Экзорцист кто это такой в православии
Православный экзорцизм в современной церкви
Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.
Отношение православной церкви
В православной церкви экзорцист — это отдельный высокий чин священника, не каждый может обладать таким даром и силой. Для того чтобы совершать подобные таинства нужно получить разрешение высшего руководства.
Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:
В православной практике не существовало массовых отчиток, на которые сейчас может попасть любой желающий. На таких обрядах могут присутствовать не только одержимые, но и психически больные люди, которые кричат, стараются подражать звериным рыкам.
Все это записывается журналистами или любопытными зеваками на видео, диктофоны и разносится по просторам интернета, снимаются целые фильмы. Такой экзорцизм может быть небезопасен для человеческих душ.
Поэтому православная церковь, в которой проводится обряд, закрывается на весь день. Там находится только прихожанин, над которым совершается обряд и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.
Краткая историческая справка
В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.
Упоминания об одержимости в разные времена истории:
Что такое одержимость
Одержимость имеет ряд признаков:
Правила проведения обряда
Обряд экзорцизма нужен для изгнания демонов из человека одержимого.
О других обрядах православной церкви:
Несколько обязательных правил:
Отчитка в России все еще проводится. Изгнание демонов — очень ответственное дело и не каждый священник решится заниматься этим. Экзорцизм опасен для обоих сторон.
Отчитки проводятся в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман — единственный, кто имеет разрешение епископа на этот обряд.
Экзорцизм
«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)
А.И. Осипов,
профессор Московской Духовной Академии
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»1
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются2. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы3, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» ( Деян. 19:13 ), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»4.
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования5, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».
«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»6.
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»7.
Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»9.
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».11
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»12.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»
«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».13
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
Примечания:
статья напечатана в журнале “Православная беседа” № 1, 2000 год.
Экзорцист
Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати).
«Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий (Церковная история. 6.43.14). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов.
В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам».
диакон Павел Гаврилюк
«Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк. 16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф. 12:43-45 ).
Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно‑, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.
Впоследствии из практики Православной Церкви это особое церковное «послушание» постепенно ушло. Заклинательные молитвы (или молитвы запрещения) перед крещением читает сегодня совершающий это Таинство священник. Существует так же особый чин, совершающийся над теми, кто находится в состоянии одержимости нечистыми духами. Совершаться он может в настоящее время только по благословению Архиерея и, конечно, от пастыря, подъемлющего подобный труд, требуется, чтобы он жил жизнью чистой и строгой, по выражению из чина пресвитерской присяги, «от суетных обычаев мира устраненной». Иначе он рискует сам стать игрушкой в руках у той страшной силы, от которой будет пытаться освободить страждущих. С ним может произойти то же, что с сыновьями иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгонять бесов, говоря: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» ( Деян. 19:13 ). Деяния апостолов повествуют, что однажды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И затем человек, в котором находился этот дух, «бросился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян. 19:15-16 )».
игумен Нектарий (Морозов)
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12:43-44 )
Браться за дело изгнания бесов могут лишь редкие подвижники, получившие такой дар от Бога.
Согласно канонам заниматься экзорцизмом возможно только по благословению епископа (26 правило Лаодикийского собора 364 г.).
Изгоняющий дьявола: традиции изгнания бесов в православии
Экзорцизм в православии не получил такого распространения, как в католической церкви. Однако упоминания о случаях изгнания бесов встречаются вплоть до III века н. э.
«Постановления апостольские», датируемые третьим веком, уже прямо запрещают деятельность православных священников-экзорцистов, и в дальнейших летописях они не упоминаются.
А как к этому явлению относятся в современной православной церкви? И имеет ли вообще место изгнание бесов в современной русской традиции?
Современные экзорцисты
Самый известный русский экзорцист — святой Иоанн Кронштадтский. Однако он не являлся им в современном понимании этого слова, так как не проводил обряда отчитки (изгнания), а восклицал вместо этого несколько раз «Изыди!» по окончании молитв.
Отчитка в современной православной церкви проводится, несмотря на неприятие этого ритуала большинством священнослужителей. Например, этим занимаются в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман называется единственным имеющим соответствующее разрешение епископа на этот обряд.
Православные священнослужители говорят об особом состоянии сознания некоторых крещёных, но истинно не понимающих смысла церковных обрядов. Доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов называет это состояние «магизмом». Яркие примеры магизма — крещение младенцев, венчание или монашеский постриг по принуждению родственников или сообразуясь только с житейскими, бытовыми доводами, а не с истинной верой. Например, распространено мнение о том, что ребёнок будет меньше болеть после крещения.
Осипов указывает на то, что специальный чин для отчитки в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) — католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал — потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал знаменитые исцеления.
Западная мода
Святые отцы, изгонявшие бесов и вошедшие в историю, как тот же Иоанн Кронштадтский, не могли это делать с любым православным, а только лишь с теми, на кого им указывал сам Господь. При этом они не совершали какого-то особенного обряда, исцеляя бесноватых исключительно своей истинной верой и молитвой, часто внутренней, не видимой и не слышимой со стороны. Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст читали молитвы вслух, а также совершали таинства Покаяния, Соборования и Евхаристии. Ведь акт сознательного отречения от сатаны и всех дел его совершается всеми православными верующими — перед таинством крещения.
Изгнание бесов, отчитывание в православной традиции — это следование западной «моде», явление среды пятидесятничества, движения «нового века», экстрасенсорики.
Опасное понимание обряда
Магическое содержание этого обряда искажает понимание истинных православных канонов, что, в свою очередь, объясняет рост популярности оккультизма. Это подрывает основы православной культуры и калечит души (а в особых случаях — и тела) людей.
Обращаясь к Осипову: «Величайшее искушение для человека — „сорвать тайны бытия“ (Бога, человека, природы) и самому стать… неподвластным Богу… Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога».
Вспомним Священное Писание. Последний шаг развития язычества — это явление «властителя всего мира», «человека греха» в высшем и исключительном понимании этих слов. «Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», совершая чудеса исцеления и изгнания бесов.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Такое явление, как экзорцизм, несмотря на древность, известно сегодня многим даже за пределами Церкви, не говоря уже о верующих. Между тем сложно найти более противоречивую практику в сегодняшней церковной жизни.
Для Древней Церкви, наделённой разнообразными дарованиями, изгнание злых духов было столь же привычным и естественным, как дары исцелений, пророчества, говорение на языках. И в этой же связи, по очевидной логике, экзорцизм должен был кануть в Лету, наряду с агапами, анафорами, состоящими из неписаных молитв, произносимых единственно по вдохновению Свыше и странствующими проповедниками, носившими наименование апостолов в течение многих десятилетий после смерти свидетелей земной жизни Христа, где-то на границе II и III веков.
Тем не менее именно этого и не произошло. Экзорцизм пережил и глоссолалию, и церковных пророков, и вдохновенных чудотворцев, исцелявших прикосновением руки. Вечери любви и апостолы, не задерживавшиеся в одном месте дольше трёх дней, остались лишь в истории, а бесноватые продолжали прибегать к помощи заклинателей. Сформировались строгие и упорядоченные последования анафор, был утверждён канон Нового Завета, огласительные училища сменились богословскими школами, а изгнание нечистых духов, будучи, по сути, осколком первохристианской поры, легко вписалось в реальность эпохи Вселенских Соборов, да и по её окончании никуда из церковной жизни не делось.
Во всяком случае известные нам молитвы «над страждущим от нечистых духов», помещённые в Требнике, приписываются святителю Василию Великому, чем однозначно определяется, что составлены они не раньше второй половины IV века, если их автор действительно Василий Великий. Если же святому Василию они только приписываются, а на самом деле написаны кем-то другим, то можно утверждать, что появились они ещё позже. Нахождение же их в современном требнике ясно свидетельствует, что, несмотря на все исторические перипетии, они остаются востребованными и через полторы тысячи лет. Да и в Западной Церкви экзорцизм существовал чуть ли не во все времена и, как можно полагать, существует и поныне. В чём же причина, на первый взгляд, совершенно нелогичной живучести практики, естественной для церковной древности и не совсем понятной в контексте современности?
Первый фактор, конечно же, само явление одержимости. С одной стороны, совершенно неоспоримое. О бесновании мы неоднократно читаем в Священном Писании, встречаем его на страницах житий святых и аскетических книг. В конце концов, мы встречаем его в жизни, в виде не поддающейся психиатрической диагностике неадекватности, особенно если таковая неадекватность эпизодична и так или иначе связана с Церковью, богослужением или святынями. С другой стороны, трудность в определении одержимости, опасность перепутать её с психическим расстройством или заболеванием, вероятность симуляции или просто приписывания себе (или ближнему) одержимости и, как следствие, соблазн записать в беснование всё что угодно. А далее всё по знакомой нам житейской логике: если есть недуг, должно быть и врачевство. Существуют определённые молитвы, и если даже их чтение не гарантирует исцеления одержимого, то во всяком случае можно надеяться на облегчение страданий. Поскольку больше никто ничего другого предложить не в силах, экзорцизм остаётся вне конкуренции.
Фактор второй – суеверность. Вышеупомянутые молитвы многие воспринимают как панацею, как средство избавления от всего вообще: от одержимости, от болезней, от жизненных проблем, невзгод и всяческих бесовских козней. Если в случае с беснованием, явлением пугающим, неизученным и никакими другими средствами не преодолимым, отчитка «работает», то в отношении проблем болезней и интриг «сработает» и подавно. Понимание, конечно же, абсолютно чуждое христианскому сознанию, но, увы, живучее как в церковно-народной, так и в околоцерковной среде. И как тут экзорцизму не быть востребованным?
Прибавьте к этому тот факт, что в смутные советские времена отчитка из индивидуальной практики стала массовой. Сегодня уже мало кто помнит, что изначально молитвы для страждущих от нечистых духов были составлены для чтения священником над конкретным одержимым один на один. Все привыкли к тому, что отчитка производится при немалом скоплении народа, где, помимо настоящих бесноватых, могут присутствовать и больные, и отчаявшиеся, и психически нездоровые, и просто любопытные. Средство облегчения страданий одержимого плавно, но уверенно превращается в универсальный способ решения всех проблем. Трезвости в отношение к экзорцизму это, конечно, ничуть не добавляет, но вот популярности данного явления немало способствует. Как итог: чинопоследование, возникшее некогда исключительно благодаря особым дарованиям Духа и с вполне конкретной целью и ограниченное в наше время чёткими рамками дисциплины и традиции, превращается местами в обычную рутину, сродни заздравному молебну, ожидания от которой при этом превосходят даже очень смелые мечты.
Не последнюю роль играет в этом и почти повсеместное непонимание сути явления одержимости. «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён…» (1 Кор 5:5), именно так о бесновании говорит апостол Павел. Очень важно понимать, что беснование не наказание за грехи и уже тем более не результат мифического «чародейства». Оно является попущением Божиим для спасения человека. Но именно с таким пониманием существует целая проблема, в том числе и в Церкви. Слишком уж легко вписывается одержимость в привычную многим картину мира, где Бог раздаёт блага за добродетели, сурово наказывает за грехи, а виновные во всех бедах ведьмы с колдунами могут чуть меньше, чем всё. Между тем одержимость – всего лишь одно из средств для вразумления подчас закоренелого, неисправимого грешника. Нередко – очевидное проявление любви и заботы Бога о спасении человека, погрязшего в грехе.
Как уже было сказано, само по себе беснование не гарантирует человеку вечной погибели и все мучения, страдания и скорби, которые оно может доставлять при жизни, имеют лишь одну цель – спасение человека. Поэтому когда для одержимого читаются известные нам молитвы, то это делается не столько для изгнания нечистой силы из человека, сколько для облегчения его страданий, неминуемых в состоянии одержимости. История знает случаи, когда, смирения ради, беснования просили себе святые. И Бог их просьбы без внимания не оставлял. Так что, вне всякого сомнения, исцелиться от беснования возможно. В том числе и посредством чтения над одержимым соответствующих молитв. Но наряду с этим можно неделями и месяцами посещать «отчитки» и не ощутить на себе ожидаемого результата. И это нормально, ведь если ожидать для себя чего-то большего, нежели облегчение от мук одержимости, то ничего, кроме разочарования, получить не удастся.
Вопрос действенности экзорцистских практик целиком лежит в плоскости нашей веры и в немалой степени зависит от нашего понимания элементарных, с точки зрения Церкви, вещей. В конце концов, быть ли человеку бесноватым, решает Бог. Быть ли человеку искренне верующим и прибегать к молитвенной помощи Церкви с благоговением или цепляться за суеверия и ждать чуда от последования, предназначенного для совсем других целей, решает и выбирает исключительно сам человек.