Электронный магазин что это такое и как он работает
Электронные магазины малых закупок: что это такое, для чего они нужны и как с ними работать?
Электронные магазины – это упрощенная схема проведения торгов, они работают на базе мощностей внешних электронных торговых площадок. Этот инструмент введен в госзаказ для повышения эффективности и прозрачности процедур.
Какие преимущества дают такие сервисы всем сторонам госзаказа и обязательно ли заказчики должны проводить в них малые закупки? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Содержание:
1. Что такое магазин закупок малого объема?
Автоматизированная система «электронные магазины малых закупок» — это бесплатный сервис для повышения эффективности и прозрачности проведения небольших заказов.
Данная высокотехнологичная система доступна для внедрения вне зависимости от уровня заказчика, будь то региональный уровень, муниципальный или просто конкретная организация.
Зaкaзчики впрaве выбрaть неконкурентный способ определения исполнителя и провести закупку у единственного постaвщика по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Зaкупка будет считаться мaлой, если НМЦ контрaктa – до 600 тыс. руб. (а для закупок по п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ до млн. руб.). Согласно ч.15 ст.4 223-ФЗ к мaлым зaкупкaм относятся те, чья сумма не выходит за пределы 500 тыс. руб. (при условии, что годовaя прибыль зaкaзчика – более 5 млрд. руб.).
Aвтомaтизация таких мероприятий обеспечивается с помощью функционaлa специализировaнных плaтформ, которые являются частью механизма упрaвления госзaкупками.
Сервисы рaботают по принципу электронного мaгaзинa, где отобрaнные постaвщики публикуют прaйс-листы и получaют контрaкты по упрощенному aлгоритму.
Внешние электронные торговые площадки также открывают на своей базе электронные магазины. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской облaсти функционирует на плaтформе ЭТП «РТС-Тендер». На этой же базе работает, например, «Электронный магазин города Омска» и другие.
Областная автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области запустила в работу платформу с одноименным названием. Официальная страница мелких закупок Самарской области — webtorgi.samregion.ru/smallpurchases.
В Москве существует электронный магазин ЕАИСТ – Единая автоматизированная система торгов, куда направляют свои заявки организации, подведомственные московским властям. Данная подсистема является частью «Портала поставщиков». Компании, желающие поставлять свои товары или оказывать услуги должны зарегистрироваться на портале.
2. Нужны ли магазины по проведению малых закупок?
Специализированные сервисы по закупкам малого объема (ЗМО) — это удобный инструмент на базе сoвременных IT-технoлoгий, который упрощает взаимоотношения между заказчиками и поставщиками. Благодаря их рабoте прoцесс тoргoв бoлее oптимизирован, а трудoзатраты значительно сoкращены. Такие цифрoвые платфoрмы oткрывают ширoкий спектр вoзможнoстей:
Цифрoвые плoщадки разрабатываются и запускаются в рабoту не только в целях пoвышения прoзрачности и эффективности мелких заказoв, нo и для максимальнoй вoстребованности тoварoв региoнальных пoставщикoв.
3. Основной функционал
Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере малых закупок на РТС для заказчиков из Ростовской области. В сервисе можно работать как с электронной подписью, так и без нее. Мероприятия проводятся по двум схемам: при помощи заявок заказчиков или опубликованных участниками прайс-листов. Контроль за всеми этапами и соблюдением параметров лежит на заказчиках, также они готовят соответствующую отчетность по осуществлению процедур.
Для поставщика плюсами электронных магазинов является то, что за работу на них не нужно платить и весь процесс достаточно прост. Также к преимуществам платформ для поставщиков можно отнести:
Контракт заключается с помощью функционала цифровой площадки или письменно вне сервиса, а затем информация размещается в открытом доступе.
4. Результаты деятельности
Чтобы оценить объемы проведения мелких госзаказов обратимся к опыту Мурманской области. С 2015 года государственные заказчики и бюджетные организации Мурманской области проводят закупки на региональном торговом агрегаторе, для чего создан специальный модуль малых закупок. Схема осуществления мероприятий доказала свою эффективность:
5. Единый агрегатор торговли
С 1 марта 2019 г. Начал свою работу единый агрегатор торговли «Березка». Он был создан специально для небольших закупок. Цель ЕАТ — заключение прямых контрактов по п.4, п.5 и 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ федеральными заказчиками, но местные и региональные заказчики также могут проводить в нем торги.
6. Письмо ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г.
Должны ли заказчики проводить малые закупки с использованием электронных магазинов?
Позиция ФАС по этому вопросу сформулирована в письме № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г.: Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков и участников закупок проводить торги на электронных сервисах, отобранных региональными властями.
В качестве доказательства ФАС сообщает: власти региона не могут принять нормативно-правовой акт и обязать заказчиков проводить закупки малого объема в определенном электронном магазине, так как это будет нарушением требования антимонопольного законодательства в части предоставления электронной платформе преимущественного положения. Пока закон не дает инструкций по отбору таких ресурсов.
Главный антимонопольный орган ранее уже оглашал аналогичную точку зрения в ответе на обращение от Пензенского УФАС № 1009-5э от 08.10.2019 г.
7. Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?
На ЭТП «РТС-Тендер» размещен перечень магазинов по закупкам малого объема, функционирующие в различных округах нашей страны:
Сегодня по всей России запущены и успешно действуют более 50 магазинов ЗМО, работающих на базе мощностей РТС-Тендер. География присутствия включает в себя все федеральные округа РФ. По итогам 2018 г. количество организаций, работающих в сервисе, превысило 12 тысяч, это каждый 10-й заказчик России, использующий электронные формы закупок. Суммарный объем сэкономленных бюджетных средств превысил 600 млн. руб. (средняя экономия в процентном выражении превысила 7%). Преимущества работы в автоматизированной системе РТС-Тендер для заказчика:
Сегодня роль и возможность проведения небольших заказов увеличилась. С 1 июля 2019 г. вступили в силу изменения в 44-ФЗ, включающие увеличение ценового порога малых закупок по прямым договорам.
В соответствии с действующим законодательством по данным процедурам у заказчиков нет обязанности проводить такие торги, следовательно, не развита статистика и механизмы контроля. В этой связи использование автоматизированного портала малых закупок становится еще более актуальным.
Что такое интернет магазин и как он работает?
Здравствуйте, дорогие читатели.
Я, как и многие представители поколения Z, ищу возможность работать из дома. Подъемы в 6 утра, работа в офисе по 8 часов, всё это скучно и трудно. Пересматривая все варианты заработка, нашла информацию о том, как открыть интернет-магазин с нуля. Меня эта тема заинтересовала, и я решила основательно разобраться, что такое интернет-магазин и как он работает.
Что такое интернет-магазин?
Интернет магазин — это сайт с представленными на нем продуктами, где покупатель может выбрать и оплатить товар. Такой вид сайта считается сложным по своей конструкции, т.к. имеет разветвленную структуру с множеством переходов. Главное преимущество такого вида торговли в отсутствии необходимости нанимать большое количество персонала, арендовать здание и иметь склад с запасами. Для покупателя безусловным плюсом становится шопинг не выходя из дома.
Как работает интернет-магазин?
Принцип работы коммерческой структуры заключается в том, что продавец или человек, который управляет сайтом, заполняет его необходимой информацией: каталог продуктов, информация о фирме, контактные данные и способы доставки. Покупатель в свою очередь выбирает из представленного ассортимента нужную позицию, кладет её в корзину и оплачивает товар.
Кому нужны Интернет-магазины?
Если ваш товар можно внести в каталог и у вас есть способ доставить его клиенту, то стоит рассмотреть возможность открытия интернет-магазина. Многие офлайн-магазины создают сайт с продукцией для большего охвата аудитории, которая может заинтересоваться и совершить покупку. Для предпринимателей, которые хотят работать во всемирной сети, проще продавать продукцию, которая не портится долгое время; которую не надо примерять; с небольшими габаритами, чтобы облегчить доставку к клиенту.
Виды интернет-магазинов
Перед тем как запустить электронную площадку для продажи вещей и услуг нужно определиться, какая она должна быть. Существуют разные виды интернет-магазинов:
— по модели бизнеса
По модели бизнеса интернет магазины бывают следующие:
— по объемам продаж
По объемам продаж интернет магазины бывают следующие:
— по видам продаж
По видам продаж интернет магазины бывают следующие:
— по способам получения дохода
По способам получения дохода интернет магазины бывают следующие:
— по товарному ассортименту
По товарному ассортименту интернет магазины бывают следующие:
— по отношению с поставщиками
По отношению с поставщиками интернет магазины бывают следующие:
— по предоставляемым товарам в каталоге
По предоставляемым товарам в каталоге интернет магазины бывают следующие:
Сколько стоит создать
Ответ на вопрос «Сколько стоит создать интернет-магазин?» достаточно сложный. У каждого сайта в зависимости от его вида и сложности своя цена. Можно создать его самостоятельно на «условно бесплатных» конструкторах сайтов. Но это не значит, что вы ничего не заплатите. Необходимо купить домен, оплатить сервисы для поднятия сайта в поисковых системах. Если вы не готовы заниматься еще и постоянным пополнением и обновлением своей страницы, за эту услугу придется заплатить специалисту (найти его можно например на биржах фриланса).
— на заказ
Если владелец бизнеса не хочет разбираться в технических нюансах запуска сайта и словосочетание «семантическое ядро для интернет-магазина» вызывает у него панику, то лучшим выходом станет заказать услугу по разработке сайта. Простейший вариант будет стоить от 1000 долларов и до бесконечности.
Самый простой способ найти разработчика для вашего интернет магазина это обратиться в специализированное агентство или сделать заказ на биржах фриланса
— на движке
Специальные автоматизированные системы для размещения коммерческих страниц называют движками для интернет-магазина. С их помощью можно вносить правки, обновления и в целом управлять своей торговой площадкой. Сейчас таких платформ представлено в сети большое количество, отличаются они функционалом и стоимостью.
Вот несколько хороших движков для создания интернет магазина:
Каждый предприниматель сам решает, кому и какой именно платформой пользоваться. Информацию о других движках можно почитать в нашей статье про популярные движки для интернет магазинов.
Плюсы и минусы
Торговля во всемирной сети имеет как свои положительные отличия, так и недостатки. Давайте рассмотрим те на которые я обратила свое внимание при изучение этой темы.
Как работает интернет-магазин: принцип и схема работы
Понятие «интернет-магазин», как и многое другое с приставкой «интернет-», заставляет неопытных пользователей думать, что самое главное здесь — кликать мышкой, подбирая дизайн страницы, и писать продающие заголовки. Но не всё так легко.
Интернет-магазин — это в первую очередь продуманная бизнес-модель. Как и любое деловое начинание, онлайн-коммерция связана с финансовыми вложениями и рисками.
Помимо красивого сайта, правильно работающего и заполненного товарами, вы должны чётко понимать:
Бизнес-модель интернет-магазина
Открытие бизнеса
Так как процесс работы интернет-магазина целиком и полностью построен на операциях купли-продажи, владельцу необходимо:
Настоятельно рекомендуется приступать к коммерческой деятельности только после завершения или при готовности выполнения данных шагов.
Закупки, производство, порядок предоставления услуг
В интернет-магазине можно торговать не только готовыми товарами, но и товарами собственного производства, а также предоставлять услуги.
В частности, интернет-магазин может принадлежать кожевенной мастерской, изготавливающей аксессуары и самостоятельно их реализующей. Продаваться могут услуги — в формате интернет-магазина удобно запускать сервисы.
Как бы то ни было, до открытия вам должны быть понятны следующие аспекты:
Для владельцев интернет-магазинов предлагаются различные услуги «под ключ», такие как дропшиппинг и фулфилмент.
