двухчастная репризная форма в музыке
Разновидности простой двухчастной формы
Музыкальные формы.
Период. Двухчастная. Трехчастная.
В музыке есть свои законы построения – музыкальные формы. Поэтому песню запомнить гораздо проще после прослушивания, чем сонату или симфонию. Дело в том, что симфония построена по другим, более сложным законам музыкальной формы. Что же такое «музыкальная форма? Это понятие имеет два значения. В более широком смысле – это совокупность средств музыкальной выразительности (ритм, метр, тембр, темп и т.д.) А, в более узком смысле, форма – это конструкция музыкального произведения, соотношение его отдельных частей.
Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. И если бы этого не было, произведение представляло собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Поэтому существует ряд средств, которые придают музыкальному потоку форму. Самое простое – повторение (как в песне). Если надо отделить одну часть от другой, то используется несходство. Возможно чередование знакомых мелодий с новыми.
В музыке все точно так же, как и в русском языке. Мелодия, как и мысль состоит из отдельных фраз, между которыми есть своеобразные «знаки препинания». Мы их слышим на слух (лад, ритм).
|
|
Граница между музыкальными построениями называется цезурой |
Период
Период – самая простая музыкальная форма, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Состоит, чаще всего, из двух предложений.
период | |||||||
предложение | предложение | ||||||
фраза | фраза | фраза | фраза | ||||
мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив |
· модулирующий – период начинается в одной тональности, а заканчивается в другой
· квадратный (повторного и неповторного, единого строения)- период с четным числом тактов (4 + 4 такта, 8 +8 тактов)
· неквадратный – построения из нечетного количества тактов (3+4 такта)
· сложный – период из 4 предложений, одинаковых по началу, но с разными каденциями.
Куплетная форма
Куплетная форма – это форма, в которой один напев многократно повторяется, каждый раз с новыми словами. В такой форме пишутся многие народные песни, современные песни.
Наиболее древние песни имеют короткую мелодию из 2 – 3 попевок, которые по своей длине равны одной строчке текста и называются однострочными.
В песнях более поздних времен куплет увеличивается и состоит из нескольких строчек текста. Часто куплет делится на две части: запев и припев. Слова припева неизменно повторяются. Запев обычно поет солист, припев – хор.
Двухчастная форма
Простая двухчастная форма – это такая форма, которая состоит из двух частей: первая часть – период, а вторая – не сложнее периода. Она очень близка куплетной форме (запев, припев) и часто используется в песенной форме.
Разновидности простой двухчастной формы
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных периодов:
Репризная двухчастная форма – такая форма, в которой во втором периоде повторяется одно из предложений первого периода.
Трехчастная форма
Трехчастная форма – этот такая форма, которая состоит из трех частей. Обычно крайние части (первая и третья) –одинаковые или похожие, а средняя (вторая) отличается от них, а иногда контрастирует им. Третья часть называется репризой (повторение). Схема: A – B – A или a – в – a
ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ РЕПРИЗНАЯ ФОРМА
Нередко в простых двухчастных формах функции развития и контраста совмещаются с приёмом повторения (репризой) на расстоянии. Рассмотрим песню «Священная война» А. Александрова (Пример 47):
Первый восьмитактовый период, состоящий из двух предложений, имеет хорошо выраженную квадратную структуру (4т.+4т.), повторное строение (а а). Период по характеру суровый, строгий, написан в тональности g-moll. Начало второго периода (9-12 такты) вносит тональный контраст – B-dur. Второе же предложение второго периода (13-16 такты) повторяет материал первого периода (функция репризности на расстоянии).
Схема данной песни: Iпериод II период
а а с a
Важнейшая черта простой двухчастной репризной формы повторение к концу её тематического материала из первой части. Второй период такой формы распадается на два разных предложения. Первое из них называется серединой двухчастной формы, которая вносит некоторый контраст к первому периоду. Середина хотя и не находится точно посередине (построение «c» представляет собой третью четверть формы), но выполняет типичные «серединные» функции (развитие, преобладание неустойчивости, дробность). Второе предложение второго периода – это маленькая реприза. Иногда такую форму называют двухчастной с включением,подразумевая под этим появление повтора одного из предложений I части после серединного раздела во II части.
Следует иметь в виду, что рассматриваемая форма, является отнюдь не трехчастной, а именно двухчастной, ибо середина и реприза объединяются в одно целое, в один восьмитакт, отвечающий первому восьмитакту. Т.о., простая двухчастная репризная форма представляет собой одновременно и продолжение, развитие мысли (первый период), и оттеняющий контраст (середину), и резюмирование (репризу). При этом не следует смешивать понятия «репризности» со знаками
Знак репризы может быть в любом типе двухчастной формы и указывает на повторное исполнение. Любая из двух частей формы может быть повторена, причем это повторение может быть выписано или указано знаками репризы. Такие повторения частей встречаются и в репризной и в безрепризной форме и не влияют на определение основного типа формы.
ВАРИАНТЫ Пр.2ч.ф. (РЕПРИЗНОЙ)
I | II |
a a | c a |
a a1 | c a1 |
a a1 | c a2 |
a b | c a |
a b | c b |
Дата добавления: 2016-11-28 ; просмотров: 16302 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