Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Что такое экосистема. Объясняем простыми словами

Экосистема — набор сервисов, объединённых вокруг одной компании. Большие компании строят экосистемы, чтобы продавать клиентам как можно больше товаров и услуг.

Например, Сбербанк объединил множество разных компаний, создав бесшовную среду: это и созданные с нуля сервисы «Сбера» («Сберзвук», «Сбердиск»), и уже известные компании («Ситимобил», «Кухня на районе»). Более ста сервисов и приложений охватывают разнообразные потребности клиента: заказать еду, вызвать такси, посмотреть кино, найти работу, отправить посылку и т. д. Сервисы доступны по общей подписке «Сберпрайм».

Экосистемы строят и другие российские компании: «Тинькофф», МТС, «Яндекс».

Российской отличительной чертой стали банковские экосистемы. За рубежом же их строят в основном технологические компании вроде Apple, Amazon Google, Alibaba и т. д.

Преимущества для пользователей экосистем: удобство работы с единой платформой, единый клиентский ID, нет необходимости всё время вводить логин и пароль. Помимо этого, имеется и централизованная поддержка клиентов. Плюс для клиента внутри экосистемы более привлекательные условия, чем при использовании отдельных сервисов.

Имея экосистему, компании привлекают больше клиентов, растут, захватывают новые рынки.

Пример употребления на «Секрете»

«Бренд России сейчас, может, не на самом высоком уровне в мире (по разным политическим причинам), но экспортный потенциал у российских экосистем огромный».

(Профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев — в интервью.)

Происхождение термина

В названии легко угадывается аналогия с устройством биосферы: предполагается, что компания так же должна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бизнес-среды. Основоположником экологического подхода к бизнес-системам считается Джеймс Мур: в своей книге «Смерть конкуренции» (1996 г.) он приходит к выводу, что в современном мире кооперация становится так же важна, как конкуренция.

Нюансы

Экосистема имеет модульную структуру, которая позволяет легко комбинировать и включать в неё новые элементы. Функция основной компании — следить, чтобы использование экосистемы было экономически выгодно для всех её участников. Потребитель получает более привлекательные условия пользования продуктом на единой платформе, компании — расширение клиентской базы и обмен информацией.

Экосистема как модель управления бизнесом удобна в сферах, где присутствует много участников с разнообразными интересами, рынок быстро меняется и пути его развития трудно предсказать. Гибкость и адаптивность, широкий круг возможностей позволяют эффективно действовать в таких условиях.

Критика

Опасность экосистем кроется в монополизации рынка крупными компаниями. Крупные компании, объединяющие множество сервисов, получают главное конкурентное преимущество — большое количество данных о клиенте. Предлагаемый выход — сделать профиль клиента открытым и позволить перемещать его из одной экосистемы в другую. Также власти обсуждают запреты и лимиты для экосистем на крупные покупки.

Источник

Стоит ли создавать бизнес-экосистему: рассмотрим преимущества и недостатки

О том, какими бывают экосистемы и когда они необходимы на конкретных примерах.

Всем привет, это Heads and Hands. Мы помогаем создавать мобильные приложения, веб-сервисы и супераппы, которые увеличивают лояльность клиентов и конвертируют внимание и пользовательский опыт в деньги.

Выбрали основные мысли из большой статьи “Do You Need a Business Ecosystem?” от The BCG Henderson Institute. В ней на конкретных примерах объясняется, что такое бизнес-экосистема и в каких случаях её построение оправдано. Приятного чтения!

Слово «бизнес-экосистема» прочно укоренилось среди модных управленческих терминов. Исследование, проведенное институтом BCG Henderson, показало, что в ежегодных отчетах оно встречается в 13 раз чаще, чем десять лет назад.

Многие менеджеры, опасаясь упустить этот тренд, испытывают необходимость создать собственные бизнес-экосистемы или по крайней мере стать частью существующих. При этом бывает не до конца понятно, чем на самом деле является экосистема. Проблема возникает из-за широты понятия, множественности и неопределенности трактовок и малого количества примеров.

Мы предлагаем рассматривать экосистему применительно к решению конкретных бизнес-задач, а также как способ реализации ценностных предложений. В этом случае бизнес-экосистема — это модель управления, которая конкурирует с другими: вертикальной организацией, иерархической цепочкой поставок и моделью открытого рынка.

В материале разбираем следующие вопросы:

Путаница c экосистемами начинается с вопроса о том, что они собой представляют и чем отличаются от других форм организации. Мы используем простое определение: бизнес-экосистема — это динамичная группа в значительной степени независимых игроков, которые производят товары или услуги, в совокупности составляющие взаимосвязанное решение.

Определение подразумевает, что каждая экосистема обладает конкретным ценностным предложением и четко определенной, хотя и изменяющейся, группой лиц с различными ролями (такими как производитель, поставщик, организатор, комплементатор).

Это определение исключает расплывчатые понятия экосистем без четкой связи с конкретной бизнес-проблемой, которые описывают простую принадлежность к отраслевым кластерам (Кремниевой долине или Бостонскому биотехнологическому кластеру) или партнерские сети компаний (Toyota и ее поставщики или Google и ее широкая сеть партнеров).

Даже в рамках данного определения бизнес-экосистема является широким понятием и включает в себя:

ИТ-системы, которые объединяют компоненты и приложения от многих поставщиков на общей платформе: Microsoft Windows, Apple iOS, Android, SAP NetWeaver.

Несмотря на разнообразие бизнес-экосистем, есть общие характеристики, которые отличают их от других моделей управления:

Кастомизация. На контрасте с моделью открытого рынка, участники экосистемы, как правило, адаптируются под нее и стремятся к взаимной совместимости. Например, разработчикам видеоигр необходимо делать игры под конкретные платформы.

Все игроки в экосистеме взаимосвязаны, их отношения сложно разложить на отдельные взаимодействия. Успешный контракт между A и B (например, производителем смартфонов и разработчиком приложений) может быть подорван из-за невыполнения контракта между A и C (производителем смартфонов и поставщиком телекоммуникационных услуг).

Приведенные выше примеры демонстрируют, что многие современные экосистемы развиваются благодаря цифровизации, тем не менее концепция экосистемы не требует строго цифровой бизнес-модели.

Многие успешные экосистемы: платежная платформа Visa, основанная в 1958 году, и Гонконгская торговая компания Li & Fung с более чем столетней историей, очевидно начинали без цифровых платформ. Вопрос в том, возможен ли подобный сценарий в наше время.

Концепция бизнес-экосистем является более общей, чем концепция цифровых платформ, хотя многие из наиболее успешных экосистем нашего времени построены на таких платформах. Цифровые технологии повышают скорость, охват, удобство, эффективность и масштабируемость многих экосистем и поэтому являются важным фактором их нынешнего роста.

Существует два основных типа бизнес-экосистем:

Экосистемы решений создают или предоставляют товары или услуги, координируя различных участников рынка. Такая экосистема представляет собой основную компанию, которая управляет предложениями нескольких комплементарных компаний (которые создают дополняющие компоненты к основному продукту). Примерами таких экосистем являются: банковские карты, связывающие продавцов, потребителей и банки; решения для умного дома, объединяющие климатические, световые, развлекательные и охранные товары и услуги и 3D-печать, объединяющие поставщиков принтеров, исходников, программного обеспечения. Клиент, как правило, не является активным участником экосистемы решений, он оказывает влияние только через выбор основного продукта и комбинирование предложений от компаний-комплементоров.

Когда вы рассматриваете возможность создания экосистемы или присоединения к существующей, вы должны четко представлять, какой тип наилучшим способом подходит под ваше ценностное предложение. Иногда подходящим решением является гибридный формат экосистемы.

Apple начинали как экосистема решений, в которой они выступали в качестве основной компании, координирующей поставщиков компонентов, разработчиков приложений и телекоммуникационных провайдеров. Но после создания магазина приложений компания также стала и экосистемой транзакций.

С другой стороны Airbnb были созданы как транзакционная экосистема, но недавно начали развивать экосистему решений, приглашая внешних разработчиков для интеграции дополнительных приложений и услуг в платформу, например, инструментов для организации поездок и упрощения регистрации гостей, уборки и доставки белья. Точно так же LinkedIn перешли к модели экосистемы решений после того, как ее приобрели Microsoft.

Предположим, у вас есть бизнес-идея, и вы подбираете модель управления, которая позволит реализовать ее. У вас есть несколько вариантов:

Модель вертикальной интеграции — вы выполняете все ключевые действия внутри своей организации.

Иерархическая цепочка поставок — вы передаете некоторые виды деятельности на аутсорсинг поставщикам, у которых вы покупаете, и / или посредникам, которым вы продаете.

Бизнес-экосистема является подходящей моделью управления для бизнеса в случаях, если высока потребность в координации действий между несколькими игроками или если продукт или услуга обладают высокой модульностью, то есть компоненты можно легко и гибко комбинировать и интегрировать при низких (транзакционных) затратах.

Например, производство смартфона iPhone из основных компонентов характеризуется низкой модульностью и должно выполняться оригинальным производителем оборудования (в данном случае в иерархической цепочке поставок). В то же время опыт использование iPhone объединяет сам смартфон, поставщика услуг связи и приложения от разных разработчиков — и это пример высокой модульности, так как все эти элементы потребитель может скомбинировать самостоятельно.

Высокая потребность в координации может возникать по следующим причинам:

Если вы все еще заинтересованы в создании экосистемы, разберем ее преимущества по сравнению с другими моделями управления и потенциальные недостатки.

Бизнес-экосистемы предлагают три важнейших преимущества: доступ к широкому спектру возможностей, быстрое масштабирование, гибкость и устойчивость.

В момент запуска экосистема может обеспечить быстрый доступ к инновациям извне, которые окажутся слишком дорогими или трудоемкими для внутренней разработки. Не всех умных людей можно нанять, но можно привлечь их для участия в вашей открытой экосистеме.

После запуска экосистемы могут масштабироваться гораздо быстрее, чем компании с другими моделями управления. Их структура позволяет легко и понятно добавлять новых участников, а облегченные бизнес-модели позволяют быстро расти. Airbnb превосходит большинство крупных гостиничных сетей по выручке и рыночной капитализации, не владея ни одним отелем.

Наконец, отчасти привлекательность бизнес-экосистем обусловлена их гибкостью и устойчивостью. Экосистема имеет центральное ядро или платформу, понятную систему подключения новых партнеров и модульную структуру — любой компонент с легкостью можно добавить в экосистему или убрать из нее. Поэтому экосистема позволяет успешно работать с потребителями, вкусы которых неоднородны и непредсказуемы, или с технологиями, пути развития которых не определены.

По определению экосистема состоит в основном из независимых экономических игроков, которые соглашаются на сотрудничество. Это подразумевает ограниченный контроль над всей системой со стороны каждого участника. Даже руководитель экосистемы имеет ограниченные средства для принуждения или контроля поведения партнеров, если сравнивать с иерархической цепочкой поставок или вертикальной моделью.

Ценность, которую создает экосистема, должна быть разделена между ее участниками. Основная компания в экосистеме решений или организатор платформы в экосистеме транзакций отвечает за обеспечение экономической привлекательности экосистемы для всех ее важных участников. Достижение этой цели может потребовать огромных инвестиций на этапе запуска и масштабирования, которые могут окупиться только после того, как экосистема будет полностью создана. Многие крупные цифровые платформы, достигшие высоких финансовых оценок, такие как Uber и Lyft, все еще борются за получение существенной прибыли.

Наконец, огромный успех нескольких крупных игроков не должен затмевать тот факт, что экосистемы могут потерпеть неудачу. Недавнее исследование Института BCG Henderson показало, что менее 15% из 57 исследованных экосистем были устойчивыми в долгосрочной перспективе.

Динамизм и гибкость экосистем также неоднозначны: модель эволюционирует и масштабируется, но требует постоянной корректировки. Устойчивый успех предполагает постоянное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, совершенствование и расширение предложения, а также инновации и обновления экосистемы.

Когда вы размышляете о наилучшей модели для управления бизнесом, вам следует рассмотреть возможность создания бизнес-экосистемы, если:

Если вы решили построить собственную бизнес-экосистему, убедитесь, что вы готовы к трудностям, связанным с ограничением контроля и ограниченного захвата стоимости, а также к стратегическим требованиям построения, роста и защиты такой экосистемы.

Есть веские причины для нынешней шумихи вокруг экосистем, но важно сохранять спокойствие и беспристрастно оценивать, является ли бизнес-экосистема лучшим решением для развития бизнеса.

Источник

Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы

Что такое бизнес-экосистема

Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.

Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.

Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.

Какие элементы входят в бизнес-экосистему

Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.

Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.

Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.

Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.

Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.

Из чего состоит экосистема Сбербанка

Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой

Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).

Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.

Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.

Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.

Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.

Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.

Что получают бизнес и потребители

Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.

Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.

Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.

Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.

Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.

Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.

Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.

Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.

Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.

Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.

Что ждет рынок и пользователей

В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.

Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.

По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.

Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.

Для пользователей тоже многое изменится.

Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.

Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.

Источник

Бизнес-экосистема. Что это и зачем существует

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Аналитики McKinsey в своих прогнозах сообщают, что примерно 30% мировых доходов корпораций будут создаваться цифровыми бизнес-экосистемами. В данной статье разберём, что же такое «бизнес эко-система» и для чего они создаются.

Понятие «экосистема», введённое в 1930-х годах ботаником Артуром Тэнсли, заимствовано из биологии и означает локальное сообщество организмов, взаимодействующих между собой и с окружающим миром. Для выживания и процветания организмы сотрудничают и конкурируют, вместе приспосабливаются к внешним изменениям и эволюционируют.

Механизм работы экосистем

Спустя 60 лет Джеймс Мур, бизнес-стратег, решил адаптировать понятие из биологии к жизнедеятельности человека в компании, предложив считать ее не отдельным звеном рынка, а участником структурированной бизнес-экосистемы, которая включает других участников из различных отраслей.

На сегодняшний день под экосистемой понимаются сообщества, которые развиваются и производят новую ценность, сотрудничая и конкурируя между собой. Стоит отметить, что конкуренция в такой системе не считается ключевой для развития, а именно сотрудничество, общие цели и интересы выступают основным драйвером прогресса.

Ведь сейчас клиенты хотят чувствовать себя причастным к бренду, становиться частью его сообщества. Создав систему, в которой потребитель чувствует себя как в семье, компания может считать себя успешной.

Все ли компании могут создать собственную экосистему?

Почти все. Одной из самых успешных компаний в этом смысле можно назвать Apple. Для клиентов компании создано единое пользовательское пространство, в котором владельцы гаджетов имеют беспрепятственный доступ к огромному числу услуг, от телевидения (Apple TV) и музыки (iTunes) до системы платежей и кредитов.

Активным развитием экосистем занимаются производители электроники и гаджетов:

Строят экосистему не только ИТ-компании. Так, BMW и Daimler создали партнёрский проект «You Now» с некоторыми стартапами. Перед компаниями стоит цель развить сервисы городского передвижения для клиентов во всех странах мира. Сервисы включают каршеринг, такси, парковки, зарядки для электрокаров, а также приложения для мультимодальных транспортировок.

Центром экосистемы выступает клиент со всеми его ежедневными потребностями.

Правительства и государственные ведомства также строят экосистемы. Например, в Канаде власти планируют сформировать сеть аэрокосмических инноваций, объединив исследовательские организации с отраслевыми компаниями.

Наиболее крупные экосистемы на данный момент создаются именно вокруг потребностей розничных клиентов и состоят из сервисов для покупок, платежей, развлечений и поездок. Помимо названных выше компаний, подобными разработками занимаются Сбер, Тинькофф, Mail.ru, МТС.

Виды экосистем

Эксперты выделяют два ключевых вида экосистем:

В чем отличие экосистемы от обычной бизнес-модели?

Аналитики BCG выделяют несколько ключевых отличий экосистем:

Немного истории бизнес-экосистем

Подобие экосистем начало возникать ещё до создания самого термина. Так, например, Lloyd’s of London существует ещё с 17 века и представляет из себя полноценный страховой рынок. На сегодняшний день в корпорацию входит свыше тысячи компаний, сотни индивидуальных участников, агенты, брокеры и синдикаты.

В 20 веке такие автопроизводители как Toyota и Volkswagen также разрабатывали свои экосистемы, объединяющие поставщиков и дистрибьюторов.

Текущие же тренды стали создаваться в середине 2010-х годов ИТ-гигантами и финтех-корпорациями.

Так, свою экосистему развивает распространитель лотерей «Столото».

Alibaba вышел на IPO в 2014 году. В проспекте ценных бумаг компании понятие «экосистема» повторялось 160 раз. По стопам Alibaba вскоре пошли многие компании. Сейчас слово «экосистема» встречается в отчетах компаний в 13 раз чаще, чем 10 лет назад. Чаще всего экосистемы цифровые, базирующиеся на digital-инструментах и платформах. По оценкам McKinsey, подобные системы будут формировать примерно 30% дохода корпораций к 2025 году.

Есть ли польза от экосистем для пользователя?

Клиенты, пользуясь экосистемой, получают выгоду и удобство. Благодаря бесшовной идентификации и единой платформе, потребителям становятся удобными экосистемы. Нет необходимости в том, чтобы постоянно вводить учётные данные и подтверждать личность, в любом сервисе клиент распознается по ID. Более того, в экосистемах часто создаётся централизованная поддержка пользователей в чат-ботах или контакт-центрах.

Экосистемы генерируют дополнительную ценность для клиентов в виде удобной регистрации и идентификации, выгодных условий пользования и прочего. Выгодные условия возникают на основе подписок, которые подразумевают, например, доступ медиатеке, бесплатную доставку, ранний доступ к скидкам и т.д. В России примерами экосистем подписки можно назвать «Яндекс Плюс» или «СберПрайм», с помощью которых у клиента появляется доступ к музыке, подкастам, фильмам, скидкам и многому другому.

Клиенты уже почувствовали преимущества экосистем. По данным McKinsey, к экосистемамным продолжениям готовы 71% пользователей.

Преимущества экосистемы для бизнеса

Создавая экосистему, компания привлекает больше клиентов, что ведёт, естественно, к большему сбыту товаров и услуг.

Так, если клиент хочет воспользоваться доставкой еды, ему тут же предлагают доставку блюд и готовых рационов питания. А при открытии мелким бизнесом счета, ему продаются платежные решения, юридическая поддержка и услуги по ведению бухгалтерии. Компании, участвующие в экосистеме, растут гораздо более быстрыми темпами. К примеру, скорость наращивания базы пользователей онлайн-кинотеатра Okko после подключения к Сберу увеличилась в 12 раз. Кроме того, компании внутри экосистемы делятся лучшими практиками между собой, ноу-хау и лучшими практиками. Таким образом, получается эффективнее удовлетворять потребности потребителей.

Стоит отметить, что ИТ-корпорации стали интегрировать все сервисы в единые приложения:

Чувствуется, что сейчас бизнес стал менее уверенным в себе, функционируя в одиночку. Так как экосистемы стали не то, чтобы конкурировать с компаниями каких-то конкретных отраслей, а захватывать целые блоки отраслей.

Всегда ли экосистема приносит прибыль?

Конечно же, нет. Так, Spotify, предоставляющий музыкальный сервис, все ещё теряет деньги, даже при скоростном увеличении количества подписчиков. Так же и WeWork, который развивает офисные пространства и услуги для них. Никто не застрахован от рисков и ошибок, в том числе и экосистемы. Spotify предоставляет базовую бесплатную версию и платную подписку, что ограничивает заработок компании. WeWork столкнулся с проблемой сокращения посещения офисов в период пандемии, что привело к значительным потерям.

Риски, которые несут экосистемы

Что требуется для успеха?

Экосистема должна сочетать в себе такие факторы, как продуманная стратегия, высокое в ценности предложение, а также устойчивая клиентская база. Хорошим преимуществом является и широкая география. Аналитики BCG утверждают, что экосистемы, достигшие успеха взаимодействуют с партнерами в 10 и более странах.

Однако, даже соблюдая все правила, экосистема может не иметь успеха:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *