эти мысли не давали покоя и днем и ночью и преследовали меня
Обсессивное компульсивное расстройство (ОКР): лечение, симптомы
Обсессивное компульсивное расстройство является психическим расстройством, при котором у пациента появляются навязчивые мысли. Они возникают против воли человека. Для снижения уровня тревожности человек выполняет определенные действия.
Что такое компульсивное обcессивное расстройство личности?
В соответствии с МКБ 10 обессивным компульсивным расстройством называют повторяющиеся навязчивые мысли или вынужденные действия. Мысли проявляются в виде образов, идей и побуждений, которые постоянно приходят человеку в голову в виде стереотипов. В большинстве случаев они являются огорчительными, поэтому пациент старается им сопротивляться, но, это не приносит желаемого результата. Сам пациент не определяет отвратительности и непроизвольности своих мыслей.
Навязчивые действия проявляются в виде стереотипных манер, которые люди постоянно повторяют. Они не позволяют выполнять полезные задачи и не приносят удовольствие пациенту. Больной при патологии выполняет действия, чтобы предотвратить плохие события, которые, по его мнению, произойдут в скором времени. Пациент считает, что действия являются бессмысленными и неэффективными и старается их повторить. Патологический процесс сопровождается постоянной тревожностью. При подавлении компульсивных действий наблюдается увеличение тревожности.
Симптомы обсессивного компульсивного расстройства
При патологии у пациентов наблюдается возникновение соответствующей симптоматики. Больные жалуются на возникновение повторных мыслей, желаний или образов, от которых сложно избавляться. Человек воспринимает их нежелательными, что приводит к возникновению страха и тревоги.
Пациент старается игнорировать появляющиеся желания, мысли и образы. Для этого он использует другие действия, ритуалы и мысли. Это приводит к временному облегчению, но не обеспечивает решение проблемы. Навязчивые мысли появляются в виде:
Компульсиями называют действия и мысли, которые постоянно повторяются и характеризуются наличием четкой последовательностью. Мысленные акты или навязчивые действия применяются человеком для устранения тревожности и дистресса. Они появляются после обсессий. Компульсии проявляются в виде таких действий:
Симптоматику обессивного компульсивного расстройства сам пациент может не замечать длительное время. поэтому если его близкие определили первые признаки патологии, им нужно проконсультироваться с психотерапевтом и уговорить больного посетить специалиста.
Причины компульсивного обсессивного расстройства
Возникновение патологии наблюдается при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. Патологический процесс диагностируется у людей при генетической предрасположенности. В группе риска находятся мнительные люди, которые склонны сомневаться и постоянно перепроверяют поступающую информацию.
Если ребенок воспитывался в жестких рамках и его родители часто ему запрещали что-то делать, то это приводит к обессивному компульсивному расстройству. При возникновении на фоне страха стрессовых ситуаций диагностируется развитие патологии. Заболевание появляется у людей, которые часто переживают нервные перенапряжения.
Методы лечения обсессивного компульсивного расстройства (ОКР)
При появлении первых признаков патологии нужно обратиться к доктору. Специалист после проведения психодиагностики определит степень тяжести патологии и назначит эффективное лечение. для терапии болезни используются медикаменты, психотерапию, гипноз.
Медикаментозное лечение компульсивного обсессивного расстройства
При патологии рекомендовано применение лекарственных препаратов, с помощью которых снимается выраженность симптоматики и устраняются причины болезни. Пациентам рекомендовано применение:
Существует большое количество лекарств, действие которых направлено на борьбу с тревожностью, стрессом и улучшение деятельности нервной системы. Лекарства должны подбираться доктором в соответствии со степенью тяжести патологии, а также индивидуальными особенностями пациента.
Психотерапевтическое лечение обсессивного компульсивного расстройства
Для терапии патологии используется когнитивно-поведенческая и гипносуггестивная терапия. В ходе лечения пациент обучается объективному восприятию некомфортных психологических переживаний.
При патологии широко применяется метод экспозиции. Он требует от пациента сознательного усиления своих навязчивых реакций, которые могут становиться абсурдными. На фоне этого человек сталкивается с иррациональной тревогой, что обеспечивает снижение ее интенсивности. Это облегчит и упростит возможность воздействия на исходную составляющую заболевания психотерапевта.
Если при патологии наблюдается возникновение выраженных навязчивых страхов, образов и мыслей. Для терапии патологии устанавливают взаимодействие между эмоциональными и логическими связями в жизни человека. Психотерапевт проводит обучение к их отслеживанию и разделению между собой. Терапия направлена на то, чтобы изменить устоявшийся образ жизни. Психотерапевты корректируют логику мышления и эмоциональное содержание, а также взаимодействие между ними.
Одновременно рекомендовано применение групповых психотерапевтических методик. Занятия проводятся высококвалифицированными психотерапевтами после предварительной консультации пациента. Групповые занятия разрешается проводить пациентам, возраст которых более 18 лет.
Выбор психотерапевтической методики проводится доктором в зависимости от особенностей протекания патологии.
Лечение гипнозом компульсивного обсессивного расстройства
При патологии рекомендовано применение гипносуггестивной психотерапии, которая относится к категории высокоэффективных методов. Она состоит из гипноза и внушения. При гипнозе человека погружают в сознательное состояние, при котором сужается объем сознания. Человек резко фокусируется на внушении, которое он получает.
Гипносуггесивная терапия направлена на внедрение новых и более адаптивных установок на сознательном и бессознательном уровнях. В ходе терапии человека обучают самогипнозу, что предоставляет возможность закрепления и усиления полученных в ходе лечения результатов.
С помощью гипноза обеспечивается замещение нежелательного поведения, а также уменьшение возникающего при навязчивых мыслях и движениях дискомфорта. При появлении нежелательных чувств, мыслей и ощущений человек совладает со своими эмоциями. Благодаря внушению обеспечивается избавление от нежелательных мыслей.
Профилактические мероприятия обсессивного компульсивного расстройства
Как лечить компульсивное обсессивное расстройство?
Терапия патологии должна подбираться индивидуально и состоять из комплекса лечебных мероприятий. Наиболее часто лечение заболевания проводится в амбулаторных условиях. При тяжелой форме патологии человека госпитализируют, что объясняется возникновением риска причинения реального вреда окружающим пациента.
Комплекс лечения заключается в применении медикаментозной терапии, гипноза, психотерапевтических методик. Медикаментозное лечение направлено на укрепление нервной системы пациента, устранение существующей депрессии и отчаяния. В течение6 двух недель больной должен принимать бензодиазепины. Одновременно с транквилизаторами проводится прием антидепрессантов.
Психотерапия заключается в использовании разнообразных действующих методик. Это позволяет пациенту обнаружить деструктивные компоненты мышления и обрести функциональный образ мышления. Больной учится контролировать свои мысли и обеспечить возможность управления своим поведением. При гипнозе пациент концентрируется внутри себя, что позволяет объективно оценивать существующую действительность.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
В детском возрасте наблюдается возникновение обессивного компульсивного расстройства при одновременном воздействии нескольких факторов. При патологии малыш постоянно повторяет одни и те же мысли. У него наблюдаются повторяющиеся поведенческие ритуалы, которое ребенок соблюдает в строго порядке, так как боится какой-то трагедии. В детском возрасте пациенты рассказывают о проведении ритуалов родителям, что приводит к увеличению шансов на выздоровление. Как бы прискорбно это не звучало, но, большинство родителей не реагируют на рассказы малыша, относя их к выдумкам, что приводит к усугублению ситуации.
При подозрении на патологию у ребенка рекомендовано проведение комплексного обследования состояния малыша, что дает возможность исключения сопутствующего заболевания. Рекомендовано одновременное обследование физического состояния малыша, что позволяет определить противопоказания к медикаментам, которые назначаются при обсессивном компульсивном расстройстве. Одновременно применяется когнитивно-поведенческая терапия. Рекомендовано проведение семейного лечения, так как родители сильно переживают за состояние малыша, что становится причиной стресса у них. Специалисты обучают родителей правильно взаимодействовать с детьми и овладеть техники, с помощью которых обеспечивается снижение тревожности.
Как избавиться самостоятельно от обсессивного компульсивного расстройства?
При появлении первых признаков заболевания пациент должен постараться самостоятельно справиться с проявлениями. При появлении плохих мыслей нужно стараться отгонять их от себя. В этом случае рекомендовано посмотреть на проблему со стороны, что приведет к притуплению страхов и тревог. Специалисты советуют проведение расслабляющего массажа, так как мышечные блоки могут воздействовать на состояние психики человека.
Борьба с депрессией может проводиться посредством физическоготруда. Он позволяет изгонять дурные мысли. Человек может посещать тренажерный зал или заниматься активными видами спорта. Для борьбы со стрессами и депрессивными состояниями рекомендовано посещение выставок, галерей, музеев, прослушивание музыка, что обеспечит человеку отдых от его переживаний. Для упрощения процесса лечения патологии больному рекомендуется принять то, что она у него действительно существует.
Тест на обсессивно-компульсивное расстройство
Для того чтобы определить степень развития обессивного компульсивного расстройства рекомендовано использовать тест Йеля-Брауна. Он разработан в виде десятибалльной шкалы для определения степени выраженности симптоматики, в соответствии с формой компульсий и обсцессий. Из 10 пунктов теста 5 определяет степень компульсий, а другие 5 – абсессий.
Тест разрабатывался более 40 лет назад. За этот период времени методика доказала, что дает точные результаты. Пациенту нужно ответить на вопросы в тесте. Расшифровкой результатов должен заниматься высококвалифицированный специалист, который поставит правильный диагноз.
Общая продолжительность Ваших навязчивых мыслей (обсессий) в течение суток составляет:
не наблюдаются вообще
по совокупности меньше часа
по совокупности 1-3 часа в течение дня
по совокупности 3-8 часов в течение дня
по совокупности более 8 часов в течение дня
Степень нарушения повседневной жизни вследствие наличия навязчивых мыслей:
совсем не нарушена
нарушена слабо
чувствуется негативное влияние, но образ жизни прежний
сильно нарушен повседневный образ жизни
образ жизни полностью нарушен
Уровень психологического дискомфорта вследствие навязчивых мыслей:
не испытываю вообще
испытываю слабый дискомфорт
испытываю сильный дискомфорт, но в общем, чувствую себя хорошо
испытываю сильный дискомфорт и это сказывается на моем самочувствии
практически весь день испытываю очень сильный дискомфорт
Сопротивление обсессиям (навязчивым мыслям):
в состоянии им сопротивляться практически всегда
могу оказать сопротивление большей части обсессий
иногда я могу оказать им хорошее сопротивление
чаще всего я не могу сопротивляться им
не в состоянии сопротивляться обсессиям
Степень контроля над обсессиями (навязчивыми мыслями):
они полностью находятся под моим контролем
в большинстве случаев я контролирую их
иногда мне удается контролировать обсессии
могу контролировать их незначительно
мои обсессии неконтролируемы
Ваша продолжительность навязчивых действий, ритуалов (компульсий) в течении суток:
не наблюдаются вообще по совокупности меньше часа
по совокупности 1-3 часа в течение дня
по совокупности 3-8 часов в течение дня
по совокупности более 8 часов в течение дня
Степень нарушения повседневной жизни:
совсем не нарушают
оказывают слабое влияние
чувствуется негативное влияние, но образ жизни прежний
сильно нарушают повседневный образ жизни
образ жизни полностью нарушен
Уровень психологического дискомфорта:
не испытываю вообще
испытываю слабый дискомфорт
испытываю сильный дискомфорт, но в общем, чувствую себя хорошо
испытываю сильный дискомфорт и это сказывается на моем самочувствии
практически весь день испытываю очень сильный дискомфорт
Сопротивление навязчивым действиям (компульсиям):
в состоянии им сопротивляться практически всегда
могу оказать сопротивление большей части компульсий
иногда я могу оказать им хорошее сопротивление
чаще всего я не могу сопротивляться им
не в состоянии сопротивляться компульсиям
Степень контроля над компульсиями
компульсии полностью находятся под моим контролем
в большинстве случаев я контролирую их
иногда мне удается контролировать компульсии
могу контролировать их незначительно
мои компульсии неконтролируемы
Отзывы о лечении компульсивного обсессивного расстройства
Обессивно-компульсивное расстройство – это патологический процесс, который сопровождается возникновением навязчивых мыслей и действий. Заболевание сопровождается выраженной симптоматикой, при возникновении которой рекомендуется обратиться за помощью к доктору. После проведения диагностики специалист назначает комплексное лечение, которое включает гипноз, психокоррекцию, прием медикаментозных результатов, что положительно отображается на результате.
Круглосуточные бесплатные консультации
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.
Когда обращаться за помощью?
Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.
Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».
Почему выбирают именно нас?
В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.
Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:
Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.
Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:
Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.
Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!
Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!
Проконсультируйтесь у специалиста!
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Щенникова Елена Петровна
Книга «Грамотный человек: учебное пособие»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
В комнатах, вверху и внизу, слышались незнакомые женские голоса (А.Чехов).
Первое обстоятельство зависит от сказуемого и не обособляется. Уточняющее обстоятельство зависит от предшествующего одноимённого обстоятельства и сужает объём его значения.
Подчеркните главные члены предложения и уточняющие обстоятельства, стрелкой покажите их зависимость. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Далеко то ли у пристани то ли в пр…брежных огородах жгли костёр (В. Шугаев). 2. Теперь там за северным укреплением вырос целый городок из бараков балаганов шалашей и палаток (К. Станюкович). 3. Далеко на том берегу в (не)проглядной тьме горело (в) рассыпную несколько (ярко)красных огней (А. Чехов). 4. В углу у окна за кроватью (кое)как свалены были всевозможные инструменты (А. Фадеев). 5. Петя явился ко мне очень рано в шесть часов утра (В. Катаев). 6. В начале августа в субботу Петя и Гаврик несколько раз обойдя степью вокруг хуторка и (не)заметив (н…)чего подозрительного вышли к обрывам и легли в полынь (В. Катаев). 7. Весной чаще всего между седьмым и двенадцатым апреля начинает буйствовать Ворша (В. Солоухин).
а) Прочитайте, прокомментируйте написание не и ни. Запишите по памяти.
Я не верю писателям, не любящим поэзию и живопись. В лучшем случае это люди с несколько ленивым и высокомерным умом, в худшем – невежды.
Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку (К. Паустовский).
б) Сверьтесь с текстом. Исправьте ошибки. Оцените себя.
Запишите по памяти. Подчеркните орфограммы.
Не зависевшие от меня обстоятельства, ненавидящий взгляд, старинная баллада, выстиранная полотняная скатерть, французская серебряная ложечка, помасленная овсяная каша, масляная краска, жареная картошка, выкаченный из подвала бочонок, ничего не значащие обстоятельства, множество свинцовых туч, чай горяч, летучая мышь, непромокаемый плащ.
б) Сверьтесь с данными словосочетаниями, исправьте ошибки, прокомментируйте их. Оцените себя.
Ознакомьтесь с таблицей.
Подчеркните главные члены предложения и обособленные дополнения, которые зависят от сказуемых. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните другие обособленные члены.
1. В окне стоял кроме запаха сирени ещё запах земли просящей дождя (Л. Толстой). 2. Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонёк приделанный к трубочке вбитой в стену (А. Чехов). 3. Весь май за исключением нескольких ярких и солнечных дней шли бе…пр…рывные дожди (М. Шолохов). 4. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг (С. Аксаков). 5. Кроме литературы мы увлекались и живописью (К. Паустовский). 6. Так помимо своей воли помимо своего желания они запутываются во лжи (Л. Толстой). 7. Долохов… понравился всем в доме не исключая Наташи (Л. Толстой). 8. По праздникам сверх всего пекли пироги с капустой морковью с луком и яйцами (М. Горький). 9. В отличие от крепкого деда отец выглядел хилым болезненным (В. Дегтярев).
Ознакомьтесь с таблицей.
Сформулируйте основные правила об обособлении членов предложения.
Подчеркните главные и обособленные члены предложения. Обозначьте слова, к которым относятся обособленные члены. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. За рекой на горе лес зелёный шумит; под горой за рекой хутороч…к стоит (А. Кольцов). 2. На берегу среди син…го неба стояли светясь каждым листом рыжие осины, и оттуда посверкивая тончайшими нитями т…нулась в свеж…м воздух… паутина (Ю. Бондарев). 3. Кедр владыка лесов под наростами льда на бриллиантовый замок похож (Н. Заболоцкий). 4. Он дошёл до конца улицы обрывавшейся в поле и глубоко до боли в лёгких вдохнул пахнущий весной воздух таяния (В. Лидии).
7. Я композитор, но сейчас я выступаю как пианист (К. Паустовский). 8. Все вышли потихоньку из светлицы кроме служанки, которая снова села за самопрялку (А. Пушкин). 9. Покойно равновесье сохраняя колесики внутри себя наладь (Е. Винокуров). 10. Огонь в печи не спит перекликаясь с глухим дождём струящимся по крыше (Н. Рубцов). 11. И деревья освещенные холодным огнём молний казались живыми простирающими вокруг людей уходивших из плена тьмы корявые длинные руки сплетая их в густую сеть пытаясь остановить людей (М. Горький).
Выполните тестовые задания по темам «Однородные члены предложения», «Обособленные члены предложения». Обратите внимание на то, что в каждом задании может быть один, два и более правильных ответов.
А. 1. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые (знаки не расставлены).
1) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
2) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.
А. 2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Стол, кресла, стулья: всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства.
2) Всюду: вверху и внизу – пели птицы.
3) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, дудочек и брызгалок.
А. 3. Запятая на месте пропуска нужна в предложении
1) Рябина шуршала листвой по стёклам, загораживая от глаз всё остальное (…) и создавая в комнате полумрак.
2) Эти мысли не давали покоя и днём и ночью (…) и преследовали меня.
3) Я то засыпаю (…) то пробуждаюсь, открываю глаза.
А. 4. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
1) Молодой казак стройный и красивый подошел ко мне.
2) Сам человек работящий он не выносил лени во всех её видах.
3) Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом.
А. 5. Приложение необходимо обособить в предложении
1) Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.
Пунктуация
1. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?
В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах — голубика, клюква, брусника.
1) Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.
2) Это предложение с обобщающим словом при однородных членах.
3) Вторая часть предложения — неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.
4) Вторая часть предложения — неполное предложение с составным именным сказуемым, на месте пропуска глагола-связки должно стоять тире.
2. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)
Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.
1) Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.
2) Это сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.
3) Это сложноподчиненное предложение, между частями которого ставится запятая.
4) Это сложносочиненное предложение, между частями которого ставится запятая.
3. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?
Предметы теряли свою форму: все слилось в однородную массу.
1) Это бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.
2) Это предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.
3) Это бессоюзное предложение со значением противопоставления.
4) Это бессоюзное предложение со значением перечисления.
4. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Трижды девять двадцать семь.
2) Дорога как стиральная доска.
3) Быть молодым значит уметь удивляться.
4) Терпение одна из черт его характера.
5. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Давно уже наступили сумерки она все еще сидела в гостиной.
2) Прошло три дня все вокруг преобразилось.
3) Любить природу значит беречь ее.
4) На камнях на земле на берегу рос мох.
6. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Этот город мое любимое место на земле.
2) Назад закричал отец.
3) Эти годы неповторимые.
4) Оглянулся командира рядом не было.
7. Какое предложение осложнено вводным словом? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Каждый понимает счастье по-своему.
2) Я считаю что счастье — это дар судьбы.
3) Рейс к счастью задерживался из-за плохой погоды.
4) Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит.
8. Какое предложение осложнено вводным словом? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Виталий Павлович пожалуйте сюда.
2) Кажется шепчут колосья друг другу.
3) Среди птиц нет пожалуй более быстрой чем эта.
4) Ах ты какой!
9. Какое предложение осложнено обращением? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Чувствуете вы теперь боль?
2) Я однако хорошо заметил что курок он спустил.
3) Ну уж так и быть.
4) О мой милый мой нежный прекрасный сад.
10. Какое предложение осложнено обращением? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Деревья их не с чем сравнить!
2) Правда и этим летом мало что изменилось в доме.
3) Я рад тебе как другу юных лет.
4) Дорогие выпускники нам жаль расставаться с вами.
11. В каком предложении перед и ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Эти мысли не давали покоя и днем и ночью и преследовали меня.
2) И стар и млад понимали тогда значение происходящего.
3) Казалось ливни никогда не прекратятся и отдых будет окончательно испорчен.
4) Во взгляде моего собеседника была уверенность в себе и у меня появилось желание доказать свою правоту.
12. Нужна ли запятая на месте пропуска?
Прошел короткий ливень (. ) и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов.
1) Запятая не нужна, так как в этом сложном предложении есть общий член предложения.
2) Запятая не нужна, так как это простое предложение с однородными членами.
3) Запятая нужна, так как это сложное предложение.
4) Запятая нужна, потому что это простое предложение с однородными членами
13. Нужна ли запятая на месте пропуска?
Рябина шуршала листвой по стеклам, загораживая от глаз все остальное (. ) и создавая в комнате полумрак.
1) Запятая нужна, потому что это сложное предложение.
2) Запятая не нужна, так как это простое предложение с однородными членами.
3) Запятая не нужна, так как в сложном предложении есть общий член предложения.
4) Запятая нужна, потому что это простое предложение с обособленным обстоятельством.
14. Нужна ли запятая на месте пропуска?
1) Сложное предложение, запятая нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая не нужна.
3) Сложное предложение, запятая не нужна, есть общий член предложения.
4) Простое предложение с однородными членами, запятая нужна.
15. В какой схеме предложения допущена пунктуационная ошибка?
2) ʘ: например, О, О, О.
16. Какая из схем соответствует предложению? (Знаки препинания не расставлены.)
Везде на склонах гор на ветвях деревьев лежал снег.
1) ʘ: О, О —.
2) ʘ: О, О.
3) О, О, О.
4) О, О.
17. В какой схеме предложения допущена пунктуационная ошибка?
2) ʘ, а именно: О, О, О.
18. В каком предложении не ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Все в его внешнем виде говорило о слабовольном нерешительном характере.
2) Тяжелые кованые ворота вдруг легко поддались одному усилию руки.
3) Даже холодные мрачные очертания замка уже не наводили на моего спутника ужас.
4) Теплым ясным днем пришла Зинаиде весточка от сына.
19. В каком предложении не ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Под тяжестью снега согнулись молодые цветущие березы.
2) Бесконечные нудные дожди стояли у порога.
3) Гора показалась мне какой-то мрачной мертвой безмолвной зловещей.
4) Гляжу на черную засохшую крупинками землю.
20. В каком предложении ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Нежные лимонные листья молодой осины дрожали над головой.
2) Входили робко облака в небо зимнее ночное.
3) Холодные седые облака свисали прямо над головой.
4) По широкому гладкому асфальту мы въехали в город.
21. В каком предложении ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мокрая холодная осень стояла в городе.
2) Странный пронзительный крик раздался где-то позади.
3) Воздух был наполнен сухой горячей пылью.
4) Небольшой деревянный комод стоял в углу.
1-3, 2-4, 3-1, 4-2, 5-4, 6-3, 7-3, 8-3, 9-4, 10-4, 11-4, 12-3, 13-2, 14-3, 15-2, 16-1, 17-4, 18-2, 19-1, 20-2, 21-1