Эстетическое удовольствие что это такое
Эстетическое удовольствие для человека: определение
Оценить важность эстетического удовлетворения довольно сложно, ведь красота и ее роль в жизни каждого человека свои. Однако, в первую очередь, стоит понять, что такое эстетика. Определение, которое дается в словаре иностранных языков (в понятии, которое относится именно к чувственному восприятию) следующее. Это философская дисциплина, изучающая выразительные формы, которые соответствуют представлению человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном. Художественное творчество воспринимается под призмой эстетики, как одна из форм идеологии.
Эстетическое понимание окружающей действительности человеком является очень сложным процессом. Ведь личности необходимо активизировать запасы чувственного восприятия, научиться давать эмоционально окрашенную оценку, призвать ресурсы творческого познания и преобразования, которыми мы, увы, небогаты.
Эстетическое удовольствие человек может получать при непосредственном чувственном контакте с предметом или явлением посредством органов чувств. В восприятии нам, прежде всего, помогают зрение и слух.
Воспринимая реальные свойства явлений или предметов, человек рождает определенные эмоции, которых может быть очень много. Среди них отличают (низшие) биологические и (высшие) духовные. Не вызывает сомнений тот факт, что низшими эмоциями человек наделен с самого рождения, они передаются в наследственной форме и свойственны также и высшим животным. Однако эмоции духовные может испытывать только человек. Они возникают в процессе его формирования и развития как личности, и к ним присоединяется опыт предшествующих поколений. Проявление духовных эмоций невозможно без общения человека с себе подобными, без его знакомства с культурными ценностями.
Находясь на протяжении продолжительного времени в каком-либо эмоциональном состоянии, человек испытывает эстетическое переживание. Потом оно перерождается в эстетическое впечатление, которое в результате и формирует эстетические чувства.
Однако такие переживания, которые являются проявлением высших эмоций, все же неразрывно связаны с биологическими. Ведь если человек испытывает страх, голод или боль, вряд ли звуки изящной музыки доставят ему эстетическое удовольствие. Наслаждаясь картинами И.К. Айвазовского или вслушиваясь в шум прибоя, мы испытываем неподдельное восхищение неукротимой силой морских волн. Но оказавшись в открытом море в шторм, человек уже не будет восхищаться морской стихией.
Эстетический настрой является особым психическим состоянием, присущим человеку. Он выражается в готовности удовлетворить эстетические потребности, при этом такие переживания бескорыстны.
Сложные эстетические удовольствия
Наверное человек тем и отличается от животного, что он может получать сложные эстетические удовольствия.
Это удовольствие которое мы получаем от чтения, от решения сложной логической задачи, от юмора, от прослушивания музыки, от созерцания картин и фильмов. и конечно же от создания этих произведениий искусств.
От чего получают большее удовольствие, от потребления культуры, от пассивного участия в творчестве, находясь в роли читателя-слушателя-зрителя. или от самого творческого акта, в момент создания произведения искусств?
Наверное от создания получают больше удовольствия, чем от потребления, иначе никто, никогда не становился бы творцом. зачем становиться творцом, если тебе и так не плохо, в роли пассивного потребителя.
Но и сама роль потребителя требует волевых усилий. И чем гениальнее произведение, чем более оно мощное, многозвучное, чем более глубокое, тем оно большего участия волевого будет требовать от потребителя. то есть истинное творчество способно развивать, раскрывать в потребители творческий потенциал, заставляя его сопереживать пресонажу, заставляя его задумываться над сложностью выбора.
Сложное произведение способно пробудить в нас сложные, противоречивые чувства, задевая неведомые нам струны нашей дыши.
Сложность эстетического удовольствия в том, что оно требует от нас развития. развития наших чувств, нашей чувствительности, наше отзывчивости на прекрасное, оно требует от нас самих гармоничности. так как воспринять можно только то, в полноте чему соответствуешь.
(В отличие от простых удовольствие, сложное требует от нас некоторой задействованности, требует от нас некоторого уровня развития. уровня осознания. не всем людям свойственно получать эстетические удовольствия. У многих способность получать сложные удовольствия очень ограничена. У таких людей обычно слабо развито воображение, низкое IQ, такие люди лишены юмора, ощущение прекрасного у них притуплено.)
Та гармония, та чувственность, то участие, что ты способен проявить, и будет тобой воспринята, замечена в произведениии искусств (да и вообще в жизни, в ситуациях).
Чем более мы гармоничны, чем более уравновешены все части нашей личности, все наши потребности приведены к общему знаменателю, тем более мы целостны. И наша целостность позволяет нам охватить целостно, объёмно тот текст, то произведение, что мы воспринимаем. И когда мы охватываем целостно, некую сложную вещь, то в тот момент мы проникаем в суть, мы буквально схватываем эту суть на лету, на интуитивном уровне, и в тот момент мы озоряемся от удовольствия. от удовольствия постижение, от удовольствия открытия истины.
Созерцание и сотворение.
Постижение и приобщение.
Эстетическое удовольствие от жизни
Каждому человеку для гармонии в себе, для самореализации и полноценной жизни необходимо не только удовлетворять физиологические потребности, но и получать эстетическое удовольствие. Реализация физиологических потребностей свойственна людям и животным, поэтому их относят к самому низшему уровню. Совершенно иначе необходимо смотреть на эстетику.
Чем сильнее развит человек, чем больше он знает, понимает и чувствует, тем сильнее необходимость получить эстетическое удовольствие от жизни.Необходимо разобраться, что же подразумевают, говоря об эстетическом удовольствии. Данный вид связан с чувством прекрасного, то есть это деятельность, заключающаяся в созерцании
Однако необходимо помнить, что у каждого человека свои взгляды и вкусы, сформированные на протяжении многих лет, поэтому каждому человеку, чтобы получить удовольствие от жизни, могут быть необходимы совершенно разные
Что же доставляет людям эстетическое удовольствие? Где же скрыта настоящая красота?
Каждый человек выберет совершенно разное.
Вне зависимости от выбранного, это должно
-будоражить в нем эмоции,
-мотивировать на созидание.
Многие люди желают развить чувство прекрасного в себе с целью не только получать удовольствие от жизни, но и для того, чтобы быть более
Для этого необходимо обращать внимание на все сферы
Просмотр фильмов мировой классики, чтение книг, лицезрение произведение искусства рождают в человеке новые мысли, новые чувства, тем самым не только доставляя эстетическое удовольствие, но и формируя в нем чувство прекрасного.
– все то, что непосредственно отразится на мышлении человека, а также позволяет получить удовольствие от жизни.
Кроме того, человек с развитым чувством прекрасного замечает красоты в повседневности и обыденности. Кошка на улице, девушка в метро, коряга в городском парке – ведь нередко именно это попадает под прицел известных художников и фотографов. Данная тема особенно популярна у философов, которые нередко рассуждали об это в своих трудах. Кто-то находил смысл в отречении от удовольствий, другой же, наоборот, говорил, что в них смысл жизни.
Хотя и здесь нельзя судить однозначно, возможно аскеты, живущие в монастырях, получают эстетическое удовольствие именно от этого. Они запрещают себе многое, однако у них есть книги – бесконечный источник прекрасного. Другие же, в погоне за постоянной красотой, ища ее всюду, могут попросту не замечать, что она находится рядом. Вот так и получается, что этот вопрос не имеет однозначного ответа.Каждый человек стремится получать удовольствие от жизни. Важно, чтобы все его желания не сводились к реализации физиологических потребностей. Красота окружающего мира, произведений искусства, повседневность не могут не привлекать внимания к себе, так как доставляют человеку именно эстетическое удовольствие, которое оказывает воздействие на сердце и ум.
Поэтому важно обращать внимание на красоту, ведь тогда будет работать душа человека, в характере будут развиваться лучшие качества характера, станет интереснее жить, зная, что еще не все изведано.
И, скорее всего, каждый философ скажет, что вне зависимости от отречения или любви к удовольствиям, прежде всего, необходимо постичь их, и только потом выбирать свое.
Эстетические чувства
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.
Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая произведения живописи и архитектуры.
Эстетические чувства вызывают у нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных общественных требований.
Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности, они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поем. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.
Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности.
Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер, его задачей является выделение и регистрация объективных фактов, их особенностей, существующих между ними связей. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом — в форме эмоциональных переживаний, вызываемых у нас воспринимаемыми явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желания их съесть, эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано с вкусом и питательностью изображённых на ней предметов.
В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность — потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались.
В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства — музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
Среди большого разнообразия эстетических чувств можно отметить следующие.
Эстетическое удовольствие, или наслаждение. Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. В своей самой простой форме это чувство выступает как «чувственный тон», отличающий отдельные ощущения. Так, мы можем любоваться определённым цветом материи, одни чистые цвета или звуки предпочитать другим и т. д.
Более сложное эстетическое наслаждение является при восприятии целых предметов и явлений, состоящих из ряда элементов. В этом случае его основу составляет своеобразное сочетание в целом явлении его элементов — звуков, красок, движений, форм и т. д. Одни такие сочетания воспринимаются с удовольствием, другие с неудовольствием.
Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.
В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д. Значение определённого соотношения элементов, как основы эстетического чувства при восприятии целых предметов, может быть иллюстрировано так называемым правилом «золотого деления». Это правило гласит, что прямоугольники будут доставлять наибольшее эстетическое удовлетворение, когда их стороны (высота и ширина) будут находиться друг с другом в отношении 5 : 8. Другие пропорции вызовут меньшее удовлетворение или даже чувство некрасивого.
Чувство красивого охватывает нас, когда в своем восприятии мы отражаем объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Мы испытываем это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, когда наблюдаем поступки человека, думаем о замечательных чертах его характера и т. д.
Красота всех этих явлений существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания, даже тогда, когда мы ее не воспринимаем. Она представляет собой единство многообразия элементов целого явления, состоит в сложном взаимоотношении всех сторон и особенностей предмета — его красок, формы, звучания и т.д., в своей совокупности отражающих своеобразие и истинную сущность явлений.
Основное значение при этом имеет не простое наличие симметрии или гармонии каждого из этих элементов, а соответствие выражаемой всеми этими элементами формы предмета его содержанию. Даже лишенное симметричных форм лицо человека будет восприниматься как красивое, если в нем выражается характер человека, его внутреннее содержание; внешний вид машины только тогда будет воспринят как красивый, когда он соответствует ее назначению.
Чувство красивого не безотчётно, оно, всегда имеет оценочный характер. Это чувство развивается вместе с развитием человечества, имеет историческую общественную, а не естественную природу, в нем отражаются свойственные тому или иному обществу, в ту или иную историческую эпоху эстетические вкусы, представления и понятия. В связи с этим чувство красивого различно проявляется у разных людей в зависимости от усвоенных ими представлениями и понятиями о прекрасном; оно достигает своей совершенной формы только через эстетическое воспитание человека.
Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.
Мы испытываем чувство величественного, когда отражаем в своем сознании грандиозные картины природы — величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения человеческой техники и т. д.
Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.
Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но и благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.
Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер.
Еще Аристотель отметил, что в основе любого искусства, будь то музыка, живопись, поэзия, лежит свойственное человеку неодолимое стремление к подражанию. Так, поэзия, по Аристотелю, есть подражание, «мимесису» жизни. Н. Г. Чернышевский также утверждал, что «первая цель искусства — воспроизведение действительности».
Однако в произведениях искусства человек подражает природе и явлениям жизни не фотографически, не средствами механического копирования, а путем творческого отображения действительности. Материал для творческой деятельности в области искусства — звуки, краски, движения, геометрические формы, человеческие чувства, поступки и характеры людей — человек берет из действительности, но из этого материала, если он истинный художник, поэт, композитор, он создает творчески преображённые образы действительности, которые, составляя сущность художественных произведений, и вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.
Сущность произведений искусства в их выразительности, в том, что художественные произведения наиболее полно выражают истинную природу явлений, отбрасывая те их особенности, которые не являются существенными. Произведения искусства играют, поэтому огромную роль в познании человеком действительности, так как в них эта действительность отражается наиболее правдиво и глубоко.
Истинные произведения искусства всегда содержательны, в них изображаемые явления выступают в их сокровенном, очищенном от всего случайного виде. Это достигается через художественную форму произведения искусства. В совершенных произведениях искусства форма и содержание находятся в единстве, что и создает у нас чувство художественно прекрасного.
Это чувство возникает как восторг перед творчеством художника, его способностью отражать действительность средствами искусства. Произведения искусства не обязательно должны изображать объективно красивые вещи; они остаются ими также и тогда, когда их содержанием является объективно безобразное, но правдиво отражённое в художественных образах. «Высокое наслаждение. объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет» (Н. В. Гоголь).
Но для этого изображаемое в художественном произведении явление должно облекаться в эстетически прекрасные формы: «Идеальное совершенство музыки только тогда достигается, когда правда выражения совпадает с чисто музыкальной мелодической красотою, когда высшая правда выражения вызывает высшую красоту музыки» (композитор А. Н. Серов).
Чувство трагического связано с восприятием художественных, главным образом драматических, литературных произведений, отображающих жизнь человека и его неравную, нередко заканчивающуюся гибелью борьбу с темными силами природы или гнетущими общественными традициями и условиями людской среды.
Это чувство сложное: в нем соединяются и преклонение перед светлым образом человека, гибнущего под неумолимым стечением обстоятельств, и сострадание к нему в его тяжелом положении и горькой судьбе, и чувство страха перед неумолимым стечением обстоятельств, из которых нет выхода, и возбуждающее чувство ненависти и негодования в отношении условий и людей, которые приводят к таким трагическим последствиям.
Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.
Художественные произведения, вызывая чувство трагического, облагораживают человека, заставляют его отрешиться от повседневных мелочей жизни, задуматься над ее глубокими основами, они побуждают его к активной борьбе с недостатками жизни. Но, чтобы вызвать такое чувство, произведение искусства должно быть художественно прекрасным.
Еще Аристотель отметил «очищающее» влияние эстетического восприятия трагического: сила аффективных состояний при восприятии трагического, постепенно нарастая, доходит в связи с развитием действия до высшего предела, когда они разрешаются кризисом, бурным проявлением охватившего нас чувства, после чего наступает успокоение.
Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.
Смех может вызвать всякое несовершенство, например вид чрезмерно тучного человека, с трудом и неловко передвигающегося при игре в теннис, требующей быстрых и ловких движений, или, наоборот, вид сухого, длинноногого велосипедиста, колени которого почти упираются в руль велосипеда.
Чувство комического переживается человеком также при восприятии несоответствия между пустотой и никчемностью содержания явления и его многообещающей формой, когда человек видит «внутреннюю пустоту и ничтожность, прикрывающуюся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение» (Н. Г. Чернышевский); или когда казавшееся первоначально серьезным противоречие «внезапно разрешается в ничто» (Кант), оказывается в действительности пустым.
В действительности же чувство комического, будучи противоположно чувству трагического, в не меньшей степени побуждает человека задуматься над несовершенствами жизни и направить свои усилия на их исправление. Комедия Гоголя «Ревизор» заставляет нас весело смеяться над представленными в ней художественными образами комического в характерах, действиях и отношениях людей. Но вместе с тем она в чрезвычайной степени обостряет наше восприятие несовершенств жизни и тем побуждает нас к активной борьбе с этими несовершенствами.
Как получить удовольствие от искусства
Чувственные наслаждения могут приносить не меньшее эстетическое удовольствие, чем произведения искусства.
Статья психологов-исследователей из Нью-Йоркского университета (США), решивших на практике проверить верность эстетической теории Иммануила Канта, была опубликована в журнале Current Biology.
Дэнис Пэлли (Denis Pelli) и Энне Брилман (Aenne Brielmann) провели эксперимент, в котором приняли участие 62 человека. В первом раунде участникам демонстрировали разные изображения. Некоторые из них были напрямую обращены к эстетическому чувству (репродукции картин и изображения других произведений искусства), некоторые были просто приятными (фото котят и щеночков), а некоторые — нейтральными (например, фото стула из мебельного каталога). Уровень удовольствия от созерцания каждого объекта и степень его красоты участникам нужно было оценить по 4-балльной шкале.
За исключением того, участникам предлагалось испытать чувственные удовольствия — съесть конфету или погладить плюшевого медвежонка с шелковистой и очень мягкой шерсткой. В этом случае участники также оценивали получаемое удовольствие и ощущаемую красоту.
Во втором раунде эксперимента участникам предлагалось выполнить точно такое же задание, но их специально отвлекали от него с помощью другого задания на внимание: людям параллельно зачитывали названия букв, и им нужно было нажать на клавишу каждый раз, как они слышали повторение определенной буквы.
Оказалось, что отвлечение не повлияло на восприятие некрасивых объектов, они как были, так и остались для участников малопривлекательными. Чего нельзя сказать о тех вещах, которые прежде казались красивыми. Когда работа мозга была сосредоточена на другом, уровень эстетического удовольствия упал. Эти результаты подтверждают гипотезу Канта: восприятие красоты действительно требует мышления, делают вывод Пэлли и Брилман.
Тем не менее, вопреки предположению философа, что чувственные удовольствия не могут казаться красивыми, около 30% участников признались, что, гладя мишку, определенно испытывали эстетическое наслаждение.
По словам исследователей, эти люди, в частности, говорили, что вкус конфеты или прикосновение к игрушке пробуждают в них воспоминания детства и потому воспринимаются как нечто прекрасное. «Красивым может быть вообще все, что угодно», — сказал один из участников.
«Красота, когда мы ее ощущаем, приносит нам максимум удовольствия, и это сильное чувство удовольствия всегда само по себе прекрасно. Эстетическое наслаждение могут приносить не только произведения искусства, но даже леденец, — отметил Пэлли. — Но и удовольствие, и красота требуют работы мысли. Чтобы ощутить удовольствие от лицезрения красоты, нельзя отвлекаться».
Пэлли и Брилман полагают, что результаты исследования могут помочь художникам и музейным кураторам: «Если вы хотите, чтобы посетители в полной мере оценили красоту экспозиции, дайте им возможность сосредоточиться».