Э фромм является представителем такого направления как
ФРОММ
Полезное
Смотреть что такое «ФРОММ» в других словарях:
ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) немецко американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. В 1923 1924 прошел курс психоанализа в… … История Философии: Энциклопедия
ФРОММ — Эрих (1900 1980) нем. амер. социальный философ, филос. антрополог и культуролог, один из реформаторов психоанализа. В 1922 получил степень докт. философии в Гейдельберг. ун те. В 1929 32 сотрудник Ин та социальных исследований во… … Энциклопедия культурологии
Фромм — фамилия. Известные носители: Фромм, Эрих (1900 1980) социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Фромм, Фридрих (1888 1945) немецкий военный деятель, генерал… … Википедия
ФРОММ — (Fromm) Эрих (23.03.1900, Франкфурт на Майне 18.03.1980, Муральто, Швейцария) нем. амер. социальный философ, социолог и психолог, представитель франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма, член Нью Йоркской академии наук, врач… … Энциклопедия социологии
ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 80), немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия… … Современная энциклопедия
ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) немецко амери канский философ, социолог и психолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора философии (1922). В 1923 1924 прошел курс психоанализа в… … Новейший философский словарь
Фромм Э. — ФРОММ (Fromm) Эрих (190080), нем. амер. философ, психолог, социолог. Ученик З. Фрейда, осн. представитель неофрейдизма, отводящего гл. роль в формировании личности социальным и культурным факторам. С 1934 в эмиграции в США, проф. Нью… … Биографический словарь
Фромм Э. — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия
Фромм Ф. — Фридрих Фромм (нем. Friedrich Fromm; 8 октября 1888, Берлин Шарлоттенбург 12 марта 1945, Бранденбург на Хафеле) немецкий военный деятель, генерал полковник. Командующий армией резерва (1939 1944). Заговор против Гит … Википедия
Фромм — (Fromm) Эрих (р. 23.3.1900, Франкфурт на Майне), немецко американский психолог и социолог, представитель Неофрейдизма. В 1929 32 сотрудник института социальных исследований во Франкфурте на Майне; в 1933 эмигрировал в США; ряд лет вёл… … Большая советская энциклопедия
Эрих Фромм
Жизнь философа
Эрих Фромм происходил из семьи ортодоксальных иудеев. Родился он во Франкфурте-на-Майне, где первое время учился в школе. Он посещал национальную еврейскую школу, в которой, однако, помимо традиционных религиозных дисциплин преподавались и все предметы стандартной школьной программы. Это позволило ему после окончания школы поступить в Гейдельбергский университет, где он изучал философию, психологию и социологию. В дальнейшем Эрих Фромм учился и в других университетах.
В Берлинском психоаналитическом институте Эрих Фромм, помимо прочего, познакомился и с Карен Хорни – американским психологом, которая помогла ему впоследствии переселиться в США и стать там профессором.
В 1925 году он закончил основное обучение и открыл частную практику как психоаналитик. Этим он занимался более тридцати лет; его частная практика помогла ему собрать большой фактический материал для собственных исследований.
Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер Эрих Фромм переехал вначале в Швейцарию, а затем в США. Там он преподавал в Колумбийском университете, а также начал писать работы на английском языке.
Супругу Эрих Фромм нашёл «среди своих»: ею стала Фрида Райхман, сестра жены друга и соплеменника психолога – израильского писателя Шмуля Агнона.
Философия психоаналитика
Эрих Фромм считал себя верным последователем идей Зигмунда Фрейда. Однако, по его мнению, классический фрейдизм следовало развивать дальше, поскольку он открыл многие тайны сущности человека и его психики, но не давал ответа на вопросы о том, каким человек должен быть и как ему нужно поступать. С помощью теории Фрейда Эрих Фромм попытался исследовать социальную и политическую жизнь людей.
Фромм утверждал, что человеческие страхи, влечения, желания являются не продуктами внутреннего развития человека, а следствиями воздействия культуры. По его мнению, человеку изначально не свойственны стремления повелевать и подчиняться, дружелюбие и враждебность, созидательность и разрушительность, гордыня, тяга к развлечениям, любовь к чувственным наслаждениям или страх перед ними и другие проявления психики; всё это, считал Фромм, является реакциями на определённые жизненные условия.
Стремление человека к индивидуальности при капитализме приводит к чувству одиночества и беспомощности. В этом кроются многие психологические проблемы людей; в этом, как считал Фромм, состоят даже причины многих неврозов. Их сущностью является борьба внутренней зависимости и стремления к свободе.
Эрих Фромм разделяет две «совести». Одна – внешняя, сформированная навязанными извне установками: воспитанием, государственной пропагандой, религиозным учением и др. Вторая – внутренняя, являющаяся внутренним голосом самого человека независимо от внешних обстоятельств. Задача человека – следовать как раз «внутренней совести», реализовывать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под некие внешние стандарты; только тогда человек обретёт подлинную свободу и счастье.
В этом заключается предложенный психологом гуманистический психоанализ. Если большинство бытовавших тогда методов психотерапии основывались на приспособлении пациента к существующей реальности, экономической и социальной системе и господствующей культуре, то гуманистическое направление должно иметь целью раскрытие собственных возможностей личности, реализацию его собственного потенциала. Психотерапевт поэтому должен быть не «наставником по приспособлению», а в буквальном смысле «целителем души».
Эрих Фромм считал, что Фрейд неправильно понял смысл античной легенды о царе Эдипе. По его мнению, истинный смысл эдипова комплекса кроется не в сексуальном влечении ребёнка к родителям, а в его реакции на давление родительского авторитета.
Не соглашался Эрих Фромм и с фрейдистским пониманием религии. Фрейд был убеждённым атеистом и трактовал религию как систему иллюзий. Фромм же считает, что в основе религии лежит стремление каждого человека систематизировать весь свой опыт, привести его к определённому порядку и составить из него некий идеалистический конструкт. Видимо, дело обстоит в том, что Фромм изначально рос в ортодоксальной религиозной семье и получил религиозное воспитание.
С другой стороны, Фромм критикует современные традиционные конфессии, поскольку они, по его мнению, способствуют не раскрытию внутреннего потенциала человека, а его ликвидации. Вместо того, чтобы учить верующих, что нужно делать и как это можно сделать лучше всего, современные религии лишь указывают, чего делать нельзя, и устанавливают настолько огромное количество запретов, что попросту лишают человека свободы.
Существующие религии Фромм разделяет на авторитарные и гуманистические. В первых человеку навязывается вера, что его жизнью и всем миром вокруг управляют некие «высшие силы», а сам он абсолютно беспомощен перед ними. В таких религиях добродетелью считается послушание, а стремление самостоятельно мыслить и действовать именуется страшным грехом. Чем больше превозносится бог, тем меньше уважения достаётся человеку. Такие религии, помимо всего прочего, приучают верующего к лицемерию, стремлению скрывать свои истинные мысли и чувства и подавлять их в себе.
Напротив, гуманистические религии помогают человеку реализовать свой внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром. В таких религиях может существовать понятие «бога», однако его смысл совсем не такой, как в авторитарных культах. Примерами гуманистических религий Фромм считает буддизм, учение Сократа, культ Разума в эпоху Просвещения и др.
В свете своего учения рассматривает Эрих Фромм и явление любви. Он говорил, что любовь в современном мире превратилась в вещь, тогда как на самом деле она является процессом, актом, действием. В связи с этим существует истинная любовь – «любовь по принципу бытия» и ненастоящая любовь, то есть «любовь по принципу обладания».
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Биографический очерк
Эрих Фромм (Erich Fromm) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира – ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка» (Funk, 1982).
Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962, р. 9). В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не сознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.
В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации (Roazen, 1973).
В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность (Fromm, 1941/1956). В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.
Механизмы бегства
Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первый из них – авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я» (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть» (Fromm, 1941/1956, р. 208). Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Позитивная свобода
Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.
Экзистенциальные потребности человека
До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: «Я – это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.
5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Социальные типы характера
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.
Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.
Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73).
Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.
В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.
Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток (Maccoby, 1981, 1988). Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.