Эссе на тему что такое культура инклюзии

Эссе на тему «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»

Раскрыть необходимость и значение формирования инклюзивной культуры в начальной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Зубарева Ирина Васильевна

«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»

Начавшаяся в 1992 году в нашей стране реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями», на сегодняшний день стала одной из ключевых проблем образования.

Поскольку, необходимость инклюзивного образования обусловлена рядом важнейших экономических, демографических и социальных проблем, хотим мы этого или нет, но процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необратим. А раз так, то необратима и необходимость формирования инклюзивной культуры. Ведь именно культура, наряду с доступностью и качеством, является одним из основополагающих принципов образования.

Лев Семёнович Выготский писал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фокусирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Обучение детей с ОВЗ в одном коллективе со здоровыми сверстниками даёт возможность избежать данных проблем. Для этого и необходимо сформировать инклюзивную культуру в учебном коллективе. Ведь успешная социальная и образовательная инклюзия особых детей обеспечивается изменениями личностных смыслов и жизненной позиции.

Находясь среди обычных учеников, ребёнок с ОВЗ имеет возможность с помощью учителя, родителей ответить на вопрос «Кто я и кто для меня другие/иные?» Для преодоления барьеров общения с другими учениками разобраться в вопросе «Что делаю я с собой и с другими?» А также выделить для себя основные ценности, ради которых он готов преодолевать те или иные трудности.

Таким образом, формирование инклюзивной культуры имеет важнейшее значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование инклюзивной культуры необходимо также при построении школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся к нему доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех сферах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Однако, создание в школе единой системы ценностей инклюзивной культуры – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, формирование инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.

Таким образом, формирование культуры инклюзии в образовательной организации связано с формированием в школьном сообществе универсальных ценностей инклюзии и понимания того, что инклюзивная школа-это школа, где все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.

Инклюзия в рамках сегодняшнего образовательного процесса – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, хотят они этого или нет, но должны быть готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Источник

Эссе «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»

Зубарева Ирина Васильевна

«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»

Начавшаяся в 1992 году в нашей стране реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями», на сегодняшний день стала одной из ключевых проблем образования.

Поскольку, необходимость инклюзивного образования обусловлена рядом важнейших экономических, демографических и социальных проблем, хотим мы этого или нет, но процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необратим. А раз так, то необратима и необходимость формирования инклюзивной культуры. Ведь именно культура, наряду с доступностью и качеством, является одним из основополагающих принципов образования.

Лев Семёнович Выготский писал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фокусирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Обучение детей с ОВЗ в одном коллективе со здоровыми сверстниками даёт возможность избежать данных проблем. Для этого и необходимо сформировать инклюзивную культуру в учебном коллективе. Ведь успешная социальная и образовательная инклюзия особых детей обеспечивается изменениями личностных смыслов и жизненной позиции.

Находясь среди обычных учеников, ребёнок с ОВЗ имеет возможность с помощью учителя, родителей ответить на вопрос «Кто я и кто для меня другие/иные?» Для преодоления барьеров общения с другими учениками разобраться в вопросе «Что делаю я с собой и с другими?» А также выделить для себя основные ценности, ради которых он готов преодолевать те или иные трудности.

Таким образом, формирование инклюзивной культуры имеет важнейшее значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование инклюзивной культуры необходимо также при построении школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся к нему доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех сферах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Однако, создание в школе единой системы ценностей инклюзивной культуры – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, формирование инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.

Таким образом, формирование культуры инклюзии в образовательной организации связано с формированием в школьном сообществе универсальных ценностей инклюзии и понимания того, что инклюзивная школа-это школа, где все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.

Инклюзия в рамках сегодняшнего образовательного процесса – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, хотят они этого или нет, но должны быть готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Источник

Зачем и почему нужно развивать инклюзивную культуру

«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»

Что такое инклюзивная культура?

Зачем она необходима современному обществу?

Над этими вопросами я задумалась после прохождения курсов КПК для учителей по инклюзивному образованию.

Современное общество столкнулось с острой проблемой, связанной с тем, что у многих людей есть проблемы со здоровьем. Особенно это касается подрастающее поколение. Большинство людей к таким людям относятся с осторожностью, высокомерием.

В нашей школе в первом классе учится девочка-колясочница. Видя ее я сама себе задаю вопросы: «Зачем ее родители привели в школу? Для чего? Зачем издеваться над ребенком?

Подумав, поразмыслив, я понимаю, что в современном мире никуда от этого не деться. Большое количество людей попадает под понятие «люди с ограниченными возможностями здоровья» Мама этой девочки поступила совершенно правильно. Такие дети должны находиться в обязательном порядке с другими детьми, общаться с ними, чтобы не быть замкнутыми, не быть брошенными в этом мире.

Необходимо вливать таких детей в коллектив, начиная с младшего возраста. Не только для того, чтобы «особые дети» ощущали себя комфортно в окружающей их среде, но и чтобы другие ребята таких детей воспринимали адекватно. Конечно, люди с ограничениями не любят, когда их начинают жалеть. Поэтому необходимо воспитывать в детях такое отношение, такую инклюзивную культуру, в которой здоровые детки помогать деткам с ОВЗ, не жалея их. Такое поведение при правильном воспитании будет считаться нормой.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет. Родители нормально развивающихся детей чаще говорят об необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, дабы получить наилучший результат в образовании их чад. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.

Дети должны с детства уметь чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными. В то время, как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние обучения и воспитания.

Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети

с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений.

Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — наша задача! Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться. Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребенка, а не барьером!

Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот не быстрый и трудный. Осуществлять такую работу необходимо.

Наблюдая за все той же девочкой, я замечаю, что детки помогают ей. Возят коляску до столовой и обратно, общаются с ней наравне. Эта девочка не чувствует себя одинокой. Особая заслуга, конечно, и классного руководителя, которая проводит различные мероприятия для сплоченности коллектива. В этих мероприятиях также участвует эта девочка. Она довольна. Ей нравится в этой среде, она комфортно себя чувствует. Именно в этом и заключается формирование инклюзивной культуры. Еще раньше, в сказках, нас учили, что сильный должен помогать слабому, а богатый – бедному.

Никто в современном мире не застрахован от того, что с ним может произойти подобное. Именно поэтому я считаю, что необходимо учить не только детей, но и взрослых относиться к данной проблеме с точки зрения человечности.

Приятно, когда читаешь в местных СМИ, что девушке-колясочнице неравнодушные люди помогли за два дня собрать на новую инвалидную коляску, так как старая не проходила в лифт. Девушка была взаперти своей ситуации, не могла даже просто элементарно выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Все это говорит о том, что люди с ограниченными возможностями не забыты, не брошены самостоятельно справляться со своими проблемами. Не важно какую помощь им оказывать. Главное – это участие в их жизни. Так как происходит формирование личности каждого из них.

Источник

Эссе на тему: «Место инклюзивной культуры в инклюзивном образовании».

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: «Место инклюзивной культуры в инклюзивном образовании».»

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

«Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на занятиях ГПД»

на тему: «Место инклюзивной культуры в инклюзивном образовании».

Тиминская Елена Владимировна

Воспитатель МБОУ СОШ № 3

В Законе «Об образовании» говорится о том, что в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения качественного образования, без дискриминации, лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Под инклюзивной культурой школьного коллектива понимается такой уровень развития, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом отношении к любому члену коллектива, ценности каждой личности, в построении любого взаимодействия на основе принципов инклюзивного образования.

Инклюзивное образование основано на следующих принципах:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен чувствовать и думать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни.

Эти принципы и являются выражением смысла понятия «инклюзивная культура». Инклюзивная культура – это духовно-нравственная сфера личности. Она связана с формированием системы ценностей и норм человека, с его мировоззрением, осознанием своего места в окружающем мире и обществе.

На мой взгляд в образовательной организации работа по формированию инклюзивной культуры быть обязана! И эта работа должна быть системной, должна быть направлена на всех участников образовательного процесса:

работники образовательного учреждения – педагогический состав – учителя, специалисты, воспитатели

родители или законные представители, иные родственники, участвующие в процессе учебной деятельности ребенка.

В детском возрасте идет формирование системы ценностей и норм личности, приобретаются устойчивые навыки общение в социуме. Поэтому очень важно вести разговор с учащимися на соответствующие темы, привлекать к совместной деятельности детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких проблем. Необходимо сформировать у детей понимание, что каждый человек индивидуален, у каждого свои особенности, свои способности, и только объединив в совместной деятельности свои возможности и оказав друг другу посильную помощь, можно добиться успеха

Кроме того, для того, чтобы не возникало градации детей по какому-либо признаку, в том числе деления на детей «нормальных» и «особенных», нужно, прежде всего, взрослым не осуществлять этого деления, а воспринимать всех детей, как личностей со своими индивидуальными чертами. Тогда и дети не станут воспринимать особенности в психическом или физическом развитии как причину для непринятия человека.

Работа с детьми по формированию инклюзивной культуры не возможна без работы с родителями. Очень большое влияние семья имеет на становление системы ценностей ребенка. Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, организовывать семинары, обсуждать вопросы, связанные с инклюзивным образованием. Обязательно необходимо привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми, чтобы они видели положительные моменты в общении, в совместной деятельности детей.

Работа по формированию инклюзивной культуры требует временных затрат, она не может осуществляться от случая к случаю. Важно чтобы все участники учебного процесса были включены в совместную деятельность постоянно и видели положительные моменты инклюзивного образования для каждого.

Без инклюзивной культуры невозможно инклюзивное образование – это моя профессиональная и личностная позиция, на ней стою сама, как участник инклюзивного образовательного процесса, как родитель, как личность, как человек.

Источник

Эссе «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру»

«Почему, зачем и как нужно формировать

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15» г.Череповца

Соловьева Виктория Владимировна

Современная система образования предполагает с одной стороны, обеспечение равных возможностей детей в отношении получения образования, с другой стороны, призвана соответствовать индивидуальным потребностям личности. Существует группа детей, обладающих образовательными потребностями, обусловленными не просто личностными особенностями, но и особенностями психического и (или) физического развития. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании РФ говорится о том, что в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Не всегда для детей с ОВЗ рядом с местом их проживания существуют специализированные учебные заведения. Но даже если они и есть, то в них ребенок с ОВЗ оторван от реальной жизни, не имеет возможности получить опыт социальной адаптации. Большим потенциалом обладает инклюзивное образование. Дети получают возможность пройти естественный путь развития.

Под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Под инклюзивной культурой школьного коллектива понимается такой уровень развития, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом отношении к любому члену коллектива, ценности каждой личности, в построении любого взаимодействия на основе принципов инклюзивного образования.

Инклюзивное образование основано на следующих принципах:

· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· каждый человек способен чувствовать и думать;

· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· все люди нуждаются друг в друге;

· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· разнообразие усиливает все стороны жизни.

Как же формировать инклюзивную культуру? Инклюзивная культура – это духовно-нравственная сфера личности. Она связана с формированием системы ценностей и норм человека, с его мировоззрением, осознанием своего места в окружающем мире и обществе.

В образовательной организации работа по формированию инклюзивной культуры должна быть системной, должна быть направлена на всех членов коллектива (на работников образовательного учреждения, на детей и их родителей).

Обязательно для педагогических работников должны проводиться конференции, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Если педагог будет знать, как ему действовать в различных ситуациях, будет обладать большим спектром форм, методов и приемов по работе с детьми с ОВЗ, понимать, каким образом добиться успешности всех учеников при инклюзивном образовании, то у него не будет возникать негативного отношения к инклюзивному образованию.

В детском возрасте идет формирование системы ценностей и норм личности, на основе которых человек осуществляет свою деятельность, свое общение в социуме. Поэтому очень важно вести разговор с учащимися на соответствующие темы, привлекать к совместной деятельности детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких проблем. Необходимо сформировать у детей понимание, что каждый человек индивидуален, у каждого свои особенности, свои способности, и только объединив в совместной деятельности свои возможности и оказав друг другу посильную помощь, можно добиться успешных результатов для каждого участника деятельности.

Кроме того, для того, чтобы не возникало градации детей по какому-либо признаку, в том числе деления на детей «нормальных» и «особенных», нужно, прежде всего, взрослым не осуществлять этого деления, а воспринимать всех детей, как личностей со своими индивидуальными чертами. Тогда и дети не станут воспринимать особенности в психическом или физическом развитии как причину для непринятия человека.

Работа с детьми по формированию инклюзивной культуры не возможна без работы с родителями. Очень большое влияние семья имеет на становление системы ценностей ребенка. Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, организовывать семинары, обсуждать вопросы, связанные с инклюзивным образованием. Обязательно необходимо привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми, чтобы они видели положительные моменты в общении, в совместной деятельности детей.

Работа по формированию инклюзивной культуры требует временных затрат, она не может быть осуществлена одномоментно. Важно чтобы все участники учебного процесса были включены в совместную деятельность постоянно и видели положительные моменты инклюзивного образования для каждого.

Без инклюзивной культуры не возможно инклюзивное образование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *