Эксплуатация одпу что это такое в квитанции
5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?
По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).
Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.
Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?
Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).
Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?
Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.
Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.
Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.
ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.
Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).
В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.
Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).
Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?
Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.
В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?
Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
Что означает установка ОДПУ в квитанции ЖКХ
В некоторых случаях возникает необходимость подсчёта ресурсов в целом по многоквартирному дому. Для этого используются ОДПУ. Рассмотрим расшифровку данной аббревиатуры, требования законодательства о необходимости применения данных приборов и правила их установки, прочие сопутствующие вопросы.
Расшифровка аббревиатуры ОДПУ
ОДПУ называют общедомовые приборы учёта, такое оборудование размещается в многоквартирных домах и позволяет учитывать расход энергетических ресурсов жильцами всего МКД(многоквартирного дома).
У каждого владельца жилья установлены индивидуальные счётчики. Но их наличия недостаточно для полного определения расхода энергоносителей. Наиболее эффективно применение комбинации общедомовых счётчиков с индивидуальными, позволяющей кроме ресурсов, потреблённых жильцами, определить расход, приходящийся на содержание общедомового имущества.
Разновидности приборов учёта общедомовых ресурсов
В многоквартирных домах потребляются различные энергоресурсы, поэтому требуется соответственное использование счётчиков для каждого из видов по-отдельности.
Необходимость применения ОДПУ может быть связана с потреблением:
В дополнение к счётчикам может устанавливаться аппаратура, позволяющая отслеживать качество поставляемых ресурсов или устанавливать режимы их использования. К примеру, тепловой счётчик может дополнительно комплектоваться устройствами, регистрирующими температуру теплоносителя и регулирующими его поставку, учитывая температурный режим в помещениях.
Но использование дополнительной аппаратуры не входит в обязательные условия, регламентируемые законодательством. Жильцы вправе самостоятельно определять необходимость установки такого оборудования, учитывая масштабы предстоящих затрат на их приобретение и монтаж.
Требования законодательства по поводу обязательности установки
Обязательность ввода в эксплуатацию счётчиков общедомового расхода энергоресурсов регламентируется Федеральным законом № 261-ФЗ, принятым в 2009 году. Данная мера призвана обеспечить выполнение мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов. Читать ФЗ № 261.
Особенности установки ОДПУ
Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.
Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.
Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.
Стоимость оборудования определяется следующими факторами:
Разработка документов на монтаж приборов и подбор подходящей модели устройства возлагается на управляющую компанию.
Обычно данные устройства располагают в подвальном помещении дома, в условиях, обеспечивающих исправную и безопасную эксплуатацию оборудования, что удобно, учитывая нахождение там основных энергокоммуникаций. Исключение распространяется на электросчётчики, которые размещаются в щитовых помещениях, которые оборудуются для данных целей, при их наличии в доме.
Как рассчитываются тарифы по ОДПУ
Кроме расхода ресурсов, потреблённых непосредственно для обеспечения квартир и учтённых индивидуальными счётчиками, в любых домах имеются места, используемые всеми жильцами – помещений для хранения инвентаря, колясок, коридоров, лестничных клеток и других.
Общедомовые аппараты по контролю использованных ресурсов позволяют рассчитать показатели расхода на содержание таких помещений и размер необходимой оплаты.
Для расчёта таких затрат применяется следующая формула:
Ро = (Р – Ринд)×Т,
Чтобы заинтересовать жильцов в приобретении и применении ОДПУ, государством в дополнение к тарифам предусмотрено использование повышающих коэффициентов, назначаемых для жителей домов, в которых не установлены общедомовые счётчики.
Как проверяются и обслуживаются счётные устройства
Эксплуатация любых счётчиков связана с необходимостью ухода и контроля за техническим состоянием. Если техническое состояние прибора не позволяет его использовать, следует произвести замену аппарата. Данное условие касается и общедомовых счётчиков.
Расходы за выполнение указанных работ распределяются между жильцами МКД, а организационные действия – на управляющую компанию. Установка, обслуживание и замена ОДПУ требует от исполнителя наличия разрешительной документации. Управляющая компания подбирает организацию, обладающую соответствующими лицензиями, и оформляет договора на выполнение указанных работ.
Выполненные работы оформляются соответствующими актами, фиксирующими закрытые исполнителю объёмы. При проведении проверки в акте отмечаются выявленные неисправности, требующие устранения. Акт подписывает уполномоченный представитель организации-исполнителя и с другой стороны – должностное лицо управляющей компании.
Необходимость установки общедомовых приборов учёта не вызывает сомнений. Жильцы должны ответственно подойти к принятию решения о необходимости применения ОДПУ, что позволит фиксировать объём ресурсов, затраченных на содержание общедомового имущества и минимизировать расходы на их оплату.
Что такое ОДПУ в квитанции за квартиру?
Новые квитанции на оплату услуг ЖКХ вызывают много вопросов, в первую очередь из-за большого количества аббревиатур, непонятных гражданам. Одна из таких строк расходов – ОДПУ (общедомовой прибор учета). Этот платеж обычно не на большую сумму, поэтому собственники квартир в многоэтажных домах редко обращаются в управляющую компанию, чтобы выяснять, а за что собственно приходится платить.
Оплата за ОДПУ – это деньги, которые идут на установку, техническое и диагностическое обслуживание приборов учета. Многие недоумевают, зачем нужны общие приборы учета, если в квартире и так стоят счетчики. Давайте разберемся, зачем нужны ОДПУ, и за что именно платят жильцы.
Зачем нужна установка ОДПУ?
Индивидуальные приборы учета фиксируют фактическое потребление поставляемых ресурсов жителями квартиры, но не дают общей картины, позволяющей контролировать состояние домовых систем, а также проверять соответствие нормативам проставления услуг. ОДПУ дает возможность учитывать факты утечек, потери в магистральных сетях. При данном фиксировании расходы несет поставщик, а не жильцы дома. С этими счетчиками люди оплачивают только за тот объем ресурса, который потребили.
По Федеральному закону №261 собственники обязаны самостоятельно оплачивать расходы на установку приборов учета. В многоквартирных домах, чаще всего, решение принимается на общем собрании. Так как покупка ОДПУ, и их установка достаточно дорого стоят, по закону поставщик услуг обязан предоставлять рассрочку по данным платежам (срок до пяти лет). Оформляется договор, и высчитывается месячная плата. Установка ОДПУ в квитанции – это оплата именно за эти работы. Сумма не может изменяться в течении всего срока действия договора.
Какие общедомовые приборы учета устанавливаются в многоквартирных домах?
Счетчики в многоэтажках чаще всего монтируют в подвальных помещениях. Установку проводят на узлах учета. При установке ОДПУ расчеты производятся более точно, ведь по приборам сразу видно, сколько того или другого ресурса было использовано за прошедший период. Конечно, приборы показывают общее потребления, среди которого и тот объем, который использован на частные бытовые нужды, и на потребление на обслуживание общедомовых объектов.
От показаний общедомового счетчика отнимается сумма показаний ИПУ (индивидуальных приборов учета). Оставшийся объем делится между владельцами квартир. Раздел производится следующим образом: высчитывается объем расхода для одного квадратного метра и умножается на площадь квартиры. Полученный объем умножается на тариф, утвержденный в данном регионе.
Расход на общедомовые нужды при отсутствии коллективных приборов учета начисляются по нормативам, которые устанавливают местные власти, с применением повышающего коэффициента (Постановление Правительства №345).
Повышающий коэффициент значительно увеличивает сумму оплаты. Он не применяется только в том случае, если общедомовые приборы учета невозможно установить из-за отсутствия технических возможностей.
В домах устанавливают общедомовые приборы учета на следующие виды поставляемых ресурсов:
Электросчетчик необходимо монтировать в специальном помещении (электрощитовой). Давайте остановимся подробнее на видах приборов учета.
Общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах
ОДПУ холодного и горячего водоснабжения дают возможность не только вести более точный учет потребления воды, но и выявить утечки, несанкционированные отборы, потери. Вода используется не только жильцами, но и на общедомовые нужды (уборку, уход за придомовой территорией, полив клумб и газонов и пр.).
ОДПУ тепловой энергии
Общедомовые приборы учета тепла в многоквартирных домах – это сложный комплекс оборудования, который позволяет не только подсчитывать количества тепла, которое поставляется в многоквартирный дом, но также вести контроль качества предоставляемой услуги, регистрировать показания. Техническая система состоит из измерительных приборов, устройств учета объема потребляемого тепла, контроля, регистрации параметров теплоносителей.
Конечно, установка дорогая, что отпугивает многих жильцов, но установка УУТЭ дает множество преимуществ:
Применение узла учета позволяет в дальнейшем значительно экономить на оплате за тепло, так вложенные деньги очень быстро окупятся.
Общедомовой прибор учета электроэнергии
Кроме того объема электричества, которое расходуется жильцами, достаточно много его тратится на общедомовые нужды. Электричество необходимо для освещения лестничных проемов, холлов и площадок, подвала и чердачных помещений, работы лифтов, камер наблюдения, домофонов. В некоторых домах установлены насосы для усиления подачи воды на верхние этажи, они тоже работаю на электричестве. ОПУ позволяет высчитывать объем потребления и честно распределять оплату между жильцами.
Показания ОДПУ в квитанции
Оплата за установку ОДПУ может быть одноразовая, когда сразу вносится вся сумма, или оплата частями, при предоставлении пятилетней рассрочки. Эта сумма будет в квитанции тот период, за который вся сумма будет выплачена. Показания ОДПУ в квитанциях указываются в отдельных графах выплат на общедомовые нужды, в некоторых случаях они могут суммироваться и идти одним платежом.