Эпл что это значит
История логотипа Apple: развитие и эволюция бренда
Логотип – графическое изображение, используемое коммерческими организациями для привлечения внимания покупателей. Любая фирма старается обзавестись оригинальным знаком отличия, но, к сожалению, не всем это удается.
Знаменитое «надкусанное яблоко», являющееся логотипом крупнейшей компании в мире по производству компьютеров, телефонов и ПО, входит в пятерку самых узнаваемых эмблем мира. И за свою историю логотип Apple претерпел немало изменений.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Несколько слов о фирме
Официальной датой создания компании считается 1 апреля 1976 года. Основатели фирмы три американца: Стив Джобс, Рональд Уэйн и Стив Возняк. Друзья, сумевшие собрать ПК с процессором «MOS Technology 6502» и продав несколько таких образцов, добились получения финансирования и официально зарегистрировали свою фирму.
Первый логотип Apple
Первая эмблема Apple (1976 год) не была похожа на известный сейчас всему миру логотип. Изображение являло собой произведение искусства в миниатюре. Картина изображала Исаака Ньютона, сидящего под огромным деревом, с которого падает яблоко.
При увеличении картинки по краю можно было разглядеть фразу следующего содержания «Newton… A Mind Forever Voyaging Through Strange Seas of Thought … Alone». Если перевести оригинальный текст, получается следующее выражение «Ньютон… Ум, что в одиночку плывет сквозь мысли странные моря». Эта фраза встречается в произведении «Прелюдия», автор — Уильям Вордсворт.
Кто создал логотип Apple
Автором логотипа новой фирмы стал Рональд Уэйн, покинувший компанию на второй неделе после открытия и продав имеющиеся в своем распоряжении 10% акций за 800$. Решив что предприятие, начатое друзьями, ждет провал, Рональд потерял миллиарды. Если предположить, что цена компании Apple утроится в ближайшее время, возможная прибыль Уэйна могла бы достигнуть 100 миллиардов долларов.
Появление логотипа в виде «надкусанного яблока»
Хотя эмблема, предложенная Рональдом, оказалась оригинальной и несла в себе определенный смысл, для коммерческих целей такой знак абсолютно не подходил. В качестве знака компания использовала картинку Уэйна почти год. Потом же Стив Джобс решил воспользоваться услугами профессионала в данном вопросе. Выбор пал на Роба Янова.
Джобс выдвинул следующие требования к будущему лого фирмы:
Через неделю дизайнер представил заказчику готовую работу: цветное яблоко с надкусом. Для создания изображения Янов приобрел в ближайшем магазине яблоки, выложил их дома в тарелку и делал зарисовки постоянно стараясь убрать все больше лишних деталей. Сделать яблоко надкусанным было решено с целью отличить его от других похожих плодово-ягодных культур.
Домыслы и слухи
Также любители искать во всем скрытый смысл стали утверждать, что цветное яблоко — дань памяти англичанину Алану Тьюрингу, знаменитому математику и криптографу.
Алан пытался бороться с фашизмом, используя свои знания и умения, взламывая шифры секретных организаций. Когда Вторая мировая война закончилась, Тьюринг стал заниматься разработками в области искусственного интеллекта. Но научные труды не смогли помочь Алану избежать уголовного наказания за гомосексуализм.
Почему яблоко было цветное
Дизайнер эмблемы призывает не искать в цветовой гамме скрытого смысла. Роб утверждает, разработанный им логотип отражал сферу деятельности компании. Apple производила ПК с цветным монитором — поэтому яблоко и цветное.
Шесть цветов — ровно столько мог в те времена передать дисплей. Сравнивать яблоко с радугой неприемлемо, ибо в радуге используются семь цветов, а не шесть. Зеленый — единственный цвет, которому Янов уделил особое, первое место. Все остальные цвета располагались дизайнером случайным образом.
История изменения логотипа Apple
Логотип Apple несколько раз менялся, но сохранял общую идею. Рассмотрим каждый ребрендинг отдельно.
В 1998 году появляется логотип, максимально похожий на современный знак Apple. Он состоит из изображения черного надкусанного яблока. Форма остается такая же, как и в версии 1977 года.
Логотип 2001 года приобретает объём и текстуру. Лого окрашивается в голубой цвет. Форма символа остается неизменной.
Логотип становится похожим на стальное яблоко. Окраска сменяется на серебряный цвет. Объем фигуры несколько уменьшается.
Новый логотип Apple упрощается и возвращается к виду знака 1998 года. На эмблеме размещено надкусанное яблоко, выполненное в черном цвете. Объем и текстура отсутствует. Данный вид дизайна лого компания использует в настоящее время.
История компании Apple
Раскрашенное яблоко 22 года привлекало внимание покупателей к продукции Apple. Сама фирма за такой длинный срок претерпела ряд перестановок.
Проблемы начались в 1980-ых годах. Сначала провал проекта Apple III, затем авиакатастрофа, в которой пострадал Возняк. Не справляясь с обязанностями руководителя в одиночку Джобс пригласил на работу Джона Скалли. Но между руководителями все чаще возникали разногласия.
Стив сильно переживал из-за проблем фирмы. И хотя в 1985 году Джобс и Возняк получили медали за развитие технического прогресса, Стив принял решение покинуть компанию. Что он и сделал в том же 1985 году. Обратно Джобс смог вернуться лишь через 13 лет. Фирма на тот момент находилась в плачевном состоянии. Финансовые проблемы были настолько серьезны, что конкуренты не раз советовали компании признать себя банкротом.
Спасти компанию могло лишь чудо. Таким чудом стал дизайн нового корпуса iMac G3. Автором работы стал Джонатан Айв. Дизайн нового корпуса, разработанный Айвом, превратил компьютеры в леденцы. Своей разработкой промышленный дизайнер в прямом смысле спас фирму от разорения.
Серия новых моноблочных ПК стала основой для разработки сектора домашних компьютеров. Компактный корпус собрал внутри все необходимые для бесперебойной работы элементы. Компьютер был оснащен веб-камерой, беспроводными устройствами приема и передачи данных. Для полноценной эксплуатации необходимо было только подключить входившие в базовую комплектацию клавиатуру и мышь. К компьютеру прилагался пульт дистанционного управления для воспроизведения мультимедийных файлов.
Новинка набирала огромную популярность среди пользователей. Компьютеры в необычном дизайне стали неотъемлемым атрибутом героев фильмов и сериалов. Таким образом о iMac G3, совместившим в себе красивый дизайн и работоспособность, узнал весь мир.
Возросшее внимание к новому продукту заставило руководство изменить пестрый логотип, смотревшийся неуместно на и без того цветном компьютере. В 1998 году решено было вместо цветного яблока использовать монохромное. Такая замена только прибавила оригинальности эмблеме фирмы.
О чем говорит монохромное яблоко? Эволюция логотипа Apple показывает нам, что фирма повзрослела. Она пережила тяжелые времена, но смогла двигаться дальше. Компания продолжает развиваться и радовать поклонников новыми разработками.
Благодарность за успех логотипа
Стоит отметить, что заслуги Роба Янова Apple не оценила. Хотя именно благодаря его услугам продукция фирмы узнается по всему миру. Но Джобс забыл человека, создавшего «лицо» его детища.
Имея огромный годовой доход можно было бы как-то дополнительно отличить дизайнера, как, например, сделал это Филлип Найт, основатель фирмы Nike. Создательницу своего логотипа через десять лет фирма отблагодарила, подарив пакет акций и дорогое кольцо с бриллиантом.
Часто задаваемые вопросы
Автор логотипа Apple — Рональд Уэйн (основатель Apple Computer). Именно он придумал дизайн первого лого. Однако знак значительно отличался от привычной нам версии логотипа Apple.
Первый знак бренда Apple не был похож на тот, который компания использует сейчас. Он представлял собой картинку Исаака Ньютона, сидящего под деревом. А над его головой было изображено яблоко.
Придумал идею и нарисовал первый логотип Apple Рональд Уэйн. Изначально он задумывал изобразить на лого яблоко, но решил расширить картину и поместить на знак Исаака Ньютона.
Есть несколько версий по поводу значения яблока на логотипе Apple. Первая — яблоко отсылает нас к революционеру Алану Тьюрингу, который надкусил яблоко с цианидом и умер. Вторая версия — яблоко является символом первородного греха.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
История Apple
Apple – не просто бренд, а стиль жизни обладателей продуктов гигантской корпорации. Безупречная репутации, эстетика в дизайне гаджетов и уникальные инновации создали из компании современный культ.
Историю технологической корпорации можно разделить на 3 этапа – основание, сложные времена на пути к рекордным бизнес-показателям и всемирный успех.
Создание стартапа: сборка компьютеров в гараже
У истоков Apple стояли 2 ключевые фигуры – институтские друзья, у которых был общий интерес к электронике. После учёбы они начинали карьеру в компаниях Кремниевой долины: Стив Джобс в Atari, Стив Возняк в Hewlett-Packard.
Из 2 товарищей получился успешный тандем. Возняк был охвачен идеей создания революционного вычислительного устройства, тогда как Джобс обладал коммерческой жилой. После продажи пары десятков собранных Возняком устройств принимается решение основать фирму Apple Computer Inc. Официальная дата регистрации – 1 апреля 1976 г.
Стив Джобс и Стив Возняк
Именно Уэйну принадлежит авторство первого логотипа Apple Computer Inc. – картина с Ньютоном и падающим яблоком. По понятным причинам он не подходил для массовых продаж.
В 1977 г. Роб Янофф (арт-директор Regis MacKenna) разрабатывает новый лого – надкушенное яблоко, раскрашенное 6 цветами. Таким образом он транслировал термин byte (единица информации и глагол «кусать»). Дальше было полупрозрачное синее яблоко, затем монохромная, aqua и chrome версии. Современный логотип представляет собой монохромный вариант, используемый с 2014 г.
Касаемо названия компании есть масса версий. Наиболее правдоподобно выглядит опережение конкурента: в телефонном справочнике Apple показывалась выше своего главного соперника Atari.
Выход компьютера Apple I
Apple I презентовали в 1976 г. Его корпус был похож на деревянный ящик без монитора, процессором стал MOS 6502 с частотой 1 МГц. Оперативная память составляла 4 Кб. После удачной презентации инженеры заключили соглашение с компьютерным магазином Byte Shop на поставку 50 штук Apple I.
Причиной спроса послужила не только цена устройства, которая была в несколько раз дешевле схожих предложений. Apple Computer Inc поставляли уже готовый компьютер в отличие от своих конкурентов, торгующих наборами деталей.
Крупные инвесторы и первый успех: выход Apple II
В ходе выставки West Coast Computer Faire проходит презентация первого персонализированного компьютера Apple II. Новинка перекрыла всех участников благодаря:
В июне 1977 г. Apple II поступают в магазины. Они оснащались процессором MOS Technology 6502 с частотой 1 МГц, контроллёром кассетного магнитофона, интерпретатором Integer BASIC в ROM. Видеоконтроллёр отображал 24 строки по 40 символов, можно было подключать монитор и телевизор.
Провальные разработки: Apple III и Apple Lisa
В 1980 г. компания выходит на мировой рынок, а штат сотрудников растёт до нескольких тысяч человек. Вместе с этим наступает череда неудач.
Apple III модернизировали в течение 3 лет, но повторить успех предыдущей модели не удалось. Его выпуск приостановили в конце 1983 г.
Для сравнения Apple III было выпущено всего 75 тыс. экземпляров, Apple II – 1,3 млн.
Находясь на грани банкротства, Apple вынесла урок из неудачных разработок, взяв иное направление – выпуск недорогих моделей.
Попытка выхода из кризиса: проект Macintosh
Осенью 1985 г. пост председателя совета директоров покидает Стив Джобс. В 1987 г. выходит модернизированная версия Macintosh II, в котором впервые монитор и системный блок создавались обособленно, появилась цветная графика.
Apple обгоняет IBM в продажах
Между выходом ноутбуков, в 1991 г. презентована операционная система Mac 7.0, ставшая революционной разработкой на рынке. Например, проект Photoshop был запущен на Apple. Тогда же на массовый выпуск было поставлено производство «стильных» Macintosh LC – относительно бюджетных компьютеров в плоском корпусе, ставших одним из наиболее популярных проектов компании.
Стив Джобс возвращается: проект iMac делает прорыв
До 1998 г. в компании нарастали долги, но всё изменилось с возвращением Джобса на пост исполнительного директора.
Весной 1998 г. стартует производство линейки новых устройств, первым в которой появляется компьютер iMac G3. Тогда акции Apple поднимаются на 19%. 15-дюймовый монитор, стильный дизайн, корпус из полупрозрачного пластика и несколько цветовых решений сделали устройство крайне популярным среди пользователей.
В 2000 г. представлена операционная система Mac OS X, выходят новинки PowerBook G4 и iMac G4. В случае со второй разработкой, дизайн оказался более чем удачным.
Кризис доткомов: рождение принципиально новых проектов Apple
Компания берёт планку выше – выходит iPod с белоснежным корпусом и задней панелью в хромированном исполнении. Пользователи оценили стиль, минимализм и набор функционала аудиоплеера: компактные размеры 100x62x18 мм, вес 184 гр.
Позднее iPod модернизировали: заменили механическое колесо прокрутки на сенсорное, сделали его ещё тоньше, легче, функциональнее. В 2004 г. появилось четвёртое поколение – iPod Photo с цветным экраном.
Успех iPod был колоссальным, вследствие чего компания открывает собственный магазин аудио, видео и игрового контента – iTunes Store. В 2003 г. аудитории бренда представлен интернет-браузер Safari.
Аудиоплееры постоянно дорабатывались, вплоть до 2015 г. Причина? Apple заменил их своими же устройствами – iPhone.
«Apple заново изобрела телефон»: презентация iPhone
9 января 2007 г. на конференции MacWorld Стив Джобс впервые презентовал iPhone. Их популярность побила рекорды продаж iPod. К концу 2008 г. компания продала около 4,7 млн. телефонов, заняв 12,9% доли рынка смартфонов.
Каждая новая версия iPhone вызывает ажиотаж среди покупателей, а сами модели оснащаются довольно мощным функционалом.
Выход iPad и обоснование на вершине лидера
В январе 2010 г. многочисленная армия поклонников бренда получает новое устройство – планшетный компьютер iPad. Apple стала первой компанией, запустившей серийное производство. В первые годы ей удавалось занимать свыше половины доли мирового рынка, пока не появились китайские производители с бюджетными моделями.
Благодаря 3 проектам iPod, iPhone и iPad компания значительно улучшает свою финансовую стабильность.
В августе 2011 г. Стив Джобс покидает компанию по состоянию здоровья, а уже в ноябре СМИ сообщают о смерти основателя Apple. Пост генерального директора занимает Тим Кук. Он успешно продолжает развивать корпорацию по сегодняшний день, основываясь на ключевых принципах работы Джобса – изобретение будущего уже сейчас.
Аксессуары и другие устройства от Apple
Компанию не назовёшь узкоспециализированным брендом. Она стремится занять все аспекты жизни своих пользователей, выпуская различные устройства. Причём зачастую делает это гораздо качественнее своих конкурентов.
Сервисы Apple
Apple сегодня
Из последних новинок:
iPhone SE второго поколения на базе процессора A13 Bionic.
Новый MacBook Air, который стал в 2 раза быстрее, получил клавиатуру Magic Keyboard и в 2 раза больше памяти.
Обновлённый MacBook Pro с 13-дюймовым экраном, клавиатурой Magic Keyboard и весом всего 1,4 кг.
Вывод: причины успеха
Многие считают, что предложения Apple стоят гораздо меньше своих денег. Возможно, но потребители готовы переплачивать за ощущения, которые они получают, контактируя с яблочными устройствами. Почему?
История компании Apple
Яблоко от яблони недалеко падает», — гласит народная мудрость. У нас есть отличный повод исследовать, насколько права русская пословица. Ведь сегодняшняя статья посвящена легендарной компании Apple (от англ. «яблоко»), которую основал не менее знаменитый Стив Джобс.
Этого человека мы представляли нашим читателям ранее, а сейчас пришло время познакомимся с его «детищем» — компанией Apple, крупнейшим производителем персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, мобильных телефонов и программного обеспечения.
Компанию Apple в 1976 году основали Стив Джобс, Стив Возняк и Рональд Уэйн. Она уже пересекла свой 35-летний рубеж и может похвастаться определенными достижениями.
На момент основания компании Стиву Джобсу исполнился 21 год, Стиву Возняку – 25 лет и Рональду Уэйну – 41 год. Произошло это знаменательное событие в доме приемных родителей Стива Джобса, а точнее в гараже:
Прошу обратить на этот факт особое внимание. Многие известные мировые бренды, которые стоят миллиарды долларов начинали свой путь в обычном гараже.
Многие новички, желающие открыть свой бизнес, думают, что на открытие своего дела нужны громадные деньги, что нужно арендовать помещение для бизнеса, закупить товар или оборудование, нанять кучу персонала.
В итоге, еще на старте набегает немаленькая сумма, которой у новичка просто нет. И эта сумма обычно отпугивает человека. Безусловно, есть виды бизнесов, на открытие которых с первых дней нужны баснословные деньги.
Ищите такие идеи, на реализацию которых не нужны большие деньги, и чтобы этот бизнес можно было начать в гараже своих родителей или даже прямо в своей комнате. Но вернемся к Apple.
Apple – самый влиятельный бренд в мире и самая дорогая компания в мире
В мае 2011 года, согласно рейтингу исследовательского агентства Millward Brown, бренд Apple был назван самой дорогой торговой маркой в мире. Согласно данным Forbes за октябрь 2012, бренд Apple вырвался в лидеры в рейтинге «самых влиятельных», опередив такие марки, как Coca-Cola, Microsoft и IBM.
Штаб-квартира компании Apple расположена в небольшом городке Купертино, что в 75 км от Сан-Франциско, Калифорния. Интересно, что количество жителей Купертино даже меньше числа работников Apple – в компании в настоящее время трудится 60 400 сотрудников!
Что же выгодно отличает многотысячную компанию Apple от ее конкурентов и позволяет ей зарабатывать миллиарды долларов?
Компания, исторически являющаяся производителем ПК и ПО, в 21 веке расширила свои сегменты рынка, выйдя на очередную орбиту развития с новыми аудиоплеерами, смартфонами и планшетными компьютерами.
Apple, безусловно, компания-лидер, компания-инноватор и в этом она очень похожа на своего сооснователя Стива Джобса.
Заслуги Apple неоспоримы, ведь аудиоплеер iPod произвел настоящий прорыв в мире цифровой музыки, смартфон iPhone перевернул наше видение мобильных телефонов, а планшетник iPad задал вектор развития рынка цифровых устройств.
Все эти «ай-гаджеты» стали неотъемлемой частью имиджа делового, солидного и успешного человека. Не удивлюсь, если интеллектуальные «эппловские» устройства с «ай»-приставкой вообще вытеснят из обихода такие названия, как «аудиоплеер», «телефон» и «планшетный компьютер».
Тим Кук, генеральный директор Apple с 2011 года, заявил, что очень гордится тем, что компания вступает в предпраздничный сезон «с лучшими в истории iPhone, iPad, Mac, iPod и полной уверенностью в потенциале нашей новой продуктовой линейки».
Производство этих новинок, пользующихся высоким спросом по всему миру, действительно, кардинальным образом улучшило финансовое положение Apple.
Как сказал Стив Джобс на презентации первого iPhone в 2007 году: “Мы не создали новый телефон, мы изобрели его заново”
А на презентации интернет-планшета iPad 2 в 2011 году Стив Джобс заявил о наступлении эпохи посткомпьютерных устройств.
По его словам, они проще и понятнее привычных ПК и именно за ними он видит будущее, тогда как его конкуренты лишь «пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях ПК».
И пусть эти самые конкуренты в лице Билла Гейтса, основателя компании Microsoft, называют iPad всего лишь «хорошей читалкой и не более», время покажет, кто прав.
Замечу, что часть интернет-изданий после появления планшета начали разработку специальных приложений под него, например, самый популярный в США журнал «Тайм» разработал целую концепцию своей iPad-версии.
Однако, неужели только инновации и высокие технологии помогли Apple достичь того пьедестала, на котором компания уютно разместилась на сегодняшний день?
Ведь сейчас Apple – это больше, чем новые ИТ-технологии и современное производство. Apple – это эстетичный дизайн, уникальная репутация, узнаваемый стиль, успешный имидж и целая культура в индустрии потребительской электроники. Одним словом, Apple – это легенда.
И пусть говорят, что «узнать, есть ли у человека iPhone легко — он сам похвастается им в первые пять минут знакомства» и «главное назначение iPad — показать, что ты можешь позволить себе iPad».
В каждой шутке есть доля правды, и то, что появились «яблочные» анекдоты свидетельствуют о том, что все эти «ай-штуки» просочились на наш рынок, прижились там и полюбились.
Хотя это действительно так. Сегодня продукция компании Apple – это скорее в первую очередь – символ богатства и процветания его обладателя. Люди, которые впервые покупают iPhone, делают это не из-за его технических особенностей, а из-за того, чтобы получить статус.
Ведь если так разобраться, то за ту же цену можно купить более навороченный в техническом плане гаджет, но имя которого не так известно. Пожалуй, эту особенность нужно взять на вооружение.
Если вы занимаетесь бизнесом или планируете его создавать, то нужно целиться не только на технические параметры вашего продукта или услуги, но и на его социальные аспекты. Если вам удастся создать продукт, обладать которым будет круто, то ваши дела будут идти как надо.
Чтобы расставить точки над «i» в этой «эппловской» приставке, скажу, что компания Apple даже больше, чем производитель ай-гаджетов.
Ведь компания стояла у истоков создания персональных компьютеров, ее история непростая и интересная.
Одной из заслуг Apple является то, что именно эта компания своей серией ПК Apple II проложила широкую дорогу перед производством персональных компьютеров. К тому же Apple раньше других увидела большие возможности графического интерфейса и компьютерной мыши, внедрив их в свою продукцию.
Давайте по-порядку изложим важные этапы большого пути компании Apple:
1976 – год основания компании.
Одна из версий происхождения названия гласит, что Стив Джобс хотел видеть фирму на первых страницах телефонного справочника, отсюда название на «а», а по второй версии он просто исполнил свою угрозу назвать компанию «Яблоком», поскольку ничего лучше не придумывалось.
Кстати, вот так выглядел первый логотип компании Apple Computer
Кстати, именно этот логотип придумал третий сооснователь Apple Рональд Уэйн (Ronald Gerald Wayne). Его также называют одним из самых больших неудачников в мире, ведь он лишился десятой доли компании всего за 2300 долларов.
Дело в том, что когда они открывали Apple, то у Рональда Уэйна не было уверенности в благоприятном будущем данной компании. К тому же, у него была собственность, которой он рисковал в случае, если бы дела в данном бизнесе пошли неудачно.
Юридически все члены компании несли ответственность за любые долги компании, даже если они возникли по вине другого партнера. У Джобса и Возняка еще ничего не было на тот момент. Они практически ничем не рисковали, а Уэйн мог потерять свою собственность, которая могла отойти в пользу кредиторов, если бы дела пошли плохо.
Напомню, официально компания Apple Computer, Inc была зарегистрирована 1 апреля 1976 года, а Уэйн отказался от своей доли 12 апреля, то есть менее чем через 2 недели. Таким образом он лишил себя потенциального состояния в 70 миллиардов долларов!
Логотип, созданный Роном Уэйном не прижился в компании. Его использовали около года, после чего решили заменить чем-то более простым и понятным. В итоге Стив Джобс обратился к дизайнеру Робу Янову (Rob Janoff), который создал такой логотип:
Этот логотип был создан всего за неделю, а надкусили его для того, чтобы он прочно ассоциировался именно с яблоком, потому как без надкуса его можно было спутать с помидором.
Логотип Apple прост, понятен и узнаваем. Он мелькает в кинолентах, в местах встречи успешных людей и все чаще в повседневной жизни. Говорят, что даже президент «Самсунга», главный конкурент Apple на рынке смартфонов, боится есть яблоки в людных местах: вдруг папарацци сфотографируют его с надкушенным? 😉
Кстати, этот логотип просуществовал в компании с 1976 года по 1998, после чего его заменили на монохромный:
А теперь давайте вернемся к истории Apple. В 1976 году начинается выпуск программируемого компьютера Apple I.
1977-93 – выпуск различных моделей компьютеров Apple II. Он стал первым серийно выпускающимся компанией компьютером.
1980 – Apple проводит крупнейшее в истории после 1956 года (в том году на фондовую биржу вышла компания Ford) первичное размещение акций.
Таким образом, Apple становится публичной компанией, и сейчас ее акции торгуются на фондовом рынке NASDAQ и Лондонской фондовой бирже. В 2012 акции компании впервые превысили отметку в 500$, и в этом же году на электронных торгах NASDAQ они достигли отметки 700$.
1980 – характеризуется провальным выпуском ПК Apple III. Этот компьютер получился достаточно сырым. Он постоянно ломался и к тому же на рынке компьютерного софта для него было очень мало предложений.
Проблемы с их продажами приводят к тому, что Джобс увольняет 40 сотрудников, а СМИ поговаривают о скором крахе компании.
К тому времени Джобс охладел к проекту Apple III и все свое внимание переключил на проект Apple Lisa. И примерно тогда же у Джобса начинаются первые “терки” с другими совладельцами компании и советом директоров.
Джобс был достаточно жестким человеком. Он всегда хотел, чтобы было так как он хочет, из-за чего и возникали конфликты с сотрудниками, инженерами и партнерами.
Дело в том, что для разработки того или иного проекта в компаниях подобных Apple создают специальные рабочие группы, которые и решают поставленные задачи. У каждой группы есть свой руководитель. А Джобс имел обыкновение влезать в дела той или иной группы и вносить существенные поправки в разработанные ранее проекты.
Примерно так произошло и с проектом Lisa. Представьте, что проект компьютера разработан и над ним полным ходом идет работа. Тут появляется Джобс и приказывает все сделать по другому. Естественно, все это жутко тормозило работу, а так как Джобс был перфекционистом, то не успокаивался пока не доводил каждую мелочь до идеального состояния.
Это приводило к срывам сроков сдачи проектов и, соответственно, к недополучению прибыли компании, что жутко не нравилось акционерам. В результате Джобса отстранили от проекта Lisa. что его жутко расстроило.
1983 – на должность президента компании Стив Джобс приглашает многоопытного Джона Скалли, на тот момент генерального директора компании PepsiCo. Фраза, с помощью которой Джобсу удалось «переманить» топ-менеджера Pepsi в директорское кресло Apple, стала одним из самых известных высказываний в бизнесе – «Вы намерены до конца жизни продавать газировку или хотите пойти со мной и изменить мир?». Скалли выбирает Apple и до 1993 года возглавляет компанию.
1984 — Apple представляет новый 32-разрядный компьютер Macintosh, названный разработчиком Джефом Раскиным в честь любимого сорта яблок. Правда Джеф руководил проектом вначале, а потом его отправили в вынужденный отпуск, а проект возглавил Стив Джобс.
Выпуск компьютеров Macintosh упрочил позиции Джобса в компании, так как благодаря выходу данной модели удалось увеличить прибыль компании.
После этого компания прекращает производство неконкурентоспособного ПК семейства Apple III. Серия Macintosh становится основным бизнесом компании.
1985 — из-за конфликтов в руководстве, компанию покидает ее сооснователь Стив Джобс. Хотя покидает компанию звучит не совсем верно. Фактически его уволили из своей же компании.
Не смотря на то, что Macintosh продавались, но не так хорошо, как планировалось. Акционеры обвиняли Стива Джобса в том, что он создает не конкурентные компьютеры, а Джобс обвинил акционеров и руководителей компании в том, что они завысили цену на Macintosh.
Главным злодеем Джобс считал Скалли, которого когда-то перетащил из Pepsi. В результате этого противоборства совет директоров выбрал Джона Скалли как более опытного руководителя, способного поправить дела Apple.
В этом же году Джобс основывает фирму NeXT. Позже, в 2005 году, выступая перед выпускниками Стэнфордского университета Джобс скажет, что увольнение из Apple было самым лучшим и верным решением в тот момент.
Сотрудничество со Скалли не приносит Apple особого успеха. Все это время компания балансирует на грани выживания. В результате, после значительного падения рыночной стоимости Apple совет директоров увольняет Джона Скалли.
У Джобса в NeXT дела также идут ни шатко ни валко. В результате новое руководство Apple решает, что компания нуждается в резких переменах и что только Джобс может стать инициатором этих перемен.
Стоит отметить, что дела NeXT шли настолько плохо, что Джобсу пришлось свернуть все производство компьютером, оставив на плаву только разработки программного обеспечения.
Впоследствии, проделанные разработки стали основой операционной системы Mac OS.
1996 – Стив Джобс возвращается в директорское кресло Apple. Компания покупает фирму Джобса NeXT, заплатив за нее ни много ни мало 430 млн. долларов. Отмечу, что за годы своего существования, Apple неоднократно поглощала различные компании, работающие на рынке ИТ-технологий – Siri, Anobit Technologies и др.
С 1996 по 1998 год в Apple произошли кардинальные перемены. От многих проектов было решено отказаться. Было уволено более 3000 сотрудников. Компания сфокусировала свои усилия на четырех основных направлениях:
стационарные модели компьютеров для профессионалов Power Macintosh G3
портативные модели компьютеров для профессионалов PowerBook G3
стационарные модели компьютеров для рядовых потребителей iMac
портативные модели компьютеров для рядовых потребителей iBook
1998 – В результате проделанной работе на арене компьютерной техники появляется новая футуристическая модель iMac G3, который стал самым быстро продаваемым компьютером в истории Apple.
Параллельно Джобс начинает вынашивать идею о создании собственной сети магазинов, в которой будет продаваться яблочная продукция. Его не устраивало то, что продукция Apple лежит на одной и той же полке с другими брендами.
Он хотел, чтобы его продукцию продавали по особенному. Чтобы продавцы не ставили ее в один ряд с другими товарами
2000 – крах доткомов. Дотком дословно переводится как “.com”. Доткомами называют компании, относящиеся к интернету. Apple никогда не была компанией, которую можно назвать доткомом. Но она очень зависела от этого рынка, потому как продукция Apple ориентирована на пользователей ПК, а с приходом интернета в нашу жизнь “компьютер и интернет” стали практически не разделимыми словами.
Так вот, в 2000 году в США произошел крах компаний, относящихся к сфере интернета. Стоимость акций таких компаний стала падать, в том числе и стоимость акций Apple.
Этот кризис переметнулся и на другие секторы экономики. Вообще, есть мнение, что именно крах доткомов спровоцировал последующий крах мировой экономики 2007-2008 года, последствия которого мы по прежнему ощущаем.
Зачем я вообще сейчас пишу про кризис? При чем тут кризис, доткомы и Apple, возможно спросите вы?
На самом деле это очень важно, ведь именно кризис послужил изменению вектора развития компании Apple. Именно крах доткомов заставил Стива Джобса искать новые рынки, благодаря которым его компания могла бы не просто выжить, но и процветать.
В результате поиска новых технологичных решений и появились такие устройства как iPod, iPhone, iPad, а также появились различное программное обеспечение, которое так любят пользователи яблочной продукции.
По задумке Джобса компьютер в будущем должен стать многофункциональным комплексом, состоящим не только из монитора, системного блока и клавиатуры, но и из различных периферийных устройств, таких как плеер, телефон и т.д.
Свою задумку Джобс начал воплощать с создания качественного программного обеспечения. среди которого особо хочется отметить появление универсального медиаплеера iTunes.
Именно с появлением этого софта Apple превратилась в одного из ключевых игроков музыкального рынка. Дело в том, что музыкальный рынок тогда также переживал не самые лучшие времена.
С развитием интернета и появлением формата mp-3 пираты сильно покусали музыкальный рынок. А появление iTunes, а точнее iTunes Store. о котором речь будет идти ниже, позволило увеличить продажи легального контента.
С появлением iTunes возникла острая потребность в музыкальном устройстве, которое будет работать с этим софтом. Так и появился iPod.
2001 — презентация аудиоплеера iPod.
Параллельно с запуском iPod Apple открывает первые два магазина Apple Store. Эксперты предрекали провал этой идеи, однако по состоянию на сентябрь 2013 года в 14 странах мира открыто и успешно функционирует 413 магазинов.
Apple Store это не просто магазин техники – это рай для гиков!
2003 — презентация музыкального он-лайн магазина iTunes Store.
Ключевая фишка этого магазина была в том, что там можно было купить песни поштучно, а не целым альбомом как это было принято ранее, а также и то, что основными покупателями были владельцы яблочной продукции.
iTunes Store предсказывал миллион продаж за первые 6 месяцев работы. В итоге миллион песен был распродан за 6 дней работы.
2007 – выпуск смартфона iPhone, который анонсировал сам Стив Джобс.
Именно под его руководством Apple смогла открыть для себя новые сегменты рынка. В этом же году компания изменяет официальное название с Apple Computer на просто Apple, в связи с выходом на рынок бытовой электроники.
Появление iPhone обязано тому, что с развитием мобильных технологий упал спрос на фотоаппараты и цифровые камеры. Разработчики мобильных устройств стали совмещать в себе телефон, фотоаппарат и аудиоплееры.
Джобс понимал, что рынок аудиоплееров обречен и вскоре будет поглощен телефонами, совмещающими в себе все эти устройства. И тогда он поставил задачу своим подчиненным разработать новый телефон, который будет совмещать в себе все эти функции и по apple-овской традиции будет изящным и удобным.
Журнал Time впоследствии признает iPhone изобретением года!
2008 — iPhone занимает 2 место в рейтинге наиболее полезных современных технологий, согласно изданию PCWorld.
2008 – Apple выпускает самый тонкий ноутбук в мире под названием MacBook Air
Двухтысячные стали для Джобса и его команды настоящим триумфом. Apple практически каждый год чем-то удивляет мир и делает армию своих поклонников все больше и больше.
2010 – Apple выпускает планшетный компьютер iPad.
Самое интересное, что идея планшетных компьютеров с сенсорным экраном была предложена еще в 1988 году студентами Иллинойского университета. Они тогда работали над темой «Каким будет персональный компьютер 2000 года» в рамках конкурса, проводимого Apple.
Кстати, выглядел он так:
В этом же 2010-м IPhone 4 занимает 1 место в списке лучших телефонов в номинациях «Бестселлер» и «Имидж» по версии Mobile-Review.com.
2011 — в августе по состоянию здоровья уходит Стив Джобс, а в ноябре его не стало.
Любовь Стива Джобса к своему делу во многом обеспечила компании такой успех. Часть своих индивидуальных черт характера «родитель» передал по наследству своему «яблочку» — это любовь к инновациям, креативность, смелость и стиль.
С сентября 2012 года в официальную продажу поступает iPhone 5.
Шутят, что iPhone самый умный телефон, и у него самый высокий процент владельцев, которые значительно глупее своего телефона )
Не знаю насчет IQ владельцев смартфона, но то, что их немало – это факт. Число предварительных заказов на пятый iPhone за сутки достигло 2 миллионов!
Вероятно, в числе счастливых владельцев смартфона есть и Евгений Чичваркин, экс-основатель «Евросети», ныне проживающий в Лондоне. По его словам, он намеревался сменить iPhone 4S на iPhone 5, как только в Туманном Альбионе начнутся его продажи.
Что касается России, то и здесь эппловские смартфоны завоевали широкую аудиторию. Хотя некоторые утверждают, что iPhone продавался бы лучше, если на российском рынке шел под переведенным названием «йаМобилко» 😉
Впрочем, компания Apple и так широко известна на нашей территории. Она позиционирует себя как производителя простых девайсов, созданных для удобства, общения и развлечения людей. Хотя вся эта техника будущего, продаваемая уже в настоящем, стоит весьма и весьма недешево.
У Apple не просто «12 мегапикселей, 17 дюймов, 3Гб», у нее – безграничные возможности, удивительное качество, великолепный дисплей и самая совершенная в мире операционная система!
Все от Apple работает автоматически, легко и незаметно — ноутбуки «быстрее, чем можно себе представить», айфоны «делают за вас все» и айподы, с которыми «битвы на мечах становятся более острыми, а охота на зомби — более эффективной!»
Свои технические разработки Apple оберегает очень ревностно. Компания отслеживает качество своей торговой марки, открывает фирменные магазины и создает целую экосистему из программного обеспечения и многочисленных приложений.
По поводу Apple говорят, что компания «запатентовала патент на запатентование патента». Вполне правдивое замечание, ведь по состоянию на октябрь 2012 года компания получила 5440 патентов на свои изобретения и дизайнерские проекты!
Защищая права на интеллектуальную собственность, Apple судится то с одной фирмой, то с другой, при этом то выигрывая судебные разбирательства, то проигрывая их. Так, компания Nokia обвинила Apple в нарушении 10 патентов, а Apple подала иск на компанию Samsung. Та, впрочем, была признана британским судом невиновной, однако патентные битвы продолжаются.
Сейчас Apple имеет самую высокую рентабельность, как с точки зрения продаж, так и со стороны престижа и дизайна. Компания не собирается останавливаться на достигнутом. По сути, Apple «плодоносит» настоящими «золотыми яблочками», и я с интересом буду ждать, каким же еще «ай-гаджетом» удивят нас разработчики компании. Так что, Apple, шаг за тобой.
P.S. Кстати, а вы знаете что означает приставка “i” в названии устройств Apple (iPhone, iPad, iPod, iMac)? Ответ прост – internet 🙂
Про невыносимый характер Джобса мало рассказали. Сотрудники избегали ездить с ним в одном лифте, потому что после выхода из лифта этот сотрудник мог быть уволен.
Помню увидел в журнале Макинтош и мне стало грустно. У меня был уродливый 14″ монитор стоящем на систематике(как раз где-то в 98 году). Это было примерно как увидеть BMW после Жигулей. В универе у нас был парнишка iPod и я ему завидовал, честно. После монохромных плееров с 3гб это смотрелось реально круто. Но цены на продукцию Apple никогда не радовали. Так что покупка iPhone была просто детской мечтой.
Все эти «ай-гаджеты» стали неотъемлемой частью имиджа делового, солидного и успешного человека.
На родине яблока это вообще не так. Это у нас это доступно довольно узкому кругу людей, считающих себя деловыми и солидными, там айфон может купить практически любой нига. С макбуками чуть посложнее, но тоже вполне свободно.
А.с да, знаю, сейчас будет коммент, как ниги грабят магазы эпла.
История компании Samsung
Настало время замечательных историй. На этот раз я расскажу вам историю корпорации Samsung, с чего она начинала, как и к чему шла и к чему наконец пришла. Кому и чем она обязана своим становлением и как это выглядит сейчас.
Всё началось примерно в 1932 году, когда молодой Ли Бьёнг-чхуль, сын довольно зажиточных крестьян и выпускник Токийского университета открыл свой склад в небольшом городе Тэгу, торгующий рисовой мукой. Да, да, если вы хотите быть крупнейшим производителем телефонов (как Nokia или Samsung) начните бизнес, совершенно с этим никак не связанный — делайте бумагу, торгуйте мукой, спасайте котят.
В то время вся Корея была колонией Японии, которая всячески душила дух предпринимательства, из-за чего страна была по факту очень большим огородом с очень бедным населением.
Дешевая рабочая сила выдавала отличные цены на товары, и уже к 1938 году наш герой стал первым возить муку в Китай. Дело пошло хорошо и мужик стал возить не только муку, но и рис, сахар, рыбу и прочую нужную людям для выживания чепуху, отнимая её у бедных корейских рабочих. Именно тогда, в 1938 была зарегистрирована торговая марка Самсон Трейдинг (а именно так правильно произносится название Samsung)
Samsung в переводе означает «три звезды», которые вы можете наблюдать на всех ранних версиях логотипа. Есть красивая легенда, что название было дано в честь его трёх сыновей, но вот беда — в 38 году их у него ещё не было и вряд ли он даже думал об этом.
Дела шли в гору и уже к началу второй мировой Ли был во всеоружии: когда американские войска высадились на полуострове, его заводы, производившие разного рода шляпу были быстро переделаны в заводы, производящие пиво и водку, которую добродушные и богатые американцы с радостью покупали по даже довольно завышенным ценам, творя Ли Бьёнгу капитал.
В 1950 году началась уже корейская война — северной Кореи против южной. Склады и заводы предпринимателя были сожжены или разграблены, а сам Ли попадает в расстрельный список северян за пособничество и взяточничество тогдашнему (и первому) президенту южной Кореи. Чхуль, понимая, что дело плохо, собирается бежать на юг.
Есть ещё одна легенда, которая постепенно разрастается в две. По одной — он собирает все деньги и передает их своему водителю, которого отправляет на юг, но водителя ловят на середине пути и берут в плен. Однако (!) тот умудряется спрятать деньги в одном из домов, который в последствии (!) сгорел, но сундук с деньгами по счастливой случайности (!) уцелел и Ли Бьёнг его в последствии чудом (!) находит.
По второй же легенде Чхунь случайно (!) находит чужой сгоревший дом и чужие деньги в сундуке, которые позже пускает в перерождение бизнеса.
Вот такие они, корейские легенды.
После поимки и расстрела первого, злого президента Южной кореи к власти приходит второй, добрый, который начинает ряд промышленных и экономических реформ. В частности была предпринята попытка заместить импорт товаров собственным производством. Для этого президент запросил у США тысячи денег на развитие, на самом деле нагло тырив их и тратя на женщин и бухло. Нашему герою бухла и телок не досталось, но зато помимо денег США раздавало и заказы на производство всякой продукции, на которых вновь воссозданный Самсунг мог неплохо подзаработать. Именно в этот период и под эти заказы были созданы такие компании, как Daewoo, LG (ранее GoldStar) и Hyundai, немаленькие компании на сегодняшний день.
К концу шестидесятых основатель Самсунг становится самым влиятельным и крупнейшим предпринимателем в стране. Понимая, что история с президентом и его заводами может повторится, он начинает ездить в Японию, налаживать контакты с тамошними мифиозами торгашами, и первой ласточкой становится Sanyo, объеденившись с которой Samsung получает приставку Group и отделение Samsung Electronics.
Пока глава Самсунга ездил по Япониям на его родине опять случился переворот, и опять у власти оказался злой президент! Ли Бьёнг, не теряя момента переговаривает с новым президентом и убеждает его, что именно его компания способна вывести страну из кризиса, войн и нести счастье и радость в дальнейшем и по всей планете. Но для этого его нужно было сделать главным по экономике, а его компании отдавать лучшие и самые большие заказы. И президент согласился.
Тут стоить сделать пометку о личности главного героя. Это был хитрый, пронырливый человек. Только его желание наживы и жизни спасало его шкуру и буквально выпрашивало такие привелегии. Не стоить думать, что это был добрый предприниматель, любивший своих работников и заполучивший уважение у президента.
Samsung Group начинает активно заниматься производством бумаги (правительство отдало Самсунгу на попечение единственную бумажную фабрику) и удобрений (опять таки единственные в стране), стали строить и восстанавливать больницы, гостиницы, университеты, заниматься страхованием и уже к 70 году Samsung взялся за тяжелое производство. Корпорация по факту стала обслуживать страну, продолжая увеличивать состояние Ли.
Параллельно с этим компания решает выйти на новый рынок — электроники, начиная собирать фены и черно-белые телевизоры при помощи Sanyo. В какой то момент поняв, что все это они могут сделать и без Sanyo – с компанией прощаются, запиливая свои собственные комплектующие для телеков и фенов.
В это же время в страну приходит демократия (на этот раз на самом деле) и поток денег и государственных заказов прекращается, многие учреждения, как например больницы и школы переходят обратно к государству, Самсунгу приходится затянуть пояса. Всё правление, которое состояло из ближних и дальних родственников Ли по его же собственному приказу было уволено и на их места были наняты европейские и западные эксперты, которые смогли бы не только сохранить текущее, но и приумножить (то, что когда то было найдено на пепелище, лол).
В 1983 компания начинает производство компьютеров и комплектующих.
В 1987 году основатель компании, Ли Бьёнг-чхуль умирает в Сеуле, в возрасте 77 лет.
К 1991 начинается производство мобильных телефонов.
Но больше всего Самсунг конечно «поднялся» на мониторах и телевизорах, заводы в максимально быстрые сроки были воздвигнуты во многих крупных странах, что бы полностью обеспечивать внутренние рынки. Так, например все телевизоры и мониторы Samsung, продающиеся в России произведены на заводе компании в Калужской области.
Сейчас Samsung — не просто многомиллиардная компания, но ещё и лидер во многих отраслях промышленности, собирающий не только всем известные телефоны и электронику. Помимо этого Samsung не стесняется продолжать заниматься химической и тяжелой промышленностью, строить дома, автомобили, самолеты, корабли, а так же выдавать кредиты и страховки. Samsung элегантно выстроенная корпорация, с ветками в разных отраслях, которые не только приносят доход, но ещё и помогают провести вперед её главные направления.
Например строительный подраздел может строить заводы, раздел легкой промышленности может шить рабочим на этих заводах одежду, а отдел финансов и кредита — застраховать жизнь и выдать кредит. Автомобильный концерн производит автомобили для разного рода управляющих, а сам завод — производить те самые мониторы и телевизоры.
Опыт, который компания получила, поднимая страну как и было задумано не был забыт, а наоборот, с мудростью применен.
История компании Siemens
В отличии от двух наших предыдущих рассказов, в которых бизнесы начинали предприниматели с целью заработать — компанию Siemens основал человек науки, инженер и ученый — Вернер Сименс. На протяжении всей жизни он изобретал и улучшал, не жалел денег в науку и имел огромный успех в научных кругах.
Сейчас Siemens – гигантский концерн с оборотом в 80 миллиардов евро, занимающаяся, как и Samsung всем чем только можно. Как же все это произошло? Я много напишу о истории компании, когда был жив непосредственно главный автор и вдохновитель, лишь под конец вернувшись в «настоящую» историю компании и то, чем она является сейчас.
Стоит отметить, что у Сименса было ещё 9 братьев и сестер (на снимке малая часть), а так же бессчетное количество двоюродных и троюродных. Это были лихие 1800, люди плодились как могли. С самого детства маленькому Сименсу очень нравились разного рода науки, и вскоре он выбирается из своего села и заканчивает с отличием гимназию, а затем переезжает в Берлин, что бы поступить на военную службу. В те года нельзя было ничего добиться, если ты не служил. У Сименса вроде как идет белая полоса, как вдруг в 1839 году он теряет мать, а в 1840 умирает и отец. Вся арава его братьев и сестер тяжелым бременем ложиться на него, как на старшего. Пытаясь разгрести авгиевы конюшни с проблемами семьи, Сименс патентует своё первое изобретение — технологию гальванического метода покрытия золотом и серебром, почти сразу продавая патент.
К 1845 году, шабаша патентами и изобретая наш герой становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфа. Именно в нём Вернер увидел своё будущее.
Уже в 1847 году он совместно с Иоганном Гальске (который увидел в молодом ученом успешную возможность обогатиться) создают фирму, занимающуюся созданием разного рода устройств для телеграфов. Компания была названа «Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske». Двоюродный брат Веренера, Иоганн который стал к тому времени видным политическим деятелем помог брату в финансовом плане и оплатил аренду помещения, материалы, инструменты а так же пару месяцев зарплаты рабочих.
Через два года фирма Сименса и Гальске построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне. Сименс не останавливался и постоянно вносил изменения в уже готовые изобретения, дико улучшая их, а так же придумывал новое.
В 53 году его компания начала строить линии в России — соединяя Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой. Сеть покрыла расстояние свыше 10 000 км, протянувшись от Финляндии до Крыма. Именно эти заказы на строительство и обслуживание и спасли фирму. Неизвестно как сложилась бы судьба гения без России.
Дела пошли и к 70 году компания строила уже единую линию протяженностью 11 тысяч километров — из Лондона до Калькутты (Индия). При этом многие участки линии служили верой и правдой чуть ли не до 1930 года.
Чуть позже Сименс начал мастерить в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 годом, когда он создал динамо-машину, которая произвела настоящую революцию в горном деле, именно благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, — электрическая рудничная дорога.
Примерно в те же года он предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом (до — сименс), а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».
Кроме этого были произведены улучшения кабелеукладочных машин на суднах, благодаря чему удалось проложить многое количество трансатлантических кабелей. Находясь у жены дома в Англии вы могли легко набрать пару сообщений своей любовнице в США.
Сименса признают везде как талантливого инженера и руководителя, поднявшего компанию на вершину, и в июле 1874 Сименс был принят в члены Прусской академии наук.
Фирма начинает заниматься кучей всего — изготавливать телефонные трубки Белла, строить телефонные станции, изобретать электрические железная дорога (по пути сделали в Берлине трамвай), электрические лифт. Представьте какое удивление вызвал бы у ракетоноситель, не издающий шума при старте? Вот такое же удивление было у людей, когда они увидели поезд, не извергающий черный дым и адские звуки.
В 1882 году Сименса избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1888 он был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.
С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в которой к слову включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников.
31 декабря 1889 года Сименс выходит из руководства фирмой, но не заканчивает изобретать.
Фирма продолжает работу и уже через год лондонская линия подземки City and South была оснащена электрическими локомотивами фирмы Siemens, ещё через два началось сооружение пражского трамвая, а в 80-х годах XIX века компания осуществила ещё два знаковых проекта в России – сконструировала систему освещения Невского проспекта и установила систему освещения Зимнего дворца. Вернер фон Сименс назвал последнюю «величайшей и самой впечатляющей системой освещения в мире».
6 декабря 1892 года в возрасте 75 лет Вернер фон Сименс умирает, оставляя за собой гигантскую компанию, троих детей и жену (причем вторую)
Компанию продолжает существовать, началось гигантское строительство трамвайных линий и метро по всему свету. В начале 1903 года на тестовой линии Мариенфельде — Цоссен экспериментальный высокоскоростной локомотив, созданный при участии компании Siemens & Halske, показал рекордную и невообразимую для тех лет скорость — 210 км/ч.
В 1897 году компания была преобразована в акционерное общество Siemens & Halske AG с общим капиталом в 35 млн марок. При этом компания очень любит своих сотрудников — был основан фонд выплат по нетрудоспособности, основан пенсионный фонд, рабочий день сокращался несколько раз до невероятных по тем временам 8,5 часов. Были основаны комбинаты питания для сотрудников, введено собственное медицинское обслуживание, открыта заводская библиотека для рабочих и даже спа-санаторий.
В 1903 году начинается расширение — Siemens открывает дочернюю компанию Gessellschaft fur drahtlose Telegraphie System Telefunken (или просто Telefunken). В том же году году приобретается Elektrizitats-Aktiengesellschaft vorm. Schuckert & Co. и Siemens-Schuckertwerke GmbH (стало лучше ведь, ага).
В 1909 году компания запустила в эксплуатацию первый в Германии городской телефонный коммутатор с автоматическим вызовом абонента. Он был сооружён в Мюнхене-Швабинге и превоначально рассчитан на 2500 абонентских линий. Через год компания построила одну из первых ГАЭС (Гидроаккумулирующая) в мире.
23 января 1911 года мягкий дирижабль, построенный компанией Siemens-Schuckertwerke GmbH, совершил свой первый 40-минутный полёт. Его длина составляла 118 метров, он вмещщал в себя 24 пассажира и мог развивать скорость до 72 км/ч. Siemens-Schuckertwerke GmbH занималась также производством автомобилей – в 1908 году компания приобрела немецкого производителя автомобилей Protos Automobile GmbH. Автомобили Protos были неоднократными призёрами различных гонок, так например Ганс Кёппен, на автомобиле Protos первым прибыл в Париж из кругосветного путешествия пять месяцев спустя. Однако, в 20-х годах XX века производство автомобилей было прекращено. В то же время, под маркой «Protos», компания выпускала различную бытовую технику.
В 1917 году построен Siemens SSW R VIII – самый большой биплан в мире.
К 1919 году концерном начинает править третий сын Сименса — Карл Фридрих, который начинает активно использовать выражение «Дом Сименса» и начинает восстанавливать все отрасли. Начинает производство ламп накаливания, прожекторов (а в последствии и систем упарвления огнем для САУ), вспомнили и про бренд Protos, выпуская пылесосы, утюги, фены, тостеры и прочие бытовые электротовары. В 25 году Siemens Начинает заниматься и медицинским оборудованием, параллельно создав оборудование для передачи изображений — которая наиболее всего понравилась журналистам, которые до этого ждали свои снимки из удаленных мест месяцами.
В 33 году было открыто подразделение Siemens Apparate und Maschinen GmbH, начавшее производство военного оборудования и техники. В этом же году к власти приходит нацистский режим и между главой Дома Сименса — Карлом Фридрихом и властью начинаются терки. Первый был явно выраженным демократом и даже состоял в партии и до конца своих дней троллил (осторожно критикова) правительство и режим.
Во время войны заводы Сименса строили разные радарные установки, способные обнаруживать самолеты противника на расстояниях до 300 км. Под конец войны на заводах из всех рабочих примерно пятая часть была заключенными концлагерей и военнопленными. Так, на фабрике в Равенсбрюке работало более 2000 женщин — заключённых одноименного концлагеря. Компания также владела фабрикой в концлагере Бобрек — одном из приблизительно сорока лагерей концентрационного лагеря «Аушвиц-3», входившего в структуру концлагерного комплекса, известного под общим названием «Освенцим».
После войны, не смотря на свое тяжелое положение, концерн образовал специальный фонд для помощи работающим по принуждению на их заводах.
Однако, экономика Германии начала постепенно восстанавливаться и именно Сименс стал той самой тяговой лошадью, которая тащила за собой остальные предприятия — активно начались новые разработки в области медицины — были сделаны новые модели слуховых аппаратов, изобретены имплантируемые кардиостимуляторы. К 50 годам Сименс начинает заниматься и атомной энергетикой, разработав несколько моделей реакторов, работающих на уране.
В 66 году концерн начинает называться Siemens AG и к 90 годам это опять мощный концерн, уверенно стоящий на ногах, активно занимающийся всем, чем только можно, особое внимание уделяя энергетике.
В это время начинается самое интересное для нас — открывается подразделение Siemens Mobile, выпустившее свой первый телефон для сетей GSM в 94 году — Siemens C1. Через три года был выпущен первый в мире телефон с цветным экраном (четырехцветный), ещё через два года Сименс выпустили первый в мире телефон слайдер — Siemens SL10. В 2000 компания опять впереди планеты всей и выпускает первый в мире телефон с MP3 плеером и поддержкой карт памяти — Siemens SL45. В то время телефоны Сименс были очень распространены и лично я, как бедный школьник, ходивший с монохромной Мотороллой очень завидовал одноклассникам, у которых был Сименс с разного цвета подсветками, более крутыми играми и большим разнообразием мелодий.
В 2003 Сименс Мобайл выпускает телефон на базе Series 60 – SX1, со странным дизайном и расположением кнопок, который не «пошел» и компания решает больше не делать телефоны на симбе.
За время своего существования Сименс выпустила довольно много телефонов, которые наверняка запали вам в душу — напишите о них в комментариях, будет интересно. В 2005 году принимает решение о продаже подразделения компании BenQ, телефоны стали называться BenQ-Siemens, а в последствии просто BenQ. Под этим брендом вышло порядка 25 телефонов. Сейчас BenQ не занимается телефонами.
На данный момент Сименс занимается скорее «тяжелой» промышленностью — строит поезда (Сапсан например — поезд производства Siemens), занимается разного вида энергетикой (в т.ч. «чистой» — ветряки, солнечная энергия), медициной (разного рода томографии и радиографии).
Однако помимо этого Siemens является и стратегическим партнером Nokia — являясь одним из крупнейших поставщиков телекоммуникационного оборудования под брендом Nokia Siemens Networks.
Из бытовой техники под брендом Сименс сейчас можно встретить только разного рода плиты (варочные поверхности, духовые шкафы), холодильники, стиральные и посудомоечные машины, и то не везде. Например в России продается лишь две модели стиральных машин.
Если смотреть на всю историю компании, то можно увидеть, что компания больше любит большие и тяжелые проекты и задачи, созданная Сименс Мобайл в компании не прижилась, однако оставила яркий след в истории мобильных телефонов, завоевав невероятную популярность в России.
История компании Motorola
Компания Motorola уже практически прекратила свое самостоятельное существование: одна ее часть сейчас входит в Lenovo, а другая, специализирующаяся на телекоммуникациях, активно распродает свои подразделения. Тем не менее влияние Motorola на развитие индустрии сложно переоценить. Компания ввела массу инноваций, начиная с автомобильных радиоприемников и заканчивая мобильной связью. Первоначальным успехом Motorola во многом обязана основателю и многолетнему главе компании Полу Галвину.
Ранние годы Пола Галвина. Создание Galvin Manufacturing
Ранние годы Пола Галвина. Создание Galvin Manufacturing
Будущий основатель компании родился в 1895 году в городе Гарвард. Пол с детства разными способами пытался заработать, в том числе торговал бутербродами и мороженым. Встречается информация, что Галвин делал это на вокзале и без соответствующей лицензии, так что ему приходилось скрываться от уполномоченных органов. Правда, в итоге начальник станции смирился с предприимчивым мальчишкой, и Пол продолжил заниматься своим бизнесом.
В 1914 году Галвин служил в армии артиллеристом. Есть информация, что он участвовал в Первой мировой войне в составе сил США. После возвращения Галвин окончил технологический факультет в Иллинойсе, причем во время учебы состоял в студенческом братстве Phi Kappa Theta. По одной из версий, обучение предшествовало военной службе.
В 1920 году Пол нашел работу на чикагском заводе, выпускавшем аккумуляторы. Большинство исследователей считают, что Полу было неинтересно работать по найму — его больше привлекала мысль создать собственный бизнес. Уже через год он вместе со школьным другом создал компанию, производящую аккумуляторы и батарейки. Фирма просуществовала всего два года, после чего была закрыта правительством из-за неуплаты налогов на крупную сумму.
После первой неудачи Галвин не сдался и через три года с тем же другом принялся строить такой же бизнес. Компания и в этот раз закрылась: она просто не могла выдержать конкуренцию на развивающемся рынке электроэнергии. Бизнес продержался не дольше двух лет.
Пол Галвин (слева) и Джозеф Галвин
Тогда предприниматель обратил внимание на рынок автомобильных радиоприемников. Они появились недавно, и слушать их во время движения было практически невозможно из-за помех. Тот, кто смог бы устранить этот дефект, вероятно, получил бы и весь рынок.
Первый радиоприемник под брендом Motorola был готов уже в 1930 году. О происхождении названия компании есть несколько версий. По одной из них, Галвин объединил слова motion и Victrola — это была марка популярного приемника. По другой, вместо motion он использовал motor. Есть и третий вариант — сочетание слова motor и суфикса ola, который в то время было принято использовать для звукового оборудования.
Не все шло гладко: встречается история, что один из первых обладателей радио Motorola едва успел скрыться за углом, как оно воспламенилось в салоне его машины. Проблемы изучались и устранялись.
Галвин создавал собственную сеть продавцов и параллельно вкладывал деньги в рекламу: размещал объявления в газетах, платил за билборды. Приблизительно в этот период компания произвела революцию в сфере радио, просто улучшая уже существующие технологии — например, первой внедрила кнопки для настройки радиоприемника.
Тем временем Галвина заинтересовало производство полицейских раций, и он сформировал в компании соответствующий отдел. Разработки были готовы уже к концу 1930-х годов. Тогда Галвин, путешествуя по Европе, понял, что надвигается мировая война. Пока другие смотрели в будущее с тревогой, Пол, как и полагается предпринимателю, искал новые способы заработать.
Избранная им ниша идеально подходила для военных разработок. Рации тогда были неудобными, а Галвин предложил правительству проект полевой портативной двухсторонней рации — гораздо более легкой, чем ее предшественницы.
Одной моделью компания не ограничилась. В 1940 году была представлена SCR-536, получившая неформальное название Handie-Talkie, — первая рация, которую можно было носить в одной руке. Она выглядела как большая телефонная трубка и весила 2,3 килограмма. Ради компактности пришлось пожертвовать качеством и дальностью сигнала, поэтому вооруженные силы США сначала не очень заинтересовались SCR-536 — но позже изменили свое мнение.
В том же 1940 году появилась SCR-300, ставшая известной как Walkie-Talkie. Это была наплечная рация весом в 17,3 килограмма — зато с большей дальностью и лучшим сигналом, чем у SCR-536. Американское правительство активно заказывало разработку, и Galvin Manufacturing укрепила свое финансовое положение.
SCR-536 начали использовать в армии в 1941 году, а SCR-300 — в 1943-м. Из-за того что позже обе рации будут называться Walkie-Talkie, появилась путаница в датах их выпуска: можно встретить информацию, что SCR-536 появилась в 1943 году.
Галвин понимал: зарабатывая на войне, нельзя забывать и о других рынках. Ради военных нужд правительство США приостановило выпуск гражданских автомобилей. Чтобы радиоприемники для машин не лежали на складе, нанося компании убытки, по указанию руководства их переделали в обычные и выпустили в продажу.
В 1947 году компания была переименована в Motorola по названию своей самой популярной линейки, и в этом же году в управлении появились новые люди, в числе которых сын Галвина — Роберт. Долгое время управление над Motorola переходило «по наследству» от одного руководителя к другому. Это относилось не только к генеральным директорам, но и к главам подразделений. Увольнение важного сотрудника проходило практически безболезненно, ведь на смену ему приходил равный по уровню специалист.
Один из примеров такой передачи власти — приход Роберта Галвина. В компанию он пришел в 16 лет, когда искал работу на лето. Как и любой рядовой сотрудник Motorola, он начал карьеру в отделе кадров и прошел все необходимые процедуры. За 16 лет он от кладовщика с минимальной ставкой и полным рабочим днем вырос до президента компании — и по мере продвижения изучил всю структуру ее работы.
В статусе главы компании Роберт Галвин начал внедрять свои правила. По его мнению, руководить должен был не один человек, а совет из троих сотрудников, которые могли бы смотреть на ситуацию с разных сторон. Такая структура была во всех эшелонах управления. Это позволяло быстро заменить ушедшего работника и не бояться продвигать способных людей. Такой подход часто критиковали, но Галвин был им доволен.
Рынок автомобильных радиоприемников Галвин не оставил без внимания: он приобрел убыточного производителя Detrola, у которого были контракты с Ford. По договору после поглощения они оставались в силе, что открывало перед Motorola потрясающие перспективы. Компания получила возможность установить свои радиоприемники на 50% автомобилей Ford и Chrysler. В середине 1950-х удалось договориться еще и с American Motors: компания обязывалась устанавливать приемники Motorola во все свои автомобили.
Из-за новых направлений работы руководить компанией становилось все тяжелее, и Галвин был вынужден разделить ее на подразделения: каждое из них получило своих разработчиков, маркетологов и производство. Этот подход стал отличным примером децентрализованного управления. Еще одним начинанием Галвина стало создание фонда Motorola Foundation, который оказывал поддержку крупнейшим американским университетам.
В 1955 году компания вышла на рынок транзисторов. Пол сомневался, что это стоит делать, но сын его убедил. Компания не бросилась в новую нишу сразу — в ней просто появился соответствующий отдел разработки. После первых успехов и клиентов подразделение было расширено, и открылся завод в Аризоне.
В 1955 году дизайнер из Чикаго Мортон Голдшолл создал знаменитый логотип Motorola в форме большой буквы М.
Роберт Галвин во главе Motorola. Инновационные разработки компании
В этом же году Motorola представила разработку, ставшую известной на весь мир, — пейджер (кстати, название происходит от слова «паж» или «слуга»). Его активно приобретали для больниц, чтобы сделать эффективнее работу медперсонала. Часто встречаются сведения, что принцип работы пейджера изобрела не Motorola и полиция Детройта применяла его еще в 1921 году.
В 1958 году компания нашла новую нишу. Развивающаяся космическая отрасль США тогда нуждалась в качественном радиооборудовании. Motorola, уже зашедшая на рынок транзисторов, воспользовалась шансом и получила контракты с NASA. Во время знаменитой высадки на Луну благодаря разработкам Motorola миллионы зрителей на Земле услышали голос Нила Армстронга. Тогда же, в 1958 году, был представлен транзисторный приемник Montrac.
В 1960 году на рынок был выпущен первый в мире беспроводной транзисторный телевизор Motorola Astronaut TV. Благодаря 19-дюймовому экрану и портативности он стал хитом продаж. Уже через три года компания выпустила один из первых прямоугольных кинескопов.
В этот же период производство Motorola вышло за пределы США: был построен завод компании в Мексике. Motorola работала уже в восьми странах, в том числе в Японии, откуда планировалось начать захват азиатских рынков. В 1961 году компания открыла японский офис, а в 1968 году запустила направление Motorola Semiconductor Japan, которое производило полупроводники и интегральные схемы для местного рынка.
В 1988 году благодаря японским технологиям Motorola запустила полностью автоматизированный завод по производству пейджеров. На нем было около 27 машин и 12 человек, которые контролировали их деятельность.
Но вернемся в 1960-е годы. В 1962 году компания выпустила транзисторную портативную радиостанцию HT-200. Главными ее преимуществами стали сравнительно небольшой вес (примерно 932 грамма) и крепкая конструкция. Параллельно шли исследования в других сферах, готовилось оборудование для NASA и проводились разработки новых продуктов. В 1966 году был представлен самый маленький в мире портативный телевизионный приемник Tiny Tim TV. Для обеспечения его работы требовалось четыре пальчиковых батарейки.
В 1972 году была представлена мобильная система передачи данных MODAT — она позволяла отправлять и получать данные от водителя автомобиля к компьютеру и наоборот. Систему широко использовали полицейские, компании перевозок и другие инстанции, которым было важно оперативно передавать информацию водителям. Тогда же Motorola начала внедрять первую цифровую технологию шифрования голоса Digital Voice Protection (DVP) — она быстро нашла применение в спецслужбах США.
В 1973 и 1974 годах Motorola выпустила сразу два революционных устройства: первый сотовый телефон и свой первый процессор. Телефон Motorola DynaTAC тогда существовал еще в виде прототипа, и главным достижением компании считался произведенный с его помощью телефонный разговор.
Первой моделью, получившей одобрение соответствующих органов и пущенной в серийное производство, стала DynaTAC 8000X. Весила она около 800 граммов, а аккумулятора хватало на 30−45 минут разговора, после чего нужно было провести 10-часовую зарядку.
Модель DynaTAC 8000X
Вернемся к первому процессору компании, Motorola 6800. Его тактовая частота составляла 2 МГц, а в системе команд было 78 операций. Он был выпущен как конкурент разработкам Intel и стал довольно популярен. Некоторые источники называют Motorola 6800 первым процессором с индексным регистром.
Большую, чем Motorola 6800, известность получил вышедший в 1979 году Motorola 68 000. Он вполне успешно конкурировал с товарами Intel, его использовали в Macintosh и во многих компьютерах других фирм. Правда, популярность у Apple сыграла с процессорами Motorola злую шутку. В войне персональных компьютеров победила, как известно, компания IBM, которая предпочитала Intel. В итоге это направление Motorola значительно сократило свою долю на рынке.
Компания не ограничивалась техническими инновациями: в 1974 году была запущена программа обучения сотрудников и привлечения их к совместной разработке с коллегами разных уровней. Методику контроля качества и тщательное отношение к разработке Motorola переняла на японском рынке.
Motorola в 1980–1990-е годы
В 1981 году было объявлено, что Motorola собирается достичь показателя 99,99966% выпуска продукции без дефектов — или приблизительно 3,4 дефекта на миллион устройств. Из этого выросла концепция «Шесть сигм», созданная одним из руководителей Motorola Биллом Смитом. В концепции пять взаимосвязанных шагов: определение, изменение, анализ, совершенствование и контроль.
Для реализации методики была создана специальная группа со специфическим распределением ролей. Лидер группы должен был запускать процессы, предоставлять необходимые ресурсы и контролировать работы. Специалист под именем «Черный пояс» руководил проектной группой, инструктировал ее и обучал. В саму проектную группу входили обученные методике специалисты разных отраслей, которые оказывали всестороннее содействие.
Эффективность «Шести сигм» привела к тому, что в 1990-е годы ее стали активно внедрять крупнейшие корпорации. Успех методики доказывает сама Motorola, где с 1981 по 1986 год брак снизился на 90%. В дальнейшем этот процент продолжал расти, причем производительность не страдала.
В Motorola было принято решение сократить линейку потребительских брендов и вместо этого заняться беспроводной связью и компьютерами. Например, было продано подразделение Quasar, которое выпускало в том числе и телевизоры.
Модель MicroTAC 9800X
MicroTAC уже вмещался в карман и был, по сути, первой раскладушкой, хотя у него попросту имелся флип. Первой настоящей раскладушкой можно считать телефон Motorola StarTAC, вышедший в 1996 году. В любом случае на этом рынке компания лидировала большую часть 1990-х годов.
Аудитория компании сокращалась из-за появления сильных конкурентов: еще в начале 1990-х годов на роль главного инноватора стала претендовать Nokia. Впрочем, Motorola не останавливалась на достигнутом, пусть временами и допускала серьезные ошибки. В конце 1980-х ее специалисты решили предложить что-то совершенно новое — всемирный спутниковый оператор. Планировалось запустить на орбиту 77 спутников, которые благодаря близкому расположению к Земле должны были обеспечить сравнительно небольшой для этой категории размер телефона и отсутствие проблем со связью.
Пока в компании шла разработка, собирали инвестиции и выбирали руководство, сотовые операторы наращивали аудиторию. Генеральный директор Iridium Эдвард Стайано, до того 25 лет проработавший в Motorola, продолжал разглагольствовать о покорении рынка, обещая 500 тысяч абонентов до конца первого года работы.
Старт был дан первого ноября 1998 года. Ему предшествовала красивая церемония с участием Альберта Гора, на тот момент вице-президента США. Гор побеседовал по телефону с помощью Iridium, и все настроились на глобальное покорение рынка.
Ожидания не сбылись: за шесть месяцев количество абонентов вместо рекорда поставило антирекорд — всего 10 тысяч человек, и это при том, что о разработке знало полмира. На глубоко убыточной компании висело несколько кредитов, а к тому же был допущен целый ряд недоработок: например, в зданиях и движущихся автомобилях связь была ужасной или вообще отсутствовала.
Позиционирование разработки как подспорья для бизнесменов, топ-менеджеров и путешественников себя не оправдало. Когда проект только зарождался, это направление выглядело приоритетным, потому что целевые клиенты часто оказывались в зонах, где сотовой связи не было или она работала плохо.
Вот только за время разработки и запуска спутников ситуация переменилась. Качество сотовой связи стало гораздо выше, и она уже покорила Европу и США, постепенно заходя в менее развитые страны. У Iridium же связь была плохой, а большие несовершенные телефоны распугивали потенциальных абонентов. Кроме того, услуга была довольно дорогой.
Вместо 77 спутников было запущено 66, а общая аудитория достигла максимум 50 тысяч человек (некоторые источники говорят о 20−30 тысячах). В конце 1999 года компания объявила себя банкротом. Motorola обеспечивала ее существование до 2000 года, когда планировалось окончательное закрытие проекта. До этого не дошло: была создана новая компания Iridium Satellite LLC, которая выкупила все, что осталось от предшественницы, и начала работать с Пентагоном.
Не все в 1990-е годы выглядело так печально — на самом деле Motorola в это время процветала. Она контролировала 85% мировых продаж пейджеров, выпуская их в разных версиях и моделях. Рост продаж продолжался и благодаря выходу на рынок Восточной Европы, где пейджеры были новым популярным явлением. Компания заходила на рынок стран Азии, где уже имела неплохие позиции, и открыла два завода в Китае.
В 1997 году Motorola возглавил Кристофер Галвин, сын Роберта. Его отец ушел из компании еще в 1986 году, после чего ее возглавляли сначала Джордж Фишер, а после Гэри Тукер. При них компания была в хорошем состоянии, так что особых нареканий к их работе не было, хотя та же Iridium — их общее детище. Да и при Тукере компания стала терять инновационность и долю на рынке сотовых телефонов.
Учитывая особенную структуру управления Motorola, троица Фишер, Тукер и Галвин работала совместно, пока во главе не остался один Кристофер Галвин. Как и его отец, Галвин проработал в компании длительное время. Он специализировался на маркетинге и рекламе, что было неплохо: считалось, что компании нужно активнее работать в этой сфере.
Именно при Кристофере компания провалилась с Iridium (хотя и нельзя назвать его единственным виновником) и потеряла лидерство на рынке мобильных телефонов. Усложнил ситуацию назревший кризис доткомов, но Motorola смогла его пережить. Для этого пришлось пройти через реструктуризацию и закрытие неприбыльных направлений, а также сократить штат. Вообще, реструктуризация в конце 1990-х и начале 2000-х годов была в Motorola частым явлением.
Компания продолжала ориентироваться на децентрализацию, но теперь она вместо пользы начала усложнять ситуацию. Руководители Motorola видели, что отдали лидерство Nokia, но плохо понимали, что с этим делать. Третьим участником гонки была компания Samsung, которая не гнушалась копирования и покоряла азиатский рынок.
После убыточного 2001 года на Галвина набросился совет директоров. Он пообещал, что ситуация улучшится, когда закончатся запланированные изменения, но в 2002 году ситуация не изменилась. У Motorola в то время были оригинальные разработки, но моделей телефонов, которые их воплощали, было слишком мало. Директор по маркетингу Джефри Фрост считал, что без расширения линейки сложно будет добиться значимых результатов. Он предложил совету директоров и Галвину концепцию, построенную на выпуске узконишевых продуктов.
Галвин зарекомендовал себя как человек, стремившийся вернуть компанию к истокам. В его понимании это означало сосредоточиться на разговорной функции и качестве связи, ведь именно для этого и был придуман телефон.
Тем временем в Nokia еще в конце 1990-х годов поняли, что сотовые телефоны становятся важной частью жизни людей и в них должно быть больше разнообразных функций. Финская компания поддерживала внедрение новых технологий, расширяла линейку и обгоняла Motorola стратегически, хотя по дизайну некоторые ее модели и уступали конкуренту.
Галвин cогласился на план Фроста, и в секретной атмосфере началась разработка телефона RAZR V3, который задумывался просто как имиджевая модель.
Встречаются сведения, что на внутренних просмотрах модель критиковали и в 2003 году едва не сняли с разработки. Но гораздо популярнее версия о том, что телефон cобирал позитивные отклики руководителей и они не вмешивались в разработку.
В 2004 году генеральным директором Motorola стал Эдвард Зандер, ранее возглавлявший Sun Microsystems, и он активно поддерживал выпуск новой модели. Фрост, понимавший, что RAZR будет дорогим телефоном, разработал стратегию его продвижения.
Из удачного запуска этого телефона не было сделано особых выводов, хотя RAZR стала флагманской линейкой компании. Дороговизна телефона, казалось бы, мешала продажам, и почти сразу после выпуска менеджмент задумался о том, чтобы его удешевить. Фрост был против и сначала отстаивал свою позицию: если телефон будет доступен всем, то он станет не нужен.
Одновременно с этим Motorola разрабатывала неплохие модели: E398 считался отличным музыкальным телефоном. Топ-менеджмент компании вновь просчитался, и вместо запуска своей линейки на основе E398 решил создать ее в союзе с Apple.
Стив Джобс в это время обратил внимание на бурный рост рынка телефонов и понял, что музыкальные плееры отойдут на задний план. Он запланировал разработку телефона в союзе с другой крупной компанией. Растущая Motorola как раз выпустила RAZR V3, поэтому глава Apple выбрал союзником именно ее.
Вместе они создали тот же E398, куда специалисты из Apple добавили собственное программное обеспечение и iTunes. Motorola не получила эксклюзивных прав на внедрение iTunes, зато столкнулась с целым рядом ограничений. Несложно догадаться, что ROKR E1 провалилась, а сотрудничество между брендами закончилось. Motorola после этого попыталась развить линейку самостоятельно, но вышла неудача, а Apple принялась за революционный iPhone.
Опять началась масштабная реорганизация. В 2007 году в число акционеров вошел мастер враждебных поглощений Карл Айкан. Он развязал с Зандером корпоративную войну, которую тот не смог выиграть и в 2008 году ушел в отставку. Параллельно Айкан продвигал идею разделить компанию и продать убыточное мобильное подразделение.
Так закончилась история Motorola. Компания, подарившая миру не одно изобретение, проиграла конкуренцию из-за непонимания рынка и меняющихся потребностей аудитории. Даже успех модели RAZR v3 стал временным явлением, из которого руководство попыталось выжать максимум. В итоге Motorola вытеснили с рынка конкуренты, среди которых был и недавний союзник — Apple. Оставшаяся от компании Motorola Solutions пытается вернуть былое величие, но без особых успехов.