы, инверсии, риторический вопрос. Ар­гументируя свои рассуждения, Достоевский обращается к примерам из истории России (нашествие Батыя и Смутное время).

Задание 8 (Работа с КЗ)

Какова позиция автора анализируемого текста?

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Что значит «отразить позицию автора анализируемого текста»? Это значит уметь кратко и точно назвать вопросы, ко­торые особо интересовали автора.

Сформулировать (отразить) позицию автора мы можем дву­мя способами:

В виде вопроса (универсальный способ, который подхо­дит для любого текста).

С использованием типовых конструкций (готовые рече­вые обороты, клише, использующиеся в типичных речевых ситу­ациях и контекстах), включающих слова «проблема», «вопрос».

Интересно для нас предположение автора.

Автор убежден (считает, доказывает, полагает) (что?).

В центре внимания автора.

Несомненно, автору удалось описать (обосновать, рас­крыть, уточнить. ). Авторская позиция может быть сформулирована прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обра­щения автора к читателю; в лирических отступлениях, ремар­ках, вставках) или косвенно (в эпиграфах, в названии произве­дения, вставных эпизодах, через художественные детали).

Используйте для выполнения этого задания тезисный план и ключевые слова.

Выполняем задание вместе!

Достоевский убежден, что способность народа вопло­щать в себе силу любящего и всеединящего духа не зависит от уровня экономического развития страны и что русский народ призван «сказать новое слово миру».

Этап второй Аргументация собственного мнения

Задание 9 (Работа с К4)

Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее двух аргументов.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Что значит аргументированно выразить свое мнение? Что такое аргументация?

Выскажите ваше мнение по затронутой в анализируемом тексте проблеме, используя оценочные слова, помогающие пе­редать ваше впечатление от прочитанного.

Высказывая свое мнение, избегайте речевой агрессии (эти­ческая ошибка К11), т.е. грубого словесного выражения нега­тивных эмоций, обвинений, насмешек, употребления вульгариз­мов и жаргонизмов.

Если вы полностью или частично не согласны с мнением ав­тора, выразите это корректно. Например: Думаю, что утверж­дение автора о. является спорным.

Выполняем задание вместе!

Нельзя не согласиться с Достоевским, что «народ же наш именно заключает в душе своей склонность к всемир­ной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз».

Действительно, всечеловечность русского народа име­ет глубочайшее основание в том громадном по своему зна­чению факте, что Россия с самого начала складывалась и даже, пожалуй, рождалась как многонациональная страна.

Все мы помним, хотя далеко не всегда в полной мере по­нимаем и осознаем, строфу из пушкинского поэтического «завещания», стихотворения «Я памятник себе воздвиг. »:

Все народы России в годы Великой Отечественной войны, как один, поднялись на защиту своей страны. Когда воины шли в бой, никто не спрашивал, к какой националь­ности кто принадлежит. Это была победа единения и спло­чения народов.

Федор Михайлович Достоевский абсолютно прав, го­воря, что русская душа наиболее способна «вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезво­го взгляда, прощающего враждебное, различающего и из­виняющего несходное, снимающего противоречия».

Как известно, Русь окончательно освободилась от вла­сти татаро-монголов в 1480 году, после бегства великого хана Золотой Орды Ахмата с реки Угры. И вот через каких- то полвека сын племянника того самого Ахмата, Шигалей, стал крупным русским военачальником и командовал всей

русской армией в Ливонской и Литовской войнах. И таких примеров немало. Так судьбы потомков «заклятых» врагов Руси раскрывают природу русской всечеловечности.

Грамотное оформление письменного высказывания Задание 10

Напишите вступление к своему сочинению.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Написание вступления часто вызывает сложности. И это не случайно, потому что вступление должно быть лаконичным и должно иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста.

Выделяются различные типы вступлений:

Сведения об авторе.

Сведения о герое предложенного текста.

Эмоциональное введение в тему или прием неожиданно­го начала.

Проблемный (или риторический) вопрос.

Замечание о важности темы для общества.

Важно помнить одно: вступление должно иметь прямое от­ношение к сформулированной проблеме анализируемого текста.

Выполняем задание вместе!

Россия немыслима без больших пространств. Значит, наша страна — это всегда особый «мир». И вопрос лишь в

том, может ли он осуществить себя сам, может ли он быть самодостаточен?

Эти и другие вопросы вызывает после прочтения фраг­мент знаменитой «Речи о Пушкине», автором которой яв­ляется Ф.М. Достоевский.

Напишите заключение к своему сочинению.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Концовка-вывод наиболее характерен для данного типа работы. В выводы выносятся положения, которые были рассмотрены и доказаны в работе.

Концовка-повтор, т.е. в конце работы повторяется пред­ложение (предложения), с которого (с которых) начи­нался текст сочинения, что делает его подчеркнуто завер­шенным (прием рамочного обрамления).

Цитата, В ней может быть сконцентрировано все, что сказал автор в тексте.

Типичные конструкции, используемые в заключении

В заключение хотелось бы отметить.

В заключении сочинения хочется добавить.

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьезно задумался о том, что.

Выполняем задание вместе!

Обобщите всю проведенную работу с текстом и напишите сочи­нение по следующему плану:

Основная проблема, поставленная в анализируемом тек­сте.

Комментарий к основной проблеме, поставленной в ана­лизируемом тексте.

Авторская позиция по основной проблеме, поставленной в анализируемом тексте.

Моя точка зрения и подтверждающие ее аргументы по поводу основной проблемы, поставленной в анализируе­мом тексте.

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Ниже приводится примерный вариант сочинения-рас­суждения по фрагменту речи Ф.М. Достоевского, чтобы про­демонстрировать, что предложенная система упражнений по­зволяет, поэтапно проработав текст, выделить необходимую информацию, заложенную в нем, четко сформулировать, ло­гично изложить и аргументированно доказать собственную точку зрения.

Выполняем задание вместе!

Эти и другие вопросы вызывает после прочтения фраг­мент знаменитой «Речи о Пушкине», автором которой яв­ляется Ф.М. Достоевский.

Достоевский говорит о «всемирной отзывчивости» как о типично русской национальной черте, наиболее полно и глубоко раскрывшейся в творчестве А. С. Пушкина, и в связи с этим о всепримиряющем и всеобъединяющем духе русского народа.

Проблема, поднятая Достоевским, относится к числу вечных, философских проблем. Писатель говорит горячо и взволнованно: об этом свидетельствуют многочисленные лексические повторы, инверсии, риторический вопрос. Ар­гументируя свои рассуждения, Достоевский обращается к примерам из истории России (нашествие Батыя и Смутное время).

Нельзя не согласиться с Достоевским, что «народ же наш именно заключает в душе своей склонность к всемир­ной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз».

Действительно, всечеловечность русского народа име­ет глубочайшее основание в том громадном по своему зна­чению факте, что Россия с самого начала складывалась как многонациональная страна.

Все мы помним, хотя далеко не всегда в полной мере по­нимаем и осознаем, строфу из пушкинского поэтического завещания, стихотворения «Я памятник себе воздвиг. »:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

В годы Великой Отечественной войны все народы Рос­сии, как один, поднялись на защиту своей страны. Когда воины шли в бой, никто не спрашивал, к какой националь­ности кто принадлежит. Это была победа единения и спло­чения народов.

Федор Михайлович Достоевский абсолютно прав, го­воря, что русская душа наиболее способна «вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезво­го взгляда, прощающего враждебное, различающего и из­виняющего несходное, снимающего противоречия».

Как известно, Русь окончательно освободилась от вла­сти татаро-монголов в 1480 году, после бегства великого хана Золотой Орды Ахмата с реки Угры. И вот через каких- то полвека сын племянника того самого Ахмата, Шигалей, стал крупным русским военачальником и командовал всей русской армией в Ливонской и Литовской войнах. И таких примеров немало. Так судьбы потомков «заклятых» врагов Руси раскрывают природу русской всечеловечности.

Проверьте написанную вами работу по критериям, помещенным в Приложении.

В Европе были величайшие художественные мировые ге­нии: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но ни у кого из них не видим этой способности, а видим ее только у Пушкина. (3)Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полно­те перевоплощения. (4)Но не для умаления европейских гениев такой величины, как Шекспир и Шиллер, сказал я это. (5)Все- мирность, всепонятность и неисследимая глубина мировых ти­пов человека, данных Шекспиром на веки веков, не подвергает­ся мною ни малейшему сомнению. (б)Повторяю, не на мировое значение Шекспиров и Шиллеров хотел я посягнуть, обозначая гениальнейшую способность Пушкина перевоплощаться в ге­нии чужих наций, а желая лишь в самой этой способности и в полноте ее отметить великое и пророческое для нас указание, ибо способность эта есть всецело способность русская, нацио­нальная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он есть и совершеннейший вы­разитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельно­сти, в деятельности художника.

(7)Народ же наш именно заключает в душе своей эту склон­ность к всемирной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз. (8)Обозначая эту способность народа нашего, я не мог не уви­деть в то же время в факте этом и великого утешения для нас в нашем будущем, великой и, может быть, величайшей надежды нашей, светящей нам впереди. (9)Главное, я обозначил то, что стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и край­ностями его, было пе только законно и разумно, но и народно, совпадало вполне с стремлениями самого духа народного, а в конце концов бесспорно имеет и высшую цель.

(10)И не надо, не надо возмущаться сказанным мною, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». (11)Смешно тоже и уверять, что прежде чем ска­зать новое слово миру, «надобно нам самим развиться эконо­мически, научно и гражданственно, и тогда только мечтать о «новых словах»». (12)Я и не пытаюсь равнять русский народ с народами западными в сферах их экономической славы или на­учной. (13)Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех наро­дов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различаю­щего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. (14)Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?

(15)Основные нравственные сокровища духа, в основной сущности своей по крайней мере, не зависят от экономической силы. (16)Наша нищая неурядная земля, кроме высшего слоя своего, вся сплошь как один человек. (17)Мы утверждаем, что вмещать и носить в себе силу любящего и всеединящего духа можно и при теперешней экономической нищете нашей, да и не при такой еще нищете, как теперь. (18)Ее можно сохранять и вмещать в себе даже и при такой нищете, какая была после на­шествия Батыева или после погрома Смутного времени, когда единственно всеединящим духом народным была спасена Рос­сия. (По Ф.М. Достоевскому)

Сведения об авторе и о тексте

6 июня 1881 г. в Москве состоялось открытие памятника Пушки­ну (скульптор A.M. Опекушин), на котором присутствовал и Ф.М. До­стоевский. На публичном заседании Общества любителей россий­ской словесности, состоявшемся 8 июня, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Речь произвела огромное впечатление. Общество любителей российской словесности единогласно избрало Ф.М. Достоевского своим почетным членом. Писатель был увенчан огромным лавровым венком. Ночью Ф.М. Достоевский поехал к па­мятнику Пушкину и положил свой венок к его подножию.

1 августа 1881 г. вышел из печати публицистический «Дневник писателя», где «Речь о Пушкине» была опубликована вместе с преди­словием и дополнениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *