двойная сплошная это лишение прав
Что нужно сказать ГИБДД, если остановили за сплошную. Инструкция
Выезд на встречную полосу через сплошную — повод легко лишиться прав, если на дороге попадется инспектор ГИБДД. Чтобы наказывать таких водителей они используют скрытое патрулирование и даже дроны. Но иногда может получиться отделаться штрафом. Разбираем с юристами популярные ловушки.
Возврат на свою полосу после разметки
Одна из самых дискуссионных ситуаций при общении с инспекторами ГИБДД: когда водитель совершает обгон с выездом на встречную полосу и успевает вернуться в свой ряд только после начала запрещающей разметки. Сотрудники ГИБДД сразу же задерживают таких нарушителей и составляют протоколы по ч.4 ст. 12.15 КоАП «Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения…». За это предусмотрен штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Обычно застигнутые врасплох инспекторами ГИБДД автомобилисты приводят доводы о том, что завершали маневр и штрафовать их не за что. Как предупредил юрист Дмитрий Дугин, такой прием уже не работает.
«При квалификации таких нарушений, когда водители не успевали вернуться вовремя на свою полосу, инспекторы ГИБДД и раньше принимали решение не в пользу водителей. Только этому не было никаких объяснений. А в 2019 году вышло постановление Пленума Верховного Суда. В нем говорится: если водитель выехал на полосу для встречного движения с соблюдением требований ПДД, но завершившего маневр с их нарушением, такое нарушение также квалифицируют по ч. 4 ст. 12.15 КоАП», — объяснил юрист.
В свою очередь представитель Европейской юридической службы Роман Демченко напомнил, что водитель перед началом маневра должен убедиться, что в момент его окончания он не создаст помех и опасных ситуаций для других водителей и не нарушит ПДД. Кроме того, при приближении автомобиля к разметке 1.1. водителя предупреждает горизонтальная разметка 1.6 — это прерывистая линия приближения, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними.
Тем не менее, есть смягчающие обстоятельства, на которые водитель может обратить внимание инспектора ГИБДД. Тогда не исключено, что дело ограничится штрафом, а в самом лучшем случае — предупреждением.
«Есть ситуации, когда другие водители в нарушение ПДД могут не пускать в свою полосу завершающих маневр автомобилистов, — уточнил Дугин в беседе с Autonews.ru. — Например, вместе с ними увеличивали скорость. Получается, что водитель не мог вернуться в свой ряд по независящим от него причинам. Эта конфликтная ситуация может попасть в объектив видеорегистратора, или же на это могут указать свидетели-пассажиры. Тогда инспектору ГИБДД обязательно необходимо на это указать».
Юрист советует сообщить инспектору ГИБДД, что водитель стремился попасть в свою полосу и приложил для этого все усилия, но не смог. «Ведь есть ситуации, когда автомобилисты не глядя стараются обогнать как можно больше машин впереди и даже не следят за разметкой. А когда водитель старается вернуться и его не пускают — это совсем другое дело», — сказал Дугин.
Если записи на регистраторе нет, можно попросить сотрудника ГИБДД при возможности изучить сделанное ими самими видео — нередко инспекторы также снимают все на камеру или телефон. Есть и еще один аргумент в защиту водителя: разметка должна быть хорошо видна. Если полосы на дороге стерлись, это также может стать поводом для инспектора встать на сторону автомобилиста.
«Если же разметка на дороге плохо читается, тогда нет и состава правонарушения, — считает Дугин. — А дальше многое будет зависеть от самого водителя. У нас есть закон и жизненная ситуация. Если водитель ведет себя спокойно, не хамит, доступно объясняет, что случилось, то инспектор может его и отпустить. Наличие штрафов ГИБДД тут тоже сыграет роль. Если инспектор увидит, что автомобилист ведет себя на дорогах аккуратно — это будет еще один аргумент в его пользу».
Юрист дал еще один совет, который может сохранить права. Если инспектор не согласится отпустить водителя, нужно попросить сотрудника ГИБДД о возможности приехать на разбор в отделение. И уже там подготовить свои объяснения. Кроме того, если есть сомнения в законности разметки, можно успеть запросить информацию о дислокации дорожных знаков и разметки в месте правонарушения у ответственного органа.
В таком случае есть шанс, что ГИБДД не станет отправлять дело в суд, где могут лишить водителя прав, а ограничатся оформлением штрафа. По словам Дугина, в его практике такие случаи не редкость и такой прием может сохранить права. «Ситуация с группой разбора вообще очень полезна для водителей, которые редко нарушают ПДД. Так однажды моя клиентка забыла, что выезд на трамвайные пути встречного направления тоже начал считаться выездом на встречку. Водит она аккуратно, штрафов у нее не было. Она честно призналась, что просто забыла. Это постановление ей вообще отменили», — привел пример юрист.
Разворот через сплошную
Недобросовестные сотрудники ГИБДД и сейчас подлавливают водителей, которые разворачиваются через двойную сплошную. Им грозят лишением прав якобы за выезд на встречную полосу в нарушение сплошной линии разметки. «Я слышал много таких историй от своих клиентов, которым грозили лишением прав именно за проезд по встречной полосе, — рассказал Дугин. — При этом на самом деле неважно, через ординарную или через двойную сплошную разворачивается водитель. Но именно ситуация с двойной сплошной стала хрестоматийной».
По словам Дугина, водители часто соглашаются с тем, что выехали на встречку. Однако для такого запрещенного маневра существует отдельная квалификация: штраф по ч. 12.16 КоАП: «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За это полагается не лишение прав, а только штраф 1 тыс.-1,5 тыс. рублей.
«Обычно нечистые на руку инспекторы ГИБДД в такой ситуации пугают водителей лишением прав за выезд на встречную полосу и следят за его реакцией, ожидая возможных незаконных предложений», — говорит Дугин.
Юрист советует водителям в такой ситуации уверенно сказать: «это никакая не встречка, я разворачивался, выписывайте штраф». Дугин уверен: так инспектор сразу поймет, что ему нечего ловить и оформит протокол о штрафе.
В свою очередь юрист Демченко предупредил: ситуация при пересечении двойной сплошной подзабывшим ПДД водителям кажется страшнее. Однако пересечение одинарной и двойной сплошной разметки влечет одну и туже ответственность. «Одинарная разметка предназначена для дорог, имеющих две полосы, а двойная разметка — для дорог с четырьмя и более полосами. В этом и заключается их разница. Пересечение двойной сплошной полосы не влечет более строгое наказание. Об этом можно вспомнить и при разговоре с инспектором ГИБДД», — посоветовал юрист.
Обгон тихохода через сплошную
Иногда автомобилистам приходится разбираться с сотрудниками ГИБДД после обгона тихоходов. Таковыми считаются не просто медленно едущие автомобили, а такие транспортные средства, которые по задумке производителя не могут передвигаться быстрее 30 км/час. Их обгонять можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Поэтому если все в порядке, смело можно заявлять инспектору ГИБДД, что никакого нарушения не было. При необходимости можно даже потребовать догнать тихоход и проверить, что он просто не способен двигаться быстрее.
«Если же водитель пересек сплошную линию разметки для обгона тихоходного транспортного средства, например, трактора, то это обстоятельство не поможет избежать административной ответственности», — предупредил юрист Демченко.
Но есть исключения. Например, если водителю пришлось так действовать в состоянии крайней необходимости. Это может быть ситуация, когда автомобилист срочно везет пассажира в больницу. Инспектор ГИБДД обязан внять такому объяснению, потому что оно предусмотрено ст. 2.7 КоАП.
Также Демченко советует обратить внимание на разметку на дороге. Водитель, пересекая сплошную разметку на дорогу может и не догадываться о ее наличии, если она стерта или покрыта наледью. Об этом сразу же нужно сообщить инспектору ГИБДД и при необходимости даже вернуть его в место совершения неоднозначного маневра.
«Правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП характеризуется умышленной формой вины. Если видно, что водитель не мог руководствоваться требованиями разметки ввиду ее фактического отсутствия, инспектор может такого водителя отпустить», — отметил Демченко.
Если же никаких смягчающих обстоятельств нет, водитель может лишь обратить внимание, что обычно соблюдает ПДД и попросить отправить его в группу разбора.
Объезд автобуса через сплошную
Медленно следующий по единственной полосе или долго высаживающий пассажиров общественный транспорт нельзя считать тихоходом или препятствием и оснований объезжать его через сплошную по встречной полосе нет. Водитель за такой маневр может легко остаться без прав, если его увидит инспектора.
«Законных оснований отпускать водителя нет, если автобус не сломался, — рассуждает Дугин. — Посадка сейчас происходит быстро. Сомневаюсь, что инспектор тут будет внимать жалобам. И советую просто сразу требовать направление на группу разбора — если все сложится удачно и там водитель спокойно объяснит, что действительно очень долго ехал за автобусом, может быть в ГИБДД ограничатся штрафом».
ПДД, двойная сплошная: наказание за несоблюдение правил, особенности, размер штрафа
Линии разметки на дорогах необходимы для обеспечения безопасности движения. Разметка будет полноценно выполнять свои функции только в том случае, если все водители будут придерживаться требований, который каждая из линий предписывает. Пересечение двойной сплошной по ПДД относится к нарушениям, произошедшим преднамеренно или случайно, например, из-за недостаточного водительского опыта. Однако каковы бы ни были причины правонарушения, штраф за подобный проступок налагается.
Определение
Линии разметки на дорогах служат для ее разделения на несколько частей, наносятся краской белого или желтого цвета. Если одинарная линия предназначена для разделения зоны движения автомобилей на две части, в которых движение происходит в разных направлениях, то двойная сплошная по ПДД используется для аналогичных целей, но с некоторыми особенностями. Она необходима для разграничения встречных потоков автотранспорта:
Законодательная база
Двойная сплошная и сплошная линии в большинстве случаев наносятся на опасных участках дорог, в ПДД и ГОСТе значатся под номерами 1.3 и 1.1 соответственно. Дабы предупредить возможные аварии, законодательством установлена ответственность за пересечение разметки 1.3 и 1.1 (ст. 12.15, 12.16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Под пересечением понимается выезд за линию разметки. Даже если наезд был осуществлен всего одним колесом автомобиля.
Чем грозит пересечение двойной сплошной разметки?
Заезд на полосу встречного движения с пересечением изучаемой лини разметки, согласно ст. 12.15 КоАП, наказывается:
В случаях, когда двойная сплошная линия разметки пересечена, но автомобиль не выехал на встречку, то, согласно ст. 12.16 КоАП, водитель может получить штраф и не бояться остаться без прав. Размер штрафа в каждом случае зависит от степени нарушения:
Можно ли лишиться прав за пересечение?
Действия, за которые можно лишиться права управлять автомобилем, описаны в ст. 12.15 КоАП (ч. 4). Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 18, п. 8, лишение прав (альтернатива – оплата штрафа в 5000 руб.) возможно в следующих случаях:
Исключения из правил
Пересечение или наезд на двойную сплошную по ПДД не наказывается, если:
Автофиксация правонарушения
В автоматическом порядке фиксируются случаи правонарушений на дорогах с двойной сплошной. Практика использования фото- и видеокамер наблюдения начинает отсчет с 2008 года. Камеры, установленные стационарно, пересылают данные в информационные центры, где их обрабатывают и, в случае выявления нарушений правил, отправляют автовладельцам письма с сообщением о наложении штрафа. Лишить прав по данным автоматических камер не могут.
Техническая база постоянно обновляется, в эксплуатацию введены приборы, способные даже в темное время суток отслеживать нарушения ПДД, а также контролировать светофоры и шлагбаумы дистанционно. Однако случаи ложного срабатывания или неспособность четко зафиксировать номерной знак правонарушителя встречаются и по сей день.
Водитель должен проверить, нет ли ошибок на схеме правонарушения. В случае несогласия он может составить свою схему и ходатайствовать о ее использовании в суде. Также можно сфотографировать место происшествия и привлечь свидетелей.
Как обжаловать штраф?
Водитель, получивший штраф за пересечение двойной сплошной и ПДД нарушивший таким образом, вправе обжаловать его в суде или обратившись к руководству местного ГИБДД. Подспорьем для обжалования могут стать:
Чем грозит неуплаченный штраф
Если автовладелец отказывается оплатить штраф, то его могут подвергнуть административному аресту на 15 суток или отправить на исправительные работы на 50 часов. Еще одна мера – увеличение в два раза выписанного ранее штрафа.
Итак, пересечение двойной сплошной линии разметки может обойтись автовладельцу в сумму от 500 до 5000 руб., конечная сумма зависит от степени правонарушения и наличия либо отсутствия отягчающих обстоятельств. Максимальный срок, на который водитель может превратиться в пешехода за подобное правонарушение – полгода, однако если нарушение ПДД зафиксирует автоматическая камера, ему не придется расставаться с правами.
Штраф за пересечение двойной сплошной
Сплошную линию дорожной разметки, двойную или одинарную, пересекать запрещено – каждый автолюбитель знаком с этой аксиомой, ведь за такое нарушение ПДД грозит довольно значительный штраф.
Вместе с тем, не всегда ситуация пересечения непрерывной разметки на дороге разрешается административным постановлением: закон предусматривает несколько случаев, когда ответственность не наступает вовсе. Обратимся к законодательству, регулирующему дорожное движение, и попробуем разобраться, когда штраф или даже лишение прав неотвратимо, и в каких случаях водитель пересек линию без нарушений КОАП РФ.
Пересек сплошную – лишился прав
В Правилах Дорожного Движения закреплены положения, определяющие значение термина «двойная сплошная». Согласно ПДД, это линия, которая разграничивает четырехполосное (как вариант – шестиполосное) движение транспорта, отделяя друг от друга два противоположных дорожных направления. Из трактовки понятно, что нарушение разграничения, то есть, по сути, выезд на встречную дорогу, с большой вероятностью влечет столкновения машин и, как следствие, жертвы. Поэтому переезжать сплошную линию разметки категорически запрещено.
Обычно нарушения такого рода встречаются при обгоне. Одним из наказаний, которое может быть назначено обгоняющему нарушителю, является лишение водительского удостоверения.
Напомним, что изъять права сотрудник ГИБДД на месте у вас не вправе, сдать права должен сам водитель после вступления в законную силу решения суда.
Что может повлиять на выбор назначенного наказания?
Согласно практике, в большинстве случае, когда правонарушение по п.4 ст. 12.15 КОАП РФ совершается впервые, назначается денежное взыскание. В тех же случаях, когда инспектор зафиксировал неоднократное пересечение двойной сплошной, штрафом уже не отделаться: скорее всего, будет принято решение о лишении прав.
В законе также прямо предусмотрена ситуация, когда водитель, уже наказанный ранее за выезд на «встречку», вновь совершает аналогичное нарушение. Тогда его ждет:
Кстати, при наступлении административной ответственности по информационным данным камер наружного видеонаблюдения и фотосъемки следует помнить, что нюансы нарушений обзором не охватываются. Так, камера может не распознать, было ли препятствие или обстоятельства крайней необходимости, в результате чего хозяину машины приходят уведомления о начислении максимальных штрафов. Если вы точно знаете, что фактически нарушителем не являетесь (например, объезжали аварию и лишь поэтому пересекли сплошную), то в течение 10 дней «письмо счастья» следует обжаловать, представив свои доказательства.
Разворот и выезд через полосы
Так, практике известны случаи, когда при развороте (аналогично – при повороте налево) через двойную линию водитель проехал несколько метров по встречной полосе, что является основанием для лишения водительских прав. В то же время, иногда водитель фактически сделал разворот через сплошную разметку, но при этом чуть больше захватил часть дорожного пространства – ситуация спорная, считать ее основанием для лишения водительского удостоверения или всего лишь штрафа, решает суд. Определяющими в таких спорных моментах будут предоставленные материалы видеозаписи (как личные, на флеш-хранителе видеорегистратора, так и сделанные наружными камерами).
При развороте необходимо следовать знакам, которые разрешают такие маневры. Так, возможность развернуть машину предусмотрено дорожными знаками как в конкретном месте, так и в месте с указанием определенного расстояния до него. Разметка имеет второстепенное значение, поэтому ориентироваться только на нее при движении нельзя.
Плохо видно сплошную
Кроме того, если сплошная линия на дороге практически стерлась и похожа на прерывистую, которую трудно разглядеть – здесь закон на стороне водителя, которому рекомендуется зафиксировать состояние разделительной полосы на фото-камеру и, при необходимости, впоследствии представить в суд. В большинстве случаев плохая видимость двойной сплошной является обстоятельством, смягчающим ответственность, а иногда и решающим при выборе альтернативных наказания (лишение права и штрафа).
Пересечение при обгоне
Внимания заслуживает обгон водителем машины, когда окончание действия приходится на двойную сплошную, при этом начало обгона имело место в отсутствие непрерывной линии. Автолюбителю можно порекомендовать предоставить свои доказательства, исключающая его виновность, то есть подтверждение тому, что изначально обгон был начат на участке дороге, где нет сплошной линии.
В такой ситуации можно сослаться на подп. 11.4 ПДД, где ясно указано на необходимость завершения своего маневра. Эту статью Правил Движения можно привести не только в жалобе на действия сотрудников ГИБДД, но и сделать отметку в протоколе административного правонарушения: с привлечением к административной ответственности не согласен, поскольку согласно подп. 11.4 Закона я завершил обгон, который начался на дороге с прерывистой разметкой.
Выезд с парковки
Наказание в виде простого предупреждения или небольшого (500 рублей) штрафа предусмотрено за пересечение двойной сплошной при выезде с места парковки, заправочной станции и т.д.
Наезд колесом на линию
Нередким нарушением, которое становится объектом внимания сотрудников ГИБДД, является наезд колесом на линию, что образует состав правонарушения, называемый «нарушение расположения автомобиля на проезжей части дороги с разметкой». Виновному может быть назначен штраф в виде 1500 рублей.
Спорные ситуации на дороге
На дороге довольно часто возникают споры о том, что водитель пересек двойную сплошную вынужденно. Если это действительно так, то наказанию он не подлежит. Так, часто бывает, что:
Невозможно объехать справа какое-либо препятствие
Это может быть что угодно: камень, брошенный автомобиль, груз, упавшее дерево и т. д. Если объективно проехать справа не представляется возможным, водителю какая- либо ответственность не грозит вообще: правомерные действия водителя подразумевают ожидание, когда встречный транспорт проедет, аккуратно объехать препятствие через непрерывную разметку, вернуться на свою полосу.
Если все же будет установлено, что проехать было можно – наступает обязанность водителя уплатить штраф. Кроме того, не является препятствием, даже если и не было возможности объезда справа, пробки, заторы, остановившиеся автомобили, водители которых своими действиями не нарушили ПДД.
Вы выехали на встречную полосу движения для предотвращения аварии
В этом случае необходимо сослаться на ст. 2.7 КОАП РФ и доказать, что действия водителя полностью подпадали под понятие «крайняя необходимость». Это означает, что другим способом опасность избежать не было возможности. Если приведенные доводы и установленные обстоятельства действительно соответствуют крайней необходимости, ответственность исключена.
Вопросы
Если вы развернулись через двойную полосу и одновременно выехали с прилегающего участка, то сотрудник ГИБДД может вас оштрафовать и назначить штраф от 1000 рублей до 1500 рублей (разворот) или 500 рублей.
Поскольку Вы допустили серьезное нарушение, лишение водительских прав с большей степенью вероятности будет иметь место. Описанное Вами нарушение подпадает под признаки состава административного правонарушения по ч.4 ст. 12.15 КОАП РФ, где наказание может быть в виде лишения свободы до 6 месяцев.
Конечно, при таких обстоятельствах трудно будет добиться штрафа. В судебном заседании нужно пояснять о плохой видимости, после чего судом может быть принято решение о назначении штрафа в размере 5000 рублей.
В судебном заседании, на которое вас вызовут, будет принято решение о назначении штрафа (вероятно, в размере 500 рублей), после чего его нужно будет оплатить по реквизитам, которые можно найти в районном УФССП.
По статистике, которую ведет ГИБДД, количество разнообразных нарушений правил растет. Отчасти это связано с ростом количества машин на дорогах. Среди прочих нарушений, выделяется пересечение «сплошной». Несмотря на возможный штраф за пересечение сплошной линии на дороге (и даже полугодичное лишение прав), довольно часто водители позволяют себе этот вид нарушений. Когда правила допускают пересечение сплошной? Также важно знать какой предусматривается штраф за двойную сплошную?
Функции сплошных линий (двойной либо одинарной) схожи – они разделяют полосы движения, парковки, обочины. Двойная сплошная используется для разделения встречных направлений движения, если автодорога имеет больше 3 полос. Пересечение ее влечет выезд транспорта на встречную полосу на участках, где это запрещено. Аварии в результате обгона с таким нарушением отличаются особой тяжестью последствий, поэтому санкции за него также очень весомы.
В большинстве случаев правила запрещают пересечение сплошных. Этого нельзя делать:
Максимальная сумма наказания может составить 5000 рублей. Нарушения могут происходить по разным причинам, даже неумышленно. Поэтому так популярен поисковый запрос «двойная сплошная штраф 2021».
Наказание за игнорирование линий разметки
Узнать какой штраф за сплошную возможно, если ознакомиться с КоАП.
Статья 12.15 КоАП определяет санкции за проезд через «сплошную». Это происходит именно с пересечением двойной либо одинарной «сплошной». Тогда водитель, совершивший данное нарушение, может быть на полгода лишен прав или оштрафован на сумму до 5000 рублей.
Другая часть (12.15.2) предусматривает наказание за разворот (поворот) по траектории, пересекающей сплошную. Тут штраф составит 1000-1500 рублей (здесь подразумевается одинарная сплошная).
В каких случаях нарушение квалифицируется по 2,3 и 4 части?
Если водитель выезжает на «встречку» для обгона, или начинает поворачивать налево, не доезжая до прерывистой линии разметки, нарушение квалифицируется по 4 части статьи. При этом суд может вынести решение о полугодичном лишении прав. Данный вид нарушения очень распространен: водители нередко начинают поворот, «не дотянув до прерывистой линии считанные метры.
Выезд со двора поворотом налево с проездом через сплошную относится ко 2 части статьи, придется оплатить 1500 рублей штрафа.
Поворот (разворот), сопряженный с пересечением сплошной либо объезд препятствия через нее при наличии возможности объехать справа, подходит под определение части 3 той же статьи и влечет штраф 1000-1500 рублей.
Когда пересечение сплошной разрешено
Всегда ли, когда пересечена сплошная линия разметки, штраф обязателен?
Иногда нарушение требований разметки происходит, когда водитель пытается избежать аварии при возникновении аварийной ситуации. Такое решение нередко помогает спасти имущество и жизни людей. Сознательное нарушение требований разметки для избежания аварии может происходить в результате опасных и неправомерных действий со стороны участников движения. Если такое нарушение все равно не позволило избежать аварии, в обязанности сотрудников ДПС входит опрос свидетелей происшедшего с целью детального выяснения всех обстоятельств и составления схемы ДТП. Если вина нарушителя отсутствует, он освобождается от ответственности.