Экзистенциальный враг что это значит
Экзистенциализм и экзистенциальный подход в философии жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экзистенциализм обычно связывают с мрачным мировосприятием: жизнь — тлен, смысла в ней нет, человек трагически одинок.
Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.
Произношение и смысл слова «экзистенциальный»
Для русского языка слово экзистенциализм — труднопроизносимая скороговорка. Многие произносят его с ошибкой, добавляя лишний слог — «экзистенциОНализм». Чтобы правильно употреблять все формы этого слова, нужно понять его происхождение.
Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.
Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.
Экзистенциализм — это.
Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями.
Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.
«Умер мужик, перед райскими вратами видит апостола Петра и говорит ему:
— Извините, апостол, у меня к вам есть один вопрос. Я долго жил, но так и не понял, в чем был смысл моей жизни?
— Ты действительно хочешь это знать?
— Очень!
— Помнишь в 1975 году ты ехал в поезде Воркута–Москва?
— Ну… кажется, припоминаю.
— Вы еще с попутчиком разговорились.
— Что-то такое было.
— А потом вы с ним пошли отметить знакомство в вагон-ресторан.
— Возможно…
— Там за соседним столиком сидела рыжеволосая женщина.
— Да-да, что-то такое было…
— Она попросила тебя передать ей соль.
— Точно! Вспомнил, попросила солонку передать!
— И ты передал ей соль.
— Да-да, передал.
— Ну и вот. »
*Бородатый экзистенциальный советский анекдот
Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.
Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.
*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)
Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.
Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?
Кьеркегор повернул философию лицом к обычным людям. Отныне она должна помогать человеку делать внутренний выбор, нащупывать свое Я, находить идею, ради которой стоит жить.
Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.
Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.
В противовес Кьеркегор ставит подлинное существование — экзистенцию, жизнь, где человек делает осознанный выбор, управляет своей судьбой, находит себя и свое призвание.
Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.
Атеистический и религиозный экзистенциализм
Внутри философии экзистенциализма выделяют два течения, хотя разделение это весьма условно:
Для этого направления характерно представление о «богооставленности» человека, который следует свободно выбранному пути развития вне зависимости от внешних обстоятельств.
Но выбирая путь ответственности за себя, человек взваливает на свои плечи ответственность за все человечество, подобно Богу. Отсюда ощущение непосильной ноши, осознание свободы как кошмара.
«Бог умер», заявил Ницше, но теперь его роль выполняет человек. Точкой отсчета экзистенциальной философии становится фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».
Религиозные экзистенциалисты не считают веру способом убежать от реальности.
Вера для них — это испытание, попытка понять сущность человека, открыть для себя Бога-личность, с которым можно вести бесконечную внутреннюю беседу.
Человек — со-творец Бога. Он сам творит свою жизнь и мир вокруг.
Проблемы экзистенциализма
Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).
Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.
Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.
Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:
Экзистенциальная психология
Из философии в область психологии экзистенциализм попал благодаря работам немецкого мыслителя и психолога Карла Ясперса и швейцарского врача Людвига Бинсвангера, который, по сути, бросил вызов Фрейдовской модели анализа, заявив об уникальности существования каждой личности.
Экзистенциальная психология строится на философских понятиях жизни и смерти, одиночества и смысла существования.
С экзистенциальным психоанализом связаны имена многих известных психологов. Виктор Франкл, Ролло Мэй, Альфрид Лэнгле, Ирвин Ялом — каждый из них разрабатывал собственные оригинальные методики в ключе экзистенциализма.
Немецкий психолог Эрих Фромм в 1955 году в работе «Здоровое общество» пишет о том, что человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, удовлетворяя лишь свои базовые физиологические потребности.
Фромм выводит формулу из пяти экзистенциальных потребностей, утоляя которые человек двигается по пути самосовершенствования.
Заключение
Экзистенциализм — это философия, ставящая во главу угла уникальность человека, наверное поэтому здесь так много самобытных концепций (это что?), представленных яркими личностями. Каждый из экзистенциалистов по-своему понимает и объясняет главные категории философии существования, объединяет их всех одно — интерес к человеческому бытию.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Лучше держаться как можно дальше от таких «учений» и их последователей. Настрой должен быть всегда положительным и предельно оптимистичным.
Сейчас же есть такие науки, как психология, психиатрия, социология, маркетинг, в принципе, они и занимаются вопросами человеческого бытия, а эта философия уже устарела.
М-да. Вроде люди прочитали статью, но о чём она, не поняли. Насколько у всех нас разное восприятие.
Способность мыслить дана всем людям. Только ничтожно малая часть людей понимает, что мыслить эта работа. И очень тяжёлая. Вот и живут постоянно заглядывая в гороскоп, календарь и прогноз погоды. Аминь, амёбы.
Экзистенциальный враг что это значит
Группа: Пользователь
Сообщений: 62406
Регистрация: 24.06.2007
Из: Москва
Пользователь №: 9893
В связи с этим у меня 2 вопроса:
1. Что значит «экзистенциальный» враг?
2. И почему таковым для Штатов есть Россия?
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
2. Потому, что нынешняя Россия, точнее ее руководство, добровольно избрало такой путь. Руководствуясь не очень ясной мессианской идеологией и неуместным чувством своей значимости и заслуг.
Группа: Пользователь
Сообщений: 62406
Регистрация: 24.06.2007
Из: Москва
Пользователь №: 9893
2. Потому, что нынешняя Россия, точнее ее руководство, добровольно избрало такой путь. Руководствуясь не очень ясной мессианской идеологией и неуместным чувством своей значимости и заслуг.
1. Ну вот, а я понял, что по самому факту своего существования.
Группа: Пользователь
Сообщений: 50327
Регистрация: 13.05.2001
Пользователь №: 16
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Группа: Пользователь
Сообщений: 42700
Регистрация: 9.03.2008
Из: СПб
Пользователь №: 13158
Группа: Пользователь
Сообщений: 62406
Регистрация: 24.06.2007
Из: Москва
Пользователь №: 9893
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Группа: Пользователь
Сообщений: 62406
Регистрация: 24.06.2007
Из: Москва
Пользователь №: 9893
Группа: Пользователь
Сообщений: 42700
Регистрация: 9.03.2008
Из: СПб
Пользователь №: 13158
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Группа: Пользователь
Сообщений: 42700
Регистрация: 9.03.2008
Из: СПб
Пользователь №: 13158
Группа: Пользователь
Сообщений: 4002
Регистрация: 6.05.2012
Пользователь №: 32046
В связи с этим у меня 2 вопроса:
1. Что значит «экзистенциальный» враг?
2. И почему таковым для Штатов есть Россия?
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Группа: Пользователь
Сообщений: 50327
Регистрация: 13.05.2001
Пользователь №: 16
Да нет, это ты бывший совок поменявший гегемона, но не поменявший воспитания. Я же тебе давно это говорю.
Я тебе произнес аксиому, даже не теорему, я тебе сказал то что происходит всегда. И надо валить, и чем раньше, тем лучше. Нечего шантажировать весь мир.
И в конце концов приходит момент и он получает по хлебальнику. По другому не бывает. Потому пора убирать хлебальники, но вы со своей старушкой Шапокляк собрались делать обратное. Так что время копать яму в саду дома.
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Не понял: кто воевать собрался? Россия, что ли, намерена войну снова развязать?
Группа: Пользователь
Сообщений: 42700
Регистрация: 9.03.2008
Из: СПб
Пользователь №: 13158
Да?
Ну вот Югославия собиралась нападать на США?
А Ирак?
А Ливия? Да по всему списку пройдитесь.
Ни одна из стран, где побывали с «экскурсией» США, на США нападать не собиралась.
то то..
Группа: Пользователь
Сообщений: 62406
Регистрация: 24.06.2007
Из: Москва
Пользователь №: 9893
Идеологический враг России и российской государственности (с)
Группа: Пользователь
Сообщений: 58986
Регистрация: 4.07.2003
Пользователь №: 3011
Группа: Пользователь
Сообщений: 96278
Регистрация: 7.05.2004
Пользователь №: 3331
Да нет, это ты бывший совок поменявший гегемона, но не поменявший воспитания. Я же тебе давно это говорю.
Я тебе произнес аксиому, даже не теорему, я тебе сказал то что происходит всегда. И надо валить, и чем раньше, тем лучше. Нечего шантажировать весь мир.
И в конце концов приходит момент и он получает по хлебальнику. По другому не бывает. Потому пора убирать хлебальники, но вы со своей старушкой Шапокляк собрались делать обратное. Так что время копать яму в саду дома.
Россия и русские как «экзистенциальное зло»
Владимир Лепехин
В Европе разворачивается дискуссия на тему «Является ли Россия экзистенциальной угрозой для Запада?».
И эти слова идут вразрез с жесткой общеевропейской установкой бояться Россию и ненавидеть её как главное мировое зло — вопреки всякой логике.
Экзистенциализм как предтеча европейских ценностей
Западные интеллектуалы уверены, что именно европейцы изобрели не только огонь и колесо, но и экзистенциализм, а потому лучше, чем кто-либо, понимают его содержание.
Но не будем спорить о первенстве. В конечном счете как отдельное и особое направление в философии экзистенциализм действительно оформился в Европе — сначала в Германии, а затем во Франции.
Вопрос, однако, в том, что дала европейскому обществу «философия существования» помимо склонности к тотальным и часто беспредметным фрустрациям? Высокие гуманистические идеалы? Нравственный катарсис? Вряд ли. С моей точки зрения, экзистенциализм, будучи реакцией на рационализм немецкой классической философии и неубедительность христианской теологии, предвосхитил нигилизм (Ницше, Хайдеггер), а затем модерн и фашизм, став своего рода основанием для персонализма и гуманистического декаданса. И именно из него – больше, чем из какой-либо иной западной философии, растут корни того, что мы наблюдаем сегодня в Европе в виде «европейских ценностей».
Во-первых, к постулату необходимости преодоления рациональных приоритетов в жизни индивида посредством выхода в пространство метафизики и сюрреализма, во-вторых, к тезису об императиве духовно-психического бытия человека, в котором доминирует состояние страдания, и, в-третьих, к идее свободы воли, согласно которой жизнь не имеет смысла, весь смысл — в борьбе.
Собственно говоря, рассуждениями о сущности свободы воли, её формах и пределах в западно-европейском экзистенциализме всё, как правило, начинается и заканчивается.
Ни один из представителей (насколько мне известно) этого направления в философии не дал миру концепта позитивного социального идеала. Ни один из них не возжелал начать поиск образа планетарного будущего за пределами индивидуального и буржуазного самосознания. И ни один, даже мой любимый Сартр, не приблизился к тому беспощадному анализу феномена бесовства и вообще — греха, какой проделал Достоевский. (Жесткая постановка вопроса — «либо ты с Богом в душе, либо ты — не человек» — вообще не свойственна европейским интеллектуалам).
И подобная интеллектуально-нравственная немощь наблюдается в мире, где одни люди (в основном люди Запада, в том числе — приверженцы экзистенциальной философии) вольно или невольно ЕЖЕДНЕВНО и без всякого сострадания убивают тысячи других людей, упрекая убиваемых и унижаемых ими индивидов в недостатке «чувственности» и «чувствительности».
Генералы НАТО как новые экзистенциалисты
В июне 2016 года бывший главнокомандующий НАТО в Европе генерал Филип Бридлав опубликовал в журнале Foreign Affairs некое эссе, в котором утверждает, что «Россия представляет собой непреходящую экзистенциальную угрозу для Соединенных Штатов, их союзников и международного порядка».
Лично я уверен, что Бридлав не только не писал этого эссе (где эссе и где Бридлав?), но, в принципе, вряд ли понимает само значение вновь модного сегодня на Западе слова «экзистенциализм».
Похоже, что термин этот вытащен из сундука западноевропейской философии исключительно для того, чтобы использовать его в разного рода изощренно-абстрактных претензиях к России.
«Мы, цивилизованная и утонченная Европа, обвиняем варварскую и бесчувственную Россию в недостатке экзистенциальных свобод» — вот как звучит эта претензия на языке европейских квазиинтеллектуалов.