Если вокализ пение без слов без текста то что дает литература вокализу
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— жанры «вокализ», «песня без слов», «баркарола», «романс».
Вокализ – это произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста. Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра.
Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.
Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В начале урока прозвучала народная песня «Камаринская», но исполнял её не голос или хор, а музыкальные инструменты. Пётр Ильич Чайковский использовал мелодию этой хорошо известной русской народной песни в цикле фортепианных пьес «Детский альбом». Мы узнали её благодаря яркой, запоминающейся мелодии и характерным интонациям.
История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…
Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.
Слово «вокализ» происходит от латинского слова vocalis, что означает «звучный, гласный, певучий». Вокализ представляет собой произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Исполняется такое произведение без текста, на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио, то есть пение мелодии с названием нот. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста.
Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра. Такие упражнения вошли в учебную практику с середины XVIII века и получили широкое распространение в XIX веке. До сих пор эти пьесы успешно применяются в вокальной педагогике.
В качестве концертной пьесы наиболее часто исполняется «Вокализ» Сергея Рахманинова, который звучит на уроке в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано).
Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.
Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.
Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.
Наиболее известны песни без слов немецкого композитора XIX века Феликса Мендельсона. Будучи романтиком, он «одушевлял» инструмент, побуждал его петь, выражать интонациями, близкими к человеческому голосу, личные переживания. Мендельсон писал песни без слов на протяжении всей своей жизни. Всего им сочинено 48 пьес, восемь тетрадей по шесть пьес. Первая тетрадь была написана под впечатлением заграничных путешествий композитора по Италии и Швейцарии, когда он был ещё совсем молодым, а последние две – незадолго до его смерти. Эти пьесы напоминают дневниковые записи или наброски художника: здесь можно встретить и впечатления от увиденного, и мимолётные настроения, и глубокие чувства. Большинство пьес не имеет названий, но некоторые все же снабжены пояснениями – например, «Песни венецианских гондольеров», «Народная песня», «Охотничья песня» или «Песня за прялкой».
«Песня венецианского гондольера», которая звучит в уроке, написана в жанре баркаролы. Название «баркарола» происходит от итальянских слов barka, что в переводе означает «лодка», и rollare – «качаться на волнах». Соответственно, баркарола – «лодка, качающаяся на волнах». Такие песни пели лодочники (гондольеры) в Венеции, где множество каналов служат улицами, а длинные лодки, гондолы, являются популярным видом транспорта. Эти песни легко узнаются по характерному покачиванию, выраженному в размере и характере аккомпанемента. В «Песне венецианского гондольера» Феликса Мендельсона мы отчётливо слышим мелодию, имитирующую песню, и мерное покачивание в аккомпанементе.
Баркарола, как вокальный жанр, получила широкое распространение в творчестве композиторов XIX века. Например, мировую известность приобрели произведения «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки и «Баркарола» Франца Шуберта. Самой выдающейся инструментальной баркаролой считается пьеса «Июнь. Баркарола» Петра Ильича Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.
Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.
Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.
В уроке звучит «Романс» из сюиты Георгия Васильевича Свиридова «Метель», созданной по мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.
«Романс» – кульминация всего цикла, гимн любви. Выразительная, гибкая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, передаёт развитие и накал чувств, вызывая отклик в сердце каждого слушателя.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?
Варианты ответов: романс; марш; вальс.
Правильный ответ: романс.
№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?
Варианты ответов: мелодия; аккомпанемент; гармония; ритм; тембр; литературный текст.
В уроке даётся определение жанра «вокализ» – это музыкальное произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением, но без литературного текста. Исполняется оно на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио (пение мелодии с названием нот).
Если вокализ пение без слов без текста то что дает литература вокализу
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ (КЛАССИЧЕСКИЙ, ОПЕРНЫЙ)
Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.
ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ
Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.
Так называемое горловое пение – разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.
При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.
При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.
Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.
В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов — на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.
Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное — дело тренировок.
В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала — это история на несколько лет.
Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу — индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы — это целый отдельный мир).
Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания — ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.
Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает
Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене — ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.
Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания — более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).
Один подробно расскажет про строение гортани (с рисунками и схемами) и как она должна встать, чтобы звук был правильный. Другой будет что-то говорить про купол во рту, а третий просто предложит взять в рот огурец. Бывают и оригиналы, которые заставляют распевать разные неприличные слова.
UHLIB.RU БИБЛИОТЕКА:
Эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в целях и задачах вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя — поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.
В эстрадном вокале, в отличие от академического и народного, важна внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.
В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала, народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных для эстрады.
Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста, аналогично тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой» оригинальный звук. В наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Так же, как современному электpогитаристу необходимо уметь значительно больше, чем своему коллеге 50х-60х годов. Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки.С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем — освоение подходящих для Вас приемов эстрадного вокала, и самое важное — формирование Вашего уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа.
Фелия Литвин
Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют «белым звуком», «открытым пением», в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.
На современной эстраде в основном поют певцы и певицы полуприкрытой манеры вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится «насыщеннее», красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, «барашек» — сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.
Часто невольно, а порой и сознательно многие подражают любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Рождение красивого певческого голоса для одних — счастливая неожиданность, а для других — долгий и кропотливый труд.
Слово вокал происходит от итальянского «воче» — голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.
Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно — и в отношении техники, и в исполнительском плане.
ПРИЁМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ МНОГООБРАЗНЫ
UHLIB.RU БИБЛИОТЕКА:
Расщепление
Прием пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.
Драйв
Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов — прием расщепления «драйв» (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т. д.). Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть — они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя — это или есть от природы или нет.
Субтон
Пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.
Обертоновое пение
Также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Глиссандо
Также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на ноту.
Фальцет
Пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.
Йодль
Также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O’Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.
С некоторых пор получил распространение так называемый «обратный йодль», заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на «опору». Примеры исполнения этого приема можно найти, к например, в песнях Linda Perry (4 Non Blondes).
Штробас
Это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко. Например, у Britney Spears — в «Oops, I did it again».
С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем — освоение подходящих для Вас приемов эстрадного вокала, и самое важное — формирование Вашего уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа.
Самая старая из известных звукозаписей была сделана 9 апреля 1860 года парижским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, называемого «фоноавтограф».
В зависимости от метода сохранения, выделяют два основных вида записи звуков: аналоговый и цифровой.
МОНТАЖ (фр. montage) — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами.
СВЕДЕНИЕ (музыка)
У этого термина су ществуют и другие значения.
Сведе́ние или микширование (англ. mixing, смешение) — стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи, заключающаяся в наложении всех записанных дорожек и партий, смешении их звука, синхронизации времени проигрывания. С микшированием обычно совмещается финишная обработка записи (установка громкостей партий, наложение специальных и шумовых эффектов).
Описание
СВЕДЕНИЕ — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата. Процесс сведения музыки довольно трудоёмок, ведь необходимо учитывать следующие аспекты:
баланс громкости различных треков;
панорама — расположение и смешивание между собой каждого записанного инструмента, создание соответствующей акустической среды;
динамика — создание композиции музыкальной звукозаписи, форма подачи;
выдерживаются вступление, развитие, кульминация и спад;
прозрачность — сведение треков, чтобы каждый инструмент записи был различим и читался, не заглушая другие инструменты;
плотность — отвечает за насыщенность звука;
разнообразные звуковые эффекты
Для микширования применяют специальное устройство, которое называют микшерный пульт или просто микшер.
Ма́СТЕРИНГ (англ. mastering) в широком смысле — процесс производства чего-либо, в ходе которого из исходных материалов создаётся экземпляр продукта, который является при тиражировании эталонным, и потому называется также мастер-копией.
МАСТЕРИНГ ЗВУКОЗАПИСЕЙ — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения. Мастеринг видеозаписей — процесс подготовки и перевода изображения и звука с киноплёнки или другого носителя в цифровую или аналоговую форму для последующего тиражирования на оптических видеодисках или других носителях информации.
ОЗВУЧИВАНИЕ
Озву́чивание, узкоспециальный вариант написания в кинематографической литературе — озву́чение, на профессиональном жаргоне произносится — озвуча́ние — процесс записи звукового сопровождения кинофильма или видеофильма, осуществляемый отдельно от съёмки изображения.
Звукорежиссёр за микшерным пультом во время перезаписи фонограммы
Озвучивание применяется в случаях, когда невозможна синхронная съёмка, или полученная в результате неё фонограмма непригодна.
СТАНДАРТЫ НЕОБХОДИМЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ, НО И ДЛЯ ПОИСКА НОВОГО, ИННОВАЦИОННОГО, КАК ТОЧКА ОПОРЫ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОЙ МОЖНО «ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР»!
Каждый стандарт когда-то был инновацией, но как только начиналось его тиражирование, он тут же превращался в стандарт. Многие из нас, освоив какой-либо норматив начинают мнить себя великими творцами. Но что именно вы сделали для того, чтобы сказать своё слово, улучшить или усовершенствовать мир?! Что оставите после себя такого, за что вас будут вспоминать добром будущие поколения? И что мы вновь будем стандартизировать? И Боже упаси нас от стагнации!
СТАГНАЦИЯ (франц. stagnation, от лат. stagno — делаю неподвижным, останавливаю) в экономике, застой в производстве, торговле и т.д.
Елизавета
главное чтоб при этом не пропала индивидуальность:)))
10.04.14
Татьяна
А вот о ней-то мы будем печься в первую очередь.Стандарт нужен для освоения чужого видения и приёмов стиля его представителя,но только для того,чтобы потом понять свои отличительные особенности и затем создать «Свой стиль!» На что и нацелены все наши образовательные программы в «О!» иначе мы не лаборатория,а инкубатор.
10.04.14
Елизавета
нее..мы не хотим в инкубатор:)))))
ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И. в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К И. относят жанр экспромта.
Музыкальная И. в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И. полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16—18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18—19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И. в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.
И. в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). И. в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).
Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).
И. в театре — игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И. была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И. достигло в народной итальянской комедии дель арте (16—18 вв.) и французском фарсе (15—16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).
В начале 20 в. интерес к И. в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919—38 в Москве существовал театр И. — «Семперанте». Искусство И. составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.