Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры

Эпистолярный жанр

Полезное

Смотреть что такое «Эпистолярный жанр» в других словарях:

эпистолярный жанр — см. эпистолярная литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ — ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, эпистолярная, эпистолярное (лит.). прил., по знач. связанное с эпистолами, с литературными произведениями в форме писем, посланий. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль. Эпистолярный роман (в форме писем). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

Эпистолярный стиль — (от греч. epistola – письмо, послание) – стилистическая особенность писем (посланий) как одной из разновидностей письменной лит. речи (см. Эпистолярный жанр). Номинация Э. с. используется в одном из возможных значений термина стиль (см.), но… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

эпистолярный — ая, ое. épistolaire adj.1. Написанный в форме письма, послания; являющийся эпистолой. БАС 1. Поэзия разделилась на лирическую, эпическую, драматическую, описательную, эпистолярную и проч. Белинский Горе от ума Грибоедова. Сколько в этом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Эпистолярный роман — Титульный лист первого издания романа Афры Бен «Любовная переписка дворянина и его сестры» (1684) Эпистолярный роман или роман в письмах разновидность романа, представляющая собой цик … Википедия

Письмо как жанр — – возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Будучи опубликованным, письмо становилось достоянием аудитории, в силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые… … Энциклопедический словарь СМИ

РОМАН (литературный жанр) — РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

эпический жанр — ▲ род литературы ▲ в виде, повествование очерк. рассказ. новелла рассказ, отмеченный строгостью сюжета и композиции, необыденностью события. повесть жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету. роман. эпопея. дилогия. трилогия. тетралогия. эпос.… … Идеографический словарь русского языка

ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) франц. философ и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80 90 х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории… … Энциклопедия культурологии

Источник

Эпистолярный жанр — что это такое простыми словами

Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Смотреть фото Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Смотреть картинку Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Картинка про Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Фото Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры

Простая статья об эпистолярном жанре

Основные стили речи крайне редко вызывают у пользователей затруднения. К ним относят разговорный, официально-деловой, научный, художественный, реже упоминают церковно-религиозный (конфессиональный) стиль. Больше затруднений вызывает эпистолярная форма речи. Во-первых, не так просто понять, что термин подразумевает. Во-вторых, затруднение при разъяснении вызывает тот факт, что эпистолярный стиль способен вмещать речевые обороты других форм общения. Зачастую, это официально деловой и/или разговорный. Попробуем разобрать детальнее.

Что такое эпистолярный жанр?

Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни. «Эпистола» означает «письмо». Используется стиль в любых манерах написания, именно поэтому он сочетает в себе обороты различных стилей. Допустим, если написанное адресуется работодателю, главным образом оно будет характеризоваться деловой манерой общения. Если же письмо предназначено приятелю или близкому человеку, эпистолярный стиль будет вмещать слова эмоциональной окраски, шутки, упрощения. При этом, построение предложений станет более свободным, текст не будет придержан нормативам написания и наверняка адресат применит несколько стилей.

Таким, образом, эпистолярный стиль – комплекс нормативов написания как деловых бумаг, так и произведений литературы. Используется он не только в художественных работах, но и в публицистических. Читаемая вами статья изложена именно в этом стиле, так как присутствует личное обращение.

Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Смотреть фото Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Смотреть картинку Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Картинка про Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры. Фото Эпистолярный жанр что это такое простыми словами примеры

Понимание эпистолярного стиля и его роль в разные века

В различный временной период трактовка формы речи менялась в зависимости от возложенной функции. Общая картина выглядит следующим образом:

Как уже было сказано, возник данный способ общения еще до нашей эры. В Греции его использовали в основном философы и жители, которые занимались образованием населения. Чтобы передавать приобретённые познания, научные деятели выкладывали информацию в форме писем. При этом, хранились данные не только о проведённых исследованиях, но и о размышлениях людей. Если изучение окружающего мира зачастую выкладывалось в форме описания, то внутренней опыт передавался как личное обращение. Адресантами могли быть ученики, жители, посетившие философа, иногда собеседник был воображаемым.

Такая манера письма к нам дошла из работ Аристотеля. Сюда также приписывают его учителя — Платона. Однако это ошибочно, ведь философ обучал желающих только в устной форме и никогда не делал записей. Кроме Аристотеля, письменная речь использовалась Эпикуром. Одна из его рукописей была адресована Геродоту, вторая – Менекею, третья – Пифоклу.

Наше время

Философские творения были сделаны в свободной форме. Смысловая нагрузка нередко передавалась в сочетании с эмоциональным напряжением, а само письмо имело интимный характер. Существенные изменения потерпел стиль с появлением дидактики. Это раздел педагогической науки, что занимается методами образования. Дидактика возникла в 16-17 веке. С ее появлением элементы письма стали вмещать некоторые нормативы. В обязательном порядке адресаты стали придерживаться структуры написания:

Некоторые нормативы существовали уже в Киевской Руси. Правила написания писем излагались в берестяных грамотах, а после в специальных «письмовиках».

Эмоциональную окраску письма приобрели благодаря французам. Здешние писатели в большей степени описывали чувства и переживания героев, нежели происходящие с ними события и их размышления. Прозаические письма писал Венсан Вуатюр, Оноре де Бальзак. В Англии в эпистолярном стиле работал Чарльз Диккенс, Вальтер Скотт, Джон Локк. В английских прозах стиль чаще отображен во введении, нежели в основной работе писателя.

Среди русских писателей известны работы Ф. Достоевского «Записки из подполья», Н. Бердяева «Самопознание», Н. Карамзина «Письма русского путешественника», А. Пушкина «Роман в письмах». Также в эпистолярном стиле работал Н. Гоголь, И. Тургенев.

На сегодня письменная форма общения осуществляется посредству социальных сетей и официальных писем, отправленных электронной почтой.

Источник

Эпистолярный жанр: что это такое простыми словами

Что такое эпистолярный жанр?

“Эпистолярный жанр” – литературный жанр, предназначенный для отправления адресату какого-то послания. В переводе с греческого “эпистола” обозначает письмо или сообщение. Сам текст представлен в виде переписки, одного или нескольких писем. Подразумевается, что письмо обязательно должно быть кому-то адресован.

Эпистолярный жанр – одна из самых древних форм общения на далеких расстояниях. Его удобство и востребованность объясняется отсутствием личного или непосредственного контакта между людьми. Необходимость в эпистолярном жанре пропадает, если собеседник находится на небольшом расстоянии. Но в прошлых веках использовался для передачи секретных данных или передачи информации через посредников.

Многие столетия переписка была единственным способом общения между людьми. Это повлияло на возникновение эпистолярного романа в литературе. Роман представлял собой полноценное литературное произведение в виде переписки нескольких героев. Все события, происходящие с героями, передаются в виде субъективной оценки одного из героев. Автор не высказывает свою точку зрения и не рассказывает о событиях, которые не касаются переписки.

Предметом переписки нередко становятся чувства и мысли героев. Они открывают свою душу, радуются, жалуются и плачут. На протяжении всего романа можно отследить эволюции героев и проанализировать их внутренний мир.

Аналогом эпистолярного жанра в 21 веке является переписка в мессенджерах. Но в прошлых столетиях скорость обмена сообщениями не была столь высокой, поэтому тексты писем были длинными. Письма читались в больших залах, перед всей семьей или прятались под подушкой. Деловые переписки оказывались на страницах газет и становились достоянием общественности.

Примеры эпистолярного жанра в литературе

Одно из первых произведений в эпистолярном жанре можно найти в португальской литературе 17 века. Автором “Португальских писем” был Габриэль Жозеф Гийераг. В своем произведении он изложил трагическую судьбу бедной монахини. Монахиня Мариана Алькофорада страдает от неразделенной любви к французскому офицеру.

Особой популярность эпистолярный роман стал пользоваться в 18 веке. На него обратили свое внимание писатели сентименталисты, они же и приложили колоссальные усилия для его совершенствования. Внимание читателей и других писателей к жанру привлекли работы Сэмюэла Ричарсона.

Он смог поднять очень важные жизненные вопросы. На суд читателей писатель вынес переписку, в которой демонстрируется ответственность за принятые решения. Герои затрагивают вопросы частной жизни, бедственное положение, в котором они вынуждены выживать и роковые ошибки родителей и детей.

В русской литературе эпистолярный жанр достиг высочайших успехов в произведении великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В 19 веке он написал свое первое произведение – “Бедные люди”. На момент написания романа Федору Михайловичу не было и тридцати лет.

Центральными героями романа стали – Варвара Доброселова и Макар Девушкин. Герои рассказывают друг другу о своих буднях, делятся переживаниями и горестями, дают советы и просто поддерживают друг друга. Переписка длится годы, и герои внезапно понимают, что испытывают друг к другу совсем не дружеские чувства.

Похожие истории случаются и сегодня в сети интернет. В наше время тоже публикуются романы эпистолярного жанра. Только платформой для переписок становится электронная почта. Примером такого произведения является книга ирландской писательницы Сесилии Ахерн – “Не верю. Не надеюсь. Люблю”. В скором времени по ее мотивам был снять фильм “С любовью, Рози”.

Центральными персонажами книги стали друзья Рози и Алекс. Они дружили с детства и никогда не расставались, но судьба распорядилась так, что между лучшими друзьями возникло более нежное и трепетное чувство. Рози и Алекс не рискнули разрушить дружбу и признаться в любви, им казалось, что любовь не взаимна.

На жизненном пути они столкнулись с трудностями, но только в старости смогли наконец разрушить эту стену молчания и обрести счастье. События в книге происходят динамично и напоминают жизнь в реальном времени.

Эпистолярный жанр кратко

Таким образом, подытоживая сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

Источник

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:

— сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
— точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

принципы конструкции письма: недоговоренность, фрагментарность, намеки, интимная дружеская шутка, шутливая перифраза, пародия и передразнивание, данная намеком эротика.

В письмах, как в эпистолярном жанре, особо ценятся ясность и краткость.
Важна форма обращения к адресату.

Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринуждённость, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определённая (нежёсткая) структура; учёт «эпистолярных» традиций, принятых пишущим.

письма как непосредственного, подлинного, лирически насыщенного свидетельства

В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежёсткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информационная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.

Характерные особенности эпистолярного стиля:

— определённая роль адресата и адресанта, их точное обозначение;

— отражение социального положения корреспондентов;

— проявление авторского «Я»;

— индивидуальные речевые специфики;

— сочетание признаков диалога и монолога;

— устно-разговорной и книжно-письменной речи;

— соблюдение речевого этикета письма.

Диалогичность письма обусловливает скрытое присутствие в тексте образа адресата, его имплицитную характеристику.

Частные письма, имея разное назначение, несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения, ставящего читателя лицом к лицу с мыслью, чувствами, настроениями пишущего. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности автора. В письме пишущая личность выдвигается на первый план, объективное представление уступает место субъективному.

Письма, как писал Герцен, «больше, чем воспоминания; это само прошедшее, задержанное и нетленное».

Для перехода непосредственно к информационной части, существуют стереотипные фразы. Они гармонично вводят сообщения (например: В нескольких словах расскажу о делах или Спешу сообщить новость… и т.д.). Имеются и стереотипные фразы, заключающие информационные сведения (например: На этом я кончаю. Или Ну вот и все новости и т.д.).

Скрепа-присоединение вводит добавочное сообщение, например: В дополнение к сказанному сообщаем…; Да, еще хочу добавить, что…

Скрепа-противопоставление вводит сообщение, содержащее ограничение или противопоставление к сказанному, например: Таким образом, мы в основном согласны с Вашим условием. Однако я должен высказать ряд уточнений.

Скрепа-обобщение, как правило, вводит итоговое сообщение к сказанному ранее, например: Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующему выводу…

Концовка письма так же, как и зачин, имеет нормированную последовательность частей.

Последовательность семантических частей в концовке письма следующая:

Предположения, что переписка будет нормальной.

Повторные извинения, поздравления, пожелания.

Приветы и просьбы передать приветы.

Прощание и выражения, сопровождающие прощание.

Уверения в уважении, дружбе, любви.

Письмо входит в состав некоторых литературных произведений. Отправка или получение письма — событие, элемент сюжета. Текст письма, если это не короткая записка с просьбой или приказом что-то сделать или куда-то прийти, — внесюжетный эпизод. Это самостоятельный, «чужой», отличный от авторского повествования, текст, созданный одним из героев. Содержание письма — смысловое целое, взаимодействующее с произведения. В письме всегда передаётся индивидуальный стиль его автора

Да, письма несут богатейшую информацию, они, непосредственные и неподкупные свидетели, воскрешают ушедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, они мимоходом запечатлевают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба

Источник

Жанр письма (эпистолярный жанр в литературе): примеры и особенности

Из истории эпистолярного жанра в литературе

Как видим, история эпистолярного жанра очень интересна.

С какой целью авторы вводят в текст письма героев? Как кони помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова роль писем?

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Способы использования писем в произведениях

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, – дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Как составить деловое письмо

Итак, об особенностях частных писем сказано достаточно. А что собой представляют тексты в деловой переписке? Попытаемся разобраться в их структуре.

В начале делового текста автор обращается к адресату. В этом обращении обязательно должны присутствовать инициалы получателя и занимаемая им должность. Наилучший вариант обращения в деловых текстах — «Уважаемый». Это слово обязательно пишется с прописной буквы, и обязательно по центру. А потом возможны варианты.

К примеру, если письмо адресовано представителю российской компании, но его компания старается придерживаться западных корпоративных стандартов, тогда адресата называют только по имени. А к представителям сугубо отечественных компаний обращаются по имени-отчеству. Если адресат знаком автору письма, то текст можно начать так: «Уважаемый Степан Сергеевич». А если автор не знает адресата лично, тогда: «Уважаемый господин Кириллов».

Важный момент: в деловых текстах слово «господин» никогда не сокращается до «г-н». Обращение вида «Уважаемый господин Кириллов С. С.» в таких текстах тоже категорически недопустимо. Всегда или «Степан Сергеевич», или «господин Кириллов».

Пример делового письма

Обращение

Генеральному директору ЗАО «Пирамида» Кириллову С. С.

Уважаемый Степан Сергеевич! или Уважаемый господин Кириллов!

Преамбула

В преамбуле чётко излагаются причины, заставившие автора написать письмо. Ознакомившись с преамбулой, адресат должен понять, о чём пойдет речь дальше. К примеру:

Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность низким качеством исходных материалов для сборки мебели, поставляемых Вашей компанией. Надеюсь, что Вы примете меры, которые приведут к улучшению сложившейся ситуации, а также возместят причинённые убытки.

Основной текст

Здесь в 2-4 абзацах обрисовывается сложившаяся ситуация, выражаются мысли автора по поводу этой ситуации и предлагается вариант решения проблемы, либо просто озвучивается просьба предпринять конкретные шаги для её решения. Например:

В течение последних двух месяцев 20% исходных материалов в каждой поставленной Вами партии являются бракованными. Этот факт уже зафиксирован и должным образом оформлен экспертами нашего ОАО. Копии экспертных заключений прилагаются к этому письму.

Из-за бракованных материалов убытки нашего ОАО уже достигли 2 млн. рублей. Мы сотрудничаем с ЗАО «Пирамида» уже более семи лет, и до сего момента у нас не было претензий к Вашей компании. В сложившихся обстоятельствах мы вынуждены настаивать на возмещении убытков.

Заключение

Здесь подводится краткий итог, ведущий к логичному завершению послания. Пример:

Уверен, что Вы сумеете разобраться в этой ситуации, и в самое ближайшее время мы возобновим наше сотрудничество.

Подпись

Здесь указываются инициалы автора письма и должность, которую он занимает. Этому предшествует обычная вежливая форма «С уважением». Также при подписании деловых писем следует учитывать ранги адресатов. Если письмо адресовано директору предприятия, значит, подписывать его тоже должен директор предприятия. В крайнем случае, письмо может подписать первый заместитель генерального директора (хотя этот вариант всё-таки нежелателен). Пример:

С уважением, Генеральный директор мебельного Фёдоров И. В.

Содержание вечера 1. Вступительное слово ведущего. 2. Что такое эпистолярное искусство? 3. Письма бывают деловые, дружеские, любовные, семейно-бытовые. 4. XIX век – «золотой век» письма. Читаем письма – узнаём о сокровенном. 5. Как правильно написать письмо. 6. Заключение. Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее. Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.

Задачи: Воспитывать в учащихся духовно-нравственные личностные качества: чувство милосердия, чуткость и внимательность по отношению к близким. Научить грамотно писать письма. Учить применять знания по литературе, русскому языку на практике. Воспитывать интерес к гуманитарным предметам.

Возраст детей: 13-17 лет

Ход литературного вечера Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Слайд №1. «Пока письмо живёт…»

Письмо живёт, пока есть человек, Не просто человек, а личность С её страстями, думами и сердцем, С рождением письма познавшим гармоничность. Пишите письма, когда хочется к родным. Письмо поддержит и утешит старость. Влюблённым помогает объясниться… Пишите, доставляя близким радость…

— Сегодня мы поговорим о письме как жанре литературы, который относится к эпистолярному искусству. Кто из вас знает, что означает слово «эпистолярный»? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Слайд №2. «От греч. epistole – письмо. Эпистолярный жанр – литературное произведение в форме писем, посланий»

-Предлагаю вам выполнить задание: подберите самостоятельно синонимы к слову «письмо». (Даётся время на выполнение задания, затем учащиеся называют синонимы)

-А теперь найдите «лишнее»: Слайд №4. «Записка, рассказ, послание, посылка, отправка, уведомление, грамотка, конверт, известие, привет, корреспонденция, переписка, сообщение, писание, письменное обращение, эпистолярный жанр…»

-По тематике письма бывают разные. Выделяют 4 основные разновидности писем: Слайд №5. «Письма бывают любовные, деловые, дружеские, семейно-бытовые»

Письмо помогает людям раскрыться, стать ближе друг к другу, через письмо можно утешить, развеселить, дать совет, поддержать человека, которому оно адресовано, письмо даёт возможность людям узнать лучше друг друга, общение через письмо помогает каждому пишущему быть самим собой.

— В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать не только «золотым веком» русской литературы, но и «золотым веком» письма.

Слайд №6. «XIX век – «золотой век» письма» Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных произведениях того времени. Жанр письма в литературе – особый художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя произведения. Послушаем письма литературных героев, прочитают их подготовившиеся ученики, и кратко проанализируем каждое послание: какие это письма и как они характеризуют их авторов.

Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

Учащиеся зачитывают письма: 1) «Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину» из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина; 2) «Письмо матери к Родиону Раскольникову» из романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского; 3) «Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва» из повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина; 4) «Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому» из повести «Дубровский» А.С.Пушкина.
В произведениях XXI века мы также читаем письма литературных героев. Послушайте ещё одно письмо. (Зачитывается и обсуждается «Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной» из повести «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.)

Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее. Письма обычно хранят, потом не раз перечитывают, чтобы вновь испытать пережитые чувства и эмоции, вернуться в прошлое, что-то переосмыслить, что-то для себя открыть, сокровенное и важное. Учитесь писать письма, радуйте ими своих родных и близких, друзей и любимых. Письмо живёт и будет жить, «пока есть человек, не просто человек, а личность с её страстями, думами и сердцем». (Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Приложение 1. «Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому» из повести «Дубровский» А.С.Пушкина.

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись
по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решиласьтебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду.Остаюсь твоя верная раба, нянькаОрина Егоровна Бузырева.Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».
«Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва» из повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельичпрервал мои размышления. «Вот, сударь, — сказал он, подавая мне исписанный лист бумаги, — посмотри, доносчик ли я на своего барина и стараюсь ли я помутить сына с отцом.» Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова:«Государь Андрей Петрович,отец наш милостивый!Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться наменя, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.Верный холоп ваш Архип Савельев».Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.
«Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину» из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?Теперь, я знаю, в вашей волеМеня презреньем наказать.Но вы, к моей несчастной долеХоть каплю жалости храня,Вы не оставите меня.Сначала я молчать хотела;Поверьте: моего стыдаВы не узнали б никогда,Когда б надежду я имелаХоть редко, хоть в неделю разВ деревне нашей видеть вас,Чтоб только слышать ваши речи,Вам слово молвить, и потомВсе думать, думать об одномИ день и ночь до новой встречи.Но, говорят, вы нелюдим;В глуши, в деревне все вам скучно,А мы… ничем мы не блестим,Хоть вам и рады простодушно.Зачем вы посетили нас?В глуши забытого селеньяЯ никогда не знала б вас,Не знала б горького мученья.Души неопытной волненьяСмирив со временем (как знать?),По сердцу я нашла бы друга,Была бы верная супругаИ добродетельная мать.Другой. Нет, никому на светеНе отдала бы сердца я!То в вышнем суждено совете…То воля неба: я твоя;Вся жизнь моя была залогомСвиданья верного с тобой;Я знаю, ты мне послан богом,До гроба ты хранитель мой…
«Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной» из повести «Гранатовый браслет» А.И.Куприна
…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.Ваш до смерти и после смерти покорный слугаГ.С.Ж.
«Письмо матери к Родиону Раскольникову» из романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
Милый мой Родя, … вот уже два месяца с лишком как я небеседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь неспала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моеммолчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, тынаше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще приятелем твоего отца. Но, дав ему право на получение за меня пенсиона, я должна была ждать, пока выплатится долг, а это только что теперь исполнилось, так что я ничего не могла во все это время послать тебе. Но теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе. И, во-первых, угадываешь ли ты, милый Родя, что сестра твоя вот уже полтора месяца как живет со мною, и мы уже больше не разлучимся и впредь. Слава тебе господи, кончились ее истязания…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *