доверенность на зама на время отпуска директора образец

Примерная форма доверенности на период временного исполнения обязанностей директора (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Доверенность
на период временного исполнения обязанностей директора

г. [ место подписания доверенности ]

[ Наименование организации, выдавшей доверенность ], место нахождения: [ вписать нужное ], ОГРН [ значение ], ИНН [ значение ] в лице [ должность руководителя, Ф. И. О. ], действующего на основании [ вписать нужное ], уполномочивает настоящей доверенностью

представлять интересы [ наименование организации ] во всех учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовой формы, в отношениях перед любыми физическими и юридическими лицами.

Для выполнения указанных функций доверенному лицу предоставляются следующие полномочия:

— вести переговоры от имени и в интересах [ наименование организации ];

— право подписи финансовых документов;

— заключать любого рода гражданско-правовые договоры;

— издавать приказы (распоряжения), касающиеся сотрудников и деятельности организации;

— подписывать налоговую и статистическую отчетность;

— подписывать ведомости на выплату заработной платы.

Доверенность выдана без права передоверия сроком на [ указать период временного отсутствия директора ].

Подпись лица, которому выдана доверенность [ образец подписи ] удостоверяю.

[ подпись лица, выдавшего доверенность, инициалы, фамилия ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма доверенности на период временного исполнения обязанностей директора

Разработана: Компания «Гарант», февраль 2015 г.

Источник

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

О правильном оформлении доверенности для заместителя директора с правом подписания договоров и других документов на период отпуска

На время отпуска руководителя предприятия его обязанности исполняет заместитель директора, для чего оформляется доверенность на заместителя директора с правом подписания договоров и др. документов (на период отпуска).

Вопрос.

Доверенность может быть произвольной формы и подписана только руководителем и замом или её нужно оформлять через нотариуса? Либо можно прописать только в Учетной политке право подписи первых лиц и доверенность в этом случае не нужна?

Ответ юриста.

Доверенность на право заключения сделок, не требующих нотариальной формы, может выдаваться уполномоченному лицу в простой письменной форме руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами.

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Если сделки, совершаемые уполномоченным лицом, не требуют нотариальной формы (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ), то полномочия представителя юридического лица могут быть подтверждены письменной доверенностью в простой форме.

Общие требования к содержанию доверенности указаны в п. 6.2 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных Решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол N 07/16 (Письмо ФНП от 22.07.2016 N 2668/03-16-3).

А может ли руководитель передать свои полномочия на право подписания трудовых договоров приказом?

Например, если уставом учреждения кроме руководителя предусмотрены иные лица, которые могут осуществлять полномочия по приему и увольнению сотрудников, то тогда руководитель издает только приказ. Если же уставом лица, которые без доверенности вправе принимать работников, кроме руководителя, не предусмотрены, руководитель передает часть своих полномочий на основании доверенности.

Таким образом, доверенность, выданную на заместителя директора с правом подписания договоров, документов (сделок, не требующих нотариальной формы) не нужно нотариально заверять. Такая доверенность выдается директором в простой письменной форме.

Подборка документов (см. приложение):

Форма: Доверенность на право подписи первичных документов (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Форма: Доверенность сотруднику от организации на ведение переговоров и подписание договора (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Форма: Доверенность на право заключения договоров (образец заполнения) («Зарплата», 2010, N 6)

ФНП от 22.07.2016 N 2668/03-16-3 (вместе с «Методическими рекомендациями по удостоверению доверенностей», утв. решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол N 07/16)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июнь 2017 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Источник

Директор на короткий срок, или как временно передать полномочия руководителя

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Оформляем временного директора

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В обоих случаях, кроме приказа, необходимо от имени юридического лица оформить временному руководителю доверенность на представление интересов компании «вовне».

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если он не указан в документе, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК РФ). Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам лицо, выдавшее доверенность, решает отменить ее раньше срока. Это его право. Такая возможность предоставлена доверителю Гражданским кодексом. В соответствии со ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми она выдавалась. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть документ.

Для чего нужна доверенность?

Как в приказе, так и в доверенности, следует четко определить, какие функции генерального директора передаются, в противном случае будет считаться, что передан весь объем полномочий первого руководителя.

Как разгрузить руководителя?

До этого момента мы говорили о передаче полномочий генерального директора на период его временного отсутствия. Но передача полномочий возможна (даже принята) и в случае, когда требуется просто разгрузить действующего руководителя, чтобы избавить его от ежедневной «текучки» и тем самым повысить эффективность управления компанией. При этом часть функций (как правило, на постоянной основе) передается кому-нибудь из его подчиненных. Например, начальнику кадровой службы.

В любом случае выполнение отдельных функций руководителя должно быть отражено в трудовом договоре с сотрудником и детально прописано в его должностной инструкции. По этому поводу в компании также должен быть издан соответствующий приказ.

На практике часто возникает такой вопрос: вправе ли руководитель компании подписывать различные документы (приказы, распоряжения) то тем вопросам, которые он передал в ведение другого сотрудника? Да, может. Ведь, делегируя полномочия, гендиректор не отказывается от них, а только делится ими. Он не теряет статуса первого лица компании и вправе действовать на основании полномочий, предоставленных ему в силу закона и учредительных документов.

Проблемный договор

В Информационном письме № 57 также говорится о том, что последующее одобрение сделки имеет правовое значение только в том случае, если исходит от органа или лица, уполномоченных в силу закона (учредительных документов или договора) заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.

Сергей Л., генеральный директор строительной компании «Остров», на период отпуска с 01.09.2010 г. по 28.09.2010 г. передал свои полномочия по управлению фирмой начальнику планового отдела Константину Р. Он издал об этом соответствующий приказ, оформил доверенность на представительство с правом передоверия третьему лицу 10 и отбыл к месту отдыха. Константин в положенный срок приступил к обязанностям временного директора. Вскоре ему понадобилось (для разрешения нестандартной ситуации) вылететь на несколько дней на отдаленный строительный объект. ВРИО дал распоряжение подготовить для него командировочные документы и доверенность на передоверие полномочий генерального директора руководителю финансового отдела Михаилу Т., чтобы фирма на этот период не оставалась без хозяина. Однако Константин не оформил передоверие должным образом, то есть в нотариальном порядке. Временно возглавляя компанию, Михаил заключил несколько договоров о поставке строительных материалов. А генеральный директор, вернувшись из отпуска, подписал акты приемки, по которым поступил товар. Таким образом, сделка, совершенная неправомочным лицом, была впоследствии одобрена руководителем компании. Это свидетельствует о том, что договор следует считать действительным с самого момента его совершения (ч. 2 ст. 183 ГК РФ).

Подпись под сомнением

Неприятности, связанные с нарушением порядка передачи полномочий генерального директора, могут возникнуть и внутри компании. Например, в том случае, если кадровые документы сотрудников подписывает ненадлежащее лицо. Чаще всего подобные огрехи обнаруживаются в результате проверок Гострудинспекции или при обращении работника в отделение Пенсионного фонда за назначением пенсии.

Анализируя приведенный выше пример, отметим, что для работников, как правило, не наступает каких-либо негативных последствий, связанных с подписанием их трудовых договоров ненадлежащим лицом. Дело в том, что такую ситуацию можно вполне расценить как фактическое допущение к работе без оформления (в письменном виде) трудового договора. Правда, следует оговориться. При этом должно быть соблюдено условие, что каждый из сотрудников в свое время был фактически допущен к работе с ведома или по поручению надлежащего лица, то есть работодателя или его представителя (например, генерального директора).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

А вот ситуация, при которой работник Пенсионного фонда обнаружит в трудовой книжке сотрудника «странную» подпись, заставит поволноваться не только ответственное лицо компании, но и будущего пенсионера.

Мы рассказали о том, как важно с точки зрения закона правильно делегировать полномочия генерального директора. Но не менее важно определиться и с самой кандидатурой преемника. Это должен быть человек, на которого можно всецело положиться и от которого не последует каких-либо нежелательных «сюрпризов». Например, бывает так, что уполномоченное лицо, после того, как отпала необходимость в его услугах, «забывает» вернуть доверенность, срок которой еще не истек, а порой и злоупотребляет доверием, продолжая действовать от имени компании. Поэтому если у генерального директора есть какие-то сомнения в отношении кандидатуры представителя, лучше вовремя найти ему замену. А если доверенность нужна для выполнения каких-либо отдельных полномочий (например, заключения договоров с одной и той же компанией), то лучше сделать так. Выдать доверенность на руки не представителю, а непосредственно третьему лицу, допустим, директору компании, с которой должны будут заключаться договоры (ч. 1 ст. 185 ГК РФ).

Источник

Заместитель исполняет функции директора в его отсутствие: нужна ли доверенность

Вопрос: Нужна ли доверенность на передачу полномочий директора его заместителю, если в уставе организации напрямую указано, что во время отсутствия директора его функции выполняет его заместитель?

Ответ: Доверенность нужна заместителю директора при представительстве интересов организации перед третьими лицами. При временном выполнении полномочий директора, не влекущем представительства интересов организации перед третьими лицами, доверенность не требуется.

Обоснование: Руководитель юрлица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности (ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК). Это означает, что право действовать от имени юрлица без доверенности предоставлено только руководителю, т.е. в рассматриваемой ситуации директору организации. Иные работники юрлица, включая заместителя директора, могут действовать от имени юрлица только по выданной директором доверенности.

Отметим, что доверенность от имени юрлица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это уставом этой организации (ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК). Однако в данной ситуации речь идет не о возможности иных работников, помимо директора, действовать от имени организации без доверенности, а о том, что помимо директора доверенности от имени юрлица могут выдаваться за подписью иных лиц, уполномоченных на это уставом.

Нужно учитывать, что доверенность необходима работнику для представительства интересов юрлица перед третьими лицами. Значит, если заместитель директора намерен представлять интересы организации (например, заключить сделку) в отсутствие директора, ему нужна доверенность на совершение этих действий. Такую доверенность может выдать уполномоченное уставом лицо. Если при временном отсутствии директора его заместителю требуется выполнять полномочия руководителя на основании норм устава (например, принять на работу или уволить работника), то для исполнения этих функций доверенность не требуется (п. 1 ст. 186 ГК).

Источник

Как оформить подпись за директора?

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Кто может подписать документы за руководителя?

П о умолчанию организацию представляет ее исполнительный орган. В большинстве компаний это гендиректор (директор, президент, ректор или др.)директором.»> 1 , реже наряду с ним руководство текущей деятельностью осуществляется правлением/дирекцией (как коллегиальным исполнительным органом). Более экзотический вариант, который появился в России относительно недавно, – несколько директоров у одной организации. Компетенция исполнительного органа всегда прописывается в уставе организации (или ином учредительном документе), поэтому эту информацию надо искать там.

Бывает и так, что организация передает по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа отдельному управляющему.

Посмотрите распространенные варианты формулировок устава. В Примере 2 мы видим общие фразы, а в Примере 1 права по изданию документов названы более конкретно.

Но один или даже несколько человек не в состоянии вникнуть во все документы и подписывать их от имени организации, поэтому делегирование части полномочий заместителям директора и руководителям подразделений – это распространенная практика. Причем четко оговариваются границы предоставляемых прав подписания документов от имени организации:

Все эти рамки оговариваются индивидуально для каждого случая делегирования полномочий в ряде документов (их состав см. в Таблице 1).

Пример 1. Фрагмент устава ООО

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Пример 2. Фрагмент устава ФГУП, утвержденного приказом Минздрава РФ от 03.11.2000 № 390 «Об организации работы по утверждению Уставов (Положений) подведомственных Минздраву России предприятий, учреждений и организаций»

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

При предоставлении права подписи документов за директора важно понимать, осуществляется ли это на постоянной основе или только на тот период, когда директор отсутствует и физически не может исполнять свои обязанности. От того, является ли замещение временным или постоянным, во многом зависит оформление полномочий и то, как выглядят реквизиты подписи, преамбулы подписываемых договоров и т.п.

Подписывать документы за директора при его наличии

С приказами, которые касаются предоставления права подписи, должны быть ознакомлены все работники, чтобы они были в курсе, кому какие документы передавать на подпись и какие реквизиты и иные сведения следует заранее в них предусмотреть. Нелишним будет информировать сотрудников и о том, на кого и с какими полномочиями выданы доверенности.

Важно, чтобы закрепленные в приказах положения не противоречили условиям ранее заключенных с соответствующими должностными лицами трудовых договоров и/или должностных инструкций/положений о должностях. Если окажется, что в результате такого распределения изменятся трудовые обязанности, то необходимо будет еще до издания приказа оформить соответствующие изменения в эти документы (ст. 60 Трудового кодекса РФ 2 ).

Сюда же можно отнести ситуацию, когда руководитель филиала (представительства, иного обособленного структурного подразделения) имеет постоянное право подписи документов своего подразделения – здесь ограничение устанавливается, как правило, не по времени, а по кругу подписываемых документов.

Конечно, у директора может быть большой соблазн взять и передать все свои полномочия. В том числе вообще человеку, который не является даже работником организации. Однако это может быть для него чревато неприятностями: не только необходимостью возмещения всех убытков, которые в результате таких действий могут быть причинены организации, но и привлечением к субсидиарной ответственности при банкротстве и прочих обстоятельствах. Вот реальная история:

Судебная практика. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 9324/13 по делу № А12-13018/2011

Руководитель организации выдал В-ву Н.В. доверенность с объемом полномочий, фактически равным своим. В отсутствие какого-либо обоснования подобные действия, не обусловленные характером и масштабом хозяйственной деятельности общества, не могут быть признаны разумными, т.е. соответствующими обычной деловой практике.

Как отметил суд, директор не сможет «ограничиваться формальной ссылкой на наличие у него безусловного права передавать такие полномочия любому лицу. В случаях недобросовестного и (или) неразумного осуществления обязанностей по выбору и контролю за действиями (бездействием) представителей, контрагентов по гражданско-правовым договорам, работников юридического лица, а также ненадлежащей организации системы управления юридическим лицом директор отвечает перед юридическим лицом за причиненные в результате этого убытки».

См. статью «Ответственность за подделку документов» в № 5′ 2020

Подписывать только в период отсутствия директора

Если же речь идет о подписании документов за директора в период, когда его нет на работе по причине нахождения в отпуске, командировке, болезни и пр., то это временное заместительство. В таких ситуациях целесообразно устанавливать срок полномочий не конкретной датой или периодом времени, а путем указания на событие, с которым такие полномочия будут прекращены (выход из отпуска, прибытие из командировки, окончание периода временной нетрудоспособности и пр.), т.к. на практике часто бывает, что предполагаемые изначально даты потом не совпадают с фактическими.

Сразу скажем, что законодательно вопрос замещения руководителя организации так и не был четко урегулирован, на практике возможно несколько вариантов для оформления временного заместительства 3 :

Рассмотрим подробнее эти варианты.

При штатном замещении человек с определенной должностью автоматически получает право подписи документов в случае отсутствия директора. Таким лицом часто назначают заместителя директора, но если этой должности в организации нет, то им «делают» и другого руководителя ТОП-уровня (например, коммерческого или исполнительного директора, см. Пример 5). Даже для таких лиц часто устанавливают границы круга документов, которые они могут подписывать.

Подобные полномочия прописываются в трудовом договоре. Но часто в него неудобно помещать все нюансы трудовых прав и обязанностей, поэтому они детально прописываются уже в должностной инструкции (либо положении о должности).

С этими документами не знакомят весь коллектив организации, для его информирования издается приказ. Это еще и распорядительный документ (в отличие от трудового договора), здесь могут быть даны какие-то сопутствующие указания службе делопроизводства и др. Ключевой будет фраза такого рода: «предоставить право подписи приказов по основной деятельности за директора Общества заместителю директора Веселкову П.Р».

Если делегируемые полномочия подразумевают оформление документов, которые покидают родную организацию, то тут также понадобится доверенность для предъявления третьим лицам.

Вариант штатного замещения хорош тем, что он включается автоматически в отсутствие директора, но может работать и в его присутствии (все зависит от формулировок уполномочивающих документов). В случае издания директором приказа о распределении полномочий и предоставлении права подписи, о котором упоминалось выше, в нем также можно сразу отразить и полномочия штатного зама на время отсутствия первого лица организации.

Есть еще временный перевод на должность директора, в этом случае также важно оговорить его продолжительность: до момента возвращения «основного действующего лица». Документально это оформляется изменением к трудовому договору. Обязательно издается приказ о временном переводе на другую работу, а доверенность выдается, только если человек будет представлять организацию во внешней среде.

Если при временном переводе меняется должность человека (т.е. он не выполняет одновременно и свою основную работу), то при совместительстве или исполнении обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения от основной работы она у него остается, при этом параллельно на время добавляется вторая должность – директора. Правда, на разных условиях.

В случае временного совместительства (как внутреннего, так и внешнего) заключается отдельный (второй) трудовой договор, в котором указывается рабочее время, которое не должно совпадать со временем работы по основной должности, отдельная заработная плата и другие условия трудового договора (см. ст. 57 ТК РФ). Если есть должностная инструкция или положение о единоличном исполнительном органе, с ними ознакамливают под личную подпись до заключения трудового договора. И, конечно же, издается приказ о приеме на работу по совместительству на срок, который лучше определять ссылкой на момент, когда временно отсутствующий «основной» директор сможет приступить к своим обязанностям. Обратите внимание: временное совместительство по желанию самого совместителя заносится в бумажную трудовую книжку (или отражается в сведениях о его трудовой деятельности при ведении трудовой книжки в электронном виде).

Не вдаваясь в рамках данной статьи в детали подобных дискуссий, просто порекомендуем отказаться от этих способов оформления, хотя не будем оспаривать законность их применения на практике.

При исполнении обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения от работы, определенной трудовым договором, первоначальная должность замещающего остается основной. Поэтому действует один (прежний) трудовой договор, но к нему заключается дополнение (соглашение) о выполнении дополнительной работы по исполнению обязанностей директора, в котором среди прочего прописывается и доплата за заместительство. При этом и работа по основной должности, и дополнительная (за директора) производятся в одно и то же основное рабочее время. Это важно.

Если есть должностная инструкция/положение о единоличном исполнительном органе, то с таким документом замещающее лицо знакомят под подпись до заключения дополнения к трудовому договору (соглашения). Также издают приказ об исполнении обязанностей (либо о возложении обязанностей и т.п.).

В госструктурах еще встречается вариант, когда речь идет об исполнении обязанностей по вакантной должности директора. При увольнении прежнего директора и до вступления в должность нового порой надо соблюсти сложную и протяженную во времени процедуру (например, объявить и провести конкурс), а жить с «обезглавленной» организацией невозможно. В этом случае собственник имущества или уполномоченный орган назначает исполняющего обязанности директора на период проведения соответствующих процедур. Такая возможность опирается по аналогии на разъяснения Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства». Данный официальный документ хотя и «древний», но по-прежнему действует в той части, которая не противоречит ТК РФ.

Разъяснение Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства»

Что касается обычных коммерческих организаций, то они в ряде случаев тоже пытаются временно решить вопрос при образовании вакансии директора посредством «исполняющего обязанности». Если говорить об акционерных обществах, то в их профильном законе есть для этого лазейка:

Пункт 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

. В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества.

Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.

К сожалению, в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью и ряде других организаций подобные нормы отсутствуют. Хотя прямого запрета также нет. На практике к назначению временно исполняющим обязанности по вакантной должности директора им лучше не прибегать.

Как документально подтвердить полномочия?

Если речь идет о замещении генерального директора на период его отсутствия либо о делегировании права подписи трудовых договоров и кадровых документов директором в порядке распределения полномочий, то в силу ч. 6 ст. 20 ТК РФ такие полномочия должны быть также подтверждены не только соответствующим приказом, но и положениями устава (или иного учредительного документа) и/или локального нормативного акта (например, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о персонале, Положения о филиале и т.п.), в которых нужно закрепить, кто из должностных лиц вместо директора может осуществлять права и обязанности работодателя (в т.ч. подписывать связанные с трудовыми отношениями документы).

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность по доверенности подписывать можно. См., например, разъяснения, данные в письмах Минфина России от 30.04.2013 № 07-01-10/15212 и ФНС России от 26.06.2013 № ЕД-4-3/11569.

Таблица 1. Какими документами оформляется право подписи директора и лица, замещающего его на время отсутствия, какую должность вписывать в реквизит «подпись»

Основное лицо и варианты его замещенияУстанавливаем трудовые права и обязанностиИнформируем сотрудников своей организацииИнформируем «внешнюю среду» организации11Какую должность вписываем в реквизит «подпись»
1. Директорустав или иной учредительный документ, трудовой договор и (при наличии) должностная инструкция директора (или положение о единоличном исполнительном органе)выписка из устава или иного учредительного документа о компетенции директора, выписка из приказа о приеме на работу12 или приказ о вступлении в должность директораустав или иной учредительный документ, выписка из ЕГРЮЛ, протокол/ решение/приказ уполномоченного органа/лица или собственника имущества об избрании/назначении директорадиректор
2. Штатный заместитель (когда должность директора не вакантна)устав или иной учредительный документ (при наличии в нем положений о штатном заме), трудовой договор и (при наличии) должностная инструкция директора/положение о единоличном исполнительном органевыписка из устава или иного учредительного документа о компетенции штатного зама (при наличии там таких положений), выписка из приказа о приеме на работу, приказ о распределении полномочий и предоставлении права подписи (при наличии в нем соответствующих положений)устав или иной учредительный документ, выписка из ЕГРЮЛ, доверенность«родная» должность
3. Временный перевод, когда должность директора не вакантнаустав или иной учредительный документ, изменение в трудовой договор (или соглашение) и (при наличии) должностная инструкция директора/положение о единоличном исполнительном органевыписка из приказа о временном переводеустав или иной учредительный документ, корпоративный акт о назначении замещающего директора лица и выписка из ЕГРЮЛ (при внесении данных в ЕГРЮЛ), доверенностьдиректор или и.о. директора13
4. Временное совместительство (внутреннее или внешнее), когда должность директора не вакантнаустав или иной учредительный документ, трудовой договор и (при наличии) должностная инструкция директора/положение о единоличном исполнительном органевыписка из приказа о приеме на работу по совместительствудиректор или и.о. директора14
5. Исполнение обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения от основной работыустав или иной учредительный документ (если в нем содержатся соответствующие положения о заместительстве директора), дополнение к трудовому договору (соглашение) и (при наличии) должностная инструкция директора/ положение о единоличном исполнительном органевыписка из приказа об исполнении обязанностей отсутствующего директора без освобождения от основной работыустав или иной учредительный документ, выписка из ЕГРЮЛ, доверенностьи.о. директора
6. Исполнение обязанностей по вакантной должности директораустав или иной учредительный документ, соглашение об исполнении обязанностей директора до осуществления предусмотренных законом процедур15 и (при наличии) должностная инструкция директора/положение о единоличном исполнительном органевыписка из приказа/протокола/решения уполномоченного органа, собственника или уполномоченного им лица о возложении исполнения обязанностей директора до осуществления предусмотренных законом процедурустав или иной учредительный документ, выписка из приказа/протокола/решения уполномоченного органа, собственника или уполномоченного им лица о возложении исполнения обязанностей директора до осуществления предусмотренных законом процедури.о. директора

Как оформить подпись «дублера»

Посмотрите, как реквизит «подпись» рекомендует оформлять ГОСТ Р 7.0.97-2016.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Такие же положения вы увидите в п. 4.22 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 (опубликованы на сайте Росархива) и в п. 2.47 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44). Отталкиваясь от них, покажем, как правильно оформлять подпись на документе в различных ситуациях, дополнительно разъяснив то, что здесь было упущено.

Начнем с самого простого варианта – оформления собственноручной подписи директора (например, Иванова).

Пример 3. Директор сам подписывает документ

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Далее покажем, как оформить подпись Петрова, который «дублирует» директора Иванова.

Пример 4. Подпись исполняющего обязанности директора

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Если Петров является штатным заместителем и его «родная» должность звучит, например, как коммерческий директор, то в документ, который должен был подписать директор, можем вписать только «родную» должность «дублера»:

Пример 5. Подпись штатного заместителя директора

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Временно переводить нашего условного Петрова на должность директора или принимать его временно на работу по совместительству, как мы уже предупреждали, не стоит, т.к. в этом случае могут возникнуть вопросы о том, каким образом избежать споров с проверяющими органами о необходимости регистрации данных о таком замещающем лице в ЕГРЮЛ.

Ведь если он будет оформлен «директором» без приставки «и.о.» и действовать на основании доверенности, это вызовет немало вопросов: «Почему директор подписывает документы на основании доверенности, выданной другим директором?» и пр.

А если говорить, что он действует на основании устава или иного учредительного документа и не вносить поправки в ЕГРЮЛ, то появится еще больше вопросов, т.к. в ЕГРЮЛ лицом, уполномоченным действовать без доверенности, по-прежнему останется Иванов.

Наконец, если указывать в документах временно переведенного или принятого на работу по совместительству Петрова как «и.о. генерального директора», то с точки зрения трудового законодательства перевести или принять на работу можно только на конкретную должность, а такой должности с приставкой «и.о.» у вас в штатном расписании, скорее всего, нет.

В ситуации, когда организация все же внесет изменения в ЕГРЮЛ, смело можете указывать должность замещающего лица – нашего условного Петрова – как «директора». Такое, как мы уже упоминали выше, бывает оправданно в тех случаях, когда заранее известно о длительности периода замещения и можно заморочиться с процедурой внесения изменений в ЕГРЮЛ. Для нее, как правило, требуется принятие решения уполномоченным органом организации, собственником имущества или уполномоченным им лицом – аналогично обычной процедуре избрания/назначения на должность директора. Кстати, не забудьте проверить, чтобы по окончании периода такого замещения Иванова «вернули на место» в ЕГРЮЛ.

Пример 6. Подпись при временном переводе или при приеме по совместительству на должность директора в не вызывающей споров ситуации, когда были внесены изменения в ЕГРЮЛ о персональных данных «дублера» директора

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Надо ли здесь добавлять документ, который наделил «дублера» правом подписи? Вы этого делать не обязаны (Пример 5). Но если хотите на будущее сразу снять сомнения у пользователей подписанного документа, то эти сведения можно добавить (Пример 7). Так вы предвосхитите вопрос: «А почему вместо подписи директора Иванова здесь расписался какой-то Петров?»

Пример 7. Добавление в подпись основания подписания документа данным лицом

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Бывают также случаи, когда контрагент присылает вам подписанный со своей стороны документ, в котором уже вписаны данные отсутствующего директора, как подписанта с вашей стороны. Это может быть договор, акт или др. Тогда придется вносить исправления.

Пример 8. Как исправить подпись (добавляемый текст выделен жирным курсивом)

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Пример 9. Как исправить подпись (добавляемый текст выделен жирным курсивом)

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Обратите внимание: в реквизите «подпись» зачеркивать ничего не нужно, предлог «за» или косую черту перед должностью не пишем.

Но что делать, если кроме подписи данные отсутствующего директора фигурируют еще и в тексте присланного документа? Там их желательно зачеркивать и заверять правильность внесения исправления подписями обеих сторон (чтобы потом ваш контрагент не сказал, что он против этого или был не в курсе) – см. Пример 10. Это можно сделать, когда документ подписывается в присутствии обеих сторон. Если же он прислан вам по почте, то реализовать данную рекомендацию будет сложнее. Само по себе отсутствие такого исправления в тексте не лишает документ юридической силы, просто с ним потом могут возникнуть проблемы. Советуем при направлении по почте контрагенту подписанного экземпляра сразу приложить к нему заверенные копии документов, которые уполномочили Петрова подписать документ вместо директора Иванова (см. Таблицу 1).

Текст соответствующих исправлений не обязательно писать от руки, их можно оформить простановкой специально подготовленного для таких целей наборного штампа, но вот удостоверить верность внесенных правок нужно собственноручной подписью уполномоченного лица.

Пример 10. Как исправить данные отсутствующего директора на данные другого человека в тексте документа (добавляемый текст выделен жирным курсивом)

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Подводя итог, скажем, что сейчас, в отсутствие четкого законодательного регулирования порядка замещения отсутствующего директора, а также единого подхода в судебной практике к вопросу о том, на основании каких документов и при соблюдении какой процедуры должен быть назначен (или даже избран, как можно встретить в некоторых источниках) исполняющий обязанности директора, одним из действенных способов обеспечить юридическую силу документов, подписанных таким «дублером», особенно если он действует на основании изданного самим директором приказа, является закрепление порядка оформления временного заместительства директора в уставе или ином учредительном документе (см. формулировку из устава, помеченную знаком «!» в Примере 1). Такой подход нашел отражение и в судебной практике. См., например, определение ВАС РФ от 28.02.2007 № 1697/07 по делу № А53-21270/2005-С3-26.

Если документ подписан неуполномоченным лицом

Почему перед оформлением реквизита «подпись» мы уделили столько внимания документальному оформлению полномочий «дублера»? Дело не только в том, что способ «оформления дублера» влияет на написание его должности в документах.

Есть еще одна важная причина. В случае подписания документа неуполномоченным лицом эта бумага не будет иметь юридической силы. Однако первый факт не всегда вызывает это негативное последствие. Бывает, что организация и хотела бы, чтобы «дублер» подписал документ за директора, просто она не успела документально оформить его полномочия. Получается, что последствия (мы сейчас для упрощения говорим об общих правилах) могут быть следующими:

Главный инженер подписал акт приема здания. Приказа о делегировании полномочий нет, но каким-то образом печать предприятия оказалась на его подписи. Считается такой акт действительным или нет?

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть фото доверенность на зама на время отпуска директора образец. Смотреть картинку доверенность на зама на время отпуска директора образец. Картинка про доверенность на зама на время отпуска директора образец. Фото доверенность на зама на время отпуска директора образец

Согласно ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени организации или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от ее имени и в ее интересах, если она впоследствии одобрит данную сделку. До одобрения сделки этой организацией другая сторона путем заявления совершившему сделку неуполномоченному лицу или представляемой организации вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.

Под одобрением сделки в данной ситуации могут пониматься, например:

Независимо от формы одобрения оно должно исходить на сей раз от лица, однозначно уполномоченного организацией заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.

Тут еще можно упомянуть ст. 402 ГК РФ, по которой действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

А абз. 2 п. 1 ст. 185 ГК РФ предусматривает, что полномочие представлять интересы доверителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

По смыслу приведенных правовых норм подписание акта приемки здания главным инженером организации может считаться действиями самой организации, поскольку его полномочия как ее представителя явствовали из обстановки, в которой он действовал. В пользу данного вывода могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

Если вашей организации важна юридическая сила акта, то вы можете обратиться за недостающими документами для подтверждения полномочий главного инженера либо одобрения факта приема здания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *