Элективные дисциплины по физической культуре и спорту без им что значит
Новости
Как будут организованы элективы по физической культуре?
Учебный год стартовал в очном формате, но вопросов у студентов об организации образовательного процесса в условиях коронавирусной инфекции великое множество. Один из волнующих — как будут организованы элективы по физической культуре?
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией было принято решение о проведении элективных занятий по физической культуре в дистанционном формате.
Что это значит?
Медицинские справки необходимо предоставить вашему преподавателю в срок до конца сентября.
Первокурсники смогут выбрать подходящий электив с 1 по 15 октября (вам придет уведомление в личном кабинете МГПУ). Вам также необходимо предоставить справку вашему преподавателю, но до конца ноября.
Вся остальная спортивная деятельность (секции, спортивные соревнования, тренировки сборных МГПУ) будет реализовываться в очном формате, с условием соблюдения методических рекомендаций Роспотребнадзора.
Поделиться
Владимир Строев назначен исполняющим обязанности ректора ГУУ
С 17 декабря исполняющим обязанности ректора Государственного университета управления назначен Владимир Витальевич Строев, до этого работавший директором Института права и управления МГПУ
МГПУ на EdCrunch Glocal
Эксперты Московского городского выступили на крупнейшей в Европе конференции по новым технологиям в образовании
Ответы на тесты Синергия, МОИ
Ответы на тест Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
1.В циклических видах спорта преимущественно проявляется … спортсмена
Тип ответа: Одиночный выбор
2.По характеру работы мышц в спортивной подготовке выделяют … метод развития силы, в котором мышца укорачивается с различной скоростью, зависящей от величины сопротивления Тип ответа: Одиночный выбор
3.На тренировочных занятиях циклическими видами спорта суммарные затраты энергии для развития выносливости могут составлять …
Тип ответа: Одиночный выбор
4.По причине высоких скоростно-силовых требований к спортсменам-спринтерам в циклических видах спорта спринтеры нуждаются в большом количестве …
Тип ответа: Одиночный выбор
5.Велосипедистам и стайерам необходимо большое количество …
Тип ответа: Одиночный выбор
только легкоусваиваемых углеводов
только «медленных» углеводов
+ как легкоусваиваемых, так и «медленных» углеводов, с низким гликемическим индексом
6.Специалисты полагают, что взрывная сила будет улучшаться при использовании … режимов работы мышц, выполняемых чаще всего по методу максимальных усилий или повторно-серийным методом
Тип ответа: Множественный выбор
7.Во время тренировки спортсмену-пловцу рекомендуется плавать …
Тип ответа: Одиночный выбор
все время на одной и той же дорожке одного и того же бассейна
все время на одной и той же дорожке (желательно центральной), но в разных бассейнах
в одном и том же бассейне, но на разных дорожках
+ в различных бассейнах и на разных дорожках
8.Плавание осуществляется в водной среде с температурой …
Тип ответа: Одиночный выбор
9.… используются как источник энергии при длительных нагрузках и обеспечивают адекватную работу суставов
Тип ответа: Одиночный выбор
+ Жиры (особенно ненасыщенные)
Жиры (особенно насыщенные)
Жиры, белки и углеводы
10.В любом циклическом виде спорта суставы …
Тип ответа: Одиночный выбор
+ подвергаются сильному износу
подвергаются незначительному износу
11.Высокая лабильность нервной системы в плавании необходима …
Тип ответа: Одиночный выбор
+ как спринтеру, так и стайеру
12.При подготовке спортсменов циклических видов спорта, согласно общим правила построения микроциклов, сформулированным В.Н. Платоновым, на следующий день после применения большой нагрузки следует …, что ускоряет восстановление
Тип ответа: Одиночный выбор
использовать дополнительное занятие той же направленности
полностью воздержаться от тренировок
использовать дополнительное занят
+ использовать дополнительное занятие смежной направленности
13.Циклические виды спорта разделены на зоны мощности в зависимости от …
Тип ответа: Множественный выбор
сезонов года (зима, лето)
+ скорости преодоления дистанции
развиваемой мощности
специфики соревновательного спортинвентаря
14.… жиры наиболее тяжелы для желудка и содержат избыточное количество холестерина, поэтому их количество в рационе спортсменов циклических видов спорта должно составлять не более 1/3 от общего количества жиров
Тип ответа: Одиночный выбор
+ Ненасыщенные
Насыщенные
Мононенасыщенные
Полиненасыщенные
15.Требования к рациону в спринтерских и стайерских циклических видах спорта …
Тип ответа: Одиночный выбор
не имеют существенных различий
различаются, т.к. стайерам требуется меньше гликогена
+ существенно различаются, т.к. при сравнительно небольшом и постоянном весе стайерам требуется большие запасы гликогена
16.К циклическим видам спорта относятся спортивные дисциплины, в которых …
Тип ответа: Множественный выбор
+ происходит соревнование спортсменов на скорость
спортсмены демонстрируют уровень развития своих силовых возможностей
+ движение спортсменов происходит по замкнутому кругу
спортсмены соревнуются в различных видах, которые позволяют выявить самого разностороннего атлета
17.Когда длительность нагрузки спортсменов циклических видов спорта достигает нескольких часов, особое значение приобретает их обеспечение …
Тип ответа: Одиночный выбор
белковой пищей
свежим воздухом
жирной пищей
+ водой
18.Темп (скорость) гонки у квалифицированного лыжника …
Тип ответа: Множественный выбор
+ зависит от профиля дистанции и температуры воздуха и снега
+ зависит от смазки лыж и тренированности (функционального состояния) лыжника-гонщика
существенно зависит, прежде всего, от длины пробегаемой дистанции
19.Все циклические виды спорта разделены на …
Тип ответа: Одиночный выбор
2 зоны мощности (максимальная и минимальная)
3 зоны мощности (большая, средняя и малая)
+ 4 зоны мощности (максимальная, субмаксимальная, большая и умеренная)
20.Спортивная ходьба относится к работе…
Тип ответа: Одиночный выбор
повышенной интенсивности и максимально возможной скорости
средней интенсивности и большой скорости
+ умеренной интенсивности и сравнительно небольшой скорости
минимальной интенсивности и небольшой скорости
21.Задача развития волевых качеств лыжников-гонщиков решается путем …
Тип ответа: Одиночный выбор
проведения регулярных разъяснительных бесед
чтения специальной литературы
+ приближения условий тренировочных занятий к условиям деятельности лыжника-гонщика на соревнованиях
создания максимально комфортных условий для тренировок
22.Циклические виды спорта, в первую очередь, требуют …
Тип ответа: Множественный выбор
+ большого расходования энергии
наличия профессионального спортинвентаря
умения распределять силы
способности надолго задерживать дыхание
наличия предрасположенности к риску
23.В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу в … режиме
Тип ответа: Одиночный выбор
+ анаэробном
смешанном
24.Высококвалифицированные лыжники-гонщики при прохождении дистанции потребляют кислорода (по Ю.Х. Кальюсто) … менее квалифицированные
Тип ответа: Одиночный выбор
+ на 15–20 % меньше, чем
на 5–10 % больше, чем
примерно столько же, что и
25.В циклических видах спорта при подготовке спортсменов максимальная сила наиболее эффективно улучшается при использовании … режимов работы мышц, а также метода электростимуляции, применяемых по методу повторных максимальных усилий
Тип ответа: Множественный выбор
+ изометрического
+ концентрического
плиометрического
изокинетический
+ эксцентрического
26.Психологическая устойчивость, способность выносить большие нагрузки, преодолевать усталость и развивать силу воли …
Тип ответа: Одиночный выбор
имеют значение только в некоторых циклических видах спорта
+ в циклических видах спорта имеют немалое значение в
не являются приоритетными качествами спортсменов в циклических видах спорта
27.Циклическими видами спорта …
Тип ответа: Одиночный выбор
+ обычно занимаются только профессиональные спортсмены, получившие серьезную подготовку чаще занимаются люди, не являющиеся профессиональными спортсменами
занимаются как профессиональные спортсмены, так и обычные горожане, стремящиеся вести активный образ жизни
28.Спортивное плавание включает в себя …
Тип ответа: Одиночный выбор
+ четыре вида: вольный стиль (кроль), плавание на спине, брасс, баттерфляй.
два вида: плавание на спине и брасс
два вида: брасс и кроль три вида: брасс и кроль и баттерфляй
29.Для достижения в циклических видах спорта наилучшего результата наименее напряженным путем, для тренировки выбирают …
Тип ответа: Множественный выбор
традиционные общефизические гимнастические упражнения
упражнения, требующие непрерывной работы мышц
+ упражнения, в которых задействованы большие группы мышц
30.При построении тренировочного процесса в циклических видах спорта наибольшее распространение получил … мезоцикл
Тип ответа: Одиночный выбор
3-недельный
+ 4-недельный
5-недельный
6-недельный
Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 15.11.2016 2016-11-15
Статья просмотрена: 9930 раз
Библиографическое описание:
Коршунова, О. С. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности / О. С. Коршунова, Л. Н. Роледер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35189/ (дата обращения: 18.12.2021).
Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности
Коршунова Ольга Сергеевна, доцент;
Роледер Людмила Николаевна, старший преподаватель
Новосибирский государственный университет экономики и управления
В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления.
Ключевые слова: эффективность процесса, физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность, студенты
Пассивное отношение студентов к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения молодежи к активной двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. Особенно актуально стоит этот вопрос, поскольку наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья и показателей физической подготовленности студентов начальных курсов. Возникает необходимость повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре. Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание, в основе которых лежит учет интересов занимающихся, должны подстегнуть интерес к учебным занятиям по дисциплине — физическая культура. На базе Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НГУЭУ) планируется внедрение элективных курсов в учебный процесс студентов уже с первого года обучения.
Возможности спортивной базы университета и специализации преподавательского состава позволяют организовать учебный процесс по следующим спортивным направлениям: спортивные игры (баскетбол, волейбол), легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг, фитнес-аэробика, настольный теннис группы общей физической подготовки.
Приоритет в развитии физкультурно-оздоровительного направления — должен быть выбран самостоятельно каждым студентом. Учитываются личностные приоритеты: желание, интересы, умения. Элективная дифференциация должна стать основой спортивно-ориентированного физического воспитания, должна приобщить студентов к ценностям физической культуры, сформировать внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений должны принести, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность должна стать способом самовыражения, быть эмоционально и эстетически привлекательной [1]. Особое внимание следует уделить студентам первого курса, используя последнюю возможность в рамках образовательной системы изменить негативные установки, приобретенные на предыдущих этапах обучения.
Возможности нашего университета (НГУЭУ) ограничены в плане материальной и технической базы физкультурно-спортивного комплекса. Количество студентов первокурсников, поступивших в этом учебном году в НГУЭУ, составляет более 800 человек. Из такого количественного объема трудно сформировать эффективные спортивно направленные группы, с качественной учебно-спортивной нагрузкой.
Позитивным изменением в этом направлении можно считать внедрение в учебный процесс студентов первокурсников лекционного курса в начале учебного года. Теоретические занятия включали в себя и тестирование по итогам прослушанного материала. Преподаватели могли оценить усвоение студентами прослушанное лекции, провести собственное исследование по проведенному тестированию. В частности было проведен опрос у студентов о приоритетах дифференциации физической нагрузки. По результатам проведенного опроса из 100 % первокурсников предпочли бы заниматься избранными видами физкультурной деятельности 74 %, 12 % не определились, 9 % хотели бы избежать практические занятия по физическому воспитанию (по состоянию здоровья) и только 5 % предпочитают занятия по традиционной системе академических занятий.
Но в идеале, введение элективной дифференциации, должно быть поэтапным. Первокурсники должны заниматься в академических группах, на учебных практических занятиях по физической культуре, где смогут: апробировать свои возможности, адаптироваться к новой организации физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Данный период может быть рассмотрен как возможность определиться с выбором дальнейшей спортивной ориентации на последующих курсах. Студенты адаптируются в стенах вуза, познакомятся с требованиями тренерско-педагогического коллектива, поймут какой вид физкультурно-спортивной деятельности, предпочтителен для них в НГУЭУ.
После лекционного курса студенты прошли традиционный медицинский осмотр с целью определения их в специальные медицинские группы по состоянию здоровья. К занятиям в спортивно-ориентированных секциях кафедры физического воспитания и спорта допускаются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Возникает дилемма, как сформировать группы по элективному физическому воспитанию без причинения возможного вреда здоровью, студентов специальной медицинской группы. Как правило, студенты пишут заявление о принятии их в спортивно-направленную учебную тренировочную группу, не учитывая собственное состояние здоровья, ответственность за них берет на себя тренер преподаватель избранной секции. В то время, как при традиционном учебном процессе в академических группах, студенты специальной медицинской группы занимаются с отдельным преподавателем. По окончанию первого курса, студенты смогут объективно оценить свои возможности, и формирование учебно-тренировочных групп на старших курсах, будет практически оправданным и осознанным. За первый год обучения будет сформирован достаточный уровень знаний, умений в избранном виде спорта. Сформирован спортивный стиль жизни, включающий в себя осознанную потребность к двигательной активности.
В 2015–16 учебном году, кафедрой физического воспитания и спорта был освоен гранд, полученный для исследовательской деятельности по теме: «Развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза» Проведенное исследование позволило достоверно оценить индивидуально-психологические особенности студентов нашего университета, позволило создать программы совершенствования профессионально значимых качеств избранной специализации. Таким образом, появилась возможность подходить к образовательному процессу физического воспитания с обоснованными результатами научно-исследовательской деятельности. Использовать совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышения уровня знаний информированности, практических навыков по рациональному двигательному режиму с учетом профессиограммы будущих выпускников. Введение спортивно ориентированного физического воспитания уже с первого курса не позволит в полной мере использовать разработанные технологии. Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки направленной на выполнение программных зачетных нормативов является базисом системы физического воспитания [2]. Наиболее оптимально вводить элективное физическое образование со второго курса. Этот учебный период будет направлен на совершенствование выбранной спортивно-направленной двигательной активности в рамках образовательного учреждения. От того, насколько осознанным будет выбор, который сделают студенты, сможет ли выбранный вид двигательной активности удовлетворить его интересы и потребности самореализоваться и самоутвердиться в своем кругу, будет зависеть его дальнейшая включенность в спортивную жизнь [3].
Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. Множество мнений о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном пространстве физического воспитания и образования в высшей школе дает повод и возможность доказать эффективность движения в этом направлении. [4] Модернизация физического воспитания принесет ожидаемые результаты. Выпускники нашего университета будут активно применять полученные знания на практике, что в свою очередь будет влиять не только на эффективность и продолжительность профессиональной деятельности, но и на качество жизни в целом.
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту без им что значит
Реалии современности, в которых вынужденно оказалось все население планеты, имеют огромное влияние на все сферы жизни нашего общества. Наиболее ощутимы процессы, происходящие в образовательной среде, а именно в высших учебных заведениях. С целью сохранения возможности обеспечения образовательного процесса, все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, с использованием цифровой образовательной среды. Приоритетной задачей в сложившейся ситуации становится сохранение качества образования, формирование необходимых профессиональных компетенций, развитие навыков самообразования и самосовершенствования в процессе обучения [1].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дистанционное обучение в сфере высшего образования набирает все большую популярность в сетевом пространстве. Но в условиях пандемии коронавирусной инфекции мы вынужденно совершили переход в данном направлении с целью предупреждения распространения заболевания. В связи с недостаточностью или отсутствием опыта в сфере дистанционных технологий преподавания система высшего образования оказалась в неоднозначной ситуации [2].
Дистанционное обучение реализуется средствами интернет-технологий, предусматривающих интерактивность, где важную роль играет самостоятельная работа студента и, как следствие, увеличение учебной нагрузки и снижение двигательной активности [3]. В создавшейся ситуации, так как большую часть времени обучающиеся проводят за компьютером, ухудшается зрение, осанка, общие показатели здоровья, что обуславливает снижение умственной и физической работоспособности [4].
Ряд исследователей считают, что разработка дистанционных технологий обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» возможна, но в полной мере заменять практические занятия нецелесообразно по причине специфики дисциплины, которая требует активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе физического воспитания [5, 6].
Организация дистанционного обучения в Забайкальском государственном университете была построена на основе Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), в которой для студентов были созданы личные кабинеты, где они могли получить задание и необходимую информацию для его выполнения. В общении с преподавателем наиболее оптимальными явились сочетания инструментов: социальные сети, электронная почта, аудио- и видеоконференции, видеосервисы, индивидуальные консультации.
Осмысление приобретенных навыков реализации образовательных услуг с применением цифровых технологий, позволит выявить положительные и отрицательные стороны данного процесса и в дальнейшем использовать полученный опыт для улучшения качества преподавания и расширения сферы применения электронных образовательных ресурсов [7].
Цель исследования – выявить отношение студентов к использованию дистанционных технологий обучения в высших учебных заведениях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Материалы и методы исследования
Материалы исследования – это теоретические данные по изучаемой проблеме применения дистанционного обучения в образовании студентов гуманитарного направления в высшем учебном заведении. Методами исследования являлись: анализ и обобщение специальной литературы, анкетный опрос студентов, математическая обработка собранных данных.
Исследование проведено на базе Забайкальского государственного университета. В опросе участвовали студенты 1–3 курсов.
В результате изучения специальной литературы по исследуемой проблеме отмечается увеличение числа публикаций на тему использования дистанционных технологий в образовательном процессе всех уровней. Авторы отмечают как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам дистанционного обучения можно отнести: возможность участия в образовательном процессе, находясь на расстоянии; снижение эмоциональной напряженности студентов и ППС, вызванной условиями вынужденной изоляции; необходимость и возможность овладения новыми формами преподавания и т.д. Однако многие исследователи отмечают больше минусов в применении дистанционных технологий обучения, связанных с малой подготовленностью электронной образовательной среды, в большей степени связанной с проблемами технического обеспечения.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами были проведены исследования на базе Забайкальского государственного университета среди студентов 1–3 курсов педагогического направления, им было предложено пройти опрос по составленной анкете. Всего в опросе участвовало 323 студента: 121 – 1 курс, 115 – 2 курс, 87 – 3 курс. В ходе анализа полученных данных анкетирования выявили следующие результаты.
Первый блок состоял из вопросов, направленных на изучение отношения студентов ЗабГУ к дистанционному обучению в целом. Так, на вопрос об отношении к формату дистанционного обучения среди студентов 1 курса ответы разделились практически равномерно, различие составило 5 % в отрицательную сторону. Респондентам 2 и 3 курса дистанционный формат обучения понравился, 51 % и 57 % соответственно (таблица).
Студенты всех курсов в большем процентном соотношении хотели бы в дальнейшем использовать дистанционные технологии обучения (вопрос 2). Это можно объяснить тем, что некоторые варианты заданий действительно можно выполнять дистанционно и более оперативно предоставлять преподавателю для проверки, без использования бумажных носителей.
Полностью перейти на электронный формат в образовательном процессе (вопрос 3) респонденты в целом не готовы: ответили «да» 12 % студентов 1 курса, 26 % студентов 2 курса и 29 % 3 курса. Применение смешанного варианта обучения было бы предпочтительней для студентов всех курсов. Была отмечена необходимость непосредственного общения обучающегося с преподавателем, в результате которого повышается мотивация для решения поставленных целей.
1 блок: отношение студентов к дистанционному обучению