Докажите опираясь на текст произведения что антитеза ведущий композиционный принцип слова
Помогите доказать по литературе, «Слово о полку Игореве»?
Помогите доказать по литературе, «Слово о полку Игореве».
Докажите опираясь на текст произведения что антитеза ведущий композиционный принцип «слова».
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом.
Затмение солнца словно предупреждает о несчастье : “Подивился Игорь на светило : средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен.
Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев.
Вот как она встречает появление кочевников : “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут : половцы идут”.
Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова.
”, — это образ родной земли.
“Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К.
Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках.
Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей.
Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”.
“Образ страдающей Родины очень важен.
. в идейном замысле “Слова.
”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К.
Вот как описывает создатель “Слова.
” картину битвы с половцами : “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя.
Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы.
Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами.
Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда.
В этом сравнении выражены взгляды автора : русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд.
Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события.
Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря.
С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей.
С гневным упреком обращается к ним поэт : “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович.
В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине.
Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.
Антитеза — это единство и борьба противоположностей
Антитеза – речевой приём, используемый для усиления выразительности. Заключается в резком противопоставлении понятий и образов.
Как правило, антитеза реализуется на уровне предложений и более крупных частей текста. Этим антитеза отличается от оксюморона, в котором создаётся контраст понятий на уровне словосочетаний.
Термин берёт название от древнегреческого ἀντίθεσις, т. е. «противопоставление».
Определение понятия антитеза
Чтобы узнать точное значение научного термина антитеза, стоит обратиться к энциклопедии или словарю. Антите́за (происходит от греческого «противопоставление») — стилистическая фигура, основанная на контрастном противопоставлении в речевой практике или художественной литературе.
Содержит резко противопоставленные предметы, явления и образы, которые имеют смысловую связь или объединены одной конструкцией.
Как объяснить простым языком, что такое антитеза и с какой целью она применяется в русском языке? Это прием в литературе, основанный на противопоставлении различающихся контрастных персонажей, понятий или событий. Такой прием встречается в качестве базы для построения целых больших романов или частей художественных текстов любого жанра.
Это интересно! Что такое метонимия в литературе: примеры и способы определения
В качестве антитезы могут быть противопоставлены в произведении:
Обычно основной лексикой, из которой создается контрастный эффект, служат антонимические слова. Доказательством этому являются народные пословицы: «Легко подружиться, тяжело разлучиться», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Тише едешь — дальше будешь».
Примеры антитезы
Основные виды тропов в русском языке
Тропы — это словосочетания или отдельные слова, которые используются автором в переносном значении для создания нового образа. Они применяются везде: в художественной литературе, публицистике и устной речи.
Области применения антитезы
Автору художественного произведения любого жанра нужна выразительность речи, для чего и применяется антитеза. В русском языке применение противопоставленных понятий давно вошло в традицию в заголовках романов, рассказов, пьес и стихотворных текстов: «Война и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М.Твена, «Волки и овцы» Н.С.Островского.
Кроме рассказов, романов и поговорок, прием противопоставления успешно используется в произведениях, предназначенных для агитации в политике и социальной сфере и ораторском искусстве. Всем знакомы девизы, речевки и лозунги: «Кто был никем, тот станет всем!».
Обратите внимание! В убеждающей рекламе такой прием дает возможность выделить достоинства товара или (реклама напитка Кока-Кола).
Примеры антитезы в художественной литературе
Пусть светит месяц — ночь темна. Пусть жизнь приносит людям счастье, — В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья. (А. Блок)
Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин)
Наша сила — правда, Ваша — лаврьи звоны. Ваша — дым кадильный, Наша — фабрик дым. Ваша мощь — червонец, Наша — стяг червонный, Мы возьмём, займём и победим. (В. Маяковский)
Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. (М.Лермонтов)
Виды антитезы
В русском языке могут встречаться различные варианты противопоставления явлений:
Возьмите на заметку! На базе антитезы родился особый прием — оксюморон, который некоторыми специалистами рассматривается как вид этой фигуры речи, только с уклоном в юмор и иронию. Примеры оксюморона у Александра Блока «Жар холодных чисел» или у Некрасова «И убогая роскошь наряда…»
Структура антитезы
Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.
Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.
Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.
Примеры неверных конструкций:
«В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься», «Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев».
По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.
Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.
Частным случаем антитезы будет противопоставление слова самому себе при условии, что оно значит что-то другое или используется для придания выражению афористического характера: «Миру – мир», «Война – войне», «Человек человеку волк» и т. д.
Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте.
Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.
Определение
Антитеза — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли.
Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:
Часто она фигурирует в названиях художественных произведений, например:
«Война и мир» Л. Н. Толстого;
«Принц и нищий» М. Твена.
На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н. Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
Ссылки
• Антитетон • Апокопа • Апострофа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон • Гомеотелевтон • Градация (Климакс, Антиклимакс) • Дистинкция • Зевгма • Изоколон • Именительный темы • Инверсия • Коррекция • Мезархия • Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парентеза • Парономазия • Парцелляция • Перифраз • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация • Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Силлепс • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Экзергазия • Эллипсис • Эмфаза • Эпифора
Условие, необходимое для антитезы
Существенное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), — это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них.
Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как «Мал золотник, да дорог», «Редко, но метко», построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, «начало» и «конец», «свет» и «тьма».
Но в данном контексте они рассматриваются как противоположные потому, что слова «мал» и «редко» берутся со спецификацией значения по отношению к сопоставленными с ними, взятыми в прямом значении словами «дорог» и «метко». Входя в антитезу, тропы могут скрывать еще более ее логическую точность и ясность.
Как сделать антитезу выразительной?
Усиление выразительности достигается следующими способами:
- Контраст может быть смысловым: «Все переврав, доехали до сути». Противопоставляются как слова, так и конструкции.
Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по
Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания».
Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «»Делиться или нет?» — подумал калькулятор».
Можно использовать фонетическое подобие, например «научит — наскучит».
Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев.
Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет.
Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот
Что мы узнали?
Антитеза – это литературный прием, в основе которого лежит противопоставление противоположных понятий или явлений. Данная фигура речи выполняет экспрессивную функцию, помогая передать выразительность речи. Антитеза может выражается конкретными словами с противоположным значением, а может выражаться с помощью других средств: один герой противопоставляется другому через описания внешности, поступки и речевые характеристики и др. Антитеза может наблюдаться и внутри одного явления или персонажа, а также может лежать в основе названий художественной литературы.
Антитеза из литературы, представленная в лирических стихотворениях
Широко используется данный прием также в различных лирических стихотворениях. У Александра Сергеевича Пушкина это, например, «Элегия», «Поэт и толпа», «Поэт», «Деревня» (пример антитезы в стихах Александра Сергеевича — противопоставление рабства народа и мирного пейзажа), «К Чаадаеву». У Михаила Юрьевича Лермонтова — «Поэт», «Парус», «Сон», «Спор», «Благодарность», «Отчего», «1-е января», «Листок», «К портрету». У Николая Алексеевича Некрасова — «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.
В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.
Пожалуйста помогите?
Надо доказать что добро и любовь лучше чем злоба.
Опираясь на произведение Дубровский.
Опираясь на какое произведение.
Кто, с вашей точки зрения, является главным героем произведения «Макар Чудра»?
Кто, с вашей точки зрения, является главным героем произведения «Макар Чудра»?
Почему(доказать опираясь на текст)?
Лучше помогите кто знает о чем речь.
«что такое любовь» из произведения дары волхвов (помогите пожалуйста)?
«что такое любовь» из произведения дары волхвов (помогите пожалуйста).
Произведения А?
С. Пушкина Дубровский является романом?
Сочинение на тему Любовь Маши и Дубровского)?
Сочинение на тему Любовь Маши и Дубровского).
Помогите пожалуйста Какая Идея произведения романа Дубровский?
Помогите пожалуйста Какая Идея произведения романа Дубровский.
Помогите пожалуйста написать сочинение на тему произведения «Дубровский»?
Помогите пожалуйста написать сочинение на тему произведения «Дубровский».
Помогите доказать по литературе, «Слово о полку Игореве»?
Помогите доказать по литературе, «Слово о полку Игореве».
Докажите опираясь на текст произведения что антитеза ведущий композиционный принцип «слова».
Как любовь разрушила планы Владимира Дубровского?
Как любовь разрушила планы Владимира Дубровского.
Сочинить сказку про добро, зло и любовь помогите пожж?
Сочинить сказку про добро, зло и любовь помогите пожж!
Чем мне понравилось произведение «Дубровский»?
Чем мне понравилось произведение «Дубровский»?
Помогите, пожалуйста, небольшое сочинение.
Животные нам очень нужны потому, что они братья наши меньшие. Хоть они на нас и не похожи(у них 4 ноги, есть шерсть, они маленькие). Животные нам очень много дают например шерсть, молоко, мясо. Но некоторые так не считают и они всё равно их истреб..
Г. Ладонщиков Родная земля.
Никогда не сдаваться перед любыми трудностями, стремиться к своей цели, всегда дружелюбно относиться к людям.
В историю русской литературы Крылов Иван Андреевич вошел, прежде всего, как гениальный баснописец. Его рано стали печатно называть «дедушкой Крыловым», и мало кто в Петербурге помнил совсем другого Крылова, энергичного и ядовитого, порой весьма и ве..
Сказка о царе Султане.
Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»
Прием антитезы в романе «Обломов»
Прием антитезы в романе «Обломов»
Основной сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» был заложен еще в первом романе «Обыкновенная история» (1847 г.). Действительно, как заметил В. Г. Белинский, «Адуев (главный герой романа «Обыкновенная история») мог бы заглохнуть в деревенской дичи и апатии и лени». Ну чем не сюжет будущего романа? История создания и публикации романа «Обломов» была довольно долгой и трудной. В общей сложности писатель создавал его в течение 10 лет: в 1849 году вышла в свет часть романа «Сон Обломова» и только в 1859 году в журнале «Отечественные записки» — весь роман целиком.
Использование Прием антитезы в романе «Обломов» помогает читателю понять замысел Гончарова, почувствовать душу героя. При помощи противопоставления писатель выделяет особенные, неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других персонажей романа. Образы, созданные автором, поражают живостью, яркостью и оригинальностью.
Сначала я хотела бы рассмотреть основное противопоставление в романе: Штольц и Обломов. Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством. Почему же эти герои столь различны? Автор пытается в этом разобраться, показывая родителей героев. Илья и Андрей учились вместе. Но как же относились их родители к образованию? Хозяева Обломовки постоянно придумывали предлоги, чтобы освободить обожаемое чадо от занятий. Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. В Обломове эти черты просто-напросто отсутствуют. Он — ненужный для общества человек, «бременящий даром землю» (Н. В. Гоголь). Об этой пассивности Обломова как о национальной черте писал критик Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Увлекшись этой идеей, критик совершенно забыл о положительных чертах героя: о его прекрасном добром сердце и «голубиной нежности». Пришвин писал так о главном герое романа: «Его покой — запрос на высшую ценность, которая достойна непокоя». И действительно, идеалы и запросы Штольца пошлы и суетны. В нравственном отношении Илья Ильич превосходит своего друга. Ольга Ильинская способна полюбить лежебоку Обломова, а Штольца она всегда, даже после замужества, не перестает считать старшим братом и другом.
Обломов тоже любит Ольгу. Но его любовь чиста, бескорыстна, искренна. А Ольга привязана к Илье Ильичу, потому что ей интересно попробовать свои силы, «расшевелить», оживить героя. Ольга эгоистична: она обижается и злится сначала на Штольца, потом на Обломова за признание Ильи Ильича, ведь оно не входило в замысел «эксперимента». Здесь мы также видим антитезу: противопоставляется Ильинская Обломову как самолюбивая героиня, сторонник деятель-•ного начала. Обломов сам понимает, что не достоин Ольги: вспомним его жалкую улыбку в сцене, когда Ольга жестоко говорит о неспособности героя жить для нее. Я уверена, что Илья Ильич никогда бы не смог говорить так зло с любимым человеком. Обломов не был бы счастлив с Ольгой. Она совсем не похожа на ту женщину, которую представлял себе герой в качестве жены. Ему нужна была безропотно любящая, мягкая, домовитая женщина, такая, как Агафья Пшеницына.
Агафья Пшеницына является, в свою очередь, антиподом Ольги Ильинской. Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже об образовании, чертах характера. Она не способна ни понимать книги, которые читает Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни Глубоко прочувствовать благородство души Ильи Ильича. Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит свое человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин.
Таким образом, Обломов уже и самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям. Так, Пенкин пишет обличительные статьи, направленные против падших людей. Обломов противостоит Пекину: он говорит о сострадании, гуманизме, о том, что нужно не обличать, а подать руку падшему человеку.
Прием антитезы в романе «Обломов» применяется не только по отношению к героям. Так, жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его жизни в Петербурге. В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком. Вспомним, как герой убегает от няни к оврагу («Сон Обломова»). Повзрослев, герой остается избалованным ребенком в душе, но он перестает интересоваться жизнью.
Любопытно было бы рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира во сне Обломова. То, что находилось «до оврага», называлось своим и считалось единственно хорошим и правильным. То, что «за оврагом»,— опасным и страшным. Обломов, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире. Поэтому для героя Петербург — место «за оврагом». Петербург особенно контрастирует с Обломовкой: суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую, сонную, застойную жизнь родного гнезда. В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания, там навсегда заведен особый распорядок. В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные, люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то бумаги. Все это не по душе Обломову.
Как мы увидели, весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный прием писателя. Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов, жизненностью ситуаций, писательским мастерством.
И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
Следующая > |
Еще сочинения автора:
Антитеза «Обломов»
- Докажите на основе текста документа что реформа эхнатона
- Докажите что в тексте есть все признаки художественной литературы барбос и жулька