Электронные учебные пособия что это такое
Электронные учебные пособия что это такое
В настоящее время, в условиях активного проникновения инфокоммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся.
Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.
Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, сотни интерактивных заданий и т.д.) процесс обучения становится более эффективным и интересным.
Электронное издание: Совокупность цифровой, текстовой, графической аудио, видео и другой информации, которые имеют средства программного управления документации, и могут быть размещены на любом электронном носителе информации или опубликованы в компьютерной сети.
Электронное учебное издание: Электронное издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебному курсу или отдельным его частям, а также позволяющее выбрать траекторию обучения и обеспечивающее различные виды учебных работ.
Электронный учебник: Электронное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного курса или его раздела и обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом.
Электронное учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания; учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику; оно может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В зависимости от дидактических целей, к элктронным учебным пособиям также относят:
словари и справочники;
альбомы карт и схем;
мультимедийное приложение к учебному курсу,
При написании учебного пособия следует разобраться, какое отношение вы имеете к материалу, который планируете изложить. В случае если учебный материал излагается лично вами, вы – автор учебного пособия. Если материал заимствован отдельными фрагментами дословно из различных источников, а вами сделано логическое построение учебного пособия, то вы являетесь автором-составителем. В этом случае по тексту обязательно должны быть сделаны ссылки на источники.
Электронному учебному пособию может быть присвоен соответствующий рекомендательный гриф или свидетельство об отраслевой разработке.
Электронные учебники: как это работает
Что такое электронные учебники?
Перед тем, как перейти к техническому оснащению, разберёмся, что такое вообще электронные учебники и как они выглядят.
В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.
Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.
Пример страницы интерактивного учебника
Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам — учиться стало более занимательно.
Как это работает?
Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.
Сайт образовательной платформы LECTA
Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников — якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.
Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.
Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.
В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.
В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева — обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.
Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»
Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi — ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.
Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов — там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.
В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.
Какие планшеты подходят для школ?
Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.
10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников
Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию — от этого и стоит отталкиваться:
Понятие учебного электронного пособия
Проблема методического обеспечения – ключевая для организации и внедрения дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Можно выделить три основных элемента этого вида обучения:
− транспортная среда (Интернет)
− методическое обеспечение процесса обучения.
Последняя составляющая подразумевает разработку методических рекомендаций для создания электронных учебных пособий и организации процесса дистанционного обучения. Создание электронной учебной литературы для дистанционного обучения – не просто перенос печатных материалов в машиночитаемую форму для обеспечения обучаемых необходимыми материалами. Основная проблема заключается в отсутствии методических разработок по подготовке таких учебных материалов.
Обзор отечественных конференций последних лет свидетельствует – упоминание о наличие таких методик отсутствует даже в специальных публикациях. Поиск вариантов решения данной проблемы привел к выводу о необходимости создания экспериментального электронного учебно-методического пособия на базе стандартных, широко распространенных программных средств (MS Word, Front Page), позволяющих студентам и преподавателям быстро осваивать их и использовать в процессе обучения.
Рассмотрим, что же такое учебное электронное пособие.
Учебное электронное пособие – это электронный учебный курс, частично или полностью заменяющий или дополняющий учебник и официально утвержденный в качестве данного вида издания[23].
Обычно учебное электронное пособие представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Учебное электронное пособие особенно эффективен в тех случаях, когда он:
− обеспечивает практически мгновенную обратную связь
− помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен
− существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям
− наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий)
− позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам учебных электронных пособий можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Рассматривая учебные электронные пособия, используются комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:
− традиционные алгоритмические языки
− инструментальные средства общего назначения
− гипертекстовые и гипермедиа средства
При создании учебного электронного пособия нужно учитывать следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса, с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио – или видео виде («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет полоса прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае, затраты времени для пользователей меньше по сравнению с традиционным учебником.
Функциональным назначением учебных электронных пособий является:
изучение нового материала
закрепление пройденного материала
Можно выделить 3 основных режима работы учебных электронных пособий:
1. Обучение без проверки
2. Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала
3. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
В настоящее время к электронным пособиям предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии. Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося. Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав электронного пособия включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного мышления.
Для создания учебного электронного пособия целесообразней использовать автоматизированный метод, так как он предполагает участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причём главная роль отводится компьютеру.
Во многих учебных заведениях уже существуют различные разработки учебных электронных пособий. Одним из таких примеров является Новоузенский сельскохозяйственный техникум. При объяснении нового материала на уроках используется программа – презентатор (в частности Power-Point), которая представлена в виде небольшого слайд – фильма. Работа студентов по закреплению пройденного материала так же проводиться в виде самостоятельной работы с электронными пособиями, что позволяет хорошо закрепить тему и лучше понять логическую связь материала. Использование Новоузенским сельскохозяйственным техникумом учебных электронных пособий позволило существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов.
Поэтому при создании учебного электронного пособия лучше использовать автоматизированный метод, так как данные будут периодически обновляться и корректироваться.
Учебное электронное пособие необходимо для самостоятельной работы учащихся, потому что оно позволяет сосредотачиваться на сути предмета, предоставляет возможности на всех этапах проверки, допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащихся, уровнем их подготовленности.
Электронное пособие полезно на практических занятиях, потому что оно позволяет: использовать компьютерную поддержку для решения поставленной задачи; позволяет преподавателям проводить занятия в форме самостоятельной работы за ПК.
Учебное электронное пособие удобно для преподавателя, потому что он в зависимости от конкретного числа часов дает возможность выбирать конкретный материал, учитывая индивидуальные возможности детей.
Электронный учебник: что это такое и как с ним работать?
Informburo.kz выяснил, какие преимущества даёт электронный учебник учителям и школьникам.
Электронные учебники избавят школьников от тяжёлых рюкзаков. Однако это не главное их преимущество. Они позволяют получать больше знаний, прослушивать материал неограниченное количество раз и сразу же узнавать число правильных ответов на задания.
Разберёмся, что представляют собой электронные учебники и какие издательства в Казахстане занимаются их разработкой.
№1. Что такое электронный учебник?
Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств.
Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете.
№2. Это то же самое, что и бумажный учебник?
Нет. Первые учебники в электронном формате действительно лишь дублировали бумажные. Сейчас в интернете размещено много таких оцифрованных учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Встречаются учебники в виде презентаций в Power Point. Все это можно назвать лишь электронной версией учебника.
Чтобы сделать электронный учебник, недостаточно просто перевести его содержимое в электронный вид. Его надо дополнять интерактивными компонентами: роликами, иллюстрациями, играми.
№3. Чем качественно электронный учебник отличается от бумажного?
В отличие от бумажных изданий цифровые учебники не статичны, а динамичны и содержат мультимедийное наполнение, отмечает заместитель директора по производству издательства «Келешек-2030» Ольга Лосенко.
«Их функционал также намного шире и разнообразнее, чем у статичных форм изданий. Учебники доступны как на казахском, так и на русском языке. Причём при необходимости этот доступ можно обеспечить в пределах одного цифрового издания. Кроме того, цифровые учебники решают проблему тяжёлых школьных рюкзаков: детям больше не нужно носить учебники в школу и домой», – говорит Ольга Лосенко.
№4. Школы каких стран уже перешли на электронные учебники?
Ещё ни одна страна мира полностью не отказалась от бумажной версии учебников. Но есть страны, где опыт введения электронных учебников в школах успешен. Среди них – Испания, Венгрия, Бразилия, Сингапур, Финляндия и Эстония.
Попытки массового внедрения электронных учебников были в Южной Корее, России и других странах. К примеру, в 2011 году АО «Роснано» представило электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ. Однако проект не имел успеха.
№5. Кто занимается выпуском электронных учебников в Казахстане?
Заместитель директора Республиканского научно-практического центра «Учебник» Саят Омаров сообщил, что на экспертизу свои электронные учебные издания за последние два года им представляли следующие издательства:
Есть и другие разработчики, продукция которых пока не проходила официальную процедуру экспертизы.
№6. Какую экспертизу проходят электронные учебники?
Электронные учебники, как и бумажные, проходят 8-ступенчатую экспертизу в центре «Учебник». Учебные издания и пакет сопроводительных документов поступают туда через Госкорпорацию «Правительство для граждан». Экспертиза занимает 60 календарных дней. В заключении эксперты пишут один из выводов:
На доработку учебника у авторов есть 30 дней с момента получения заключения, затем они снова должны подать учебник на экспертизу и ждать новых результатов. Повторно на доработку учебник не отправляется.
№7. Каким требованиям отвечает хороший электронный учебник?
Подготовка качественного электронного учебника – сложный процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, верстальщиков, программистов. Разработчики следят за качеством учебника и его эргономичностью. В числе требований к электронному учебнику:
Содержание должно полностью соответствовать типовой программе.
№8. В чём преимущества электронных учебников?
В ближайшем будущем электронные учебники станут неотъемлемой частью обучения благодаря своим преимуществам. Они позволяют задействовать в процессе учёбы разные каналы восприятия информации.
Если ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, он может её прослушать, а если визуально, то просмотреть видеофрагменты и анимацию. Среди других достоинств электронных учебников эксперты отмечают:
№9. В каких школах Казахстана уже применяются электронные учебники?
В 2018-2019 учебном году в Казахстане прошёл пилотный проект по введению электронных учебников издательства «Алматыкiтап баспасы». По словам вице-президента компании по издательской деятельности Рано Ануар, в проекте приняли участие 350 педагогов и тысяча учеников 3, 6 и 8 классов.
Электронные учебники издательства «Келешек-2030» тоже доступны для общеобразовательных школ, отмечает Ольга Лосенко.
«Первая – внутренняя – экспертиза и апробация цифровых учебников с привлечением опытных педагогов, творческих групп специалистов-предметников, городских методических объединений учителей проводится методическим советом издательства ещё на этапе разработки цифровых изданий. Это тщательная проверка на соответствие типовым учебным программам, дидактическим, методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям», – поясняет Ольга Лосенко.
№10. Будут ли электронные учебники бесплатными?
Информация о том, будут ли учебники в бесплатном доступе или за них по примеру зарубежных стран введут плату, будет доступна в будущем. В Эстонии, например, плата за 150 учебников составляет 40-50 евро в год, расходы несёт государство. Вопрос обеспечения детей гаджетами для работы с электронными учебниками также находится на стадии обсуждения: рассматривается возможность привлечения спонсоров для закупки планшетов детям из малообеспеченных семей.
№11. Какое приложение скачать, чтобы получить электронные учебники?
Воспользоваться электронными учебниками ТОО «Bilim Media Group» можно, зарегистрировавшись на сайтах bilimland.kz, itest.kz, twig-bilim.kz и imektep.kz.
Издательство «Келешек-2030» поставляет в школы электронные учебники для 7-11 классов на дисках – по утверждённому перечню МОН, сообщают в компании.
Библиотека электронных учебников издательства «Алматыкiтап баспасы» доступна на платформе opiq.kz (это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство; «опик» в переводе означает «учебник»). Войти в библиотеку можно с любого устройства – ПК, ноутбука, планшета, смартфона. Сайт автоматически подстраивается под его формат.
№12. Как учиться, если отключат электричество и интернет?
Электронные учебники не отменяют бумажных. Ученики будут получать в пользование и те, и другие. Домашние задания идентичны, поэтому выполнять их можно как по книге, так и по электронному учебнику.
При сбоях в работе интернета может быть использована offline версия учебника.
№13. Не испортят ли дети себе зрение из-за работы с планшетом/ноутбуком?
Санитарные нормы позволяют школьникам заниматься по электронным учебникам не больше 20 минут в течение урока, подчёркивает Рано Ануар. При необходимости дети могут увеличивать изображение, чтобы лучше разглядеть детали.
Шрифты и кегли для электронных учебников стандартизированы, цветовая гамма рекомендована в сдержанных, спокойных оттенках. При соблюдении гигиенических норм как в учебное, так и во внеурочное время, использование электронных учебников зрению детей не навредит.