Экзорцист это что такое простыми словами

Кто такой экзорцист простыми словами

В христианстве всевозможных должностей духовных лиц великое множество. По крайней мере – в католичестве и в православии. При этом «лайт-версию» протестантство с его упрощённым духовным производством рассматривать не будем.

И среди этих должностей (или «чинов») есть вроде бы невысокая должность «экзорцист». Да, невысокая. Но очень важная. Ибо занимается такой человек изгнанием бесов из тела и разума одержимого ими человека.

В церковной иерархии чин экзорциста занимает место ниже диакона, и лишь чуть выше чтеца (псаломщика) или привратника. Напомним, что диакон – низший церковный чин, с которого человек имеет право называться церковнослужителем. Все же прочие – просто миряне, допущенные, с благословения священника, к тем или иным церковным обрядам. На добровольной основе, если угодно.

Кого «назначают» экзорцистом

Но чин экзорциста стоит здесь особняком. И даётся он только человеку, имеющему склонность к такого рода деятельности и делом доказавшего, что с возложенными на него чином задачами он справится. А задача нелёгкая: изгнание из человека Дьявола или бесов разного чина (да-да, среди адского воинства тоже есть своя иерархия, свои чины!). Поэтом такой чин часто является как бы сопутствующим, и может даваться священнослужителю гораздо более высокого ранга. Например, в наши дни такой чин в России был только у двух человек. Это архимандрит Герман, служивший в Троице-Сергиевской лавре, и схиигумен Нижнеуральского женского монастыря Сергий. Первый в 2021 году умер от коронавирусной инфекции, а второй в прошлом году по политическим мотивам лишён сана схиигумена. Интересно, что звание экзорциста осталось за ним, с правом продолжать деятельность по изгнанию из людей бесов.

Так что чин экзорциста может и не совпадать с реальным положением священнослужителя в церковной иерархии. И принадлежать не только представителю «белого», но и «чёрного» монашества. Как и находиться вне церковной вертикали с её чинами.

Молитвы

Для проведения обряда изгнания бесов есть особые молитвы, включённые во всевозможные сборники. Это современные требники, то есть богослужебные книги, которые состоят из молитв на все случаи жизни. И которые не только содержат тексты церковных служб, но и определяют порядок исполнения треб – молитв и принятых в Церкви обрядов, которые совершаются по просьбам и требованиям (отсюда и «треб») отдельных прихожан. Например, при крестинах, молебнах за здравие, панихидах. Одержимость бесами может быть предположительной, замеченной или заподозренной в ком-то другими прихожанами – и вот в этих случаях вызывается экзорцист.

В ранней христианской церкви эти особы молитвы были прописаны не в требниках, а в специальных рукописях или изданиях. Это Евхолион Серапиона Тмуитского, Синайский Евхологий и Апостольские Постановления. И лишь позже, в первой половине XVII века эти особые требы были впервые объединены в требнике митрополита киевского Петра Могилы.

Требования к чину

Назначить экзорцистом человека мало. Он должен иметь

В ранних христианских церквах с этим было проще: как вера, так и всевозможные ереси (от которых до впадения в грех богоотступничества было недалеко) поглощали человека целиком, ставя его лишь по разную сторону Добра и Зла. Поэтому и рукоположенный экзорцист в те времена зачастую был «святее папы Римского» — то есть истово исполнял свои обязанности и без труда находил признаки бесноватости у человека. Как правило, одержимые в той или иной степени отходили от заповедей Господних, а о причинах такого отхода никто в те времена особенно не задумывался. Вердикт «Грешен!» часто совпадал с умышленным нарушением Божьей воли. Сейчас таких людей назвали бы «диссидентами», притом в самом худшем смысле этого слова, когда инаковость проистекает не от недомыслия, а из эпатажного духа противоречия ради самого противоречия. То есть – из гордыни.

Психиатры и психоаналитики также трактуют одержимость бесами как проявление душевной болезни. И, как ни странно (а может быть – и закономерно) экзорцист и сейчас оказывается востребован в деле изгнания из человека чужеродной сущности, просто приводя душевное состояние пострадавшего к какой-то норме. К умиротворению. Вспомните эпизод из фильма «Остров», когда церковному служке самого низкого чина в исполнении Петра Мамонова привозят женщину со всеми признаками бесноватости? И вот этот человек, исполняющий обязанности простого истопника в монастыре, буквальным образом изгоняет из неё бесов. И вспомните глаза этой женщины – распахнутые, с изумлением глядящие на мир, когда его больше не заслоняют силуэты адских созданий.

Или подобная роль у Киану Ривза в «Константине», не побоявшегося вступить в конфронтацию с поражённым гордыней ангелом-отступником Гэйбриэлем, а в конце фильма – и с самим Люцифером.

Они оба были экзорцистами от Бога. То есть рождёнными с этим высоким призванием и несущими свой Крест с достоинством и честью.

Источник

Экзорцизм

Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть фото Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть картинку Экзорцист это что такое простыми словами. Картинка про Экзорцист это что такое простыми словами. Фото Экзорцист это что такое простыми словами

Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть фото Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть картинку Экзорцист это что такое простыми словами. Картинка про Экзорцист это что такое простыми словами. Фото Экзорцист это что такое простыми словами

Экзорци́зм (в католической традиции, греч. ἐξορκισμός) — процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах.

Содержание

История

Учение о злых или добрых духах, вселившихся в людей, и как их изгонять существовало в шаманизме задолго до христианства. Однако христиане считают, основываясь на Библии, что первым экзорцистом был Иисус Христос, который излечил многих бесноватых: «Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» ( Евангелие от Матфея (9,28-29)). «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стали и видеть и говорить» (Евангелие от Матфея (12,22)).

Также в Евангелии описано, как Иисус излечил сильно одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие из того бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. Христиане считают, что имея дар от Бога, апостолы, а также многие другие святые тоже могли истинно изгонять нечисть из людей. Экзорцизм показан в таких фильмах как «Одержимая», «Изгоняющий дьявола»,»Обряд» и др.

Экзорцизм включает (включал) в себя

Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть фото Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть картинку Экзорцист это что такое простыми словами. Картинка про Экзорцист это что такое простыми словами. Фото Экзорцист это что такое простыми словами

Очень важным здесь является осознание человеком того, что с ним произошло и какая здесь присутствует ответственность. Примечательным является эти слова из нового завета: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Матфея святое благовествование)

Научный подход

Современная медицина продолжает считать одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности. [1] [2] [3]

В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демонами». [4] Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.

Встречающееся исцеление через экзорцизм ученые связывают с эффектом плацебо и самовнушением. [5] Некоторые люди, которые считали себя «одержимыми», в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание. [1]

В современном православии

В православной церкви практика очиcтки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов замечает, что экзорцизм действительно имел место среди первых христиан в века чрезвычайных дарований, однако в последние два-три десятилетия замечен взлет его популярности. Осипов прямо увязывает этот феномен с «прелестью, то есть высоким мнением о себе, невидением своего духовного убожества».

Православная Церковь, по словам Осипова, всегда следовала словам Спасителя: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.

Появление в последние 200—300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина Осипов связывает с изданием так называемого «Большого требника» Петра (Могилы) в XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния, имевшего место в киевской духовной школе тех времен.

Иные конфессии

В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.

Некоторые протестантские деноминации с большим энтузиазмом проводят обряды экзорцизма.

В иудаизме существует традиция изгнания диббука. Диббук — душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека. Изгнание диббука проводится цаддиком (праведником), в присутствии миньяна (10 совершеннолетних евреев-мужчин). Изгнание сопровождается трублением в шофар, как в Йом-Кипур (Судный день), и чтением заупокойных молитв. История диббука является сюжетом многих классических произведений в еврейской литературе (С. Ан-ский «Диббук», И.Башевис-Зингер «Сатана из Горая», «Корона из перьев» и др.).

Экзорцизм в кино, литературе

Фильмы

Сериалы

Манги

В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях (имена главных героев и место событий в фильме изменены). В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. Cвященник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования сверхъестественных сил и их способность вмешиваться в жизнь людей.

Изгнание диббука показано в фильме ужасов «Нерожденный».

В фильме «Остров» близко к повествованиям о жизни святых показано, как на самом деле могло бы происходить изгнание беса.

У писателя Павла Корнева есть серия книг под названием «Экзорцист» («Проклятый Металл» и «Жнец»)

Источник

Экзорцист

Смотреть что такое «Экзорцист» в других словарях:

экзорцист — сущ., кол во синонимов: 3 • бесогон (8) • изгнатель бесов (2) • изгоняющий дьявола … Словарь синонимов

Экзорцист — Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франциска Гойа Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого. Также эффективна медитация.… … Википедия

экзорцист — экзорц ист, а … Русский орфографический словарь

Экзорцист — ♦ (ENG exorcist) (греч. exorkistês, лат. exorcista) человек, изгоняющий злого духа с помощью экзорцизма … Вестминстерский словарь теологических терминов

Экзорцист (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист … Википедия

Экзорцист (значения) — Экзорцист: Экзорцист человек, занимающийся экзорцизмом. Экзорцист (клирик) один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцист (мини альбом) мини альбом российской… … Википедия

Экзорцист (клирик) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной… … Википедия

Экзорцист (сингл) — Экзорцист Мини альбом Арды Дата выпуска 2005 Записан 2005 Жанр Power Metal … Википедия

Экзорцист (фильм) — Изгоняющий дьявола The Exorcist Жанр драма Режиссёр Уильям Фридкин В главных ролях Макс фон Сюдов … Википедия

Лорна — экзорцист — Les possédées du diable Жанр фильм ужасов эротика Режиссёр Хесус Франко Продюсер Роберт … Википедия

Юный экзорцист (фильм) — Юный экзорцист Teenage Exorcist Жанр комедия Режиссёр Грант Остин Уолдман Автор сценария Тед Ньюсом Фред Олен Рэй Бринк Стивенс … Википедия

Источник

Экзорцист

Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть фото Экзорцист это что такое простыми словами. Смотреть картинку Экзорцист это что такое простыми словами. Картинка про Экзорцист это что такое простыми словами. Фото Экзорцист это что такое простыми словами

Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) — изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого. Также эффективна медитация. Первым экзорцистом был Иисус, излечивший многих бесноватых:

Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Луки (9,27).

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. Евангелие от Матфея (12,22)

Также Иисус излечил сильного одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. После помазания Святого духа апостолов и они смогли изгонять нечисть из людей силой любви к Богу и верой в святость Иисуса.

Содержание

Современность

Понятие бесноватость заменено на сумасшествие. Но во многих христианских храмах до сих пор проводят обряды экзорцизма, и в русской православной церкви официально зафиксированно это явление. Зачастую монахи воздействуют на людей как хорошие психологи, и люди, пришедшие в храм, излечиваются.

В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.

Экзорцизм включает (включал) в себя

Жизнь после изгнания

Чтобы человек не заболел вновь, он должен изменить свой образ жизни в лучшую сторону — принять официальное вероисповедание и отказаться от дурных привычек.

Экзорцизм в кино

В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях. В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. В поиске справедливости священник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования потусторонних сил и их способность вмешиваться в жизнь людей. В фильме изменены имена главных героев и место событий.

Литература

Ссылки

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Экзорцист» в других словарях:

экзорцист — сущ., кол во синонимов: 3 • бесогон (8) • изгнатель бесов (2) • изгоняющий дьявола … Словарь синонимов

экзорцист — экзорц ист, а … Русский орфографический словарь

Экзорцист — ♦ (ENG exorcist) (греч. exorkistês, лат. exorcista) человек, изгоняющий злого духа с помощью экзорцизма … Вестминстерский словарь теологических терминов

Экзорцист (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист … Википедия

Экзорцист (значения) — Экзорцист: Экзорцист человек, занимающийся экзорцизмом. Экзорцист (клирик) один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцист (мини альбом) мини альбом российской… … Википедия

Экзорцист (клирик) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной… … Википедия

Экзорцист (сингл) — Экзорцист Мини альбом Арды Дата выпуска 2005 Записан 2005 Жанр Power Metal … Википедия

Экзорцист (фильм) — Изгоняющий дьявола The Exorcist Жанр драма Режиссёр Уильям Фридкин В главных ролях Макс фон Сюдов … Википедия

Лорна — экзорцист — Les possédées du diable Жанр фильм ужасов эротика Режиссёр Хесус Франко Продюсер Роберт … Википедия

Юный экзорцист (фильм) — Юный экзорцист Teenage Exorcist Жанр комедия Режиссёр Грант Остин Уолдман Автор сценария Тед Ньюсом Фред Олен Рэй Бринк Стивенс … Википедия

Источник

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *