Докажите что высказывание сохраняя признак связности может не быть текстом
Связность текста: когда её нет.
По газону не ходить. Который час?
По поводу текстовости этой конструкции ставился вопрос здесь. Теперь на этот вопрос можно уверенно ответить: нет, это НЕ связный текст. Просто потому, что нет ничего на уровне формы или смысла, что указывало бы на те или иные связи между этими предложениями. Они взяты из разных контекстов и из разных ситуаций.
А теперь — примеры не искусственные, а сказанные-написанные реальными людьми.
Супружество о браке. Он своей женой будет ходить на симфонические концерты.
. Выписки все нет. Странно, для меня очень странно. Но выпишут же. Так вот: времество, как совершенно новое на земле представление, есть ничто иное, как световой модуль времени. И далее: не иначе, как скоро выпишусь.
Как мы уже разбирали, в нормальном тексте обычно есть и формальная связность, и смысловая связность: Также возможна смысловая связность без формального её обозначения. Здесь же в первом примере связности нет ни по форме, ни по содержанию. Во втором — форма есть, а содержания нет.
А теперь грустное. Оба этих примера взяты из текстов авторства больных шизофренией. Подобные нарушения связности — характернейшая черта этого психического заболевания, когда содержательные связи между представлениями о событиях-предметах-свойствах либо не могут быть установлены совсем, либо устанавливаются случайным, нефункциональным образом. Когда же у человека голова в порядке, он таких ошибок не делает. Автоматически не делает: этот механизм сам работает и в отслеживании не нуждается.
Основные признаки текста
Текст является основной единицей языка. Он включает в свой состав предложения, слова и словосочетания. Ему присущи свои признаки, которые делают его отличительным от других единиц. Текст также имеет ряд дополнительных признаков.
Из каких элементов состоит текст
Текст является важной единицей в языке, в произведении. Он объединяет мельчайшие единицы языка и состоит из знаков, которые связаны между собой. В тексте имеется мысль, он оформлен и обладает законченностью.
Все части взаимосвязаны, имеет чёткую структуру. В его состав входят
Элементы текста объедены темой, целью. Для того, чтобы определить текст, необходимо знать его признаки. Каждый текст обладает определённой направленностью – научной, художественной, публицистической, официально-деловой.
Признаки текста
Завершенная мысль
Этот признак текста предполагает, что мысль полностью раскрыта. Читателю становится понятно, о чём рассказывается в произведении. Он воспринимает и понимает то, что прочитал. Информация легко усваивается. Должна наблюдаться связь между темой и содержанием.
Связный текст
Такой признак заключается в чёткой последовательности, логической связности. Всё предполагает развитие общей направленности текста. Предложения построены правильно. Одна мысль вытекает из другой. Каждое предложение дополняет следующее. Оформление происходит при помощи основных средств языка, синтаксических, грамматических, орфографических, лексических норм. Для связи предложений используются союзы и союзные слова, параллельная и цепная связь.
Единство стилей
Любой текст должен быть построен в определённом стиле. От этого зависит и выбор различных средств языка. В разговорном стиле используются простые предложения, в научном – сложные.
Целостность
К этому признаку относится и завершённость, и связность, и стилевое единство. Если в тексте найдено всего 2 признака, то его нельзя будет считать текстом до тех пор, пока не будут учтены все требования.
Членимость и автономия
Это тоже важные признаки. Членимость предполагает, что текст объединён одной мыслью. Он имеет чёткую структуру, включает в свой состав предложения. Автономность заключается в наличии у текста начала и конца. Должна присутствовать завершённость и информативность.
Стили
Публицистический стиль
Публицистический стиль принято считать стилем средств массовой информации. Его основной задачей является воздействие на читателя. Признаками публицистического стиля является лаконичность, образность, призыв к действию.
Научный стиль
Научный стиль используется в научной сфере. Он применяется при написании научных работ: дипломов, диссертаций, статей, монографий. Основными его признаками является использование терминологии, тезисов. Доклады, публичные выступления тоже относятся к этому стилю, если они обладают основными признаками научного стиля.
Художественный и разговорный стили
К художественному стилю относится стиль художественной литературы. Он характеризуется наличием экспрессивной лексики. В его составе изобилуют эмоциональные слова, художественно-изобразительные средства языка.
Разговорный стиль используется в устной речи. Его отличительным признаком является использование простых предложений, общеупотребительной лексики, повторов.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль – это стиль делового общения. Он охватывает документы. Используется в разных сферах. К нему относятся заявления, протоколы, записки установленного образца. Ему свойственна лаконичность, использование штампов, стандартов.
Выводы
Нами были рассмотрены основные признаки текста. Среди них следует выделить связность, логичность, стилевое единство и завершённость. Если какой-то признак отсутствует, то, значит, фрагмент нельзя считать тексом. Следует также выделять особенности текста, по которым определяется его стилевое единство.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 6. Признаки текста: целостность, связность, законченность
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Целостность текста— раскрытие в тексте одной темы.
Связность текста— связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств.
Законченность(завершённость) текста — полное раскрытие темы в тексте.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы дополните ваши знания о признаках текста.
Вспомните то, что вы уже знаете о тексте.
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Текст бывает устный и письменный. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Они объединены одной темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить.
Посмотрите, какие же признаки являются обязательными для текста.
Любой текст — это, прежде всего, связное высказывание. Связность текста проявляется в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение продолжает и развивает мысль предыдущего.Работать эта связь может так: из одного предложения берётся какая-либо информация и развивается в следующем предложении.
Например:Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, а во втором его заменяет слово «оно».Благодаря этому предложения связаны и последовательно развивают одну и ту же тему. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяться какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте.
Наличие связности — важный признак текста.
Средствами связи в тексте являются различные языковые средства: замена близкими по смыслу словами, повторы, союзы, частицы, местоимения.
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодца.
Первое и второе предложения связаны с помощью повтора слов: колодец — (возле) колодца. В третьем предложении слово «она» заменяет слово «лягушка» из второго предложения. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее.
Рассмотрите ещё один пример.
Леса служат для того, чтобы приносить здоровье нашей планете.Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли».
Перед нами текст, в котором раскрывается одна тема. Это еще один из признаков текста— целостность. Предложения связаны между собой с помощью слов «они», «их», которые заменяют слово «леса». В тексте есть начало и конец. Тема текста раскрыта. Это говорит о законченности (завершённости) текста.
Таким образом, вы заметили,что в тексте предложения должны развивать одну и ту же тему, быть связаны друг с другом при помощи различных языковых средств. Кроме того, текст обязательно должен быть завершён, тема в нём должна быть раскрыта полностью, должны быть начало и конец.
Сегодня на уроке вы узнали о таких признаках текста, как целостность (тематическое единство), связность, законченность.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите один правильный ответ.
Подсказка: вспомните, что такое текст
Задание. Последовательность предложений в тексте.
Укажите последовательность предложений
__ Мальчики вместе решили задачу.
__ Юра решал задачу.
__ Так Слава помог другу.
__ Задача была трудная.
Подсказка:предложения в тексте должныбыть выстроены в определённом порядке.
Конспект урока «Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность, «
Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность
Сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность.
Планируемые
результаты
(предметные)
учащиеся владеют понятием «текст», знают его отличительные признаки:
1) наличие предложений; 2) связь предложений по смыслу (единство темы и предмета речи; наличие
основной мысли и её развитие); 3) структурная связность;
Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Текст, признаки текста, предложения, связь предложений пор смыслу.
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.
Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
Фронтальная. Словесный.
Слово учителя
– Долгожданный дан звонок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Подготовка
к основному
этапу занятия.
Фронтальная. Словесный,
наглядный.
Рассказ учителя, беседа
— Помогите мне закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт
нас сегодня на уроке:
Ужасно интересно, все то, что ________________ ( неизвестно).
А то, что неизвестно, нам хочется ______________ (узнать).
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы _____________ (старание,
Тогда с тобою многое удастся нам __________ (понять).
— Как вы думаете, что ждёт нас сегодня на уроке? (узнаем неизвестное, новое,
постараемся понять, но для этого нужно приложить старание).
— Итак, вперёд, за новыми знаниями, узнавать неизвестное.
Знакомятся с предметом, учебником, учатся ориентироваться
в учебнике, бережно
к нему относиться.
Высказывают свои
III. Постановка учебной задачи
Сообщение
учителя, беседа, чтение
— Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
— Тема нашего урока сегодня «Текст».
— Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
— Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот
вопрос? Почему не смогли?
— Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
— Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое
Принимают учебную
задачу, сформулиро-ванную вместе
с учителем
IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
Фронтальная. Словесный,
наглядный.
Чтение, беседа, работа со схемой
— Прочитайте и сравните две записи на доске (слайд )
– Что за записи перед нами?
— А что выражает предложение?
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от
– О чём рассказывается в тексте?
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле
– Что же однажды произошло?
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте.
– Что произошло дальше?
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся
– Кто же пришёл на помощь яблоньке?
– Из каких предложений вы узнали об этом?
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,
подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
– Чем всё закончилось?
– Итак, из чего же состоит текст?
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
(Предложение выражает законченную мысль.)
(Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а
(Поднялся сильный ветер.)
«Поднялся сильный ветер».)
(Ветер стал крутить и ломать деревце.)
(Он принёс колья и подвязал дерево.)
(Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
(Маленькая яблонька была спасена.)
Используют знаково-
символические средства для решения учебной задачи. Осознанно читают текст. Строят ответы на вопросы, соблюдая логику
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Активно участвуют
в физкультминутке
– Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?
— Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из нескольких предложений.
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть
объединены общим смыслом, единством темы.
— А в нашем тексте, о чём говорится? Какая тема объединяет
все предложения текста?
Предложения объединяет общая тема.
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой
главный смысл хотел нам передать автор?
— В каком предложении заключена основная мысль?
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
— Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет
самостоятельно, познакомившись с информацией на слайде.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и
охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?
— А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)
Давайте закончим наше правило:
Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль.
(Эти предложения о разном, нет общей мысли).
(Об яблоньке). (Яблонька).
(Спасли яблоньку). (Яблонька была
(Заголовок можно подобрать по теме текста или по
примерами. Овладевают умением работать
с памяткой. Грамотно списывают предложение. Рассуждают о значении языка и речи
в жизни людей, о роли русского языка
в жизни и общении
V. Закрепление знаний и способов действий
Фронтальная. Словесный.
Беседа
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— По какому плану будем действовать, определяя текст перед нами или нет?
(Как таковой план мы не предлагали, слушаем высказывания детей,
определяем на каком уровне понимания материала они находятся).
Понимают вопросы
и строят правильные
ответы на них
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
Если на уроке все было понятно – хлопните один раз в ладоши. Если были затруднения – два раза. Если не поняли материал урока – хлопните три раза.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект по русскому языку «Части текста. Предложение»
Методический материал по русскому языку на тему «Имена собственные» (2 класс))
Презентация к уроку русского языка на тему «Изложение «Ящерка»» (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему «Изложение «Ящерка»» (4 класс)
«Трудные случаи орфографии и пунктуации» ( 8 класс)
Урок на тему: «Употребление побудительных предложений в речи»
Морфологический разбор глагола 5 класс
КИМЫ в формате ВПР по русскому языку 5-9 классы
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357450 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Докажите что высказывание сохраняя признак связности может не быть текстом
В кругу вопросов, связанных с характеристикой текста, предполагающей всестороннее освещение данного феномена, вопрос о целостности и связности, пожалуй, можно считать одним из основных. Это объясняется тем, что текст как объект лингвистического исследования представляется прежде всего как информационное и структурное единство, как функционально завершенное речевое целое. Именно это качество текста в настоящее время дает возможность определить достаточно четкие закономерности текстообразования.
Локальная связность определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видо-временными формами глаголов, лексическими повторами, порядком слов, союзами и т.д.).
Глобальная связность (а она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова, тематически и концептуально объединяющие текст и его фрагменты.
Связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.
Целостность же текста усматривается в связи тематической, концептуальной, модальной.
Структурная связь может быть левосторонней и правосторонней, в зависимости от места расположения сигналов связи в компонентах текста.
Есть еще одна причина, почему я не вправе молчать. Количество публикаций, в том числе зарубежных, росло. Моя рукопись устаревала, не сходя с письменного стола. И я понял: от меня ждут не информации, а жизнеописания. Тогда я бросился в другую крайность. Начал писать биографический очерк.
Структурная связь может быть выражена и посредством синтаксического параллелизма, когда цепочки высказываний повторяют одну и ту же модель; связь осуществляется и однотипностью видо-временных форм глагола и другими средствами формальной организации:
Вот пример того, какова роль ключевых слов в создании смысловой цельности текста, в осуществлении активной связи их с другими словами, помогающими всесторонне раскрыть обозначенную тему:
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Ключевые слова создают семантические текстовые поля .
Это смысловой лейтмотив. Как правило, ключевые слова связаны с темой текста, фрагмента текста, отдельного сверхфразового единства.
Если это сверхфразовое единство, то ключевое слово обязательно присутствует в его зачине в качестве смыслового центра. И именно это слово семантически притягивает к себе другие слова, расположенные в пояснительной части сложного целого, раскрывающей данную микротему.
Исследователь В. Виленкин, в частности, обратил внимание на то, что таким ключевым понятием-словом для А. Ахматовой можно считать образ «тени» .
Впервые «тень» появилась в «Белой стае»:
Там тень моя осталась и тоскует,
Все в той же синей комнате живет.
Из прошлого восставши, молчаливо
Ко мне навстречу тень моя идет.
В «Поэме без героя» и других произведениях метафора «тени» меняет свою природу, расширяет и углубляет свой смысл, часто превращается в шифр, разгадывание которого приводит к пониманию подтекста. Так ключевое слово, обрастая новыми оттенками значения, становится сигналом тайнописи.
Я иду навстречу виденью,
Беспощаднее нет борьбы.
Рвется тень моя к вечной славе,
Я как страж стою на заставе
И велю ей идти назад.
О ключевом слове «окно» в комментарии к «Евгению Онегину» очень тонко рассуждает В.В. Набоков. Это слово-образ оказывается значимым для понимания духовного облика и жизни любимой героини А. Пушкина Татьяны .
Связующим элементом текста на уровне содержания является и авторская оценка и осмысление отображенных предметов, связь авторского замысла и композиции, авторская позиция. Все это связано с целеустановкой текста и ее реализацией в стиле, в формах представленности в тексте авторства.
Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающего авторскую позицию, и определяет целостность текста.
Применительно к художественному тексту об этом хорошо сказал еще Л. Толстой: «Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что художественное произведение составляет одно целое, потому что в нем действуют одни и те же лица, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»
.
Правда, подобная «абсурдность» может быть запланирована автором и являться своеобразным литературным приемом. Это можно встретить в текстах Н.В. Гоголя. Например, связная по форме, но несвязная по существу речь полицейского чиновника ( «Нос» ):
Но, к счастью, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мною, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит.
Еще пример, когда абсурдность планируется как установка автора: