Эмоциональный человек кто это такой и что
Эмоциональность Эмоциональный
В своих взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием
Критика имеет две составляющие — эмоциональную и конструктивную, и, как правило, чем больше одна, тем меньше другая.
Женщина своей пластичностью, мягкостью в итоге делает сердце мужчины
более мягким. Он становится более эмоциональным.
А ты не знаешь, что такое значит
Когда мужчина — плачет!
О! в этот миг к нему не подходи:
Смерть у него в руках — и ад в его груди
М. Ю. Лермонтов «Маскарад»
Эмоциональность как качество личности – способность выражать силу и энергию своих эмоций, связанную с реакцией на явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал: — Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны? Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним: — Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться. Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили: — Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас? Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?» Один человек из толпы сказал: — Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям. Будда улыбнулся: — Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
Ни для кого не будет открытием, что женщины эмоциональнее мужчин. Крайнее проявление эмоций – истерия, происходит от древнегреческого hystera (матка), что само по себе указывает на ее половую принадлежность. Женский ум тесным образом связан с чувствами, а у мужчины ум больше привязан к разуму. То есть природа женщины создала промежуток между умом и разумом, а у мужчины между умом и чувствами. Отсюда и следует танцевать. Мужчины, в силу существования зазора между умом и чувствами, живут идеями, а женщины живут эмоциями. Каждый пол от такого положения вещей что-то выигрывает, а что-то проигрывает, имеет свои преимущества и свои недостатки. Когда мужчина и женщина закружатся в радостном танце любви, происходит так необходимое им равновесие.
А что делать женщине с ее накопившимися подавленными эмоциями? Природу если гнать в дверь, она влетит в окно. Ей тоже нужно разрядиться, иначе в организме произойдет гормональный сбой. Даже здесь существуют различия. У мужчины в таких случаях страдает нервная система. И вот женщина идет к ответственному за ее эмоциональное состояние – к мужу. Накормив его после работы, начинает делиться с ним своими беспокойствами, тревогами, боязнями, страхами и переживаниями. Она не ждет от мужа советов, готовых решений, немедленных действий. Ей нужно другое. В муже она хочет видеть активного слушателя, способного снять эмоциональный перегрев, успокоить ее сердце, дать почувствовать, что у нее есть надежная защита. Если мужчина понимает женскую природу и терпит выплески ее эмоций, она его ценит и дорожит им. Помните слова песни Анны Герман: «Мне говорят, он маленького роста, Мне говорят, одет он слишком просто. Мне говорят, поверь, что этот парень Тебе не пара, совсем не пара. А он мне нравится, нравится, нравится, И для меня на свете друга лучше нет. А он мне нравится, нравится, нравится, И это все, что я могу сказать в ответ». Нравится, потому что способен дать эмоциональную защиту, обеспечить душевный покой и умиротворение. Любой человек стремится к этому счастливому состоянию души и тела. Так природа позаботилась о гармоничных отношениях между мужчинами и женщинами. Если супруги понимают природу друг друга, такая гармония легко достигается.
К примеру, читал о таком эпизоде в семейных взаимоотношениях. Супруги договорились в воскресение поехать в зоопарк с сыном. Пока она одевается, он берет сына и говорит: «Пойду машину прогрею». – «Хорошо. Я через двадцать минут буду готова». Выходит из подъезда ровно через двадцать минут, а их нет. Оказывается, ему пришла в голову какая-то идея, и они поехали с сыном, забыв про маму. Потом вспомнили, развернулись и резко рванули домой. Возвращаются минут через десять. Она стоит и угрожающе молчит, а затем молча поворачивается и идет к подъезду. Муж покорно следует за женой. Поднимаются по лестничной площадке. На ее спине уже написан жестокий вердикт. Заходят в квартиру, и она начинает на него орать. Эмоции фонтанируют не хуже, чем фонтаны в Петергофе. Муж понимает: «Нужно терпеть и молчать». Десять минут она орет, он смотрит на нее и говорит, немножко, так, грубовато: «Ты все сказала?» Жена потом рассказывает: «Когда он меня так спросил, я заглянула вовнутрь себя и поняла, что все сказала». То есть, человек выплеснул через речь все негативные эмоции, свое внутреннее напряжение и успокоился. После этого он ей говорит: «Тогда поехали!» Разворачивается и идет. И она понимает: «Нужно следовать!»
Представьте, если бы муж начал в ответ скандалить. Она б подумала: «Зачем мне в семье другая женщина? Он такой же, как и я». Авторитет мужа рассыпался бы. Но когда он ее спокойно выдержанно выслушивает, она осознает: «В этом человеке есть сила». Такой мужчина способен защитить женщину от ее же собственного беспокойного ума с каскадами чувств и эмоций. Эмоциональность женщины ищет не того мужчину, кто будет лишь исполнять ее желания, а того, кто даст надежное прибежище для ее чувств и эмоций, кто примет за нее решение, кто спасет ее от накопившихся внутренних противоречий.
Консультация психолога: онлайн по России, странам СНГ и личный прием в Самаре
Психолог Зобнин Олег Вячеславович проводит профессиональные консультации онлайн по всей территории России и других стран. Для клиентов из г. Самары организован личный прием по адресу: ул. Революционная 128.
ДЕВИЗ ПСИХОЛОГА: ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!
Услуги психолога онлайн
Олег Зобнин – эксперт в области НЛП. За 20 лет психологической практики он убедился, что нейролингвистическое программирование решает проблемы:
- ДЕПРЕССИИ И СТРЕССА
Упадок сил, послеродовая депрессия, ощущение ненужности и безысходности – общение с психологом онлайн или при личной встрече поможет разобраться в себе, выяснить первопричину проблем. С апатией и отсутствием желания жить нужно и можно бороться. Получите профессиональную помощь у Олега Зобнина. ПАНИЧЕСКИХ АТАК
Сопровождают приступы тревоги, удушья, дрожь в теле и другие неприятные симптомы панических атак? Позвонить психологу онлайн – это возможность сделать первый шаг к нейтрализации стресса. Специалист подберет для вас индивидуальные психотехники, которые помогут избавиться от панических атак. РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Возникли сложности в общении с ребенком, особенно подросткового возраста? Вы можете обратиться за консультацией психолога для подростка онлайн. Профессиональная помощь понадобится как ребенку, так и родителям, чтобы вместе выяснить причины сложных отношений внутри семьи. СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Взаимоотношения между мужем и женой часто сопровождаются взаимными обидами, непониями, ссорами, которые приводят к тому, что оба несчастливы в браке. Молчание, замкнутость, желание пустить все на самотек – неправильное решение. Поговорите с психологом онлайн, по телефону или на личном приеме в Самаре и убедитесь, что кризис в семье можно преодолеть совместными усилиями: специалист + клиент. ПРОБЛЕМ НА РАБОТЕ
Трудовая деятельность занимает, как минимум, 8 часов нашей жизни ежедневно. Провести это время в напряжении, стрессе, недовольстве собой, конфликтах с коллегами – не лучшее решение. Консультация психолога дистанционно или на приеме в офисе поможет наладить коммуникацию с коллегами, влиться в коллектив, найти свое место в команде.
Различные инструменты НЛП, которые использует в своей работе Олег Зобнин, помогут повысить самооценку, научиться развиваться и жить полной жизнью без страхов и преград. Нейролингвистическое программирование снимает внутренние блоки, которые мешают построить счастливую личную жизнь или удачную карьеру.
В статьях Блога вы найдете отражение ваших проблем:
Проблемы в семье
Конфликт матери и дочери
Депрессия
Любовь и Разлука
Неуверенность в себе
Стресс
Обида, Вина, Стыд
Мотивация и самомотивация
Сказкотерапия
Причины обратиться к психологу online
Клиенты со всей России и других стран мира обращаются к Олегу Зобнину, потому что:
Консультации психолога онлайн, на личном приеме проводятся платно, стоимость – 3000 руб/час. Минимальное время общения со специалистом – 15 минут. Вы можете выбрать VIP-пакет услуг и детально обсудить все интересующие вас вопросы на протяжении двух часов личного общения и двух часов в Facebook или VK.
У Вас трудности, конфликты на работе, в семье. От вас ушел любимый человек и жизнь стала серой, тоскливой и ненужной. Вы не знаете, что делать? Найдите меня в Skype, WhatsApp, Viber или напишите письмо. Я Вам обязательно помогу.
+7 987 955-49-56 (WhatsApp);
+7 987 955-49-56 (Viber);
olegvzobnin (Skype);
эмоциональный человек, какой он?
Квентин Тарантино назвал 20 лучших фильмов [2009-08-17]
Газета «Наш Мир»
Знаменитый кинорежиссер Квентин Тарантино назвал в интервью ресурсу Sky Movies 20 лучших фильмов, вышедших с 1992 года, то есть с того момента, как сам он стал одним из самых известных представителей современной киноиндустрии.
По его мнению, места в этом своеобразном рейтинге распределились следующим образом:
Тарантино особо подчеркнул, что ранее в этом списке второе место занимал фильм «Матрица», однако, вторая и третья часть, по мнению режиссера, «разрушили мифологию картины», поэтому оригинальный фильм занял в его рейтинге лишь 14-ю строчку.
Напомним, что в 1992 году вышел первый фильм Тарантино «Бешеные псы», принесший ему мировую известность. Последним проектом режиссера стала картина «Бесславные ублюдки», стартующая в прокате 20 августа 2009 года.
Разный.
В зависимости от того, какому уровню эмоционального интеллекта он соответствует.
Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта на грубость будет, не задумываясь, отвечать грубостью. У него низкий самоконтроль, ситуация влияет на него, провоцируя на определенные эмоции.
Человек со средним уровнем эмоционального интеллекта обладает высоким уровнем самоконтроля.
У человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. Этот человек знает, как себя вести в определенной ситуации и при этом чувствует себя свободным. Таким человеком трудно манипулировать. Он живет в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Кто вы: ментальный или эмоциональный человек?
У таких людей формируются жизненные установки, которые больше связаны с мыслями и идеями, а не с чувствами.
С другими людьми они избегают физического и эмоционального контакта. Такой человек покорно живет, не желая участвовать в жизни в полной мере. Они чувствуют себя небезопасно в ситуациях высокой эмоциональной заряженности, в межличностных контактах и избегают живости в целом. Они отказываются от проявления чувства гнева, здоровой агрессии и им хорошо знакомо чувство страха. Поэтому у них много нереализованных идей. Это мегамозги. Очень креативные и очень чувствительные люди.
Если рядом с вами живет или работает такой человек, то для него будут невыносимы ваши слезы, громкий смех или ваши бурные объятия. Скорей всего он сбежит от вас. Чаще всего они выбирают профессии, где минимальны контакты с другими людьми (IT-технологии, ученые, писатели).
Эмоциональный человек полон эмоций, переживаний и ощущений. Способность такого человека к ясному мышлению в стрессовых ситуациях ослабевает. Им невыносимо жить без эмоционального контакта с другими людьми, они буквально “цепляются за отношения”. Они испытывают волнение, когда взаимодействие с другим человеком становится немногословным или физическая дистанция увеличивается. Они гневаются, если с ними не хотят продолжать общение. Это очень эмоциональные, энергичные и живые люди. Могут делать много вещей одновременно. Бесстрашные. Им сложно сдерживать свои эмоции и они могут изливать свою эмоциональную энергию на вас часами. Если вы все это выдержите – то будете для них самым желанным собеседником или партнером.
И ментальные и эмоциональные люди отличаются друг от друга внешним видом, телосложением, у них разное выражение глаз, окраска кожи.
А теперь представьте, что вместе живут люди с такими разными характерами, ведь противоположности притягиваются. Как им ужиться друг с другом? Как и когда формируются эти различия между людьми? Современный анализ развития ребенка показывает, что эти особенности закладываются во время беременности, в процессе родов и в первые месяцы жизни.
Все влияет на маленького человека:
Это оказывает влияние на формирование гормональной, иммунной и нервной систем. Если нарушения происходили на ранних этапах, то больше вероятности появления на свет ребенка с характеристиками ментальности, а если нарушения происходили на последних месяцах беременности − больше вероятности появления эмоционального человека.
Сейчас я описываю две крайности по шкале эмоциональности человека. На самом деле, у многих из нас присутствуют и те и другие черты. Однако мы должны знать, чего у нас больше, чтобы понимать − откуда мы двигаемся к золотой середине. Потому что посередине человек, который использует обе стратегии поведения в зависимости от обстоятельств. Такой человек чувствует себя любимым и принимаемым просто потому, что он существует. Он может быть один, а может общаться с другими, когда захочет.
На своих занятиях курса мы изучаем телесные характеристики различных черт характера и учимся корректировать свое поведение, формировать мышечный каркас здоровой структуры характера.
Эмоциональность
Сегодня предлагаем обсудить тему: «эмоциональность». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.
Эмоциональность
У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».
Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.
К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты :
1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.
2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.
3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.
Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.
Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях :
Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.
В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.
Эмоциональность
И вообще, настоящий герой всегда спокоен и ироничен. Но в то же время к хладнокровным людям подозрительное отношение.
Считается, что если человек хладнокровен, то он непременно суховат и в чем-то эмоционально обделен. Иными словами, хладнокровие – это скучно. Почему? Да потому что нет эмоций. Следовательно, нет полноты жизни. А оно тогда нам надо, это хладнокровие? Не даром многие фантасты с упоением рисовали ужасающие картины будущего, в котором не останется места эмоциям, а люди сделают окончательный выбор в пользу рациональных разумных решений.
Лед и пламень
Строго говоря, эмоции и разум даны нам для регуляции собственного поведения.
Правда, эмоции – гораздо более древний механизм. Поэтому они и диктуют более примитивные решения, чем разум. Но зато эмоции прибавляют энергии: решение, принятое «на эмоциях» вызывает такую мобилизацию сил, которую не способен спровоцировать ни один рациональный аргумент. Никакое «мне надо» не придаст такого тонуса и драйва, как «Вот зараза, ну я ему докажу». О хладнокровии мы обычно вспоминаем, наломав дров и не рассчитав последствий.
Существует определенное массовое отношение и к хладнокровию, и к излишней эмоциональности. Зачастую излишняя импульсивность становится даже более предпочтительной, чем хладнокровие. Не даром же большинство творений массовой культуры воспевает чистую незамутненную (а порой и ничем не мотивированную) страсть и водопад эмоций. И даже услышав рассказ о неких знакомых, которые то женятся, а через месяц с шумом разводятся, она уезжает прочь, а он догоняет поезд на такси и высунувшись из окна вопит «Маша, я тебя простил!», невольно ловишь себя на мысли: «Вот это жизнь у людей… сплошное половодье чувств».
На этом фоне хладнокровие смотрится совершенно невыигрышно. Распространенная ошибка состоит в том, что хладнокровие зачастую приравнивается к отсутствию любых эмоций в целом. В то время как хладнокровие – всего лишь умение контролировать собственные чувства. Возьмем для примера группу студентов, готовящихся сдавать экзамен суровому преподавателю. Одни трясутся мелкой дрожью и готовы по команде хлопнуться в обморок. Другие же дрожат менее интенсивно. Но это не значит, что им не страшно: просто они умеют держать в узде собственные чувства.
Пороть горячку
Вообще, нормы, очерчивающей границы эмоциональности, не существует. Многое зависит от темперамента (иначе говоря, силы и скорости психических процессов). Для одних колотить посуду – это проза жизни. Для других публичное проявление эмоций представляется делом из ряда вон выходящим. Так что беспокоиться по поводу своей эмоциональности стоит только тогда, когда она начинает мешать жить. Например:
— Эмоции начинают управлять человеком, в результате чего ситуация выходит из-под контроля. Допустим, некто повздорил с начальством из-за пустяковой проблемы. Но в процессе выяснения отношений раздул ситуацию и завелся настолько, что видит теперь только один выход – уволиться с этой ненавистной работы.
— Эмоции надолго выбивают из колеи. Речь не о сильном стрессе, после которого действительно необходим восстановительный период, а скорее о том, когда испытанное раздражение никак не проходит, разрастается, пока не превратится в вечернюю головную боль.
— Человек попадает в зависимость от сильной эмоции – и начинает искать повод для встречи с ней. Это может быть желание испытать эйфорию или выместить на ком-нибудь агрессию.
В подобных случаях пора заняться установлением контроля над эмоциями.
Контролировать эмоции
Прежде всего надо понимать, что контролировать эмоции и подавлять их – это две совершенно разные вещи. Регулярно лишая себя эмоциональной разрядки, со временем можно заработать психосоматические заболевания. Если представить собственные чувства в виде крана с текущей из него водой, то подавляя свои чувства, мы как будто полностью закрываем этот кран. А вот способность увеличивать и уменьшать силу и напор воды – это и есть умение контролировать свои эмоции.
Для работы с эмоциями существует множество способов – от аутотренинга до практики йоги. Но есть и несколько способов самостоятельной работы.
Распределить эмоции. Чем больше количество ситуаций, которые вызывают у нас эмоции, тем менее интенсивны проявления чувств в каждой из них. Иными словами, чем шире у человека круг общения, чем больше культурный багаж, тем спокойнее он реагирует на какие-то эмоциогенные ситуации.
Переключиться. В этом случае необходимо перенести деструктивные эмоции из ситуации, вызывающей у вас напряжение, в нейтральную. Самый простой пример переключения – это японская традиция, согласно которой подчиненный дома по вечерам лупит подушку с изображением начальника. Кстати, сегодня эта технология сильно усовершенствована: теперь японская техническая индустрия производит специальных домашних роботов, которых можно бить и оскорблять, а те в ответ будут смиренно кланяться и извиняться.
Сосредоточиться. Этот способ лучше всего применять в ситуациях, требующих сосредоточения на одной, но крайне важной задаче. В этом случае необходимо сознательно исключить из жизни возможность попадания в ситуации, которые могли бы спровоцировать эмоциональный всплеск. Например, если вам кровь из носу необходимо написать годовой отчет, то лучше отключить мобильный телефон, запереть дверь и на время забыть о существовании внешнего мира. Все лучше, чем отказываться от приглашений хорошо провести вечер, изводиться от жалости к себе, уставившись невидящими глазами в ненавистный отчет.
Эмоциональность как тип темперамента (характера)
В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента (характера). Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса — Ле Сенна (Робер, Тельман, 1988). Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-) и первичности и вторичности (П и В).
Эмоциональность понимается авторами типологии как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность. Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла.
Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать.
Первичность характеризует другую сторону эмоциональности — быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.
Исходя из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров:
— сентиментальный: Э+, А-, В;
— бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;
— аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;
Нервный тип характеризуется сильными и беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям.
Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.
Бурный тип подчас проявляет неистовое проявление чувств. Жизнерадостен, всегда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным возмущением. Страстный тип отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта. Сангвиник мало возбудим, спокоен, оптимистичен. Флегматик холоден и спокоен.
Аморфный тип безразличен к тому, что делает. Эмоционально невозбудим. Апатичный тип тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен.
Среди акцентуированных типов личности, выделенных К. Леонгардом (1989), имеются аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы.
Аффективно-лабильный тип характеризуется легкой сменой полярных эмоций. На передний план выступает то один, то другой полюс эмоциональных переживаний.
Радостные события вызывают у них не только радость, но и высокую вербальную и двигательную активность. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления. Они легко заражаются эмоциями других, например, находясь в компании. При этом степень их внешних реакций и глубина переживаний не соответствует значимости события. Они могут проявить бурный восторг по поводу незначительного успеха и впасть в глубокое депрессивное состояние по поводу пустячной неудачи.
Аффективно-экзальтированный тип — это темперамент тревоги и счастья. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. У них сильно выражена экспрессия. Привязанность к близким, друзьям, радость за них могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Обладают крайней впечатлительностью по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным может довести таких людей до отчаяния. Они могут испытывать искреннее горе по поводу небольшой неудачи или разочарования. Неприятность друга такой человек может переживать сильнее, чем сам пострадавший. Этот темперамент чаще всего присущ тонким, артистическим натурам: поэтам, художникам.
Эмотивный тип близок к аффективно-экзальтированному типу, но в отличие от него у людей этого типа эмоции развиваются не так быстро. Этот тип тоже связан с чувствительностью к тонким, а не грубым эмоциям, т. е. к тому, что связывается с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого типа называют мягкосердечными, задушевными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от произведений искусства, восприятия природных ландшафтов. Для них характерно сильное внешнее выражение своих переживаний. Особенно выражена у них слезливость. У них одинаково легко появляются и слезы печали, и слезы радости. Следствием болезненно глубокого переживания является реактивная депрессия. Тревожный (боязливый) тип будет рассмотрен в этой главе ниже (раздел 14.8).
По П. В. Симонову (Симонов, Ершов, 1984), каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.
Эмоциональный человек: особенности человеческой эмоциональности
Эмоции присущи всем людям, это важная составляющая нашей жизни, и в оценках других людей мы во многом ориентируемся на чувства, которые они вызывают. С другой стороны, внешние проявления эмоциональных состояний создают уникальный, неповторимый образ каждого человека. Эмоциональность, как качество личности, естественна и необходима и в общении, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Но чрезмерная демонстрация эмоций утомляет, а часто и раздражает, она мешает нормальному взаимодействию с людьми и нередко бывает источником конфликтов. Чтобы понять, с чем связана повышенная эмоциональность, следует разобраться в психологии этого личностного качества.
Эмоции и их роль в жизни человека
Радость и огорчение, удовольствие и неприязнь, страх и восторг, страсть и аффект – все это эмоциональные состояния, играющие важную роль в жизни человека. Часто их называют эмоциями, хоть с точки зрения психологии эмоции – только один из видов эмоциональных состояний. Но мы не будем слишком педантичны и станем употреблять и более короткое название этих психических явлений.
Что такое эмоциональные состояния
Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные.
Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью.
Чем более значимы и важны для человека потребности, тем более сильные эмоции он испытывает. Правда, значимость потребностей исключительно субъективная. Так, заядлый курильщик испытывает раздражение, когда не может выкурить желанную сигарету, хоть объективно это не та потребность, которую стоило бы удовлетворять.
Эмоции очень разнообразны и окрашивают буквально каждый миг нашей жизни. В психологии принято выделять следующие виды этих психических состояний:
Наиболее устойчивыми являются чувства и настроения. Они-то в большей степени и определяют особенности такого личностного качества, как эмоциональность.
Эмоции – это довольно древний вид психических состояний, и они связаны с физиологическими процессами в нашем организме. Переживание определенных эмоциональных состояний вызывает изменение в деятельности разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. И чем ярче чувства, тем сильнее эти изменения.
Дело в том, что наш мозг реагирует на значимые для человека ситуации повышением активности нервных клеток, возникновением очагов возбуждения. В зависимости от характера ситуации нейроны начинают производить определенные белковые соединения. Например, осознание внезапной опасности приводит к выработке гормона норадреналина. Он усиливает работу сердца, повышает уровень кровяного давления, снижает активность пищеварительной системы. То есть так наш организм готовится к отражению опасности или к бегству от нее.
А приятные для нас ситуации, удовлетворяющие потребности, приводят к выработке серотонина – гормона «хорошего настроения». И мы испытываем чувство удовольствия и безмятежности. Изменение биохимии мозга – это важное следствие переживания эмоций, но не единственная их функция.
Функции эмоциональных состояний
Иногда кажется, что неприятных эмоций гораздо больше, чем приятных. Это связано с тем, что отрицательные эмоции для нашего организма более важны, поэтому мы их лучше запоминаем и дольше помним. Эти состояния предупреждают об опасности, дают сигнал быть осторожным, заставляют не забывать о возможных неприятностях. Для человека жизненно необходимы все эмоциональные состояния, которые выполняют множество функций:
Эмоции настолько тесно связаны со всеми процессами, происходящими в нашем организме, что являются неотъемлемой частью нашей личности. Оценивая людей, мы большое внимание уделяем их эмоциональности.
Эмоциональность как качество личности
Несложно заметить, что люди отличаются друг от друга и по характеру проявления эмоций, и по их количеству. Есть те, кто готов по любому поводу визжать от восторга или впадать в истерику. А иные практически в любой ситуации сохраняют спокойствие и даже равнодушие, возможно, они и испытывают какие-то переживания, но заметить их бывает сложно.
Проявления эмоциональности
Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом.
Сочетание этих характеристик и разных их уровней делает каждого человека уникальной и неповторимой с точки зрения эмоциональности личностью. Характер и уровень наших эмоций связан с целым рядом причин, среди которых можно выделить две группы: индивидуальные особенности нервной системы и внешние факторы.
Эмоциональность и темперамент
Одной из главных причин различий в эмоциональной сфере людей являются особенности нервных процессов, то есть темперамент.
Не углубляясь в анализ этого понятия, лишь скажу, что под типом темперамента понимают врожденные особенности психических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сочетание таких характеристик, как сила, скорость и соотношение возбуждения, и торможения дают огромное разнообразие индивидуально-психологических типов людей. Их условно разделяют на 4 основных: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. В чистом виде они не встречаются, однако у большинства людей преобладают черты какого-то одного типа, а остальные присутствуют в меньшем количестве.
Для каждого типа характерна своя картина эмоциональности, заданная своеобразием психических процессов:
Так как у нас в той или иной степени присутствуют черты всех четырех типов, то в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя по-разному. И сама эмоциональность, как личностное качество, тоже формируется и меняется под влиянием внешних факторов.
Влияние внешних факторов на характер эмоциональности
Внешние факторы играют не менее важную роль в проявлении эмоций. Все же эти психические состояния являются реакциями на то, что с нами происходит. И случается, что жизненные обстоятельства приводят к изменению уровня и характера эмоциональности, а то и к развитию патологии.
Эмоциональные черты личности закладываются в детстве. И от воспитания во многом зависит, кем вырастет ребенок – спокойным и уверенным в себе человеком или капризным неврастеником. Но и у взрослого индивида с казалось бы сформировавшейся психикой могут возникать такие ситуации, когда его нервная система не выдерживает, и ее перегрузка отражается прежде всего на эмоциональной сфере. К серьезным изменениям эмоциональности могут привести следующие факторы:
В большинстве случаев эти факторы приводят к снижению эмоционального тонуса, например, к депрессии, или к неврозам, которые проявляются в повышенной раздражительности и агрессивности. Но бывают и еще более серьезные психические заболевания. Так или иначе, это все очень неприятные явления и болезни, требующие врачебной помощи, и они уже находятся вне компетенции психолога.
Может возникнуть вопрос: неужели не бывает изменений эмоциональности со знаком «плюс», то есть усиление положительных эмоций? Да, бывает.
Например, эйфория – это состояние блаженства и счастья, когда все воспринимается радостным, светлым и позитивным. Обычно эйфория непродолжительна и связана с каким-то знаковым событием ярко выраженной положительной окраски. Например, абитуриент поступил на престижный факультет, куда стремился с детства, и конкурс был настолько высок, что молодой человек даже не надеялся на удачу. А вот если состояние эйфории продолжительное и ничем не обоснованное, то это, возможно, признак какого-то психического отклонения.
Среди положительно окрашенных, но явно патологических состояний можно назвать морию. Это ярко выраженное позитивное настроение, которое сопровождается расторможенностью: нелогичностью поступков, смешливостью, бессмысленной болтливостью, отсутствием стыда и дурашливостью. Такое состояние наблюдается при алкогольном опьянении и при повреждении лобных долей мозга, отвечающих за рациональный контроль.
То есть ярко выраженное и устойчивое изменение эмоциональности у взрослого человека, особенно если оно ничем не обосновано – это повод для беспокойства и обращения к психиатру.
Таким образом, эмоциональность, как и многие психические явления, подчиняется закону «золотой середины». Отсутствие эмоций, заторможенность и холодность – это плохо и для самого человека, и для его окружения. Но и излишняя эмоциональность – это тоже повод для беспокойства.
Левая и правая эмоциональность
Впечатлительность и импульсивность — негативные элементы эмоциональности. Назовем это — левой эмоциональностью!
скачать видео
Правая эмоциональность — это высокая энергия эмоций, выразительные жесты и темперамент. Вполне может сочетаться с разумностью решений и поведения.
скачать видео
Пока вы не различаете, что такое «правая» и «левая» эмоциональность, вы никогда не разберетесь, эмоции хороши или плохи. Действительно, как относиться к эмоциям? С одной стороны, они дают энергию и краски жизни, они помогают нам понимать состояние друг друга, они воодушевляют, заражают и завораживают. С другой стороны, эмоции мешают думать, вовлекают во всевозможные глупости, подталкивают к ошибкам. Похоже, что говорить об эмоциональности «вообще» — не вполне правильно, поскольку одним этим словом называют две совсем разные вещи.
Посмотрите на верхнюю картинку. В середине — человек, слева и справа от него — эмоции. Эмоции слева, левые эмоции — те, которые заставляют человека делать то или иное, которые являются причиной его действий, мыслей и эмоций. А вот эмоции справа, правые эмоции — те, причиной которых является сам человек, его разум и воля.
Вы решили рассердиться — вы сердиты. Если вы решили простить и быть доброжелательными — вы улыбаетесь и доброжелательны.
Когда человек — причина, а его эмоции — следствие, тут все правильно. Когда источник — человеческий разум, а эмоции — его инструмент, это великолепно. Такие эмоции — благо. Такие эмоции бывают прекрасно развиты у женщин, это основа эмоционального интеллекта, и это часто то, что так не хватает многим мужчинам.
Поэтому, когда под эмоциями и эмоциональностью понимают силу темперамента и эмоциональную выразительность, эмоции — это прекрасно. Высокая энергия эмоций, выразительные жесты и сила темперамента — полезный инструмент и удачная личностная черта, поскольку без труда сочетается с разумностью решений и поведения.
А вот левые эмоции — это другое, а именно неспособность контролировать себя.
Вы хотели рассердиться, но вам улыбнулись, и вы о своем решении забыли. Вы решили простить и быть доброжелательными, но внутри все клокочет, помимо вашей воли вы говорите резко, обвиняете и упрекаете.
Это склонность бездумно выплескивать чувства, несчастно жаловаться и истерить.
А что я могу поделать? На меня же нахлынули эмоции!
Аналогично, впечатлительность и импульсивное реагирование как проявление эмоциональности — не радость, а проблемная особенность и дурная привычка, заставляющая людей переживать впустую, делать глупые покупки и совершать решения, о которых будет жалеть и сам человек, и те, кто с ним рядом.
Поэтому на вопрос: «Эмоциональность — это хорошо или плохо?» — можно отвечать просто и коротко: «Левая эмоциональность, когда наше поведение определяем не мы, а наши эмоции — это плохо. Неправильно, когда эмоции — причина, а мы — следствие наших эмоций. А вот правая эмоциональность — это хорошо и отлично. Своими решениями должны заведовать мы сами, а эмоции должны быть нашими средствами и инструментами».
Итого: Убирайте левую эмоциональность и развивайте эмоциональность правую.
Действительно, когда эмоции подчиняют нас себе, это глупо. Когда наши яркие эмоции служат нашим разумным целям, это прекрасно. Пусть наши эмоции будут инструментами, делающими наше лицо живым, улыбку — яркой, а речь — зажигательной. Но недопустимо, когда чувства затмевают разум, а решения принимаются вследствие сиюминутных импульсов. Эмоции не могут и не должны быть причиной наших действий и решений. Причиной наших действий может и должен быть только наш разум, а эмоции могут только помогать нам тогда, когда они нужны.
Если вы планируете взять левую эмоциональность под свой контроль, посмотрите эту подборку статей.
Эмоциональность как свойство личности
Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.
В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность — это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств. Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др.
Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья
человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с другими людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию — отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потребностям субъекта. Если эта. функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций — эйфория. Это эмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижении критичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению.
Приспособительная функция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает ему информацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, может пробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти ему жизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуре личности, психологический облик человека изменяется. При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека развиваются тревожность, беспокойство, застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательных эмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия, выражающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствии интереса к окружающему миру.
В этих случаях человек нуждается в психологической или психиатрической помощи. Причиной депрессии может стать горе, вызванное трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполнимую астеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему возможность выговориться, сопереживать вместе с ним, способствовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.
Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмоциям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны сильные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спокойны и сдержанны в эмоциональном плане.
Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкосновенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.
Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко создает трудности в общении, препятствует конструктивному разрешению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном общении. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку преодолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повышения коммуникативной компетентности, например, включены специальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах общения.
Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устойчивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздражитель. Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижают ее эффективность. Человек может сохранять контроль над своими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от психологических факторов. К первым относятся свойства нервной системы, ко вторым — сложные механизмы саморегуляции и контроля поведения, формируемые в процессе воспитания личности. Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит сложная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления.
С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ослаблению или даже разрушению. Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно сосредоточено прямо на них. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности человека. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе доводов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкреплены эмоциями. Обычно конкретный акт поведения начинается и завершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.
Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего могут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышенная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспособность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально неустойчивые школьники обычно показывают более низкие результаты при выполнении ответственных контрольных работ или на экзаменах.
Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.
Эмоциональная устойчивость является необходимым условием успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности, в том числе педагогической. Работа учителя отличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конфликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психологическом облике учителя важны такие эмоциональные качества, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсивных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния.
Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. У каждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоционального самочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. До-донов образно назвал такого рода колебания «эмоциональным маятником». У одних людей эмоциональное самочувствие приближается к полюсу «счастье», у других — к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии часто наблюдаются у людей, объективно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера человека, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом.
Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить ‘ производственные, семейные, дружеские отношения, становится препятствием для выбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.
В эмоциях оъективно переживаются, становятся внутренним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психологии личности, которая составляет содержательно основную часть всего раздела «Общая психология».
Эмоции представляют собой важную, выразительно яркую и значимую сторону исконной, атрибутивной субъективности психического образа мира, являющегося предметом психологии и объектом данного учебника. Практические переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его сознанию и самосознанию.
Личность существует, функционирует и развивается во взаимодействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отношения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для личности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодействуют со всей психикой человека. Они феноменологически и функционально пересекаются с деятельностями, потребностями, способностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и характером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферами психики. Как и все описанное в предыдущих главах учебника эмоции, это не часть целостной психики, а лишь определенный, условно выделенный, специфический аспект ее научно-аналитического рассмотрения, поэтому он (в структуре общеличностного) будет рассматриваться и так или иначе проявляться, реализовываться во всех последующих разделах учебника: в социальной, возрастной и педагогической психологии.
Контрольные вопросы
1.Каковы основные функции эмоций и как можно их охарактеризовать?
2.Что такое аффект и каковы его основные свойства?
3.В чем заключаются различия между стеническими и астеническими
4. В чем состоят причины возникновения стресса и каковы основные
стадии его протекания?
5. Как проявляется единство аффекта и интеллекта в деятельности
6. Что такое эмоциональная устойчивость личности и в чем состоит ее
влияние на поведение человека?
Тестовые задания
1. Что является основной качественной характеристикой эмоций?
Эмоциональность
Как относиться к эмоциям? С одной стороны, они дают энергию и краски жизни, они помогают нам понимать состояние друг друга, они воодушевляют, заражают и завораживают. С другой стороны, эмоции мешают думать, вовлекают во всевозможные глупости, подталкивают к ошибкам.
Эмоции дают радость, и девушки, как и молодые люди, эмоции любят, хотя каждый из нас выбирает любимые эмоции свои. Девушки больше любят попереживать и побояться, молодые люди любят испытать себя «на слабо» и потренировать стойкость при встрече с опасностью. Развлекаться эмоциями — можно, это н.
Эмоциональный формат общения — способ общения, где человек отпускает над собой контроль, разрешает себе безответственные реакции и высказывания, побуждаясь только эмоциональными импульсами. Эмоциональный формат — безответственная разновидность личного формата. Такой способ общения характерен д.
У эмоциональных людей отношения чаще подчиненены чувствам и эмоциям, зависят от настроений, и эмоциональный человек обычно не может (не приучил себя) отвечать за свои отношения и действия в них. «Я тебя полюбил — это как обрушилось на меня!» «Я тебя разлюбил — а что с этим можно поделать?» Поз.
Как правило, рассудительность и эмоциональность противоречат друг другу, однако у развитой личности вполне возможно их мирное сосуществование и взаимодополнение.
Рациональное — это разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.
Уровень осознания своей ответственности у людей не одинаков. У кого он выше, те быстрее воспринимают принцип «He вреди!» Но к другому уровню ответственности в большинстве случаев приходится искать подходы.
Мышление эмоционального человека скорее ассоциативное, нежели связное и обоснованное фактами, в речи больше того, что кажется и хочется, нежели то, что есть. Репортаж для эмоционального человека не свойственен, а спектакль — близок. Эмоциональный человек живет скорее в Сказке, нежели в Реально.
Без психогигиены общения (без ее принципа «Не вреди!» и без ее информации о психологических закономерностях общения) моральная практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полагая, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому чел.
Девочки, создания нежные и тонкие, сгусток эмоций, чувств и фантазий, подход к каждой нужен особенны.
Воспитание, тем более перевоспитание — дело исключительно творческое, и чаще всего здесь оказываются.
За 5 месяцев моей работы на Дистанции, моя эффективность возросла в 1,5 раза. Если раньше я вела 9 п.
Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке
Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов