двумя семантическими аспектами культурных явлений являются отношения между
Тест: Ответы на тест по культурологии
Тема: Ответы на тест по культурологии
Тип: Тест | Размер: 28.19K | Скачано: 294 | Добавлен 30.11.09 в 20:06 | Рейтинг: +156 | Еще Тесты
достижения в области образования, науки, искусства
средняя продолжительность жизни
тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность
генетический «код», антропометрия, IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека)
Тест 8 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между видом значения знака или текста и его определением.
1) денотативное значение
2) смысловое значение
3) экспрессивное значение
A — передаваемая знаком или текстом информация о природе и отношениях некоторых явлений
B — выражаемые знаком или текстом эмоции и чувства
C— обозначаемое знаком или описываемое текстом материальное или идеальное явление
Тест 13 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой:
1) палеолит
2) неолит
3) мезолит
A — эпоха перехода от присваивающего к производящему хозяйству
B — эпоха лука и стрел
C — эпоха появления человека разумного
4 — функционировании языков социальной коммуникации
4 — социология культуры
4 — структурно-функциональный
Тест 20 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой.
1) морфология
2) функции
3) динамика
4) эволюция
A — процессы или история культуры
B — прогресс или развитие культуры
C — строение или структура культуры
D — действия или влияния культуры
4 — Н. Кондратьев
Тест 24 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между формами бытия и их динамическими признаками.
1) неорганическая природа
2) органическая природа
3) человеческая культура
A — энтропия и негэнтропия
B — прогресс и регресс
C — эволюция и инволюция
3 — борец
4 — Бог
Тест 28 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между термином и определением.
1) фетишизм
2) тотемизм
3) шаманизм
A — культ неодушевлённых предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами
B — комплекс верований о родстве между группами людей и видами животных, олицетворяющих первопредков
C — одна из ранних форм религии, основанная на представлении о возможности общения с духами через посредника, пребывающего в экстатическом состоянии
Тест 29 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между культурой и её литературным памятником.
1) культура Древнего Египта
2) культура Древнего Двуречья
3) культура Древнего Китая
A —«Книга мёртвых»
B — «Книга перемен»
C — «Песнь о Гильгамеше»
4 — Ж.-Б. Леблон
4 — кодексом законов Ответ: 1
Тест 37 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие…
1. Культура – это совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей.
2. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.
A — ценностный подход к культуре
B — антропологический подход к культуре
Тест 38 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между основными семиотическими аспектами культурных явлений и их определениями.
1) синтактический
2) семантический
3) прагматический
A — отношения между знаками и значениями и правилами означения и понимания
B — отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка
C — отношения между элементами языка и правилами их образования и сочетания
4 — нормативный образец
Тест 41 ( — выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между формами бытия и их динамическими признаками.
1) органическая природа
2) человеческая культура
3) личность человека
A — прогресс и регресс
B — развитие и деградация
C — эволюция и инволюция
4 — первобытного общества
4 – знаками
Тест 47. Соотнесите термин и его определение:
1.Изучает конкретные формы существования культур, включает эмпирические материалы и теоретические обобщения
2.Фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развития
3. Изучает человека как субъекта культуры
Тест 48. Структура современного культурологического знания включает:
Тест 50. Двумя разделами культурологии являются:
Тест 51. Установите соответствие между видом определения и самим определением:
1. культура – это множество текстов, которые интерпретируются людьми
2. культура – это система знаков и значений, используемых обществом
3. культура – это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически
Тест 52. К функциям морали не относится:
Тест 53. Процесс введения человека в систему социального функционирования общества называется:
Тест 54. В современной Индии продолжает существовать кастовая система, которая лежит в основе структуры индийского общества. В состав основных концепций о причинах кастового деления не входит предположение о том, что:
Тест 55. В научный оборот термин “Средние века” ввели:
Тест 56. Двумя поэтами итальянского возрождения являются:
Тест 58. Культурная антропология исследует:
Тест 59. Культурология своим появлением в современной системе наук:
Тест 60. Разделы культурологии выстраиваются по:
Тест 61. Общенаучным и фундаментальным культурологическим подходом является подход, посредством которого определяется:
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
С точки зрения Х. Ортеги-и-Гассета, новый тип человека, которого создает массовая культура – это
Часть общей национальной культуры, отличающаяся своими этнографическими, сословными, конфессиональными признаками:
Соответствие между типом культуры и его отношением к доминирующей культуре:
Дистанцированность от культуры большинства
Противопоставление культуре большинства
Приспособление к культуре большинства при сохранении специфических черт
Что означало понятие «цивилизация» в просветительской концепции культуры 18 века?
-Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества
+Идеал общественного развития
-Наиболее широкая социально-культурная общность
Отметьте, к какому типу культуры и относится культура, которая создается господствующими классами или людьми, специально привлеченными ими; деятели которой имеют особую подготовку, прошли то или иное обучение; чьи произведения; как правило, фиксируются, имеют известного автора и сохраняются в культуре в том виде, в каком они были первоначально созданы:
-к «неученой» (или народной, традиционной, фольклорной) культуре
-к «ученой» (профессиональной) культуре
Отметьте, к какому типу культуры относитсякультура, не отделимая от труда и быта, которая создается и передается устным преданием: из уст в уста, из рук в руки, авторы произведений которой анонимны, а ее произведения существуют обычно во множестве вариантов, ибо при устной передаче они меняются:
-к «неученой» (или народной, традиционной, фольклорной) культуре
-к «ученой» (профессиональной) культуре
К какому типу культуры мы можем отнести культуру, которая раскрывается через материально-практическую деятельность человека, и в которую входят культура труда и материального производства; культура быта, культура отношения к вещи, культура среды обитания человека, культура топоса, то есть места жительства людей; культура отношения к собственному телу и др.:
Отметьте понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе, рассчитанных на массовое потребление:
Какое понятие обозначает особую форму организации людей, существующую внутри общенациональной культуры, но отличающуюся от нее своими установками, набором ценностей, интересами и т.п.:
Как называется направление в художественной культуре, создающее искусство для немногих, для избранных, способных оценить и воспринять сокровенный смысл и язык высшего творческого духа, закрытый и принципиально непонятный для широкой публики (массы):
Как называется часть общества, обладающая таким рядом качеств как воля, чувство ответственности; интеллектуальное и моральное превосходство над массой; способность вырабатывать устойчивые образцы мышления, оценок, эталонов поведения, форм общения:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Как называется функция культуры, благодаря которой происходит селекция социального опыта людей, отбор его лучших образцов, кристаллизация базовых оснований их жизни и эталонных ценностных ориентиров?
-Трансляции социального опыта
Как называется функция культуры, благодаря которой люди получают возможность вырабатывать общие правила взаимодействия между собой, практически координировать свои действия, оценивать и корректировать их результаты?
Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является:
-Исполнение нормативных актов
-Приспособление личности к окружающей среде
-Установление коммуникативных связей
Усвоение норм, ценностей, традиций и обычаев конкретной культуры, в результате чего вырабатывается эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры
Как называется функция культуры, благодаря которой происходит селекция социального опыта людей, отбор его лучших образцов, кристаллизация базовых оснований их жизни и эталонных ценностных ориентиров:
трансляции социального опыта?
Как называется функция культуры, благодаря которой люди получают возможность вырабатывать общие правила взаимодействия между собой, практически координировать свои действия, оценивать и корректировать их результаты:
Как называется функция культуры, благодаря которой через воспитание в семье, образование в школе, освоение традиций, обычаев, языковых норм, бытового этикета, искусства, законодательства осуществляется процесс социализации и инкультурации
-трансляция социального опыта;
Как называется функция культуры, благодаря которой человек познает мир, накапливает знания о мире в виде выраженной в знаках информации о нем и производит с ними мыслительную аналитическую работу, получает возможность обмениваться знаниями и опытом друг с другом:
Основные функции культуры возникли в недрах __ культуры
-Обыденной, ее вытеснила специализированная
+Обыденной, она существует рядом со специализированной
-Специализированной, ее вытеснила обыденная
-Специализированной, она сосуществует рядом с обыденной
+законы и стандарты социального бытия людей
-продукты человеческой деятельности
-процесс обозначения мира понятий и вещей
-множество закономерно связанных друг с другом элементов
-функция передачи социального опыта
-функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей
ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ
-вербальные и невербальные;
-естественные и искусственные;
-способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации;
Функциями культуры как совокупности знаковых систем являются:
-функция передачи сообщения или выражения смысла;
Предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; художественный образ, воплощающий какую-либо идею
Какому понятию соответствует определение: «любые средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, передавать информацию, ориентироваться в пространстве культуры»?
Двумя семантическими аспектами культурных явлений являются отношения между _________и __________
Проблема 2. Языки культуры, знаки и символы, культурные коды
Языки.Юрий Лотман полагал, что культуру каждого коллектива можно рассматривать как совокупность языков.
Классификация языков:
-естественные (языки народов мира),
-искусственные (наука, другие специализированные знаковые системы),
-вторичные моделирующие системы (миф, религия, искусство).
Функции языка в культуре: когнитивные – язык как средство мышления; коммуникативные – язык как средство общения.
Культура речиопределяется: соответствием литературным нормам и индивидуальным стилем. Отклонения: просторечие – неправильное построение слов и фраз; жаргоны – особенности языка отдельных социальных групп; диалекты, говоры, наречия – особенности речи, исторически сложившиеся в каком-либо регионе.
Знак— продукт интеллекта, обозначает предмет, действие, событие. Предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса называется знаком.
Типы знаков и знаковых систем.
Естественные знаки — знаки-признаки ( с информацией о предмете). Дым как знак огня. Система «естественных знаков» имела определяющее значение в первобытную эпоху.
Функциональные знаки – знаки-признаки, но указывающие на функцию в деятельности людей. Лопата на плече – занятие земляными работами. Обстановка квартиры – богатство или бедность. Предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, основывается на способе его использования человеком.
Иконические знаки– знаки-образы, искусственно созданные, похожие на оригинал. Одни из них упрощенные – знаки-рисунки (пешеходные переходы), другие изображают натуру (пейзаж, натюрморт).
Конвенциональные (условные) знаки, в отличие от иконических, не похожи на предмет, люди условились, договорились считать его знаком предмета. Знаки-символы (государственный герб). Сигналы: школьный звонок, красный крест на машине скорой помощи, светофор, звезды и полосы на погонах – это примеры конвенциональных знаков. Индексы: показания приборов, значки в схемах, графиках.
В рамках теории знака есть разграничения ( в трудах Ю.М.Лотмана):
— семантика – отношение знака к миру внезнаковой реальности, т.е. выявления смысла; отношения между знаками и значениями и правилами означения и понимания.
—синтактика – отношение знака к другому знаку; отношения между элементами языка и правилами их образования и сочетания.
—прагматика – сфера отношения между знаками и теми, кто знаками пользуется; отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка.
Двумя семантическими аспектами культурных явлений являются отношения между знаками и значениями, а также значениями.
Выражаемые знаком или текстом эмоции и чувства имеют экспрессивное значение.
Передаваемая знаком информация о природе и отношениях некоторых явлений имеет смысловое значение.
Обозначенное знаком или описываемое текстом материальное или идеальное явление имеет денотативное значение. Денотация – предметное значение имен, смысловое содержание знаков.
Знак – произвольное, безразличное, холодное обозначение. Знак – часть физического мира бытия, а символ – часть человеческого мира значения.
Символ– знак теплый, со скрытым ценностным значением. Хлеб – знак, полотенце – знак, а каравай хлеба на белом полотенце символизирует о гостеприимстве и радушии хозяев. Кровь – символ жертвы, колесо – символ вечного движения, череп – символ смерти. Расцвет символики пришелся на период становления христианства. В период гонения на ранних христиан догматы веры хранились в тайне, христиане прибегали к условным выражениям.
Знак, который помимо изображения самого объекта содержит добавочный смысл, выражающие общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется символом.
Знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, носитель обобщенного принципа свернутого в нем смыслового содержания является символом.
Символы являются результатом исторического развития человечества. Прообраз, первичная форма, образец называется архетипом. В широкий научный оборот термин ввел К.Г. Юнг, для которого архетип – врожденные психические структуры, коллективное бессознательное, основа для творческой деятельности человека, художественного воображения. Например. Архетип всего враждебного, разрушительного, символ противостояния Руси кочевым цивилизациям – это «Великая степь».
Архетипы проявляются в глубинных первообразах – символах. Их можно рационально осмыслить и адекватно выразить в языке. Не доступны непосредственному наблюдению. Искусство возвращается к ним через символы.
Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность.
Смысл – содержание значения того или иного предмета или явления.
Значения – обозначаемое имя предмета. Иногда смыслы и значения совпадают. Культурный смысл трансформируется в историческую практику. Способом и средством передачи смыслов и значения является вербальный, образный язык, система символов.
Знак обозначает другой предмет, символ обозначает предмет с добавочным смыслом, значение – информация, существующая и передаваемая в языковой форме.
Культурные коды – это знаковые системы, механизм хранения, отражения, передачи, усвоения культуры, общения людей: письменность, фольклор, Интернет и т.д. Культура передается посредством особого внебиологического механизма наследования и памяти через образование и воспитание.
Культурные коды включают:
Вербальные знаковые системы называют естественными, чтобы отличить от искусственных, формализованных языков. В мире до 5000 естественных языков, образующих основу всей культуры говорящего на нем народа.
Знаковые системы записи– письменность, нотная грамота, формализованные языки в математике, информатике. Перечисленные – первичные, базовые знаковые средства культуры.
Вторичные моделирующие(знаковые) системы — такие семиотические системы (в трудах Ю.М.Лотмана, Вяч. Вс. Иванова, Б.А.Успенского), с помощью которых строятся модели мира или его фрагменты. Это языки таких форм культуры, как мифология, религия, философия, наука, право, политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет.
Установите соответствие между основными семиотическими аспектами культурных явлений и их определениями
А: отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка(а)
Б: отношения между элементами языка и правилами их образования и сочетания(в)
В:отношения между знаками и значениями и правилами означения и понимания(с)
К тенденциям современного мирового социокультурного развития не относится:
-: усиление социально-психологического начала в отношениях между людьми
-: сведение массового среднего образования к уровню освоения элементарной картины мира
-: формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня
-: формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения
Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя» является _________культура.:
Основанием китайской государственности являлась семья, которая не могла придерживаться соблюдения следующего устоя:
-: старшие братья должны питать к младшим дружеское расположение, младшие к старшим – уважение
-: долг сына – почитать родителей
-: праведный суд, защита «убогих» и «вдовиц» от чинимых им притеснений
-: отец должен следовать Долгу и Справедливости, мать источать милосердие
Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, – это ___________культура:
-:глобальная
Славянофилы приписывали русскому народу особую историческую миссию, так как:
-: он не затронут влиянием революционных идей
-: российское самодержавие – идеальная политическая модель
-: православие обеспечивает единство чувства, ума и воли для достижения истины
-: он превосходит другие народы
Цивилизацию как последний этап развития культуры, стадию ее гибели, рассматривал:
Под морфологией культуры понимают:
-: внутреннюю структуру культуры, её организационно-функциональное строение
-: процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
-: период стагнации культурного развития
-: детерминированное поведение человека
Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т. п., выраженных в знаковой форме, – это:
Сущность культурогенеза заключается в:
-: символизации среды обитания
-: процесс постоянного самообновления культуры
-: усвоении культурного опыта
-: осмыслении культурных явлений
Символом восточной культуры является человек:
-: кузнец своего счастья
Отличительными чертами субкультур являются «стили». Стиль характеризует глубину вхождения в субкультуру. Основным элементом стиля не является:
Для русской культуры характерна:
-: ориентация на прошлое
-: вера в технический прогресс
-: ориентация на сильную, свободную личность