Эффект fomo что такое
Что такое синдром упущенной выгоды (FOMO) в психологии и как им пользуются маркетологи
Возникало когда-нибудь такое чувство, когда кажется, что жизнь кипит у всех кроме вас? По фотографиям в Instagram, почти все друзья где-то постоянно гуляют, знакомятся с новыми людьми или, вообще, в разгар рабочей недели улетели отдыхать на острова.
Даже фотографии обычных завтраков выглядят роскошнее, чем ваш праздничный банкет. Складывается впечатление, что все вокруг катаются как сыр в масле, а вы проживаете серую жизнь.
Если у вас периодически возникают такие мысли, возможно, это не значит, что ваша жизнь настолько скучна и примитивна. Синдром упущенной выгоды (FOMO) мог спровоцировать подобные мысли в вашей голове.
Что такое синдром упущенной выгоды или FOMO в психологии
Синдром упущенной выгоды или FOMO (аббревиатура английской фразы «fear of missing out») – это навязчивая боязнь что-то упустить, например, какое-то событие или возможность. У вас возникает чувство, что вы растрачиваете свою жизнь впустую. Особенно на фоне красочной жизни ваших знакомых.
Чем сильнее чувство неудовлетворённости, тем больше хочется следить за жизнью других с огромным желанием найти себе подобных. FOMO связан с недовольством собственной жизнью, а социальные сети только усугубляют и без того сложное состояние.
Потребность в информации – это норма для человека, но она не должна превращаться в навязчивые мысли и создавать беспокойство.
Пройдите небольшой тест, чтобы проверить свою голову на наличие этого расстройства. Прочитав каждое утверждение, ответьте правдиво ли оно для вашей жизни или нет.
Если вы ответили «Да» больше, чем на половину вопросов, то, скорее всего, у вас синдром упущенной выгоды.
Мифы о FOMO
Разберём несколько интересных и самых распространённых мифов об этом необычном состоянии.
Псс, не хочешь немного мифов:
Миф №1
Синдром упущенной выгоды возник из-за появления в нашей жизни социальных сетей. В любое время можно зайти в Instagram, ВКонтакте или Одноклассники и посмотреть, как живёт человек и где бывает.
Появилось множество блогеров, которые якобы ведут красивую жизнь. Они становятся примером для подражания, и люди тщательно следят за их жизнью.
Постепенно задача биологического выживания трансформировалась в социальное: нам стало куда важнее сохранить своё «социальное лицо», статус, иногда жертвуя физиологическими потребностями и безопасностью.
И тогда на сцену вышел самый известный феномен всех времён и народов – сплетни и слухи. Желание получить порцию новых таких «новостей» для некоторых людей стало навязчивой потребностью.
Миф №2
Если бы в соцсетях были бы настоящие зарисовки из жизни, а не отфотошопленные картинки, то никакого эффекта FOMO не возникло.
Реальность. Мы и так знаем, что в соцсетях все создают лучшую версию себя: постят фото в выгодных ракурсах и фильтрах, ставят нужные метки и хештеги, пишут трендовые посты. Мы не показываем себя настоящих и не ожидаем этого от других.
Даже подписавшись на аккаунты с правдивыми фото в духе «ожидание-реальность», продолжаем испытывать навязчивую потребность соответствовать их яркости, честности, юмору.
Получается, дело не в том, какие картинки мы видим, а в том, как мы относимся к самим себе. Появление синдрома FOMO вызвано прежде всего недовольством собственной жизнью.
Миф №3
Синдром FOMO – это болезнь, которая снижает качество жизни и приводит к физиологическим проблемам (бессонница, головные боли, тревога), и лечить её нужно у специалиста.
Несмотря на отсутствие синдрома в списке заболеваний, человек получает негативный эффект, в отдельных случаях могут возникнуть глубокие психологические проблемы. И от него стоит избавляться – самостоятельно или обратившись за помощью, только не к врачу, а к психологу, который поможет разобраться в причинах твоего навязчивого состояния.
Как избавиться от синдрома упущенной выгоды
Чтобы не тратить в пустую кучу времени, отвечая на бессмысленные сообщения, установите правила пользования смартфоном.
Сначала будет нелегко, поэтому начинайте постепенно, чтобы ваш интернет-зависимый мозг мог без лишнего стресса адаптироваться к новой реальности.
Свыкнитесь с мыслью, что нельзя попробовать абсолютно всё
Если распыляться на всё и сразу, то может не хватить как денег, так и сил и вы останетесь у разбитого корыта. Задайте себе несколько вопросов и сделайте выбор. Подумайте: «Чего мне в жизни не хватает?», «Что я люблю делать больше всего?», «Что мне приносит удовольствие?»
Сосредоточьтесь на собственных желаниях и потребностях, не пытаясь угнаться за чужими идеалами и целями. Хотите прожить счастливую жизнь? Тогда найдите среди множества вариантов, тот который согреет душу. Следуйте правилу: люби то, что делаешь, и делай то, что любишь.
Ведите дневник социальной активности
Каждый вечер записывайте в блокнот пять действительно важных и полезных вещей, которые вы получили за день из соцсетей. Буквально через неделю вы заметите, что в вашем списке крайне мало чего-то нового и ещё меньше того, что на самом деле может помочь в жизни или работе.
В среднем человек нажимает на экран своего смартфона примерно 2600 раз за день, тратя на это в общей сложности не менее 145 минут ежедневно.
Ведите дневник до тех пор, пока у вас при открытии соцсетей не будет рефлекторно возникать вопрос: «А когда я в последний раз находил(а) здесь что-то полезное?».
Практикуйте живое общение
Возьмите за правило рассказывать родным, как прошёл ваш день, и расспрашивать их. Позабытые вечерние разговоры за ужином позволяют переосмыслить какие-то вещи и стать ближе друг другу.
А если нет возможности (желания) проговаривать всё с родными, записывайте свои мысли на бумаге. Фиксируйте события, которые за день доставили вам удовольствие. Хвалите себя за все свои достижения, даже незначительные. Записывайте цели и задачи на следующий день.
Если ничего не помогает отвлечься от проблемы и вы продолжаете бесконтрольно проверять социальные сети, обратитесь к психологу или психотерапевту.
Принудительные траты
Феномен FOMO проявляется не только в соцсетях, но и в магазинах. Вы отправляетесь за хлебом и молоком, а выходите с полными пакетами продуктов. И неважно, что они вам не особо нужны, но как вы могли не купить их по АКЦИИ!
Зайдя в ТЦ в сезон распродаж, вы уже не можете спокойно пройти вдоль витрин, ведь манекены прямо кричат тебе, какую выгоду вы упускаете, отказываясь от очередной крутой вещи со скидкой в 60%! Такая экономия! В действительности, желая сэкономить, вы, наоборот, тратите больше.
Как не поддаваться
Как маркетологи используют синдром: распространённые уловки
Специалисты по маркетингу идут на разнообразные ухищрения, чтобы ваш выбор пал именно на их товар. Зная об этих приёмах, можно существенно сэкономить семейный бюджет. Хотите, чтобы кошелёк был полон, тогда пришло время узнать о полезных финансовых привычках.
Уловка №1: люди покупают этот товар
Зачастую интернет-магазины указывают, какое количество людей купили определённый товар или просматривают его в данную минуту. А если ещё счётчик количества покупателей обновляется в реальном времени, то эффект усиливается. Если человек видит, что товар пользуется популярностью, то он с большей вероятностью его купит.
Помните, что эти цифры могут быть не настоящими, статистика легко накручивается. Подумайте перед покупкой, возможно, этот товар вам не нужен.
Уловка № 2: уходящая выгода
Тикающие часы, означающие конец суперакции. Как часто вы видите такой трюк? Уловка настолько банальная, что даже далёкий от интернет-покупок человек знает о ней. Но несмотря на это, она все ещё очень эффективна. Иногда программисты даже не прилагают особых усилий, и если обновить страницу, то таймер начнёт отчёт заново.
Тикающие часы – это одна из самых простых манипуляций. Не делайте поспешных выводов, увидев такую акцию. Если товар вам очень нужен, проверьте его наличие и цену в других магазинах. Возможно, вы найдёте более дешёвый вариант.
Уловка №3: подарок при покупке
Купите три пары обуви и четвёртую получите бесплатно. Или купите смартфон и получите колонку в подарок. Такие лозунги очень популярны и приносят предпринимателям немалую прибыль.
Увидев, акцию, появляется дикое желание приобрести товар именно здесь, ведь за покупку дают подарок. Но не забывайте о том, что, например, такой же смартфон можно найти по цене в 2 раза ниже представленной, в другом магазине.
Подобные акции провоцируют вас делать необдуманные покупки. Мало того, что вы можете купить ненужный товар, так ещё может он продаваться по завышенной цене.
Уловка №4: поспешите, а то не успеете
Зашли в интернет-магазин купить любимую книгу или модные джинсы, но вдруг на глаза попадается предупреждение о том, что товар заканчивается. А если ещё указано, что следующая партия будет дороже или её вообще не будет, то с большей вероятностью вы купите этот товар в этом магазине как можно быстрее.
Дефицит чего-либо плохо влияет на людей со страхом упущенной выгоды. Чтобы избежать растраты бюджета соблюдайте всё те же правила:
Не нужно гнаться за любой выгодой. Остановитесь и подумайте, что действительно вам нужно. Только так вы станете счастливее и быстрее добьётесь успеха.
Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Что такое синдром FOMO и как с ним бороться?
Исследование 2013 года определяет FOMO как “тревожное, иногда всепоглощающее чувство, что вы многое пропускаете. А сверстники обладают чем-то большим, чем вы, больше делают и знают”. Опросы показывают, что ¾ молодых людей испытывали когда-нибудь это чувство. Отсюда постоянное стремление проверять социальные сети, чтобы “быть в курсе”, не чувствовать себя обделёнными. Иногда это помогает снять беспокойство, но чаще всего вы просто крутитесь в “цифровом колесе” как хомяк, снова и снова обновляя ленту.
Это просто свойство современной жизни, и в таких ощущениях нет ничего страшного? Можно ли разорвать “порочный круг”? На самом деле, всё гораздо хуже, чем кажется на первый взгляд, но с “синдромом упущенных возможностей” можно справиться.
Если вы попались в сети FOMO, возможно, в глубине души не чувствуете себя счастливыми, да и вообще жизнь вам не слишком нравится. Исследователи говорят об этом так: “Результаты показывают, что люди с низким уровнем удовлетворения фундаментальных потребностей в компетентности, автономии и родстве склонны к более высокому уровню страха что-то упустить. Так же как и люди, у которых часто плохое настроение и проблемы с общей удовлетворенностью собственной жизнью”.
В итоге, многие проверяют соцсети сразу после пробуждения, во время обеда и перед сном, потому что думают: “Кто-то там веселится без меня”. И, кажется, чувствуют себя лучше, превращая Интернет в зависимость. Но всё не так просто.
Мы знаем, что социальные сети не дают полной картины жизни человека и предлагают только тщательно отобранные факты. Часто кажется, что если запретить хвастаться, некоторые люди не смогут вообще ничего публиковать. Но учёные убеждают, что мы не можем не сравнивать свои достижения с достижениями других людей. Однако пассивное потребление контента на Facebook увеличивает подавленность, мы чувствуем себя более одинокими, если не просто общаемся с друзьями, а ещё и следим за их страницами в социальных сетях. Для нашего чувства счастья и благополучия губительно следить за тем, как живут “другие”. Как говорил философ Монтескье, “Если бы мы просто хотели быть счастливыми, достичь этого было бы легко; но мы хотим быть счастливее других, а это почти невозможно”.
Неизбежные сравнения с “фальшивыми” жизнями на Facebook заставляют чувствовать, что у вас меньше того, что есть у других. Осознание того, что вы многим обладаете, помогает понять, что у вас есть намного больше, чем кажется.
Люди, которые уверены в своих отношениях, не чувствуют необходимости постоянно быть на связи. Да и лучше иногда изолировать себя от “мира возможностей”.
Что такое FOMO? Синдром упущенной выгоды в трейдинге
Многие люди боятся пропустить важные события. Такое же явление заметно и в трейдинге – его называют синдромом упущенной выгоды (или FOMO). В этой статье я расскажу, как оно влияет на трейдеров.
FOMO (акроним от англ. Fear Of Missing Out – страх что-то пропустить) – это синдром упущенной выгоды. Сейчас он особенно распространен ввиду популярности смартфонов и соцсетей. Многие одновременно боятся социальной изоляции и переживают из-за упущенных возможностей. Похожая ситуация возможна и в трейдинге. Как только трейдеры видят сформировавшийся бычий тренд (растущий канал), они начинают открывать сделки и покупать те активы, которые соответствуют техническому анализу. К тому же, вокруг нас сосредоточено очень много информации, мнений и впечатлений, что лишь усугубляет положение. Давайте разбираться, как бороться с таким навязчивым страхом.
Синдромом упущенной выгоды называют сильный страх пропустить важное событие или выгодную возможность. Особенно выражено такая боязнь проявляется на фоне яркой жизни друзей и знакомых. Ведь тогда появляется чувство, что вы тратите время попусту. СУВ напрямую связан с неудовлетворенностью личной жизнью, а соцсети лишь усиливают неприятное состояние.
Чем больше недовольство, тем сильнее желание найти себе подобных. А потребность в новой информации превращается в назойливые мысли.
FOMO выделяется такими особенностями:
Все это приводит к снижению настроения, а в единичных случаях – депрессии. Чаще всего FOMO проявляется как ощущения скуки, апатии и одиночества. Также люди, страдающие синдромом упущенной выгоды, используют соцсети для самовыражения.
Вы также можете проверить себя на наличие FOMO. Предлагаем пройти небольшой тест. Прочитайте каждое утверждение и честно ответьте, согласны с ним или нет:
Если вы ответили “Да” на 5 утверждений и больше, то вполне возможно, что вы страдаете синдромом упущенной выгоды.
Постоянно отвечая на сообщения и проверяя курс крипты каждые 2 минуты, вы тратите очень много времени впустую. Поэтому вам стоит установить четкие правила пользования ПК и смартфоном:
Поначалу будет непросто. Поэтому предпринимайте эти шаги постепенно, чтобы без лишней нервотрепки привыкнуть к новому укладу жизни.
Под этими словами имеют в виду психологические манипуляции, которые призваны сформировать необходимое мнение общества. Его используют не только в маркетинге и пропаганде, но и в трейдинге. Также цикл FOMO-FUD называют “циклом страха и жадности”.
По мнению американского нейробиолога и философа Бобби Азаряна, в течение цикла распространители страха и жадности ведут психологическую и информационную борьбу. Ее цель одна – привлечь интересующегося инвестора и завладеть его вниманием. Иногда такие попытки увенчиваются успехом, ведь в криптомире мнение других людей может принести не только пользу, но и вред.
Кроме того, создатели криптовалют воюют не только за инвесторов и их деньги: они делают все возможное для того, чтобы ни один другой токен не превысил их собственный актив в цене и не превысил их капитализацию.
При этом Азарян отмечает, что хоть цикл FOMO-FUD является интересной темой для исследований, он имеет серьезные материальные последствия для трейдеров. Поэтому они должны равнодушно относиться не только к сенсациям на криптовалютном рынке, но и к скепсису.
И раз мы уже упомянули, что синдром упущенной выгоды касается трейдинга, давайте разберем этот вопрос подробнее. Итак, в криптомире тема СУВ особенно важна. Потому что во время восходящих трендов на рынке многие верят, что если купить какой-либо актив на этапе роста его стоимости, то очень скоро он принесет немалый профит (это своего рода когнитивное искажение).
Если карточные игроки говорят “Знал бы прикуп – жил бы в Сочи”, то в среде трейдеров частенько пролетает мысль “Купил бы биток в 2014-м – уехал бы в Майами”. Знакомая ситуация? Такие слова лишь усиливают эффект FOMO, поэтому сотни инвесторов не анализируют рынок и спонтанно покупают крипту по невыгодной цене. Однако при постоянном росте рынка цены на активы не могут отражать их реальную ценность. Те, кто вложился от боязни упустить мгновенную выгоду, рискуют потерять средства.
Также не стоит копировать чьи-то профитные сделки и собирать такой же инвестиционный портфель, как у признанного гуру трейдинга. Запомните – каждый имеет собственную выработанную стратегию, четкие цели и перспективы. Не каждый человек одинаково готов рисковать. Поэтому не всегда стоит подражать другим трейдерам, а к мнению можно прислушиваться.
Вместо того, чтобы поддаваться страху упустить выгоду, можно изменить жизнь к лучшему и снискать успех в криптовалютной сфере. Вот наши 5 советов по тому, как не допускать влияния FOMO на инвестирование.
То, что уже случилось на рынке, не имеет значения с точки зрения FOMO. Инвесторов, которые смотрят на котировки в прошлом, не так много. Успешные инвесторы всегда уделяют время фундаментальному и техническому анализу на момент открытия сделки: они смотрят на нынешнее состояние активов и оценивают их перспективы в будущем, на основании графиков цены в прошлом.
Мнение, что шанс может быть один на всю жизнь – абсолютно ложное. Выгодные возможности всегда есть и будут, как и рынок всегда был и будет. Графики никогда не расскажут, что ждет актив через год-два-пять лет. Они просто дают информацию о случившихся событиях и возможных вероятностях в будущем. Поэтому грамотные долгосрочные инвесторы понимают, что покупать активы никогда не поздно, важно в них ориентироваться и принимать взвешенные решения.
Существует мнение о том, что на бирже нужно идти против тренда. Конечно, говорить об этом легко, но воплотить все это в реальность куда сложнее. Ведь эффект синдрома упущенной выгоды лишь усиливается, когда вы не вкладываете средства в растущий актив.
“Антицикличное” поведение объясняется так: самые успешные покупки с возможной высокой доходностью происходят во время падения курса и всеобщей паники, а продажи – на подъеме стоимости, когда все стремятся как можно быстрее купить биток или другую крипту.
Однако такая тактика вовсе не означает запрет на покупку токенов на восходящем тренде. Она неразрывно связана со следующим советом, поэтому ее следует воспринимать в едином контексте.
Помните о выбранной стратегии и определяйте цели при покупке той или иной криптовалюты. Один из возможных вариантов – целевая стоимость. Если биржевой курс достиг вашего показателя, смело продавайте актив и фиксируйте прибыль, либо выставляйте стоп-лосс, с надеждой на продолжение тренда.
Многие трейдеры пользуются простым правилом – лучше 10 раз получить по 4 тысячи долларов, чем полгода ждать 50 штук. Если сделка в короткий промежуток времени приносит 50% прибыли и больше, то лучше закрыть ее. И это должно стать отработанным механизмом.
Обычно, когда стоимость криптовалюты начинает быстро увеличиваться, ее покупают многие участники рынка. Вы можете вовремя понять это и, продав актив, наблюдать за дальнейшим ростом, который уже происходит по инерции. Рост остановится только тогда, когда остальные наконец поймут, что монета «перегрета» и больше не имеет потенциала для роста. Вывод: пока большинство покупает монету на росте из-за FOMO, вы продаете крипту и получаете свой профит.
В плане покупок при снижении цены тоже не все так гладко. Ведь не все будет так прибыльно, что подешевело. Здесь нужно уже смотреть на причины падения цены на графике. Если случились непредвиденные обстоятельства, например, иск госрегулятора в суд, то нужно определиться, какая стоимость актива станет максимально привлекательной для вас в текущем периоде, или на сколько критична ситуация с иском.
Естественно, я упомянул здесь единичные случаи. Чтобы разобрать все возможные ситуации на рынке, нужно выпускать целый онлайн-альманах. Каждый случай имеет общую черту – психологию человеческого поведения. Поэтому не поддавайтесь ни всеобщей панике, ни радости.
Известный биржевой спекулянт и инвестор с Уолл-Стрит Джесси Ливермор говорил следующее: “Большие деньги не покупают или продают, большие деньги выжидают”! Оно и верно, ведь однажды вы не сможете найти больше интересных монет для инвестирования. Их станет чрезвычайно мало, а крипторынок продолжит покорять новые высоты.
Если вы не видите токены, которые могли бы вписаться в вашу торговую стратегию, наращивайте баланс на счете для будущих сделок. Также вы можете закрыть некоторые позиции, показавшие сильный рост, и перераспределить инвестиции в портфеле (сделать ребаланс). Просто ждите момента, когда разъяренная толпа будет кричать об очередном подъеме или похоронах крипторынка. Это и будет ваш долгожданный шанс!
Если вы успели накопить знания в какой-то области трейдинга, научились фундаментальному и техническому анализу, умеете ставить цели и оценивать потенциал того или иного токена – это принесет свои плоды, но продолжайте развиваться дальше, ведь совершенству нет предела! 🙂
Каждый день появляются новые торговые инструменты, технологии и новые токены, которые обещают принести весомый профит и сделать торговлю криптовалютой максимально удобной. Не гонитесь за происками спекулянтов. Станьте лучшим в своей сфере. Сохраняйте ясный ум и не поддавайтесь влиянию масс.
Инвесторы говорят про FOMO и YOLO. Что это вообще такое?
Миллениалы и зумеры устанавливают новые правила жизни в самых разных сферах, и инвестиций это тоже касается. С начала 2010-х в соцсетях англоговорящих стран появились новые акронимы (сокращения), придуманные молодым поколением, — FOMO и YOLO.
Изначально они к финансам отношения не имели. Оба выражения передают эмоциональные состояния, когда поведение человека основано на каком-то импульсе, а не на доводах разума.
FOMO — сокращение от Fear of Missing Out (англ. — «страх упущенной выгоды»). Используется в соответствии с прямым значением этого выражения — в ситуациях, когда страх упустить возможности, какие-либо ценные ресурсы становится причиной определенных действий.
YOLO — сокращение от You Only Live Once (англ. — «живем только раз»). Применяется, когда человек действует в соответствии с потребностью получить желаемое прямо сейчас, не откладывая это на будущее, даже если позже это нечто будет обладать большей ценностью.
Изначально акронимы стали популярны в англоязычных Twitter и Facebook. FOMO и YOLO чаще использовались в качестве хештегов, чтобы выразить свое мнение по поводу различных ситуаций — от отношения к работе до жизненной философии.
Если YOLO распространен среди юной аудитории соцсетей и употребляется в более позитивном контексте, то FOMO чаще используется возрастными пользователями интернета и отражает тревожное состояние и необходимость сложного выбора.
YOLO, FOMO и деньги
Оба выражения со временем распространились на мир инвестиций и финансов. Деньги сами по себе и как средство получения других благ зачастую смешаны с эмоциями и нерациональными желаниями — поэтому такие сложные психологические состояния стало удобно описывать лаконичными YOLO и FOMO.
Миллениалы не слишком заботятся о своем будущем, предпочитая использовать ресурсы в настоящем. Примерно у 66% работающих миллениалов нет сбережений ко времени выхода на пенсию, они не тратят и не откладывают деньги на квартиры, предпочитая арендовать. Поэтому только у 47% из них к пенсии будет свое жилье, подсчитали в исследовательской организации The Resolution Foundation.
Это одновременно и YOLO, и FOMO-эффект: они живут сегодняшним днем, поэтому все тратят (YOLO); делают они так потому, что боятся пропустить все те блага, которые можно получить за деньги (FOMO).
В мире инвестиций FOMO- и YOLO-эффекты работают аналогичным образом. Когда инвестор принимает решение о вложениях на основе эмоций — на фоне не обеспеченного фундаментальными показателями роста акций, медийной популярности компании или ее первых лиц, то действует из страха остаться в стороне, пока другие получают прибыль, — это FOMO.
Если человек, заработав на фондовом рынке, не реинвестирует свои средства, а тратит на дорогие и, возможно, ненужные вещи, — это YOLO.
Несмотря на то что многие из них не обладали достаточными знаниями о фондовом рынке, они начали инвестировать, не думая о последствиях.
Отражением этих процессов является финтех Robinhood, который зафиксировал появление более 3 млн новых аккаунтов за время пандемии. Большинство из этих инвесторов были новичками на бирже, поэтому позже, когда они потеряли деньги и столкнулись со сложностями при использовании приложения, на стартап посыпались жалобы и штрафы от SEC.
«Американские тинейджеры просто не знают, что русские живут так испокон веков. Только у нас это «авось» называется. Обыкновенный русский авось. Вот как объяснить русскому человеку необходимость личного финансового планирования, формирования собственного капитала и управления им? Это крайне трудно», — говорит Владимир Верещак.
По его словам, клиенты довольно часто нарушают согласованный ранее личный финансовый план, так как им хочется попробовать себя в трейдинге и рискованных активах. Новости об успехах в криптовалютах, сделках с IPO или отдельных акциях вызывают у них желание присоединиться к этому процессу, так как кажется, что «нечто большое» проходит мимо, говорит Верещак.
Жертвы FOMO и YOLO: кто они?
Оба этих принципа могут быть опасны для личных финансов и инвестиций. Финансовый консультант Наталья Смирнова считает, что FOMO и YOLO приводят к неконтролируемому потреблению и отсутствию инвестиций и сбережений на черный день.
При этом в стране такое поведение характерно не только для миллениалов, но и для всех тех, кто в осознанном возрасте потерял свои сбережения в период перестройки, денежных реформ, дефолта 1998-го, банковского кризиса 2004-го, кризиса 2008-го.
Эти люди считают, что лучше успеть насладиться деньгами сейчас, чем отложить их и потом потерять, говорит Наталья Смирнова. Усиливать такие эмоциональные шаги может любой негативный опыт — от неудачных инвестиций в новостройку до банального мошенничества.
По словам Смирновой, FOMO и YOLO чаще всего проявляется у людей, склонных к инфантильности, и тех, кто не зарабатывает самостоятельно: богатых наследников, жен или мужей обеспеченных супругов.
Обобщенный портрет последователя принципов FOMO и YOLO, по мнению Натальи Смирновой, может обладать следующими характеристиками:
Сейчас молодые инвесторы с синдромом упущенной выгоды (FOMO) покупают акции Tesla не из-за дивидендов, а потому что «Маск прикольный», говорит он. Это приводит к тому, что меняется философия фондового рынка, бурный рост компании получают на хайпе, а не из-за реальных финансовых результатов.
Как защититься от FOMO- и YOLO-мышления?
Чтобы не стать жертвой FOMO и YOLO, нужно понимать свои жизненные потребности и стремиться к планированию будущего, советуют финансовые консультанты.
«Чтобы спокойно заниматься творчеством, проектами, я подсчитала необходимый для этого пассивный доход. Дальше я подсчитала, какой объем капитала нужен, чтобы получать при умеренной инвестиционной стратегии необходимую сумму в год. Ну и далее — встала на путь накопления этого капитала. К инвестициям на будущее надо относиться именно как к вкладу в создание свободы, а не как к ее урезанию здесь и сейчас», — говорит Наталья Смирнова.
«Главные помощники в инвестициях — опыт и время. Так как YOLO и FOMO в основном подвержены молодые люди в возрасте 18–32 лет, то потерянные деньги и время научат их принимать решения не на эмоциональной волне или по рекомендациям из соцсетей, а с холодным рассудком, используя аналитические данные. Основной совет прост: перестать слушать инфошум и вести себя осознанно. Как в инвестициях, так и в жизни», — считает Игорь Файнман.
В ответ на усталость от крайностей YOLO и FOMO появился новый подход к жизни — JOMO (Joy of Missing Out) — «радость от упущенных возможностей». Он может быть и эмоциональной реакцией организма на выгорание после YOLO и FOMO, и более сбалансированным жизненным принципом. JOMO учит прислушиваться к себе и жить осознанно, поступая в соответствии со своими ценностями.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!».