Первая предполагает полную изоляцию продавца от процесса производства, складирования и доставки. Продукция закупается непосредственно у изготовителя или оптовика, а затем всё бремя хранения и доставки берут на себя сторонние компании.
Второй способ реализуется через специальные компании, оказывающие услуги фулфилмента — хранение, упаковку и доставку заказов.
Оплата заказов
Чем шире диапазон возможных способов оплаты, тем более покупатели расположены к магазину.
Лучше пойти на дополнительные расходы, но предусмотреть максимальный перечень способов оплаты, удобный для всех:
Доставка
Также важно предложить несколько вариантов доставки:
Постпродажное обслуживание
Эта часть работы интернет-магазина не уступает по важности самому процессу покупок.
Клиенты всегда хотят гарантий и поддержки на любом этапе:
Если у них возникают трудности, в особенности после покупки, это может омрачить клиентский опыт и повлечь дурную репутацию интернет-магазина.
Всегда давайте гарантии и идите клиентам навстречу в случаях, когда необходим обмен и возврат товаров.
Скидка 20% на 1-й месяц SEO-продвижения
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Бесплатный аудит рекламных аккаунтов и расчёт окупаемости
Платформа для мониторинга отзывов и привлечение клиентов из онлайн-карт
15 дней бесплатного пользования функционалом платформы
Технический аудит вашего сайта за 50 рублей
CRM для отдела продаж
Скидка 10% на внедрение CRM
Создание интернет-магазина
Концепция
Прежде чем перейти к техническим деталям, важно понять, что вообще должно быть на сайте. Из чего состоит хороший, удобный интернет-магазин?
Разработка
Простой интернет-магазин со статичным ассортиментом можно изготовить вручную, если у вас есть минимальные навыки веб-дизайна.
Для этого существуют конструкторы интернет-магазинов, например:
Эти недорогие инструменты содержат необходимый функционал организации e-commerce: от размещения товаров в каталоге до приёма платежей и ретаргетинга на основе фида.
Продвижение и аналитика
Качественный интернет-магазин не только продаёт товары — он также помогает выстраивать базу лояльных клиентов. Для этого используются инструменты аналитики и интеграции.
Коллтрекинг
Коллтрекинг помогает привязывать профиль клиента, совершающего звонок с сайта, к веб-сессии пользователя. Объединённые профили позволяют лучше понимать поведение клиента и делать ему релевантные предложения.
Сквозная аналитика
Этот инструмент объединяет управление контекстной рекламой в едином окне. Благодаря этому, создаётся комплексное представление эффективности каждого канала. Анализируя их вместе, вы можете отключать неэффективные каналы и стимулировать самые успешные.
Виджеты удержания
Как только клиент собирается уходить с сайта, может сработать триггер, и клиент увидеть всплывающее окно с персональной скидкой.
Могут быть настроены и другие сценарии, а сами предложения ограничиваются только фантазией маркетологов.
Рассылки
Лояльность пользователей растёт, если вы сами снабжаете их ценной информацией и актуальными предложениями. Ещё лучше, если предложения привязаны к профилю клиента и формируются на основе его предпочтений.
Особенности работы интернет-магазинов
В организации работы интернет-магазинов есть свои особенности. Продавец может создать отдельный склад, откуда будут поступать все товары или договориться с поставщиком напрямую. Для каждой ниши можно подобрать наиболее подходящие алгоритмы построения магазина в интернете.
Принцип работы интернет-магазина без склада
Чтобы продавать онлайн, вовсе не обязательно иметь складское помещение. Но как же работают интернет-магазины без склада? Продавец может договориться с поставщиком и выполнять роль посредника. Иногда поставщики соглашаются отправлять заказ непосредственно покупателю, тогда сайт отвечает только за коммуникацию. Такая схема интернет-магазина без склада чаще всего не требует стартового капитала и может быть осуществлена без каких-либо вложений.
Алгоритм интернет-магазина со складом
Алгоритм такой — магазин закупает определенное количество товара у поставщика, помещает его на своем складе, а затем отправляет заказчику. Как правило, такие продавцы арендуют складские помещения. После того, как договор на аренду оформлен, товар доставляют на склад своими силами или с помощью курьера. К выбору склада нужно подойти внимательно: рассмотреть подходящие условия хранения товара, территорию с охраной и доступным местоположением.
Растущий бизнес всегда требует расширения склада: чем больше склад, тем больше ассортимент в самом магазине. Если сформировать товарный запас, то компания не будет терять клиентов из-за отсутствия каких-то позиций.
Как устроен интернет-магазин по дропшиппингу
Дропшиппинг упрощает процесс продаж. Продавец выбирает поставщика или непосредственно производителя и заключает с ним договор. На выбранные единицы товара устанавливают завышенную цену, и когда покупатель оформляет заказ, магазин перенаправляет его непосредственно поставщику. Он доводит товар до покупателя, а продавец забирает себе разницу между ценами.
Суть интернет-магазина на совместных закупках
Принцип основывается на осуществлении закупки совместно с другими магазинами. Владельцы объединяются, чтобы закупить у поставщика товары по оптовым ценам, а не в розницу. Закупку проводит специальный организатор, который получает небольшой процент. Он выкупает товар, а затем доставляет в магазины-партнеры.
У этого способа есть минус — большой риск получения брака, особенно в крупных поставках. Но если найти надежного поставщика, то совместные покупки могут оказаться очень выгодными.
Как привлечь покупателей в интернет-магазин
Чтобы повысить число посещений на сайтах, маркетологи разработали множество стратегий. Можно использовать такие классические способы продвижения как таргетированная и контекстная реклама, но для интернет-магазина стоит учитывать и некоторые хитрости:
Заключение
Схемы работы интернет-магазинов устроены несложно: клиент покупает товар, а магазин доставляет ему покупки. Но за этим стоят синхронизация поставок, создание отдельного склада и договоры с поставщиками. Кроме того, сайт нужно оптимизировать и постоянно привлекать новых клиентов. При внимательном отношении к ЦА магазин станет успешным.
Электронный магазин по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 23 декабря
Электронный магазин по 44-ФЗ: принципы работы
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
По какому принципу работает электронный магазин по 44-ФЗ и в чем смысл его создания, интересует многих предпринимателей. Прежде всего, он нужен для того, чтобы все закупки стали как можно более прозрачными. Это снизит количество злоупотреблений при осуществлении процедур. Но главное, наверное, все же в другом.
Данные агрегаторы торговли в каком-то смысле уравнивают шансы всех участников вне зависимости от масштабов их деятельности – это самым благоприятным образом сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в стране. Остается лишь не упустить открывшиеся возможности, а для этого нужно разобраться в особенностях работы электронного магазина.
Принцип работы электронного магазина по 44-ФЗ
После выхода Распоряжения Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018 г. в нашей стране начал работать интернет-агрегатор госзакупок. С ноября 2018 года его использование стало обязательным.
Электронный магазин представляет собой площадку для проведения малых закупок. При этом используется формат выбора наилучшего варианта среди полученных от исполнителей предложений. Все подобные процедуры проходят как мини-запрос котировок, иными словами, теперь даже малые закупки являются конкурентными. Чтобы получить возможность пользоваться агрегатором торговли, ИП или юридическому лицу нужно пройти авторизацию в ЕИС.
Считается, что благодаря новой площадке удалось избавиться от барьеров, из-за которых не все потенциальные поставщики имели возможность участвовать в госзакупках.
В рамках электронного магазина закупки осуществляются по упрощенной схеме без необходимости использования процедур по закону 44-ФЗ. А именно допускается заключение договоров на 100–200 тысяч рублей либо на сумму до 400 тысяч рублей – все зависит от предмета торгов.
Сегодня разные регионы используют свои электронные магазины, за счет чего последних стало достаточно много. Кроме того, работает единая площадка федерального уровня, известная как «Березка». Она предназначена для размещения закупок всеми федеральными заказчиками либо последние могут выбирать среди ТРУ, уже предложенных исполнителями.
Принцип работы всех электронных магазинов по 44-ФЗ и инструкция к их использованию одинаковы. У покупателя есть возможность зайти на площадку, выбрать нужный ему товар и приобрести его. Если не удалось найти подходящий продукт, он размещает извещение о закупке, после чего исполнители подают свои предложения по цене. Заказчику остается только остановиться на самом выгодном варианте.
При работе с электронным магазином малых закупок по закону 44-ФЗ важно понимать разницу между этим форматом и запросом котировок. Главное отличие состоит во временных рамках. Электронный магазин по 44-ФЗ более свободен в сроках, позволяет выбирать между срочной и обычной закупкой. Если заказчику необходимо получить определенный товар в кратчайшее время, он составляет документ, в котором поясняет причины такой спешки, после чего осуществляет процедуру за два рабочих дня. На простую закупку уходит неделя, если считать от публикации извещения до заключения соглашения с исполнителем.
Преимущества агрегаторов торговли
Электронные магазины по 44-ФЗ создавались постановлением правительства, чтобы обеспечить и упростить налаживание связи государственных заказчиков с поставщиками, готовыми выставлять свои предложения в системе закупок. В результате малый и средний бизнес получает равные права с крупными организациями, а значит, больше шансов на работу с госзаказом.
Единый агрегатор торговли (ЕАТ) позволяет:
Работа с электронным магазином
Для использования электронного магазина по 44-ФЗ, то есть размещения извещений, подачи ценовых предложений, заключения договоров, нужно иметь электронную цифровую подпись. Сразу скажем, что не требуется покупать или оформлять ее дополнительно – вы вполне можете продолжать работать с ЭЦП, которую изготовили для ЕИС и ЭТП.
Для начала деятельности через электронный магазин заказчику и исполнителю нужно провести регистрацию организации. Далее необходимо зарегистрировать конкретное лицо, которое будет пользоваться площадкой от имени компании, и сохранить его электронную подпись. После этого заказчик получает возможность формировать извещения о закупке. Отметим, что задача сильно упрощается, так как нет необходимости создавать сам документ извещения – все данные сформируются через магазин. Остается только прикрепить техническое задание, проект договора с поставщиком, после чего можно размещать закупку.
Исполнитель находит интересующие его торги и только обозначает сумму, за которую он согласен предоставить ТРУ. В установленный срок заказчик выбирает победителя, выполнившего требования извещения и предложившего наименьшую стоимость работ.
Далее в проект контракта вносятся сведения победителя, названная им цена, после чего документы передаются исполнителю. У последнего есть возможность по 44-ФЗ подписать договор прямо в электронном магазине или сделать это вживую, после чего отправить бумаги почтой. Теперь заказчик, со своей стороны, должен подписать соглашение, после чего оно получает юридическую силу. От
Каталог товаров электронного магазина больше всего напоминает любую торговую интернет-площадку. С той лишь разницей, что в данный список любой поставщик может внести свою продукцию. Это облегчает задачу покупателя, ведь ему необязательно публиковать извещение о закупке, если удалось найти нужную продукцию среди предложенного ассортимента.
Когда заказчик заинтересовался товаром, он направляет все необходимые документы, в том числе проект контракта, исполнителю. Тот знакомится с условиями возможной сделки и либо соглашается их принять, либо отказывается. Кроме того, сведения о размещенных товарах могут использоваться покупателем для установления НМЦК.
Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ
Электронные магазины редко считаются самостоятельными площадками. Обычно они представляют собой часть региональных/муниципальных информационных систем в сфере закупок, для интеграции с которыми могут использоваться специальные продукты. В прошлом году 19 региональных электронных магазинов прошли интеграцию с Порталом поставщиков Москвы. В результате НМЦК снизилась в среднем на 10 %.
Электронный магазин по 44-ФЗ оставляет заказчику возможность выбирать форму заключения контракта с поставщиком, то есть допускается соглашение в электронном или традиционном виде на бумажном носителе.
В магазине большой выбор товаров широкого потребления, таких как хозтовары, канцелярская продукция, офисная техника. Нередко проводятся закупки на поставку продуктов питания.
При отсутствии предложений с необходимыми ТРУ либо при уклонении исполнителя от заключения контракта заказчик может провести торги за пределами данной площадки. Закупка без использования электронного магазина может также быть обоснована статьей 34 БК РФ, если заказчику без помощи данного ресурса удалось найти поставщика, предложившего более низкую цену. Поясним: в данной статье говорится, что закупка должна быть эффективной и экономной.
Работа через «Березку» предполагает выплату победителем закупки комиссионного сбора. Тогда как во многих региональных электронных магазинах такого условия нет, отсутствует обеспечительный платеж, что делает применение подобной площадки более привлекательным.
Заказчикам такой формат работы также выгоден. В первую очередь, таким образом обеспечивается прозрачность процедуры, поэтому надзорные инстанции не смогут предъявить претензию за заключение контракта по завышенной цене либо увидеть в действиях поставщика нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства.
3 примера электронных магазинов
Корпоративный интернет-магазин (КИМ – www.roseltorg.ru/kim) открыт для проведения закупок малого объема госкорпораций и органов власти. Регистрация и работа исполнителей является бесплатной. Открыв личный кабинет на этом портале, компания может размещать свои прайсы, искать покупателей, продавать ТРУ государственным заказчикам. Немаловажно, что подобная деятельность не требует участия посредников. Если заказчик размещает запрос, поставщик изучает его и дает ответ. Далее может быть подписан договор.
Данная площадка находится по адресу www.rosatom.b2b-center.ru/catalog/about/ и используется для проведения закупок на сумму не более миллиона рублей крупными предприятиями, ведущими деятельность в атомной сфере. Здесь можно зарегистрироваться бесплатно, торги осуществляются в электронном виде. Есть сервис для заключения контрактов, последние подписываются при помощи электронной подписи.
Данный портал можно найти по ссылке eshoprzd.ru. Речь идет об автоматизированной информационной системе электронной торговли, в рамках которой РЖД проводит закупки малого объема для обеспечения своих потребностей. Компания расходует свыше 100 миллиардов рублей на приобретение ТРУ у малых и средних предпринимателей – от поставок питьевой воды в офисы до проведения серьезных строительных работ.
Этот электронный магазин (по 44-ФЗ) функционирует в режиме реального времени. Исполнители проходят бесплатную регистрацию, сразу получая возможность разместить свои предложения сотрудничества еще до направления запроса заказчиком. Далее их цена отображается у всех участников системы. Таким образом, шансы найти покупателя и заключить сделку серьезно возрастают.
Данная площадка обеспечивает прозрачное проведение процедуры. Сам формат не позволяет организовывать фальшивые конкурсы для победы заранее выбранного контрагента. Все участники знают регламент, поэтому имеют возможность отслеживать ход торгов.
Работа на площадке выгодна РЖД, так как позволяет сократить расходы на проведение тендеров. Полезна площадка и для исполнителей, представляющих малый и средний бизнес, ведь они могут без участия третьих лиц выйти на новые, ранее недоступные каналы сбыта.
ФАС о закупках в электронном магазине
Согласно письму ФАС РФ № МЕ/4930/20, в актуальных законах о контрактной системе нет норм, по которым покупатели государственного, муниципального уровня и исполнители должны осуществлять закупки малого объема только через электронный магазин.
По мнению антимонопольной службы, осуществление закупок малого объема через подобную площадку считается правом, а не обязанностью. Пункт 5 ч. 1 ст. 15 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает принимать акты и осуществлять действия, которые способны стать причиной для ограничения или полного отсутствия конкуренции. Поэтому не могут быть установлены правила для покупателей по выбору поставщиков ТРУ.
Субъект РФ может принять нормативно-правовой акт, по которому заказчики обязаны закупать товары и услуги через электронный магазин на конкретной ЭТП. Но если в законодательстве РФ нет порядка выбора ЭТП, появляется вероятность несоблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – предоставления преимущества оператору одной из ЭТП.