Эко бензин что это такое
ЭКО-бензин от «Татнефтепродукт»: экологично, выгодно, престижно
Брендированное топливо – это топливо с улучшенными характеристиками, которое изготавливается путем добавления в высококачественный бензин специализированных присадок. Химический состав присадок каждая компания прорабатывает индивидуально, и этому предшествуют годы лабораторных исследований, полевых испытаний и тестов, серьезный маркетинговый анализ. Результат такой работы – создание улучшенного топлива. Как правило, такой бензин несколько дороже обычного, однако он обладает дополнительными позитивными свойствами: является более экологичным (брендированное горючее соответствует стандарту «Евро-5»), обеспечивает очистку двигателя от нагара и продлевает срок его эксплуатации, при более экономичном расходе способен повышать мощность двигателя и улучшать его рабочие характеристики, а в длительной перспективе – увеличивать срок службы автомобиля.
Разработка брендированного горючего для компании – своеобразный знак качества, показатель высокого профессионализма и хорошей репутации на рынке – небольшим частным компаниям изготовление «брендов» не под силу, это прерогатива сильных игроков, обладающих собственными лабораториями контроля качества и производственными мощностями. За рубежом изготовление бензина с улучшающими его свойства присадками практикуется уже давно. В последнее десятилетие эта тенденция набрала обороты и в России. Брендированное топливо потребителю предлагают такие компании, как «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», АЗС «ТНК», «ВР», «Башнефть». При этом, если изначально брендированное топливо попадало в сегмент премиальных, то в последние годы ставка делается на массового потребителя, владельцев отечественных авто – брендируются 92-й бензин и дизтопливо. И если в начале скептики сомневались, что этот продукт будет популярным на рынке, то сегодня в этом не сомневается никто. На фоне общего недовольства качеством бензина на заправках многие автовладельцы сделали ставку именно на бренд – его подделка просто невозможна, а значит, качество будет 100%, плюс дополнительные позитивные свойства. И каждое успешно пройденное ТО их в этом убеждает.
Бензин нового поколения
В Татарстане пионером разработки собственного брендированного топлива стала компания «Татнефтепродукт». Это единственная компания в республике, запустившая в производство и продажу инновационный продукт – бензин под маркой «ЭКО» с добавлением присадок нового поколения F2-21 eeFuel (аналогов такой присадки в России пока нет). Как правило, в присадках первого поколения акцент делался на моющие свойства – такой бензин поддерживал чистоту двигателя, обеспечивая тем самым его защиту и оптимальную работу. В компании «Татнефтепродукт» ушли от чисто моющих свойств – химический состав присадки брендированного топлива, позволяет добиться большего эффекта.
Как рассказал начальник управления розничной торговли и маркетинга компании «Татнефтепродукт» Наиль Шайдуллин, собственное брендированное топливо компании имеет отличительные особенности по сравнению с топливом федеральных брендов, будучи изготовленным на базе принципиально другой присадки: «У нее другой принцип действия – помимо прочего, наша присадка является активатором горения. Она имеет большую распыляемость, широко расходится в топливе и, попадая в камеру сгорания, активирует процессы горения, позволяя топливу сгорать более полно – практически на 100% (обычное топливо, как правило, не догорает до конца). За счет такой активации мы получаем меньше нагара и большее количество энергии при меньшем впрыске топлива. Это сокращает расход бензина, повышает мощность, улучшает качественные характеристики работы и продлевает срок жизни двигателя, а также делает его работу более экологичной – большая масса топлива выгорает, а не выбрасывается в атмосферу. Это существенное различие. Запуску брендированного топлива предшествовала долгая и серьезная работа, так что в качестве и характеристиках его мы уверены».
К слову, если эффект от использования улучшенного топлива, по словам многих экспертов, часто бывает заметен только через несколько месяцев, то благоприятное воздействие на двигатель топлива ЭКО ощутимо уже после первой заправки – бензина расходуется меньше, ход становится более уверенным и ровным, а чтобы достичь нужных показателей мощности, не приходится жать педаль до отказа в пол. Это подтверждают и независимые зарубежные эксперты из Голландии и Индии.
Сегодня на АЗС компании представлены три вида брендированного топлива: Аи-95 ЭКО, Аи-92 ЭКО и дизельное топливо ДТ ЭКО класса «Евро-5» (их можно найти на 116 из 146 АЗС компании), в перспективе есть планы запустить в производство и продажу сжиженный газ ЭКО. По собственной статистике компании, топливом ЭКО на АЗС «Татнефтепродукт» сейчас заправляется каждый третий водитель. Убедиться в качестве улучшенного топлива смогли уже многие татарстанцы – об этом свидетельствует не только внутренняя статистика, но и непредвзятые факты – на форумах автолюбителей в Интернете немало положительных отзывов автовладельцев, сделавших устойчивый выбор в пользу бензина ЭКО и приводящих объективные данные о позитивном воздействии его на эксплуатационные характеристики автомобиля. Востребованность данного продукта не вызывает уже никаких сомнений, и это еще раз подтверждает, что ставка на качество – приоритет, который всегда окупается отличной репутацией.
С приставкой «био»
Зеленая альтернатива традиционным бензину и дизелю — биотопливо пока сравнительно дорого, однако всеобщая обеспокоенность климатическими проблемами и растущие налоги на выбросы парниковых газов играют на руку его производителям. Попробуем разобраться, угрожает ли нефтегазовому сектору конкуренция со стороны сельского хозяйства и какие возможности для заработка на растущем рынке есть у российских компаний
Хотя продажи электромобилей в мире растут, полный отказ от жидкого моторного топлива и перевод всего транспорта на электроэнергию случится, по-видимому, еще не скоро. Однако традиционные двигатели с минимальными доработками можно заправлять биотопливом, а это — та же энергия солнца, только преобразованная не в электричество, а в энергию связей органических веществ.
Биотопливо, то есть спирт и растительное масло, пробовали использовать в двигателях внутреннего сгорания еще на самом раннем этапе их разработки, но достаточно быстро его вытеснила нефть. Новая история биотоплива началась в в Бразилии и США. Эти страны и сегодня остаются мировыми лидерами по объемам его производства, значительно обгоняя ближайших конкурентов — Индонезию и Германию.
Резкий рост производства биотоплива в мире произошел в и был связан с ростом обеспокоенности изменением климата. Благодаря политической поддержке и росту цен на нефть в период с 2000 по 2007 год мировое производство этанола из растительного сырья утроилось и достигло 62 млрд л, а производство биодизеля выросло более чем десятикратно, превысив 10 млрд л. Это привело к заметному дисбалансу на рынке сельхозпродукции и стало одним из факторов резкого роста цен на продовольствие. Однако рост продолжился и в последующие годы. В период с 2010 по 2019 год объемы производства биотоплив выросли на 63% (для сравнения: рост добычи нефти за тот же период составил только 8,6%).
Ковид ударил не только по нефтяникам, но и по производителям биотоплива. По данным Международного энергетического агентства, в 2020 году под воздействием пандемии и мирового кризиса производство жидкого биотоплива снизилось впервые за 20 лет. Причина — в резком сокращении мобильности, в первую очередь персональной. Падение составило 11,6% по сравнению c 2019 годом. Как ожидается, производство может восстановиться в прежних объемах к 2022 году.
Каким бывает биотопливо?
Основные виды жидкого биотоплива — биоэтанол и биодизель. Биоэтанол — этиловый спирт, произведенный из растительного сырья. Его используют в качестве замены бензина (в смеси с ним). В Бразилии этот вид топлива производят в основном из сахарного тростника, в США — из кукурузы. Сырьем могут служить и другие культуры с большим содержанием крахмала или сахара: маниок, картофель, сахарная свекла, батат, сорго, ячмень и т. д.
Биодизель представляет собой смесь жирных кислот, которая используется как альтернатива дизельного топлива. Для его производства подходят богатые маслами культуры, в первую очередь соя и рапс. Вообще же для производства биотоплива используют растения, которые быстро растут, производя максимум биомассы за минимум времени.
Сегодня идет поиск новых источников сырья для биотоплива. Большие перспективы связывают с гидрированным растительным маслом (HVO). Это так называемое биотопливо второго поколения. Для его производства используют отработанное растительное масло. Применяются и другие виды отходов: животный жир, различные отходы сельского и лесного хозяйства. Идут исследования возможностей получения топлива из водорослей (биотопливо третьего поколения). Водоросли способны очень быстро увеличивать свою массу, однако требуют особых условий, и пока производство в промышленных масштабах организовать не удалось.
Себестоимость производства биотоплива и ее отношение к себестоимости традиционных дизеля и бензина могут заметно различаться от страны к стране. Так, например, по данным за 2017 год, производство биоэтанола в Бразилии обходилось примерно во столько же, сколько и производство бензина (одна из причин низкой стоимости первого — дешевая рабочая сила в сельскохозяйственном секторе). В тот же период в США себестоимость биоэтанола была примерно на четверть выше бензина. Разница стоимости традиционного и биодизеля более существенна, может достигать двух и более раз.
Производство биотоплива в мире, тыс. баррелей в день
Для автомобилей и самолетов
Биотопливо, как правило, используется в смеси с традиционными видами топлива: бензином, дизельным топливом или авиационным керосином. В России ГОСТ разрешает добавлять в автомобильное топливо до 5% биодизеля и до 10% биоэтанола. Аналогичные нормы действуют и в Европе. Более высокий процент содержания этанола требует некоторой модернизации двигателей. В кукурузных штатах США процент содержания биоэтанола в топливе может достигать 85%, а в Бразилии даже 95% (и не менее 25%). Двигатель на таком топливе трудно запустить в холодную погоду, но для Бразилии это как раз не проблема.
Биодизель по своим характеристикам практически ничем не отличается от обычного дизеля, однако в зимнее время требует дополнительного подогрева, так как он более вязкий и быстрее загустевает на морозе. Без подогрева можно обойтись, если использовать не более 20% биотоплива в смеси.
Большие перспективы у биотоплива в авиации. Впервые его смесь с авиационным керосином в пропорции 1 к 4 в 2008 году использовала авиакомпания Virgin Atlantic. С тех пор подобные смеси опробовали и многие другие авиакомпании. Производством авиационного биотоплива в Европе занимаются Neste Oil, Biomass Technology Group и UOP. К 2030 году американская аэрокосмическая корпорация Boeing планирует начать поставки самолетов, которые будут летать на 100% биотопливе. Это потребует усовершенствования двигателей и получения необходимых разрешений.
На коммерческие авиарейсы приходится около 2% всех выбросов парниковых газов и 12% всех выбросов в сфере транспорта
Преимущества и недостатки
Основные преимущества биотоплива связаны с его экологическими характеристиками. Оно относится к возобновляемым источникам энергии и позволяет снизить углеродный след от использования транспорта. Углерод, который в виде углекислого газа высвобождается при его сжигании, был поглощен из атмосферы лишь недавно, в процессе роста растений, из которых было изготовлено топливо, а не миллионы лет назад, как при использовании ископаемого топлива. И затем может снова быть поглощен растениями, то есть получается замкнутый цикл.
При сгорании биоэтанола не образуется никаких вредных соединений. Биодизель, несмотря на значительно меньшее содержание серы, характеризуется хорошими смазочными свойствами, что продлевает срок жизни двигателя.
В качестве недостатка биоэтанола называют более низкую, чем у бензина, теплотворную способность. Из-за этого повышается расход топлива.
Среди недостатков биодизеля, помимо загустевания при низких температурах, — нестабильное качество, обусловленное разнообразием используемого сырья. Кроме того, он не предназначен для длительного хранения, так как со временем портится. Расход биодизеля также несколько выше.
Производство биотоплив позволяет поддержать сельскохозяйственное производство там, где оно становится невыгодным из-за перепроизводства. Однако у этого есть обратная сторона: повышенный спрос на топливо может вызвать сокращение производства продовольствия и рост цен на него.
Впрочем, главным недостатком биотоплив остается их высокая себестоимость, поэтому без поддержки государства конкурировать с традиционными бензином и дизелем они не могут.
Что в России?
В России жидкое биотопливо пока не получило сколько-нибудь заметного распространения. Среди причин можно назвать достаточное количество собственного углеводородного сырья, отсутствие реальной господдержки, холодный климат, неготовность потребителей. Однако в России есть все условия для выращивания необходимой для его производства биомассы. Не исключено, что риски перепроизводства традиционной сельхозпродукции и рост мирового спроса на зеленые энергоносители в конечном счете приведут к тому, что Россия может стать заметным игроком на рынке биотоплива.
В конце 2018 года в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. » были внесены поправки, затрагивающие среди прочего производство топливного биоэтанола. По мнению экспертов, это открывает новые возможности для развития отрасли. Сейчас в качестве возможного сырья для производства такого топлива в России рассматривают мискантус. Это неприхотливое травянистое растение предпочитает теплый и влажный климат, но некоторые сорта неплохо себя чувствуют и в средней полосе России. О планах по культивированию мискантуса уже заявили в нескольких регионах страны.
Нефтянка и биотопливо
Некоторые нефтяные компании рассматривают биотопливо как возможность для выхода на новые рынки низкоуглеродной энергетики, но с более привычным для себя продуктом и уже существующей инфраструктурой дистрибуции. Ряд проектов в этой области есть у таких нефтегазовых компаний, как Shell, BP, Total, Marathon, Valero и других. В 2014 году компания Eni реализовала первый в мире проект по конверсии нефтеперерабатывающего завода в производство биотоплива. С тех пор для многих старых и низкоэффективных НПЗ в Европе и США это стало реальной альтернативой закрытию.
Экологичная езда: стоит ли выбирать биотопливо?
Что это такое?
Биотопливо — это бензин, который получают из органических материалов. Вообще, любое топливо, получаемое из нефти и других полезных ископаемых, можно справедливо считать биотопливом, ведь по сути это чистая органика, но проблема в том, что сама добыча ресурсов и производство, которое требует включения ядовитых химикатов, очень вредит природе. Поэтому в современном понимании биотопливо — это бензин, получаемый из растительного или иного экологически чистого сырья.
Изобретение XXI века?
Плюсы
По сравнению с солнечной энергией и энергией ветра биотопливо довольно легко транспортировать, оно обладает стабильностью и довольно большой «энергоплотностью», его можно использовать с незначительными модификациями существующих технологий и инфраструктуры. Это значит, что оно практически универсально и может подойти к любой модели автомобиля.
Бензин получают из сырой нефти, которая не относится к возобновляемым ресурсам. По прогнозам исследователей, запасов ископаемого топлива хватит еще на много лет, но они в конечном счете когда-нибудь закончатся. Биотопливо изготавливается из различного сырья, такого как навоз, отходы сельскохозяйственных культур и растений, выращенных специально для топлива. Это возобновляемые ресурсы, которые, по сравнению с ископаемыми, неисчерпаемы.
3. Сокращение вредных выбросов
Сжигание ископаемого топлива приводит к возникновению парникового эффекта – повышению температуры, то есть к глобальному потеплению. Чтобы уменьшить количество парниковых газов, можно использовать биотопливо. Исследования показывают, что использование биотоплива снижает выбросы до 65%. Кроме того, выращиваемые для биотоплива культуры частично поглощают вредные выбросы, что делает систему использования биотоплива еще более привлекательной.
4archive.org
Минусы
1. Ограничения в земельной пригодности
Не всякая почва и климат подходят для выращивания биотопливных культур. Земля должна быть достаточно насыщена влагой, удобрениями, минеральными веществами, а климат — мягким и теплым.
2. Выбор между питанием и топливом
На выращивание определенной культуры нужна земля. А если таковой нет, приходится сокращать посевы иных растений, чтобы освободить поля. А учитывая проблему быстрорастущего населения, на первое место выходит вопрос об обеспечении людей продуктами питания.
В настоящее время на рынке биотопливо стоит столько же, сколько и бензин. Однако с увеличением спроса на биотопливо есть вероятность, что в будущем оно станет дешевле.
Что предпочесть?
Решать вам. Биотопливо все так же не пользуется спросом, а уровень загрязнения воздуха все так же растет. Но не все еще потеряно, ведь проблема экологии занимает многих неравнодушных людей. Помните, что будущее нашей планеты только в наших руках.
Почему опасно ездить в режиме «эко»
Эко-режим на многих современных машинах работает так, чтобы обучить водителя принципам экономичного вождения. Система показывает автомобилисту, как меняется потребление топлива в зависимости от манеры и езды и подсказывает, что надо делать, чтобы снизить расход.
В эко-режиме нужно придерживаться плавной манеры управления автомобилем, не нажимать сильно на педаль акселератора в момент движения на промежуточных передачах, почаще использовать повышенную передачу, стараться не разгоняться интенсивно, ехать так, чтобы не приходилось часто и резко тормозить и не менять скорость при движении на подъемах.
Что происходит с двигателем в этом момент и как он работает при езде в эко-режиме? Конечно, производители не врут, мотор меньше расходует топливо. Но если учитывать фактор повышенного износа двигателя, радость от возможности сэкономить на заправке сильно блекнет. А дополнительный износ есть и порой весьма существенный.
Езда на небольших скоростях и на низких оборотах увеличивает интенсивность износа двигателя, сцепления и коробки передач. В особенности от этого страдают малообъемные моторы, которым при работе в эко-режиме на низкой скорости приходится сильно напрягаться и «тянуть» на себе тяжелую машину.
Страдает и трансмиссия. При езде в эко-режиме АКПП даже на невысокой скорости движения «перескакивает» с повышенной передачи на пониженную и обратно. И такие резкие и частые переходы дополнительно «нагружают» коробку передач и все ее компоненты. В особенности от такого режима работы страдают не только автоматические КПП, но и роботизированные коробки передач.
Не стоит также забывать, что есть много способов, которые помогут добиться умеренного расхода топлива и без активации эко-режима. То есть и в стандартном режиме автомобилист может ездить «бюджетно», не создавая при этом дополнительных факторов износа для мотора.
Присадки для энергоперехода
Под инициативой о прекращении производства и продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2040 году в ходе COP26 подписались только половина делегатов ноябрьского всемирного экологического саммита, и лишь 13 стран договорились прекратить к этому времени продажу тяжелых грузовиков, работающих на ископаемом топливе. Это означает, что еще как минимум в течение 18-20 лет в мире будет активно использоваться автомобильная техника на традиционном бензине и дизеле, которые будут производиться в значительном количестве.
Впрочем, несмотря на то, что глобальный переход на неископаемые и безуглеродные источники топлива существенно затягивается, а некоторые эксперты и вовсе сомневаются в возможностях человечества до конца XXI века полностью отказаться от добычи углеводородов, мир все же способен если не полностью достичь, то существенно приблизиться к достижению климатических целей ООН. Существенный вклад в снижение темпов глобального потепления, вызываемого выбросами парниковых газов, могут внести научные разработки и технологии, повышающие экологическую безопасность традиционного моторного топлива.
Крупнейшие мировые нефтяные компании, по многим причинам ставшие лидерами глобальной ESG-повестки с момента ее возникновения, уже существенно продвинулись на этом пути, а последние разработки в области экологичного дизеля и бензина открывают перспективы для дальнейшего совершенствования состава моторного топлива и конструкции автомобильных двигателей в области снижения вредных выбросов в атмосферу. Вместе с ускоренными инвестициями нефтепромышленников в экологические мероприятия и технологии по очищению окружающей среды от следов негативного воздействия человека, это может привести к существенному снижению темпов прироста глобального потепления.
Так, например, в середине 2021 года нефтяная компания Shell, технологический гигант Bosch и автоконцерн Volkswagen в 2021 году разработали и начали выпускать топливо Blue Gasoline («голубой бензин») с 20%-ным снижением выбросов CO2. По подсчетам разработчиков, если 1 тыс. легковых автомобилей VW Golf VIII 1.5 TSI, заправленных новым эко-топливом, будут проходить в среднем 10 тыс. км каждый, то за год удастся сэкономить более 230 метрических тонн двуокиси углерода. Экологические и экономические показатели применения эко-бензина сначала тестировались на собственных производственных площадках Volkswagen и Bosch, а затем он стал доступен и на обычных АЗС в Германии.
Новое топливо на треть произведено из возобновляемых компонентов –нафты и этанола, созданных из биомассы, сертифицированных по системе ISCC (International Sustainability and Carbon Certification – международная система сертификации в сфере углеродной нейтральности и устойчивого развития). В совместном заявлении европейских компаний отмечается, что «оставшиеся» вредные выбросы от «возобновляемого бензина» Shell будет компенсировать за счет специальных углеродных кредитов, которые направляются на реализацию рекреационных мероприятий компании по снижению вредного воздействия от производства и использования моторного топлива на окружающую среду.
Похожие тренды наметились и в России. Сегодня уже практические все отечественные нефтяные компании выпускают целый ряд новых продуктов для массового потребителя с улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками. Так, например, крупнейшая в России НК «Роснефть» первой в РФ стала выпускать бензин, соответствующий наивысшему классу экологичности моторного топлива «Евро 6», который уже внедряется в Европе, но в России пока не стал обязательным (с 2014 года в нашей стране запрещено производить и импортировать автомобили с двигателями класса ниже «Евро 5», с 2016 года введен запрет на использование топлива ниже этого экологического класса). По данным компании, топливо с улучшенными экологическими характеристиками по содержанию серы, бензола и других ароматических углеводородов, позволяет снизить углеводородные выбросы выхлопной системы автомобиля на 24%, а количество взвешенных частиц – на 64%. На конец 2020 года бензин «Евро 6» продавался на более чем 750 АЗС «Роснефти» в 11 регионах страны, в прошлом году компания произвела и реализовала 1,3 млн тонн топлива этого повышенного экологического класса, что в два раза больше, чем годом ранее (данные отчета «Роснефти» за 2020 год).
Для улучшения экологических качеств моторного топлива производители также используют самые последние достижения в области химии и нефтехимии, добавляя на разных стадиях переработки сырья специальные присадки, повышающие экологические и экономические характеристики дизеля и бензина. Фирменное топливо «Роснефти» под маркой Pulsar, выпускаемое для любых автомобилей класса «Евро 5» и использующих бензин с октановым числом 92, 95 и 100, не только снижает токсичность выхлопных газов, но и уменьшает удельный расход топлива, а также радикально снижает количество копоти и химических отложений внутри самого двигателя, что повышает его надежность и долговечность в эксплуатации.
Эффективная формула моющих присадок обеспечивает стабильность работы и регулировок ДВС в ходе длительной эксплуатации автомобиля. За счет поддержания максимальной чистоты топливной системы удается оптимизировать процесс образования топливно-воздушной смеси и обеспечить ее практически полное сгорание. По данным «Роснефти», использование бензина марки Pulsar обеспечивает 100% поддержание чистоты на инжекторах двигателя (на ДВС с прямым впрыском), а если на него перейти с «обычного» бензина, то в течение первых 60 часов работы двигателя с его впускных клапанов будет удалено до 84% имеющихся отложений и сажи. На конец 2020 года фирменные бензины Pulsar-92, Pulsar-95 и Pulsar-100 продавались на более чем 1150 АЗС «Роснефти» в 33 регионах России.
Комплекс присадок специально для топлива «Роснефти» разработал и успешно протестировал на своей испытательной базе в Германии крупнейший в мире химический концерн BASF. Основанное более чем 150 лет назад немецким промышленником Фридрихом Энгельхорном предприятие, предназначенное поначалу для переработки побочных продуктов его завода по производству газа для уличного освещения, сегодня один из признанных лидеров глобальной ESG-повестки. Нынешние разработки BASF, по заявлениям компании, фокусируются на повышении эффективности и экологической устойчивости выпускаемой продукции (химикатов, пластмасс, средств защиты растений и семян, а также продуктов нефтехимии), увеличении вклада в сбережение планетарных ресурсов, экологического благополучия и здоровья людей. В частности, топливные присадки и антифризы BASF для тракторов и автомобильной техники сертифицированы в соответствии с международными требованиями, применяемыми в развитых странах.
В России, как и в других государствах мира, компании топливно-энергетического комплекса традиционно занимают самую активную позицию в сфере вопросов сохранения климата и, фактически, стали пионерами ESG-трансформации. Проведение модернизации НПЗ «Роснефти» под выпуск более эффективных и экологичных видов моторного топлива – лишь часть утвержденного «Плана по углеродному менеджменту» компании до 2035 года, который в целом предусматривает предотвращение выбросов парниковых газов в объеме 20 млн тонн ежегодно. Кроме того, у «Роснефти» одна из самых крупных в мире программ по возрождению лесов, которые предоставляют человечеству чуть ли не единственную возможность «вернуть» в природный баланс уже накопленный в атмосфере CO2. Так, в 2020 году, согласно ESG-отчету компании, предприятия «Роснефти» по всей стране высадили 1,5 млн деревьев.