Экзорцист это что такое простыми словами
Кто такой экзорцист простыми словами
В христианстве всевозможных должностей духовных лиц великое множество. По крайней мере – в католичестве и в православии. При этом «лайт-версию» протестантство с его упрощённым духовным производством рассматривать не будем.
И среди этих должностей (или «чинов») есть вроде бы невысокая должность «экзорцист». Да, невысокая. Но очень важная. Ибо занимается такой человек изгнанием бесов из тела и разума одержимого ими человека.
В церковной иерархии чин экзорциста занимает место ниже диакона, и лишь чуть выше чтеца (псаломщика) или привратника. Напомним, что диакон – низший церковный чин, с которого человек имеет право называться церковнослужителем. Все же прочие – просто миряне, допущенные, с благословения священника, к тем или иным церковным обрядам. На добровольной основе, если угодно.
Кого «назначают» экзорцистом
Но чин экзорциста стоит здесь особняком. И даётся он только человеку, имеющему склонность к такого рода деятельности и делом доказавшего, что с возложенными на него чином задачами он справится. А задача нелёгкая: изгнание из человека Дьявола или бесов разного чина (да-да, среди адского воинства тоже есть своя иерархия, свои чины!). Поэтом такой чин часто является как бы сопутствующим, и может даваться священнослужителю гораздо более высокого ранга. Например, в наши дни такой чин в России был только у двух человек. Это архимандрит Герман, служивший в Троице-Сергиевской лавре, и схиигумен Нижнеуральского женского монастыря Сергий. Первый в 2021 году умер от коронавирусной инфекции, а второй в прошлом году по политическим мотивам лишён сана схиигумена. Интересно, что звание экзорциста осталось за ним, с правом продолжать деятельность по изгнанию из людей бесов.
Так что чин экзорциста может и не совпадать с реальным положением священнослужителя в церковной иерархии. И принадлежать не только представителю «белого», но и «чёрного» монашества. Как и находиться вне церковной вертикали с её чинами.
Молитвы
Для проведения обряда изгнания бесов есть особые молитвы, включённые во всевозможные сборники. Это современные требники, то есть богослужебные книги, которые состоят из молитв на все случаи жизни. И которые не только содержат тексты церковных служб, но и определяют порядок исполнения треб – молитв и принятых в Церкви обрядов, которые совершаются по просьбам и требованиям (отсюда и «треб») отдельных прихожан. Например, при крестинах, молебнах за здравие, панихидах. Одержимость бесами может быть предположительной, замеченной или заподозренной в ком-то другими прихожанами – и вот в этих случаях вызывается экзорцист.
В ранней христианской церкви эти особы молитвы были прописаны не в требниках, а в специальных рукописях или изданиях. Это Евхолион Серапиона Тмуитского, Синайский Евхологий и Апостольские Постановления. И лишь позже, в первой половине XVII века эти особые требы были впервые объединены в требнике митрополита киевского Петра Могилы.
Требования к чину
Назначить экзорцистом человека мало. Он должен иметь
В ранних христианских церквах с этим было проще: как вера, так и всевозможные ереси (от которых до впадения в грех богоотступничества было недалеко) поглощали человека целиком, ставя его лишь по разную сторону Добра и Зла. Поэтому и рукоположенный экзорцист в те времена зачастую был «святее папы Римского» — то есть истово исполнял свои обязанности и без труда находил признаки бесноватости у человека. Как правило, одержимые в той или иной степени отходили от заповедей Господних, а о причинах такого отхода никто в те времена особенно не задумывался. Вердикт «Грешен!» часто совпадал с умышленным нарушением Божьей воли. Сейчас таких людей назвали бы «диссидентами», притом в самом худшем смысле этого слова, когда инаковость проистекает не от недомыслия, а из эпатажного духа противоречия ради самого противоречия. То есть – из гордыни.
Психиатры и психоаналитики также трактуют одержимость бесами как проявление душевной болезни. И, как ни странно (а может быть – и закономерно) экзорцист и сейчас оказывается востребован в деле изгнания из человека чужеродной сущности, просто приводя душевное состояние пострадавшего к какой-то норме. К умиротворению. Вспомните эпизод из фильма «Остров», когда церковному служке самого низкого чина в исполнении Петра Мамонова привозят женщину со всеми признаками бесноватости? И вот этот человек, исполняющий обязанности простого истопника в монастыре, буквальным образом изгоняет из неё бесов. И вспомните глаза этой женщины – распахнутые, с изумлением глядящие на мир, когда его больше не заслоняют силуэты адских созданий.
Или подобная роль у Киану Ривза в «Константине», не побоявшегося вступить в конфронтацию с поражённым гордыней ангелом-отступником Гэйбриэлем, а в конце фильма – и с самим Люцифером.
Они оба были экзорцистами от Бога. То есть рождёнными с этим высоким призванием и несущими свой Крест с достоинством и честью.
Экзорцизм
Экзорци́зм (в католической традиции, греч. ἐξορκισμός) — процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах.
Содержание
История
Учение о злых или добрых духах, вселившихся в людей, и как их изгонять существовало в шаманизме задолго до христианства. Однако христиане считают, основываясь на Библии, что первым экзорцистом был Иисус Христос, который излечил многих бесноватых: «Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» ( Евангелие от Матфея (9,28-29)). «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стали и видеть и говорить» (Евангелие от Матфея (12,22)).
Также в Евангелии описано, как Иисус излечил сильно одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие из того бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. Христиане считают, что имея дар от Бога, апостолы, а также многие другие святые тоже могли истинно изгонять нечисть из людей. Экзорцизм показан в таких фильмах как «Одержимая», «Изгоняющий дьявола»,»Обряд» и др.
Экзорцизм включает (включал) в себя
Очень важным здесь является осознание человеком того, что с ним произошло и какая здесь присутствует ответственность. Примечательным является эти слова из нового завета: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Матфея святое благовествование)
Научный подход
Современная медицина продолжает считать одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности. [1] [2] [3]
В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демонами». [4] Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.
Встречающееся исцеление через экзорцизм ученые связывают с эффектом плацебо и самовнушением. [5] Некоторые люди, которые считали себя «одержимыми», в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание. [1]
В современном православии
В православной церкви практика очиcтки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов замечает, что экзорцизм действительно имел место среди первых христиан в века чрезвычайных дарований, однако в последние два-три десятилетия замечен взлет его популярности. Осипов прямо увязывает этот феномен с «прелестью, то есть высоким мнением о себе, невидением своего духовного убожества».
Православная Церковь, по словам Осипова, всегда следовала словам Спасителя: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.
Появление в последние 200—300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина Осипов связывает с изданием так называемого «Большого требника» Петра (Могилы) в XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния, имевшего место в киевской духовной школе тех времен.
Иные конфессии
В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.
Некоторые протестантские деноминации с большим энтузиазмом проводят обряды экзорцизма.
В иудаизме существует традиция изгнания диббука. Диббук — душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека. Изгнание диббука проводится цаддиком (праведником), в присутствии миньяна (10 совершеннолетних евреев-мужчин). Изгнание сопровождается трублением в шофар, как в Йом-Кипур (Судный день), и чтением заупокойных молитв. История диббука является сюжетом многих классических произведений в еврейской литературе (С. Ан-ский «Диббук», И.Башевис-Зингер «Сатана из Горая», «Корона из перьев» и др.).
Экзорцизм в кино, литературе
Фильмы
Сериалы
Манги
В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях (имена главных героев и место событий в фильме изменены). В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. Cвященник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования сверхъестественных сил и их способность вмешиваться в жизнь людей.
Изгнание диббука показано в фильме ужасов «Нерожденный».
В фильме «Остров» близко к повествованиям о жизни святых показано, как на самом деле могло бы происходить изгнание беса.
У писателя Павла Корнева есть серия книг под названием «Экзорцист» («Проклятый Металл» и «Жнец»)
Экзорцист
Смотреть что такое «Экзорцист» в других словарях:
экзорцист — сущ., кол во синонимов: 3 • бесогон (8) • изгнатель бесов (2) • изгоняющий дьявола … Словарь синонимов
Экзорцист — Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франциска Гойа Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого. Также эффективна медитация.… … Википедия
экзорцист — экзорц ист, а … Русский орфографический словарь
Экзорцист — ♦ (ENG exorcist) (греч. exorkistês, лат. exorcista) человек, изгоняющий злого духа с помощью экзорцизма … Вестминстерский словарь теологических терминов
Экзорцист (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист … Википедия
Экзорцист (значения) — Экзорцист: Экзорцист человек, занимающийся экзорцизмом. Экзорцист (клирик) один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцист (мини альбом) мини альбом российской… … Википедия
Экзорцист (клирик) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной… … Википедия
Экзорцист (сингл) — Экзорцист Мини альбом Арды Дата выпуска 2005 Записан 2005 Жанр Power Metal … Википедия
Экзорцист (фильм) — Изгоняющий дьявола The Exorcist Жанр драма Режиссёр Уильям Фридкин В главных ролях Макс фон Сюдов … Википедия
Лорна — экзорцист — Les possédées du diable Жанр фильм ужасов эротика Режиссёр Хесус Франко Продюсер Роберт … Википедия
Юный экзорцист (фильм) — Юный экзорцист Teenage Exorcist Жанр комедия Режиссёр Грант Остин Уолдман Автор сценария Тед Ньюсом Фред Олен Рэй Бринк Стивенс … Википедия
Экзорцист
Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) — изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого. Также эффективна медитация. Первым экзорцистом был Иисус, излечивший многих бесноватых:
Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Луки (9,27).
Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. Евангелие от Матфея (12,22)
Также Иисус излечил сильного одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. После помазания Святого духа апостолов и они смогли изгонять нечисть из людей силой любви к Богу и верой в святость Иисуса.
Содержание
Современность
Понятие бесноватость заменено на сумасшествие. Но во многих христианских храмах до сих пор проводят обряды экзорцизма, и в русской православной церкви официально зафиксированно это явление. Зачастую монахи воздействуют на людей как хорошие психологи, и люди, пришедшие в храм, излечиваются.
В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.
Экзорцизм включает (включал) в себя
Жизнь после изгнания
Чтобы человек не заболел вновь, он должен изменить свой образ жизни в лучшую сторону — принять официальное вероисповедание и отказаться от дурных привычек.
Экзорцизм в кино
В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях. В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. В поиске справедливости священник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования потусторонних сил и их способность вмешиваться в жизнь людей. В фильме изменены имена главных героев и место событий.
Литература
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Экзорцист» в других словарях:
экзорцист — сущ., кол во синонимов: 3 • бесогон (8) • изгнатель бесов (2) • изгоняющий дьявола … Словарь синонимов
экзорцист — экзорц ист, а … Русский орфографический словарь
Экзорцист — ♦ (ENG exorcist) (греч. exorkistês, лат. exorcista) человек, изгоняющий злого духа с помощью экзорцизма … Вестминстерский словарь теологических терминов
Экзорцист (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист … Википедия
Экзорцист (значения) — Экзорцист: Экзорцист человек, занимающийся экзорцизмом. Экзорцист (клирик) один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцист (мини альбом) мини альбом российской… … Википедия
Экзорцист (клирик) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной… … Википедия
Экзорцист (сингл) — Экзорцист Мини альбом Арды Дата выпуска 2005 Записан 2005 Жанр Power Metal … Википедия
Экзорцист (фильм) — Изгоняющий дьявола The Exorcist Жанр драма Режиссёр Уильям Фридкин В главных ролях Макс фон Сюдов … Википедия
Лорна — экзорцист — Les possédées du diable Жанр фильм ужасов эротика Режиссёр Хесус Франко Продюсер Роберт … Википедия
Юный экзорцист (фильм) — Юный экзорцист Teenage Exorcist Жанр комедия Режиссёр Грант Остин Уолдман Автор сценария Тед Ньюсом Фред Олен Рэй Бринк Стивенс … Википедия
Экзорцизм
«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)
А.И. Осипов,
профессор Московской Духовной Академии
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»1
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются2. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы3, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» ( Деян. 19:13 ), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»4.
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования5, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».
«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»6.
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»7.
Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»9.
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».11
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»12.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»
«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».13
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
Примечания:
статья напечатана в журнале “Православная беседа” № 1, 2000 год.