Эффект delay что это такое
Дилэй
Содержание
Аналоговый дилэй [ править ]
До изобретения технологий задержки звука, для создания эффекта эха необходимо было производить запись в естественно звучащем помещении где присутствовало эхо, это доставляло большие неудобства для музыкантов и звукорежиссёров.
Первые эффекты дилэя создавались с помощью использования зацикленной магнитной ленты проигрываемой на магнитофоне. В начале ленты устанавливалась записывающая головка, а через определённый промежуток воспроизводящая, или несколько воспроизводящих для создания нескольких задержек. Путем сокращения или удлинения ленты и корректировкой записывающей и воспроизводящей головок, изменялся характер задержки.
Тонкая магнитная лента не совсем подходила для непрерывной работы, поэтому время от времени лента должна была заменяться для сохранения верности и качества задержанного звука.
Другие популярные блоки как носитель использовали вращающийся магнитный барабан (к примеру дилэй Binson Echorec). Это давало преимущество над магнитной лентой, потому как прочные барабаны были в состоянии работать в течение многих лет с небольшим ухудшением качества звука.
Хотя аналоговые дилэи менее гибки чем цифровые и в целом имеют меньшее время задержки, несколько классических моделей, такие как Boss DM-2 по-прежнему ценятся за их «тёплое», более естественное эхо. Кроме того, несколько компаний делают новые аналоговые дилэи, в их числе MXR Carbon Copy и Ibanez AD9, переиздавая свои педальные эффекты 1980-х годов.
Цифровой дилэй [ править ]
Наличие недорогой цифровой обработки сигнала в конце 1970-х и 1980-х годов привело к разработке первых цифровых дилэев. Цифровые системы создавали задержку с помощью сэмплирования входного сигнала через аналого-цифровой преобразователь, после чего сигнал проходил через серию цифровых сигнальных процессоров, записывая сигнал в буфер хранения, а затем воспроизводя на основе установленных пользователем параметров. Задержки могут быть смешаны с сухим сигналом после или перед тем как он отправляется в цифро-аналоговый преобразователь.
Многие современные цифровые дилэи имеют обширный набор вариантов настроек, включая контроль времени до воспроизведения задержек сигнала. Также большинство позволяют выбрать общий уровень обработанного сигнала по отношению к сухому (не обработанному), или уровень на котором задержанный сигнал подается обратно в буфер, который будет снова повторяться (обратная связь). Сегодня некоторые системы имеют более экзотические элементы управления, такие как возможность добавления фильтров, или воспроизведение содержимого буфера в обратном направлении.
Программный дилэй [ править ]
Следующим шагом развития цифровых аппаратных дилэев было появление программных систем задержек. Программные дилэи во многих случаях предлагают гораздо большую гибкость, чем даже самые лучшие цифровое оборудование. Большое количество системной памяти современных персональных компьютеров предлагает практически безграничный буфер для хранения звука, и более натуральные алгоритмы задержки, предлагая возможность смещения или внесения случайности в задержки, или вставку других звуковых эффектов в процесс обратной связи. Многие разработчики плагинов добавляют возможность подражания звукам ранних аналоговых устройств.
Использование [ править ]
Наиболее часто эффект дилэя используется для создания эффекта эха. В популярной и электронной музыке, дилэй используется для создания плотных текстур. Очень большое время задержки 10 секунд или более используются для создания петель целых музыкальных фраз.
Также очень часто используется эхокомплекс, который создаёт повторяющиеся задержки синхронно с музыкальным ритмом, так что ноты комбинируются и рекомбинируются интересными способами.
Использование эффекта дилэй
Дилэй – это эффект задержки сигнала относительно оригинала. Обработка сигнала эффектом дилэй подразумевает создание копии сигнала и подмешивание этой копии к оригинальному сигналу в соответсвии с настройками плагина или железного прибора.
Больше об эффекте дилэй Вы можете узнать прочитав статью «Дилэй – эффект эха».
Эффект дилэй позволяет сделать звучание более глубоким и объёмным. Существует огромное количество плагинов позволяющих создавать эффект дилэй.
На схеме ниже показан принцип работы эффекта дилэй.
Входной сигнал поступает на вход плагина (или прибора). Создаётся копия этого сигнала и подмешивается в определённой пропорции и с определённым временем задержки (в соостветствии с настройками) к оригиналу. Далее копия сигнала попадает в блок фильтрации, после чего поступает на выход плагина.
Если используется обратная связь, то обработанный сигнал повторно направляется в блок обработки.
Основные параметры дилэй:
Input – уровень входного сигнала.
Time (Delay) – время задержки. Обычно используются относительные величины (1/2, 1/4, 1/8 и т. п.), но также можно использовать и точные значения в миллисекундах.
Feedback – уровень сигнала, который повторно подаётся на вход плагина. Это так называемая обратная связь.
Low cut и High cut – обрезные фильтры низких и высоких частот.
Dry / Wet – уровень сухого и обработанного сигналов.
Output – уровень выходного сигнала.
Дилэй – это больше художественный эффект, позволяющий сделать звук более естественным.
Существует множество вариантов использования эффекта дилэй.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 2.
В прошлой статье мы рассмотрели отличия Дилэя (Delay) и эхо (Echo), какие бывают дилэи, их историю развития, особенности звучания, наиболее популярные модели различных типов: плёночные, аналоговые, цифровые, программные. Сегодня коснёмся основных настроек дилэя и особенностей его применения в проектах.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 2.
С появлением стереофонии возникла острая необходимость в эффекте Delay (англ. — задержка). Это прежде всего обусловлено устройством слухового аппарата человека, ведь у него два уха и в мозг поступает два звуковых сигнала, которые отличаются временами прихода.
Конечно, если источник звука находится «перед глазами» и на перпендикуляре к ушам, то прямой звук достигает обоих ушей в одно и то же время. Но в большинстве случаев расстояния от источника до ушей различны, поэтому звук воспринимается вначале одним и несколько позже другим ухом.
Как мы уже говорили, с появлением стереофонии этот эффект стал очень актуален. Особенно когда запись голоса или акустического музыкального инструмента была выполнена в моно. То есть с помощью единственного микрофона, но нужен был стерео сигнал. Благодаря дилэю, моно можно было превратить в стерео и запись, обработанную этим эффектом, можно было уже «встраивать» в стереофоническую композицию.
Конечно, кроме дилэя существовали и другие методы (например, doubletrack ), но о них в следующих статьях.
Итак, перейдём к основным параметрам дилэя.
Основные параметры дилэя.
Напомним, что если используется одна линия задержки оригинального сигнала, то это простой дилэй (Simple Delay). Если используется более одной линии задержки оригинального сигнала, то это сложный дилэй (Multi Delay).
Delay (delay time, time, tempo, rate)
Время задержки сигнала, т. е. время через которое происходит повторение сигнала, его копий. Измеряется в миллисекундах (мс). Также применяются относительные величины, такие как (1/2, 1/4, 1/8 и т. д.).
Это важнейшей параметр, который определяет эффект, который вы хотите получить. Это может быть и модуляции (flanger, chorus) или более атмосферные echo и reverb.
В большинстве дилэев имеется функция модуляции в виде осциллятора низкой частоты (LFO). Он позволяет уменьшать или увеличивать время задержки. Если вы хотите сделать звук свистящим, получить звук falnger или chorus, то необходимо управлять модуляцией. Если модуляция поставлена в ноль, то задержанный сигнал не отличается от входного.
Feedback (Repeat, Regeneration)
Обратная связь, т. е. количество задержек сигнала (от одной и до ∞ ). При параметре feedback, выставленном в ноль, будет один повтор, при максимуме бесконечное число повторов.
Как правило, и в реальных, и в виртуальных устройствах имеется регулятор, при помощи которого можно подобрать такое время задержки, чтобы оно соответствовало темпу композиции.
Вот, например, известный от Waves HDELAY:
Режим MS, в котором время задержки устанавливается вручную (в миллисекундах). В режиме Host отображается текущий BPM секвенсора. Чтобы изменить темп вручную можно переключиться в режим BPM.
Dry / Wet
Уровень сухого и обработанного сигналов.
На гитарных педалях (дилэях), можно часто встретить параметр Level (Mix, Balance, Blend ) — громкость повторяемого сигнала по отношению к необработанному сигналу. При нуле никакого эффекта вы не услышите. При 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.
Дополнительные параметры дилэя.
Input – уровень входного сигнала.
Output – уровень выходного сигнала.
Low cut и High cut – обрезные фильтры низких и высоких частот. Или LoPass Filter (фильтр высоких частот) — управляет диапазоном фильтрации высоких частот и HiPass Filter (фильтр низких частот) управляет диапазоном фильтрации низких частот.
Tone — тембр окраски обработанного сигнала, от яркого к темному.
Ping pong delay — поочередное панорамирование задержанного сигнала в левый/правый канал.
Stereo delay — левый и правый каналы обрабатываются с разными параметрами обратной связи и времени задержки.
Rhythmic delay — тоже, что и stereo delay, но параметры времени задержки каналов устанавливаются в строгой зависимости друг от друга (например, четверти и триоли).
Dynamic delay — уровень задержанного сигнала зависимости от уровня входного. Таким образом задержанные фразы звучат тише и не мешают новым фразам.
Тип (type) — характеризует тип используемого дилэя.
Slapback delay — короткая одиночная задержка без обратной связи длительностью до 120 мс.
Echo — более длинная задержка с обратной связью.
Reverse — в цифровых эффектах возможно воспроизведение записанного в буфер сигнала в обратном порядке
Как применять дилэй и где.
Для начала нужно понимать какой эффект вы хотите получить: дилэй или эхо. Напомним, что основное отличие эффекта эхо (Echo) от простой задержки в том, что задержанные копии сигнала подвергаются дополнительной обработке: изменяется их спектр. Звук, обработанный эффектом Echo более натурален по сравнению с обработанным эффектом Delay.
Какую задержку выбрать?
Конечно, нужно руководствоваться критериями, художественной целью и здравым смыслом. Для коротких и резких звуков время задержки, при котором основной сигнал и его копия различимы, меньше, чем для протяженных звуков. Для произведений, исполняемых в медленном темпе, задержка может быть больше, чем для быстрых композиций. При определенных соотношениях громкостей прямого и задержанного сигнала может иметь место психоакустический эффект изменения кажущегося расположения источника звука на стереопанораме. Но если применить такой эффект, например, к звучанию рояля, то вряд ли «прыжки» по панораме будут эстетически оправданы, да и с точки реального звучания это будет трудно обосновать. Поэтому дилэй лучше применять в разумных пределах и не обязательно на протяжении всей композиции.
Если feedback выставить в ноль, то будет только один повтор, который может хорошо подойти для каскадов, гармоний и лупов. Если на максимум, то будет бесконечное число повторов, воспринимаемых на слух как эхо. Если отрегулировать параметры где-то на 5-6 повторов, то это может хорошо подойти для ревера и слэпбэка.
В электронной музыке дилэй используют для различных текстур, в основном плотных, для создания глубины, атмосферы, пространства. Если задержка более 10 сек., то это подойдёт для создания петель целых музыкальных фраз.
Если отрегулировать Delay в соответствие с темпом проекта, то можно получить интересные ритмические эхо в проекте.
Также интересное звучание можно получить применяя эффект ping-pong.
Если необходимо расширить звук (например, если звук записан в моно, но нужно стерео), то время задержки нужно отрегулировать около 30 мс. или меньше.
Экспериментируйте и находите своё звучание в проектах.
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 1.
Сегодня поговорим про Дилэй (Delay) и эхо (Echo). В чём их отличия, какие бывают дилэи, история развития, особенности звучания, наиболее популярные модели различных типов: плёночные, аналоговые, цифровые, программные.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 1.
Английское слово дилэй (Delay) прочно вошло в лексикон музыкантов. А переводится оно как (англ. delay — задержка).
Если объяснять суть прибора в очень упрощённом виде, то он состоит из одной или нескольких линий задержки сигнала (его копий), которые повторяют «как попугаи» через определённый период времени (больше 0.5 сек или 50 мс) входной сигнал. Задержанный сигнал, как вы уже поняли, может проигрываться либо один раз, либо несколько, создавая повторяющиеся звуки, похожее на распадающееся эхо.
Если используется одна линия задержки оригинального сигнала, то это простой дилэй (Simple Delay).
Если используется более одной линии задержки оригинального сигнала, то это сложный дилэй (Multi Delay).
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). В чём разница?
В-третьих, с точки зрения реального «эхо», существующего в природе, к примеру: эхо на дне колодца, от стен помещения, в ущелье и т. п., отражения звука прибывают к слушателю через некоторое время после прямого звука. Это время равно расстоянию, делённому на скорость звука. При этом в задержанном (отражённом) сигнале меньше высоких частот по причине их поглощения материалом от которого отразился звук и поглощающими свойствами воздуха. Поэтому если необходимо с помощью дилэя создать эффект эхо, то необходимо, чтобы в задержанном сигнале было меньшее количество высоких частот.
Таким образом, в отличие от «дилэя», где просто добавляется к оригинальному сигналу его копии с определёнными значениями затухания и периодичности, в «эхо»- копии сигнала подвергаются спектральному (частотному) изменению.
Пример педали эффектов «эхо»:
Педаль эффектов TC Electronic Gauss Tape Echo
Немного истории.
До изобретения технологии задержки звука применялись в основном различные помещения, в которых присутствовало эхо. Естественно это доставляло массу неудобств как для музыкантов, так и для звукорежиссеров.
Tape Delay (плёночный или ленточный)
Технически реализовать эффект дилэя удалось в пятидесятых годах прошлого века и достигался он смещением уменьшенных по громкости копий записи с дорожки на магнитной ленте.
Несколько позже появилось производство этого эффекта, в так называемых ленточных эхо-машинах. В этих устройствах магнитная лента была закольцована (крутилась по кругу) и воспроизводилась блоком головок. После того, как лента проходила круг, она попадала на записывающую головку, которая стирала старый сигнал и записывала новый (и так после каждого круга). Время задержки регулировалось скоростью лентопротяжного механизма, а степень намагничивания — громкость повторов.
Одним из таких устройств (которые, кстати, имели очень большой вес и немалую стоимость) являлся ленточный дилэй ECHOPLEX EP4.
Заканчивая о Tape Delay отметим, что главной особенностью его является сатурация (насыщение магнитной плёнки) и детонация (плавание звука).
Delay на магнитном барабане.
Ещё один популярным устройством был дилэй Binson Echorec. Он основан на магнитном барабане, как носителе. Binson Echorec был намного прочнее ленты, поэтому мог долгое время работать, правда с небольшим ухудшением качества звука.
Кстати, дилэем Binson Echorec 2 активно пользовались Pink Floyd в 1970-х (послушайте этот дилэй в следующих записях: «Interstellar Overdrive», «Astronomy Domine», «Shine On You Crazy Diamond» и, конечно же, «Time»).
Сегодня он реализован в виде VST/AU/AAX-плагина для PC и Mac (Overloud Echoson). Скачать демоверсию и приобрести плагин можно на официальном сайте Overloud.
Analog Delay
Первыми кто заменил ленту дискретной аналоговой линией задержки, были инженеры PHILIPS. Но настоящего прорыва в этой области добилась компания PANASONIC. Она выпустила в продажу чипы MN3005, MN3007 и MN3205, которые были доступными и гораздо более компактными. Это позволило сделать устройство с эффектом «дилэй» более доступными.
Суть данных приборов заключалась в том, что сигнал проходил через элементы схемы, теряя высокочастотные составляющие. В итоге с каждым повтором происходило «замыливание» сигнала. В аналоговом дилэе использовались приборы ПЗМ (приборы с зарядовой связью) большое количество конденсаторов, передающих друг другу заряды под действием синхроимпульсов.
Одной из классических моделей аналогового дилэя является Boss DM-2. Её производство было запущено в 1984 году в виде педали для гитаристов. У ней очень чистый звук, каждый повтор имеет ярко выраженную атаку, которая плавно, но быстро трансформируется в акустическую субстанцию.
Некоторые компании до сих пор делают аналоговые дилэи, переиздавая свои педальные эффекты. Например, MXR Carbon Copy и Ibanez AD9 (эффекты 1980-х годов).
В настоящее время аналоговые дилэи производят практически все крупные компании по производству гитарных примочек.
Педаль эффектов TC Electronic Echobrain Analog Delay (подробнее)
Педаль эффектов Digitech DOD Rubberneck
Digital Delay
На рубеже 1970-х и 80-х годов появляются первые цифровые дилэи. Цифровые схемы строились на основе АЦП-ЦАП ( аналого-цифрового и цифро-аналогово преобразователей ). Задержка реализовывалась путём сэмплирования входного сигнала через АЦП, затем сигнал проходил через серию цифровых сигнальных процессоров. Цифровая схема записывала сигнал в буфер хранения, а затем воспроизводила на основе установленных пользователем параметров.
Чтобы была возможность имитировать аналоговые дилэй в цифровых устройствах, сигнал мог обрабатываться фильтрами и другими эффектами.
Цифровые дилэи имели большой диапазон времени задержки сигнала, в отличие от аналоговых. А сама технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах. Это делало звук чётким, но холодным (по сравнению с аналоговым).
Одной из довольно успешных моделей цифрового дилэя стала BOSS DD-2, избавившая пользователей от клиппинга и предоставив почти идеальные повторы.
Педаль эффектов BOSS DD-3 (подробнее)
Педаль эффектов BOSS DD-7 (подробнее)
Cравнивая цифровой и аналоговый дилэй основным отличием в звучании будет то, что в аналоговом звук более тёплый и расплывчатый, а в цифровом — чёткий и холодный. Но! В аналоговым за тёплое и естественное эхо приходиться платить клиппингом и высокочастотным шумом (при больших значениях feedback).
Программный Delay
С появлением персональных компьютеров дилэй широко распространился в виде программного. Такой дилэй даёт гораздо большую гибкость, чем даже самое лучшее цифровое оборудование, имеет более натуральные алгоритмы задержки, что позволяет реализовать смещения или внесения случайности в задержки, или вставку других звуковых эффектов в процесс обратной связи. Кроме этого во многих плагинах имеется возможность подражать различным типам дилэя.
Спасибо, что вы с New Style Sound. А в следующее статьи мы рассмотрим основные настройки дилэя и его применение в проектах.
Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ).
Эффект Delay: особенности и применение
Delay (или «дилей») – один из самых распространённых эффектов, который позволяет добиться крайне интересного звучания инструмента.
Что такое Delay?
Delay – звуковой эффект, имитирующий эхо определённой продолжительности и размерности. Устройство дилей может быть выполнено в виде педали, процессора или как отдельный VST-плагин. Тем не менее сущность одна – создание повторяющегося звучания.
В переводе с английского Delay – «задержка».
История появления
Впервые эффект задержки звука Delay появился в 50-х годах XX века. Изначально эффект достигался путём наложения копий магнитной ленты друг на друга. Собственно, ни о каком применении эффекта «в реальном времени» не шло речи.
Спустя 10-15 лет в свободном доступе стали появляться аналоговые устройства, которые позволили использовать эффект в качестве сценического оборудования.
Первые аналоговые устройства задержки были изобретены компанией PHILIPS и PANASONIC. В будущем, как мы знаем, появились цифровые вариации эффектов, однако аналоговые всё так же популярны.
Отличия аналоговой задержки и цифровой заключаются в том, что аналоговый звук отличается большей мягкостью и «бархатистостью» звучания, но наличием естественных помех, а цифровой – чистым, но «холодным» звуком.
В настоящий момент в аналоговых педалях применяют технологии, которые имитируют звучание аналоговых устройств. Достигается подобное при помощи наличия в них частотных фильтров и современных конденсаторов.
Характеристики и параметры
Все педали унифицированы по типу. Другими словами, основные параметры настройки эффекта присущи всем педалям.
Предлагаем рассмотреть основные настройки.
Время задержки (Delay Time)
Под временем задержки понимают отрезок времени между сигналами. Время задержки измеряется в миллисекундах.
Данный параметр непосредственно влияет на ритм, так как именно он отвечает за расстояние между сигналами. Кроме того, время задержки влияет на сам эффект: flanger, chorus, echo и reverb.
Количество повторений (Feedback)
Второй немаловажный параметр, отвечающий за количество повторений сигнала. Именно этот параметр отвечает за эффект дилея – от одного повтора до бесконечности.
Громкость (Level)
Необходимо знать, что громкость эффекта Delay устанавливается только для повторений сигнала. Если выставить значение на ноль, то эффект не будет слышен.
Большинство моделей эффектов Delay имеет два выхода: для выведения в усилитель обработанного сигнала и необработанного (в комбоусилитель, в микшер и так далее).
Так же практически все модели обладают функцией Bypass – при выключении эффекта звук инструмента не теряет в уровне сигнала, но при этом повторяющийся сигнал продолжает звучать, пока не угаснет. Данная особенность позволяет наиболее плавно переключаться между эффектами.
Прочие параметры дилея:
Основные органы управления эффектом
Как выбрать Delay?
Выбирая себе в педалборд новый эффект, необходимо опираться на один важнейший принцип: наличие на педали трёх основных ручек управления – время задержки, обратная связь и громкость. Прочие регуляторы, позволяющие более гибко настроить звук являются также важными, но второстепенными.
Всё остальное – внешний вид, звучание, эргономика и характеристики не так важны, так как являются субъективными. Подберите их исходя из вкусовых предпочтений.
Как использовать Delay?
Эффект Delay всегда ставится предпоследним в цепочку эффектов, последний эффект в цепочке – ревербератор.
Как именно использовать эффект – всё зависит от вашей фантазии. Он может прекрасно звучать как в медленных, так и в быстрых композициях.
Желаете объёмный звук? Ставьте время задержки 100 мс.
Хотите немного придать объёма? Ставьте время задержки 125 мс.
Необходимо глубокое и насыщенное звучание? Ставьте время задержки 300 мс.
И не забывайте, что время задержки рассчитывается исходя из темпа композиции.