Эфес это что такое у меча
Анатомия меча, шпаги, сабли
Образцы мечей:
Меч* эпохи викингов
Че | ренок* | |||||
Яблоко * | Крестовина* | Дол* | Лезвие* | Острие* | ||
Хвостовик * | ||||||
Рукоять* | Клинок* |
Яблоко (кончик хвостовика клинка расклепывается) Черенок Крестовина | Плечи клинка * | Яблоко (приклепано к верхней гарде) Верхняя гарда Черенок Маленькая гарда* | Заклепка Хвостовик Плечи клинка * | ||
Меч тип X по Петерсену | Меч тип R по Петерсену |
Длинный меч* — Риттершверт и ножны
Щитик | Ребро | ||||||
Хвостовик | крестовины* | Дол | Лезвие | жесткости* | Острие | ||
Яблоко | Черенок | Крестовина | Сильная | Слабая | |||
часть клинка* | часть клинка* |
Устье * | Наконечник ножен* |
Шпага * с гардой из дужек
Клинок | ||||
Дол | Ребро жесткости | Лезвие | Острие | |
Широкая | Средная | Узкая | ||
часть клинка | часть клинка | часть клинка | ||
Рукоять |
Расклепанный | ||
кончик хвостовика | ||
Дужка передняя * | Пуговка выступ на яблоке* | |
Яблоко | ||
Черенок рукояти | Втулки рукояти | |
Передний упор крестовины | ||
Тыльный упор крестовины | ||
Блокиратор крестовины | Упоры для пальцев |
Хвостовик | ||
Плечики | ||
Боковая дужка Нижнее кольцо гарды | ||
Рикассо* | Боковые дужки, плавно переходящие в переднюю дужку | Клинок |
Меч конца 16 века с закрытой гардой
Кончик крестовины | Тыльный упор крестовины | Острие | ||||
Яблоко | Передний упор крестовины | Дужка от наружного | Долики | Лезвие | ||
щитка | ||||||
Рукоять | Клинок |
Яблоко Дужка щитка Наружный щиток * Щиток для прикрытия костяшек пальцев Дужка щитка Дужка от наружного щитка | Расклепанный кончик хвостовика Боковая дужка Тыльная дужка Дополнительная тыльная дужка Боковой щиток Кончик крестовины Противоударные рожки | Дужка щитка гарды Передняя дужка гарды Внутренний щиток Передний щиток Дужка щитка | Яблоко Черенок Дужка от наружного щитка |
Черенок | Крестовина | Обух клинка * | Елмань* | |
Головка рукояти | Перекрестье * | Лезвие | Острие |
Устье ножен | Кольца ножен * | Ушко гайки ножен | Наконечник ножен | |
Обоймица* Обоймица | Башмак* |
Рукоять сабли (две щечки* здесь образуют очень удобный для руки изгиб) Конец крестовины | Дужка передняя Втулка * рукояти Щитик крестовины | Головка рукояти Планка на спинке рукояти * Черенок рукояти | ||
Конец крестовины |
Пояснения
Дол (долик, желоб, кровосток) — продольный желобок на клинке, служащий для его облегчения. Клинок может иметь один или несколько долов или доликов разной длины и ширины.
Лезвие — заточенная кромка клинка, наконечника копья или топора.
Грань клинка — (голомень) часть плоскости клинка, ограниченная двумя ребрами или ребром и лезвием.
Острие — колющий конец клинка, точка соединения линий обуха (или скоса обуха) и лезвия.
Плечо клинка (пята, основание) — верхняя не заточенная часть клинка, непосредственно прилегающая к рукояти. На пяте обычно ставились клейма.
Меч в полторы руки — разновидность меча с длинным клинком, рукоять которого могла обхватываться одной или двумя руками.
Ребро жесткости — выступ на полосе клинка необходимый для увеличения прочности и жесткости клинка.
Сильная часть клинка (forte) — здесь клинок имеет набольшую толщину, здесь, возле гарды лучшая защита. Это часть клинка, которой рекомендуется парировать удары.
Ножны (ножна) — металлический, деревянный или кожаный футляр для клинка, снабженный какими-либо приспособлениями для подвески (кольца, крючок, скоба и т.д.). Ножны подвешиваются к поясной или плечевой портупее с помощью так называемых пасовых ремешков.
Наконечник ножен (бутероль) — нижняя деталь металлического прибора деревянных или кожаных ножен, предохраняющая их конец от повреждений.
Щиток — широкая часто узорчатая пластинка пластинка, составная часть гарды.
Чашка эфеса — плоская или выгнутая в сторону острия клинка металлическая пластина разнообразной формы, смонтированная на крестовине и являющаяся составной частью гарды.
Пуговка — полукруглый или граненый выступ сверху на головке-навершии рукояти, для фиксации кончика хвостовика клинка.
Рикассо — не заточенная часть в основании клинка некоторых двуручных мечей и шпаг. Задействовалась при обхвате пальцами крестовины и основания клинка, поэтому защищалась дужками, расположенными под крестовиной.
Прибор ножен (оправа, набор) — металлические обкладки па кожаных или деревянных ножнах. Обычно состоит из устья, одной или нескольких гаек (обоймиц) и наконечника.
Елмань — расширенная нижняя часть клинка, имеющая двулезвийную заточку. Встречается преимущественно у восточных сабель. В XVII-ХIX веках клинки с елманями изготавливались и для некоторых образцов европейских сабель.
Обух (обушок, тупье, тылье, спинка) — не заточенная кромка клинка, противоположная лезвию.
Перекрестье (огниво, крыж) — полукруглые или прямоугольные расширения или накладки в средней части крестовины, расположенные перпендикулярно к ней. Перекрестье служило для захвата клинка противника, а также для удержания клинка в ножнах.
О6оймица (оковка, обойма, бряцар) — широкая фигурная металлическая обкладка в средней части ножен, имеющая ушко с кольцом для пасового ремешка портупеи.
Гайка — узкая металлическая пластина, обхватывающая ножны и имеющая ушко с кольцом для ремешка портупеи. Широкие фигурные гайки обычно назывались обоймицами.
Башмак (гребень, гребешок, гривка) — металлическая фигурная пластина, предохраняющая наконечник ножен от протирания при волочении по земле. Особым шиком считалось крепление в башмаке вращающегося колесика, при атом сабля или палаш не просто касались брусчатки или асфальта, а катились рядом с владельцем. Такую вольность, мода на которую пришла из Германии, позволяли себе только некоторые офицеры русских гвардейских кавалерийских полков, квартировавших в столице.
Скоба — выгнутая прямоугольная или полукруглая деталь на устье ножен, предназначенная для продевания короткого пасового ремешка портупеи.
Уровень кривизны и прочие геометрические параметры
Измерение общей длины и ширины клинка | Традиционный метод измерения клинка | На этом рисунке хорошо видна разница в показателях между традиционным и предлагаемым методами. |
Тем,кто не знал. Эфес (рукоять, крыж): 1. Навершие (головка эфеса, набалдашник, яблоко) 2. Черенок (черен) 3. Гарда (крестовина, огни
Когти орла. Римские мечи
Я думаю, никто не станет спорить с тем очевидным фактом, что в жизни каждого современного человека бывает момент, когда он понимает, что на дворе I век нашей эры и ему нужно рубить варваров во славу Римской Империи. Посему сегодня мы будем обсуждать римские мечи.
Пожалуй, самый знаменитый римский клинок – это гладиус или гладий, мне привычнее первый вариант, его и буду использовать. Считается, что гладиус был взят на вооружение римлянами после битвы при Каннах (216 г. до н.э.). Сложно сказать, какой тип меча был в ходу у римлян до этого – по всей видимости, некий вариант греческого ксифоса.
Литой кусок бронзы, использующийся в качестве денег в Риме в 4-5 веке до н.э. с изображением ксифоса
Скорее всего, гладиус был заимствован у кельтиберов, судя по его форме (1):
Типологически выделяют несколько вариантов гладиуса, хотя все они довольно схожи. Я свел четыре распространенных в одну картинку, наложив на примерную хронологическую шкалу.
Вес мечей по современным реконструкция в целом схож: порядка 1 кг для республиканского (испанского) типа; 0,68-0,8 кг для Майнцза; около 0,7 кг Фулхэм и 0,66 кг помпейский тип (2).
Во II веке н.э. на смену гладиуса пришла спата, длинный меч, бывший в ходу у всадников, вспомогательных частей. Его длина составляла по большей части около 750-850 мм, ширина 40-50 мм, хотя многие находки выпадают из этих диапазонов (3).
Что интересно, спата не вытеснила полностью гладиус, позднее в обиход вошли семиспаты, укороченные (возможно, переделанные из сломанных) варианты мечей.
Как убедимся далее, Ливий отнюдь не преувеличивал.
Дакийский поход Траяна
Скелеты с отсеченными конечностями
Другие примеры действия гладиуса обнаружились в ходе исследования (10) останков солдат, погибших в Серториевой войне в Валенсии (75 г. до н.э.). Судя по всему, любимым дело римских легионеров было отсечение конечностей одним ударом. Одному из воинов отрубили обе руки и ноги:
Нет, это не неудачное кадрирование картинки
Еще одному солдату отсекли обе руки, а также голову, бросив ее к ногам, точнее туда, где они должны были быть, ибо и их отрезали
Хотя здесь упомянута грудь, также легионеры явно не скупились на удары в лицо. Или еще пример
Кассий Сцева, который в битве при Диррахии, лишившись глаза, выбитого стрелой, раненный в плечо и бедро дротиками и принявший своим щитом удары ста тридцати стрел, кликнул врагов, как бы желая сдаться; но когда двое из них подошли к нему, то одному он отрубил руку мечом, другого обратил в бегство ударом в лицо, а сам был спасен своими, подоспевшими на помощь. (12)
Этот случай был замечен в силу своей исключительности, не стоит буквально верить тому, что его соратники пересчитали все стрелы в щите. Римские авторы подчеркивают уязвимость противников легионеров, которые не носят защиту головы, например, германцев
И вот батавы стали обрушивать удары своих мечей на британцев, разить их выпуклостями щитов, колоть в ничем не прикрытые лица и, сокрушив тех, кто стоял на равнине, подниматься, сражаясь, по склону холма, а остальные когорты, соревнуясь с ними и поддержанные их натиском, — рубить всех попадавшихся им навстречу; и торопясь довершить победу, наши оставляли за собой легко раненных и даже невредимых врагов (14)
Впрочем, и сами римляне в гражданской войне могли получать удары в лицо:
С этими словами он [центурион Гай Крассиний] первым ринулся на неприятеля, увлекая за собой сто двадцать своих солдат; изрубив первых встретившихся врагов и с силой пробиваясь вперед, он многих положил, пока, наконец, сам не был сражен ударом меча в рот, так что клинок прошел насквозь и вышел через затылок. (15)
Причин тому несколько – если мы обратимся к средневековым массовым солдатским захоронениям, то обнаружим существенный перевес травм в пользу головы и ног. Ноги по очевидной причине (коротковат) были не самой удобной целью для гладиуса, а вот голова более чем. Дело в том, что ранения в грудь и живот, хотя вполне могут быть летальными, но проблема в том, что они не всегда приводят к моментальной смерти, а противнику с тяжелой травмой терять уже нечего и он имеет все шансы забрать легионера с собой. А вот с черепом все куда интереснее, лобная кость имеет толщину около 6-7 мм, но сам мозг уже ничем не защищен и после его поражения сознание человека моментально гасится. Косвенно данные письменных источников подтверждаются сведения археология, так в могиле гладиаторов в эфесе обнаружены специфические травмы головы, их наносил молотом штатный сотрудник Колизея, добивая раненных бойцов (16).
Пробитые молотом черепа гладиаторов
В могиле римского лагеря Виминациум расположенного на востоке нынешней Сербии был обнаружен римский легионер, которого смертельно ранила стрела в поясницу, а на черепе есть след добивающего удара в затылок, нанесенного (возможно топором) с такой силой, что шлем вошел в голову (17).
Еще одна причина, это то, что доспехи являются второй линией обороны, первая это сам человек. Летящий в лицо меч, инициирует моментальную реакцию – уклониться, выйти с линии удара, что в свою очередь выводит человека из равновесия, дезориентирует его (19).
Ну и наконец, это (не)красиво:
[когорты Цезаря] против обыкновения не метали копий и не поражали неприятеля в ноги, а, по приказу Цезаря, целили врагам в глаза и наносили раны в лицо. Цезарь рассчитывал, что молодые солдаты Помпея, кичившиеся своей красотой и юностью, не привыкшие к войнам и ранам, более всего будут опасаться таких ударов и не устоят, устрашенные как самою опасностью, так и угрозою оказаться обезображенными. Так оно и случилось. Помпеянцы отступали перед поднятыми вверх копьями, теряя отвагу при виде направленного против них оружия; оберегая лицо, они отворачивались и закрывались. (18)
В современном мире ножевые травмы головы довольно редки – в западных странах всего 13 случаев за 30 лет, причем все они были вкупе с поражениями других частей тела (проще говоря тыкали не разбираясь куда). С другой стороны, если вернуться к истокам и посмотреть на статистику травм Южной Африки, то можно обнаружить, что там из 597 ранений головы за 12 лет только 10 % имеют повреждения других частей тела. (20).
Другой точкой удара также является живот и пах, причем описание этого приема связывается у римлян с контратакой:
Метоп (каменная плита) из «Трофея Траяна» в современной Румынии
Похожий прием приводит Ливий в поединке римлянина с галлом
тогда римлянин, держа клинок острием вверх, с силою поддел снизу вражий щит своим щитом и, обезопасив так всего себя от удара, протиснулся между телом врага и его щитом; двумя ударами подряд он поразил его в живот и пах [inguina] и поверг врага, рухнувшего во весь свой огромный рост.(22)
Хотя здесь описание явно заимствовано из Иллиады, но возможно, что прием вполне существовал.
Для начала нужно определиться с критериями качества и терминами. Железо и сталь не синонимы. Первое это элемент периодической таблицы, второе же является сплавом железа и углерода. Процент углерода в стали колеблется от 0,02 % до 2,14 %, все, что выше это уже чугун. Процент углерода в стали определяет свойства сплава, чем он выше, тем больше прочность и твёрдость, но меньше пластичность и вязкость. На первый взгляд, кажется, что чем больше твердость, тем лучше, ведь именно эта характеристика определяет возможность меча проникать в другую среду. Проблема в том, что при повышении твердости также растет и хрупкость металла, а треснувший в пылу боя меч может сильно расстроить владельца.
Современные металлографические исследования римских (и более ранних) мечей (23-24), проливают свет на то, как решалась эта проблема. Меч изготавливался из двух частей с различным содержанием углерода, римляне оборачивали вокруг мягкого сердечника пластины стали с более высоким содержанием углерода, в итоге режущая кромка обладала высокой твердостью, а центр был пластичным и не давал сломаться клинку. Кроме того, приваренные слои закаливались (хотя и не всегда).
Современные ГОСТы категорируют марки стали по проценту углерода и содержанию легирующих элементов. Алан Уильямс в качестве критерия качества выделял максимальную твердость меча (как правило это показатель режущий кромки). Конечно, делать выводы по относительной малой выборке дело не самое благодарное, особенно учитывая, что не по всем мечам мы имеем полную картину содержания шлаков, толщины режущей кромки и пр. С другой стороны, я всегда придерживался мнения, что лучше примерные ориентиры и предположения с кучей ограничительных условий, нежели чрезвычайно точный вывод из серии «бывало по-всякому».
Процент углерода колебался в широких пределах, обычно это было 0,1-0, 4 в сердечнике и до 0,7 % по кромке.
Много это или мало? Это типично – в этих диапазонах находилось среднее содержание углерода большей части мечей с Античности вплоть до Нового времени. По современным меркам ближайшим аналогом будут среднеуглеродистые стали, задействованные в производстве конструкций или деталей автотранспорта.
Твердость кромки гуляла в широких пределах от 170 до 700 VPH.
Тут все несколько сложнее, здесь прослеживается явное расслоение на мечи так скажем, ширпотребного качества с кромкой, которую не закаливали и высококачественными клинки с твердостью свыше 600 VPH, что примерно соответствует современным скальпелям. Что интересно, исследователи так не смогли выделить некий общий признак, который позволил бы отнести низкокачественные мечи к простым солдатским, а высококачественные к парадным-офицерским. Те и другие были рабочими боевыми мечами, а разницу в качестве связывали с разным уровнем мастерства кузнецов и сложностью с контролем. Опять-таки насколько эти клинки были качественными в сравнении с более поздними аналогами? Ну, вот например, гладиус из Чичестера имеет следующие характеристики – содержание углерода 0,25-0,4 %, твердость 230-600 по Виккерсу, максимально схожие параметры (0,28-0,5 % углерода и твердость 120-610 VPH) имеет прекрасный фальшион из Брешии XVII века.
Этот меч был изготовлен в Каино, деревеньке близ Брешии – клинки, изготовленные там, считали лучшими во всей Европе и стоили они соответствующе.
Ну, а про доспехи мы поговорим как-нибудь в другой раз.
2. M.C. Bishop, «The Gladius: The Roman Short Sword», Osprey Weapon series No. 51 (2016), P. 30
3. M.C. Bishop «The Spatha: The Roman Long Sword» Osprey Weapons No. 72 (2020), p. 23
5. Всеобщая история (VI.23)
6. Всеобщая истоория (XVIII, 30)
7. Римские древности, XIV, 10, 2
8. История Рима от основания города, XXXI, 34, 4
9. Cadiou, F. et M. Navarro Caballero (2014) : La guerre et ses traces. Conflits et sociétés en Hispanie à l’époque de la conquête romaine (IIIe-Ier s. a.C.), Ausonius Mémoires 37, Bordeaux.
10. L. A. Martín, M. C. Gálvezy, A.R. i Lacomba (2010) «La destrucción de Valentia por Pompeyo (75 aC)» / Ajuntament de Valencia la Contestania / coord. por Feliciana Sala Sellés, Jesús Moratalla Jávega, 2014, ISBN 978-84-9717-341-4, págs. 65-77.
11. Полибий, Всеобщая история, II, 33, 6
12. Плутарх, Цезарь 16,4
13. Тацит, Анналы, II, 14, 4
14. Тацит, О жизни и характере Юлия Агриколы, 36
15. Плутарх, Цезарь 44, 11-12
16. F. Kanz et al. «Head injuries of Roman gladiators» Forensic Science International V. 160, Issues 2–3, 13, p. 207-216
17. N. Mrđić et al. «Killed by the Arrow: Grave No. 152 From Viminacium» Xantener Berichte 16. (ROMEC), 2007
18. Плутарх, Цезарь 45, 3-4
21. Дионисий Галикарнасский, XIV, X, 18
23. Janet Lang «Study of the Metallography of some Roman Swords», Britannia / Volume 19 / November 1988, pp 199 – 216
24. Williams, Alan «The sword and the crucible : a history of the metallurgy of European swords up to the 16th century», 2012, History of warfare ; v. 77, p. 42-70