Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Условия эффективной речевой коммуникации

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Само понятие эффективности связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации.

· информативная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;

· предметная – что-то получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

· коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником

Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели. Но так бывает не всегда.

Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно

Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохранение коммуникативного равновесия – одно из условий эффективности речевого воздействия.

Коммуникативное равновесие – отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве. Делится на вертикальное и горизонтальное.

· Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подчиненный; старший – младший; занимающий более высокое служебное положение – занимающий более низкое служебное положение; стоящий выше в социальной иерархии – стоящий ниже в социальной иерархии.

· Горизонтальное коммуникативное равновесие – это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника – по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др. Достичь горизонтального коммуникативного равновесия – значит оправдать ролевые ожидания равных тебе, говорить с собеседниками в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникативном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, начальник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено

Источник

Что такое эффективность коммуникации

Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассмат­ ривается как достижение говорящим своих целей посредством общения.

Какое же общение (коммуникацию) можно считать эффектив­ ным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторон­ них переговорах общение может оказаться эффективным для час­ ти участников.

Само понятие эффективности связано с достижением тех це­ лей, которые ставит участник общения в данной коммуникатив­ ной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными:

1)информационная— донести свою информацию до собесед­ ника, получив подтверждение, что она получена;

2)предметная—что-либополучить, узнать, изменить в пове­ дении собеседника;

3)коммуникативная— сформировать определенные отноше­ ния с собеседником.

Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить кон­ такт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить кон­ такт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т.д., со­ блюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения.

Эффективное речевое воздействие— такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс от­ ношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. ос­ таться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Коммуникативное равновесие— отведение собеседнику в про­ цессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его со­ циальной ролью и представлением о его собственном до­ стоинстве.

Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В. Е. Гольдин).

Эффективность речевого воздействия определяется двумя вза­ имосвязанными факторами:

1)достижением поставленной цели;

2)сохранением коммуникативного равновесия.

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками «+» и «-»обозначены достижение соответствующей цели и недо­ стижение ее.

1. — Передайте, пожалуйста, соль!Информационная+
— Пожалуйста!Предметная+
Коммуникативная +

2.— Передайте, пожалуйста, соль!

—Простите, здесь соли нет.

—А почему так грубо?

4.— Передайте, пожалуйста, соль!

Информационная + Предметная — Коммуникативная +

Информационная + Предметная Коммуникативная —

Информационная — Предметная — Коммуникативная —

Информационная + Предметная + Коммуникативная —

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффектив­ ным, в каких — нет?

•Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели (пример 1). Но так бывает не всегда.

•Если не достигнута информационная цель (вас не поняли),

то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсю­ да вывод: надо говорить четко и понятно (пример 4).

•Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздей­ ствие также неэффективно, поскольку сохранение коммуника­ тивного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия.

•Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объек­ тивным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуника­ тивное равновесие сохранено (пример 2).

•А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5), то определенный результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений

ссобеседником не установили. Такое речевое воздействие назы­ вают результативным (есть результат), но неэффективным (так

как второе правило — коммуникативное равновесие — не со­ блюдено).

В остальных случаях недостижение предметной цели свидетель­ ствует о неэффективности речевого воздействия, значит, что-тосделано неправильно: не так попросили, не те приемы использо­ вали, не учликакие-тозаконы общения и т.д.

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Смотреть картинку Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Картинка про Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели. Фото Эффективное общение это такое которое позволяет достичь предметной цели

Источник

Тема 5. Речевое воздействие. Эффективное и результативное общение

Основное содержание темы

Теория речевого воздействия включает следующие базовые понятия: речевое воздействие, эффективность речевого воздействия, коммуникативная позиция говорящего.

Речевое воздействие может быть определено как воздействие человека на другого человека или группу при помощи речи и сопровождающих ее невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели, например, изменить поведение или мнение собеседника, повлиять на его ценностные ориентации. По коммуникативной позицией говорящего понимается степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. Коммуникативная позиция человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации. Коммуникативная позиция говорящего может быть сильной и слабой. Ее можно усилить в процессе общения путем применения правил речевого воздействия, ее можно защитить, а также ослабить. Наука о речевом воздействии изучает способы и приемы усиления коммуникативной позиции личности в процессе общения, защиты личностью своей коммуникативной позиции и приемы ослабления коммуникативной позиции собеседника (оппонента).

В речевом воздействии существует также понятие коммуникативная неудача. Это отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель общения не достигнута.

Эффективное речевое воздействие – это такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели. Однако цели в общении могут быть разными. Информационная: цель – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она воспринята. Предметная: цель – получить что-либо, узнать о чем-либо, изменить что-то в поведении собеседника. Коммуникативная: цель – сформировать определенные отношения с собеседником (установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт).

Таким образом, под эффективным речевым воздействием следует понимать такое, при котором говорящий достигает поставленной цели и сохраняет баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остается с ним в нормальных отношениях. Под коммуникативным равновесием понимается отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и его представлением о собственном достоинстве. Подобное «отведение роли» есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В.Е. Гольдин).

Как уже было сказано, у говорящего цели в общении могут быть разными – информационная, предметная, коммуникативная. Какие же из этих целей должны быть достигнуты, чтобы речевое поведение говорящего можно было считать эффективным? Рассмотрим варианты простой речевой ситуации, знаком «плюс» и «минус» обозначим достижение соответствующей цели:

1. – Передайте, пожалуйста, соль! Информационная +

2. – Передайте, пожалуйста, соль! Информационная +

– Простите, здесь соли нет. Предметная –

3. – Дайте соль! Информационная +

– А почему так грубо? Предметная –

4. – Передайте, пожалуйста, соль! Информационная –

5. – Передайте, пожалуйста, соль! Информационная +

Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не установлены, не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздействие нельзя назвать эффективным по определению, ведь сохранение баланса отношений – одно из условий эффективного общения. А если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие может быть иногда эффективным: цель не достигнута по объективным причинам (соли нет на столе), но коммуникативное равновесие сохранено. А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5), то речевое воздействие можно назвать результативным (есть результат: мы получили соль), но неэффективным (коммуникативное равновесие не соблюдено: мы не установили нормальных отношений с собеседником). Таким образом, эффективное и результативное воздействие – разные вещи. Именно на достижение коммуникативной цели чаще всего и затрачивается основная часть усилий говорящего.

Литература

1. Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

4. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 2000. С. 97-112.

5. Федорова Л.Л Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. №6. С. 46-50.

Источник

Стернин_эффективная коммуникация

Стернин И. А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Что такое эффективность коммуникации

Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассмат-ривается как достижение говорящим своих целей посредством общения.

Какое же общение (коммуникацию) можно считать эффектив-ным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторонних переговорах общение может оказаться эффективным для части участников.

Само понятие эффективности связано с достижением тех це-лей, которые ставит участник общения в данной коммуникатив-ной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными:

1) информационная — донести свою информацию до собесед-ника, получив подтверждение, что она получена;

2) предметная — что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

3) коммуникативная — сформировать определенные отношения с собеседником.

Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т.д., со-блюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения.

Эффективное речевое воздействие — такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс от-ношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Коммуникативное равновесие — отведение собеседнику в про-цессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его со-циальной ролью и представлением о его собственном до-стоинстве.

Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В. Е. Гольдин).

Эффективность коммуникации между супругами (как фактор стабильности брака) 2

Эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами:

1) достижением поставленной цели;

2) сохранением коммуникативного равновесия.

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками

«+» и «-» обозначены достижение соответствующей цели и недо-стижение ее.

1.— Передайте, пожалуйста, соль! Информационная +

2. — Передайте, пожалуйста, соль!

— Простите, здесь соли нет.

Информационная + Предметная Коммуникативная +

— А почему так грубо?

Информационная + Предметная Коммуникативная —

4. — Передайте, пожалуйста, соль!

Информационная — Предметная Коммуникативная —

5. — Передайте, пожалуйста, соль!

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффективным, в каких — нет?

• Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели (пример 1).

Но так бывает не всегда.

• Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно (пример 4).

• Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздей-ствие также неэффективно, поскольку сохранение коммуника-тивного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия.

• Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объективным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено (пример 2).

• А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5), то определенный результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие назы-вают результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило — коммуникативное равновесие — не со-блюдено).

В остальных случаях недостижение предметной цели свидетельствует о неэффективности речевого воздействия, значит, что-то сделано неправильно: не так попросили, не те приемы использовали, не учли какие-то законы общения и т.д.

Люди, связанные с производством, считают эффективным достижение цели с минимумом затрат. Если цель достигнута, а

Эффективность и «затратность» общения

Технология педагогического общения: цели и содержание

затраты невелики, значит, деятельность была эффективной. Это подход со стороны себестоимости деятельности. Однако в обще-нии подобный подход оказывается не только неприменимым, но и неверным.

Эффективное общение — это не только такое, которое позво-лило достичь результата, но и такое, при котором между участниками общения сохранилось равновесие отношений. А именно на достижение этого и затрачивается нередко основная часть коммуникативных усилий говорящего.

IB коммуникации нельзя повышать эффективность, снижая за-траты.

Надо, наоборот, применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы эффективного речевого воздействия и т.д. Только максимум усилий дает желаемый коммуникативный результат — достигается цель общения и сохраняется равновесие отношений между общающимися.

Эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Например, короткие просьбы и распоряжения всегда выпол-няются менее охотно — они обычно воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает особую (и довольно трудоемкую) интонацию, более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т.д. Такие формулы позволяют применить несколько приемов установления контакта, подать несколько сигналов вежливости, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать и т.п. развернуто — это оказывается более эффективно.

Если же собеседники ставят перед собой чисто коммуникативные цели — поддержать отношения (светская беседа, чисто ритуальный вежливый диалог) и при этом соблюдают принятые в обществе каноны светского общения, то такое общение (при отсутствии нарушений в его ходе) всегда оказывается эффективным, так как в этом случае предметная цель совпадает с коммуникативной (поддержать отношения).

Таким образом, общение становится эффективным тогда, ког-да мы достигли результата и сохранили коммуникативное равно-весие.

Известный американский гангстер Аль Капоне говорил: «При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем при помощи одного только доброго слова». Однако цель цивилизованного человека — добиваться успеха добрым словом без револьвера. В этом и заключается искусство эффективного общения, искусство речевого воздействия на собеседника.

Коммуникативное равновесие бывает двух видов: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное коммуникативное равновесие — это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника — по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др. Достичь горизонтального коммуникативного равновесия — значит оправдать ролевые ожидания равных тебе, говорить с собеседниками в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблю-дением норм общения, принятых для лиц, находящихся в не-равных отношениях по вертикали: начальник — подчиненный; старший — младший; занимающий более высокое служебное по-ложение — занимающий более низкое служебное положение; стоящий выше в социальной иерархии — стоящий ниже в соци-альной иерархии.

И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникативном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, началь-ник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважи-телен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено.

Условия эффективного речевого воздействия

Для того чтобы наше речевое воздействие было эффективным, необходимо соблюдение ряда условий.

Эти условия таковы:

1) коммуникативная грамотность говорящего (знание комму-никантом общих законов общения и следование им; соблюдение правил бесконфликтного общения; использование правил и при-емов речевого воздействия);

2) реальная достижимость поставленной предметной цели (ни-какими приемами речевого воздействия мы не сможем, например, получить от собеседника луну с неба).

В любом цивилизованном обществе действует важнейшая ком-муникативная аксиома — со всеми людьми надо поддерживать коммуникативное равновесие.

Нарушение основной коммуникативной аксиомы в процессе общения ведет к конфликту, а общение становится неэффек-тивным.

Можно, конечно, грубостью (игнорируя необходимость со-хранения коммуникативного равновесия) или принуждением до-биться от собеседника поставленной вами предметной цели, но

такое общение уже лежит за рамками цивилизованного, и хотя его можно будет назвать результативным, оно никак не будет эффективным — по определению.

Коммуникативные барьеры — это типичные трудности, возни-кающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие ус-пешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.

Коммуникативные барьеры могут быть связаны с многими факторами: различием в национальных культурах общающихся людей, уровне образования, религиозных верованиях и т.д. Такие барьеры можно назвать культурными (Н. В. Лебедева).

Барьеры могут быть социальными, связанными с несов-падением социального статуса общающихся. Например, барьеры, связанные с различиями в возрасте (родители не способны нас понять), социальном и имущественном положении (сытый голодного не понимает), принадлежности к мужскому или женскому полу (только женщина может понять женщину).

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

По А. Маслоу, человек начинает испытывать те или иные потребности только тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня.

Существуют ролевые барьеры — когда человек не может сменить роль при изменении ситуации общения: отец выступает в отношении своего сына отцом, сколько бы лет ни было его ребенку; начальник ведет себя с женой и детьми как с подчиненными и т.д.

Очень сильны различные психологические барьеры, связанные с особенностями психики общающихся, с существенными различиями психологии общающихся людей.

Оптимист видит то же, что и пессимист, но понимает увиденное по-иному. Оптимисту трудно с пессимистом, холерику — с меланхоликом, экстраверту — с интровертом.

На общение влияет также такое психологическое качество личности, как самоконтроль. Люди с высоким самоконтролем ориентированы на самораскрытие, стремление узнать и понять собеседника, а также лучше определяют фальшь и обман в общении. Люди с высоким самоконтролем хорошо контролируют свои эмоции и способны произвести то впечатление, которое хотят произвести.

Одним из наиболее ярких барьеров в межкультурном общении является этноцентризм — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры, что выражается в оценке различий между этническими группами по принципу «мы — лучше, они — хуже». Этноцентризм — это тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие.

Н. В.Лебедева со ссылкой на Д. Кемпбелла отмечает, что всем людям свойственно:

1) считать то, что происходит в их культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах — неестественным и неправильным;

2) рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

3) считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;

4) считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной;

5) действовать так, чтобы члены своей группы были в выиг-рыше;

6) гордиться своей группой;

7) чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.

Общее правило таково: чем больше культурные различия меж-ду группами, тем больше потенциальный негативизм их оценки. Осознание человеком своего этноцентризма — первый шаг к его преодолению, к объективности оценки других людей.

Существует и группоцентризм — центризм профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям, любой группы общения. Они, естественно, оказывают влияние на восприятие членов других групп и также являются барьерами в общении.

Существуют когнитивные барьеры, т.е. барьеры, вытекающие из особенностей действия мыслительных механизмов человека. Когнитивные барьеры связаны с наличием определенных мыс-лительных стереотипов в сознании человека, тех или иных при-емов мышления, способов получения выводов из наблюдаемого материала.

Барьеры общения

Стереотипы определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей.

Стереотипы — это стандартизованные, упрощенные образы ка-кого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде.

Выделяют четыре способа воздействия стереотипов сознания на коммуникативное поведение человека (Н. В. Лебедева).

1. Увязывание группового членства с определенными психо-логическими характеристиками собеседника (англичане консер-вативны).

2. Воздействие стереотипа на способ отбора и прохождения информации (о своей группе запоминается наиболее благоприятная информация, о чужой группе — наиболее неблагоприятная).

3. Формирование ожидания определенного поведения от других.

4. Порождение предсказаний, которые сбываются (так как люди отбирают модели поведения других людей, согласующиеся с уже сложившимися в их сознании стереотипами).

Некоторые личностные стереотипы могут стать очень же-сткими убеждениями (групповые социальные стереотипы обычно несколько менее жесткие) и вообще не давать человеку воз-можности изменить взгляд на вещи, объективно оценивать ситуацию. Такое наблюдается у людей с ригидным типом психики, а также у больных людей. А. Маслоу писал о пациенте, который утверждал, что он труп, и никакие аргументы не могли его разубедить. А. Маслоу спросил: — А течет ли у трупов кровь? — Нет, — ответил больной. Тогда А. Маслоу проколол пациенту палец и показал, что у него выступила капля крови. Пациент с изумлением уставился на свою кровь и воскликнул: — Ничего себе! Оказывается, у трупов течет кровь! Ср. жесткие личностные стереотипы некоторых начальников: Критика в мой адрес — это подрыв моего авторитета.

Групповые стереотипы необходимо выявлять и учитывать при общении и воздействии на ту или иную группу людей. Примеры групповых стереотипов:

1) старики: Яйца курицу не учат’, Молодо—зелено-,

2) мужчины: Все женщины интеллектуально ниже мужчин’,

3) женщины: Изменил, значит, никогда не любил’,

4) «маленькие люди»: Начальство что хочет, то и делает и т.д.

Стереотипы восприятия приводят иногда к возникновению как

бы «групповой» или «возрастной» логики, своеобразного стиля мышления, способов делать выводы. Когда ребенок говорит: Солнышко живое, потому что оно движется, это соответствует его логике мышления. Этой фразой он может убедить другого ребенка, но не взрослого. Или вот пример женской крестьянской логики. Р. М. Горбачева писала: «Вспоминаю одну женщину, в чьем доме я очутилась поздно вечером со своим опросно-анкетным листом. После беседы, после ответов на мои многочисленные дотошные вопросы, она вздохнула и спросила:

— Доченька, что ж ты больно худенькая?

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

— Да что Вы, нет, нормальная.

Она тем не менее продолжила:

— Мужа-то, небось, нету у тебя?

— Что Вы? Нет, конечно.

— Что ж ты, доченька, меня обманываешь? Я век прожила и знаю — от добра по дворам не ходют» (Горбачева Р. М.Я наде-юсь… — М., 1991. — С. 124-125).

Подобные стереотипы мышления и создают те специфические особенности аудитории, которые необходимо знать оратору, прежде чем он начнет свое выступление в такой аудитории.

Есть и чисто языковые барьеры в общении, когда собесед-ники говорят на разных языках либо уровень владения языком у них очень сильно различается. Языковой барьер возникает и тогда, когда они не заботятся о взаимном понимании (упускают из виду информационную цель общения) и употребляют привычную им лексику, не думая о том, знает ли ее партнер. Одни и те же слова могут по-разному пониматься общающимися, некоторые слова могут пониматься одними и не пониматься другими собеседниками и т.д. Языковой барьер часто создают научные термины, иноязычные слова, обилие жаргонизмов.

Знание коммуникативных барьеров и умение их преодолевать — важнейшая составляющая умения эффективно общаться.

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

Преодоление барьеров в общении.

Общение как источник конфликтов

Психология общения 7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *