доверенность на регистратора образец
Доверенность на регистрацию права собственности
Недвижимость относится к наиболее дорогостоящим объектам гражданского оборота, поэтому права на нее подлежат регистрации в государственном реестре (ЕГРН). Это понятие включает земельные участки и объекты капитального строительства, прочно связанные с землей: дома, квартиры, гаражи. Если владелец недвижимого имущества не может сам заняться его оформлением, он выдает доверенность на регистрацию представителю, который осуществляет необходимые действия от имени собственника.
Когда требуется доверенность для регистрации
Гражданским кодексом РФ установлено, что при совершении сделок, требующих государственной регистрации права собственности, может быть использована только нотариальная доверенность. Она требуется при продаже или покупке недвижимости, когда право на имущество переходит от одного владельца к другому, о чем и совершается запись в ЕГРН.
Регистрация права проводится на квартиру, приобретенную в ипотеку, на построенный индивидуальный дом или коммерческое здание. Процедура связана с обращением в БТИ (бюро технической инвентаризации — для составления технического паспорта), постановкой объекта на кадастровый учет. Ее завершает внесение записи о праве собственности на имущество в государственный реестр. Оформлением недвижимых объектов занимаются как физические, так и юридические лица.
Какие полномочия имеет представитель
Поверенный, действующий от имени собственника, может производить только те действия, которые указаны в доверенности. Поэтому их перечень должен быть расписан максимально точно, чтобы не получить отказа в том или ином учреждении. Это может вызвать неоправданные задержки и увеличение срока оформления. При составлении таких документов нотариус учитывает имеющийся опыт и пожелания доверителя. Типовой список необходимых поручений включает:
Как правило, в доверенность включается указание на разрешение совершать другие и иные действия, необходимые для выполнения данного поручения. Это необходимо, поскольку каждая сделка по продаже, оформлению квартиры (земельного участка) отличается своими нюансами, которые трудно предусмотреть в одном документе.
Как правильно оформляется доверенность
При обращении в нотариальную контору доверитель и доверенное лицо представляют свои паспорта, где указан адрес места проживания. Нотариус должен убедиться в дееспособности обратившихся лиц и в действительности их документов. В случае юридического лица дополнительно запрашивается выписка из ЕГРЮЛ. Доверенность печатается на бланке строго установленной формы и содержит следующую информацию:
Важно помнить: представитель не может совершать действия от имени законного владельца имущества в отношении себя лично, а также в отношении третьих лиц, если он уже представляет их интересы.
Ограничения и срок действия доверенности
Если регистрации права осуществляется от имени несовершеннолетнего лица, нотариус потребует разрешение органов опеки. В случае, когда доверитель является иностранцем, возраст правоспособности наступает согласно законодательству страны, гражданином которой он является. Так, во многих южных республиках, совершеннолетие наступает с 16 лет.
Доверенность, дающая право на регистрацию недвижимого имущества, может быть выдана одному или нескольким представителям. Тогда в ней обязательно должно быть указано, как они могут действовать: только сообща или каждый отдельно имеет возможность совершать все перечисленные действия по регистрации права собственности. Срок действия доверенности ничем не ограничивается. Если он прямо не указан в документе, его действие согласно общему правилу, истекает ровно через год после даты составления.
Нотариальные услуги по оформлению доверенностей
В нашей нотариальной конторе вы можете оперативно выписать доверенность на регистрацию от имени физического лица или организации. Офис расположен очень удобно для посещения, в самом центре Москвы, в районе станций метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская».
Мы работаем ежедневно с 11 до 21 часа вечера, так что занятые клиенты могут посетить нас вечером. Режим работы в выходные дни: с 10 часов утра до 20 вечера.
Вы можете оставить онлайн-заявку прямо на сайте — вам перезвонит помощник нотариуса и ответит на все ваши вопросы. Также обращайтесь к нам без записи, с паспортом и документами на недвижимость, или позвоните по телефону, чтобы назначить удобное для вас время встречи. Доверенность на регистрацию права оформляется быстро — в день обращения.
Вам может быть интересно:
Будние дни:
с 10:00 до 21:00
Выходные дни:
с 10:00 до 20:00
Или просто приходите без записи.
Вы можете попасть к нам в любое время без записи.
Также Вы можете позвонить к нам или задать вопрос через мессенджер
Доверенность на продажу квартиры: как оформить и какую
Доверенность — письменное поручение, согласно которому один человек передает другому право представлять свои интересы в определенных сделках. Полномочия человека, которому вы доверили свои права, могут быть ограничены временем действия и сферой применения. При покупке и продаже недвижимости многие действия — от подбора необходимых документов до заключения самой сделки и распоряжения деньгами — можно делегировать другим лицам. Это необходимо, если один из участников сделки не может физически на ней присутствовать или принимать участие в ее подготовке, например, находясь в другом городе или стране.
Представлять интересы покупателя или продавца недвижимости может любой дееспособный гражданин, не только родственник, но и знакомый или риелтор. Единственное исключение — второй участник сделки. Один человек не может и покупать и продавать объект.
Какие бывают доверенности на продажу квартиры
Есть несколько типов таких документов:
Если нужно делегировать кому-то сделку по приобретению или продаже жилья, то подойдет только доверенность, заверенная у нотариуса.
Как и где оформить доверенность
Для оформления документа придется посетить офис нотариуса. При процедуре лично обязан присутствовать только доверитель — нотариус удостоверится, что гражданин в здравом уме и по собственной воле делегирует свои права, после чего оба подпишут доверенность. Если доверитель не в состоянии посетить нотариуса лично, то специалиста можно вызвать домой. Нотариуса можно выбрать из реестра вашего города, при этом не важно, в каком районе или округе города он работает. Если вам порекомендовали нотариуса, вы можете проверить его статус в реестре палаты своего города.
Во время оформления нотариусу нужно предъявить паспорта обеих сторон. Если доверенное лицо не может присутствовать, достаточно копии его удостоверения личности. Бывают случаи, когда могут потребоваться дополнительные документы — например, если доверителем является гражданин, не достигший совершеннолетия. Кроме его свидетельства о рождении, потребуются и документы его представителя. Аналогичные требования и в случае, если объект принадлежит лицу, признанному недееспособным. При продаже совместно нажитого имущества обязательно предоставить письменное согласие на продажу от супруга.
Текст доверенности составляет сам нотариус, учитывая собственника и доверенного лица.
Что должно быть указано в доверенности на продажу квартиры:
В документе должны быть проставлены подписи доверителя и нотариуса. Доверенность заверяется печатью.
Также в тексте должно быть указано, какие конкретно права делегирует гражданин. Это может быть право представлять интересы при продаже или приобретении недвижимости, подписывать документы, собирать и запрашивать необходимые для сделки бумаги, провести государственную регистрацию объекта, получить задаток или полную сумму за жилье. Отдельно стоит указать, включает ли документ право передоверия. То есть может ли человек, которому доверены какие-то права, передать их другому человеку и кому.
Если известна сумма сделки, то ее также можно указать в документе, как и вознаграждение доверенному лицу за оказанные услуги.
Сроки действия
На текущий момент нет никакого ограничения, сколько может действовать доверенность. Если в документе не указывается конкретная дата или срок, то по умолчанию закон ограничивает действие одним годом.
Исключение составляют доверенности, которые включают сделки с недвижимостью за рубежом. Там ограничений вообще нет, и если никакая дата не указана, то документ будет действовать до его аннулирования.
При этом доверенность, на которой не указана дата составления, будет признана недействительной, сделки по ней совершать невозможно.
Можно ли отменить доверенность
Доверитель имеет право прекратить действие доверенности в любой момент, даже если у нее есть сроки. Для этого достаточно обратиться к любому нотариусу города, входящему в палату, написать заявление об отзыве и оплатить стоимость услуг специалиста.
Нотариус внесет изменения в единый электронный реестр доверенностей Федеральной нотариальной палаты. Уведомление уполномоченного о прекращении действия доверенности происходит автоматически в течение суток после внесения изменений в реестр. Никаких дополнительных действий от доверителя не потребуется. Однако рекомендуется все же сообщить третьим лицам, участвующим в сделке, об отзыве доверенности.
Следует отметить, что электронный реестр доверенностей — открытый веб-ресурс, которым может воспользоваться любой гражданин с целью установления сведений о доверенности. Там можно узнать, действительна ли доверенность и какой у нее срок действия.
Когда доверенность считается недействительной
Документ может потерять силу не только, когда собственник сам его отозвал или когда истек срок действия. Сделки и операции по доверенности будут невозможны в следующих случаях:
Сколько стоит оформить доверенность
Стоимость нотариальных услуг регулируется палатой города. Общая сумма будет складываться из госпошлины и оплаты дополнительных услуг самого нотариуса, например консультации и составления особого текста документа. Также общая стоимость доверенности может зависеть от количества представителей в документе.
Нотариальная доверенность на продажу квартиры в Москве обойдется в среднем не более чем в 2 тыс. руб., из которых 1,4 тыс. руб. составляет пошлина. Базовые тарифы можно посмотреть на официальных сайтах нотариальных палат города.
Отзыв доверенности — также платная услуга. Ее стоимость в Москве составляет 500 руб.
Доверенность на подачу документов
Как правило, доверенность на подачу документов необходима тогда, когда доверитель в силу различных обстоятельств не имеет возможности лично принести бумаги в какое-либо учреждение. Наиболее часто доверенность нужна при подаче документов в органы государственного учета и контроля: налоговые службы, внебюджетные фонды, судебные инстанции и т.д., а также в коммерческие структуры, например, банковские кредитные учреждения.
На подачу каких бумаг требуется составлять доверенность
Список документов, подачи которых может касаться доверенность, практически ничем не ограничен. Это могут быть:
Следует отметить, что выписать доверенность может как физическое лицо (гражданин РФ), так и юридическое (в лице руководителя компании или уполномоченного действовать от его имени сотрудника).
Кого назначить представителем
В роли представителя доверитель имеет право выбрать любого гражданина РФ, являющегося дееспособным и достигшего возраста 18 лет или другое правоспособное юридическое лицо.
Предприятия чаще всего доверяют подачу документов своим работникам: бухгалтерам, секретарям, юрисконсультам, кадровикам, руководителям структурных подразделений, в зависимости от того, на подачу каких именно бумаг и в какое учреждение выписывается доверенность.
Особенности документа
Любую доверенность можно оформить как на одно доверенное лицо, так и на нескольких. При этом сам документ может быть одноразовым, бессрочным или действовать ограниченный период времени. Также доверенность может включать в себя возможность подачи документов только в какую-то определенную организацию или же она может быть составлена без указания конкретного адресата. Самыми широкими полномочиями наделяют генеральные доверенности.
Бывает, что в доверенность вносится пункт о возможности ее передоверия. Однако руководители компаний не так часто прибегают к таким документам, поскольку это значительно расширяет диапазон возможностей представителя – любому директору проще и безопаснее написать одинаковые доверенности на разных людей, которых он знает лично.
Кроме того, если право передоверия доверенному лицу все же дается, то первоначальная доверенность должна быть в обязательном порядке заверена в нотариальной конторе, а представитель, перед тем как воспользоваться этой возможностью, обязан уведомить о своих планах доверителя.
Если уведомления не будет, то вся ответственность за действия нового представителя упадет на основное доверенное лицо.
К составлению доверенности следует относиться тщательно и продуманно, т.к. при незнании или игнорировании некоторых правил, она может быть признана недействительной.
Правила составления доверенности
Унифицированного единого бланка доверенности на подачу документов не существует, так что руководители предприятий и организаций могут писать ее в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное, чтобы доверенность по своему составу отвечала определенным требованиям делопроизводства, а по содержанию – включала в себя некоторые обязательные сведения.
В «шапке» документа нужно обязательно указать его название, место и дату составления.
Затем в основную часть вносим:
На что обратить внимание при оформлении документа
Как к тексту доверенности, так и к ее оформлению никаких особых критериев не предъявляется. Это означает, что ее допустимо писать на фирменном бланке или на обыкновенном листе любого удобного формата (лучше А4). Также доверитель имеет возможность выбрать: писать ли документ от руки или печатать на компьютере – в деле определения законности доверенности это роли не играет.
Важно лишь то, чтобы она имела две подписи: доверенного лица и доверителя, причем второй удостоверяет своим автографом подпись первого.
Заверять бланк доверенности печатью необходимо только в тех случаях, когда использование штемпельных изделий для визирования документации закреплено в локальных нормативно-правовых бумагах фирмы.
Если на предприятии нет печати (а с 2016 года ее наличие перестало быть требованием со стороны закона), вместе с доверенностью имеет смысл передавать адресату соответствующую выписку из устава.
Доверенность формируется в одном экземпляре, а сведения о ее выдаче следует внести в специальный журнал учета документации.
Можно ли отозвать документ
Бывают ситуации, когда доверенность становится неактуальной в период своего действия. Произойти это может по разным причинам: например, представитель организации–доверителя уволился с работы или просто потерял статус надежного человека, отпала необходимость в прописанных в доверенности действиях и т.д. В таком случае следует проинформировать учреждение, в которое выписывался документ о его недействительности, а также по возможности постараться получить документ обратно на руки.
Семь принципиальных вопросов о доверенностях при сделках с недвижимостью
Передаваемые полномочия нужно излагать в доверенности полно, ясно, однозначно и в строгом соответствии с законом. Так, доверенность не может быть выдана на совершение сделки или иного действия личностного характера (например, на составление завещания). По доверенности также нельзя совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. То есть, к примеру, поверенный не может сам купить у доверителя квартиру по деверенности от него же.
Короткий список полномочий, ограниченный, к примеру, регистрацией права собственности и получением готовых документов в МФЦ, также поможет предотвратить такую «самодеятельность» поверенного лица, как дарение чужой квартиры через договор в простой письменной форме или собственноручное определение цены договора. Настоятельно не рекомендуем включать в перечень полномочий поверенного и право передоверия. Если что-то пойдет не так, то «концов» при таких обстоятельствах найти будет практически нереально.
Относительно «безопасный» список полномочий на сбор документов для предстоящей сделки купли-продажи недвижимости может включать следующие пункты:
— представительство в различных государственных органах и организациях (БТИ, ДЕЗ, ЕИРЦ, Центр государственных услуг «Мои документы», ЗАГС, ФНС и прочие компетентные органы);
— получение всех необходимых документов, справок, выписок, дубликатов в указанных органах;
— подпись за доверителя заявлений;
— подача и регистрация документов.
Если доверенное лицо выполнило все возложенные на него обязанности, а срок действия документа еще не истек, лучше сразу отменить документ у нотариуса. Неотмененная вовремя доверенность может стать опасным инструментом в руках недобросовестных посредников.
Доверенность в нотариальной форме отменяется только через обращение к нотариусу. Он удостоверит распоряжение об отмене документа и внесет сведения в соответствующий реестр Единой информационной системы нотариата. Уже на следующий день доверенность будет числиться в перечне отмененных в специальном разделе портала Федеральной нотариальной палаты. Этот факт означает, что все заинтересованные лица автоматически оповещены о прекращении действия доверенности.
Доверенность, составленную в простой письменной форме, при желании также можно отменить в любой нотариальной конторе страны.
В законе не прописаны какие-либо требования к сроку, на который необходимо выдавать доверенность в том или ином случае. Однако доверенность не может быть выдана бессрочно. Если доверитель не указал точный период действия документа, будет считаться, что доверенность действует 1 год с момента выдачи.
Когда дело касается купли-продажи недвижимости, не стоит оформлять долгосрочные доверенности на год или более. Решение всех формальностей, как бы то ни было, не займет дольше нескольких месяцев.
Доверенность, касающаяся распоряжения недвижимостью и регистрации права собственности, подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Также к нотариусу нужно будет заглянуть для оформления доверенности на совершение сделки, требующей по закону нотариальной формы, и в ряде других ситуаций, прописанных в Гражданском кодексе.
Нотариус проследит, чтобы документ соответствовал всем требованиям законодательства и в нем была отражена следующая информация: место и дата его оформления; срок действия; данные о доверителе и поверенном (Ф.И.О., гражданство, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность). Также он убедится в добровольности и осознанности действий доверителя, разъяснит суть и последствия выдачи доверенности.
Учтите, что, указав в доверенности право на заключение от своего имени любых сделок с вашим имуществом и последующую регистрацию перехода права собственности, вы по факту лишаете себя возможности строго контролировать, как именно распорядятся вашей недвижимостью (продадут или, может быть, отдадут даром), в какую сумму оценят, а какую в итоге получат на руки от покупателя и так далее.
Потеряет свою юридическую силу доверенность только после окончания «срока годности», указанного доверителем, либо вследствие досрочной отмены документа, а также в ряде других обстоятельств, указанных в законе (например, из-за смерти доверителя или признания его недееспособным).
О форме доверенности на предоставление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
В связи с созданием на территории Республики Крым Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр), возникает множество вопросов связанных с перерегистрацией права собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним. При обращении физических и юридических лиц, один из часто задаваемых вопросов: Какова форма доверенности на предоставление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним?
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о регистрации лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Пунктом 2 статьи 163 ГК установлено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.
При этом пунктом 1 статьи 16 Закона введено требование обязательного нотариального удостоверения такой сделки, как доверенность, выдаваемой для целей представительства при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В простой письменной форме такая доверенность, как указано в пункте 1 статьи 16 Закона, может быть выдана, если это предусмотрено федеральным законом (например, как это предусмотрено в пункте 4 статьи 16 Закона о регистрации для доверенности, подтверждающей полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления).
На основании пункта 5 статьи 185 ГК доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Однако в названном положении ГК речь идет не о форме доверенности (то есть сделки), а об ее обязательных реквизитах и порядке ее составления непосредственно юридическим лицом (доверенность должна быть подписана руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами; на доверенности должна быть проставлена печать данного юридического лица).
Таким образом, доверенность на представительство интересов юридического лица в территориальных органах Росреестра должна быть нотариальной, поскольку это предусмотрено статьей 16 Закона о регистрации. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные в Законе о регистрации, иных федеральных законах.